Поздняя версия развития постмодернистской философии, которая содержательно разворачивается как генерирование программ ее преодоления.
Данное направление было стимулировано таким феноменом как «кризис идентификации», который состоял в том, что в постмодернизме судьба человека превращалась в относительный и вариативный рассказ.
В связи с этим, стратегическая ориентация After – постмодернизма направлена на «воскрешения субъекта» и реконструкцию субъективности. (М. Готдинер, 1998; Дж. Уард, К.-О.Апель, 1997, 1998).
Широкое социально-философское и культурологическое течение, объединяющее совокупность теорий и концепций, которые преодолевают постмодернизм с различных содержательных позиций и предлагают язык описания новой эпохи.
Постпостмодернизм не порывает окончательно с постмодернизм, но сохраняет преемственность и рассматривает многие его положения в новом свете.
Место постмодернистской иронии начинают занимать доверие, диалог и искренность, а отражение и воссоздание пластов информации преимущественно осуществляеться с помощью качественно новой виртуальной реальности.
Основные направления пост-постмодернизма
Последовательная критика постмодернизма привела к возникновению целого спектра новых постпостмодернистских теорий в искусстве, обществе и философии,
преодолевающих постмодернизм с самых различных содержательных позиций.
Одна из наиболее целостных, известных и востребованных версий постпостмодернизма, характеризующаяся культурой избытка, гиперпотреблением, гиперконсюмеризмом и гипертекстуальностью, напряженнностью, срочностью и преувелечением всего существующего, сверхскоростями, гипер-индивидуализмом и стрессовой свободой. (Артур Крокер и Дэвид Кук, 1988; Джон Армитадж, 2000; Франсуа Ашер, 2001).
Согласно данной концепции в основе современной жизни лежит потребность в новом, которая усиливается Интернетом и социальными медиа и запускает гиперпотребительство.
В центре внимания находится новизна, которая затем быстро стареет и заставляет искать что-то новое. Современный мир характеризуется сложностью, которая множит парадоксы, «трансэстетикой», утверждением коммерческого и массового искусства. (Ж. Липовецкий, 2007, 2013), Николь Обер (2008).
Супермодернизм (Supermodernity) рассматривается как разновидность гипермодернизма. Если модернизм сосредотачивался на создании великих истин или «метанарративов», а постмодернизм был направлен на их деконструкцию, то супермодернизм имеет дело с мета-истиной. Основными критериями метаистины является актуальность и полезность, а ее истинность или ложность не имеют значения. Сверхмощность – это шаг за пределы онтологической пустоты постмодернизма и зависимость от правдоподобных эвристических истин. (Терри Иглтон, 2003; Кашиф Викаас, Марк Оже, 2010).
Множество отдельных версий постпостмодернизма можно сгруппировать вокруг таких сфер как:
• культура и искусство,
• общество,
• технологии,
• экономика,
• философия.
I. Культура и Искусство
– новая постпостмодернистская культурная модальность, бросающая вызов «дробной концепции знака и стратегиям нарушения границ постмодернизма», эстетизирующая презентизм и рассматривающая текущую социокультуру как эру перформанса». (Рауль Эшельман, 2000, 2008).
Аргументирование и доказательная база заменяется презентацией, осуществляется синтез наглядности и акторности. Площадкой для таких перформансов стал Интернет, где при помощи компьютерных технологий формируется эстетический контекст, задающий и развивающий собственные смыслы.
– это новая культурная парадигма, возникшая в результате многочисленных транснациональных культурных переплетений в условиях глобализации (Николя Буррио, 2009).
Данное раправление связано в основном с преодолением постмодернизма в искусстве, путем описания новой современности, основанной на смешивании локальных культурных ценностей и связывании их с мировой сетью.
Это территория пограничья, а художник альтермодернист, предстает, как «homo viator», человек странствующий, преодолевающий, стирающий все и всяческие границы.
–концепция постпостмодернизма, строящаяся на особенностях проявления метапрозы (метафикшн) и метафизических текстов (Джош Тот, 2010, 2020).
Направление основывается на расцвете неореализма и новых версий материализма. В реновализме возобновляется интерес к смыслу и значениям, к таким гуманистическим ценностям как истина, подлинность чувств и моральная правда.
Однако реновализм предлагает новое расширенное понятие истины, которая в основном опирается на моральную правду, на фантазию и воображение, на способность к предвидению и созданию собственных, а также альтернативных миров.
«Космовременность» или планетаризм - культурная парадигма, главной характеристикой которой является реляционность или «бытие-во взаимосвязи с другим», «основание и средство для нового единения, для солидарности между людьми».
Космодернизм отличает от постмодернизма то, что он помимо тематических и формальных приемов исследует проблему «другого» и обращается к этике.
Это новая культура Воображаемого, особый взгляд на мир на фоне ускоряющейся глобализации, которая заменяется новым термином – планетаризм. Предлагается преодоление инаковости и разделения на субъект и объект с помощью космодернистского воображаемого, внутри которого «я» является «вместилищем множеств» (Кристиан Морару, 2011).
– художественное течение постпостмодернизма, более близкое к критическому и экспериментальному духу модернизма, чем к его современным формам. При этом внемодернизм реализует не просто модернизацию, но творческую концепцию «что, если». Светлана Бойм (1959–2015).
II. Общество
- концепция описывающая новую эпоху, современный гибкий, текучий, свободный от различных границ и условий мир, в котором происходит отмирание некоторых слов, форм и институций.
Зигмунт Бауман (1997, 2000) констатировал наступление, совершенно нового времени и новой эпохи, требующей нового языка описания.
Новая действительность пребывает в состоянии непрерывного перемещения, плавления и перетекания, в которой сам человек становится мобильным и не обременённым длительными обязательствами, стремящимся к движению и беспрерывному изменению.
III. Технологии
Диджимодернизм (цифромодернизм, 2009) одна из концепций постпостмодернизма, предлагающая новую парадигму современности, основанную на цифровых технологиях.
Новую эпоху, наступившую после пост-модернизма, Алан Кирби (2006, 2009) называет псевдомодернизмом и связывает его с тщеславием и мелкостью, поверхностным участием в культурной жизни, мгновенностью социальных взаимодействий.
Для псевдомодернизма характерны такие феномены, как имитации, вытеснение реальности фейками или символами и состояние транса, «невежество, фанатизм и тревога».
Современность описывается как сетевая эпоха. В связи с чем основное внимание направляется на исследование того как интернет, компьютер, смартфоны и другие новые технологии упраздняют постмодерн и переопределяют нашу культуру и структурируют жизнь, того как они определяют субъекта интерактивности, изменяют характер общения и коммуникации, а также сам способ существования.
–версия постпостмодернизма, исследующая влияние технологий на современные социальные практики и базирующаяся на диалектике индивидуальной автономии и технологической автоматизации.
Приставка «авто» акцентирует автоматизацию окружающей действительности с одной стороны и стремление к личной автономии субъекта — с другой.
Концепция автомодернизма, характеризуется смешением капитализма, демократии, науки и информатизации в условиях глобализации. Различные цифровые устройства гаджеты, смартфоны, роботы-помощники, беспроводные устройства и программное обеспечение всё сильнее трансформируют повседневность и перекраивают ткань социальных отношений. (Роберт Сэмюэлс, 2007, 2009).
- концепция постпостмодернизма исследующая влияние интернета на экономику, культуру, природу и формы социального, а также на само человеческое Я.
Данное направление утверждает слияние индивида и его аватара, нетворкинга и социальных связей, интернета и его пользователелей.
Концепция предсказывает и предлагает оптимистически вариант развития Интернета.
«Оргнеты — небольшие коллективы единомышленников прийдут на смену корпоративным стратегиям интернет-гигантов. Вместо стратегии вечного гиперроста на основе шеринга и апдейтов, оргнеты сосредотачиваются на важности сильных связей и необходимость реальных дел. Герт Ловинк изложил и обосновал свою социо-культурную концепцию интернета в сборнике эссе разных лет (2012 - 2019).
IV. Социально-экономический уклад
Данные версии постпостмодернизма делают акцент на изменениях капитализма, а не постмодернизма и отталкиваются от известной работы американского философа Фредрика Джеймсона «Постмодернизм, или культурная логика позднего капитализма», вышедшей в свет еще в 1990.
Это концепция описывающая современную эпоху, основывающаяся не просто на особом типе реализма, а представляющая чистый реализм как таковой.
Капиталистический реализм основывается на своеобразной «бизнес-онтологии», в которой все, включая здравоохранение и образование, должно управляться как обычный бизнес. Капитализм заполняет все горизонты мыслимого, проникает даже в бессознательное, колонизует сновидения всего населения,
Предполагается, что позиция иронической дистанции, свойственная постмодернистскому капитализму, должна наделить нас иммунитетом против соблазнов фанатизма. (Марк Фишер, 2009).
Один из способов описания современности, отражающий растущее насыщение экономической сферы прежде независимыми сегментами повседневной культурной жизни.
Пост-постмодернизм связан с «культурологизацией экономики», с описанием символической и ориентированной на услуги информационной экономики.
1. Интенсификация, знаменует качественный сдвиг, связанный с тем, что «своевременный капитализм» все больше полагается на экономические практики, которые создают ценность посредством символических манипуляций, а не посредством производства.
2. Ориентация на нематериальные объекты. Финансовый капитал, сам производит деньги, манипулируя деньгами, в отличие от «расширения» на новые физические рынки или границ, более типичных для промышленного капитализма.
3. Метод «перекодирования». Культурные сферы всех видов перекодируются языками и практиками экономики, а экономическая логика все больше переплетается с символическими измерениями и перформативной логикой, ассоциирующимися с языком, культурной работой и поэтикой. (Джеффри Нилон, 2012).
V. Философия
- философское и культурное движение, основанное на совмещении элементов модернизма и постмодернизма в описании сложной идентичности, которой необходимо определиться относительно глобального мира.
Трансмодернизм основывался на критике постмодернизма, однако и развивался непосредственно из модернизма, признавая и используя его различные авангардные стили. Он стремился возродить и модернизировать традицию, а не разрушить или заменить ее.
Трансмодернизм сосредотачивается на духовности, альтруизме, врожденной доброте человека, оптимизме, принятии ценности свободы и преодолении границ наличного человеческого бытия. Его характеристиками являються глобализм, транскультурация, сотрудничество и диалог всех культур. Ксенофилия - любовь и склонность к путешествиям за границу, к иностранцам и экзотике, к неизвестным вещам и людям, неиспытанным ощущениям.
Идея трансмодернизма как альтернативы постмодернизму была выдвинута в середине 1980-х годов американским философом Полом Рэем Шерри Рут Андерсон. Основателем трансмодернизма является Энрике Дуссель (1995,1998), а представителями Зиауддин Сардар (1997). Роза Мария Родригез Магда (1989), Пол Рэй (1996) Дэвид Джеффри Смит (2003)
- философское течение, направленное на приумножение бытия, существования и сущностей, в основе которого лежит идея создания множественных альтернатив господствующим знаковым системам и теоретическим моделям.
Данная философская система ориентирована на построение не возможных миров, а миров возможного, то есть на потенциацию действительности. Направление было основано М. Эпштейном в книге «Философия возможного» (2001). По мнению автора философия до сих пор старалась объяснять или изменять мир, тогда как собственное ее дело - умножать возможные миры.
Потенциация понимается как умножение мыслимых объектов путем создания их альтернатив, вариаций, соперничающих моделей. Она продолжает работу деконструкции по "рассеянию" смыслов, но переводит эту работу из критического в конструктивный план и может быть оксиморонно названа "позитивной деконструкцией".
Протеизм. Данная концепция утверждает, что современность описывается не с помощью приставки «пост», , но скорее «прото-», что означает очередной и назревший сдвиг в "пост-пост-постмодернистской" культуре и представляет собой радикальный переход от конечности к начальности, как к модусу мышления. Философия, подобно Протею, способна принимать самые различные, непохожие друг на друга обличья. Она столь же многообразна, как и пути человеческого самоопределения, самосознания, самообъяснения и самооправдания.
"De’but de siecle, или От пост- к прото-. Манифест нового века". М. Эпштейн (2001)
–современная версия постпостмодернизма, новая парадигма глобального мира, вариант философского отражения реальности и изменений на современном этапе социокультурного развития. (Вольфганг Вельш, Кэлвин Шраг).
Трансверсальность как преодоление всех дихотомий и поляризаций, всех ограничений метафизических оппозиций. Трансверсальность это не просто средний пункт между биполярными противоположностями, она представляет собой способность преодолевать и выходить за их пределы. Трансверсальность прорывается через саму биполярность полюсов: теории и практики, философии и не философии, мнения и тела, женственности и мужественности, человечества и природы, Европы и не-Европы
«Транскультурность принимается во внимание различие и разнообразие, так как без различия «множество» становится толпой. При этом отмечается невозможность слияния различий, гибридизации, креолизации всевозможных этнических принадлежностей и культурных ценностей. (Вольфганг Вельш, 2002).
Трансверсальность как способ преодоления оппозиции и дихотомии между чистой вертикалью "трансцендентализма" модернизма и горизонтальным "историзмом" постмодернисма. Трансверсальный разум способствует взаимному признанию и гарантирует право на существование противостоящих друг другу парадигм. Он «пронизывает» культурные различия и «проникает» между ними, что и дает возможность философствовать «сквозь» культурные границы и жизненные миры.
Он переосмысливает понятие разума как трансверсального, а не универсального. И при этом рассматривает трансверсальность сознания, где различия совмещаются и бинарность мышления уходит в прошлое. (Кэлвин Шраг, 2004).
Аутопоэзис (аутопойезис, аутопоэз, автопоэзис (др.-греч. αὐτός ауто- — сам, ποίησις — сотворение, творчество, производство) - философско-социологическая концепция в основе которой лежит понятие самовоспроизводства живых существ и образуемых ими систем, которые отличаются тем, что их организация порождает в качестве продукта их самих без разделения на производителя и продукт.
Буквально аутопоэзис означает самопроизводство, самодостраивание, самоподдержание живых существ.
Живые существа отличаются «аутопоэзной организацией», то есть способностью к самовоспроизводству — к порождению, «строительству» самих себя,продуцированию и воспроизводству самих себя. Энактивация – это со-бытие, совместное и согласованное становящееся бытие субъекта и познаваемого им объекта, их когерентное и итеративное рождение и скоординированная трансформация. (У. Матурана, Ф. Варела, 1980).
Жизнь и познание неразрывно связанны, а процесс познания отождествляется с процессом жизни… Ум есть нечто подобное жизни, а жизнь есть нечто подобное уму. Структуры сознания являются эмерджентными и проявляются спонтанно, непредсказуемо и относительно недетерминировано в ходе процессов самоорганизации. Личность как рекурсивная система генерирует новые смыслы, создает состоящие из смыслов миры, взаимодействует с выстроенными сетями смыслов, самопроизводя себя и мир как единое целое. (Э. Томпсон, 2011).
Нью Эйдж (англ. New Age, «новая эра»), общее название совокупности различных мистических, философских течений и движений, в основном эзотерического и синкретического характера.
Деятельность последователей движения в наиболее общем виде может представлена следующими направлениями:
1. Философско- эзотерические учения и синкретические системы. Карлос Кастанеда (1968), Рам Дасс (1971,, 2013), Оскар Ичазо (1976, 2020), Кеннет Уилбер (1977, 2017), Стархок (1979), Дэвид Спэнглер (1991), Друнвало Мельхиседек (2000б, 2015), Джеймс Редфилд (2011).
2. Теория и практика ченнелинга (от англ. Channeling — «передача по каналу») установление контакта и прием информации от Высшего Разума и учителей путём вступления с ними в мысленный контакт. Дороти Джейн Робертс (1970), Хелен Кон Шукман (1975), Джей Зи Найт (1977), Дорин Верче (1997, 2011), Пеппер Льюис (2005, 2017),Марк и Элизабет Профет (2006), Патрисия Кори (2017), Эллен Тадд (2017),
3. Движение за развитие человеческого потенциала и концепции личного самосовершенствования и духовной трансформации. Ричард Прайс (1962), Вернер Ханс Эрхард (1971), Эдгар Митчер и Уиллис У. Харман (1973), Мэрилин Фергюсон (1973), Шакти Гавейн (1978), Луизы Линн Хей (184), Сэл Рэйчел (1994, 2020), Экхарт Толле (1997, 2005), Марк Непо (2005, 2020)
4. Стремление к утверждению универсальной религии. Создание различных религиозных движений, групп и духовных организаций. Ошо (Бхагван Шри Раджниш), Сатья Саи Баба, Хазрат Инайят Хан, Религия Бахаи.
5. Концепция новой картины мира и единой модели Вселенной. Новая физика. Достижение планетарного видения. Джеймс Лавлок (1979, 2009), Фритьоф Капра (1975), Гэри Зукав (1979), Дэвид Бом (1980, 1993), Илья Пригожин и Изабель Стенгерс (1984), Дипак Чопра (1989, 1994), Майкл Коулман Талбот (1991).
1. Вера в целостную форму божественности, которая пронизывает всю вселенную как «Первичный Поток», «Одна Сущность» и «Универсальный Принцип», Океан Единства» и «Бесконечный Дух».
2. Идея базового единства и универсальной взаимосвязанности всей реальности. Ощущение единства всех людей и всех живых существ как одного безбрежного океана энергии.
3. Идея целостной божественности и тождества человека с богом. Вера в существование ядра или истинного, божественного Я. Вера, в изначальную свободу и безграничность возможностей человека.
4. Идея духовного поиска, предполагающую выявление божественного индивидуального начала и возможность его слияния с Абсолютом
5. Фундаментальность концепции личностного и духовного роста, саморазвития и трансформации сознания человека, в которой обнаруживается единство реального „Я“ со всей Вселенной и всеми другими существами.
6. Переход к личностно-ориентированным ценностям, ценности высшего духовного достижения и культивации и воплощении собственного божественного потенциала (нирвана, самадхи, самораскрытие, самореализация, просветление).
7. Утверждение общечеловеческих высшиих ценностей (свобода, красота, любовь, эмоциональное единение).
8. Вера в сложную духовную иерархию и в возможность откровений и информации исходящей от неземных существ. Ценность видения необычных явлений (медиумы, ясновидящие, контактеры, визионеры астральных миров, психонавты).
9. Ценность правильного образа жизни (вегетарианство, воздержания, добра, соблюдений ритуальной правильности).
Постгуманизм -это современное гуманистическое мировоззрение, которое противопоставляет себя классическому гуманизму подвергает пересмотру саму природу человека и основывается на представлении, что эволюция человека не завершена и может быть продолжена в будущем.
Постгуманизм решительно выступает против предыдущих практик выведения человека в центр мироздания и фиксации его исключительности.
Он перемещает человека из центра мироздания, вглубь сложной системы связей, объединяющие всё живое на Земле. Он рассматривает человека как часть Природы, которая, как и любая другая ее часть, не может являться высшей ценностью. Постгуманизм реабилитирует не-человеческое, и создает мир новых экологических и этических связей между животными, растениями, объектами, артефактами и людьми..
Постгуманисты утверждают, что эволюционное развитие должно привести к становлению постчеловека — гипотетической стадии эволюции человеческого вида.
Основателями течения являются четыре философа Квентин Мейясу, Рэй Брасье, Грэм Харман и Йэн Грант, которых объединяет стремление преодолеть Кантовский корреляционизм(от лат. correlatio «соотношение») и субъектно-объектную связь между сознанием и бытием, но несогласных между собой относительно отдельных философских вопросов.
1. Концепция Квентина Мейясу (2006).
В ней решительно отвергается принцип корреляции и предлагается онтологическое доказательство самой возможности мышления за пределами классического субъекта.
2. Трансцедентальный нигилизм (Рэй Брасье,2007).
В концепции утверждается, что между человеком, как носителем субъективности, и тотальностью материального мира существует непреодолимый разрыв. Мир вокруг не просто не зависит от человека, но безразличен и даже враждебен ему.
3. Объектно-ориентированная онтология (ООО) (Грэм Харман, 1999, 2012).
Согласно данной философской концепции объекты существуют независимо от человеческого восприятия и ставят под сомнение антропоцентризм, центральную роль человеческого взгляда и утверждение, что феноменальный мир, соответствует разуму субъекта.
4. Трансцендентальный материализм (Иан Гамильтон Грант, 2006).
И. Грант выступает за возвращение к платоновскому пониманию материи, которая является не только основным строительным материалом реальности, но и силой, энергией, которые управляют нашей реальностью. Вместо того, что-бы опровергать Платона, необходимо опровергнуть Канта и вернуться к «умозрительной физике» в платоновской традиции, то есть не к физике тела, а к «физике целого».
5. Новая философия процесса (Стивен Шавиро, 2009; Джейн Беннетт, 2011).
раасматривает реальность с позиций панпсихизма и исследует как данное понимание вещей влияет на субъективность.Авторами разрабатывается концепция виталистического или витального материализма, который открывает «активную, живую, трепещущую, пульсирующую, испаряющуюся, текучую материю».
По мнению Бруно Латура, актант — это то, что обладает действенностью (efficacy) и может совершать нечто, изменять ход событий. Актант — это «любая сущность, которая преобразует другую сущность в ходе испытания», нечто такое, чьи «способности мы не можем определить заранее: о них можно судить лишь исходя из исполнения (performance) актанта». (Бруно Латур, Мишель Каллон и Джон Ло).
Карен Барад (2007) исследует процессы взаимно-активной агентности, эффекты которой становятся составляющими новых и всегда открытых взаимно-активных агентностей. Различные объекты в этом мире не существуют как данные, а оказываются результатом сложных синтезов культурных-материальных взаимно формирующих воздействий.
В основе концепции неоматериализма или нового материализма лежит отказ от субъектоцентризма в форме языка или привилегированного экзистенциального опыта субъекта, от социального конструктивизма и всех форм дуальности. Новый материализм исследует запутанность и связность множества человеческих и нечеловеческих агентов, логики и гомологии междисциплинарных связей. (Мануэль Де Ланда, Карен Барад, Рози Брайдотти, 2013).
Данное направление, осмысливает опыт бытия человеком в условиях глобализации, развития техники и изменения климата. Он намеренно стирает различия между научной фантастикой и наукой. По заявлению Д. Харауэй, мы больше не можем воспринимать самих себя как человеческие существа, было бы правильнее провозгласить себя киборгами. (Донна Харауэй, Рози Брайдотти,1985)
Данное течение представляет собой область теорий и методов, имеющих дело с нематериальными аспектами колониального правления и в то же время постулирующих деконструкцию колониальных дискурсов и моделей мышления, которые продолжают влиять на настоящее.(Франц Фэнон, Э.В. де Кастру, Талал Асад Эйме Сезер, Гортензия Спиллерс, Фред Мотен)
Это отдельное направление и составная часть концепции постгуманизма, его своеобразное футурологическое ответвление. Трансгуманизм сосредоточивается на новых технологиях, которые рассматриваются как условия и инструменты человеческого развития, но сохраняет представление гуманизма о человеке как центре мира.
Данное направление является критикой некоторых фундаментальных составляющих гуманизма, таких как свободная воля, автономия и превосходство людей, основанное на их разумности.
В то же время он преодолевает дуализм трансгуманизма и постгуманизма, подвергает критике их отдельные положения и объединяет центральные элементы обоих движений и может рассматриваться как связь между ними.(Хайме дель Валь, Стефан Зоргнер, 2010)
Манифест Метагуманизма Хайме дель Валь и Стефан Лоренц Зоргнер (2010)
Трансгуманизм (от лат. trans — сквозь, через, за и homo — человек) — отдельное направление и составная часть концепции постгуманизма, которое исследует и утверждает качественно новые возможности развития человека, расширение его сознания и усиление всех способностей, за счет развития науки, создания и использования новых технологий.
Трансгуманисты говорят о необходимости направленной эволюции человека, о борьбе со старением и смертью, «обживании» новых сред обитания, освоении космоса и проектах планетарных масштабов.
На их идеи опираются основные научные направления, с которыми трансгуманисты связывают свои надежды – иммортализм, крионика, искусственный интеллект, генная инженерия, робототехника, загрузка человеческого сознания в компьютер, киборгизация и нанотехнологии.
Некоторые трансгуманисты полагают, что люди в конечном итоге смогут превратиться в существа со способностями, настолько сильно расширенными по сравнению с текущим состоянием, что они будут заслуживать названия постчеловека.
В своей современной форме трансгуманизм был в основном сформулирован в лекциях и публикациях Ф.М. Есфандиари (1970, 1973, 1989). Вклад в его развитие внесли Р. Эттингер (R. Ettinger), М. Мински (M. Minsky), Э. Дрекслер и Кристин Петерсон, (1986, 1992). Марк Уокер, Ханс Моравек (1989).
(«От экстропия как метафорическая противоположность энтропии), ранняя школа трансгуманистической мысли, развивающаяся система ценностей и стандартов для постоянного улучшения условий жизни человека. Экстропианцы верят, что достижения в области науки и техники однажды позволят людям жить бесконечно (Макс Мор, Том Морроу, 1988, 1990).
- экстропизм (Extropism), является ответвлением экстропианства, в котором наряду с технологическим прогрессом, отмечается важность личностного развития, обращения к реальным проблемам человечества, а не освоению космоса. Целью прогресса провозглашается достижение всеобщего счастья человечества
Принципы экстропизма были определены в работе Брэки Томассона (Breki Tomasson) и Хэнка Хайэна (Hank Hyena).
Манифест экстрописта
(от лат. abolitio, «отмена») или гедонистический трансгуманизм направление в биоэтике и трансгуманизме, призывающее к использованию технологий не только для увеличении способностей человека, но для максимизации счастья всех чувствующих существ и прекращения (отмены) страданий. Для борьбы со страданиями допустимыми являются любые средства от несовершенных современных психотропных препаратов до радикальной модификации мозга. (Дэвид Пирс, 1995).
Философско-футурологическая концепция перехода к эгалитарному общественному строю посредством развития перспективных технологий. Предполагается, что все используемые людьми искусственные материальные объекты создаются полностью автоматизированной технической средой, без физического труда на основании информации, которая является общим достоянием всего человечества. Непременным условием перехода к технокоммунизму служит не социальная революция, но развитие технологий и «технические решения проблем».
Политическая идеология, синтезирующая либеральную демократию, социал-демократию, радикальную демократию и трансгуманизм. Постполитизм представляет собой трансгуманистическое политическое движение, направленное на создание «постдемократического государства», основанного на разуме и свободном доступе людей к технологиям улучшения.
Политическая идеология, объединяющая либертарианство и трансгуманизм . Основывается на принципе самособственности (self-ownership), который гласит, что разумный эгоизм и рациональное отношение к новым технологиям, позволят, достигнуть существенного расширения свобод человека.
Техногайянизм (от «techno-» — технология и «gaian» — Гея) представляет собой трансгуманистическое течение, направленное на создание чистых и безопасных технологий, как важных факкторов защиты природы и окружающей среды. Данная экологическая идеология, основана на вере в то, что новые технологии могут помочь восстановить окружающую среду Земли.
Социальная философия, которая стремится к добровольному устранению гендера у людей посредством применения передовых биотехнологий и вспомогательных репродуктивных технологий.
Течение, направленное на достижение биоморфического, кинестетического и субъективного идеала путём изменения своего тела и самоизменения. Высшей ценностью и целью данное течение считает биоморфическую свободу. Личное бессмертие для трансгрессивного трансгуманиста является не основным, а побочным явлением.
Моральная идеология, основанная на вере в то, что радикальное продление жизни и технологическое бессмертие возможно и желательно, и пропагандирующая исследования и разработки для обеспечения ее реализации.
Моральная идеология, основанная на вере в возможность технологической сингулярности, «интеллектуального взрыва» и «безудержной реакции» циклов самосовершенствования. Данное течение пропагандирует преднамеренные действия для ее достижения и обеспечения ее безопасности.
Социально-экономическая теория, основанная на идее о том, что новые технологии положат конец социальной стратификации посредством равномерного распределения ресурсов в эпоху технологической сингулярности.
В 1983 году дизайнер и автор Наташа Вита-Море (род. 23 февраля 1950 года), жена Макса Мора, написала «Манифест трансгуманизма» и течении нескольких лет выпустила ряд манифестов о трансгуманистическом и экстропическом искусстве.
Манифест трансгуманизма 1983
The Transhumanist Manifesto 1983
В 2020 Наташа Вита-Море опубликовала четвертый вариант манифеста:
Манифест трансгуманизма 2020
The Transhumanist Manifesto 2020
Физик и кибернетик Валентин Ф. Турчин (1931 -2010) и американский когнитивист, кибернетик Клифф Джослин (Cliff Joslyn, род. 1963) в 1990 году опубликовали «Кибернетический манифест», основные положения которого вписываются в философию трансгуманистического движения.
Кибернетический манифест (1990)
The Cybernetic Manifesto (1990)
В 1998 году философы Дэвид Пирс и Ник Бостром основали Всемирную ассоциацию трансгуманистов (WTA), международную неправительственную организацию, работающую над признанием трансгуманизма в качестве законного объекта научных исследований и государственной политики.
Двумя основополагающими документами WTA были Трансгуманистический FAQ и Трансгуманистическая декларация.
Трансгуманистическая декларация была первоначально разработана в 1998 году международной группой авторов и которая изменялась на протяжении многих лет различными авторами и организациями.
Трансгуманистическая декларация 2002
The Transhumanist Declaration 2002
Новая трансгуманистическая декларация в написании которой также приняло участие целый ряд авторов, среди которых можно выделить Ника Бострома была принята Правлением Humanity + в марте 2009 года.
Трансгуманистическая декларация 2009
The Transhumanist Declaration 2009
Метамодернизм, метамодерн (греч. mετά – после; англ. modern - современный) — это обобщение изменений и состояний философии и культуры начала ХХI века.
Метамодернизм можно рассматривать как мировоззрение и разновидность культурной восприимчивости, которая отражает специфическую чувствительность, как образ жизни, способ переживания и мышления.
Метамодернизм представляет собой новую философию, образ мышления, «мышление о мышлении», а также нахождение собственной идентичности в стремительно надвигающейся глобализированной цифровой эпохе.
Он представляет собой новое видение, некоторую системную «надчувствительность», уникальное мироощущение, вызванное синтезом и одновременном сосуществованием модернизма и постмодернизма, осцилляцией между их основными подходами, положениями и понятиями.
Метамодерн «осциллирует между энтузиазмом модернизма и постмодернистской насмешкой, между надеждой и меланхолией, между простодушием и осведомлённостью, эмпатией и апатией, единством и множеством, цельностью и расщеплением, ясностью и неоднозначностью» — этакий концептуальный оксюморон.
Возникновение метамодернизма, приходящееся на 2010-е годы, связано с четвертой промышленной революцией, которая состоит в стремительном внедрении в реальную жизнь высокоскоростного мобильного интернета, виртуальной и дополненной реальности, блокчейна, самообучающихся машин, искусственного интеллекта, биотехнологий, киберфизических систем и Интернета вещей.
Независимое вызревание метамодернизма внутри культуры, литературы, кино, живописи и теории искусства. Шри Матаджи Нирмала Деви, 1995; Андре Ферлани (2002); Александра Думитреску (2005, 2010).
Системное философское обоснование термина «метамодернизм» было впервые осуществлено нидерландским философом Робином ван ден Аккером и норвежским теоретиком искусств Тимотеусом Вермюленом в их эссе «Заметки о метамодернизме» (Notes on Metamodernism, 2010).
«Заметки о метамодернизме» Робин ван ден Аккер и Тимотеус Вермюлен
Что такое метамодернизм? Робин ван ден Аккер и Тимотеус Вермюлен
Британский художник и фотограф Люк Тёрнер, является автором «Манифест метамодернизма», который появился в сети в 2011 году.
«Манифест метамодернизма» Люк Тёрнер
В 2013 году на сайте «Исследование метамодернизма», новозеландско-австралийский музыкант, композитор, писатель, поэт и историк Гари Форрестер (Gary Forrester) определил 11 сушностных характеристик метамодернизма.
Определение метамодернизма Гари Форрестер
Метамодернизм: Краткое введение (2015) Люк Тёрнер
В 2017 году вышла коллективная монография «Метамодернизм: историчность, аффект и глубина после постмодернизма» под редакцией Р. ван ден Аккера, Элисон Гиббонс и Т. Вермёлена.
Сборник содержит статьи самих редакторов, а также таких авторов как Джеймс МакДауэлл, Джош Тот, Йорг Хейзер, Сьерд ван Туинен, Ли Константину, Николин Тиммер, Грай С. Растед и Кай Ханно Швинд, Ирмтрауд Губер и Вольфганг Функ, Сэм Брауз, Рауль Эшельман, Джеймс Элкинс.
В этом же году шведский философ, социолог, лидер нордической школы метамодернизма Даниэль Гёрц (Daniel Görtz), а также датский историк и философ Эмиль Эйнер Фриис ( Emil Ejner Friis), писавшие под псевдонимом Ханци Фрайнахт (Hanzi Freinacht), опубликовали книгу «Общество слушания: Метамодернистский путеводитель по политике» (2017).
Американские культурологи Грег Дембер (Greg Dember) и Линда Чериелло (Linda Ceriello) в своих эссе и интервью «Что такое метамодернизм?» (2018, 2021) рассматривают такие понятия как традиционализм, модернизм, постмодернизм, культурная чувствительность, методы метамодернизма и пытаются зафиксировать изменения в ощущении новой эпохи.