2020 вариант 4. Наташа Вита-Мор, почетный профессор, технология, этика, инновации. (Первая версия 1983) (Вторая версия 1998. Третья версия 2008). www.natashavita-more.com
Наташа Вита-Мор
Трансгуманистический манифест бросает вызов проблеме человеческого старения и неизбежности смерти, отстаивая три условия. Эти условия утверждают, что старение является болезнью; усиление и улучшение человеческого тела и мозга необходимы для выживания, и что человеческая жизнь не ограничивается какой-либо одной формой или средой.
Понимание этих условий лежит в основе философии и мировоззрения трансгуманизма [i] и выступает за этическое использование технологии и основанной на фактах науки в целях вмешательства и эффективного смягчения последствий старения и отхода от генетической предрасположенности путем продвижения генетической свободы.
К этим действиям нужно подходить обдуманно, рационально. Старение - это болезнь. Цель состоит в том, чтобы смягчить старение и изменить продолжительность человеческой жизни сверх максимального срока как биологического состояния, когда болезни в той или иной степени поражают всех, в конечном итоге программируя на смерть. Новые технологии и достижения науки, наряду с социальными реформами в области старения, позволят сформировать позитивный взгляд и практическую убежденность в будущем.
Расширение и усовершенствование человеческого тела и мозга необходимо для выживания. Каждый человек заслуживает права на генетическую свободу.
Люди имеют фундаментальное право владеть своим телом, формировать свою сущность и жить своей жизнью. Морфологическая свобода отвечает этому условию, защищая право человека на усиление и усовершенствование и защищая право человека никогда не быть принужденным к усилению и усовершенствованию.
Человеческая жизнь не ограничена какой-либо одной формой или какой-либо одной средой. Среда является единственным фактором существования жизни, будь то биосфера на Земле, цифровое пространство киберпространства, искусственные симуляции виртуальной реальности или системы жизнеобеспечения в космическом пространстве.
Для поддержания существования все среды нуждаются в безопасных и здоровых инфраструктурах, которые защищают жизнь и устраняют угрозы для нее.
Люди создают теории и связанные с ними мнения, которые которые могут вызвать разногласия и раздор, противопоставляя одно верование другому с помощью ложных предпосылок и предлагая одной группе быть более или менее достойной, чем другая, на основании возраста, пола, расы, внешности, религии, убеждений, политического и социального статуса.
Эти настроения не связаны с биологией или эволюцией человека; это человеческая потребность контролировать, вызванная страхом, жадностью и неопределенностью. Человечеству нужны перемены - новое видение, которое поможет нам стать более гуманными.
Это что-то новое представляет собой трансгуманизм - мировоззрение, стремящееся к такому качеству жизни, которое обеспечивает вечный прогресс, самопреобразование, практический оптимизм, дальновидные решения и критическое мышление – это и есть трансчеловек.
Трансчеловек[ii] представляет собой биологически-технологический организм - трансформацию человеческого вида, который продолжает эволюционировать с помощью технологий.
Эта эволюция рассматривается в рамках палеонтологии, археологии, эволюционной биологии и антропологии. Далее она изучается и понимается в философском дискурсе, социальных и культурных исследованиях. Она осознается и реализуется благодаря технологическому прогрессу, который приводит к взаимодействию человека и с компьютерм, носимыми устройствами и компьютеризированными коммуникационными инфраструктурами. О нем свидетельствуют медицинская наука и научные прорывы, позволяющие выявить генетическую мутацию и определить цель заболевания, а также исследования и разработка генных терапий, направленных на обращение вспять и восстановление повреждений клеток биологической системы. На экологическом уровне это проявляется в космических полетах астронавтов, адаптирующихся к условиям внеземной среды. На интерактивном уровне это проявляется в использовании персонализированных аватаров и персонажей в виртуальной и дополненной реальности, видеоиграх и других искусственных средах.
Продление жизни направлено на увеличение максимальной продолжительности жизни человека. Расширение жизни означает увеличение продолжительности жизни человека и диверсификацию материи, в которой увеличиваются возможности и способности человека. Для человеческой жизни продолжительность ограничена одним столетием, а ее материя связана с биологией.
Чтобы стремиться к долголетию, крайне важно выявить видимые и невидимые границы между взаимосвязанными силами, которые нарушают здоровье и благополучие. Также необходимо активно решать этические проблемы, связанные с наукой и технологиями, разумно защищая права человека, включающими и морфологическую свободу.[iii]
Трансгуманизм - первая философия и мировоззрение, публично провозгласившее необходимость искоренения болезней и выступающее за долголетие и нестареющее мышление. Трансгуманисты внесли свой вклад в развитие идей, исследований, разработок и образования в области долголетия используя науку, технологии, а также путем обращения к руководящим органам и группам по вопросам этического использования таких технологий, как искусственный интеллект, нанотехнологии и генная инженерия.
Трансгуманисты являются самыми активными в мире сторонниками будущего здоровья, благополучия и процветания для каждого человека.
Технология трансчеловеческой трансформации возникает в рамках кибернетики. Именно здесь происходит интеграция понятий человека и машины, и компьютер начинает взаимодействовать (Wiener 1950:163)[iv] с человеческим телом и его биологией, что приводит к появлению концепции киборга. Сравнения между киборгом и трансчеловеком часто проводятся умышленно и непреднамеренно. Киборг позиционируется как конечная точка интеграции человека, машины и компьютера; однако трансчеловек - это непрерывная эволюция человека. Эта эволюция включает в себя слияние органического человека, технологических достижений в области ИИ, наномедицины и смягчающей болезни генной терапии, устройств и протезов, которые улучшают и дополняют биологию, а также осознание личной идентичности как преобразующего, телематического и расширенного средства, которое усиляется благодаря новым техно-коммуникационным системам.
Киборгология - независимо от того, насколько совершенны новые расширения и имплантаты или же эссе, написанные на эту тему профессорами Стивеном Манном, Кевином Уорвиком или Донной Харауэй,[v] еще не затрагивала вопросов продления жизни.
Эта область наиболее отчетливо согласуется с трансчеловеком как одним из очевидных результатов усовершенствованной личности, которая стремится к продлению жизни и использованию альтернативных вариантов перцептивного, когнитивного и физического тела.
Проблема размывания понятий киборг и трансчеловек (или будущий постчеловек) предлагает следующее трехстороннее разграничение:
"- область кибернетики создала киборга через отношения между человеком и его человеко-машинного расширения (Clynes & Kline 1960)[vi]" [для целей освоения космоса и не предвидела биотехнологий, ИИ или нанотехнологий, которые приведут к появлению адаптивного, эволюционного человека - трансчеловека];
"- область философии перенесла трансчеловека в культуру как переходный этап трансформации человека, восстановительных процессов и селективного усовершенствования, которого в настоящее время называют активным представителем и адресатом усовершенствования человека... (More 1990; Bostrom 2005)[vii];
"- область научной фантастики перенесла постчеловека в искусство (Пепперелл 1995)[viii], в настоящее время в большей степени связанное с общим искусственным интеллектом и искусственными платформами "загрузки" эмуляции целостного мозга и/или независимого от субстрата разума (Сандберг и Кене 2009)[ix]".
Простое добавление гаджетов к нашим телам не сделает нас современными или развитыми, и не создаст новых тел и среды обитания без трансдисциплинарной стратегии.
Человеческое тело и его диверсификация требуют перекрестного опыления идей, для стимулирования гипотетических, многомерных процессов решения сложных проблем, связанных с машиной и человеком.
Человеческое восприятие объединяет познавательные и телесные процессы для передачи и перевода информации, которая с помощью паттернов отражает массив исследований молекулярной активности биологии. Будущее использование человеком наномолекул из области нанотехнологий может осуществляться в согласии с биологией (Drexler 1987)[x].
Процессы молекулярной сборки помогут построить новые типы тел, таких как Platform Diverse Body (Vita-More, 1997) (2013)[xi].
Трансгуманизм предлагает новый философский подход к существованию человека и одновременно расширяет такие предшествующие, как Ренессанс, Просвещение, модернизм и постмодернизм.
Трансгуманизм ценит человеческий потенциал, но не рассматривает человека как конечную стадию существования.
Трансгуманизм признает, что определенные виды поведения, инкультурированные человеком, существуют в социальной среде, но не поддерживает представления об универсальной человеческой природе.
Таким образом, трансгуманизм не участвует в создании социальных, религиозных или политических абсолютов или предубеждений, которые направлены на ограничение и урезание прав и свобод людей.
Вместо того чтобы противопоставлять религиозные и политические взгляды, трансгуманизм стремится сосредоточиться на здоровом долголетии как позитивной конечной точке, а не на пути, который проходит каждый человек,.
Для поддержки этого конечного результата, трансгуманизм выступает за правовые победы в медицинской, технологической и научной областях, которые помогут развивать исследования и разработки в области долголетия, а также личной свободы выбора конца жизни.
Для успешного достижения конечной цели необходимо повысить уровень осведомленности, что предполагает целенаправленную глобальную пропаганду образования, ориентированного на будущее человечества.
Трансгуманизм признает уникальность людей и необходимость преодоления неуместных предубеждений, связанных с возрастом, расой, полом, внешностью, религией, убеждениями, политическим и социальным статусом, и поддерживает гендерное разнообразие, для того чтобы включить, а не исключить повышенное осознание потенциального многообразия гендерных и сексуальных альтернатив. В этом переходном процессе трансчеловек избавляется от изжитых предубеждений и интегрирует новые ценности и методы для долголетия- продлевая максимальную продолжительность жизни, улучшая биологию и увеличивая остроту ума.
1. За пределами смертности: Болезнь старения оставляет людей беспомощными, запертыми в системе болезни и смерти, а не в системе здравоохранения и жизни. Нам нужны новые технологии, наука и социальные структуры, которые способствуют созданию позитивных, а не негативных условий.
2. За пределами дефицита: Мы должны улучшить качество жизни во всем мире. Экономика изобилия заключается не в количественном, но в качественном измерении, она подразумевает то, насколько высоко качество жизни, обеспечивающее основные человеческие потребности, свободу, благополучие, а также расширяющее возможности и потенциал.
3. За пределами жестокости: Дискриминация людей по признаку пола, возраста, расы, пола, внешности, религии, убеждений, политического и социального статуса является глобальной, поддающейся проверке и широко распространенной. Что нужно обществу, чтобы преодолеть неправильное восприятие и когнитивные предубеждения?
В изобилии сострадания дискриминация не имеет ни места, ни цели. [xii].
[i] More, Max (1990) Transhumanism: Toward a Futurist Philosophy. In Extropy Magazine. Vol. 4, No. 1.
[ii] Vita-More, N. (1986-1995). [Note: The research on the history of the term “transhuman” and “transhumanism” was completed by Natasha Vita-More and Winifred Drake Clark during the late 1980s to mid-1990s: “As an historical note, the Italian verb “transumanare” or “transumanar” was used for the first time by Dante Alighieri (1265-1321) in the Divine Comedy. It means “go outside the human condition and perception” and in English could be “to Transhumanate” or “to Transhumanize.” T.S. Eliot wrote about the risks of the human journey in becoming illuminated as a “process by which the human is Transhumanised” (1950:147) in his play “The Cocktail Party” (1950). The actual concept of transhuman as an evolutionary transition was first expressed by FM-2030 (f/k/a FM Esfandiary). His trilogy, Optimism One (1970), Up-Wingers (1973)and Telespheres (1977) comprises his unique ideas about the transhuman, some of which were mentioned in the final chapter of Woman In The Year 2000 (1974). Ideas about humanity and evolution were explored by Julian Huxley in his writings on evolutionary humanism in the book Evolution: The Modern Synthesis (1942) and suggested the term transhuman for a “superior being aware of his potential and able to work toward it because of his knowledge” (Halacy 1965:11). Pierre Teilhard de Chardin referenced the transhuman in The Future of Man (2004) and, in 1966, FM-2030 (fka FM Esfandiary) outlined an evolutionary transhuman future while teaching “New Concepts of the Human” at the New School for Social Research in New York City. Abraham Maslow referred to transhumans in Toward a Psychology of Being (1968), Robert Ettinger also referred to transhumans in Man into Superman (1972), the author wrote the “Transhuman Manifesto” (1982), and Damien Broderick discusses the transhuman in the science fiction novel The Judas Mandala (1982), and by Natasha Vita-More in the “Transhuman Manifesto” (1983).[ii].
[iii] Wikipedia: https://en.wikipedia.org/wiki/Morphological_freedom.
[iv] Wiener, Norbert. (1950) The Human Use of Human Beings: Cybernetics. New York: Da Capo Press, pp. x, 58, 95, 103, 134-135, 163.
[v] Mann, Steve. (May 1998) WEARABLE COMPUTING as a means for PERSONAL EMPOWERMENT. Keynote address titled presented at the 1998 International Conference on Wearable Computing ICWC-98, Fairfax VA.
Warwick, Kevin. (2004) I, Cyborg. Champaign, IL: University of Illinois Press, p. 4.
Haraway, Donna. (1991) Simians, Cyborgs, and Women: The Reinvention of Nature. New York: Routledge, pp. 3-5, 149-181.
[vi] Clynes, Manfred E., and Kline, Nathan. S. (1960) Cyborgs and Space. In Astronautics, American Rocket Society Inc, New York, New York, pp. 26, 27, 29, 33.
[vii] Bostrom, Nick. (2005) A History of Transhumanist Thought. In Journal of Evolution and Technology, Vol. 14, No. 1.
[viii] Pepperell, Robert. (1995) The Post-Human Condition. Bristol, UK: Intellect.
[ix] Sandberg, Anders and Koene, Randal. (3 October 2009) Anders Sandberg and Randal Koene On Whole Brain Emulation. In H+ Magazine. See http://hplusmagazine.com/2009/10/03/singularity-summit-anders-sandberg-and-randal-keone-whole-brain-emulation/.
[x] Drexler, Eric. (1987) Engines of Creation. Harpswell, ME: Anchor, pp. v, 4, 213.
[xi] Vita-More, Natasha. (March 2012) Life Expansion. Plymouth, UK. University of Plymouth. https://pearl.plymouth.ac.uk/handle/10026.1/1182 [xi] . (2013) Body by Design. https://www.youtube.com/watch?v=vVG2MbpHd4o
[xii] Goertzel, B. and Vita-More, N. (2020). H+ Summit 2020.
https://humanityplus.org/projects/humanity-conferences/