Гари Форрестер (30 ноября 2013)
В первом десятилетии нового тысячелетия в ряде статей звучали призывы к новой парадигме искусства и культуры, призванной заменить постмодернизм, который явно изжил себя и больше не отражает доминирующий творческий дух нашего времени.
Начиная с 2010 года, многие теоретики культуры в Европе, Америке и Австралии развивали эти идеи. Таким образом происходило распространение и рост новых идей.
Эта попытка дать определение метамодернизма не первая в своем роде, и я надеюсь, что она не будет последней. В ней предлагается установить основные принципы, на которые опирается новая парадигма.
• Прежде всего, метамодернизм - это образ жизни, а также способ мышления и чувствования. Это не набор предписывающих правил и не абстрактная мысль, не имеющая последствий в мире, в котором мы живем. Речь идет о бытии и становлении - индивидуальном и коллективном.
• Метамодернизм опирается на две доминирующие культурные и художественные парадигмы двадцатого века и различает их. Он безоглядно возвращается к поиску смысла, общих связей и ценностей Модернизма, но через призму знаний, перспектив, разнообразия и скептицизма Постмодернизма. Метамодернизм признает свой долг перед предшественниками и не отказывается от них.
• Метамодернизм основан на невинности, на благословении и мудрости каждого нового ребенка, который рождается в нас. Он утверждает, что при отсутствии фундамента невинности, не на чем строить новое. Невинность - это то, с чего начинается жизнь в этом мире.
• Метамодернизм не имеет догм. Он не привязан ни к какой конкретной религиозной вере или отсутствию этой веры. Он не привязан к национальным границам или другим искусственным барьерам между людьми. Он пытается определить "высший общий фактор" из всего многообразия духовных проявлений во времени, преодолевая искусственные границы.
• Открытость к метамодернизму предполагает открытость к уязвимости и случайным ошибкам, как очевидным рискам в поиске ценностей. Без риска нет возможности для роста.
• Метамодернизм включает в себя поиск радости и бережное отношение к ней, когда она найдена.
• Некоторые описывают метамодернизм как вечное колебание между двумя экзистенциальными полюсами, которые характеризуются модерном и постмодерном. Хотя эта метафора и имеет ценность, она предполагает условия неопределенности и индивидуализма, которые более характерны для постмодернизма. Метамодернизм, который признает и уважает ценности и перспективы модернизма и постмодернизма, предпочитает метафору корабля, который ремонтируется и обновляется по мере его плавания, или дворца, который постоянно модернизируется и становится более красивым и прочным.
• Становление - это все. Само путешествие не менее важно, чем любой воображаемый пункт назначения. А воображаемый пункт назначения - это неизменно "дом". Как сказал поэт-модернист Т.С. Элиот, " Мы не оставим исканий, И поиски кончатся там, Где начали их; оглянемся, Как будто здесь мы впервые".
• Еще до того, как у него появилось название, метамодернизм в 1990-е годы будоражил сердца некоторых художников, писателей, поэтов, кинематографистов, музыкантов, архитекторов, общественных групп и лидеров, а также других представителей многих слоев общества - публичных и частных, возвышенных и скромных.
Ограниченность отстраненности и иронии постмодернизма ощущалась и признавалась, а риск искренности, обращения к мудрости детства и превратностям опыта приветствовался. Те, кто был недоволен постмодернизмом, не искали активно парадигму - они искали лучший способ понимания общего опыта, синтеза, объединения и вовлечения. Метамодернизм - это не более чем ярлык, навешиваемый на эти желания.
• Слово - метамодернизм - несложное. "Мета" происходит от греческого, означает "после" или "позже по времени", иногда усиливается понятием получения более высокой ступени естественного развития. Например, "метаморфоза" описывает постепенное изменение структуры или привычек животного (скажем, головастика или гусеницы) во время его нормального роста.
• Метамодернизм основан на предпосылке, что нас - всех нас - объединяет гораздо больше, чем разделяет. Отсюда следует вопрос: "Кто такие "мы"?". Для метамодерниста "мы" не ограничивается каким-либо определенным полом или вероисповеданием, или расой, или этнической принадлежностью, или сексуальной ориентацией, или способностями, или возрастом. "Мы" не ограничены даже нашим видом, или нашим поколением, или живым, или одушевленным. Сама Земля, и все, что она содержит, и все, что она когда-либо содержала, и вся Тайна, которая всегда окутывала ее, - это "мы".
• Метамодернизм основан на простом и детском доверии: что существуют такие вещи, как истина и ценность, и что самость может быть пробуждена к ним. Например, внутри себя мы можем обнаружить искры божественности (как бы ни понималось это слово в зависимости от культуры и человека), которые присутствовали в нас всегда. Метамодернизм предполагает, что открытие, признание и выражение таких истин и ценностей стоит того, чтобы искать их.
• Проще говоря, метамодернизм - это современная версия вечного поиска существования и проявления любви во всех ее формах.
В 2013 году на сайте «Исследование метамодернизма», новозеландско-австралийский музыкант, композитор, писатель, поэт и историк Гари Форрестер (Gary Forrester) разместил статью «Определение Метамодернизма», в которой обозначил сушностные характеристики этого направления.