Аутопоэзис (аутопойезис, аутопоэз, автопоэзис (др.-греч. αὐτός ауто- — сам, ποίησις — сотворение, творчество, производство) - философско-социологическая концепция в основе которой лежит понятие самовоспроизводства живых существ и образуемых ими систем, которые отличаются тем, что их организация порождает в качестве продукта их самих без разделения на производителя и продукт.
Буквально аутопоэзис означает самопроизводство, самодостраивание, самоподдержание живых существ.
Согласно теории У. Матураны и Ф. Варелы, живые существа отличаются «аутопоэзной организацией», то есть способностью к самовоспроизводству — к порождению, «строительству» самих себя: аутопоэзная система как бы «вытаскивает сама себя за волосы», создавая собственные компоненты.
Любая живая система является аутопотической, так как она продуцирует и воспроизводит саму себя.
Автопоэтическая система живет как закрытая структурно детерминированная система в замкнутой динамике структурных изменений. (У. Матурана, 2006).
Чилийский биолог и эпистомолог Умберто Матурана (1928 -2021) в своей работе «Нейрофизиология познания» (1969) подверг критике применение идей информации и репрезентации для понимания биологической системы.
Он высказал идею внутренней связности нейронных процессов и предположил, что нервная система живых существ, представляющая «закрытую систему, способна спонтанно генерировать собственные условия отношения к окружающей среде. Сам термин «аутопоэзис» был впервые введен Ф. Варелой в 1971.
На протяжении 1971 года Франсиско Варела (1946—2001), совместно со своим коллегой и учителем Умберто Матурана, разработали теорию аутопоэзиса, которая основывалась на раскрытии связей между циклической природой метаболизма живых существ и их когнитивной деятельностью.
Один из основоположников кибернетики и видный представитель конструктивизма Хайнц фон Фёрстер (1911- 2002) помог существенно переписать текст статьи, в которой Ф. Варела и У. Матурана сформулировали концепцию аутопоэзиса и опубликовать ее в журнале «Biosystems» (1974).
Впоследствии, основываясь на теории аутопоэзиса, Ф. Варела и У. Матурана разработали натуралистическую, нетрансцендентальную и учитывающую зависимость наблюдения от наблюдателя интерпретацию познания, языка и сознания. В начале 1980-х годов теория аутопоэзиса получила признание научного сообщества.
Ф. Варела рассматривал понятие аутопоэзиса как неотъемлемую частью общенаучной, а не только частной биологической картины мира. Он предложил использовать понятие аутопоэзиса в когнитивной науке, а также в информатике, инженерии и робототехнике.
В своей модели разума (psynet-модель) бразильско-американский исследователь искусственного интеллекта Бен Гёрцель (Ben Goertzel, род.1966) рассматривает мысли, чувства и другие ментальные сущности аутопоэзными (самогенерирующимися) системами внутри «системы магов». Он определяет интеллект как способность обнаруживать закономерности в мире и в самом себе, измеряемые с точки зрения эмерджентного поведения «достижения сложных целей в сложных условиях». По его мнению, искусственный интеллект, как и ребенок, инициализируется, а затем самообучается в смоделированном или виртуальном мире.
В социальных науках концепция нашла приложение в работах немецкого социолога Никласа Лумана (Niklas Luhmann; 1927 - 1998) ,а также ряда авторов, исследующих медиакоммуникации. Так, социальные сети интернет-пространства и само общество как аутопойезис коммуникаций.
была успешно распространена на понимание общественных систем, и сложных самоорганизующихся систем вообще.
В результате распространения в научном сообществе аутопоэзис стал составной частью междисциплинарного течения — теории сложных систем и синергетики.
В настоящее время теория аутопоэзиса используется в когнитивных науках, эпистемологии, социологии и иных социальных и гуманитарных областях.
Концепция аутопоэзиса основывается на ключевом понятии самореферентности, которое не опирается ни на одну внешнюю для него сущность. Она базируется на философии радикального конструктивизма (Эрнст фон Глазерсфельд) солиптической эпистемологии. «Мы не видим того, что мы не видим, а что мы не видим — не существует», а сама реальность это изобретение наблюдающих. (Ф. Варела, У. Матурана).
Мир является плодом коллективной деятельности людей, состоящим из созданных в процессе социального взаимодействия при помощи языка индивидуальных миров, в которых они живут.
Автопоэзная система, в отличие от механической, использующей внешнее сырье, строится по принципу самоотнесенности, циклической организации, она производит саму себя из самой себя.
Аутопоэзные система – это совокупность таких элементов, которые порождаются самой системой как нечто отличное от окружающего их мира.
Так, клетки производят компоненты своей мембраны, без которой клетка не могла бы ни существовать, ни производить эти компоненты.
В своем взаимодействии клетки порождают клетки и одновременно — живые системы, мысли или переживания порождают мысли и переживания и образуют системы сознания, коммуникации присоединяют другие коммуникации и образуют системы коммуникаций.
Аутопоэзные системы— это «системы которые, в качестве единств, определяются как сети производства компонентов, которые:
1) рекурсивно, через свои интеракции, генерируют и реализуют сеть, которая их производит.
2) конституируют, в пространстве своего существования, границы этих сетей как компоненты, которые участвуют в реализации сети». (У. Матурана и Ф. Варела).
Живая система является автопоэтической. Она представляет собой «организацию, которая является сетью процессов производства и базируется на трансформации молекулярных и прочих компонентов, которые посредством их взаимодействий: а) рекурсивно порождают ту же самую сеть процессов производства компонентов, которая породила их самих, и б) конституируют систему как физическое единство и детерминируют ее границы в физическом пространстве». (У. Матурана, 1974).
Общепринятый критерий разграничения между живыми организмами и неживой материей в настоящее время отсутствует и аутопоэзис является одним из ряда таких критериев.
«Автопоэтическая машина – это представляющая собой единство машина, организованная как сеть процессов трансформации и деструкции компонентов, которые:
1) через их взаимодействия и трансформации непрерывно регенерируют и реализуют сеть процессов и отношений, которые производят их;
2) образуют эту машину как конкретное единство в пространстве, в котором эти компоненты существуют, определяя свойства топологической области их реализации как сети (У. Матурана, Ф. Варела, 1980).
Элементом конструирующей саму себя систему становятся операции и мгновенные события. Некоторые из этих операций, угасая, успевают обеспечить себе подсоединение следующих.
Структура системы — это средство ограничения допускаемых в системе отношений. Она состоит из отрицаний, из возможностей сказать «нет», из тех механизмов, которые делают возможным подсоединение одного системного элемента и потенциализацию или отрицание всего остального мира.
Это «нет» делает возможным существование контекста или горизонта системы, а следовательно, делает возможным конструирование мира. Под структурой понимаются средства, обеспечивающие продолжение аутопоэзиса.
Структуры суть «значимости», «связи», «ожидания», «повторяемости» — всё то, что, ограничивая подсоединение потенциальных элементов, ускоряет коммуникацию.
Онтологически система не имеет структур, будучи лишь последовательностью вспыхивающих и тут же угасающих событий. Всякая же длительность или временная стабильность есть собственная конструкция системы.
Средствами связи и одновременно конструирования выступают «рифмы», связи «поэтических» предложений и смысловые медиумы коммуникации — истина, власть, право, деньги, прекрасное, любовь.
Смысл как подсоединительная способность. Смысл имеет всё то, что подсоединилось, встроилось во временную последовательность событий. Смысл понимается не в герменевтическом, семантическом или логическом аспектах, а как средство связывания или конструирования системных операций.
Организация системы. Взаимодействуя с внешней средой, организация претерпевает изменения, которые выливаются в уникальный результат. Таким образом она представляет собой историю структурных изменений.
Управление организационными изменениями. Направленные возмущающие действия. Напрямую управлять живой системой и ее преобразованиями невозможно. Однако возможно оказывать на неё возмущающее воздействие и повлиять на структурные изменения с помощью саморганизации. Более того, живая система не только сама определяет свои будущие структурные изменения, она также определяет, какие внешние раздражения их вызовут.
1. Автономия (ауто-) и структурный детерминизм - живые системы управляемы эндогенно, сами себя организуют. Живые системы являются автономными, операционально закрытыми системами, их организация носит циклический характер. Системы являются замкнутыми - мысли вытекают только из мыслей, а не из мозга.
Сущность структурного детерминизма состоит в том, что любые изменения, которые происходят в живых системах, детерминированы их собственной организацией и структурой и что ничто внешнее для них не может детерминировать то, что происходит в нас самих.
2. Производство, действие (-поэзис), которое в когнитивном плане предстает в виде понятия «энактивации». Познание энактивировано (enacted): познание осуществляется в действии и через действие. Через действия, двигательную активность формируются и когнитивные способности живого организма как в онтогенезе, так и в филогенезе.
3. Самодостраивание, самодополнение, самообновление системы, поддержание идентичности и целостности. определяющей для них является гомеостатическая функция, самоподдержание, самоотнесенность.
4. Структурное сопряжение с внешней средой. Живая система связывается с окружающей средой структурно, посредством периодических актов взаимодействия, каждый из которых вызывает структурные изменения системы.
5. Обновление, творчество, непрерывные структурные изменения. Функцией автопоэзиса является не только поддержание, сохранение, способность регенерации структуры, но также ее развитие и самообновление, не только сохранение состояния, но и его преодоление. Цикл автопоэзиса никогда не является замкнутым, и эта его незамкнутость есть открытость к новому, к творчеству.
Открытость системы есть необходимое условие ее самоорганизации. Но системы, достигшие определенного уровня сложности, клетка, живой организм, системы живой природы, человек, общество, страна не просто открыты, а операционально замкнуты.
Такого рода сложные системы одновременно и отделены от окружающего мира, и связаны с ним. Их границы подобны мембранным оболочкам, которые являются границами соединения и разделения.
Мембрана позволяет такой системе быть открытой миру, брать из окружающей среды нужные вещества и информацию и быть обособленной от него, во всех своих трансформациях и превращениях поддерживать свою целостность, сохранять свою идентичность. Рост сложности систем в мире означает рост степени их избирательности и усиление их операциональной замкнутости.
Структурная детерминация живого организма. Структурный детерминизм» означает приоритет внутренней структурной динамики жизни и познания. Живые существа являются структурно детерминированными системами, то есть ничто внешнее по существу не может детерминировать их настолько, насколько то, что происходит в них самих. (У. Матурана).
Поведение живого организма структурно детерминировано, но не внешними силами, а собственной структурой организма - структурой, сформированной в результате цепочки независимых структурных изменений.
Живые системы реагируют на внешние раздражения автономно, путём структурных перестроек, то есть изменений структуры своей связи со средой.
Структурная детерминация и свобода воли. В своем поведении живые организмы равно свободны и обусловлены. Система сохраняет историю преобразований структуры, а ее поведение определяется актуальной структурой. С другой стороны, такая система сохраняет за собой свободу решать на какие влияния внешней среды обращать внимание и как на них реагировать.
Живая система сохраняет за собой свободу решать, что именно замечать в своём окружении и на что реагировать. Структурные изменения системы представляют собой акты познания. Сама система определяет, какие воздействия окружающей среды будут вызывать в ней изменения, система устанавливает рамки своей области познанного, она «рождает мир».
Познавательная активность в мире создает и саму окружающую по отношению к познающему субъекту среду.
Познающий субъект словно «вырезает» из мира именно и только то, что соответствует его когнитивным способностям и установкам.
Энактивация – это со-бытие, совместное и согласованное становящееся бытие субъекта и познаваемого им объекта, их когерентное и итеративное рождение и скоординированная трансформация.
Определяющим свойством живого существа является поддержание им своей тождественности и внутренняя направленность на сохранение своей идентичности. Живые системы сами себя организуют и обладают способностью сохранять свою идентичность в окружающей их среде. Сама сущность жизни заключается в способности живой системы поддерживать свою идентичность.
Под аутопоэзисом подразумевается свойство системы поддерживать собственную целостность в процессе взаимодействия со средой.
Любая живая система взаимодействует со средой, и в ходе этой активности задача системы – поддержание своей автономности, целостности, идентичности и сохранение самотождественности.
Необходимость в сохранении целостности обусловливает «порождение мира» живой системой. Каждая живая система имеет свой мир, и не только мир восприятия, но и мир ментальных конструктов. Конструирование мира в процессе жизнедеятельности, или познавательной активности, – это способ приспособления к той когнитивной области, которая доступна системе в соответствии с ее структурой.
«Операциональная когерентность между живой системой и средой, в которой она живет, возникает момент за моментом в потоке ее жизни как результат того факта, что живая система и обстоятельства ее жизни меняются совместно и конгруэнтно в спонтанном взаимосвязанном динамическом потоке структурных изменений вокруг сохранения жизни. Я назвал этот поток конгруэнтных структурных изменений, который протекает спонтанно, когда две или более системы находятся в рекурсивных взаимодействиях друг с другом, структурным сопряжением (structural coupling)». (У. Матурана, 2006).
1. Живая система связана с окружающей средой через периодические акты взаимодействия. В результате этого внутри системы происходят структурные изменения.
2. Среда инициирует такие изменения, но не определяет их род и не управляет ими.
3. Со временем система складываются в цепочку независимых трансформаций. Таким образом изменения происходят постоянно.
Сложная система и окружающая среда обоюдно активны. Если процесс их взаимного испытания не завершается распадом системы, то в результате они оказываются взаимно структурно подогнанными друг к другу.
«Все, что случается в нас и с нами, происходит как поток структурных изменений, детерминированный в нас момент за моментом посредством внутренней структурной динамики… Автопоэтическая система живет как закрытая структурно детерминированная система в замкнутой динамике структурных изменений» ( У. Матурана, 2006).
Среда лишь инициирует структурные изменения; она не определяет их род и не управляет ими. Результирующее поведение живой системы непредсказуемо. Она откликается на воздействия среды структурными изменениями, а изменения эти, в свою очередь, изменяют ее дальнейшее поведение.
Главное следствие структурного сопряжения состоит в том, что система либо находит себя в этом непрерывном потоке операциональной конгруэнтности со средой, которая изменяется соразмерно с ней, либо не находит и тогда исчезает.
Коэволюция.
Система активно адаптируется к окружающей среде, которая в свою очередь также видоизменяется как бы «навстречу ей». Процесс налаживания их сосуществования, обустройства их совместной «жизни» называют процессом коэволюции, а результатом этого процесса является структурное сопряжение сложной системы и среды.
Выживание организма является следствием постоянного обмена со средой. Происходит коэволюция автопоэтической системы и ее окружения; они коэволюционируют в общем историческом течении (У.Матурана).
Обучение и приспособление как структурное связывания.
Структурно связанная система является обучающейся. Непрерывные структурные изменения в ответ на воздействия среды - и, соответственно, постоянное приспособление, обучение и развитие - это ключевая характеристика поведения всех живых существ.
История взаимодействий. В каждой точке этого пути структура организма представляет собой протокол предыдущих структурных изменений и, соответственно, предыдущих взаимодействий. Иными словами, все живые существа хранят свою историю. Исходя из того, что организм хранит память о предыдущих структурных изменениях, а всякое структурное изменение влияет на будущее поведение организма, следует, что поведение живого организма диктуется его структурой.
Автопоэзисизная система направлена на достижение цели, становление, адаптацию, изобретение, конструирование, структурные изменения, создание новых структур и самообнавления. В автопоэзисе как самодостраивании есть, элемент продвижения вперед, обновления, что является признаком творчества для высших когнитивных систем.
Структурные изменения. Определяющей характеристикой автопоэтической системы является то, что она претерпевает непрерывные структурные изменения, при этом сохраняя паутинообразную организационную модель.
Компоненты сети постоянно порождают и преобразуют друг друга, а сами структурные изменения происходят такими двумя путями как:
1.Самообновление. Всякий живой организм постоянно обновляет себя по мере того, как его клетки, делясь, выстраивают новые структуры, а ткани и органы непрерывно и циклически обновляют свой клеточный состав. Но невзирая на эти непрекращающиеся перемены организм сохраняет своё совокупное своеобразие, или организационный паттерн.
2. Создание новых структур, путем устанавливания новых связей в автопоэтической сети. Эти перемены, носят уже не циклический, но поступательный характер. Они также происходят непрерывно, будучи обусловлены либо воздействиями окружающей среды, либо внутренней динамикой системы.
4. Связь между разумом и телом
Разум, когнитивные структуры и человеческое познание биологически обусловлены: «человек познает, и его способность познавать зависит от его биологической целостности». (У. Матурана, Ф. Варела, 1980).
Разум рассматривается не как вещь, но как процесс - процесс познания, отождествляемый с процессом жизнедеятельности. Разум и материя более не мыслятся принадлежащими двум различным категориям, а могут рассматриваться как представители двух взаимодополняющих аспектов феномена жизни - процесса и структуры.
Связь между разумом и телом, таким образом, - это связь между процессом и структурой. Более того, мозг - не единственная из таких структур. В процессе познания участвует вся структура организма, независимо от того, обладает он мозгом и центральной нервной системой или нет.
Разум имманентен материи на всех уровнях живого, а познание охватывает весь процесс жизни - в том числе восприятие, эмоциональную деятельность и поведение.
На всех уровнях жизни, начиная с простейших клеток, разум и материя, процесс и структура неразрывно связаны между собой.
Жизнь и познание неразрывно связанны, а процесс познания отождествляется с процессом жизни… «живые системы являются когнитивными системами, и жизнь как процесс является процессом познания». Биологическая обусловленность человеческого познания, когнитивных структур: «человек познает, и его способность познавать зависит от его биологической целостности». (У. Матурана, Ф. Варела).
Познание тесно связано с автопоэзисом самовоспроизводством живых сетей.
Познание автопоэтично так как оно демонстрирует свойства самоорганизации, самодостраивания. «Познание есть действие, направленное на нахождение того, что упущено, и восполнение недостающего с точки зрения когнитивного агента» (Ф. Варела).
Процесс познания – это деятельность по самовоспроизводству и самосохранению живой системы. Реагируя на внешнюю среду, организация борется за сохранение своей уникальности, стараясь изменяться так, чтобы поддерживать существующие элементы и связи между ними.
Познание - это не отображение некоего независимо существующего мира, но постоянное конструирование мира в процессе жизнедеятельности.
Ментальная деятельность - это организующая деятельность живых систем на всех уровнях жизни. Взаимодействия живого организма с окружающей средой с помощью циклических схем по своей сути представляет познавательные акты и когнитивные взаимодействия.
Наблюдение и коррелятивные ему процессы различения, отрицания, познания отождествляется с селекцией следующих состояний или операций системы. Система познаёт тем, что существует или продолжается, поскольку существовать — значит выбирать именно те элементы в горизонте возможных, которые неким осмысленным образом связаны с предыдущими.
Мы не можем знать что-то независимо от того, что мы делаем и как мы вписаны в окружающую среду. Внешний мир, который наблюдатель видит вокруг отдельной живой системы, не существует в таком виде для нее. Наблюдатель и живой организм живут в разных когнитивных мирах, в первую очередь в разных мирах восприятия.
Эмерджентность разума и познания
Понятие эмерджентности как абсолютно фундаментальное для постижения когнитивных процессов. Структуры сознания являются эмерджентными и проявляются спонтанно, непредсказуемо и относительно недетерминировано в ходе процессов самоорганизации.
«Разум или суждения разума представляют собой нечто вроде вишни на пироге. Разум – это то, что продуцируется, порождается на самом последнем этапе непрекращающихся эмерджентных трансформаций сознания» (Ф. Варела, 1999).
Единство разума и жизни
Идея о «сильной непрерывности жизни и ума (mind)», поскольку жизнь и ум разделяют общие паттерны организации и «организационные свойства, характерные для ума, представляют собой обогащенную версию тех базисных свойств, которые фундаментальны для жизни. Ум есть нечто подобное жизни, а жизнь есть нечто подобное уму. А более простая и более провокационная формулировка этого тезиса такова: жизнь есть познание (living is cognition)». (Э. Томпсон. Life and Mind).
Личность как рекурсивная система генерирует новые смыслы, создает состоящие из смыслов миры, взаимодействует с выстроенными сетями смыслов, самопроизводя себя и мир как единое целое.