Иррационали́зм (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) — философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие роль разума в жизни человека и постижении мира, делающие бессознательное, иррациональное начало основной характеристикой как самого мира, так и его миропонимания.
Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, утверждает внерациональный характер действительности и выдвигает на первый план «бессознательное» или же нечто непознаваемое, но властно проявляющее себя в реальности.
Бессознательные аспекты духовной жизни человека:
1. воля;
2. инстинкт;
3. сновидение;
4. переживание и чувство;
5. интуиция;
6. фантазия и воображение;
7. непосредственное созерцание;
8. любовь;
9. просветление экзистенции;
10. мистическое озарение;
11. откровение;
12. вера.
Иррационализм это скорее не отдельное течение, а характеристика и элемент различных философских систем и школ. Различные иррациональные тенденции в той или иной форме проявлялись в мистицизме, просвещении, романтизме, трансцендентализме, волюнтаризме, философии жизни и экзистенциализме.
Основные положения иррационализма
1. Выдвижение собственного первоначала в противовес тоталитарности гегелевского Абсолютного Духа.
• воля (den Willen) А. Шопенгауэр (1788-1860)
• единичное С. Кьеркегор (1813-1855)
• воля к власти (Der Wille zur Macht) Ф.Ницше (1844-1900)
• душа (Life-affirming Seele) Л. Клагес (1872 —1956)
• инстинкт (Trieb) З. Фрейд (1856 - 1939)
• жизнь (Das Leben) В. Дильтей, (la vie) А. Бергсон
• опыт, переживание (Erlebnis) В. Дильтей (1833 -1911)
• жизненный порыв (Élan vital) А. Бергсон (1859 -1941)
2. Признание ограниченности разума и логики в познании мира (Б. Паскаль, И.Г. Гаман, Ф. Г. Якоби, В. Дильтей, А. Бергсон, Г. Зиммель)
3. Признание несводимости человеческой личности к интеллекту, абсолютизация случайности, утверждение абсолютной неповторимой индивидуальности. (С.Кьеркегор, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель, Ж. П. Сартр).
• Якоб Бёме (1575— 1624), немецкий христианский мистик, полагающийся только на чистую веру сердца и сверхъестественное божественное откровение, которые переносят в самое сердце мироздания.
• Б. Паскаль (1623 – 1662), французский философ, утверждающий, что человеческое Я, иррационально-непостижимо и абсурдно балансирует на краю бездны, а «Порядок сердца» и интуиция являются главными средствами познания
• И. Г. Гаман (1730 – 1788), немецкий философ, идеолог литературного движения «Буря и натиск»
• Ф. Г. Якоби (1743 – 1819), немецкий философ, считавший источником познания внешнего мира чувственное восприятие и вера
• И. Г. Ге́рдер (1744 -1803), немецкий мыслитель, выступавший против излишнего рационализма и догматизма, вдохновитель движения «Буря и натиск»
• Ф. В. Шеллинг (1775-1854), немецкий философ, рассматривающий природу как живой организм, бессознательно-духовное творческое начало ( Философия откровения, 1843)
• А. Шопенгауэр (1788-1860), немецкий философ, основоположник иррационализма, основатель волюнтаризма, как самостоятельного направления
• С. Кьеркегор (1813-1855), датский философ, основоположник экзистенциализма
• В. Дильтей (1833 -1911), немецкий философ, представитель философии жизни
• Ф. Ницше (1844-1900), немецкий мыслитель, создатель самобытного философского учения, относящегося к философии жизни
• Г. Зиммель (1858—1918), немецкий философ и социолог, один из главных представителей поздней «философии жизни»
• А. Бергсон (1859 -1941), французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни
• О. Шпенглер (1880 — 1936), немецкий историософ, представитель философии жизни,
• К. Ясперс 1883–1969), немецкий философ, психолог, один из основных представителей экзистенциализма.
• М. Хейдеггер (1889-1976), немецкий философ, представитель экзистенциализма
• Г. Марсель (1889 -1773), первый французский философ-экзистенциалист