Неогегелианство - течение идеалистической философии кон. 19 – 1-й трети 20 в., для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе обновленной интерпретации философии Гегеля, главным образом его диалектического метода и конкретности понятия, а также учения о духе, имеющее своим фундаментом идею Абсолюта.
Неогегельянство возникло как реакция на естественно-исторический материализм и как ответ на засилье позитивизма. При этом на волне индустриальной революции учение Г.В.Ф. Гегеля получило неопрагматическое истолкование.
Неогегельянство получило распространение почти во всех странах Европы и в США, но процесс его формирования и развития в различных странах не был ни одновременным.
Великобритания. Неогегельянство зародилось в Англии, после выхода в свет книги Джеймса Хатчисона Стирлинга «Секрет Гегеля» («The secret of Hegel», 1865).
В 70-х гг. XIX в оно распространилось форме философского учения — абсолютный идеализм или шире англо-саксконское неогегельянство. Его основателем являлся Фрэнсис Брэдли, а основными представителями Т. Грин, Эд. Керд и Дж. Керд, Р. Холдейн, Д. Бейли, Б. Бозанкет, Дж. Мак-Таггарт и Р. Коллингвуд.
Абсолютный идеализм ставил своей задачей обоснование нереальности материального мира и абсолютной реальности мира идеального.
Италия. В XIX веке учение Гегеля распространяется в Италии посредством работам А. Веры и Б. Спавенты. Его основоположниками были Б. Кроче, отстаивающего объективистские, рационалистические и этические моменты своей концепции и Дж. Джентиле развивающего субъективистские и иррационалистические тенденции своей философии, доходящие до полного релятивизма. Б. Кроче разрабатывает идею самообъективации абсолютного духа в социальной и культурной жизни, а Дж. Джентиле говорил о самоманифестации абсолюта, в чистом акте (atto puro).
В Нидерландах Г. Болланд предложил версию сильно модифицированной и обновленной гегелевской системы, дальнейшее развитие которой осуществил К.Ж. Пен, а И.Б. Вигерсма довел эту линию до натурфилософского упразднения естественных наук.
В Германии на рубеже 19–20 вв. «возрождении гегельянства» возникло в благодаря работам Э. Гартмана и теоретиков неокантианства Коген, Наторп, Виндельбанда и Риккерта.
Во Франции неогегелианство обрело значительное влияние благодаря Ж. Валю (1929), А. Койре (1939), а также А. Кожеву и Ж. Ипполиту (1946), учения которых сблизились с экзистенциализмом.
В США неогегельянство у таких мыслителей, как Б. Боун и Дж. Ройс, оказалось моментом на пути от гегельянства к персонализму.
1. Игнорирование рационально-метафизических моментов гегелевского мышления: феноменологии и философии объективного духа и сосредоточение внимания на систематических построениях, мировоззренческих и методологических проблемах и философии культуры.
2. Различное толкование диалектического противоречия: от примирения противоречий, совершенства и непротиворечивой гармонии всех противоположностей, рассмотрение противоречия не как источника развития, а простой дополнительности противоположных сторон, до отрицания возможности разрешения их вообще («трагическая диалектика» А. Либерта). Акцент делается не на принципе обострения противоречия и борьбе противоположностей, а на их единстве, примирении противоположностей в рамках целого.
3. Перенесение диалектики из сферы природы в область сознания, иррационалистическое толкование Гегеля в духе философии жизни.
4. Диалектический метод выступал при этом как средство разложения «чувственности», «вещественности» для достижения истинной, абсолютной, внеэмпирической, реальности (Брэдли).
5. Высшее бытие - это сверхличный Абсолют, нечто большее, чем просто Бог. Абсолют имманентен миру и является его духовной основой. Абсолют противопоставляется материальной реальности как единство сущности и существования, мысли и ее осуществления, истины и реальности. Абсолют воплощает в себе внеиндивидуальное духовное.
6. Абсолют и есть именно то, что обусловливает изменения, развитие, но он как символ вечности не подвержен движению и не может трактоваться по аналогии с изменчивыми пространственно-временными процессами материального мира.
7. Абсолют невозможно мыслить во всей его конкретности, вследствии абстрактности мышления. Однако философского постижение действительности позволяет раскрыть ее общие логические условия конкретности, то есть абсолютной реальности.
Действительности вне духа не существует. И "самое действительное" — не мир природы, а дух, понятый в качестве абсолюта. Возрождается концепт, понятие Абсолюта как духовного сверхначала. Утверждается примат абсолютного, при этом сам абсолют предписывает всякому сущему, действительному обрести неповторимую индивидуальную природу (Ройс).
8. Действительности вне духа не существует. И "самое действительное" — не мир природы, а дух, понятый в качестве абсолюта. Представить мир как "конкретное целое" — задача философии. Для абсолютного идеализма это значило: следует истолковать все существующее в мире как обусловленное духом, связанное с ним, т.е. как "духовное целое".
9. Абсолютной реальность предстает как всеохватывающая гармонически упорядоченная система, преодолевающая пространственно-временную разделенность вещей и развертывающая все богатство своего содержания одновременно и повсеместно. Вневременная и неизменная полнота Бытия. Всеобщая гармония или мировое целое, заключает в себе субъект и объект в нерасчлененной форме и познается "непосредственно опытом". Высший сингулярный опыт, включает в себя все.
10. Представление о единственном духовном индивиде, частями которого являются все вещи, отстаивание прав индивидуальности и ее свободы. Дух человека - манифестация абсолютного Духа, люди в глубине - божественные существа или отличающиеся от Него меньшей степенью божественности. Индивидуальные вещи и явления, в том числе личностное начало, растворяются в Абсолюте. Эта тенденция проявилась в персонализме Бозанкета и Мак-Таггарта, которые пытались сочетать гегелевское учение об Абсолюте с утверждением метафизической ценности личности. Сознание человека является частью «всеобщего сознания».
11. Все религии имеют в конечном счете одно и то же содержание, относящееся к высшему разумному Духу Вселенной и к путям достижения единства с Ним. Метафизика - прямой путь разума к Абсолюту и по существу она выше религии, но она важнее и ценнее философии для человека как существа не до конца разумного.
12. Когерентное истолкование истины как систематического единства, создаваемого существенными «внутренними отношениями» и совпадающего с Абсолютом.
Англия
Джеймс Хатчисон Стирлинг (James Hutchison Stirling; 1820—1909), шотландский философ-идеалист, один из основоположников неогегельянства.
Фрэнсис Брэдли (Francis Bradley; 1846 —1924), английский философ-идеалист, глава школы абсолютного идеализма.
Томас Грин (Thomas Green; 1836 —1882), британский философ, представитель абсолютного идеализма.
Эдвард Керд (Edward Caird; 1835 - 1908), шотландский философ.
Джон Керд (John Caird; 1820–1898), шотландский теолог и философ.
Уильям Уоллес (William Wallace, 1844-1897), шотландский философ.
Бернард Бо́занкет (Bernard Bosanquet; 1848—1923), британский философ.
Джон Э́ллис Мак-Та́ггарт (John McTaggart Ellis McTaggart; 1866 — 1925), английский философ. Представитель радикального персонализма.
Робин Джордж Коллингвуд ( Robin George Collingwood; 1889 — 1943), британский философ.
Италия
Бертрандо Спавента (Bertrando Spaventa; 1817 — 1883), итальянский философ.
Бенеде́тто Кро́че (Benedetto Croce; 1866 - 1952), итальянский философ.
Джовани Джентиле (Giovanni Gentile 1875 –1944), итальянский философ.
Нидерланды
Герардус Болланд (Gerardus Bolland; (1854-1922), нидерландский философ, глава голландского неогегельянства.
Балтус Вигерсма (Baltus Wigersma) (1877–1962), нидерландский философ.
Франция
Жан Андре́ Валь (Jean André Wahl, 1888, — 1974) — французский философ неогегелианец и экзистенциалист.
Алекса́ндр Коже́в ( Александръ Кожевниковъ, фр. Alexandre Kojève; (1902 — 1968), русско-французский философ-неогегельянец.
Жан Ипполит (Jean Hyppoliteж; 1907— 1968) — французский философ-идеалист.
США
Бо́рден Па́ркер Бо́ун ( Borden Parker Bowne, 1847 — 1910), американский философ и теолог-методист, основатель американского персонализма.
Джосайя Ройс (Josiah Royce; 1855 — 1916), американский философ-неогегельянец.
Россия
Иван Ильин (1883 — 1954), русский философ, приверженец неогегелианства.