Философия жизни (нем. Lebensphilosophie) — иррационалистическое течение в западноевропейской философии, кон. 19 – нач. 20 в., выдвигающее в качестве центрального понятия “жизнь”, которая понималась как абсолютное, активное начало мира, как целостная, самодостаточная, не тождественная материи и сознанию, реальность.
При этом сама действительность рассматривалась как поток жизни или творческих энергий, постигаемый только с помощью иррациональных методов и интуиции.
Философия жизни зародилась на фоне господства романтизма и начала утверждения иррационализма, которые первыми восставшими против всевластия разума немецкой классической философии и оптимизма просветителей.
Представители философии жизни придерживаясь разных философских позиций, однако практически все выступали против классического идеала рационализма.
Фридрих Шлегель в своих лекциях «Философия жизни» (1827) соединяет «жизнь», «поэзию» и «мышление», утверждая тем самым превосходство философии жизни перед «теоретической философией».
Основатель иррационализма Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) своими представлениями о воле как основе мира, жизненной силе и основной детерминанте человеческого бытия, выходит за рамки панлогизма, классического рационализма и культурно-исторического оптимизма Просвещения.
Родоначальником философии жизни является Фридрих Ницше (1844—1900), который понимал «жизнь», как спонтанную, агрессивную и формообразующюю силу, проявляющуюся в виде воли к власти (Der Wille zur Macht). «Сущность вещей не заключается в слепом желании жить, жить – это значит распространяться, расти и побеждать; правильнее будет сказать, что сущность вещей – это есть слепое желание власти.»
По мнению Анри Бергсона, а первичным всепронизывающим понятием является жизненный порыв (Élan vital), а интуиция, имеющая жизненную природу, способна переносить внутрь предмета, сливаться с ним и приводит в самые недра жизни.
Вильгельм Дильтей (1833 -1911) отождествлял понятие «жизнь» с живой, наделенной живительной силой «исторической действительностью» и утверждал, что только «понимание», некоторое непосредственное постижение некоторой душевно-духовной целостности, может приблизить нас к тайне человеческой жизни.
Георг Зиммель (1858— 1918) полагал, что жизнь следует не рациональной, но «витальной» логике, ее смысл не может заключаться в ней самой и, что ее можно понять, как «постоянно перешагивающую границы». Жизнь дифференцируется и обретает устойчивость ставшего благодаря созидаемым ею формам, которые ограничивают хаос становящегося. Жизни присуще производить больше жизни, «быть еще больше жизнью» и образовывать нечто большее, чем жизнь.
По мнению Освальда Шпенглера (1880 — 1936), категория жизни связывается не с жизнью конкретного индивида, а с жизнью отдельных культур. Культура трактуется им как живой «организм», обладающий своеобразной и неповторимой душой, а постижение культурных форм, основано на непосредственном «чувстве жизни». Жизнь представляет собой органический синтез растительных, животных и сознательных форм, сплав биологических и эстетических ассоциаций.
Эдуард Шпрангер (1882 — 1963), в своем труде «Формы жизни» выделил основные типы направленности абстрактного человека, «жизненные формы», исторически инвариантные структуры, соединяющие индивидуальные душевные целостности с надындивидуальными духовными образованиями.
Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности «Я», в которых реализуется определенная ценностная система.
Людвиг Клагес (1872 — 1956) подчеркивал противоречивость взаимоотношения между жизнью и духом. По мнению мыслителя изначальное единство души и тела расчленяется деструктивной деятельностью духа.
1. Ведущей категорией данного направления была интуитивно постигаемая жизнь, которая заменяет собой категорию бытия.
Жизнь трактуется как первичная динамически развивающаяся реальность, целостный процесс, дальнейшая дифференциация которого дает все разнообразие явлений и событий.
При этом категория жизни достаточно неопределенна и допускает многочисленные варианты понимания от определения жизни как воли к власти (Ф Ницше), жизненного порыва и потока качественных изменений (А. Бергсон), до ее понимания как живого «организма» культуры Э. Шпрангера (1882 — 1963).
2. Концентрация на проблеме человека, попытки рассмотреть его в «целостности» и во всем многообразии его душевных сил или выделить отдельные аспекты его природы в качестве основных, фундаментальных.
3. Жизнь может быть постигнута только интуитивно, симпатически.
- Интуиция, понимание, непосредственное постижение целостного переживания, иррациональные прозрения позволяют "схватить" живое, становящееся в его длительности. Познать жизнь — значит не объяснить ее, а понять, почувствовать погрузившись в ее становление и изменение. При этом снимается противоположность познающего и познаваемого, жизнь как бы познает саму себя.
- Антисциентизм: научное знание трактуется как практически-утилитарное, рецептурно-целесообразное, неспособное с помощью категорий и логических рассуждений схватить суть жизни. Разум, язык только скрывают истинное звучание жизни.
- Интеллект и разум понимаются только как инструмент воли к власти или средство приспособления к окружающей среде. Конечной целью человека является не истина, польза, красота, благо, а сама жизнь.
- Примат жизни над истиной. Не существует ни одной безусловно ценной истины, так нет и ни одной безусловно истинной ценности. Истина — лишь одно из средств, ступень в процессе актуализации ценностей, создаваемых нашей волей.
4. Культура понимается как способ сохранения определенной формы жизни. Она связана с рациональным оформлением жизненной стихии. Вот почему она — лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом. Ценности культуры всегда относительны, они — результат адаптации человека к вызовам социоприродного существования (Ф. Ницше).
Культура как уже ставшее и как застывшая жизнь, может быть понята с помощью метода герменевтики, искусства понимания фиксированных проявлений жизни. (В. Дильтей). Культура может пониматься как творческий период развития общества и отличаться от цивилизации как объективации культуры (Г. Зиммель, О. Шпенглер).
5. Становление. Мир представляет собой абсолютное и бесконечное становление. Сама жизнь выступает как поток качественных изменений, сродни творческим активациям. В основе становления лежит бессубстанциональное Ничто, хаос, в котором отсутствуют порядок, единство, логика, целесообразность. Становление мировой жизни лишено смысла, оно не имеет никакой цели и изначально противоречиво. Жизнь, как специфическая целостность, в результате своего распада порождает дух и материю. При этом идея прогресса, как идея совершенствования жизненных форм, отвергается, заменяясь идеей воли к власти.
6. Идея вечного возвращения. Пространство, заполняющееся системами сил, ограничено, но время их существования — вечно. Это ведет к тому, что через огромные временные интервалы возможно повторение уже проживших комбинаций, возвращение уже бывших систем. Поэтому при всем разнообразии жизни ее отдельные элементы, "картины" будут воспроизводиться бесконечно. Данная трактовка процесса становления получила название вечного возвращения. Сверхчеловек своей волей творит себе законы жизни и добровольно подчиняется им. Поэтому вечное возвращение — это приятие человеком жизни в вечности, в полноте осуществления воли к власти. (Ф. Ницше).
7. Творчество. Жизнь, являясь творческим процессом, бесконечно разрушает уже ставшее. Творчество отождествлялось с самой жизнью, с буйством и изобилием природы, в жизненном порыве, непреодолимом стремлении к творению новых форм и сущностей. Творчество — это пробуждение “дионисийского” духа, дух мистического опьянения и экстаза, острого “вкуса к жизни”, воли к власти. Творчество, как свободное от социальных ограничений выражение инстинктивной сущности личности, проявление ее первичной интуиции, раскрепощение иррациональной стихии и могучего потенциала бессознания. Способность к творчеству имманентна жизни и свойственна человеку.
Однако способность к творчеству является индивидуальной, а не родовой характеристикой человека. Смысл человеческого существования в спонтанной творческой самореализация сверхличности. Творец это сверх-человек, совершенно беззаботный и неморальный бог-художник.
8. Элитарная концепция культуры и творчества. Противопоставление творческой элиты, обладающей монополией на «жизненный порыв», инертным массам.
1. Фридрих Ницше (1844 - 1900), немецкий мыслитель, создатель самобытного философского учения, родоначальник философии жизни.
2. Вильгельм Дильтей (1833 -1911), немецкий философ, психолог, историк культуры.
3. Анри-Луи Бергcон (1859 — 1941), французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни.
4. Георг Зиммель (1858— 1918), немецкий философ и социолог, один из главных представителей «философии жизни».
5. Освальд Шпенглер (1880— 1936), немецкий историософ, представитель философии жизни,
6. Людвиг Клагес (1872 — 1956), немецкий психолог и философ, сторонник философии жизни
7. Эдуард Шпрангер (1882 — 1963), немецкий философ жизни и психолог
Философия жизни повлияла и подготовила появление герменевтики и экзистенциализма.