Примерно в середине III тысячелетия до н. э. «протоиндоиранцы» или арийские племена, населяющие степи к северу от Кавказа и Черного моря разделились на две ветви — «индоарийскую» и «древнеиранскую» и начали миграцию на юго-запад.
Индоарийцы двигаясь с севера, заселили значительную часть полуострова Индостан и ассимилировались с народами позднехаррапской цивилизации Индии (1700—1300 гг. до н. э.)
Древние иранцы в первой половине II тысячелетия заселили территорию Иранского нагорья, а в конце этого же тысячелетия территории Средней Азии, Ирана и Афганистана. Смешавшись с местным населением они образовали новые народности древних персов и мидийцев (ок.900 г. до н. э.), которые в VII веке до н. э. создали первое иранское государство Мидию.
Единая религиозная система арийских народов разделилась на две религиозные традиции брахманизм и зороастризм, в основе которых лежали индийские «Веды» и иранская «Авеста». Так, религия Ирана была представлена обрядовыми культами, имевшими многие общие черты с ведическими культами Индии. Богом огня, солнца и согласия у древних индийцев и иранцев был Митра, богом войны и ветра Веретрагна (вед. Вритрахан - имя Индры), бог воды Варуна, глава Адитиев соответствует Ахура-Мазде высшему из духов Амеша-Спента. При этом даэвы у индийцев были светлыми, а асуры темными богами, а у иранцев напротив, ахуры – олицетворяли справедливость, порядок, а дэвы – темные силы природы.
В древнеиранской религии также существовали культы божеств, олицетворявших такие абстрактные этические понятия как дружба (Аирйаман), справедливость (Арштат), доблесть (Хамварэти) и победа (Вэрэтрагна).
Все иранские боги, герои и праведники обладали Хварно, созидательной мощью, невиданной творческой силой и божественной харизмой, тесно связанной с огнем.
Примерно в VI в. до н. э., а по некоторым данным в X - VI вв. до н. э, пророк Зороастр (Заратустра, Заратуштра) основал новую религию зороастризм, изложив ее главные положения в Авесте, книге «Священных Писаний». При этом Авеста содержала откровения Зороастра, записанные в виде стихотворных гимнов Гат, а также передававшиеся устно мифологические сюжеты древнеиранской религии II-го и начала I тысячелетия до н. э.
Авеста содержит три части: 1. Ясна (17 Гат). 2. Яшты (22 гимна в честь низших богов). 3. Видевдат, позднее обобщение различных сказаний и космологических мифов. Основные положения учения Зороастра (Заратуштры) были позже развиты и обобщены в виде кодекса, получившего название Малая (Младшая) Авеста, датируемая эпохой Ахеменидов (VI –IV вв. до н. э.).
К Авесте примыкают её толкование Зенд (IV–VI вв. н.э.), записанное пехлевийском (среднеперсидском) языке, но и ряд работ, продолжающих традиции зороастризма, в частности сборник текстов о сотворении мира «Бундахишн» (Мироздание) или «Сотворение основы» (III – VII вв. н. э.)
В Яснах Авесты созданию мира посвящена 44 глава, в которой Пророк спрашивает Ахура-Мазду:
Кто был изначальным отцом Арты [Духа Огня] при зарождении его?
Кто проложил путь солнцу и звездам?
Кто заставляет луну прибывать и убывать?
Это и многое другое, о Мазда, хочу я узнать!
Сие спрашиваю тебя, скажи мне правду, о Ахура!
Кто водрузил землю на место и удерживает здание облаков?
Кто впряг в одну упряжку быстрых жеребцов с ветрами и облаками?
Кто был создателем Вохумана [Духа Скота], о Мазда?
Сие спрашиваю тебя, скажи мне правду, о Ахура!
Какой мастер сотворил Свет и Тьму?
Какой мастер сотворил сон и бодрствование,
Дабы разумному человеку напомнить о заботах его?
Сие спрашиваю тебя, скажи мне правду, о Ахура!
Верно ли наставляю я?
Для кого создан скот?
Кто научил сына почитать отца своего?
Как овладеть поучениями и словами правды?
Пер. И. С. Брагинского
Из текста Авесты следует, что все в мире, включая свет и тьму, все вещи и все благое создал только сам Ахура-Мазда «Господь Мудрый», единый безначальный бог-творец Датуш (Dātār, «Создатель», «творящий», «дарующий»).
Ахура-Мазда (авест. Ahura Mazdâ - Господь Мудрый; среднеперсид. Ohrmazd; новоперсид. Ormazd -Ормазд)- великое божество древнеиран. пантеона, верховный бог ахуров, провозглашенный единым истинным богом, верховным божеством зороастрийского пантеона. Ахура-Мазда является отцом и хранителем Аши (праведности-истины), представляющей универсальный закон функционирования вселенной. Природа Ахура Мазды — Добро, Истина-Аша, разлитая в мире и вселенский живительный Огонь — А́тар. Его творческая сила, наполняющая бытие жизненной силой это «Святой Дух» (Спента Майнью).
Он есть высшая благодетельность и совершенная святость. Он мудро и правильно различает добро и зло, покровительствует добрым людям и охраняет природу через своих добрых духов.
Ахура-Мазда всеведущий, всевидящий и мудрый творец бытия, устроитель и властитель мира, создатель всех вещей, принадлежащих к царству добра. Он творит посредством священных мантр, усилием мысли и своим помыслом, которым он создал светлое пространство мира, дающее радость и умиротворение.
Ахура Мазде (среднеперс. Ормузд) противостоит Злой Дух Áнгхро Мáйнью (среднеперс. Ахриман), с которым он ведет постоянную борьбу. Áнгхро Мáйнью олицетворяет Друдж, антитезу Аши, или ложь, разрушение, деградация, насилие, грабёж.
Согласно Авесте оба Духа не были никем сотворены и существовали от начала времён.
Космогонический миф зороастризма, как и в многих других мифологиях, имеет несколько вариантов и версий.
Согласно одной из них Ахура-Мазда, вначале сотворил в бесконечном времени замкнутый отрезок времени продолжительностью 12 тысяч лет, который включал четыре трёхтысячелетних периода.
Первый трехтысячелетний период (Менок, «невидимый» или «духовный») —характеризовался как предсуществование вещей и идей.
Ахура-Мазда, сотворил шесть добрых богов «Амеша-Спента» «Святые Бессмертные» с которыми совместно создал мир, содержащий семь великих творений — четыре стихии (воздух, земля, огонь и вода), растения, животные и человек. Первые три тысячи лет все они представляли свои прообразы, которые позднее обрело материальные формы
Боги «Амеша-Спента» представляли собой безличностные моральные качества, к приобретению которых должен был стремиться каждый праведный зороастриец. Обладание шестью такими качествами как: правдивость (Аша-Вахишта), благие намерения (Воху-Ман), святое благочестие (Спента-Армаити), милосердная власть (Хшатра-Варью), здоровье (Хаурват) и жизненность (Амертат) вело к обретению Святого Духа (Спента-Манью), который являлся воплощением самого Ахура-Мазды. Именно в ипостаси Спента-Манью — Святого Духа Ахура-Мазда противостоял Злому Духу Ангра-Манью.
Амеша-Спента выполняют функции покровителей семи стихий — Аша-Вахишта покровительствует огню, Хшатра-Варью — небу, Хаурват — воде, Спента-Армаити - земле, Амертат — растениям, Воху-Ман - животным, а Спента-Манью — человеку, который является высшим из всех созданий Ахура-Мазды.
Второй период (Гетик, «осязаемая реальность») «эра Творения», считается временем материального созидания мира. Ахура-Мазда создаёт реальный и зримый мир и всё сущее в их материальных формах — начиная с неба, солнца, луны и звёзд и заканчивая Первозданным Быком и первочеловеком Гайа Мáртаном (среднеперс. Гайомарт).
Ахура-Мазда творит небо и землю, и поддерживает их от падения, создает свет и тьму, чередование дня и ночи, дает силу ветру. Он сотворил скот, растения и человека, предоставив ему свободу воли. Он сотворил счастье для человека, создал все блага мира и даровал их человечеству. («Ясна», 31 -51)
Предвидя жестокую борьбу с духом Зла, Ахура Мазда призвал к себе фраваши, души праведных людей, которые были созданы ещё в начале творения, вместе с Амеша Спента, и прямо поставил их перед выбором:
— Бедствия и горести, дэвами порождаемые, обрушатся на мир в неисчислимом множестве и заполонят его, — возвестил он. Против Зла, за Добро и Истину-Аша придётся встать — вам. Я вложу в ваши руки оружие, которое наповал разит дэвовскую нечисть: «хумата—хухта—хваршта» — добрые помыслы, добрые речи и добрые дела. Но дэвы и паирика станут всячески совращать вас с пути праведности. Это будет страшный бой. Готовы ли вы?
Решайте и выбирайте сами: что для вас благостней? Или я дам вам телесное воплощение, пошлю вас в мир и буду там всячески оберегать от злокозней Ангхро Майнью; или же вы сами будете противостоять Злу, много претерпите горя, но выстрадаете победу над Разрушителем — и тогда все праведники воскреснут и сделаются бессмертными на веки вечные?
Мы выбираем битву с Друджем (лживой сущностью Ангхро Майнью) и друджвантам и, приверженцами Лжи, — был ответ фравашей.
И все три тысячи лет Ангхро Майнью не выходил из преисподней. Он готовился к схватке с богом и создавал себе на подмогу новых и новых исчадий — дэвов, змей, скорпионов, пауков и прочих отвратительных тварей.
Третий период и начало эры Смешения (гумезишн), охватывает время космической схватки сил Добра и Зла до появления пророка Зороастра. В этот же период действуют мифологические герои Авесты.
Материальное творение оказалось особо уязвимым для сил зла. Именно в это время начинает действовать в полную силу Ангра-Манью (среднеперс. Ахриман), который отвечает на сотворение мира своим антитворением. От столкновения двух противоборствующих начал весь мир приходит в движение: воды обретают текучесть, возникают горы, движутся небесные тела. Чтобы нейтрализовать действия «вредных» планет, Ахура-Мазда к каждой планете приставляет своих духов.
Ангра-Манью вторгается в пределы небосвода, создаёт планеты и кометы, не подчиняющиеся равномерному движению небесных сфер. Он выныривает из воды, загрязняя ее и делая большую часть её солёной, проникает на землю, образовывает пустыни, иссушает растения, нападает на огонь и портя его дымом.
Он насылает смерть на первобыка Гав-и Эвдата и первого человека Гáйа Мáртана.
Когда Первозданный Бык умер, Душа Быка Гéуш У́рван (среднеперс. Гошурýн), вознеслась на небо, а из тела Быка произошли пятьдесят пять видов зерновых злаков и двенадцать видов лекарственных трав.
Перед кончиной Гáйа Мáртан обронил на лоно земли свое семя, из которого вырос куст ревеня о двух стеблях, соединенных между собою. В этом общем растительном теле жили, две души. Стебли вскоре разъединились и превратились в человеческие тела. Таким образом от первого человека родилась первая супружеская пара — Машйа и Машйои, от которой пошёл род человеческий, а от семени первобыка произошли все все добрые животные.
Среди семи пар детей, которые родились от Машйа и Машйои, были мальчик и девочка — Сиямак и Нашак. Они выросли и тоже стали мужем и женой, родив, в свою очередь, Фравака и Фравакиен.
Их сын Хаошьянгх стал первым царем и земным властителем. ын и наследник Хаошьянгха, второй царь династии Парадата, Тахма-Урупи был жрецом и отважным воином. Третьим правителем династии Парадата стал родной брат Тахма-Урупи, блистательный или сияющий Йима, царь золотого века. Йима очистил свое царство от творений дэвов и в его владениях не стало ни жары, ни холода, ни старости, ни зависти. Этот царь спас людей и скот от Потопа, построив для них специальное убежище. Ахура-Мазда вручил ему две власти и два орудия: рожок золотой и плеть, усеянную золотом. Йима прекрасный сказал: Я твои творения буду взращивать, буду преумножать. Я согласен твои живые творения защищать, беречь и стеречь. При моей власти не будет ни холодного ветра, ни жары, ни болезни, ни смерти. В числе праведных этого времени упоминается, и правитель некой области Виштаспа, покровитель Зороастра.
Однако, победить Ангра-Майнью и его помощников дэвов полностью не удалось. Они продолжали нападать на спасенный Йимой и благими божествами мир, причиняя ущерб материальным творениям и вызывая нравственные пороки и духовное зло в людях. В этой непрерывной и непримиримой борьбе, между добром и злом, светом и тьмой, созиданием и разрушением проходила вторая эпоха существования мира— эра Смешения (добра и зла).
Четвертый период или Эра Разделения знаменуется приходом Зороастра и утверждением на земле зороастрийской религии. При этом Фраваши, душа Заратустры, существовала еще в Эру Творения — за шесть тысяч лет до рождения пророка на земле. Согласно легенде, на протяжении последнего, четвёртого периода в каждом тысячелетии людям должны являться три новые Спасителя, преемники и чудесные потомки, сыновья Зороастра. Последний из них, «Спаситель Саошьянт», решит судьбу мира и человечества. Он воскресит мёртвых, уничтожит зло и победит Ахримана, после чего наступит очищение мира «потоком расплавленного металла», а всё, что останется после этого, обретёт вечную жизнь.
Космогонические мифы и легенды в пехлевийских текстах и комментариях Авесты, были созданы в эпоху Сасанидской империи (224 – 651) на среднеперсидском языке.
Часть и фрагменты космогонических мифов были отражены в Авесте, но целостные и подробные сказания, повествующие о сотворении мира, подвигах и открытиях культурных героев содержатся именно в пехлевийских текстах.
В эпоху Сасанидов III –VII вв. н.э. зороастризм приобрел статус государственной религии, а сама Авеста активно редактировалась снабжалась комментариями (Зенд). Космогонические и героические мифы были наиболее полно были представлены в книге «Бундахишн» (Мироздание), написанной в IV–VI вв. н. э., представляющей комментарии и пехлевийский, среднеперсидский перевод Авесты.
В книге «Бундахишн» содержатся сведения о акте творения мира борьба говорится о извечной борьбе между Ормаздом и Ахриманом. Само сотворение мира происходило в процессе борьбы доброго и злого демиургов Ормазда и Ахримана. Они были равны друг другу по мощи, однако Ормазд обладал знанием и всеведением, а Ахриман только слепой силой. Ормазд всегда был высочайшим по добродетели, светлости и всеведению.
Ормазд (авест. Ахура Мазда) в переводе означает «Высшая Мудрость», «Господь Премудрый». То есть высшее познание, всеведение, всевидение, мудрость являются сущностной и главной характеристикой, отличительной особенностью зороастрийского бога. В религиозной традиции Авесты ум, разум признаются высшей доблестью и грозным оружием, а мудрость понимается как небесный дар, обладание которым позволяет достичь успеха, процветания, во всех сферах человеческой жизни.
Ормазд смог победить невежественного Ахримана и утвердить царство света и добра, благодаря своему всеведению и мощи знания. Власть творений Ормазда была достигнута при конечном воплощении и стала безграничной навечно, тогда как творения Ахримана погибли в момент конечного воплощения.
Вначале была вечность, «бесконечное время» — зерван акарана, в котором существовали Ормазд и Ахриман. Область света — место Ормазда, которое он называет «бесконечным светом». А место разрушения и тьмы — это то, что называют «бесконечная тьма». Между ними была пустота, то есть то, что называют «воздух». То, что между ними — пустота, и одно не связано с другим, и затем оба духовных начала ограничены в себе. Ахриман же находился в глубинах Тьмы, в преисподней, один. Он ничего не знал о существовании Ормазда.
Однако мудрому Ормазду было известно о Духе Зла, а также о том, что тот будет пребывать в неведении о Силах Добра еще три тысячи лет, и за это время, по незнанию, ничего не предпримет против Бога. А через три тысячелетия Ахриман увидит сияние, исходящее от Бога, узнает о его существовании и нападет. Ормазд, благодаря всеведению, знал, что Ахриман будет ревностно и страстно вмешиваться во все, что от сотворил или задумал. Всеведущий, мудрый Ормазд стал заранее готовиться к грядущему противоборству.
Эра Духа. Вначале Ормазд создал себе шесть помощников — амахраспандов (авест. «Амеша-Спента», букв. «Бессмертных Святых»), имена которых следующие: Вахман (авест. Воху-Мана — Благая Мысль, Намерение), Ардавахишт (авест. Аша-Вахишта — Лучшая Истина, Правдивость), Спандармад (авест. Спэнта-Армайти — Святое Благочестие), Шахривар (авест. Хшатра-Варья — Власть Избранная, Милосердная), Хордад (авест. Хаурватат — Целостность, Здоровье) и Амордад (авест. Амэрэтат — Бессмертие, Жизненность).
Вместе с верховным богом Ормаздом они составляют семерку Бессмертных Святых, ангелов хранителей всех семи благих творений, Ормазд покровительствует человеку, Вахман — скоту, Ардавахишт — огню, Спандармад — земле, Шахривар — небу, Хордад — воде и Амордад — растениям.
Сначала Ормазд создал не материальный мир, а лишь духовные сущности всех будущих благих творений: огня, воздуха, воды, земли, растений, животных и человека.
Три тысячи лет творения Ормазда находились в духовном состоянии, а ограниченный Ахриман из-за невежества не знал о существовании Ормазда и его творениях.
Когда злой дух поднялся из бездны, он увидел светлый мир духовных сущностей и из-за своей разрушительной природы бросился разрушать их.
Тогда Ормазд со знанием о том, каким будет конец вещей, пошел навстречу Злому духу и предложил ему мир, сказав:
«О Злой дух! Помоги моим творениям и похвали их, чтобы в награду за это стал ты бессмертным, нестареющим, не испытывающим голода и жажды». Но Злой дух прорычал: «Я не пойду, не помогу твоим творениям и не похвалю их, и я не соглашусь с тобою относительно добрых дел. Я уничтожу твои творения навсегда и навечно и сделаю так, что твои творения перестанут дружить с тобою и подружатся со мною».
И Ормазд сказал: «Ты не всезнающий и не всемогущий, о Злой дух! Поэтому ты не сможешь уничтожить меня и сделать так, чтобы мои творения не вернулись ко мне».
«...Благодаря всеведению, Ормазд узнал: «если я не создам время соперничества, то он сможет мои творения обмануть и подчинить себе, так, как и теперь, в период Смешения, есть много людей, которые совершают больше грехов, чем праведных дел». И Ормазд сказал Злому духу: «Согласись со временем, чтобы наша борьба в период Смешения продлилась девять тысяч лет». Потому что он знал, что с принятием этого времени Злой дух будет обессилен.
Тогда Злой дух, ненаблюдательный и неумный, одобрил такое соглашение, подобно тому, как два воюющих друг с другом человека назначают время: «В такой-то день сразимся». Ормазд, благодаря всеведению, знал, что в течение этих девяти тысяч лет три тысячи лет все будет происходить по воле Ормазда, три тысячи лет — в смешении воли Ормазда и Ахримана, а в последние три тысячи лещ Злой дух будет обессилен, и они прекратят противостояние из-за творений».
Затем Ормазд прочитал 21 слово Ахунвара —священной молитвы зороастризма и показал Ахриману свою победу в конце времен, бессилие Злого духа и уничтожение его чудовищных порождений. Когда молитва была прочитана Богом-творцом, Злой дух увидел свое бессилие и уничтожение дэвов, он оторопел и опять свалился во мрак и тьму.
Там он создал много дэвов, демонов и чудовищ, чтобы вместе со своим войском вновь подняться к пределам света.
Дух Разрушения потерял силу на три тысячи лет, во время которых Ормазд создал свои творения в материальном облике.
Эра Творения. Мир был сотворен Ормаздом в шесть этапов — начиная от хрустального неба и кончая людьми. Ормазд в начале создал небо, затем воду, потом землю, между небом и землей сотворил свет, звезды, затем луну и солнце, а затем растения, животных и человека. Во всех творениях был распределен огонь, который, согласно представлениям зороастрийцев, является физическим проявлением космического тела Ормазда.
В центре земли находилась гора Хара, соединяющая Небо и Землю. На ее южной границе располагалось громадное озеро или море Ворукаша, которое образовалось из стекающих с вершины Хара водных потоков.
В центре озера стояла гора небесного происхождения (из хрусталя), и на ней росло Мировое Древо —Белая Хаома или лучистое растение, называемое Гао-Керена, Дерево Жизни и Бессмертия, многочисленные семена которого дают бессмертие тем, кто их съедает.
Из животных первым был создан Эвходат, черный бык с желтыми коленями — глава быков. Из человеческих существ был создан Гайомард, светлый и белый.
Согласно пехлевийской версии, изложенной в «Ривайату» (4-6 вв. н.э.) Ормазд сначала сотворил весь мир в своём теле, а затем, в течение второго 3000-летнего периода или Эры Творения, создал небо из головы, землю из ног, воду из слёз, растения из волос, огонь из своего божественного разума и Первобыка из правой руки.
Эра Смешения. По прошествии трех тысяч космических лет Ахриман, набравшись сил, вновь совершает нападение на сотворенный мир. Он разбивает небесную сферу, пробивает землю, оскверняет воздух и растения, насылает болезни и смерть на первобыка Эвходата и первочеловека Гайомарта.
Но от семени Гайомарта возникла первая человеческая пара Машйа и Машйои, у которых было семь пар детей, среди которых Сиямак и Нашак. Их дети Фравак и Фравакиен родили сына Хаошьянгха (среднеперс. Xушáнг), который стал первым царем и земным властителем.
Хаошьянгха был отважен и могуч, ему предстояло выйти на бой против исчадий Ахримана и истребить Ложь. Он поднялся на гору Хара Березайти и там, в поднебесной вышине принёс жертву и воззвал к ахурам о помощи. Боги благословили его, даровали ему удачу и покровительствовали в благих деяниях. Спустившись с гор в долину, Хаошьянгха истребил всех неарийские правителей, возведённых на престол пагубным Ахриманом, а после убил две трети мазанских дэвов.
Он первым создал государство и установил законы для людей. Хаошьянгха обучил своих подданных хлебопашеству и хлебопечению, орошению полей в засушливое время, строительству каменных домов и дворцов.
У внука Хаошьянгхи Вивахванта, добродетельного мужа, который первым выжал священный сок чудодейственного растения Хаомы для жителей телесного мира, было четыре сына: Йима, Спитью́ра (среднеперс. Спитýр), Нарси́, и Тáхма-Урýпи (среднеперс. Тахморýп).
Тахма-Урупи отличался праведностью и добродетелью. Он утвердил в государстве религиозный культ Творца, Ахура Мазды. Он везде и всюду славил Творца Ахура Мазду и учредил его культ.
Еще он научил подданных пасти скот, вязать из овечьей шерсти одежду и ткать ковры, приручил домашних животных.
Тахма-Урупи был отважным воином. Он был вторым, кому судьба ниспослала огнесияющую Хварну. Он отражал набеги буйных кочевников на мирные оседлые поселения. Он объявил войну дэвам, друджвантам и колдунам и из раза в раз наносил им сокрушительные поражения. Обессиленные, перепуганные дэвы в ужасе разбежались по земле, попрятались кто где — в пещерах, в норах, в горах, — и сидели в своих укрытиях затаясь.
И тогда на битву с отважным царем вышел сам многопагубный Ахриман. И так как Тахма-Урупи был осенён благословением бога и огненная Хварна сопутствовала ему он одолел Ахримана.
Тахма-Урупи заставил Духа Зла превратиться в черную клячу и оседлал его и целых тридцать зим царь разъезжал верхом на нём из края в край земли. Ахриман «покорно возил Тахма-Урупи по Хванирате, не брыкался, не вставал на дыбы и не бил землю копытами, — только в бессильной злобе грыз удила да временами жалобно выл, умоляя дать ему свободу».
Отчаявшись, Ахриман, поведал царю тайну, которую он до сих пор тщательней всего берёг и скрывал от людей — тайну письменности и открыл Тахма-Урупи семь видов письма. Знание — это царь передал людям, но Духа Зла не отпустил.
Лишь болтливость царицы помогла Ахриману освободиться от узды и погубить Тахма-Урупи. Женщина проговорилась, что единственное, чего боится ее супруг, — это высоты. Тогда черная кляча взобралась на высокую гору Албурз. И когда у царя закружилась голова, лошадь выбросила его из седла.
Третьим царем стал родной брат Тахма-Урупи блистательный Йима. Он был озарен лучами царственной Хварны и во времена его царствования земля преисполнилась благодатью, и мирская жизнь сделалась столь же счастливой, как и жизнь на небесах. Чтобы освободить людей от непосильного труда, Йима разделил род людской на четыре сословия: жрецов, воинов, земледельцев и ремесленников. Мир был исправлен и каждый занялся только своей работой. Он познакомил людей с зодчеством, открыл месторождения самоцветов и драгоценных металлов, научил людей изготавливать из трав благовонии и лекарственные снадобья, построил суда, положив тем начало мореходству.
В конце своей жизни Йима совершил грех и пал. Он во всеуслышание объявил себя богом, творцом мира. По другой версии разум покинул его, и он взял в жены дэва женского пола. Боги наказали несчастного Йиму, он был свергнут и сотни лет скитался по земле в изгнании, пока злодеи не выследили его, схватили и распилили пополам острозубой пилой.
Зло проникло в мир и воцарилось в нем на долгие годы, пока миру не был ниспослан герой Траэтаона, наследник рода Йимы.
Он снискал их благоволение ахуров, а чернокрылая птица Варагн, воплощающая Вертрагну-Победу, принесла ему Хварну, победу и удачу.
Траэтон, вместе со старшими братьями, поверг воплощающее зло чудовище Ажи Дахаку, связал его, и приковал цепями к скале, где оно томится, грызёт цепи и мечется в бессильной ярости.
Три тысячи лет прошло в смешении воли Ормазда и Ахримана, в течение которых все созданные Ормаздом силы, вели борьбу с дэвами Ахримана, в результате чего в мироздании установилось шаткое равновесие сил Света и Тьмы.
Эпоха Разделения и Победа Добра. Окончательная победа сил Добра и полное уничтожение космического Зла, было невозможно без активного участия человека, без совместных усилий всех праведных людей во главе со Спасителем мира. Для пробуждения человечества в мир был послан пророк Зороастр, основатель новой религии зороастризма. Он утвердил в умах людей идею Единого Бога и дал человечеству оружие для этой борьбы, заключающееся в молитвенной формуле Ахунвар, состоящей из семи строк, заключающих 21 слово, каждое из которых имело особый вес, а также догмат нравственности: хумата — хухта — хваршта: «Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело» или добрые помыслы — добрые слова— добрые дела.
Каждое намерение, каждое сказанное слово, каждое действие каждого человека способно либо приблизить, либо отдалить победу в великой космической битве, которая неминуемо закончится торжеством сил света и справедливости.
Ормазд даровал людям право выбора и свободу воли, сама зороастрийская религия основывалась на вере в человеческую сущность, в основе которой лежит совесть даэна, позволяющая каждому человеку отличать добро от зла и разум храту, созидающий человеческое существование. «Это сам человеческий ум, - говорил Заратустра, - создает счастье и боль» (Гата 30.11).
Религиозно-философское течение зерванизма возникло в III — IV веках во времена династии Сасанидов, как попытка трактовки «Доктрины дуализма», 30-й ясны.
Некоторые исследователи относят культ Зервáна, изначального несотворённого бога возникновение зерванизма ко времени Ахеменидов (6–4 вв. до н.э.), к концу VIII или в первой половине VII в. до н.э., когда он возник в жреческой среде магов Мидии и даже к периоду существования древнеиранских культов, так как мифы о близнецах относятся к самым ранним в человеческой истории. О более позднем времени написания мифа свидетельствует изначальная идея о необходимости, пользе и действенности жертвоприношений, которая могла быть внесена жрецами.
Авеста умалчивает о происхождении Ахура-Мазды и его двойника-антагониста Ангра-Манью. В космогоническом мифе зерванизма первопричиной всего сущего являлся Зерван, бог бесконечного времени и пространства, вечности и судьбы. По мнению последователей зерванизма Зерван – это вечное время, в которое Бог создал сам себя.
Согласно версии зерванитов, Зерван породил двух братьев-близнецов Ахура-Мазду и Ангра-Манью, которые воплощали принципы созидания и разрушения.
Миф о Зерване дошел до нас в пересказе двух армянских (Егише Вардапет (410-475) и Езник Кохбаци (380-450) и двух сирийских авторов.
Когда не существовало ничего, ни неба, ни земли, был только великий бог Зурван, чье имя означает «фатум» или «фортуна».
Он приносит жертвоприношения тысячу лет, чтобы у него родился сын, которого назовут Ормазд и который создаст небо и землю. По окончании этого периода, который длился тысячу лет, он начал размышлять: «Какой смысл от этих жертв, которые я принес? Действительно ли у меня будет сын по имени Ормазд? Или это все тщетно?».
И не успела эта мысль возникнуть, как в нём были зачаты Ормазд и Ахриман: Ормазд — как следствие принесенных жертв, а Ахриман — из-за его сомнений. Когда он осознал, что в его чреве два сына, он поклялся: «Тот из двух сыновей, который появится первым, будет провозглашен мною богом».
Ормазд узнал мысли своего отца и рассказал их Ахриману. Когда Ахриман услышал это, он разорвал чрево, вышел и подошел к своему отцу. Зурван, увидев его, спросил: «Кто ты?». И он ответил: «Я — твой сын Ормазд».
И Зурван сказал: «Мой сын светлый и благоухающий, а ты темный и зловонный». Он горько заплакал. И они начали разговаривать, когда родился Ормазд, светлый и благоухающий. Зурван, увидев его, понял, что это его сын Ормазд, ради которого он принес свою жертву. Во время разговора он держал в руках веточки барсом, которые он приносил в жертву.
Он отдал их Ормазду со словами: «До этого момента именно я принес жертву во имя тебя, с этого момента ты должен приносить жертву во имя меня». Но даже когда Зурван вручил жертвенные веточки Ормазду, Ахриман подошел к нему близко и сказал: «Разве ты не клялся, что провозгласишь богом того из сыновей, который появится первым?».
И Зурван сказал ему: «О, нечистый, царство будет отдано тебе на девять тысяч лет, но Ормазда я уже сделал богом над тобой, и через девять тысяч лет он будет править, и будет поступать так, как ему угодно». И Ормазд сотворил небеса и землю, все красивое и доброе, а Ахриман — демонов и все злое и неправильное. Ормазд создал богатство, Ахриман — бедность. (по Р. Ч. Зенеру «Зурванизм»).
Зерванитский миф сохранился также в изложении Михр-Нарсе (V в.) - персидского полководца, приславшего армянским епископам и князьям подробное изложение Зороастровой религии, убеждая их принять ее.
В послании было сказано:
Когда неба и земли еще не существовало, Зерван, великий бог, в продолжение тысячи лет приносил жертвы, говоря: может быть, родится у меня сын, по имени Ормазд, который сотворит небо и землю.
Во чреве его зачались двое, один за приношения, другой за слово: может быть. Когда он узнал, что двое во чреве его, то сказал: тот, кто первый родится на свет, получит царство мое. Зачавшийся от сомнения прорвал чрево и вышел в свет. Кто ты? - Спросил его Зерван. Сын твой Ормазд, отвечал он. Нет! Сын мой светозарен и благовонен, возразил Зерван; ты же мрачен и зол. Но когда тот горько заплакал, Зерван дал ему царство на время.
Потом родил он другого сына, которого назвал Ормаздом, отнял царство у Ахримана и отдал Ормазду, сказав ему: «До сих пор я делал тебе приношения, теперь ты мне приноси». Тогда Ормазд сотворил небо и землю; Ахриман же, напротив, сотворил зло.
Таким образом, разделились все творения: ангелы Ормазда, а дэвы - Ахримана. Все блага, нисходящие с небес на землю, суть дела Ормазда; а все злополучия, здесь и там совершающиеся, создал Ахриман. Все доброе на земле создал Ормазд, а всё недоброе Ахриман; так, Ормазд создал человека, а горести, болезни и смерть создал Ахриман. Несчастия, поражения и бедственные войны суть творения злого начала; но благоденствие, могущество, слава, почести, здоровье телесное, красота лица, красноречие, долголетие, получают существование от благого».