Абсолют - Брахман представляет собой важнейший и центральный объект Веданты, а его познание через откровение, ее главной целью. Все школы Веданты базируются на философии Упанишад, в которых Брахман определяется как единый высший дух и абсолютная реальность, как вечная имманентная и трансцендентная истина, начало, опора и конец мира, материальная основа и действующая причина как всего сущего.
Различия между школами состоят в особенностях понимания отношений между Абсолютом и феноменальной реальностью, которые определяются принципом различия-в-тождестве (бхеда-абхеда).
В наиболее общем виде принцип «Бхеда-абхеда» определяет одновременное существование Брахмана в двух модусах: трансцендентном, абсолютно отличном от феноменального мира и имманентном, составляющим с ним неразрывное единство.
Абсолют - Брахман обладает качествами непорочности, правильности цели, блаженства, всеведения, всемогущества и способностью к эманации. Он является носителем положительных («радостный», «разумный») и отрицательных качеств («неизмеримый», «лишенный цвета»). Термины «сагуна-брахман» и «ниргуна-брахман» отсутствуют в самом тексте «Веданта-сутры». Брахман как абсолютное бытие (сат), а также как сознательное (чит) и блаженное (ананда) начало, хотя эти три атрибута в тексте сутр еще не объединяются в знаменитой формуле сатчитананда.
Личностный Абсолют, Бхагаван, есть ниргуна, свободный от малейшего влияния материи. Абсолют - это неопределенный и непроявленный, который наблюдается в высшем состоянии.
Толкование принципа «Бхеда-абхеда». Существуют три категории реальности: Абсолют (Брахман), индивидуальная душа (джива), материальные объекты (джада). Отношения между категориями – различие в тождестве.
Существует как тождество, так и различие между Брахманом и дживой. Хотя Брахман и пребывает в индивидуальной душе, однако на него не влияют ее недостатки. При этом различие между Брахманом и индивидуальной душой является первичным, то есть чем-то таким, что продолжает существовать даже тогда, когда душа освобождается. Джива и Брахман различны так же, как солнечный свет и Солнце, и подобно тому как при свете, закрытом тучами, Солнце остается Солнцем. Брахман абсолютна чист, светит даже тогда, когда нечего освещать, он не загрязняется и не страдает, когда страдает индивидуальная душа (джива).
Творчество Брахмана Абсолюта. Безупречному чистому Брахману свойственна способность производить из себя феноменальную реальность и способность творить, так же, как тепло свойственно огню. Брахман является как материальной, так и инструментальной причиной мира. Он творец всех вещей и творит, не прибегая к каким-либо средствам. Брахман воплощает себя во всех вещах, как глина или золото становятся определенными вещами из глины или из золота.
Брахман для своего собственного развлечения превращает себя в мир, не подвергаясь ни малейшему изменению и не переставая быть самим собой. Мир обусловлен волей бога и его создание, это его Лила, игра или развлечение.
1. Брахман путем эволюции воплощает себя во вселенной и остается в то же время трансцендентным по отношению к ней. Брахман дарует силу элементам, входит в них, и именно это пребывание Брахмана в элементах вызывает создание других вещей.
Путь: Абсолют – Эманация – Возвращение. Возвращение к Абсолюту и освобождение через сосредоточение, гнозис, познание и медитацию.
Бадараяна (5 в. до н.э.), автор "Брахма-сутр" (Brahma-sutra), представляющих первую попытку систематизации Упанишад
Дальнейшее развитие учения о Абсолюте осуществлялось в таких трех, наиболее известных школах Веданты, как:
1. Адвайта-веданта, Шанкара (788 – 820).
2. Вишишта-адвайта, Рамануджа (1017–1137).
3. Двайта, Мадхва (1238—1317).
Брахман, недвойственный дух, высшее "Я" или личное начало — это единственная реальность, а мир объектов иллюзорен. Формула адвайты – «Брахман истинен, мир ложен, джива и Брахман одно и то же».
Учение о несотворённости (аджати-вада) то есть согласно которой мир явлений никогда не был создан, он представляет собой манифестацию природы Брахмана – Атмана. "Созидание – это врожденная природа лучезарного единого», сотворение мира есть обнаружение самой природы бога, проявление его могущества.
Истинно реальное не может быть создано, оно не рождается и не умирает, а существует само по себе.
Теория иллюзорности. Атман вымысливает себя чрез себя самого благодаря собственной майе, чудотворной силы, неотделимой от атмана.
Майа проецируется в виде мира явлений, создаёт иллюзорный явленный мир множественности, который представляет собой распыление единого во многое. Мир никогда не был создан, он лишь кажется созданным. Реальное не может быть созданным. Оно существует само по себе. Оно не рождается и не умирает.
Атман сопоставляется со всеобщим пространством, а джива с пространством, заключенным в горшке; но когда обособление устраняется, то ограниченное пространство сливается с универсальным. Различия имеются только относительно таких особенностей, как форма, способность и название, но не в самом универсальном пространстве.
Посредством медитации на слог ом, человек сосредоточивается на недвойственном атмане, освобождается от страстей и привязанностей, достигает состояния блаженства, в котором существует лишь атман. Ом =Брахман=Атман (То, что было, есть, будет). Медитация позволяет стать Брахманом, в котором существует лишь Атман. Это состояние блаженства.
Гаудапада (7-8 в.), автор "Мандукья-карики", первой монистической интерпретации дуалистических текстов Упанишад, основатель нового философско-религиозного направления в индуизме адвайта-веданты, учитель Говинды, наставника Шанкары.
Абсолют, Брахман - Атман — это высшая реальность, безусловная, сознающая и свободная, всеведущая и всемогущая, вечная, постоянная и равная сама себе сущность. «Брахман реален, мир нереален, душа не что иное, как Брахман»
Брахман - Атман есть Высший Дух или Параматман, чистое, недифференцированное мировое сознание, самосознание, сознательность или осознанность, сама природа которой есть вечное познание.
Атман это чистый свет, ясное излучение, существенная природа которого самосвечение, это свет чистого видения, основа всего познания, которое высвечивает темные вещи, познаваемые только в свете Атмана. Первичный свет Атмана делает возможным восприятие, восходящее к интуиции и абсолютному видению, видящего самого себя.
Абсолют это, Высший Брахман лишенный каких бы то ни было отличительных свойств, качеств или атрибутов, это бесконечное и трансцендентное верховное начало. «Брахман бескачественный» (ниргуна-брахман), в котором нет дифференциации на познающего, познание и познаваемое, о котором невозможно ничего утверждать. (Neti, neti). Ниргуна – брахман немыслимый и неизречнный, он может познаваться только разумом, но в первую очередь с помощью воли, эмоций и интуиции.
Все многообразие потенций содержит «низший Брахман» или «Брахманом с качествами» (сагуна-брахман). Брахман – наделенный свойствами (сагуна - брахман), постигаемый и утверждаемый умом.
Это сущее (сат), сознание (чит), блаженство (ананда). что Брахман не имеет атрибутов, все же атрибуты бытия, сознания и блаженства являются, можно сказать, его существенными чертами.
Брахман не обладает никакими качествами, не действует и не относится ни к чему другому. Он свободен как от тождества, так и от различия. В нем нет ни бытия, ни небытия. Он не раскрывается, не проявляется, не развивается, не обнаруживается, не растет и не изменяется, так как он полностью тождествен самому себе. Он выходит за пределы противоположности, неизменяемости и изменения, целого и части, относительного и абсолютного, конечного и бесконечного - всего, что основано на противоположностях опыта.
Брахман это единственная реальность, а весь мир — иллюзорен. Материальный мир проявляется из иллюзорной потенции Брахмана, мировой иллюзии Майи, идентичной Неведению (авидья). Брахман материальная и движущая причина мира. Он создает мир, не подвергаясь какому-либо существенному изменению.
Атман и Брахман обладают одними и теми же характерными чертами - бытием, сознанием, вездесущностью и блаженством. Атмана единый, истинный, всеобщий и бесконечный. Атман есть Брахман. Чисто субъективное есть чисто объективное. Абсолют Брахман - абсолютно недвойственнен или тождественнен истинному "я" Атману. Атман есть внутреннее Я всех существ, которое самодостоверно, близко, переживаемо, ощущаемо и известно каждому без доказательств.
Не существует никакого различия между Брахманом и индивидуальной душой дживатманом.
Освобождение. Осознание реальности этой тождественности, «не-двойственности» ведет к Освобождению (мокше). Мокша это состояние покоя, безмятежности и блаженства. Достижение освобождения — это не создание нового, это вспоминание всех внутренних возможностей, постижение того, что всегда наличествовало. Обретение истинного знания о Брахмане и узнавание индивидуальным сознанием собственной природы, позволяет человеку самому стать Брахманом.
Шанкара (Шри Шанкарачарья) (788 – 820), индийский мыслитель, мистик и поэт, создатель монистической системы "Адвайта-веданта"
Вишнуизм, в котором Абсолют - Брахман представлен как Вишну и его воплощения, преимущественно Кришна и Рама.
2. Вишишта-адвайта -веданта, Рамануджа (1017–1137).
3. Двайта-веданта, Мадхва (1238—1317).