Романтизм – философское, идейное и художественное направление в культуре конца 18 века — начала 19 века, главной отличительной чертой которого является особый художественный способ осмысления мира, а также утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, силы ее страстей и стремления к универсальности и свободе.
Романтизм представляет собой не только общекультурное движение и проявление особых традиций в искусстве, но и целостное мировоззрение, художественное сознание и способ философствования.
На рубеже 18-19 вв. завершился тысячелетний цикл развития европейской культуры, начало которого было заложено каролингским возрождением и схоластикой, исчерпались возможности классического и рационального способа освоения мира.
Сам переходной характером эпохи, требовал содержательного синтеза наиболее выдающихся достижений философской мысли и переосмысления нового характера отношений между человеком и миром.
Кроме этого романтизм возник как бунт против сухости и абстрактности рационализма, унылой рассудочности и всевластия разума, как протест против метода, правил, догматизма, формализма и оптимизма просветителей. Он решительно откидывал плоский рационализм и ставил на его место творческое начало мистической интуиции, окрыленность и стремление к идеалу, поиск совершенного, прекрасного и возвышенного в человеке.
Философия романтизма совершила дерзкий взлёт над сковывающими схемами рассудка, вернула творчеству его изначальную свободу, игровое начало, глубинную интимность и головокружительную таинственность.
Специфика философии романтизма определялась связями с идеализмом и мистицизмом Средневековья, гуманизмом и индивидуализмом культуры Возрождения, пантеизмом Спинозы, философией религии Шлейермахера, «философией чувства и веры» Якоби, концепциями искусства, свободы, творческой активности я и учения об Абсолюте немецкой классической философии, а также с передовыми идеями представителей движения «Sturm und Drang» - «Буря и натиск».
Представители романтизма попытались создать новую реальность, открыть новые языки культуры изнутри собственного я, гармонизировать хаоса переходной культуры путем художественного и эстетического осмысления мира.
Движение распространилось во Германии, Франции, Италии, Испании, Англии приобретя национальные черты в каждой из этих стран.
1. Ничем не ограниченный субъективизм и индивидуализм. Возвращение человека к себе, к глубинам духа, к своему независимому внутреннему миру, к внутренней вселенной.
- Свобода и субъективность творчества, внимание к личности, созидающей мир, свободно выражающей свое «Я» и внутренние скрытые духовные процессы. «Подлинным содержанием романтического служит абсолютная внутренняя жизнь, а соответствующей формой – духовная субъективность, постигающая свою самостоятельность и свободу» (Гегель).
Придание высшей ценности самостоятельной и уникальной личности, противостоящей миру, утверждение идеала не признанного, одинокого гения, с его неукротимыми сильными страстями, гордой независимостью и порывом к свободе.
- в центр эстетики ставится самобытное «Я» художника, значимость и ценность его уникального, независимого и бесконечно богатого внутреннего мира. Поэзия, являющаяся универсальным языком романтизма, «основным своим законом признает произвол поэта», а основным принципом – каприз художника.
- Внимание индивидуальному, чувственно- конкретному и оригинальному. Творчество всегда и в первую очередь индивидуально-самобытно. Совершенная вещь говорит о целом мире. «Абсолютизация, придание универсального смысла, классификация индивидуального момента, индивидуальной ситуации и т. д. составляют существо всякого претворения в романтизм» (Новалис).
2. Универсализм. Универсум выступает исходным началом всего сущего, а сама вселенная сосредотачивается в душе человека. «Истинный поэт всеведущ; он действительно вселенная в малом преломлении» (Новалис).
Важнейшими характеристиками человеческого мироощущения становятся универсальность, синергетичность, устремленность к идеалу, страстный поиск бесконечности.
3. Переосмысление религии и идея тождества философии и религии. Вместо понимания Бога ка высшего Разума, выдвигается идея Живого Бога, растворенного в природе. В основе религии лежит Бесконечное, как смысл и исток всего конечного. Религия предстает формой выражения содержания этого бесконечного. Вечное стремление души к бесконечности и интимная устремленность к Богу, приближает человека к Универсуму. «Истинная религия — это чувство и вкус бесконечности» (Шлейермахер).
4. Синтез философии и поэзии и эстетизация бытия. Восприятие мира как «художественного организма», как художественного произведения. Стремление видеть в искусстве "метафизическую первооснову мира", а в природе - "бессознательное художественное произведение духа". «Мы живем в огромном (и в смысле целого, и в смысле частностей) романе. Роман есть жизнь, принявшая форму книги» (Новалис).
- Искусство, а не наука является высшим видом культуры. Искусство как верховная реальность и универсальный язык символов, снимающего ограниченность понятийного выражения. Символ раскрывает незримое в зримом, являет бесконечное в конечном.
- Возвышенное как центральная категория романтизма. Существует позитивное наслаждение прекрасным, выражающееся в спокойном созерцании, и есть негативное наслаждение возвышенным, бесформенным, бесконечным, вызывающее не радость, а изумление и осмысление (И. Кант). С воспеванием возвышенного связан интерес романтизма к злу, его облагораживание и диалектика добра и зла.
- Мифологичностъ, интерес к фольклору, мифу, игре, сновидениям, фантастике сказке, раскрытие пласта первообразов, где дано живое единство, нерасчлененность бытия и сознания, значения и бытия. Все является сновидением и сказкой.
5. Творчество, как сущность и конститутивный принцип мироощущения. Абсолютизация художественного творчества, как единственный путь полной реализации свободы, понятой как выражение многомерности и бездонности человеческого Я, гения как творца художественного произведения.
Бесконечность главенствующая идея романтизма, проявляется как незавершенность, непрерывное движение, закон бесконечного – развитие и творчество. Творчество как разумный совершенный хаос. Процессы творчества понимаются как «Жизненное брожение».
- Творчество отличает смелость эксперимента в области формы, отрицание всевластия правил и принципов, превознесение творческого хаоса, в недрах которого рождается новое. Творчество основывается не на правилах, а на живом восприятии природы и на личности художника. В основе творчества не принцип подражания, а экспрессия, стихийность, импульсивность.
В художественном творчестве главным эстетическим критерием является уникальное переживание личностью окружающего мира, свобода самовыражения, естественность, искренность и раскованность.
Фантазия и воображение, интуиция и вдохновение, бессознательная стихийность - превыше всего. «Художник превратился в бессознательное орудие, в бессознательную принадлежность высшей силы». «Поэт воистину творит в беспамятстве… Поэт упорядочивает, связывает, выбирает, измышляет, и для него самого непостижимо, почему именно так, а не иначе» (Новалис).
- Культ «божественной гениальности». Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, ее абсолютной творческой свободы, бесконечности устремлений и творческих проявлений человеческого духа.
Художественное произведение понимается как продукт бессознательной деятельности гения. Гений творит стихийно. Его единственное правило – его собственный внутренний мир, его чувства. Магическая сила творческой субъективности гения преодолевает прозу жизни.
6. Созерцательность. Главным способом постижения Абсолюта становится созерцание, понимаемое как восприятие и вбирание в себя Универсума. Абсолютное Я раскрывается в эстетическом созерцании и художественном переживании. Духовное созерцание понимается как установление прямой связи с совершенством мира как становящегося Божества. Интеллектуальное созерцание предстает как наблюдение за проявлениями Бога в реальности
7. Возвращение к природе, к корням, древнему духу и органическим началам мира. Понимание Природы как гигантского организма, всемогущей животворящей силы и божественной мощи. Органическое и самозабвенное ощущение тотальности бытия, одухотворенной и целительной природы, игры природных сил, растворение в самой жизни. Возвращение к подлинности и цельности бытия, к единству, утраченной современной им культурой, движение к истокам. Любовь к природе не тронутой человеком, преклонение, стремление к непосредственному контакту. Искусство принадлежит природе, оно есть сама себя созерцающая, самой себе подражающая, сама себя образующая природа.
8. Мистицизм и мистического чувство бесконечного. Интерес к сверхъестественному, потустороннему, поиск чудесного, живого и необычного. Глубоко личное, субъективное, религиозное, интимное переживание чар всего отдаленного, непознанного, загадочного и воображаемого, устремленность к таинственному и даже ужасному, особое внимание "ночным" сторонам человеческой души, к тайне и глубинам Ничто. "Только в личном - жизнь, а все личное покоится на темном основании» (Шеллинг). Истинный поэт — это всегда жрец. Чувство поэзии имеет много общего с чувством мистического. Это чувство особенного, личностного, неизведанного, сокровенного, должного раскрыться, необходимо-случайного. Оно представляет непредставимое, зрит незримое, чувствует неощутимое (Новалис).
9. Романтическая философия познания. Идея взаимодействия творческого духа с процессом познания», который переводит идеи в образы. «Философия достигает величайших высот, но в эти выси она увлекает лишь как бы частицу человека. Искусство же позволяет целостному человеку добраться до этих высот, до познания высшего, на этом основывается извечное своеобразие искусства и все свойственное ему очарование» (Шеллинг). Именно поэзия является героиней философии и «поэт постигает природу лучше, нежели разум ученого» (Новалис). Утверждается не рациональное познание природы, а творческая интуиция, восхищение и любовь к природе, которые помогают человеку глубже проникнуть в ее тайны, слиться с природой в Едином. Интуиция, фантазия, воображение, вдохновение и живое чувство занимают место холодного разума, абстрактного интеллекта. «Чем больше поэзии, тем ближе к действительности», «Поэт постигает природу лучше, нежели разум ученого». (Новалис).
10. Идеализация и сакрализация духовной и реабилитация чувственной любви. Слияние любви и религии. Понимание любви в космическом и вселенском масштабе, как онтологической категории и конституирующего принципа жизни, выстраивающего внутренний и внешний мир. Любовь предстает как общий центр всех принципов и идей. Любовь как универсальная сила, источник смыслов, способствующий самосовершенствованию человека.
В основе возвышенной и духовной любви лежит "бесконечная идея", обуславливающая саму духовность личности, стремящейся к Универсуму.
Возвышение чувственной, сексуальной любви, утверждение культа Вечной Женственности. Чувственная и духовная любовь восстанавливают единство человека с Универсумом и Богом. Любовь проявляется как творчество самого себя, творчество создателя.
11. Создание и утверждение теоремы единства, согласно которой: «Все в едином, и единое есть все». Бесконечное единство и бесконечная полнота являются составляющими совершенства. Стремление видеть в конечном бесконечное, созерцать, постигать универсум как целое, в целостном единстве противоречий, вновь обрести распавшееся единство, восстановить утраченную гармонию в жизни. Схватывание целого, а не деталей, распознание не причинных, а духовных связей
Создание философии абсолютного тождества, единства мира, синтеза всего сущего. которое достижимо посредством любви. Синтез поэзии и прозы, соединение всех искусств в одно искусство, совмещение в одном произведении многих жанров, изобретение Gesamtkunstwerk, объединённого, универсального произведения искусства, как продукта творческой деятельности. Именно «космос универсальности», способен наиболее адекватно был воплотить всю полноту жизни. Не ограничиваясь смешением всех жанров искусства, поэзия стремится уничтожить грань между искусством и жизнью. Принцип универсальной терпимости. Всё приобретает равное значение.
12. Диалектичность и эклектичность мироощущения. Принцип абсолютного единства противоположностей, взаимопроникновения субъективного и объективного. Переживание противоположных состояний души, как особая субстанция жизни, синтез противоречивых состояний бытия, возвышенно-оптимистического и трагического восприятия действительности, универсальности и внимания к индивидуально-конкретному, естественности и чуда, прозрачности и таинственности, серьезности с весельем, единство творческой мощи и меланхоличности, ярких страстей и сентиментальной чувствительности, наслаждений и страданий.
Двоемирие возникает как основная парадигма романтизма. Ощущение неудовлетворенности, раздвоенности, «разорванности» жизни, томления по идеалу, глубокого разрыва между идеалом и действительностью, напряженное переживание их несовместимости, невозможности их примирения. Внимание человеческой душе, как к сгустку противоречивых мыслей, страстей, желаний, распознание в душе человека соединение двух полюсов «ангела» и «зверя».
13. Мир понимается как становящееся Божество, с его бесконечным многообразием и бесконечной изменчивостью в процессе становления.
Неостановимая жажда движения, бесконечного изменения и развития, вечного становления, преодоления и обновления. Романтический герой — это человек дороги. Как только он покидает обыденный мир и ступает на дорогу, он прикасается к вечности. Путешествие является этико-эстетическим и религиозным, оно преобразовывает мир без будущего в мир цельности настоящего и будущего. «Внешнее» путешествие, одновременно есть путешествие внутреннее и духовное.
14. Утверждение значимости чувственной культуры. Романтическая чувствительность. Гедонизм чувственной радости, чувственная окраска религиозной экзальтации, стремление к чувственным наслаждениям, к красоте, к удовольствиям сердца.
15. Меланхоличность, печальная мечтательность задумчивость, возбуждают воображение. Страдание тает в темной радости. Меланхолия – это счастье быть грустным. Переживание горечи, тоски, тревоги, печали, скорби, в качестве не менее значимых, чем противоположные состояния души — радости, ликования, оптимизма. Внутреннее, духовное томление (Sehnsucht), центральное свойство раннеромантической личности, лежащее в основе создания мира мировым Я.
16. Романтическая отзывчивость, способная уловить самое тончайшее состояние созвучное человеку. Душа, способная «озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы» (Гоголь).
17. Романтическая ирония. Как и все принципы и категории романтизма она связана с идеей бесконечного. Предметом иронического воздействия является конечный внешний мир, который нужно преодолеть и приблизить к бесконечности. Художник как высшее выражение личности, стремясь к полноте высказывания, никогда не сможет ее достичь и потому иронически относится ко всему изображаемому и к себе. В результате иронического переосмысления мир утрачивает свою традиционность, конечность и становится бесконечным. Романтизм подойдя к краю культуры, изобретает новый язык, дистанцирующийся от реальности, свободно играющий ее противоречиями. Ирония - это постоянное самопародирование, притворство, возведенное в квадрат, фактически, это некая двойная рефлексия. «В иронии все должно быть шуткой и все должно быть всерьез. В ней содержится, и она вызывает в нас чувство неразрешимости противоречия между безусловным и обусловленным, чувство невозможности и необходимости полноты высказывания..." ( Ф.Шлегель).
«Романтическая ирония» покоится на «всевластии субъекта. Ничего не значимо, всё порождение моего «Я». Всё есть видимость, недостойная серьёзного отношения.
Философы, оказавшие влияние на становление романтизма
Фридрих Якоби (1743 – 1819)
Фридрих Шлейермахер (1768-1834)
Иоганн Фихте (1762 - 1814 )
Фридрих Шеллинг (1775–1854)
Романтизм в Германии начался с движения
«Sturm und Drang»- « Буря и натиск».
• Иоганн Георг Гаман (1730—1788)
• Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803)
• Фридрих Шиллер (1759—1805)
• Иоганн Вольфганг Гёте (1749—1832)
Теоретики романтизма:
Август Вильгельм Шлегель (1767- 1845)
Фридрих Шлегель (1772-1829)
Новалис (Фридрих вон Гарденберг) (1772-1801)
Представители литературного романтизма
Ахим фон Арним (1781- 1831), немецкий писатель представитель гейдельбергского романтизма.
Клеменс Брентано (1778 — 1842), немецкий писатель представитель гейдельбергского романтизма.
Йоханн Йозеф фон Гёррес (1776 — 1848), немецкий католический мыслитель, писатель.
Лю́двиг Ио́ганн Тик (1773 — 28 апреля 1853, Берлин), немецкий поэт, писатель.
Ви́льгельм Ге́нрих Ва́ккенродер (1773 —1798), немецкий писатель.
Фридрих Гёльдерлин ( 1770— 1843), немецкий поэт.
Ге́нрих фон Клейст (1777 — 1811), немецкий драматург, поэт.
Эрнст Теодо́р Вильге́льм Го́фман (1776 — 1822), немецкий писатель.
Джордж Гордон Байрон (1788 — 1824), английский поэт.
Франсуа-Рене де Шатобриан (1768-1848), французский писатель.
Викто́р Гюго́ (1802 — 1885) французский писатель.
Уильям Вордсворт (1770–1850), английский поэт, представитель «Озерной школы».
Сэмюэл Тейлор Кольридж (1772–1834), английский поэт, представитель «Озерной школы».
Роберт Саути (1774–1843), английский поэт, представитель «Озерной школы».
Пе́рси Биш Ше́лли (1792 — 1822), английский поэт, один из классиков британского романтизма.
Джон Китс (John Keats; 1795 — 1821), английский поэт
Вашингтон Ирвинг (1783—1859), американский писатель.
Натаниэль Го́торн (1804 — 1864), американский писатель.
Эдгар Аллан По (1809—1849), американский писатель.
Герман Мелвилл (1819 — 1891), американский писатель, поэт.
Ге́нри Уо́дсворт Лонгфе́лло (1807 - 1882), американский поэт.
Васи́лий Жуко́вский (1783 — 1852), русский поэт.
Константи́н Ба́тюшков (1787 — 1855), русский поэт.
Евге́ний Бараты́нский (1800— 1844), русский поэт.
Михаи́л Ле́рмонтов (1814 — 1841) русский поэт, прозаик.