Кинизм (от греч. kyon – собака) – одна из сократических школ античной философии. Возможно название школы происходит от названия храма Киносарг – «Зоркий пес», в котором Антисфен беседовал со своими учениками. Возможно потому, что киники считали, что жить следует «подобно небесной собаке», а именно сочетая в себе простоту жизни, следование собственной природе и презрение к условностям, верность, храбрость и умение с твердостью отстаивать свой образ жизни.
Абсолют как свобода от общества и социальных влияний, независимость от институтов, законов, обычаев и норм культуры.
Идеал безграничной духовной и нравственной свободы индивида, свобода каждого человека полностью распоряжаться собою. Идеал свободного равного богу в своей независимости.
Божество. Следуя принципу «всего как можно меньше» можно прийти к выводу, что народных богов много, а природный один. Преклонение необходимо испытывать перед целесообразностью божественно разумной природы. Божеству нет надобности ни в статуях, ни в кумирах; их придумал слабый и далекий от Божества, как «небо от земли», человеческий род.
Божество – самодостаточно и человек, освобождаясь от зависимости от всего внешнего, тем самым уподобляется ему.
Автаркия (от др.-греч. самообеспеченность; самодостаточность), понимается не как обеспеченность всеми благами, а как ограничение своих потребностей, как выполнение императива: ни в чем не нуждаться и не иметь ничего лишнего. Самая нужная наука — это наука забывать ненужное. Безвестность есть благо, а философия порождает умение беседовать с самим собой. Кто достиг мудрости, тот не должен интересоваться науками, книгами, чтобы его не отвлекали посторонние вещи и мнения. Мудрец ни в чем и ни в ком не нуждается: ибо все, что принадлежит другим, принадлежит и ему.
Автаркия, то есть полная независимость личности, дороже всех благ, земного наслаждения и той роскоши, которые пагубны для человека. Я предпочел бы безумие наслаждению. Аскетизм — это жизнь согласно природе.
Познание. Истинным может быть только знание о единичном и бытие только единичных вещей. В мире реально существует только частное и конкретное. Нет ни родов, ни видов: «человека» я вижу, а «человечности» не вижу, «лошадей» вижу, а «лошадности» не вижу. Поэтому эти общие понятия не существуют вовсе, а идеи существуют только в сознании человека.
Этика. Автаркия – это совпадение этического и природного. Примат естественности и приоритет личных интересов перед государственными. Общественная мораль — это "дым", который нужно развеять. В жизни необходимо руководится не общепринятыми законами, а законами добродетели. Трагедия человека в том, что он удалился от Бога и природы. Социальные и культурные наслоения затемнили представление человека о самом себе. Его целью является возвращение к естеству, к добродетели которая есть подлинно человеческое призвание и поведение.
Высочайшим наслаждением является труд, а удовольствие является благом, но только когда оно не вызывает раскаяния. добродетели можно научить, а само счастье возможно только от добродетели: «Благородство и добродетель - одно и то же. Достаточно быть добродетельным, чтобы быть счастливым: для этого ничего не нужно, кроме Сократовой силы. Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний.
Главное – это овладение искусством жить. Счастлив только тот, кто равнодушен к бедности и богатству, к почестям или позору, к работе или наслаждению, к жизни или смерти. Следуя только своим естественным потребностям, отвергнув все внешнее и лишнее, люди смогут достичь настоящей свободы и счастья.
Антисфен (444/435 — 370/360 до н. э.) — древнегреческий философ из Афин, последователь Сократа, основатель и главный теоретик кинизма, одной из самых знаменитых сократических школ.
Абсолют как безусловная нравственная и духовная свобода, безграничная независимость отдельного индивида.
Свобода от внешнего мира, решительное отвержение социальных условностей, требований общества и цивилизации, всего искусственного, что противно естеству человека. Науки и искусства бесполезны, ведь главные добродетели - достоинство и сила. Зачем тратить жизнь на их познание, когда следует познать лишь самого себя?
Мудрец не признает никаких законов, кроме законов природы, демонстративно отвергает всякие обычаи и общепринятые нормы жизни, испытывает презрение к славе, успеху и знатности.
Свобода от самого себя. Торжество над самим собой есть венец философии. Подлинное счастье заключается в полной свободе и независимости. Философия - это не игра ума, но образ жизни. Главное жить в согласии с собственной природой. Необходимо жить как мыслишь.
Свободен же только тот, кто свободен от большинства потребностей. Средство для достижения свободы "аскеза" — усилие, тяжкий труд.
Аскетизм понимается как отказ от всех благ, удовольствий, богатства, власти, а также подражание природе. Это образ жизни, основанный на постоянных тренировках тела и духа для того, чтобы быть готовым ко всяческим жизненным невзгодам; умение властвовать над собственными желаниями; воспитание в себе презрения к наслаждению и удовольствиям. Само презрение к наслаждению благодаря привычке становится высшим наслаждением. «Я – освободитель человечества и враг страстей... хочу быть пророком правды и свободы слова».
Искусство жизни. Зачем же ты живешь, если не заботишься, чтобы хорошо жить?
Каждый человек имеет в распоряжении все, что нужно для счастливой жизни. Однако, вместо того чтобы воспользоваться этим, люди мечтают об иллюзорных богатствах и эфемерных удовольствиях. Все находится во власти богов; мудрецы — друзья богов; но у друзей все общее; следовательно, все на свете принадлежит мудрецам.
Этика. Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл. Счастье понимается как добродетель, как глубинное внутреннее достоинство, готовность ко всякому повороту судьбы, “когда "судьбе противопоставляется мужество, закону – природа, а страстям – разум".
Диоген Синоопский (ок. 412 до н. э., — 323 до н. э.), древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников.