В буддизме Махаяны и Ваджраяны Абсолют понимается как Абсолютная Природа Будды, как универсальное начало и вневременное единство всех будд, персонифицированное в виде изначального Адибудды и вселенского будды Вайрочаны. При этом универсальный космический Будда скорее представляет собой выражение единой подлинной абсолютной реальности, из которой возникают все будды и само мироздание.
Будда Вайрочана являлся наиболее важным из пяти Дхьяни-будд (от. саскр. дхьяна – созерцание), которые представляли собой персонифицированные символы, возникающие в процессе созерцания и трансформирующие сознание на его пути просветлению.
Дхьяни-будды, как трансцендентные будды созерцания и манифестации космических принципов, могут быть также условно соотнесены с универсальной для всех культур картой первосущностей и пента-матрицей феноменальных миров.
При этом каждому из пяти Дхьяни-Будд соответствуют свои цвета, символы, стороны света, а также скандхи (составляющие личности), мудры (позы) и 8 благоприятных символов буддизма, указывающих на непосредственную связь с мирами и повседневной жизнью людей. Восемь благоприятных символов или символов удачи пронизывают практику и существование, позволяя достигать благополучия и счастья каждому конкретному человеку.
Таблица Космические принципы буддизма Ваджраяны
в структуре универсальной пента-матрицы Амитабха
Амитабха Будда Восприятия-ощущения (санджня) ЦЕЛОЕ Символический мир Дхьяна – медитация Распознающая мудрость Красный |
Ратнасамбхава Будда Чистые чувства (ведана) ВОЗМОЖНОСТИ Социальный мир Варада-даяние, щедрость Мудрость Равенства Желтый |
|
Будда Вайрочана Сознание (виджняна) АБСОЛЮТ Культура Дхармачакра мудра Поворота Колеса Дхармы. Мудрость постигающая пустоту. Властитель центра мира Белый |
||
Акшобхья Будда Тело, объекты, форма (рупа) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Предметный мир Бхумиспарша- касание земли Зеркальная Мудрость Синий |
Амогхасиддхи Будда Воля, мотивы, опыт (самскара) СВОБОДА Внутренний мир Абхайя – бесстрашие Мудрость устраняющая препятствия Зеленый |
Пространственные соотношения между космическими принципами, персонифицированными Дхьяни –буддами и их многочисленные соответствия, создающие семейства и смысловые миры, послужили основой изобразительного канона тибетского буддийского искусства.
В чань-буддизме Абсолют или абсолютная реальность, имплицитно проявлялся как изначально совершенная природа Будды, представляющая собой единство просветленного сознания и истинной реальности.
Как универсальное начало и вселенский принцип, изначальная буддовость лежала в основе всего существующего и возможного, пронизывала и пробуждала к жизни все сущее.
При этом, согласно чань-буддийской доктрине, Абсолютное начало наполняет как предельно высшие проявления человеческого духа и культуры, так и каждую частичку бытия, каждое существо, каждое мгновение и дыхание жизни, всю бесконечность окружающей природы.
Высшая абсолютная реальность в чан-буддизме представляет собой не трансцендентное, отдаленное во времени-пространстве начало, но имманентную, близкую, реально присутствующую внутри миров, и, в первую очередь, изначально совершенную природу внутреннего мира. Эту высшую и все пронизывающую реальность не надо достигать, но только пробуждать специально направленным вниманием, путем особых медиативных практик, в том числе и индицированием особого эстетического переживания.
Таким образом Абсолютная реальность понимается как состояние, как переживание высшей реальности, а сам Абсолют познается только изнутри, в момент внезапного просветления, которое и есть открытие своей истинной, изначально совершенной природы.
Абсолютной ценностью обладает только пронзительное состояние, которое не знает прошлого, будущего, а существует в данный момент, вмещающей все возможное время. Состояние, которое не требует каких-то категориальных подпорок, а основывается на чистом, непосредственном опыте. Все истинное, совершенное, изначально чистое находится в данное мгновение внутри и прямо перед глазами, необходимо только это пронзительно осознать, и пережить во всей тотальности чувств, открыть и пробудить абсолютное с помощью медиативных практик, созерцания и художественного творчества.
В дзэн буддизме особо подчеркивается понимание Абсолюта как истинной живой, близкой каждому человеку реальности. Данная абсолютная реальность проявляется в просветленном переживании присутствия совершенной природы Будды и единого «сознания-сокровищницы» вмещающего и порождающего все сущее. При этом утверждается, что Абсолют по своей природе един и изначален, он лишен всякой двойственности, он невыразим и в то же время предельно очевиден, несомненен, близок и жизненен.
В основе дзеновского учения, практики, искусства и обыденной жизни лежит принцип Единства и «недуальности» абсолютной реальности, представление о космической, универсальной природе будды, о изначальном совершенстве внутренней природы и самопросветленной буддовости, наполняющей все сущее.
Представление о вселенской сущности Будды, наполняющей каждую пылинку, высказанное в сутре «Аватамсаки» (II в.н.э), было положено в основу дзэнского понимания мира как единой реальности в которой духовное и материальное, сознание и тело являются только разными состояниями, функциями и модусами единой, изначально совершенной природы.
Единство всего сущего обуславливается и гарантируется присутствием в каждой вещи, травинке, в каждом живом существе и человеке Абсолюта, во всей его полноте, целостности и совершенстве его различных проявлений.
Разлитый в мире Абсолют, пронизывающий как каждую вещь, так и саму душу художника, может представать в виде Единого, Дао, Будды или истинного духа Вселенной, а онтологически или космологически проявляться посредством универсальной витально-энергетической субстанции ци (кит. qi), вселенской жизнетворящей силы ки (яп. ki) или cэйки (яп.sei - производить; ki - сила), которые свободно порождают все вещи и сущности.
все вещи изначально обладают природой Будды, который предстает как Абсолют или единая, изначально совершенная, универсальная и космическая сущность.
Сущность и уникальное отличие дзэн буддизма состоит не в отрицании феноменальных миров и не в понимании жизни как сансары, но в видении и Единого, абсолютного, высшего во всем малом и неприметном, в ощущении и переживании сокровенной Красоты в каждой вещи и явлении повседневной жизни.
«В дзэне, - писал Д.Судзуки, - есть нечто самоутверждающее, свободное и абсолютное, не знающее ограничений и идущее за пределы всякой абстракции. Дзэн — это жизненный факт, а не кусок камня и не пустое пространство. Цель всей дисциплины дзэна — прийти в контакт с этим жизненным фактом, если не удержать его в каждой фазе жизни».
Е.В. Завадская писала о знаменитом китайском художнике: «У Ци Бай-ши же, напротив, была единственная вера, единственная религия—это реальность, это окружающий нас мир».
Единство высшего состояния сознания, просветления и истинной, абсолютной реальности. Извечное стремление челове¬ческого духа к единению с Абсолютом, к установлению непосредственной и глубокой связи с истинной реально¬стью, воплощалась в восточном искусстве в слиянии со вселенским потоком Дао, а также прозрении истинной внутренней природы и достижении совершенной природы Будды.
При этом, в отличие от классического буддизма, в котором состояние просветления, сопровождалось полным отречением от феноменального мира и направлялось на достижение спасения, в дзэн-буддизме в высшем состоянии достигалось полное слияние с творческой и изначально совершенной внутренней природой, а пережитый высший духовный опыт, с помощью художественных средств и приемов воплощался в жизнь и искусство.
Шестой патриарх чань Хуэйнэн (638—713) впервые предложил, что истинная реальность (таковость) тождественная внутренней природе включает в себя объекты феноменальных миров и даже ложные взгляды и мысли.
При этом дзэн, как и чань буддизм ставили своей целью достижение просветления и воплощение мистического опыта переживания единого и сокровенной всепронизывающей красоты в феноменальном мире, в искусстве и обыденной жизни.
Сатори – как внутренняя абсолютная реальность. Таким образом, контакт и любые отношения с абсолютной реальностью становятся возможными только при достижении предельно высшего, трансцендентного уровня сознания и состояния просветления, в котором художник беспристрастно схватывает сущностное единство окружающего мира, а также переживает его мистическое и невыразимо близкое, органично присущее всему сущему совершенство.
Высшее духовное видение, высвечивающее имманентную абсолютность, изначальное единство и совершенство вещей, раскрывающая сокровенную красоту вещей, возможно только в состоянии просветления, в момент переживания неповторимого мистического опыта, который передается в искусстве и жизни посредством художественных средств, эстетических принципов и категорий.
Достижение просветления или высшего творческого состояния осуществляется путем специальных психопрактик и медитаций, а также вследствие «внезапного просветления» достигнутого в процессе созерцания или работой с коанами. В то же время в основе обоих направлений лежала фундаментальная для дзэн-буддизма доктрина изначального просветления.
Само глубокое осознание, интуитивное ощущение единого вкуса реальности, схватывание единства концентрации и свободы, покоя и движения вводят художника в особое творческое состояние.
По сути просветленным является тот, кто видит Единое во всем, своим истинным сердцем постигает сущность и изначальную красоту всех вещей. Единое это и есть реальная природа Будды, которая существует везде во внешнем и внутреннем, как в живых существах, так и в камнях, потоках, цветах. Для познавшего истинную и единую природу Будды стираются границы между повседневным и абсолютным, вещественным и пустотным, обыденным и чудесным.
Состояние Единства и «единомыслия» возникает внезапно и переживается как вся полнота воплощенного в данном мгновенье Абсолюта, существующего вне пространства и времени. В состоянии просветления художник обретает новое, творческое видение мира и все вещи вдруг предстают в новом, неожиданном свете.
При этом само состояние сатори, совершенная буддовость, искусство и просветленная обыденность рассматриваются как неразрывное целое, выражают абсолютную сторону реальности и выступают условием возможности художественного творчества, спонтанности, искренности и подлинной жизни.