Вы здесь: Творческий Абсолют Абсолют в Западной философии Античная философия Эллинистичес-кая философия Неопифаго-реизм
Неопифагореизм — эклектическое направление в греческой философии, соединившее элементы пифагореизма с философией Платона, Аристотеля, среднего платонизма и стоиков.
Данное течение основывается на пифагореизме (6–4 вв. до н. э.) с его мистикой чисел, идеализацией личности Пифагора и общим религиозно-нравственным характером. Учение интегрирует в себе
Неопифагореизм возник в I веке до н. э., в I веке н.э. нашел свое распространение в Риме и к III веку н. э. фактически исчерпал себя и слился с неоплатонизмом.
К основным характеристикам направления относятся:
1. Понимание Единого как первого бога, сверхбытийного начала, первоначала всех вещей, которое находится выше бытия и порождает два каузальных начала мира: монаду и диаду, выступающими причинами всех уровней бытия.
2. Представление Ума и области подлинного бытия как рожденных от первоначала. Разработка таких понятий, как единое – многое, монада – диада, тождество – различие, четное – нечетное, точка – линия – плоскость – тело.
3. Придание самостоятельного значения методам математического символизма, обращение к астрологии, магии, восточным учениям.
4. Утверждение идеалов аскетизма и предписание катарсиса, освобождения и отделения нашего ума от ловушки и пут телесной жизни, очищение которое осуществляется постепенным восхождением к созерцанию «нематериальных сущностей, которым мы близки.
Можно выделить три основных направления неопифагореизма:
1. Метафизическое (Евдор Александрийский (2-я треть 1 в. до н. э.), Модерат из Гадеса, Нумений из Апамеи).
2. Математическое (Никомах из Герасы, Трасилл).
3. Религиозно-этическое и магическое (Нигидий Фигул (98 г. до н. э.—45 г. до н. э.), Марк Теренций Варрон, Аполлоний Тианский, Александр из Абунотейхоса и др.).
Высшее Единое – первоначало, причина или каузальный принцип для материи и всего из нее возникшего. Данное божественное начало порождает два противоположных начала сущих вещей, Единицу (монаду) и Двоицу (диаду). Единое стоит над подчиненной ему паре противоположностей - монаде и диаде, первая из которых соответствует идее, а вторая материи.
Монада и диада не являются абсолютными началами, но только могут порождать друг друга и, в отличие от Единого, не является общим началом для них всех.
В области категорий, сущность соотносится с Единым, а качество и количество, с монадой и диадой соответственно. Качество как форма воздействует на количество и порождает идеи-числа.
Мир и душа сотворены как числа, начиная с единицы и заканчивая четверицей, однако только в смысле зависимости от внешней причины. Они порождены, но не во времени, они существуют вечно и вечно творятся.
Этика - главная часть философии, суть которой в нравственное совершенствование и «посильное уподобление божеству».
Евдор Александрийский (I в. до н. э.), философ-платоник и неопифагореец из Александрии
Первоединое или Единое (proton hen) выше бытия и всякой сущности (oysian). Единое есть и сущность (oysia), и природа (physis), и ум, и полнота.
Единое проявляется в виде принципов единства, тождества и равенства, оно является причиной единодушия (sympnoia) и симпатии (sympatheia) целости и спасения того, что держится в соответствии с тождеством, всегда едино и тождественно себе.
Существует «система ипостасей», состоящая из Трех Единых.
Первое Единое превыше Бытия и всякой сущности.
На уровне Второго Единого возникает материя, в форме posotes, которая соответствует неопределенной Двоицы, в результате чего возникает оппозиция Монады и Диады. Первое Единое выше этой оппозиции, не претерпевает никакого «лишения» и не должно заниматься помещением Форм в Количество. Эта роль отводится демиургическому Второму Единому, которое соответствует Логосу.
Второе Единое –которое истинно суще (ontôs on) и умопостигаемо (noêton) –представляет собой Идеи -парадигмы (eide) или Формы.
Третье - которое является областью души (psychikon), только участвует в Едином и в Идеях и причастно им.
Четвертым уровнем является природа, а именно природа чувственно воспринимаемого. Она отделена от Единого и идей, но только пребывает в связях с ними и выражает собою данные первоначала и получает оформление лишь через их отражение.
Различение между Душой в собственном смысле и природой -это различение между разумной и неразумной Мировыми душами, причем последняя оказывается всего лишь «отражением» первой в мире материи, «не истинном участником» высшей реальности.
Основными методами философии является символическое толкование чисел, употребление и анализ слов и толкование геометрических фигур.
Изучение математики и числового символизма является основным этапом философского восхождения. Первые принципы и первоначала невозможно описать как таковые по причине их принципиальной неописуемости, в связи с этим необходимо использовать символизм чисел для ясности изложения.
Единое рассматривается как первый принцип для исчислимых вещей, а Монада как первый принцип для чисел. Монада описывается как предел, дальше которого количество не может уменьшиться. Она представляет собой базовую меру числа, с помощью которого осуществляется ограничение Количества, которое изначально было ограничено Единым.
Модерат из Гадеса (I в. н. э.), философ неопифагереец, представитель метафизического направления
Абсолют как Отец, истинно-сущий, «живое как оно есть», Первый самосущий Ум, больший, чем сущности и идеи, которые он мыслит.
Ум, Нус-Божество (первая простота, монада) противостоит находящейся в постоянном течении материи (бесформенной диаде).
Монада (предел) находится в оппозиции диаде (беспредельному), а их взаимоограничение и создает феноменальный мир.
Оба принципа несотворены – и монада, причина блага, и диада, причина зла.
Единичная монада не могла произвести диаду, так как бы бог превратился бы в материю, а монада -в неопределенную и безмерную диаду.
Существует три бога:
1. Отец, Первый Ум,
2. Творец (ποιητής), Второй Ум, Демиург.
3. Творение (ποίημα); демиургическая активность бога. Сам космос и есть третий бог или Третий Ум.
Первый бог, сущий в себе, прост, целен и неделим, а второй-и-третий бог –едины. Первый бог или Первый Ум, мыслит при помощи второго, второй бог (ум) творит при помощи третьего, который соотносится с рассудочным умом.
Второй бог – Демиург. «Не обязательно, чтобы первый выступал в роли демиурга, следует считать первого бога отцом бога-демиурга».
«Как земледелец относится к садовнику, так же первый бог - к демиургу. Один, как земледелец, сеет семя всякой души во все вещи, которые способны принять его; другой, как законодатель, насаждает, распределяет и пересаживает то, что было посеяно из этого источника в каждом из нас».
Прикоснувшись к чувственному миру и соединившись с материей, Демиург, распадается на два уровня, на две части, одна из которых, рассуждающая, взирает на Первого Бога, вторая, понимаемая как Третий Бог, пронизывает материю, украшая и наполняя ее божественностью.
Творчество Бога.
Созидание Космоса происходит как взаимоограничение и охват Умом материи.
Первый Ум, являясь совершеннейшей простотой, не вступает во взаимодействие с материей. Потенциально в нем содержится весь порядок, полнота и строй Космоса – как в семени все будущее растение.
Само «присутствие» Первого Ума, сам факт его неподвижного стояния, постоянства и спокойствия вызывает упорядочивание всяческого движения, а его стояние в себе самом является источником творчества. «Вместо движения, присущего второму, я заявляю, что покой, присущий первому, является его внутренним движением, из которого рождается космический порядок и его вечное пребывание, и спасение распространяется на все вещи».
Первый бог не проявляет активности в каких-либо делах и является царем, в то время как демиургический бог "берет на себя управление на пути по небу".
Второй Ум, или Демиург, реализует эту потенцию или выявляет порядок, пребывая уже в сфере становящегося. В то время как он, будучи двойственным, создает в качестве демиурга свою идею и космос, Первый Бог полностью предан созерцанию.
Благость и само существование Демиурга возможны благодаря причастности и «подражанию» первому Богу Первому, но, с другой стороны, он является максимальной осуществленностью Бога, так как нет ничего ближе его к Абсолюту. Демиург лишен спокойствия и самодостаточного пребывания Отца, и выражается это в том, что он движется. Первый Бог находится в покое, в то время как второй –Демиург, в движении, понимаемом как рассудочность.
Третий Бог, стремящийся чисто по-дионисийски вниз, вечно находящийся под угрозой потери себя в нижайшем. Это, третье начало, уже и обустраивает материю, соединяя ее в тела, украшая, придавая ей некоторое подобие божественной субстанции. Третий Бог окончательного не смешивается с материей, он творит как бы «метая издали» свои силы.
Душа. Душа обладет двойственностью, состоит из монады и диады и в своем существовании она вечно колеблется между этими началами. Двойственность души объясняет самоактивность материи и невозможность эйдоса полностью охватить ее беспорядочное самодвижение.
Метод философствования. «Призвав самого бога сделаться нашим проводником и попросив, чтобы он показал нам сокровища своей мысли, приступим к делу и, помолившись, начнем наше рассуждение».
Категории. Если сущность и идея умопостигаемы и если мы признаем, что ум предшествует им в качестве причины, тогда он один лишь обнаруживается как благо.
Четырем именам соответствуют четыре сущности:
1) первый бог, благо абсолютное;
2) его подобие, демиург благой;
3) сущность, одна - первого; другая -второго;
4) подобие ее, прекрасный космос, украшенный причастностью к красоте.
Нумений из Апамеи (2-я пол. II в.) — греческий философ, неопифагореец и платоник, предшественник неоплатонизма.
Бог, Ум (nous) и Демиург. Kosmopoios theos является высшим Богом и высшим Благом. Бог является принципом единства и знания для всех вещей, потенцией для всех актуальностей. Бог-Единица и божественные числа, задающие космический порядок всего сущего.
Арифметика, которая сводится к изучению первых форм, «существует до всех наук в уме творящего (technitês) Бога как универсальный парадигматический план (logos... paradeigmatikos), основываясь на котором, как на схеме и архетипическом примере, Демиург этого мира совершает творение в материи и располагает все вещи в соответствии с предназначенной им целью». Формы, как математические объекты, находятся в уме Демиурга.
Вся область чисел является прообразом для всего мироздания и имеет надкосмическое значение.
Единица (Монада). Бог тождествен Единице, Монаде, «ибо он является семенным началом (spermatikös) всех вещей в природе, включающим в себя числа, и потенциально (dynamei) охватывающий все те вещи, которые актуально проявляются как крайние противоположности в абсолютно всех видах оппозиций».
Без единицы невозможно ни существование, ни познание: она «стоит во главе всех вещей наподобие чистого света, солнцеобразного и предводительного, так что во всём этом она подобна Богу».
Монада также описывается как основа для всей совокупности Логосов. В этом же смысле она именуется хаосом и pandocheus (все воспринимающим началом).
Монада порождает Диаду, посредством раздвоения,
Двоица (Диада) - есть начало и корень инаковости, и она противостоит единице, как материя — форме и богу.
Троица (Триада) представляет собой основу соразмерности, ведь соразмерность — это среднее между избытком и недостатком. Триада может быть либо Логосом в мире, либо Мировой Душой.
Она является силой, которая разрешает все противоречия и связывает мир воедино. Триада приносит равенство, а также определенность и форму в материю, посредством сил всех качеств. Логос описывается как «отпрыск» Монады и Диады, «перворожденный», ему приписывается роль посредника и со-творца. В имманентном аспекте Логос выступает как структурирующий принцип в мире, а в трансцендентном как активный принцип и элемент, исходящий из высшего Бога. Логос как technikos logos и spermatitês logos выполняет роль активного принципа, творящего мир. Ум (technikos nous или technikos theos) использует «подобие и сходство в числах» как парадигму для творения мира и всех вещей, что в нем.
Четверица есть «всё, что есть в мире вообще и по частям».
Шестерица (Гексада) предстает как душа, как «форма форм», поскольку она по своей природе оформляет бесформенную материю, привнося гармонию в противоположности. Если Триада является Логосом в мире, то Гексада является ее следующим отражением - Мировой Душой.
Седьмица (Гебдомада). Божественный Промысел, создавший мир (kosmopoios), сотворил все вещи, начав из истока и корня всего творения, перворожденного (protogonos) числа Один, которое возникло как отражение и подобие высшего Блага. Гебдомада должна рассматриваться как основной инструмент и «член» (arthron) Бога-творца.
Десятка, символизирует «природное равновесие, соразмерность и совершенную цельность».
Никомах из Герасы (Никомах Герасский) (первая половина II в. н. э.) — древнегреческий философ, представитель математического направления неопифагореизма, математик, теоретик музыки.
Единое Первобытие есть вечносущее божество. Всякая явленная вещь присуща ему. Все люди суть чада единого бога и единой природы. Высокое качество доброты и добродетели проявление божественного в человеке. Всякий человек, почитаемый добрым, отличается знанием божества.
Добродетели людские, несомненно, от Богов и, стало быть, всякий, кто причастен к добродетели, богоподобен и свят.
Творчество. Живопись и скульптура, свидетельствуют о родстве человека с богами. Искусство состоит из подражания реальной действительности, а также из различного рода комбинирования явлений этой действительности. Но в искусстве мы находим и такие вещи, которых никто не видел в действительности – кентавров, колесницу солнца. Это заставляет нас различать два рода подражания.
1. Подражание природе
2. Особое подражание в уме, в духе или фантазия.
Художник более мудрый, чем подражание. Подражание может создать то, что оно увидело, фантазия же – то, чего она и не видела. Подражательное искусство возникает у людей от природы, рисование же – из искусства. Обладая этим подражательным свойством, упорядочиваем воображением и создаем.
Этика. Богам не надобны жертвы. Следует учиться уму-разуму, да по мере сил помогать тем, кто этого достоин. Вот это и угодно богам, а жертвы пусть приносят безбожники. Раз уж богам все известно, явившийся в храм должен по совести возносить одну-единственную молитву: «Боги, воздайте мне по заслугам».
Аполлоний Тианский (Ἀπολλώνιος ὁ Τυανεύς, 1 год н. э. — 98 год н. э.) — философ-неопифагореец, представитель магического направления