Персонализм (от лат. persona — личность) — экзистенциально-теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир — проявлением творческой активности верховной личности — Бога или некоего космического разума, который есть начало всех начал, основа и творец всей действительности.
В основе учения лежит религиозно-философский синтез идей творческой активности Абсолютной личности, персонификации Вселенной, Божественного происхождения человеческой личности и ее сущностной укорененности в трансцендентном.
Личность в персонализме предстает как имеющая высшую ценность, самостоятельная реальность, как особый порядок бытия, не сводимый ни к природе, ни к социуму, но определяющий себя в трансцендирующем общении с Абсолютной Личностью.
На основании данной сущностной связки личности с абсолютном началом выделяют метафизический (теоцентрический) и антропологический (экзистенциальный) персонализм. При этом первый преимущественно акцентирует внимание на обосновании проявления в мире абсолютного личного начала, а второй, на исследовании воплощения свободной человеческой личности в мире, на раскрытии ее индивидуальных качеств, творчества и общения.
В более широком значении персонализм — это философская установка, признающая личность высшей формой бытия. «Философская система, утверждающая основное и центральное положение личного бытия в составе мира, может быть названа персонализмом» (Н. Лосский)
В 1947 году Жак Маритен писал, что существует по крайней мере «дюжина персоналистских доктрин, которые порой не имеют ничего общего, кроме слова «личность».
В наиболее общем виде выделяют религиозную и секулярную (светскую) формы персонализма. Первое направление представлено мыслителями католической (Франция), протестантской (США, Германия) и отчасти православной конфессий (Россия). Среди нерелигиозных версий персонализма можно выделить: критический персонализм В. Штерна, атеистический персонализм Дж.Э. Мак-Таггарта, этический персонализм М. Шелера, а также диалогический персонализм М. Бубера и М. Недонселя, М. М. Бахтина, в котором коммуникация или диалог, являются основанием конституирования всей личности.
Персонализм – иногда представляют, как одно из специфических направлений в философской антропологии, где человек понимается как самостоятельная, открытая миру личность, первичная, по отношению ко всем внешним мирам, но производная от личной творческой активности Абсолюта.
При этом персонализм имеет ряд отличий от родственным ему учений индивидуализма и экзистенциализма.
Так, по мнению Мунье, в экзистенциализме человеческая субъективность герметически закрыта, а в персонализме истинным призванием человека является «не наслаждение полнотой жизни, а постоянно расширяющееся общение сознаний, достижение всеобщего взаимопонимания". Как писал Ж. Лакруа «личность всегда живет в мире, населённом другими личностями, „я” составляет единое целое с другими». Персонализм ближе к религиозному экзистенциализму Г. Марселя и К. Ясперса, у которых внутренний мир человека связывается с неким надличным, абсолютным, божественным, бытием.
В свою очередь, в отличие от индивидуализма, который нацелен на личный интерес, персонализм, также утверждает необходимость открытости в отношениях с другими, рассматривая ее как условие для собственной реализации. «Таким образом, - писал Эммануэль Мунье, - если первым условием индивидуализма является централизация индивида в самом себе, то первым условием персонализма - его децентрализация, предоставляющая ему открытые перспективы личной жизни». Личность отличается от индивида как персона от персонажа. По словам Жана Лакруа: «Личность отнюдь не противостоит индивиду – она преобразует и развивает его, выводя за его собственные пределы».
К персоналистским мыслителям относят представителей самых различных философских течений, при условии, что в центре их мировозрения лежит человеческая личность, понимаемая как первичная реальность и высшая духовная ценность.
Представители современного персонализма признают косвенный вклад в учение широкого круга мыслителей на протяжении всей истории философии, многие из которых которые не считали себя персоналистами.
Понятие и сама концепция личности (персоны) сформировалась в античной философии и христианской патристике. К наиболее выдающимся философам, раскрывающим в своем творчестве персоналистические идеи, относятся Сократ, с его революционной формулой «Познай самого себя», Платон, Цицерон, Григорий Нисский (329–389), Августин (354–430), который начал исследовать внутренний мир человека, а также Боэций (ок. 480–524), впервые предложивший классическое, философское определение личности как индивидуальной субстанции» «persona est naturaerationalis и Фома Аквинский (1225 —1274), рассматривающий личности как индивидуальные «скрытые сущности», как, деятели или силы, проявляющие на своем уровне чистые акты бытия Бога. Философы этого времени пытались выразить понятие личности через сложную диалектику индивидуального и универсального.
Радикальный поворот в понимании личности, был осуществлен Р. Декартом (1596—1650), который своей формулой “Cogito ergo sum” утвердил субъекта и его мышление как первичную, безусловную реальность. Человек был определен как мыслящее существо, высшим совершенством которого признается сознательное воление. Б. Паскаль (1623 -1662) сохраняя декартовское деление человека на тело и душу, безусловно отдает преимущество второму начало, утверждая, что не «вселенная обнимает и поглощает меня, как точку; мыслью же своей я обнимаю ее». Н. Мальбранш (1638—1715) также следуя субъективизму Декарту, писал, что человеку присуща разумная свобода, но он должен признавать истинным только то, за что внутренне ручается голос его разума и совести. Ж.Ж. Руссо (1712 -1778), главным в человеке считал ценности личности, и главным отличием человека считал, то, что он не создан окончательно и ему необходимо создавать свою личность, реализуя свою подлинную человеческую природу и руководствуясь чувством любви к себе.
Г. В. Лейбниц (1646 –1716) представил личности как независимые, движимые изнутри монады-агенты, действующие согласно предустановленной Богом гармонией, за что некоторые исследователи называли его первым персоналистом. И. Кант (1724-1804), который впервые раскрыл и возвысил достоинство человека как «внутреннюю ценность», как цель, а не средство, а также И.Г. Фихте (1762 — 1814), Г. Ф. Гегель (1770–1830) Ф.В. Шеллинг (1775 -1854) внесли свой вклад в формирование и развитие идеалистического персонализма, в котором Бог, Дух, Абсолют Бог - высшая личность, основа всего сущего и создатель конечных личностей.
Новый жизненный импульс в развитии персонализма был дан Ф. Г. Якоби (1743 — 1819), который завил, что человек созданы по образу Божьему и неразрывно связан с Ним и что существование личности как самостоятельной, свободной творческой силы и само бытие Бога, можно объяснить не с помощью разума, но только посредством веры и живого духа. Новую задачу выражения личности и универсума, поддержали Мэн де Биран (1766 -1824), заявивший, что не мышление, а именно воля является подлинной сущностью нашего «я» и выдвинувший новую формулу: Volo ergo sum «Желаю, следовательно, существую». Данное иррациональное антиэмпирическое понимание сущности личности было продолжено такими мыслителями как А. Шопенгауэр (1788—1860), П.Ж. Прудон (1809—1865), С. Кьеркегор (1813 — 1855), Ф. Ницше (1844 -1900), Э. Гуссерль (1859-1938) и А. Бергсон (1859 -1941).
Непосредственными предшественники позднейшего персонализма были Хельмут Тилике (1908 -1986) - "теологическая этика", Эймос Бронсон Олкотт (1799 - 1888), с его антропологическими и трансценделистскими идеями, Иммануил Герман Фихте Младший (1796-1879), Христиан Герман Вайсе (1801-1866), представители «этического теизма» с их требованием восстановить « личного Бога», Кристофер Якоб Бострём (1797 — 1866), «рациональный идеализм», Рудольф Герман Лотце (1817–1881), «метафизический персонализм», Шарль Бернар Ренувье (1815 — 1903), автор работы («Le personnalisme», 1903), Шарль Пеги (1873 -1914) «социальное христианство», Макс Шелер (1874 -1928) «этический персонализм».
Персоналистическое движение в своем чистом виде зародилось в начале двадцатого века в противостоянии различным типам «безличной» новоевропейской мысли - механицизму, натурализму и физикализму, идеалистическому монизму и пантеизму, материализму и позитивизму.
Сам термин «персонализм» был введён в 1799 году Фридрихом Шлейермахером («Речи о религии к образованным людям, её презирающим»). В американской философии первым американцем, который использовал этот термин был Эймос Бронсон Олкотт, который в своем в эссе 1863 года назвал персонализм «доктриной, согласно которой конечной реальностью мира является Божественная Личность, поддерживающая вселенную непрерывным актом творческой воли». Позже термин был раскрыт и обоснован Уолтом Уитменом в работах («Демократические дали», 1867; «Персонализм», 1868), а во Франции его впервые ввел Шарль Ренувье, в своей работе ( «Персонализм», «Le personnalisme», 1903).
Франция. Оформление персонализма как философской «школы» связывается с деятельностью группы французских католических философов сплотившейся вокруг журнала Esprit («Дух») в 1932 г. Основоположником и главным теоретиком французского персонализма был Эммануэль Мунье (1905-1950).
Его ближайшими соратниками и последователями были Жан Лакруа, Поль-Луи Ландсберг, Морис Недонсель, Габриэль Мадинье, Дени де Ружмон, Жан-Мари Доменак, эстетик и феноменолог Мишель Дюфрен, представитель философской герменевтики Поль Рикёр, феноменолог Морис Мерло-Понти и философ-неотомист Жак Маритен.
Французский персонализм представлял собой вариант социального христианства, в котором переосмысливались христианская концепция человека. Своей задачей они видели преодоление гуманитарного кризиса и воплощении Царства Божия и высших ценностей на Земле, сделав акцент на активной земной творческой жизни личности. Существеннейшим свойством личности они признавали способность к художественному творчеству, в котором человек выступает как свободный целеполагающий субъект.
Главное внимание они уделили разработке идеи «вовлечённого существования», призывающей человека к осмысленному, творческому выполнению своего призвания. труд выступает изначальным условием подлинно человеческого общения и инструментом воспитания: дух товарищества и любви. Душа, духовный мир личности, личностное «я» человека как «первичная реальность». Хотя французские персоналисты признавали внутренний мир личности первичной реальностью, они не считали себя субъективистами и признавали объективную реальность, существующую вне и независимо от человека.
США. В Соединенных Щтатах персоналистское движение было основано профессором философии и методистским священником Борденом Паркером Боуном (1847-1910) и Дж. Ройсом (1855-1916),
Бостонская школа. Б. Боун создал школу «бостонского» персонализма, среди его учеников - Эдгар Шеффилд Брайтман (1884-1953),
Ралф Т. Флюэллинг (1871-1960), который С 1920 года являлся основателем и редактором журнала «Personalist», Джордж Альберт Коу (1861–1951), Фрэнсис Дж. МакКоннелл (1871–1953), Альберт К. Кнудсон (1873–1953) и Питер Энтони Берточчи (1910–1989). Представители данной школы, как и ее основатель ориентировалась на «трансцендентального эмпиризм», философский теизм и богословие методистской церкви.
Калифорнийская школа. Р.Т. Флюеллинг перенес персонализм из Бостона в Университет Южной Калифорнии, который стал вторым по значимости центром персоналистской мысли XX века в Соединенных Штатах. Флюеллинг также основал The Personalist, журнал, который должен был служить форумом для американского персонализма. Джордж Х. Ховисон (1834–1916) автор концепции «персонального идеализма» установил традицию персонализма в Калифорнийском университете в Беркли.
Гарвардская школа. Идеи персонализма получили распространение также в Гарвардском университете в работах Уильяма Джеймса (1842–1910), Джосайя Ройса (1855-1916), его учеников Уильяма Эрнеста Хокинга (1873–1966), Мэри Уитон Калкинса (1863-1930), представительницы "абсолютным персонализмом" и Чарльза Хартсхорна (1897–2000). Гордон Уиллард Олпорт (1897 — 1967) развил психологическое измерение персонализма. Джордж Х. Ховисон (1834–1916) также начинал свою карьеру в Гарварде.
Понятие «личность» активно разрабатывалось представителями и других философских направлений: трансценденталистов (Р.У. Эмерсон, А. Олкотт, У. Уитмен), сентлуисских гегельянцев (У.Т. Харрис, Г.К. Брокмейер).
Большинство американских персонологов были ориентированы на протестантскую теологию. Они рассматривают персону как моральную и религиозную личность, как средоточие духовной уникальности. Персона преподносится персоналистами как сложная духовная система человека, внутренний динамичный мир личного сознания.
Понятие личности трактовалось ими как непревзойденная, уникальная, субъективность, как процесс развития личностного начала, которое достигается путем единения с Богом. В свою очередь человек добивается наивысшего блаженства в единении с всевышним.
Этика американских последователей персонализма базировалась на убеждении, что только стремление к самосовершенствованию и саморазвитию приведёт общество к гармоничному существованию.
Германия. Самыми яркими представителями немецкого персонализма являются Макс Шелер (1874-1928), Вильям Штерн, (1871-1938), с его книгой "Личность и вещь" ("Person und Sache", 1923), Хельмут Тиллике (1908-1986), автор концепции христианской этики, суть которой состоит в свободе человека по отношении к миру.
Густав Тейхмюллер (1832 - 1888) создал учение, получившее название персонализм, которое было близко к спиритализму и основывалось на идее изначальных, обладающих самосознанием духовных субстанций, которые на высшей стадии развития становятся личностями. Можно также отметить таких философов как Романо Гвардини (1885 - 1968), немецкого философа итальянского происхождения, разработавшего религиозную версию философии экзистенциализма и персонализма и Мартин Бубера ( 1878 - 1965 ), австрийского, еврейского философа, внесшего свой вклад в развитие диалогического персонализма. Определенный вклад в развитие персонализма сделали Дитрих фон Хильдебранд (1889-1977), Роман Ингарден (1893-1970), Эдит Штайн (1891-1942) и Пауль Людвиг Ландсберг (1901-1944), представитель философской антропологии и персонализма, усматривавший сущность личности не только в способности к вовлечению, но и к трансцендированию.
Самой главной проблематикой немецкого персонализма является изучение задатков и способностей индивида, глубинных слоёв персональной жизни человека. Личностный метод провозглашаться универсальным, для постижения и пояснения человека и настоящей и видимой реальности.
Россия. В России в конце 19 в. идеи персонализма развивали H.A. Бердяев (1874-1948), отстаивавший в качестве высшей ценности принцип личности с её абсолютной свободой, Л.И. Шестов (1866-1938), A.A. Козлов (1831-1901) - "монистический плюрализм", Л.М. Лопатин (1855-1920), Е.А. Бобров (1867-1933) - "монистический спиритуализм", С.А. Алексеев (Аскольдов, 1870-1945), Н.О. Лосский (1870 - 1965), Л.П. Карсавин (1882-1952), - «симфонический персонализм», В.В. Зеньковский (1881-1962), - «метафизический персонализм», В.Н. Лосский (1903 -1958), - «иерархический персонализм».
Русские персоналисты изображали личность как религиозно-идеалистический субъект, надприродная свободопологающая реальность, невыразимый, непостижимый образ Божий в человеке. Понятие личности для них означало – непредсказуемость, обладание безграничными возможностями, прорыв в неизвестность, свобода и духовная сила.
Великобритания. В Англии наиболее известными персоналистами были Х.У. Керр (1857-1931), Остин Фаррер (1904-1968) представитель персоналистского теизма и последователь нерелигиозного персонализма Джон Борн Коутс.
В Шотландии персоналистские идеи развивали представители идеалистического персонализма Джон МакМюррей (1891–1976), Эндрю Сет Прингл-Паттисон (1856-1931), который считал, что каждое Я, это уникальное существование, которое совершенно непроницаемо для других и как персональный идеалист критиковал Абсолютный идеализм, считая, что личность не должна сливаться с Абсолютом.
В других странах Европы персоналистскую проблематику разрабатывали в Испании - Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955), в Польше Кароль Войтыла (Иоанн Павел II) (1920–2005), в Чехии Ян Паточка (1907–1977), в Италии Л. Парейсон (1918-1991), Антонио Паван, в Швеции Ян Улоф Бенгтссон.
1. Человеческая личность, а не субъект или индивид признаётся первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а вся существующая реальность полагается производной от личной творческой активности Абсолюта. Личность – это «центр, на который должна ориентироваться объективная Вселенная» (Ж. Лакруа).
2. Личность — это фундаментальная онтологическая категория, несводимая к каким-либо духовным или мате¬ри¬аль¬ным факторам, основное проявление бытия, в котором волевая активность, деятельность сочетается с непрерывностью существования. «Личность…– это абсолютное начало (un absolu) по сравнению с любой другой, материальной или социальной, реальностью и любой другой человеческой личностью» (Э. Мунье).
3. Личность — это первоначало, важнейшая онтологическая категория, она представляет собой самопроявление бытия, непрерывное существование которого определяется волевой активностью человека и его непрекращающейся деятельностью. Личность, открываясь миру и выходя за собственные пределы, совершенствуется и самопреодолевает свое существование, а соотносясь с Абсолютом, получает ориентиры как для себя, так и для истории в целом.
4. Божественная персонификация. Истоки личности коренятся, не в ней самой, а в бесконечном едином Абсолютном личном начале — Боге. Абсолютная личность объединяет всех личностей, которые существуют как множество бытийных центров.
Понятие личности трактуется как процесс развития личностного начала, которое достигается путем единения с Богом. Смысл существующего определяется с точки зрения волеизъявления человека в соотнесенности с высшим началом, Богом. «Необычайно дерзновенная мысль, что Бог нуждается в человеке, в ответе человека» (Н. Бердяев).
5. Мир — это проявление творческой активности верховной личности — Бога или персонифицированной Вселенной - единого всепоглощающего «Я», некоего космического разума, который есть начало всех начал, основа и творец всей действительности.
В мире реально существуют только личности и то, что они создают, поэтому любая реальность воспринимается как личная реальность. мир – это мир духовных феноменов, а сама духовность может быть только личностной и являться результатом персонального опыта, результатом мышления одного или многих «Я». "Все существующее есть опыт и проявление энергии личности, которая больше, чем природа" (Э. Брайтмен).
Мир дан только в личном сознании субъекта, только с появлением личности и благодаря её духовной деятельности происходит процесс творения реальности, природа становится зримой, оживает, приобретает краски и озвучивается.
Проблема объективности мира может быть разрешена только с допущением существования творческого космического разума, в качестве которого выступает персональный, всеобъемлющий и верховный дух, а вся история человечества в своем глубинном смысле предстает как история саморазвития персонального духа, стремящегося к достижению царства Божьего. (Р. Флюэллинг).
6. Личность обладает абсолютной ценностью (de la valeur absolue) и несет в себе неприкосновенное достоинство, заслуживающее безоговорочного уважения. «никакая другая личность, а тем более никакой коллектив, никакой организм не могут на законных основаниях использовать её как средство (comme un moyen)».
7. Личность принципиально неуловима и необъективируема, так как находится в перманентном движении. Личность — это не объект, пусть даже самый совершенный, не объект, который познают и которым оперируют. Личность – это не то сознание, представление, которое мы имеем о ней, она «всегда остаётся по ту сторону своей актуальной объективации», она всегда остаётся «сверхсознательной и сверхвременной, более широкой по сравнению с её видимыми мне образами. Личность это неконструированная тотальность, невидимый центр всего сущего она – выше времени, шире моих взглядов на нее самое. Личность - это – «единственная реальность, которую мы познаем и одновременно создаем изнутри... являясь повсюду, она нигде не дана заранее» (Э. Мунье).
8. Создание смыслов. Личность - это фундаментальное понятие, то, что придает смысл всей реальности центр переориентации объективной вселенной, Человек, изменяя мир, персонализирует его, наделяет человеческим смыслом и значением, сообщая ему глубинную жизнь.
"Человек - это требование смысла, Бог - это смысл мира, мир - это язык Бога" (Ж. Лакруа). «личность– это духовное существо, конституируемое, как таковое, способом существования и самостоятельностью в своём бытии, она поддерживает это существование посредством принятия некоторой иерархии свободно применяемых и внутренне переживаемых ценностей (de valeurs) (Э. Мунье).
9. Личность, всегда конкретна, поскольку всегда конкретен личный опыт её существования. Ее нельзя рассматривать и определять «как часть некоего целого: семьи, класса, государства, нации, человечества. «Она есть некое присутствие во мне... Она есть живая активность самотворчества, коммуникации и единения с другими личностями, которая реализуется и познается в действии, каким является опыт персонализации» (Э. Мунье).
10. Различие между личностью и индивидом. Индивид– это множество разнообразных внешних форм активности, «различные персонажи», в которых растворяется человек, к которым он рискует свести себя; это «движущийся во мне поток неупорядоченной и безликой множественности материи, объектов, сил, влияний – именно это мы будем называть индивидом» .
Личность же – это обладание и выбор, она – само великодушие. по своей внутренней направленности она идёт в прямо противоположном направлении по сравнению с индивидом». Индивид и индивидуальность – это распыление, личность – это объединение. (Э. Мунье)
Индивид – это неделимая часть вещественного природного мира, подчиненная его закономерностям; личность – это подобие Бога, ее сущность не выводится из природного мира. Личность приобретает и сохраняет черты подобия Богу, если идет по пути всегда трагичного творчества, но только на этом пути она сохраняет свое человеческое призвание и перед ней открывается возможность общения с Богом. (Н. Бердяев).
11. Личность как Субъект. Личность, в отличие от индивида, – это субъект, понимаемый как «способ духовного существования», позитивно открытый в сторону других и превосходящего себя в направлении мира. «…открытость самому себе, миру и другим является первой характерной чертой подлинной личности». «Субъект – это «одновременно определённость, свет, призыв, возникающий внутри существа, сила трансцендирующего движения, присущая бытию. Личность «обретает себя, только если отдаёт себя другим и путь этот ведёт к тайнам бытия. Вершина этого пути – не герой, а святой (le saint), излучающий себя в окружающее пространство существования».
12. Свобода, свобода воли и свободный выбор как основа личности. Человек как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека. Бог предоставляет своим творениям волю избрания как некий подарок, что даёт им возможность принимать участие в воплощении добра на земле.
• Свободу нельзя ни из чего вывести, в ней можно лишь изначально пребывать. Из этой свободы Бог и создает человека — свободное существо. «Личность есть сопротивление детерминации извне, детерминации обществом и природой. И личностью является лишь тот, кто побеждает эту детерминацию... Личность творится Богом и в этом ее высшее достоинство, и источник ее независимости и свободы» (Н. Бердяев).
• Подлинная свобода личности «состоит в том, чтобы самой обретать своё призвание и свободно находить средства для его реализации. Это не свобода уклонения от действия, а свобода вовлечения в действие. Решение всегда исходит из личности, предполагает направление воли, выбор, нравственную оценку.
• Личность преодолевает природу, освобождаясь от пут необходимости. Она освобождает себя, освобождая все вокруг. Она призвана освободить как вещи, так и все человечество.
• Автономность и свобода. Поскольку личность, согласно П., находится во враждебных отношениях с действительностью, жизнь личности начинается с того, что она ломает контакт со средой; она должна уйти в себя, чтобы «сосредоточиться». Внутренние свойства личности, «призвание», «интимность» должны, предохранить личность и общество как от тоталитаризма, так и от индивидуализма, соединить личности между собой.
• Свобода связана с активностью, а эта активность реализуется в коммуникативном контексте. «свобода личности – это вовлечение. Однако вовлечение является собственно личностным только в том случае, если оно оказывается вновь и вновь возобновляемым вовлечением в действие, добровольным согласием вести освободительную духовную жизнь по личной инициативе. «Следовательно, извне личность не может получить ни духовную свободу, только в своей деятельности и посредством этой деятельности она их обретает».
13. Активность личности. Личность активна в своём самоопределении. Существовать в качестве личности – значит «развивать максимум инициативы, ответственности, духовной жизни. Личность -это активное присутствие человека во всей его целостности При этом активность личности не стихийна, а внутренне организована: «не бывает спонтанного опыта личности», он всегда ориентирован и направлен. Личность, – «это непрерывное следование собственному призванию т.е. деятельность, организованная личным заданием – что жизнь жизнь личности – это не обособление, не бегство, не отчуждение, а присутствие и вовлечение.
14. Личность – это стремление быть собой. Призвание быть самим собой составляет самую сущность человека. Человеческий способ бытия никогда не есть в наличии, он задан человеку как то, что он должен стяжать, чтобы стать самим собой. «моё осознание моей личности и её реализация всегда символичны и не завершены» (Э. Мунье). Личность всегда в развитии, всегда в будущем, она всегда ещё только должна стать собой.
Личность «осуществляет свою деятельность в свободе и сверх того развивает посредством творческих актов своё призвание во всём его своеобразии» (Э. Мунье).
15. Диалектическое единство духа и природы. Личность – это человек во всей полноте её конкретных проявлений, целостный и действующий, совершающий поступки.
В человеке мы видим «тесное переплетение духовной личности и материальной индивидуальности»: «воплощение личности и смысл её материальной укоренённости, не отрицая, однако, её трансцендентность по отношению к индивиду и материи. Человека нельзя определить исключительно через внутреннее, через «дух», оторванный от его конкретного воплощения; «никакой спиритуализм безличного духа, никакой рационализм чистой идеи не имеют отношения к судьбам человека, «не бывает более жестокой тирании, чем та, которая осуществляется во имя идеологии».
Личность погружена в природу. Человек — это тело, но и дух, он весь — тело, как и весь — дух. Согласие с реальным — первое условие любого творчества. Личность превосходит преодолевает природу. Только жизнеутверждающая сила личности сметает препятствия и прокладывает новые пути. Для этого ей надо отвергнуть природу как данность и утвердить ее как личностное деяние, как опору персонализации.
16. Три основных параметра существования личности. В личности наряду с "вещным" обнаруживает себя и "невещное" начало - божественный духовный "свет Творца. В силу этой амбивалентности для личности характерны три вектора, три основных параметра ее существования, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом:
1. Экстериоризация – это осуществление личности вовне, это внешнее самовыражение, которое может принимать любые творческие формы деятельность человека – как его завершение, ткань его жизни, искусство, личное общение При этом коммуникация задается через перспективу трансценденции: "чтобы быть собой, следует быть, по меньшей мере, вдвоем; для того, чтобы быть в полной мере собой, необходимо, чтобы другим был Бог" (М. Недонсель).
2. Интериоризация или духовная самоуглубленность, – внутренняя сосредоточенность личности, ее духовный мир, "наиболее непреходящий, перманентный предмет в творении - это потребность человеческой души в свободе" (Р. Флюэллинг). Однако внутреннее движение, которое создает личность, не замыкается на себе самом, оно указывает на трансценденцию", выводя персональное сознание на надиндивидуальный (Э. Мунье). Трансценденция увлекает своим движением связку экстериоризации и интериоризации.
3. Трансценденция - нацеленность на высшие, божественные, ценности – истину, красоту, благо, ориентация на высшую самореализацию, возможную в акте духовного единения с Богом. Устремлённость личности к собственному идеалу выводит её на границы и за границы самости. Основополагающий опыт личности – это «опыт, протекающий в экстремальной ситуации». Мир личности, существующей в ориентации на эти пределы, – это «мир, зовущий к сверхбытию, это мир надежды». «Этот мир – сияние и изобилие, он – надежда».
• Трансцендентность как фундаментальный признак личности «Это усилие личностного трансцендирующего порыва составляет собственно человеческое качество». «реализация личности – это отнюдь не концентрация в индивиде или персональности благоприобретённых богатств, напротив, это её трансцендентность, постоянное усилие превосхождения и избавления от обладания, усилие отвержения, отказа от владений, тяга к одухотворению». Этот акт трансцендирования является одновременно и «процессом избавления от обладания», и «процессом персонализации».
• Божественная трансценденция содержит в себе указание на некоторый предел человеческих возможностей, где, с одной стороны, обнаруживается конец человеческого мира и становятся немыслимыми все человеческие представления и масштабы, и где, с другой стороны, именно в силу этого приобретает смысл сам человеческий мир.
17. Духовный мир личности. Трансценденция является проявлением духовного мира личности. Дух - это особая смысложизненная сфера человеческого опыта, первичная по отношению к предметно-конкретному самоосуществлению человека, сфера "сверхсознательная и сверхвременная". Духу от природы свойственно трансцендировать и его специфической чертой является открытость не внешнему миру, а некоему высшему бытию. Основания человеческой жизни коренятся в духовном мире личности, соотнесенном с божественной трансценденцией, и нет никаких иных способов их постижения, кроме личностного откровения, то именно на личность ложится ответственность за их обнаружение и проведение в жизнь.
18. Три духовных измерения личности. Личность это тотальный объем человека, в каждом из которых есть «три духовных измерения: телесное, универсальное и направленное вширь - сопричастность. Призвание, воплощение и сопричастность суть три измерения личности". (Э. Мунье)
1. Призвание (la vocation) - составляет «самую сущность» человека как «единый центр его человеческой ответственности. Призвание человека – это не его сущность, а «само его бытие» (son être même). «Личность сама находит своё призвание, и сама строит свою судьбу. Никто другой– ни человек, ни коллектив – не может брать на себя этот груз ответственности». Личность предстает как движение ко всё более конкретному пониманию и воплощению своего единственного призвания.
Человек самоопределяется, когда на личностном уровне связывает воедино все свои разрозненные индивидуальные проявления и акты. Это нарастающее вычленение некоторого живого и творческого принципа (principe vivant et créateur), который интегрирует, спасает, творчески преобразует личность изнутри называется ее призванием.
2. Воплощение (la incarnation). Воплощение личности в мире и деятельности и её материальная укоренённость не отрицает её трансцендентность. “Я” выступает как личность уже в наипростейших своих проявлениях, и мое воплощенное существование. “Я” существует телесно и “Я” существует субъективно — это один и тот же опыт. Личность осуществляет себя в качестве субъекта в духовной, эстетической, производственной деятельности и, в первую очередь, воплощает себя в труде.
Труд, это не акцидентальное определение человека, но сама его сущность, метафизическое условие его бытия. Человека можно определить, как существо, способное трудиться". (Ж. Лакруа). Труд осуществляется ради творчества, в процессе которого человек выступает законодательным, целеполагающим существом. Труд есть средство завершения человека как личности и возвращения его к самому себе. "Трудиться значит делать себя, создавать произведения значит совершенствовать себя и совершенствовать мир", что возможно только при условии, если человек соотносит свою деятельность с божественной, трансцендентной перспективой. (Ж. Лакруа).
3. Сопричастие (la communion), внутренне присущее самой, неотделимое от её существования «Центральное понятие персонализма – личность – необходимо включает в себя идею единства человека с человечеством. Радикальная позиция человека в бытии – его изначальная любовь к самому себе и другому человеку. Это онтологическое отношение любви, без которого ни отдельный человек, ни человечество в целом не существовали бы, есть вера. Любовь, это обязательство человека перед самим собой и всем человечеством».
19. Личностное общение и коммуникация. "...истинным призванием человека является не наслаждение не господство над природой, не наслаждение полнотой жизни, а постоянно расширяющееся общение сознаний, достижение всеобщего взаимопонимания" (Э. Мунье). «Личность человеческая должна быть в свободном общении, в свободной общности, в коммюнитарности, основанной на свободе и любви» (Н. Бердяев).
• Существование свободных и творческих личностей. «Центральное положение персонализма– это существование свободных и творческих личностей» (Мунье). Утверждается идеалистический плюрализм — множественность существований, сознаний, воль, личностей. Согласно концепции «абсолютного волюнтаризма», отдельные личности или индивидуальные сознания в совокупности составляют «универсальное сообщество» (общественное сознание), выполняющее волю «абсолютной личности» (Бога), влекущей нас в мир «божественной» гармонии. (Дж. Ройс)
• Равенство личностей в ценности. «всякая личность обладает особой ценностью ценностью бесконечной (infini), между личностями существует особого рода духовная тождественность, которая запрещает навсегда любой из них относиться к другой личности как к средству или же разделять людей на классы по наследственности, социальным значимости и положению».
• Чувство общности. Человеческое чувство общности как фундаментальная характеристика личности. Изначальный опыт личности - это опыт второй личности"…."другой" ("другие") не только не ограничивает личность, но обусловливает её существование и восхождение. "Личность существует только в движении к другому, познает себя только через другого, обретает себя только в другом". «Благодаря внутреннему опыту личность предстает устремленной к миру и другим людям, сливающейся с ними в едином порыве к универсальному».
• Умение стать на точку зрения другого. Умение личности выйти за собственные пределы и открыться "другому", понять его и в поисках взаимного согласия стать на его точку зрения, являются ведущими, конституирующими качествами личности.
• Любовь. Кредо личностного существования: "я существую только в той мере, в какой я существую для другого, и в пределе "быть" означает любить. Эта истина и есть персонализм...". "Я люблю, значит, я существую, и жизнь стоит того, чтобы ее прожить". Каждый имеет цель в себе и в тоже время во всех. Подлинно личностное общение - это любовь, Акт любви – это неопровержимое cogito человека: «я люблю, означает, что есть существование, и жизнь стоит того, чтобы ее прожить» (Э. Мунье).
• Способность к самоотдаче. «У личности, всегда несущей в себе психофизическую индивидуальность, имеется также и другая черта – стремление к самоотдаче, к объединению с другим и с другими, которое может завершиться принесением индивида в жертву. Если индивид стремится замкнуться в себе, то личность тяготеет к открытости». «Личность − это открытость не только другим, но и миру» (Ж.Лакруа).
• Вовлечение - трансцендирование. Ведущими характеристиками бытия личности являются вовлечение – ответственно осмысленное присутствие в мире и трансцендирование – перманентное самопреодоление человека в его движении к абсолютному началу, задающему ориентиры личностному миру, хотя и не соизмеримому с ним (Э. Мунье).
20. Диалогичность отношений. Личность, согласно мнению еще одного представителя персонализма, существует в постоянном диалоге с собой, с другой личностью и с Богом. Она никогда не дана себе полностью, а являет собой непрестанное самосозидание. Личность живет в своих внешних формах, но ни одна из них ее не исчерпывает. Всякая подлинно человеческая деятельность, любое подлинное мышление – это диалог.
Пребывая в постоянном развитии, в диалоге с собой и другими, личность вступает и в диалог с Богом – единственным Другим, который может обосновать реальность отдельного субъекта, «я», и дать ему возможность открыться себе подобным, создав отношение «мы» (Ж. Лакруа).
21. Творчество. В основе творчества лежит идея о воплощении Царства Божия на Земле. "Глубинный смысл человеческого существования состоит... в том, чтобы переменить "тайну своей души", чтобы принять в нее Царство Божие и воплотить его на Земле".
• Созидание как сущность деятельности. Личность есть центр переориентации объективного универсума, и человек, достигший уровня личностного существования, становится субъектом созидания собственно человеческой реальности. Созидать — вот в чем сущность человеческой деятельности, но при одном лишь условии: если она осуществляется в тотальной перспективе, откуда черпаются самые сокровенные цели божественного происхождения, возвышающие человечество.
• Творчество это – требование Бога от человека и обязанность человека. Бог ждет от личности творческого акта, как ответа на свой творческий акт Создателя мира. Творчество, возможно, потому что мир творим, а человек подобен Творцу. Творчество есть то, что идет изнутри, из бездонной и неизъяснимой глубины, а не извне, не из мировой необходимости. Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит. Свобода есть мощь творить из ничего, мощь духа творить не из природного мира, а из себя. Свобода в положительном своем выражении и утверждении и есть творчество (Н. Бердяев).
• Опыт творческой самоотверженности: человек, творчески осуществляя себя в труде, отрекается от самого себя и делает это не столько ради производимого им продукта, сколько ради другого человека, которому он посвящает свой труд.
Причина, побуждающая человека к творчеству новых ценностей, находится вне мира, она трансцендентна миру, но чтобы преобразовать ее в действующую причину, человек должен отождествить себя с ней и тем самым придать причине характер долженствования, а себя сделать проводником новых ценностей в жизнь.
• Творческое бессознательное. Преобразование и очеловечивание действительности происходит во внутреннем духовном мире личности, ядром которого является сознание, однако творчество, как преодоление данного, "достигается за пределами сознания и деятельности и в большей мере определяется бессознательной деятельностью, а творческим бессознательным обеспечивающей связь человека с целостным миром.
Человек открыт некой реальности, более обширной, чем мир, в котором протекает его сознательная жизнь. Именно бессознательное позволяет человеку общаться с этой реальностью: через бессознательное человек соединяется с той частью самого себя, которая превосходит его собственное сознание.
22. Художественное творчество и искусство. Основополагающие понятия личность, деятельность, трансценденция, коммуникация определяются через художественное творчество и искусство. Художественное творчество признается вершиной человеческой деятельности, в акте которого человек реализует себя и творит новую реальность, постоянно пребывая по ту сторону от повседневной жизни и стремясь соединиться с идеальной сущностью всех вещей. Художник "видит мир в Боге и намеревается реализовать Бога в подлунном мире".
Художник выступает проповедником и проводником личностного существования, а произведения искусства являются моделью подлинно личностного самоосуществления. Искусство выражает невыразимую сущность божественной трансценденции.
С помощью символического языка, раскрывается связь человека со священным. Искусство "открывает нам мир в его глубинной реальности и каждое отдельное бытие в его связи со Всеобщим". Высшим назначением искусства объявляется проникновение во внутренние бездны человека, в ту его суверенную сферу, где обнаруживается присутствие божественной души и ощущается соседство человеческого с божественным. Подлинное общение людей осуществляется через художественные произведения.
23. Личность – это борьба. Совершенствование, воплощенного универсума и совершенствование порядка в мире, это — совершенствование борющейся свободы, совершенствование самого борца, который умеет извлекать уроки и из поражения. Человеческий удел — это отмеченный величи¬ем и борьбой трагический оптимизм, это обретение человеком меры того, что он есть. «Реализация личности, ее достоинства и независимости есть болезненный процесс, есть героическая борьба. Личность есть борьба, отказ от борьбы есть отказ от личности» (Н. Бердяев).
Сократ, Платон, Цицерон, Августин, Григорий Нисский, Августин, Боэций, Фома Аквинский, Лейбниц, Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг, Декарт, Паскаль, Мальбранш, Руссо, Якоби, Мэн де Биран, Шопенгауэр, Прудон, Кьеркегор, Ницше, Гуссерль, Бергсон, Достоевский, Толстой.
Иммануил Герман Фихте Младший (1796-1879), немецкий философ, сын Иоганна Готлиба Фихте
Кристофер Якоб Бострём (1797 - 1866), шведский философ - идеалист.
Эймос Бронсон Олкотт (1799 - 1888), американский философ трансценденталист.
Кристиан Герман Вайсе (1801-1866), немецкий философ-теист.
Шарль Бернар Ренувье (1815 - 1903), французский философ, представитель неопозитивизма.
Рудольф Герман Лотце (1817–1881), немецкий философ-спиритуалист.
Густав Тейхмюллер (1832-1888), немецкий и русский философ, создатель философской доктрины персонализма, именуемой также спиритуализмом.
Шарль Пеги (1873 -1914), французский поэт, драматург.
Макс Шелер (1874 -1928), немецкий философ, основоположник философской антропологии.
Эммануэль Мунье (1905-1950),
Жан Лакруа (1900–1986),
Поль-Луи Ландсберг (1901-1944),
Морис Недонсель (1905–1976,
Габриэль Мадинье (1895-1958),
Дени де Ружмон (1906 - 1985), швейцарский философ, писатель.
Мишель Дюфрен (1910-1995),
Жан-Мари Доменак (1922 -1997),
Жак Маритен (1882 -1973), представитель неотомизма.
Морис Мерло-Понти (1908 -1961), представитель экзистенциальной феноменологии.
Поль Рикёр (1913 -2005), представитель философской герменевтики.
1. Бостонская школа
Борден Паркер Боун (1847-1910),
Эдгар Шеффилд Брайтман (1884-1953),
Ралф Т. Флюэллинг (1871-1960),
Джордж Альберт Коу (1861–1951),
Фрэнсис Дж. МакКоннелл (1871–1953),
Альберт К. Кнудсон (1873–1953), богослов - методист.
Питер Энтони Берточчи (1910–1989).
2. Калифорнийская школа
Ралф Т. Флюэллинг (1871-1960) -перенес персонализм Бостонской школы в Университет Южной Калифорнии.
Джордж Х. Ховисон (1834–1916),
Герберт У. Керр (1857-1931), английский философ, переехавший в США.
3. Гарвардская школа
Уильям Джеймс (1842–1910), философ и психолог.
Джосайя Ройс (1855-1916),
Уильям Эрнест Хокинг (1873–1966),
Мэри Уитон Калкинс (1863-1930), философ и психолог, первая женщина, ставшая президентом Американской психологической ассоциации и Американской философской ассоциации.
Чарльз Хартсхорн (1897–2000),
Гордон Уиллард Олпорт (1897 - 1967), психолог, разработчик теории черт личности.
Вильям Штерн (1871-1938), философ, основатель персоналистической психологии.
Хельмут Тиллике (1908 -1986), протестантский теолог.
Романо Гвардини (1885 - 1968), философ и католический богослов итальянского происхождения.
Мартин Бубер ( 1878 - 1965 ), еврейский экзистенциальный философ.
Дитрих фон Хильдебранд (1889-1977), католический философ-феноменолог.
Эдит Штайн (1891-1942), немецкий философ, католическая святая, автор оригинальной теории эмпатии.
Пауль Людвиг Ландсберг ( 1901 - 1944), представитель философской антропологии и персонализма.
A.A. Козлов (1831-1901), философ-идеалист, автор теории «панпсихизма», положившей начало развития персонализма в России.
П.Е. Астафьев (1846-1893), философ и психолог, основатель концепции «метафизического персонализма».
Л.М. Лопатин (1855-1920), философ идеалист, автор учения "монистического или конкретного спиритуализма".
Л.И. Шестов (1866-1938), философ-экзистенциалист.
H.A. Бердяев (1874-1948), религиозный философ, представитель экзистенциализмa и персонализма.
Е.А. Бобров (1867-1933) - религиозный философ, автор доктрины «критического индивидуализма», ученик Густава Тейхмюллера.
С.А. Алексеев (Аскольдов, 1870-1945), религиозный философ, спиритуалист и панпсихист.
Н.О. Лосский (1870 - 1965), религиозный философ, один из основателей интуитивизма.
С.Н. Булгаков (1871 - 1944), философ, богослов, православный священник.
Л.П. Карсавин (1882 - 1952), религиозный философ, автор учения «симфонический персонализм».
В.В. Зеньковский (1881 - 1962), русский и украинский религиозный философ.
В.Н. Лосский (1903 - 1958), религиозный философ, автор концепции «иерархического персонализма».
Герберт Уилдон Керр (Herbert Wildon Carr) (1857-1931), английский и американский философ, представитель метафизического персонализма.
Остин Фаррер (1904-1968), английский философ, представитель персоналистского теизма и метафизического персонализма
Джон Борн Коутс, английский философ, последователь нерелигиозного персонализма.
Джон МакМюррей (1891–1976), шотландский философ,представитель идеалистического персонализма Шотландии.
Эндрю Сет Прингл-Паттисон (1856-1931), шотландский философ, представитель пантеистического персонализма.
Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955), испанский философ.
Кароль Войтыла (Иоанн Павел II) (1920–2005), польский богослов, Папа Римский (1978 -2005).
Роман Витольд Ингарден (1893—1970), польский философ, представитель феноменологии.
Ян Паточка (1907–1977), чешский философ-феноменолог.
Луиджи Парейсон (1918-1991), итальянский философ, сформулировший принцип "онтологического персонализма".
Антонио Паван, современный итальянский философ, Падуанский университет, Италия.
Ян Улоф Бенгтссон, современный шведский философ, Университет Лунда, Швеция.