Исихазм («спокойствие, тишина, уединение») — христианское мистическое мировоззрение, система аскетической и монашеской практики, направленная на богопознание, узрение Божественного (Фаворского) света внутри собственного сердца во время молитвы, стяжание внутреннего совершенства и обо́жение.
Духовная практика исихазма, основывается отшельничестве, безмолыии и ряде особых психофизических приемов, ядром которых является умно-сердечная молитва, совмещённая с трезвением и контролем за всеми исходящими изнутри помыслами.
Практика заключается в постоянное памятовании о Боге, живом переживании простоты и сердечности, всецелом предании себя в руки Божии и непрестанном творении в уме Иисусовой молитвы:
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» (Иногда до 12 тысяч раз в день).
Представители исихазма в средневековье:
1. Макарий Великий (Макарий Еги́петский; ок. 300 — 391), христианский святой и отшельник.
2. Евагрий Понтийский ( 346—399), христианский богослов, философ и монах.
3. Симеон Новый Богослов (949 — 1022)— монах, богослов, сочинитель «Гимнов» (поэтических духовных стихов), один из ярчайших представителей традиции исихазма.
4. Григорий Синаит (ок. 1268—1346) — православный святой, преподобный, возродил на Афоне практику Иисусовой молитвы.
5. Григорий Палама (1296 —1359) — отец и учитель Церкви. христианский мистик, византийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма.
В основе философии и богословия исихазма лежат:
1. Учение об «боговидении», «богосозерцании» и обо́жении.
2. Учение о различии божественной сущности и божественных нетварных энергий (Фаворского света).
3. Принципы святоотеческой концепции «синергии», соработничества Бога и человека, взаимодействия божественной благодати и свободной воли человека.
4. Система восхождения духа Человека к божеству, по лестнице добродетелей, учение о самонаблюдении, целью которого является нравственное улучшение и достижение безграничного совершенства.
Ключевыми для исихазма цитатами из Священного Писания являются:
«Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк, 17:21),
«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф, 5:48),
«Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17).
Единый Бог, Господь, Бог Владыка. Беспредельный, неприступный и несозданный Бог, по беспредельной и недомыслимой благости Своей. Бог есть огонь, который сжигает и созидает в человечестве небесный образ. Бог есть любовь. Как Бог есть любовь, радость, мир, благость, милосердие, так и новый человек соделался сим по благодати.
Бог свободен и творит, что хочет. «Божественный Эрос побудил Бога снизойти на землю», побудил Его «покинуть горнее молчание». Оба стремления. Божественное и человеческое, достигает высшей точки в историческом Христе, в Котором, как в зеркале, Бог и человек узнают друг друга. Между Богом и человеком существует самое близкое родство. Само сердце - малый сосуд, но там есть все.
Цель христианской жизни – это единение человека с Духом Божиим. Прежде еще сказали мы, что человек по природе имеет предначинание, и его-то взыскует Бог. И поэтому, повелевает, чтобы человек сперва понял, поняв возлюбил, и предначал волею. А чтобы мысль привести в действие, или перенести труд, или совершить дело, – сие благодать Господня дает возжелавшему и уверовавшему.
Обожение
Христианином может называться только человек стремящийся к обожению. Обожение – это самая высокая ступень, которую достигает личность. Человек облачается в «нового наднебесного человека Иисуса Христа»: его глаза преображаются в глаза Господни, его уши – в уши Господни, голова его – в голову Господню, чтобы весь новый человек был чистым, нося поднебесный образ.
Процесс обожения человеческой личности – от богочеловеческого начатка до полного возрастания – проходит все этапы органического возрастания. Такой человек «постепенно – возрастает до совершенного человека, приобретая полноту совершенства. «Жизнь – это рождение от Бога, ибо без этого невозможно жить душе, как Господь говорит: «Если кто не родился свыше, не может войти в Царство Божие».
Когда твоя душа общается с Богом, и войдет небесная душа в твою душу, тогда ты совершенный человек в Боге, и наследник, и сын. «Силою Духа и духовным возрождением человек достигает совершенства первого Адама и становится даже выше его, потому что делается обоженным».
Они становятся по благодати – тем, чем Бог является по природе. Господь живет в человеке, и человек – в Господе, «и Сам Господь беспрепятственно совершает в нем Свои собственные заповеди, исполняя его плодами Духа» и сущность своей жизни выражает таинственными словами святого и великого Павла: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).
Они во Христе, также и Христос в них. Христос для них – «все во всем: рай, Христос для того и пришел, чтобы человека сделать «Своим собственным домом и храмом» себя как храм Божий».
Обожение личности собирает воедино все силы душ, не исключая телесную часть. Человек совершенен не только когда он «в Бoгe» но и когда Бог «в человеке». «Что становится по Духу ... это совершенно». Кто родился от Духа, тот «запечатлел образ совершенства– на лице и в членах». «Совершенные христиане» удостаиваются «достичь степени совершенства», то есть стать «богами... по благодати».
Процесс обожения охватывает и все орудия познания духовного бытия. Их соединение с Божеством приводит к состоянию обоженности, обогочеловеченности.
Соединение с безначальным Умом. Обожение ума достигается через «смешивание» (κρασις) – соединение ума человека с умом Богочеловека. Вечный смысл человеческого ума – «соединиться с безначальным Умом. Но чтобы стяжать такое соединение, человеку необходимо пройти подвиг этической триады – веры, надежды, любви.
Когда ум пройдет эти подвиги и изменится с помощью этической триады, только тогда он удостоится стать «одним духом с Господом» чтобы обогочеловечиться. Если человек подвизается добровольно и допускает благодать Святого Духа облагодатствовать ум до конца и обитать «в глубочайших глубинах ума», тогда Господь «соединяется с умом» и становится с человеком «одного духа, одного состава, одного ума».
Достижение чистоты сердца. Господь призывает Своих последователей, чтобы они старались достичь «абсолютной чистоты». Эти же слова свидетельствуют о том, что возможно «достичь совершенства и полного освобождения от страстей», обрести чистоту сердца и очищенным оком обоженного сердца созерцать Бога. При участии «совершенного и божественного Духа» достигается «совершенное очищение от грехов и освобождение от безаконных страстей, что составляет вершину добродетели». «Очищенное и освященное сердце» созерцает Божество и реально переживает истину слов Христа: «Блажены чистии сердцем, яко тии Бога узрят».
«Действительно, сердце (человека) непостижимая бездна», и достичь «чистоты сердца возможно только через Иисуса». Чистое сердце становится «царской палатой Христа».
Соединение с волей Божией. Воля есть единосущная часть богообразной души и своей природой проходит через все степени развития души. Обожение души происходит и через волю. Соединяясь с благодатью, воля обожается. Человеческая воля освобождается от власти диавола и излечивается только соединением с волей Божией. В воле Божией воля человеческая находит свою целостность, свое здравие.
Синергизм воли и благодати проявляется через «христообразную», богочеловеческую деятельность. Обоженная воля формирует всю свою деятельность по образу Божию – то есть в соответствии с очищенной богообразной своей сущностью, что предполагает личное участие Триипостасного Божества.
Посему, воля человеческая есть как бы существенное условие. Если нет воли; сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей. Посему, совершение дела Духом зависит от воли человека. Опять, если даем мы полную свою волю, то нам все дело приписывает чудный во всем и совершенно недомыслимый Бог.
Человеческая личность, благодатно преображенная этической триадой (верой, надеждой, любовью), постепенно формируется по Христу, пока не станет «христообразной», пока не обожится.
Христообразную, духоносную личность Дух Святой ведет к совершенному исполнению воли Божией – воля души согласна с волей Божией, постольку она способна на вечные, богочеловеческие дела, на служение Святому Духу через всю сложность жизненных обстоятельств Дух Святой ведет, поддерживает равновесие и гармонию между волей Божией и человеческой, потому что знает «волю Господню». «Без Духа Святого... никто не может познать волю Божию». Облагодатствование, обожение воли является правилом христианской жизни – conditio sine qua non – и необходимостью в познании Истины.
По благодатной икономии спасения необходим сенергизм (сотрудничество) человеческого духа и Святого Духа, чтобы возможно было достичь «совершенной чистоты» человек возвращается «к первозданной чистоте».
Спасение есть дело Богочеловеческое: полного духовного преуспеяния мы достигаем "не одною Божественною силою и благодатию, но и принесением собственных трудов", с другой стороны, в "меру свободы и чистоты" приходим не одной собственной рачительностью, но не без "содействия свыше Божией руки".
Внутренний подвиг христианина определяет меру восприятия им единства Любви и Правды Божией. Каждый из нас приобретает спасение по благодати и Божественному дару Духа Святого, но достичь совершенной меры добродетели, необходимой для усвоения душой этого Божественного дара, можно лишь "верою и любовью при усилии свободного произволения".
Стяжание внутреннего совершенства. Для совершенствования, для благодатного возрастания личности нет предела. Граница личности есть безграничность, бесконечность, вечность, Бог. «Будьте совершенны , как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48).
Христианин обязан всегда иметь памятование о Боге; ибо написано: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего (Втор. 6, 5), то есть, не только когда входишь в молитвенный дом, люби Господа; но, и находясь в пути, и беседуя, и вкушая пищу, имей памятование о Боге, и любовь и приверженность к Нему. Ибо говорит Он: где ум твой, там и сокровище твое (Мф. 6, 21). К чему привязано сердце человека, и к чему влечет его пожелание, то бывает для него богом. Если сердце вожделеет всегда Бога, то Бог есть Господь сердца его.
Макарий Египетский, преподобный Макарий Великий (300–391) — христианский святой, отшельник, почитаемый в лике преподобного, автор духовных бесед и молитв