Целое |
Взаимодействие |
||
Целостность (totality) |
Единство (unity) |
||
"Последняя реальность универсума", обладающая имманентной симметрией, порядком и совершенством (Я.Х.Смэтс). Некоторое чувственно невоспринимаемое поле, остающееся неизменным в процессе эволюции материального мира. Система универсальных критериев отбора, сложных фильтров, упорядочивающих спонтанность |
Сausa finalis - истинная конечная причина вещей, наиболее фундаментальная категория, позади которой нечего познавать (Ф.Энгельс). Лежит в основе бесконечного разнообразия связей, колличественных накоплений и качественных трансформаций. Источник самодвижения материи, генератор восходящего, спонтанного разнообразия |
||
І. Стремление систем к целостности, идеальности, совершенству и оптимальности |
II.Cтремление систем к взаимодействию |
||
1. Стремлением системы к полноте, к последовательному переходу от низшего уровня к высшему, вызванного исчерпанием низшего уровня и продолжением развития на высшем. Закон трансформации и перехода в высшую систему. 2. Стремление целостных объектов к достроению, к реализации и сохранению заданного “плана целого”, к созданию недостающих связей и элементов. 3. Голографичность строения - каждая часть целого имеет структуру целого. “Принцип матрёшки”. 4. “Эффект Матфея” - стремление систем к наполнению и максимизации параметров. Закон концентрации и роста ценности информации. 5. Закон усложнения организации, упорядочивания, повышение уровня управляемости системы. 6. Увеличение самодетерминации и самоуправления. 7. Увеличение степени универсальности систем. 8.Увеличение сложности и качества связей и взаимодействий. 9. Спиральность строения и развития: уплотнение содержания целого путём проекции нижних витков спирали на последующие. а) повторение на стадии онтогенеза в свёрнутом виде филогенеза; б) закон трансформации этапов развития системы в её структурные уровни. 10. Рекурсивность развития: система порождает новую систему - устанавливает обратную связь со своей подсистемой, которая отделяется и сохраняет качества базовой системы |
1. Стремление систем и процессов к раздвоенности на противоположные части и тенденции. а) Принцип бинарности; б) Принцип симметрии и асимметрии. в) Принцип Паули; 2. Принцип отталкивания, противостояния и борьбы противо-положностей. 3. Принцип инверсии - перехода признака, качества и функции в свою противоположность |
||
Взаимодействие тенденций: 1. Стремление структур, функций, процессов и механизмов функционирования целого к взаимодополнению. 2. Принцип дополнительности - создание целостных, диалектических связок, объединяющих взаимодополняющие процессы. 3. Ритмичность - сущностный атрибут материи состоящий в переменном характере, повторяемости и цикличности любого взаимодействия |
|||
III. Стремление систем к разнообразию. |
IV. Стремление систем к упорядочиванию и упрощению. |
||
1. Стремление систем к количественному росту, беспредельному размножению и экспансии. 2. Закон роста энтропии - спонтанного движения к беспорядку. 3. Принцип канализируемости развития (дивергенции),” принцип дерева” движения по расходящимся каналам, ветвям дерева. 4. Стремление систем к дифференциации и специализации элементов. 5. Переход развития с макро на микроуровень. 6. “Эффект поверхности” - тенденция к сосредоточению основной массы систем у её поверхности и интенсификация процессов в поверхностных слоях |
1. Принцип простоты. “Природа проста и не роскошествует излишними причинами вещей (И. Ньютон). 2. Принцип экономии энергии. Принцип наименьшего действия. 3. Логический принцип - “бритва Оккама” -” Не следует без причин увеличивать количество сущностей “. 4. Принцип “наименьшего усилия” и “экономии мышления”. 5. Принцип формализации и свёртывания информации. 6. Принцип свёртывания и автоматизма психических процессов |
||
Взаимодействие тенденций отражает волновую природу развития сложных систем. При этом её структура описывается волнами Римана (размножение-сжатие, дивергенция-конвергенция, дифференциация-интеграция, специализация-унификация). |
|||
V. Стремление систем к когерентному взаимодействию и резонансу структур. |
VI. Стремление систем к автономности и независимости. |
||
1. Принцип синхронизации - тенденция материальных объектов вырабатывать единый ритм совместного существования. (Закон согласования ритмики системы). 2. Стремление к взаимопроникновению, слиянию и унификации различных систем |
1. Стремление систем к гомеостазису - постоянству состава и свойств внутренней среды. 2. Принцип Ле Шателье - стремление системы к минимизации и нейтрализации внешних воздействий |
||
Взаимодействие тенденций: Одновременное выполнение обоих принципов обеспечивает диалектическое единство слияние - разделение, объединение - автономизация, соединение-расщепление, растворение-кристаллизация. |
|||
VII. Стремление систем к саморазвёртыванию, самоосуществлению, саморасширению и самоусилению. |
VIII. Стремление систем к использованию ресурсов внешней среды (энергии, вещества и информации). |
||
1. Стремление систем к самосохранению. 2. Стремление к ассимиляции, захвату и покорению внешней среды |
1.Повышение степени открытости и отзывчивости системы. 2. Стремление к приспособлению к внешней среде |
||
Взаимодействие тенденций: Взаимопроникновение данных базовых принципов ведёт к циклическому чередованию активности-пассивности, ассимиляции-аккомодации |
Метасистемный уровень |
|
Трансформация - преобразование целостной системы в качественно новую целостность, создание новых, полезных паттернов и форм, процесс реорганизации чувственного опыта, реструктурирования знаний и переформулировки проблем |
Бисоциация - мысленная одновременной связи двух обычно несовместимых контекстов, результат случайного сцепления или сознательного соединения изначально несвязанных и несовместимых матриц значений |
Аксиологический компонент |
|
Идеализация - поиск и определение идеальной сущности объекта, построение его идеального, совершенного образа |
Проблематизация - поиск и определение наиболее существенных противоречий, недостатков, пробелов и несовершенств объектов |
Когнитивный компонент |
|
Децентрация - изменение подходов, точек зрения на объект, преодоление стереотипов и шаблонов, продуцирование нестандартных идей и неожиданных решений |
Симплизация - упрощение и прояснение сущности объекта, построение его наглядных и емких моделей, избавление от всего запутанного, временного, несущественного |
Эмоциональный компонент |
|
Идентификация - отождествление себя с объектом, вживание, погружение в его внутренний мир, переживание своих связей с ним |
Медитация - отстранение, чувственная изоляция от объекта, беспристрастное, свежее и чистое восприятие его сущностных признаков и свойств |
Деятельностный, поведенческий компонент |
|
Самоактуализация - наиболее полная и спонтанная реализация своих возможностей и резервов, искреннее, спонтанное самовыражение, свободное проявление и утверждение своего истинного Я |
Персонификация - наделение объектов субъектностью, предоставление им права на свободную активность, пробуждение и стимуляция их истинного “Я”, использование их энергии и возможностей |
Целое |
Взаимодействие |
Внутреннее стремление живого к совершенствованию (Ж. Ла-Марк). |
Взаимодействие борьбы и сотрудничества (Ф. Энгельс). Адаптация (Г. Спенсер). Борьба за существование (Ч. Дарвин). Содействие и взаимопомощь (П.А. Кропоткин, А.А. Любищев) |
Генерация и отбор |
|
Естественный отбор (Ч. Дарвин); нащупывающее изобилие (Тейяр де Шарден) |
|
Генерация разнообразия, изменчивость |
Специализация, отбор |
Объединение и отделение |
|
Резонанс в целое и безразличие к отдельной особи (Тейяр де Шарден), унификация и автономизация. |
|
Саморазвертывание и использование возможностей среды |
|
Стремление к саморазвёртыванию, реализация внутренней "жизненной силы" (Г. Реверансу), "творческой силы" (И. Мюллер), "силы роста" (Эко), закономерное развертывание внутренних потенций(Л.С. Берг). |
Активная пассивность, стремление и способность к выжиданию, замиранию (Л.С. Берг) |
Сущность эволюционных теорий творчества |
Новизна, творчество и расширение сознания просто вплетены в развитие и творческие эволюционные процессы, субъектом которых выступает индивидуальность и общество. Человеческая роль в создании нового не отличается от роли Природы (А. Кестлер,1964; Ф. Баррон,1995; М.Чиксентмихайи,1996). |
Целое |
1. Развертывание и проявление Целого. Творчество проявляет себя как Космическая Сила А. Уайтхед (А.Whitehead, 1929). Творчество как выражение универсального творческого потенциала скрытого во всех существующих вещах. |
2. Последовательное становление Целого. Т. Добжанский (1957), Е. Синнот (1962) считают, что органическая эволюция фундаментально креативна. Она непрерывно высвечивает новые оттенки и качества, порождает неисчерпаемое разнообразие уникальных, беспрецедентных, неповторяющихся и необратимых форм. По мнению Г. Кнеллера (1965), творчество может рассматриваться как реализация Жизненной Силы. |
Взаимодействие со средой |
Развивающий подход (творчество как развитие) состоит в фокусировке внимания на взаимодействии между организмом и средой и подчёркивание более активной роли Среды. Представители развивающего подхода к творчеству Д. Фелдман (1980), Х. Грубер (1988), П. Баррет (1974) утверждали, что творческое мышление имеет много общего с описанным в теории Ж. Пиаже процессами трансформации и адаптации. Творчество, - писал Д. Фелдман (1988), - рассматривается как специфическая форма развития, как выживание наиболее достойных. Спонтанность и направленные трансформации - процессы, которые лежат в основе как развития, так и творчества. |
Универсальное понимание эволюции и творчества как процесса отбора. Д. Фелдман, Д.К. Саймонтон - рассматривают творческий продукт как результат случайных вариаций, как результат генерации и отбора. Д.К. Саймонтон (1988) - предложил теорию “Случайных конфигураций”, (Chance-configuration) в которой случайные изменения и комбинации рассматривались как наиболее фундаментальный генеративный механизм творчества. Теория опиралась на классическую модель Д. Кэмбэлл (1960), которая рассматривала творческий процесс, как единство трех этапов: - вариации - генерация альтернатив, которые являются тем более эффективней, чем более они случайны, слепы, рискованны, редки; - выбор, который осуществляется по некоторым стабильным критериям, вытекающим из требований адаптации; - сохранение наиболее удачных комбинаций. |
№ |
Основания общей теории творчества |
1. |
Предположение о единстве психологических механизмов поэтического творчества, детской игры, сновидений и остроумия (З. Фрейд,1908) |
2. |
Создание единой теории творчества “эврилогии”, объединяющей техническое, научное и художественное творчество (П.К. Энгельмейер,1910) |
3. |
Вариант самостоятельной теории творчества, основывающейся на универсальных методологических принципах и обладающей своим собственным специфическим методом. (С. О. Грузенберг, 1923) |
4. |
Всеобщая теория творчества, основанная на закономерностях художественного творчества (“Вопросы теории и психологии творчества”, в 8-ми т. (Б.А. Лезин, И.О. Белецкий, И. Лапшин, А.Л. Погодин и др., 1900-1923) |
5. |
Советская психология: объединение и слияние художественного, научного и технического творчества при усилении специфики каждого (Б.С. Мейлах,1972); определение методологических и ценностных оснований творчества (Б.Г. Ярошевский,1972); выделение универсальных механизмов творческой деятельности (Я.А. Пономарев (1976); создание идеальной модели творческой личности (В.В. Давыдов,1988); представление общей психологии как частного проявления теории творчества (В.Т. Кудрявцев,1990); выделение универсальных механизмов воображения и творчества Н.М.Розет (1991) |
6. |
Концептуальные основы общей теории творчества |
6.1.Универсальная модель теории творчества (“логика жизни”): а) “Вне” - расширение человека в его вселенную, б) “В” центрированность человека во вселенной, в) “Вне-в и вне-в...” - взаимодействие со вселенной, г) Приспособление выражает селективную организацию человеком его вселенной. Группировка определения творчества вокруг понятий: продукт, процесс, личность и среда. (R. Mooney, 1957,1962) 6.2. Разработка и обоснование концептуальной модели творчества, базирующейся на взаимодействии 4-х факторов: личности, процесса, продукта и среды (М. Rhodes ,1961) 6.3. Теория 4Р (process, product, person, place) - понятие среды заменено понятием “место” -проблемная или социально-организованная cреда (Golann, 1963) 6.4. Отождествление понятия лидерства и творческой активности, введение пятого Р - persuasion (убедительность) (Д. Саймонтон, 1988) |
|
7. |
Гипотеза о единстве механизмов художественного, изобретательского творчества и остроумия. Выделение универсального механизма -“биссоциации”( А. Кестлер,1964) |
8. |
Современная американская теория творчества |
8.1.Целостные, многофакторные модели интеллекта, лежащего в основе всего многообразия творческой активности (Х. Гарднер,1972; Р. Стернберг, 1988) 8.2.Творчество как часть универсального эволюционного процесса (Д. Фелдман, Х. Грубер, 1980; М. Чиксентмихайи, Ф. Баррон,1995) 8.3.Социальная, контекстная теория творчества, представляющего многофакторное пространство взаимодействия личности с миром (М. Чиксентмихайи, 1990; Х. Гарднер, 1993; Т. Эмэбайл, 1983) 8.4.Создание многофакторного творческого комплекса, в который входят как личностные факторы (когнитивные, метакогнитивные, мотивационные, установочные, аффективные или психодинамические), так и социальные, и средовые. (М. Ранко, 1993,1996) 8.5.Философское основание творчества, которые представляют диалектическое взаимопроникновение тенденций к беспорядку и порядку (Ф. Баррон, 1995) 8.6.Целостный и комплексный (confluence) подход к творчеству Р. Стернберг и Т. Люберт (1996) |
|
9. |
Теории авторов из “Центра по изучению творчества” (Buffalo,Нью-Йорк) |
Построение общей теории творчества (группа авторов из “Центра по изучению творчества” (Buffalo,Нью-Йорк), объединяющихся вокруг журнала ”The Journal of Creative Behavior” (S. Isaksen, M. Murdock, R. Firestein, D. Treffinger) 9.1. Учет контекста как важнейшего элемента исследования творчества С. Исаксен и др. (1984) 9.2. Учёт многофакторного междисциплинарного характера творчества, трансдисциплинарный подход к творчеству, изучающий его как единое целое (С. Исаксен, М. Мардок, G. Pussio ,1993) 9.3.Создание интегративной модели креативности, некоторого проясняющего многофакторного конструкта, предсказывающкго творческое поведение и являющегося результатом междисциплинарного подхода (М. Мардок, С. Исаксек, С. Восбург, Д. Луго, 1993) 9.4. Экологический подход к творчеству, существенными характеристиками которого является многообразие методов исследования, а также их широкая контекстуальность (G. Puccio, D. Treffinger, С. Исаксек, М. Мардок 1994). |
|
10. |
Западноевропейская психология творчества |
10.1.Построение общей теории творчества - креатологии в основе было положено создание “креатологической матрицы”, содержащих 12 (3 х 4) ячеек, в которой пересекаются 4 уровня изучения творчества: культура, общество, группа, личность и 3 формы проявления творчества как черты личности, процесса и продукта (в окончательном виде 48 ячеек) (I. Magyary-Beck, 1976, 1985, 1993) 10.2. Создание интегративной модели творчества, объединяющей такие его проявления как оригинальность, креативность, изобретение, нововведение, различие между которыми состоит в удовлетворении различным критериям творчества (G. Kaufmann,1993) 10.3. Создание новой теории, творчества основанной на трех недоминантных взаимодополняющих друг друга парадигмах: интерпретационной, радикальном структурализме, радикальном гуманизме. Творчество рассматривалось как интегративный процесс, в основе которого лежит бисоциация (T. Rickards; С. de Cock ,1997) |