Экзистенциализм (от лат. existentia — существование)— направление в философии XX века, ставящее в центр внимания человеческое существование, уникальность бытия человека, возможности его свободы и выбора, утверждающее интуицию в качестве основного метода постижения действительности.
Философия экзистенциализма это иррациональный, мужественный ответ на тоталитаризм систем и универсалий, на диктат мировой Во¬ли, рационализм Просвещения и немецкой классической философии.
Целью экзистенциализма является замена классической "философии сущностей" (еssentia) философией человеческого существования (ехistentia).
Экзистенциализм возводит свои истоки к Сократу (469— 399 г. до н. э.), Августину (354—430), а также Монтеню (1533 -1592), Паскалю (1623-1662), Гаману (1730 -1788), Кьеркегору (1813 — 1855), Шеллингу (1775 — 1854), Достоевскому (1832-1861) и Ницше (1844—1900), Гуссерлю (1856-1938), Мигелю де Унамуно (1864-1936). При этом наибольшее влияние оказали на становление экзистенциализма учение Кьеркегора, философия жизни и феноменология.
В более широком смысле можно говорить о культурном, экзистенциально-персоналистском движении, запечатлевающем глубокое эмоциональное и духовное измерение современного человека и включающем такие родственные экзистенциализму направления как:
• Персонализм. У. Хокинг (1873 -1966), Э. Ш. Брайтман (1884–1953), Р. Т. Флюэллинг (1871–1960) (США), Э. Мунье (1905—1950), Ж. Лакруа (1900–1986) (Франция).
• Философская антропология. М. Шелер (1874-1928), А. Гелен (1904-1976), Э. Ротхакср (1888-1965), Л. Бинсвангер (1881 -1966), Г. Э. Хенгстенберг ((1904-1998), - Германия.
• Диалектическая или «экзистенциальная теология». Карл Барт (1886 — 1968), Пауль Тиллих (1886 — 1965), Эмиль Бруннер (1889 -1966), Рудольф Бультман (1884 -1974) (Швейцария, Германия).
• Русская религиозная философия. Вл. Соловьёв (1853 -1900), В. Розанов (1856 —1919), Н. Бердяев (1874 – 1948), С. Франк (1877 -1950) – Россия.
• Философская антропология - философское движение, представленное М. Шелером, А. Геленом (1904-1976), Э. Ротхаксром (1888-1965), Г. Э. Хенгстенбергом (род. 1904) и др.
При этом экзистенциализм, в отличии от родственных течений, знаменовавших поворот к человеку, направлен не только на раскрытие, но и на преодоление человеком собственной сущности, не только на переживание, но и на понимание онтологического смысла переживания, направленного на нечто трансцендентное самому переживанию.
Расцвет экзистенциализма в 20 – 70-е гг. 20 столетия был вызван возникновением тоталитарных режимов и ростом жестокости по отношению к человеку, использованием научных и технических достижений во вред человеку, опасностью гибели человечества от применения ядерного оружия.
Лев Шестов (1866 – 1938) в своих работах «Шекспир и его критик Брандес» (1900) и «Апофеоз беспочвенности: опыт адогматического мышления» (1905) затрагивает
такие отдельные проблемы экзистенциальной философии как судьба человека, красота и трагизм реальной человеческой жизни, тревога, беспочвенность, неопределенность человеческой ситуации, искусство жизни в неизвестности, неприятие научного подхода к изучению живой жизни.
Николай Бердяев (1874 -1948) являясь религиозным экзистенциальным мыслителем в своих работах Философия свободы (1911), Смысл творчества (1916), «Миросозерцание Достоевского» (1923), утверждал изначальность, несотворенность свободы и высшую ценность человеческой личности, способной в творческом акте прорваться в вечность, осуществить победу над миром, бытием и необходимостью.
Карл Ясперс (1883 – 1969) – немецкий философ – был одним из первых, кто в своей книге «Психология мировоззрений» (1919) поднял экзистенциалистские проблемы и в работах 20-30-х годов предложил свой вариант экзистенциальной онтологии.
Французский философ Габриэль Марсель (1889 - 1973) в своей статье «Экзистенция и объективность» (1914) и в написанной в 1914 – 1923 годах работе «Метафизический дневник» (1927), раскрыл такие экзистенциальные темы как феноменология религиозных переживаний и сверхпонятийное существования, единства «тела-субъекта», а также оппозиций видимого и невидимого, проблемы и тайны, бытия и обладания.
В 1927 году вышла книга Мартина Хайдеггера "Бытие и время", где был разработан первый системный проект экзистенциалистского учения о бытии или фундаментальной онтологии.
Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, М. Мерло-Понти, А. Камю), а также отдельные направления и школы: немецкий, французский, русский, испанский, японский экзистенциализм.
1. Утверждение абсолютной неповторимости человеческого бытия, уникальности и единственности существования каждого человека, раскрытие глубины его переживаний, смыслов, тревог и надежд, не допускающих выражения как языке понятий. В центр философии ставится человек, его активность, возможности свободы, открываемые самим его бытием. Задачей философии становится вглядывание, "вчувствование" в человеческую жизнь, в реальные человеческие страдания, в интимные процессы выбора индивидом своего "Я",
1.1. Принцип человеческой индивидуальности. Все универсальное и всеобщее ложно, только Единичное истинно и только ему присуще существование. «Я избрал Абсолют. А что такое Абсолют? Это я сам в своей вечной ценности» (С. Кьеркегор).
«Единичный… трансцендирует от себя как эмпирической индивидуальности к себе как самобытной самости». «Быть самим собой, быть верным себе, выбрать себя самого» — таково основное экзистенциалистское требование. (К. Ясперс)
1.2. Утверждение уникальности личного опыта конкретного человека, несводимого к общим схемам. «Каждый человек имеет миссию истины. Там, где находится мой глаз, не находится другой; то, что видит в реальности мой глаз, не видит другой. Мы незаменимы, мы неповторимы». «Наше высшее решение, наше спасение состоит в том, чтобы найти свою самость, вернуться к согласию с собой, уяснить, каково наше искреннее отношение к каждой и любой вещи. Не важно, каким это отношение может быть — мудрым или глупым, позитивным или негативным. Важно, чтобы каждый человек в каждом случае думал то, что он действительно думает» ( X. Ортега-и-Гасет).
1.3. Приоритет человеческой личности, единственности ее судьбы над обществом, государством и миром. Быть личностью, индивидуальностью — значит определить свое особое предназначение в мироздании, утвердить полноту единственного бытия в бытии вселенском (Н. Бердяев).
2. Существование предшествует и выше сущности, единичное предшествует и имеет приоритет над всеобщим, уникальное над универсальным, временное «здесь и сейчас» над вечным. Человек не имеет сущность, «эссенции», в мире нет иного смысла, кроме того, который сам придал. Не существует заданной человеческой природы; никакая внешняя сила, никто кроме данного индивида, но может за него осуществить его превращение в человека.
Человек обретает свою сущность и делает самого себя уже существуя. Он существует благодаря себе и для себя. Единственная сущность – это то, что он существует, следовательно его существование.
Процесс обретения человеческой сущности индивидом длится всю его жизнь, не теряя напряженности, драматизма.
Сущность существования – это свободный выбор возможностей. Сущность человека – замысел, проект, будущее. Человек абсолютно автономный в своем выборе и обладает сущностью, идентичной свободе (Ж. П. Сартр).
3. Возрождение вкуса к бытию, но к бытию особому – внутреннему бытию или экзистенции, которая есть ни эмпирическая реальность, ни рациональная конструкция, ни «умопостигаемая сущность» (М. Хайдеггер). Центром экзистенциализма является не учение о разуме, не гносеология и логика, а онтология.
Фундаментом "новой онтологии" становится не некое изолированное сознание человека, а сознание, точнее, духовное (сознание и бессознательное), взятое в неразрывном единстве с человеческим бытием, представленное понятием Dasein (наличное бытие, здесь - бытие).
В основе новой онтологии лежит констатация “изначальности” человеческого Dasein как бытия-вопрошания, бытия-установления, как бытия, которое «есть я сам».
Dasein это единственное бытие, которое способно "вопрошать" о самом себе и бытии вообще, как-то "устанавливать себя" ("устанавливаться") по отношению к бытию. Человек и есть бытие, в котором ‘имеется вопрос о своем бытии.
Для “вопрошающего” человека бытие раскрывается, “светится” через все, что люди познают и делают, а их "делание" раскрывается через "заботу".
Экзистенциалистская онтология сосредоточена на прояснении, вернее, "самопрояснении" феноменов, проявлений сознания.
Сам человек является бытием, особым вопрошающим бытием, раскрывающим и сущность бытия вообще.
Человеческое бытие, Dasein или экзистенция является мостом, по которому мы можем приблизиться к бытию. Именно в человеке и только в человеке можно увидеть само бытие.
Новая онтология выстраивается не от мира или Sein, бытия вообще, к бытию человека, а от человеческого Dasein к миру, как он видится человеку и "выстраивается" вокруг него. Суть человеческого бытия состоит в том, что это бытие-в-мире. Dasein предстает как бытие-в-мире, так как оно способно не только вопрошать о бытии, но и заботиться о себе как бытии, заботиться о бытии как таковом. Человек сначала существует - думает, чувствует, живет, а потом уже определяет себя в мире и «вопрошает" о бытии как таковом.
Бытие и сущее. Бытие следует отличать от реальности существования, действительности, объективных процессов и явлений (Г. Марсель). различение между бытием и сущим представлял, как различение между Светом и тем, что он освещает.
Рождённый в материальной реальности тела, в материальной вселенной, человек обнаруживает себя включенным в бытие.
Существует два региона бытия: бытие-в-себе (être-en-soi), понимаемое как бытие феномена и бытие-для-себя (être-pour-soi), проявляющееся как бытие сознания.
Онтологическая сущность сознания: «Ничто», пустота, бытийная недостаточность, необходимость делать себя, проект. «Ничто» является основанием и источником человеческой действительности. Именно в бездонно-глубоком сущностном Ничто скрывает себя все богатство бытия. Ничто — это состояние сознания, в котором мы можем стать чем угодно по отношению к своей ситуации, тем, чего мы жаждем.
Организация сознанием бытия в свете проектируемого «не-бытия» называется неантизацией.
Неантизация – первоначальное отношение сознания с собой и миром, акт отрыва от себя и от мира.
Сознание предстает как несубстанциональный Абсолют, дух, «выскальзывающий» из-под влияния какой-либо внешней по отношению к нему причинности, очаг продуцирования свободных неонтизирующих и проектирующих актов.
Фактичность (facticité): В широком смысле: факты о мире. Более точно, необходимая связь для-себя с в-себе, с миром и со своим прошлым.
Онтологическая потребность человека выражается в его стремлении быть причастным бытию Бытие уподобляется свету, а сущее - «озаряемому». Бытие — это мир света или Благодать. Благодать - есть Дар, который человек волен либо принять, либо отказаться. Истинное освобождение происходит в акте смирения перед благодатью. «Свободе достигшей высшей степени осознания себя, надлежит в некотором роде освободиться от себя самой» (Г. Марсель).
"Проблема – нечто такое, что встает на пути, загораживая проход. Она всецело передо мной. Напротив, тайна есть то, во что я сам погружен, чем я сам захвачен, сущность чего, следовательно, не находится целиком передо мной". Сам по себе человек есть свобода, а не только природа, тайна, а не всего лишь совокупность проблем. Поэтому личное бытие – всегда тайна. Именно в тайне-таинстве человек соотносится с Богом (Г. Марсель).
"Всеобъемлющее" (Umgreifende). главная категория философии, цель которой объединить в неразрывное целое мир и человека, материально-предметное и духовное. "Всеобъемлющее - это либо бытие в себе, которым мы охвачены, либо бытие, которое и есть мы. Бытие, которое охватывает нас, называется миром и трансценденцией. Бытие, которое есть мы, называется наличным бытием, сознанием вообще, духом, называется экзистенцией" (К. Ясперс).
4. Переоткрытие человека. В центре философии – человек, как существо полное жизни, решимости и непосредственности бытия. В основе бытия не разум и рассудок, а фантазия, вера и безбрежность жизни. Единственной реальностью, является уникальное человеческое переживание. Нет понятия разума или рассудка, а есть фантазия и вера.
Человек переживает, страдает, борется. Бытие человека - это драма, борьба настоящего человека, мужество, ответственность, риск и бунт.
К. Ясперс. Человека нельзя выводить из чего-то другого, он — ‘непосредственная основа всех вещей. Понимание этого означает свободу человека. Человек, находит в себе то, что он не находит нигде в мире: «нечто непознаваемое, недоказуемое, всегда непредметное, нечто ускользающее от всякой исследовательской науки». Это и есть «свобода и то, что с ней связано». Главная цель философии состоит в том, чтобы помочь человеку понять, осознать свое место в мире, понять важность любви, достичь свободы и научиться быть самим собой. В реальной жизни мы ощущаем одновременно свою силу и способность изменить мир и свою беспомощность, уязвимость, одиночество в мире.
М.Хайдеггер. Человек – это вопрошающее о своем собственном смысле бытие, сознающее себя бытие, свободное бытие, проектирующее себя бытие – бытие в возможности. Такое особое бытие получило наименование «экзистенция», в то время как бытие вещей, объектов именуется «просто-присутствием». Человеку присуща настроенность на «подлинное» бытие, открывающееся нам в набросках смысла и в зове совести.
Г. Марсель. Онтологическая потребность является важнейшей потребностью человека. Задача философии – помочь человеку воплотиться как духовному существу.
Человек испытывает своеобразный трепет перед лицом великих таинственных реальностей, как-то: любовь, смерть, рождение ребенка и т.п., – которые вводят жизнь каждого человека в конкретное русло потребность быть озаренным, получить ответ на свой вопрос. «Я говорю, что главное – это причастность к лучшему, которая была мне дарована, пусть и на краткий срок».
Личность есть ответ человека на "зов", и хотя именно от человека зависит, будет ли признан этот зов в качестве "зова", в "надежде" человека "есть нечто, что бесконечно превышает его".
«Подлинный» человек – это личность, устремленная к миру высших ценностей. Нам, брошенным в расколотый и бессмысленный мир, надлежит найти абсолютные ценности, которые существуют в Боге. Эти усилия – личное дело каждого индивида, внутренняя тайна каждого конкретного человека, но они касаются интерсубъективных ценностей.
Ж. П. Сартр. Человек есть то, что он не есть, он есть Ничто и «поток свободы». Он одновременно реальность и трансцендентирование, разрыв с данными, преодоление его. Сознание не имеет онтологической базы и ничем недетерминировано. Оно есть в каждом акте, автономно. Человек не имеет «никакой природы», он открыт. Ему никто, ничего не предписывает, не механизмы, не способы. Сознание предстает как свобода и выбор, как основание всех связей человека как проекта.
Человек– это "проект", который живет, развертывается, реализуется или не реализуется, и процесс обретения человеческой сущности индивидом длится всю его жизнь, не теряя остроты, напряженности, драматизма. Человек есть лишь то, что он сам из себя делает. Он есть ничто иное как его проект самого себя, и он существует лишь настолько, насколько сам себя осуществляет. Человек живет, он способен осознавать свою жизнь, а сама его жизнь зависит от его собственных усилий. Быть в пути, то есть постоянно заботиться об обретении своей сущности,- истинно человеческий, хотя и нелегкий, полный драматизма удел.
5. Экзистенция (существование, лат. exsistentia, от глагола ex-sisto, ex-sistere — выступать, выходить, обнаруживать себя, существовать, возникать, показываться, становиться, делаться) предстает как основная категория философии, как бытийственная характеристика человеческой реальности, интенциальное бытие, бытие в мире, бытие экзистирующего сущего или вот-бытие, «здесь и сейчас присутствие» (Dasein).
1. Экзистенция – это подлинное человеческое существование, способ бытия личности.
Это личностный, сугубо человеческий способ существования, бытие неповторимой индивидуальности в цепочке ее неповторимых переживаний, мгновений. Экзистенция – это бытие самим собой, которое относится к себе.
Экзистенция - центральное ядро человеческого «Я», благодаря чему «Я» выступает не как эмпирический индивид, не как "мыслящий разум", не как всеобщее, социальное, общечеловеческое, а как конкретная, неповторимая индивидуальность. Экзистенция предстает как способность человека ощущать свое бытие изнутри как переживание жизни, как переживание и понимание себя.
2. Экзистенция — это открытость для возможностей и откровенности бытия. Это «бытие того сущего, которое открыто для откровенности бытия, в которой оно находится благодаря тому, что переносит ее». Это живое, открытое не фиксированным заранее возможностям, «бытие-впереди-самого-себя», проецирование себя в будущее». Экзистенция человека есть его "стояние в просвете бытия". Подлинное, свободное человеческое бытие связывается с "экстатическим" отношением человеческого существа к истине бытия" с "экстатическим стоянием в истине бытия", "выступанием в истину Бытия». (М. Хайдеггер).
3. Экзистенция – это свобода, безосновность и беспредпосылочность человеческого существования, отсутствие передзаданости, отсутствие жесткой детерминированности, конкретное, индивидуальное бытие-для-себя, происходящее здесь и сейчас (Ж.П.Сартр). Истинно человеческая экзистенция лишь тогда "налична", когда человек действует как свободное существо, когда он не дает самому себе и другим людям превратить себя в объект манипулирования (К. Ясперс).
4. Экзистенция - это постоянный выбор человеком своих возможностей, своего будущего, постоянное доопределение человеком себя в акте своего радикального решения о мире и своем собственном способе быть в нем.
5. Экзистенция – это поиск смысла жизни и забота. Экзистенция сопряжена с поисками непреходящего смысла бытия и с заботой о наличном. Высвечивание экзистенции" нужно, индивидам, чтобы обрести свою сущность (К. Ясперс).
Экзистенция это присутствие человека с миром и самим собой, «здесь-бытие», непосредственно переживающее и наделяющее смыслом себя и мир,
совершающее смысложизненный выбор, принимающее решение и кристаллизующее его в мире. Это деятельность первичного жизнезначимого смыслообразования, самоопределения, самостроительства и самоосуществления человека в мире.
6. Экзистенция – это не сущность, она не обьективирована, не задана, не определена. Это не «устойчивая субстанция, покоящаяся в самой себе», не совпадение с самим собой, присутствие с собой и с миром, а "беспрерывная неустойчивость", "отрыв всем телом от себя", постоянное выступание вовне, в мир», но живая процессуальность, динамическая и открытая реальности, которая «должна ожидать себя и делать себя» (Ж. П. Сартр).
6. Экзистенция – это трансценденция. Экзистенция понимается как собственное бытие, внутреннее бы¬тие человека, характеризующееся незамкнутостью и открытостью. «Незамкнутость — знак его свободы» (К. Ясперс). Трансценденция или выход человеческого бытия за свои пределы и есть подлинное существование.
Трансцендентное – это Бог (Ясперс), глубочайшая тайна экзистенции (Сартр, Камю), сам акт соотнесения, трансцендирования, как «выступание в истину Бытия», «выдвинутость в Ничто», Забота и Со-бытие с Другим (М. Хайдеггер).
Трансценденция «столь же неумолимо существует, сколь и не может быть увидена и пребывает непознанной». Если «бытие-в-мире» есть «Всё» (das All), а экзистенция противостоит «Всему» на правах «Единственного» (das Einzige), то трансценденция бытийствует во «Всем» и в «Единственном» как объемлющее их «Единое» (das Eine) (К. Ясперс).
Человек существует в том смысле, что каждый момент выходит за пределы самого себя. Человек не может просто жить, он должен трансцендировать, раздвигая границы своего сознания, «просветляя» его.
Мое бытие - это моя личная тайна, бесконечно единственная, и захватывающий меня без остатка. Трансценденция означает - подняться к самому себе, подняться до глубин (Г. Марсель).
Способность к трансценденции – основа человеческой свободы. Свобода есть выход за границы имманентного мира, соприкосновение с трансцендентностью.
7. Свобода как ключевая категория, которая понимается как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей (Кьеркегор), как ничто, трансценденция бытия, выбор и создания себя как «проекта» (Сартр), как обретение себя в Боге (Марсель, Ясперс), как открытость Бытию, выдвинутость навстречу Бытию (Хайдеггер), как самотрансценденция (В. Франкл), как свобода личности от общества. Сама суть экзистенции - свобода, неподвластность объективизации, овеществлению (К. Ясперс).
Свобода является основополагающим экзистенциалом человеческого бытия полагает все другие модусы существования индивидов.
«Человек свободен в связанном законами мире», а религиозная вера есть высшая степень освобождения человека, как некий прорыв в область абсолютной свободы, где царствует возможность свободной творческой деятельности (Л. Шестов).
Свобода для меня первичнее бытия… Я положил в основе философии не бытие, а свободу. Свобода, абсолютна, иррациональна и не соизмерима ни с какими другими категориями. Ее уникальность состоит в том, что она добытийственна и существует как нечто, представляющее иррациональную субстанциональную силу, способную творить из ничего.
«Своеобразие моего философского типа прежде всего в том, что я положил в основание философии не бытие, а свободу… В сущности я всю жизнь пишу философию свободы» (Н. Бердяев).
Свобода не только рациональное осознание эмпирического бытия, но, прежде всего, экзистенциальное ощущение метафизической радости, полноты бытия.
Истинная свобода заключается в том, чтобы стать самим собой, преодолеть подчинение обстоятельствам, а значит – почувствовать в себе Абсолют, вернуться душой к Богу, частицей которого в действительности мы являемся. (Г. Марсель)
«Свобода» основывается на «ничто», человек свободен именно потому, что у него «нет никакой природы» , которая бы могла предопределить его к тому или иному способу поведения и деятельности. «Свобода – не есть бытие, она есть существование человека, то есть его ничто бытия» (Сартр).
Свобода должна быть абсолютной – иначе это не свобода. Свобода не имеет сущности, она заключена в самом стремлении, постановке задачи, выборе цели. Человеческое бытие как «проект» – это не путь к свободе, а ее «выражение». Человек с необходимостью должен выбирать, он не может не выбирать. Человек осужден быть свободным.
Существование человека — это свободное существование. Человек свободен совершенно, независимо от реальных возможностей существования его целей. Свобода человека сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности выбирать, делать выбор. В каждый конкретно-исторический момент их существует не одна, а несколько возможностей. Речь идет не о выборе возможностей для действия, а выражении своего отношения к данной ситуации. Это, прежде всего, свобода сознания, свобода выбора духовно-нравственной позиции индивида. Он сам выбирает отношение к вещам и людям.
Свобода: само существование для-себя, которое "обречено быть свободным". Оно должно всегда выбирать для себя, и, более того, создавать себя. Свобода - есть выбор самого себя, своей сущности (Ж.П.Сартр).
8. Свобода выбора. Свобода подразумевается не как «свобода духа», а как «свобода выбора», которую никто не может отнять у человека. Свобода – как постоянный выбор - это сущность человеческого существования.
Dasein – совокупность спонтанных актов выбора, оно «есть» как «свои возможности, проекты, существование». Экзистенция – внутреннее бытие, переходящее во внешнее, решающий выбор – обретение подлинного способа бытия – переход к себе единственному, неповторимому. Существует только активная субъекность, выбирающая из различных возможностей действие. Человек – это проекция его выборов, это проект (Entwuef).
Важно не то, что человек выбирает, а сам факт и процесс выбора. Каждый акт выбора происходит «в пустоте», с нуля, как если бы на нас не влияли ни полученное воспитание, ни ценностные установки, ни давление обстоятельств.
Сущность человека – результат его выбора. Человек, существуя должен непрерывно осуществлять выбор, реализовывать одни возможности, отвергать другие. Человек отличен от всех природных существ, именно своей способностью выбирать самого себя, быть самим собой к нести ответственность перед собой за свой выбор.
Экзистенциальный выбор. Выбор человека предполагает необходимость поставить себя перед последней возможностью своего бытия, перед лицом ничто. Только актом своего выбора перед лицом ничто человек обнаруживает и для себя, и для мира, что ему "говорит" в этот момент бытие. (М. Хайдеггер).
Выбор человека происходит перед лицом Бога. ( К. Ясперс).
Экзистенциальный выбор -это жизненно важный, судьбоносный выбор, когда решения избежать нельзя, когда решаются вопросы жизни и смерти, преодолеваются экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое (Ж.П.Сартр).
Выбор и ответственность. Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя («Все, что со мной происходит, - мое»). Каждым своим выбором я создаю не только себя, но и мораль в целом.
«Я ответствен… за себя самого и за всех и создаю определенный образ человека, который выбираю; выбирая себя, я выбираю человека вообще. Человек ответствен не только за свою индивидуальность, он отвечает за всех людей. Выбирая себя, мы выбираем всех людей.
" Действительно, нет ни одного нашего действия, которое, создавая из нас человека, каким мы хотели бы быть, не создавало бы в то же время образ человека, каким он, по нашим представлениям, должен быть" (Ж.П.Сартр).
Человек осуществляет выбор, бытие-в-мире с другими. Свобода как определение человека, его экзистенция не зависит от других, но, как только осуществляется выбор или начинается действие, человек вынужден желать вместе со своей свободой свободы других людей.
9. Ответственность. Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. Если человек поступает свободно, если существует свобода воли, выбора и средств их осуществления, значит, он в ответе и за последствия своих действий.
Ответственность понимается как способность мыслить и осознавать своё бытие, как ответственность за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой. Безусловное авторство и ответственность – у человека нет алиби, вокруг ответственность.
Существование человека включает в себя ответственность: не только за себя, но и за окружающих, поскольку мир, интерпретируемый свободой, есть целостный: решая, как поступить, человек выбирает быть таким или другим всему миру, и себя в нём.
Подлинность человеческого существования связывается с признанием и принятием на себя своего авторства, тотальной неоправдываемости своих выборов, решений и личной ответственности (Ж.П.Сартр).
10. Пограничная ситуация. Чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом потрясений, экстемальных ситуаций, смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Экзистенция как бытийственная характеристика человеческой реальности, которая проявляется в острейшем кризисе.
Трагические конфликты, пограничные ситуации – существование раскрывается в величии и подлинности.
Экзистенция высвечивается в ситуациях заботы и страдания и в особенности в пограничной ситуации. Пограничная ситуация - именно такая, в которой "я не могу жить без борьбы и страдания", в которой я "неизбежно беру вину на себя" и мыслю о "неизбывности смерти".
Человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях, в которых ярко проявляются такие экзистенциалы как борьба, страдание, конечность. Экзистенция обнаруживает себя в «пограничных ситуациях» выбора и принятия решения. Здесь - через смерть, страдание, борьбу, вину - проявляет себя "специфическая историчность" отдельных пограничных ситуаций. Беспокойство и тревога, диктуемые конкретной историчностью, перерастают в открытый общий вопрос о бытии мира и моем бытии в нем.
С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцендентальностью – высшим бытием. Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции – к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта.
Человек приближается к трансцеденции, Абсолюту, высвобождает энергию, осознает себя через так называемые «шифры» трансцендентального: эротику, секс; единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой); свободу; смерть – конечность бытия (К. Ясперс).
11. Основные модусы экзистенции или способы и виды проявления человеческого существования.
Драматические: конечность существования, тревога, вина, страх, отчуждение, одиночество, изоляция, бессмысленность, абсурд, отчаяние, безысходность. Онтологические тревога, страх и вина конструктивны, они дают силу и вытесняют свои невротические проявления.
Позитивные: свобода, забота, совесть, любовь, решимость, мужество, действие, воображение, творчество.
«Высшие формы человеческого опыта» – феномены надежды, верности, самопожертвования, святости, инкарнации, онтологической потребности, благодати, таинства, любви, дружбы, открытости человеческого достоинства, интерсубъективности. (Г. Марсель).
12. Осознание конечности существования. Конечность экзистенции является онтологической предпосылкой трансцендирования. Ее осознание заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни, повернуться от повседневности к самому бытию, к собственной экзистенции - сущности, которая едина с существованием. Человек осознает, что он смертен и его бытие «конечно».
Конечность означает, что человек «и в качестве самого себя изначально не может быть обязан самому себе. Подобно тому, как он обретает свое наличное бытие в мире не по своей воле, он и в качестве самого себя подарен себе трансценденцией». Непостижимое, но все-таки осознаваемое человеком бесконечное позволяет ему «выйти за пределы его конечности благодаря тому, что он ее осознает» (К. Ясперс).
Основными модусами конечности экзистенции являются временность, историчность и «ситуационность.
Наиболее глубинные человеческие переживания: тревога, депрессия, радость –тесно связаны со временем. Единственное время, в котором нужно жить – это «сейчас», неповторимое и самодостаточное настоящее. Hic et nunc. Миг порождает непосредственность, чистый контакт, встречу. Мгновенье, самодостаточное не замутненное прошлым или будущим.
.
13. Драматизм существования, борьба и действие. Дерзость, мужество, бунт и борьба являются ключевыми модусами экзистенции. Драма свободы, "дерзновенное человеческое бытие" , которое захватывает опасное пространство свободы. Кризис – необходимое средство развития. Правда пусть неприятная – прочная почва для дальнейшего роста.
Человек должен проявлять мужество перед лицом Ничто. Он должен пройти через ужас, прежде чем он обретет силы для "избавления от божков, которые у каждого есть и у которых каждый имеет обыкновение прятаться" (М. Хайдеггер).
«Я бунтую, следовательно, мы существуем». "Первая и единственная очевидность", которая дается в опыте абсурда - это бунт. Подлинный бунт есть абсурд, он возникает из абсолютной свободы, из сочетания несочетаемого – поиска человеческим разумом осмысленно. "Метафизический бунт - это восстание человека против своего удела и всего мироздания. Этот бунт метафизичен, поскольку оспаривает конечные цели человека и вселенной". (А. Камю).
«Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от самого себя, даже достоверное доказательство существования Бога. В этом смысле экзистенциализм - это оптимизм, учение о действии» (Ж.П. Сартр).
"Экзистенция - это то, что сейчас здесь ты должен сделать. Она отрицает откладывание на завтра и переложение на плечи другого " (М. Мамардашвили).
14. Тревога или страх — это что-то значительно более глубокое, чем простое переживание, вызванное внешними раздражителями. Если боязнь связана с определенной угрозой, то у экзистенциального страха отсутствует конкретный источник. Именно в этой неопределённости и проявляется основное свойство страха.
Именно тревога даёт возможность абстрагироваться от всех ежедневных проблем, забот и посмотреть на всё происходящее со стороны. Она необходима для того, чтобы вытянуть человека из размеренного, бездумного проживания жизни. Когда человек поднимается над бездумным проживанием, он понимает, что большинство его ценностей, ориентиров и жизненных отношений — ошибочны. Страх подобен огню, он сжигает все несущественное и временное; он отвлекает человека от всего мирского. Он преодолевает все временное и целиком опирается на самого себя, и лишь в этом проявляется истинная свобода. Страх — это головокружение свободы (С. Кьеркегор).
Страх становится наивысшим достижением человека, так как только в нём открывается истинное существование.
Тревога – это состояние, в котором бытие осознает возможность своего небытия. Тревога – это конечность, переживаемая человеком как его собственная конечность. (П. Тиллих).
15. Заброшенность в мир и отчуждение. Человек помимо своей воли «заброшен в мир», который сам по себе не имеет никакого смысла, который представляет постоянную опасность.
Он покинут и затерян в мире и влечет в нем безнадежное и бессмысленное существование. Человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным.
Он испытывает состояние покинутости, заброшенность в мир: вовлеченность в конфликты, заботы и тревоги. Мир, в который погружается человек - Das Man абсолютно враждебному по отношению к Я, Мир, безличный мир, в котором все анонимно, в котором нет субъектов действия. поглощение индивидуального, личного общим, безличным, господство необходимости.
Das Man - "усредненность", "выравнивание», толпа, безличное – повторы, приспособление, потеря Я, индивидуальности. Конформизм, шаблон, стереотип. Опасность всесильного Man, который постоянно стремится разрушить экзистенциальную коммуникацию, сломать творческий процесс. (М. Хайдеггер).
Неподлинное существование – полная подчиненность человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех», «плывя по течению», без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания.
Проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»).
Сами экзистенциалы свободы и ответственности в его философии предполагают экзистенциал одиночества. Человек одинок и лишен всякого онтологического «основания».
Бытие-для-других (être-pour-autrui): Здесь возникает новое измерение, в котором я существует как объект для других. Каждое для-себя ищет, как восстановить своё собственное бытие, делая объект из другого. (Ж.П.Сартр). «Не-Я» сравнивается с глухой и прочной стеной, противостоящей человеку,- равнодушной, неустранимой, опасной (А. Камю).
16. Подлинное общение. «Для-себя-бытие» - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через «Бытие-для-других», выражающего различные взаимоотношения с другими людьми. Само существование и самореализация человека требуют бытия другого. «…я существую лишь в коммуникации с другими» (К. Ясперс). Совместное бытие может быть разделено на «подлинное» и «неподлинное». (М. Бубер, К. Ясперс). Общение индивидов, осуществляемое в сфере объективации, не является подлинным, оно лишь подчёркивает одиночество каждого. Прорывом объективированного мира, является, подлинное человеческое общение
Подлинное бытие или трансценденция, является не объективированным, предметным, а личностным, потому истинное отношение к бытию – это диалог. Поэтому прообразом отношения человека к бытию является глубоко личное отношение к другому человеку, осуществляемое перед лицом Бога (Г. Марсель).
Единственный способ подлинного общения, это единение индивидов в бунте против «абсурдного» мира, против конечности, смертности, несовершенства, бессмысленности человеческого бытия (А. Камю). Подлинный способ совместного существования достигается посредством экзистенциальной коммуникации, которая достигается в переживании интерсубъективного опыта.
Экзистенциальная коммуникация является подлинной формой человеческого общения, в которой возможно раскрытие творческих способностей отдельной личности.
17. Любовь есть трансцендирование, прорыв к другому, будь то личность человеческая или божественная. Поэтому прообразом отношения человека к бытию является личное отношение к другому человеку, осуществляемое перед лицом Бога.
Причастность к бытию осуществляется в любви, безоговорочно подаренной другому, и в душевном, «сердечном» диалоге друг с другом, указывающими на Бога как абсолютное «Ты». (Г. Марсель)
"Любящая борьба", или "любовь-борьба" (liebender Kampf) -это "не слепая любовь", Любящая борьба ставит другого под вопрос; человек трудно и мучительно постигает, наряду со своей, и другие, "чужие" экзистенции. Особые препятствия на пути коммуникации - догматизм, предрассудки, застывшая мораль, эгоистическая гордыня. (К. Ясперс).
Существует определенная иерархия фундаментальных ценностей, главенствующее место в которой занимают любовь к человеку и признание ценности каждой человеческой жизни, которые предполагают отказ от любого рода насилия. Свобода и справедливость как нравственные и политические идеалы должны быть подчинены этой любви (А. Камю).
В любви связующая сила и страсть синтеза. «Если мы любим что-то, значит рассматриваем это как часть нас самих «в любви, заключено расширение индивидуальности, впитывающее другие предметы, соединяющее нас с ними. Любовь связывает предмет с предметом и предметы с нами в прочную сущностную структуру» (Ортега и Гассет). Основанием Любви служит бытие-вместе. «Человеческая экзистенция как Со-бытийность в Любви». В Любви есть момент вечного, любовь завоевывает время, пространство и историю. Подлинное бытие это не Mansein и не Selbstsein - а "любящее бытие-друг-с-другом" (Л.Бинсвангер).
18. Забота — это связующий принцип бытия и способ человека быть в мире.
Забота как исходная бытийная целость присутствия, является экзистенциальным основофеноменом в котором фундируются воля, желание, влечение и позыв. Забота представляет особую философскую категорию, в которой происходит совпадение субъектности и объектности и утверждается неразличимость сущности Заботы, Бытия человеческой Самости.
«Забота» тесно связана с понятием Dasein, то есть с принципом присутствия бытия в мире, вплоть до неразличимости – они не просто находятся рядом, а являются одним и тем же: «бытие-в-мире есть в своей сути забота…».
Забота – это бытие присутствия, проявляющаяся как то, чему человеческое присутствие "все время жизни" принадлежит. Забота же есть то деятельное начало, которое направлено на сохранение и развитие Самости. Любой субъект является хранителем своего собственного бытия (М. Хайдеггер).
19. Истина и познание мира. Объективная истина познается, а экзистенциальная истина должна быть пережита. Истину не познают, в ней существуют. Для этого требуется существовать, жить как личность, индивидуальность. Истина экзистенциальна, то есть личностна и уникальна для каждого человека.
Все подлинные истины парадоксальны. Истина может истиной для Единичного. Человеку нужна своя, личная истина, доказательство которой переживание, страсть.
В мире существует одна настоящая истина, делает вывод, – это истина человека, и задача философа заключается в том, чтобы вооружить его убедительными доводами, с помощью которых каждый индивид мог бы бороться с самой судьбой. (А. Камю).
Истина - не что и не кто, она то первое, в чьем свете проясняется все. Истина есть высвобождение сущего, благодаря чему осуществляет себя открытость. В ее открытости - все человеческие отношения и его поведение.
«Истину бытия мы осмысливали через свечение мира как зеркальную взаимоотраженность четверицы неба и земли, смертного и божественного. Когда забвение повертывается к нам лицом, когда возвращается мир как хранение истины бытия, тогда сбывающийся мир молниеносно озаряет своим светом беспризорность вещи… Озарение есть событие в самом бытии…Прозрение в то, что есть, – так мы называем озарение беспризорного бытия истиной бытия» (М. Хайдеггер).
Истинная сущность «дельности» вещи, выступает наружу в творении художника. Получается, что здесь создание искусства производит на свет истину о сущем. И такой выход наружу истины мыслим, лишь на основе творения.
Художественное творение как «стояние в себе самом», открывает, распахивает, разверзывает свой собственный мир. Творение искусства не просто раскрывает перед нами истину, оно само есть событие. При этом происходит спор открытия и сокрытия (опредмечивания), при котором открывается не только истина творения, но истина всего сущего.
Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» является интуиция, «экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса.
Раскрытие истины бытия происходит посредством «вслушивания»: бытие нельзя просто созерцать — ему можно и нужно только внимать. Бы¬тие всё же живёт в самом интимном лоне культуры – в языке: «Язык – это дом бытия». Не люди говорят языком, а язык «говорит» людям и «людьми».
Подлинное Dasein рождается из вопрошания бытия и реализует способность быть при помощи слова, в Gelassenheit, в даре поэтической жизни. (М. Хайдеггер)
«На предмет надо иметь именно 1000 точек зрения. Это „координаты действительности “, и действительность только через 1000 и улавливается» (В. Розанов).
20. Поиск смысла существования, смысла жизни и судьбы в мире. Человек обретает свободу, потому что создает смыслы. Человек преобразует мир, ставит его в зависимость от себя, придает ему значимость.
Смысл же человеческой жизни во всяком случае должен быть чем-то, на что человек опирается, что служит единой, неизменной, абсолютно-прочной основой его бытия. Стремление к смыслу, можно определить, как базовое стремление человека найти и осуществить смысл и цель. Подобно счастью, самоактуализация является лишь результатом, следствием осуществления смысла. "Ценности можно определить, как универсалии смысла, кристаллизующиеся в типичных ситуациях, с которыми сталкивается общество или даже все человечество" (В. Франкл).
Ценности можно разделить их на три основные группы: ценности творчества, ценностями переживания и ценностями отношения. Этот ряд отражает три основных пути, какими человек может найти смысл в жизни. Человек может усмотреть смысл в действии, в создании чего-либо. Он видит смысл в том, чтобы переживать что-то и кого-то любить кого-то. В любой, даже в безнадежной ситуации, человек способен увидеть смысл, путем занятия позиции и выработке установки.
Акты воли, усилия и подлинного выбора, основанных на актуализации пережитых глубинных ценностей, придают событиям значимость и наделяет жизнь уникальным смыслом. Смысл и ценность жизни – как он сумел распорядиться своей жизнью, прожить ее, как он выбирает в каждый момент выбирал собственный аутентичный путь, как переживает, делает усилия, принимает решения, действует. (Бьюженталь)
Смысл - это то, что имеется в виду: человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий ответа. А смысл-это нечто, что нужно скорее найти, чем придать, скорее обнаружить, чем придумать. Совесть может быть определена как интуитивная способность человека находить смысл ситуации, способность обнаруживать уникальные смыслы, противоречащие принятым ценностям.
Основная мотивационной силой человека является стремление к смыслу или «воля к смыслу». Это личностное осознание и ответственность сказать жизни «Да!», даже если она исполнена тягот и страданий
Первоначальное означивание и наделение вещей и событий смыслом помогает человеку открыть себя как "бытие-в-мире", обрести себя как уникальную конкретную индивидуальность.
Смысл не изобретается, а открывается. Существует еще и сверхсмысл, который неизбежно выходит за пределы человека и его мира и поэтому не может быть познан исключительно рациональными средствами
найти смысл – это еще только полдела, необходимо еще его осуществить. Человек несет ответственность за осуществление своих смыслов.
Каждый отдельный человек конституирует смысл своего мира, и поэтому его мир — это сущее, за которое он отвечает. Жизнь личности приобретает смысл в том, что человек в целом ответствен за нее. Я должен думать о себе, как о выбирающем некий смысл и ценность для самого себя в самом акте осознания своего существования: ведь мое осознание и есть оценка. Мое сознание себя как специфического вида существа есть мой выбор самого себя. (Ж.П. Сартр).
Экзистенциальные смысложизненные смыслы обретаются в пограничных ситуациях, в которые человек должен вступать с открытыми глазами, совершать выбор и становиться самим собой (К. Ясперс).
Наделить смыслом значит наделить бытием — и, следовательно, Dasein как уникальный источник смысла в мире есть уникальное основание бытия.
Dasein как присутствие человека в бытии, как человек в бытии, как бытие человека существует, понимая и переживая смысл бытия. Dasein есть обладающее сознанием конкретное бытие, которое осознает и переживает свое бытие, которое как бы «говорит» через него. Человек находится не внутри природы и общества, а внутри бытия, человеческого бытия, то есть своего собственного существования. Таким образом источник смысла, смысл бытия и жизни помещается внутрь человека. (М. Хайдегер).
Dasein — это смысловой контекст, в котором сущие появляются как конкретные феноменальные сущие Dasein есть в-мире и конституирует бытие мира с помощью сетки смыслов, через которую открывается (пассивно, рецептивно), обнаруживается (онтический) мир.
Экзистенциалы человеческого бытия выступают априорно заданными конститутивными характеристиками и способами человеческого существования, смысложизненными конструктами бытийствования человека.
Такие фундаментальные экзистенциалы как судьба (Schicksal) и свобода (Freiheit, а также забота (Sorg), решимость (Entschlossenheit), совесть (Gewissen), истина (Wahrheit), являются смыслообразующими основаниями конкретного существования человека.
Забота (Sorg) — это не один возможный смысловой контекст среди других, но, скорее, сам смысловой контекст, трансценден¬тально априорная основа человеческого существования, как оно в дейст¬вительности проявляется.
Индивидуальное Dasein конституирует свой мир и свое Я с помощью смысловой матрицы экзистенциального априори. Cмысловая матрица представляет собой априорную структуру служащую способом задания смысла, способом, каким Dasein конституирует свой мир и устанавливает с ним связь. (М. Хайдегер).
Экзистенциальное априори (трансцендентальной категории) смысловая матрица, в рамках которой события переживаются и которая, таким образом, является условием возможности опыта (Л. Бинсвангер).
Смысл и абсурд. Изначальное мироощущение человека абсурдно, а человеческое «бытие-в-мире», в отчужденном и неразумном, в сущности бессмысленно «…Мир абсурден. Абсурдно столкновение между иррациональностью и исступленным желанием ясности, зов которого отдается в самых глубинах человеческой души». (Камю). Абсурд возникает при встрече ограниченного разума с иррациональным началом, лежащим в основе всего мироздания, когда возникает противоречие между намерениями людей и реальными силами. Абсурд есть результат самотрансцендирования индивида за пределы своего наличного бытия, жизненный переход от повседневного к абсолютному, экзистенциальный эквивалент философского сомнения. Следовательно, абсурд – это ясный разум, осознающий свои пределы, это абсурдная свобода. Абсурдная свобода оказывается тяжкой ношей человеческого бытия, «это повинность, изнурительный бег сколько хватит сил и притом в одиночку». Из абсолютной абсурдной свободы возникает подлинный бунт.
21. Творчество. Способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира является, следствием фундаментальной характеристики человеческого существования - его свободы. Само трансцендентальное сознание является источником, основой и катализатором творческой активности человека.
Н. Бердяев. Творчество по самому существу своему есть творчество из ничего. В подлинном творчестве всегда есть катарсис, очищение, освобождение духа от душевно-телесной стихии.
Творчество есть величайшая тайна жизни, тайна явления нового, небывшего, ни из чего не выводимого, ни из чего не вытекающего, ни из чего не рождающегося. Тайна творчества и есть тайна свободы. Творчество только и возможно из бездонной свободы, ибо лишь из бездонной свободы возможно создание нового, небывшего. Творчество же есть прорыв из ничего, из небытия, из свободы в бытие и мир (Н. Бердяев).
Творчество понимается как внутренне детерминированный, абсолютно спонтанный процесс, независимый от воздействий объективной реальности. В религиозном экзистенциализме Бог ждет и требует от человека творчества, однако он одаряет человека абсолютной творческой свободой независимой даже от его влияний. Во имя человеческой свободы Бог предоставляет самому человеку раскрыть смысл его творчества.
Во всяком творческом замысле есть элемент первичной свободы человека, ничем не детерминированной, бездонной, свободы не от Бога идущей, а к Богу идущей. Зов Божий и обращен к этой бездне и из бездны ждет ответа. Эта бездна свободы есть во всяком творчестве.
Богом дан человеку творческий дар, талант, гений и дан мир, в котором и через который должен совершаться творческий акт. И человек, сотворенный Творцом и по его образу и подобию, есть также творец и призван к творчеству. Творчество в мире потому только и возможно, что мир сотворен, что есть Творец.
От Бога исходит зов, чтобы человек совершил творческий акт, осуществил свое призвание, и Бог ждет ответа на свой зов. (Н. Бердяев).
Творческий акт есть также взаимодействие благодати и свободы, идущих от Бога к человеку и от человека к Богу. В реализации продуктов творчества человек уже связан миром, материалами мира, зависит от других людей, он уже отяжелен и охлажден.
Творчество есть всегда прирост, прибавление, создание нового, небывшего в мире. Подлинное творчество есть теургия», продолжающееся творение, в котором участвует и человек. Гениальность — это «святость дерзновения» (Н. Бердяев).
Г. Марсель. Источник творческой активности человека, "подлинности" его бытия - в постоянном самопревосхождении, ведущем к Богу, то есть трансценденции. Именно это стремление к Абсолюту оказывается, побудительной силой культурного творчества, верности подлинным ценностям и беспредельного обогащения традиции. Источник творческой активности человека – в постоянном самопревосхождении, ведущем к Богу, в самотрансцендировании. (Г. Марсель).
М. Хайдеггер. Искусство носит теургический характер, оно принадлежит самому бытию, а художественное творчество есть созидание новых форм бытия как отдельного человека, так и исторического народа. Творчество понимается как «тэхне» -особый способ целостного знания, движимого волением и воплощаемого в действии. Творчество это «порождение существующего, когда оно приносит пребывающее как таковое из сокрытости в открытость». Истинное искусство выходит за пределы сферы обыденности и безличных отношений («man») и открывает перспективу возможного бытия человека, в котором он обретает истину собственно человеческого существования, подлинность Я.
Искусство задает проект будущего, проявляет «бытие как возможность» и представляет собой становление и свершение истины. Красота есть способ, каким существует истина («алетейя») как несокрытость. Истина в художественном произведении есть «порождение такого существующего, которого до этого не было и никогда не будет». «Поэзия есть сказание несокрытости существующего», она есть не игра, не аккомпонент бытия, а «праязык» и само чистое бытие. Поэтическое творчество — это прикосновение к тайне бытия и порождение новых глубинных смыслов (М. Хайдеггер).
Только возвышенное искусство или «метафизическая шифр опись», напоминающее человеку о его сверхприродном предназначении как субъекта свободы, способно раскрыть трагедию человеческого бытия. «Великим искусством“– мы называем метафизическое, которое через себя раскрывает само бытие, делает его видимым...» Истинное искусство несет в изображении предметного мира отсвет «любящего взора» художника – ауру любви. (К. Ясперс).
Именно искусство несет в себе мир, держит вещи в открытости бытия, выводит их из скрытости, высвечивает их, «впервые дает вещам облик, а человеку взгляд на самого себя». «… металлы приходят к блеску и мерцанию, краски – к свечению, тон – к звучанию, слово – к говорению… Произведение позволяет земле быть землей». Скульптура бога в храме является не образом, показывающим как выглядит бог, а произведением, позволяющим богу там присутствовать, и, следовательно, быть самим богом.
Мир распахивается и воздвигается творением. Художественное творение предстает как "стояние в себе самом", как раскрытие, разверзание мира.
"Благодаря такому "стоянию в себе самом" художественное творение не принадлежит к своему миру - нет, этот мир в нем. Художественное творение распахивает свой собственный мир"(М. Хайдеггер).
Ж.П. Сартр. Сам творческий акт понимается как проявление внутренней, ничем не обусловленной активности субъекта, как искреннее самовыражение его уникальных переживаний. Сознание не может быть обусловлено внешним миром и само творит образы посредством воображения вещей.
При этом творчество и воображение основывалось на ничто, «дорефлексивном cogito» и абсолютной свободе человека. «Способность человека творить самого себя и мир других людей является следствием фундаментальной характеристики человеческого существования – его свободы». Ирреальное лежит в основе художественного творчества и восприятие произведений искусства «Произведение искусства – это ирреальное». Мощь воображения создает ирреальную красоту. Человек реализует красоту в мире воображаемым способом. Красота это вымышленная действительность, в которой сливаются бытие и существование, индивидуальное и вечное, которую можно узреть посредством поэзии. Поэт наделяет вещи душой, получает наслаждение от красоты. В творчестве он совершает свободный выбор самого себя. «Для себя самого он избрал существование, тогда как для других – бытие» (Ж.П. Сартр).
Человеку ничего не дано, он должен постоянно “изобретать" себя, строит себя свободными выборами своего способа бытия. Безусловное авторство и ответственность – у человека нет алиби, вокруг ответственность. «Неустранимое своеобразие человеческой авантюры». Человек «агент истории», которая есть человеческое творчество.
А. Камю. "Бунт, придает жизни смысл. Я бунтую, я существую, я свободен». Еще один выход из абсурда – это художественное творчество – «творить – это жить вдвойне». Благодаря творчеству, которое есть выражение подлинной человеческой свободы, люди могут справиться с бессмысленностью существования. «Бунт в искусстве продолжается и завершается в истинном творчестве…». «Творить, значит придавать форму судьбе». Человек, восстающий против уготованной ему судьбы и не смиряющийся с условиями своего бытия, должен быть творческим человеком (А. Камю).
Р. Мэй. Самоутверждение человека, различные проявления спонтанного творчества следует рассматривать как выражение психического здоровья. С одной стороны, им утверждаются вечные и абсолютные «божественные принципы», а с другой — полная свобода творящего самого себя индивида. Эрос, «творческая витальность» является глубочайшим импульсом человеческого существования. Это «стремление установить единство, полное взаимоотношение» есть центр творческих способностей человека, «демоническое чувство», лежащее в основе экзистенции (Р. Мэй).
Сократ (469— 399 г. до н. э.)
Августин (354—430)
Монтень (1533 -1592)
Блез Паскаль (1623-1662)
Иоганн Георг Гаман (1730 -1788)
Сёрен Кьеркегор (1813 — 1855)
Шеллинг (1775 — 1854)
Фридрих Ницше (1844—1900)
Эдмунд Гуссерль (1856-1938)
Мигелю де Унамуно (1864-1936)
• Федор Достоевский (1832-1861), русский писатель и мыслитель
• Генрик И́бсен (1828 — 1906), норвежский драматург, поэт и публицист
• Лев Толстой (1828 -1910), русский писатель и мыслитель
• Франц Кафка (1883-1924), австрийский писатель
Россия
• Василий Розанов (1856 -1919), русский философ-идеалист
• Лев Шестов (1866—1938), российский философ-экзистенциалист и эссеист
• Николай Бердяев (1874—1948), русский философ, представитель экзистенциализмa и персонализма
Германия
• Карл Ясперс (1883-1969), немецкий философ, психолог и психиатр
• Мартин Хайдеггер (1889-1976), немецкий мыслитель
• Мартин Бубер (1878 -1965), еврейский экзистенциальный философ
Франция
• Габриэль Марсель (1889-1973), первый французский философ-экзистенциалист, драматург
• Жан-Поль Сартр (1905-1980), французский философ, представитель атеистического экзистенциализма
• Морис Мерло-Понти (1908-1961 ), французский философ, представитель экзистенциальной феноменологии
• Альберт Камю (1913 - 1960), французский прозаик, философ, эссеист
• Симона де Бовуар (1908 - 1986), французская писательница, представительница экзистенциальной философии
Италия
• Энрико Кастелли (1900 -1977), итальянский философ
• Нико́ла Аббанья́но (1901— 1990), итальянский философ-экзистенциалист,
• Энцо Пачи (1911-1976), итальянский философ, представитель позитивного экзистенциализма
Испания
• Хосе Ортега-и-Гасет (1883 – 1955), испанский философ
США
• Вальтер Кауфман (1921— 1980), немецко-американский философ
• Уильям Барретт (1913—1992), американский философ
• Джеймс Эди (1927 - 1998), американский философ, один из основателей Общества феноменологии и экзистенциальной философии
Великобритания
• Айрис Мёрдок (1919— 1999), английская писательница и философ
• Уильям Голдинг (1911 — 1993), английский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе
Аргентина
• Эрнесто Сабато (1911 — 2011), аргентинский прозаик
• Людвиг Бинсвангер (1881 — 1966), швейцарский психиатр и основоположник экзистенциальной психологии
• Джеймс Бьюдженталь (1915 - 2008), американский психолог и психотерапевт, один из основателей экзистенциально гуманистического подхода в психологии и психотерапии
• Евгений Минковский (1885 — 1972), французский психиатр, основоположник феноменологической психиатрии
• Медард Босс (1903 — 1990), швейцарский психиатр и психолог
• Виктор Франкл (1905— 1997), австрийский психиатр, психолог, философ
• Ролло Мэй (1909 — 1994), американский психолог и психотерапевт
• Адриан ван Каам (1920 - 2007), голландский католический священник и психотерапевт
• Ирвин Ялом (1931, Вашингтон, США), американский психиатр и психотерапевт
• Альфрид Лэнгле (род. 27 марта 1951), австрийский психолог, психотерапевт.