Трансцендентализм (от лат. transcendentis — перешагивающий, выходящий за пределы) — философско-литературное течение, сформированное в США 30–50-х гг. 19 века представителями радикальной интеллигенции бостонского «Трансцендентального клуба».
Трансценденталисты объединились вокруг журнала «The Dial», просуществовавшего 4 года (1840—1844).
Название и ряд идей взяты от "трансцендентального идеализма" И. Канта и Ф. Шеллинга.
Основополагающими идеями трансцендентализма были: жизнь в гармонии с природой, проявление «сверх-души» (over-soul) в индивидуальном духе, вездесущность любови и „доверие к себе“ (self-reliance).
Манифестом-эссе движения стал текст Ральфа Уолдо Эмерсона «Природа» (Nature,1836).
Основные идеи трансцендентальной философии были изложены в речах и работах Эмерсона "О литературной морали" (Literary Ethics, 1838), "Реформатор" (Man the Reformer, 1841), "Трансценденталист" (The Transcendentalist, 1842), "Эссе" (Essays, 1841, 1844), а также в книгах Эймоса Бронсона Олкотта «Орфические речения» (Orphic Sayings, 1840) и Генри Дэвида Торо «Уолден, или Жизнь в лесу» (Walden; or, Life in the Woods,1854).
1. Воззрения Платона, Плотина и Прокла о двойственности человеческой природы, единстве мира, о «Едином» как трансцендентальном первоначале, учение об эманации, вера в единство Истины, Красоты и Добра и возможность пробуждения "божеского начала" в человеке.
2. Восточная, древнеиндийская философия: Веды, Упанишады, Бхагаватгита -пантеизм, одухотворенность природы, интуитивизм в познании, учение о единстве индивидуальной души и космического духа, единство Брахмана и Атмана, безличного абсолютного духа и тождественной ему человеческой души. «…Я омываю свой разум в изумительной философии и космогонии Бхагаватгиты…» (Торо).
3. Идеи ведущих представителей европейской и восточной неоплатоновской традиции, таких как Джордано Бруно, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Беркли, Лейбниц, Саади, Хафиз, Омар Хайям, а также кембриджских платоников, с их принципом единства религии и разума и «свечой Господа» в человеческой душе.
4. Идеи и дух немецкого идеализма: концепция трансценденции и гуманистическая концепция личности Канта, индивидуализм Фихте, натурфилософия, пантеизм и учение об интеллектуальной интуиции Шеллинга, философия и психология религии Шлейермахера, философия «чувства и веры» Якоби, мистицизм Я. Бёме и Сведенборга.
5. Идеи европейского романтизма, английских поэтов-романтиков «озерной школы»: теория искусства, эстетические идеи и понятие трансцедентального Я С. Кольриджа, культ природы У. Вордсворта, культ чувства, человеческой личности и природы, вера в бессмертие души Ж.Ж.Руссо, культ героя, концепция абсолютной свободы воли и символический метод интерпретации действительности Т. Карлейля, изложенные в его трактате «Sartor Resartus».
6. Этико-социальные идеи американского пуританизма: возможность для каждого человека испытать божественное откровение, а также идея нравственного самосовершенствования. Пафос пуританской литературы, пуританская образность и поэтика, и призывы к материальному и духовному аскетизму, опрощению, "добровольной бедности", деловой активности личности и физическому труду.
7. Унитарианская трактовка христианства: вера в деперсонифицированного Бога-Отца и в безграничные возможности человека и его врожденную доброту. Поклонение «бесконечности человека» и «моральному чувству», присущему всем людям. Понимание человека как возлюбленного дитя Бога, а служения Богу как служения людям. Упор на личную веру и необходимость руководствоваться в своей жизни своим разумом, совестью и любовью к Богу.
Трансценденталисты выступали против оскудения духовности, узкого практицизма, прагматизма, утилитаризма, плоского рационализма и грубого материализма современного им общества. Данная направленность движения, а также культ героической индивидуальности и приверженность интуитивному способу познания мира связывают трансцендентализм с поздним американским романтизмом. Такие представители американского литературного романтизма как Натаниэль Го́торн (1804 — 1864), Ге́нри Уо́дсворт Лонгфе́лло (1807 - 1882) и Уолт Уитмен (1819-1892) разделяли идеи трансценденталистов, в то время как Эдгар Аллан По (1809—1849) и Герман Мелвилл (1819 — 1891) подвергали жесткой критики за морализм, назидательство, излишнюю аффектацию, оторванность от жизни, мечтательность и мистицизм.
Переходной характер эпохи предполагал создание синтетического учения, объединяющие лучшие достижения предшествующей философской мысли. Вместе с тем многие трансценденталисты знакомились с трудами философов не из первоисточников, а из критических и аналитических трудов. Они исходили из концептуального представления о существовании универсального трансцендентального континуума запредельных идей, принадлежащих всему человечеству и редко указывали в своих произведениях ссылки на своих предшественников.
1. Человек как микрокосм, душа которого вмещает в себя мир и динамичное космическое начало. человек — естественный центр мира, трансцендентальный идеал. в душе человека наличествует божественная субстанция. воображение, вдохновение, интуиция, все положительные эстетические и эмоциональные возможности существует принцип связи человеческой души и трансцендентальной реальности. «Человек в своей любви к Богу сам становится богом. И всегда слияние высшей мировой сущности с его душой бывает для него явлением новым и непостижимым» (Эмерсон).
2. Принцип "героического индивидуализма" утверждал ценность личности, ее неповторимой индивидуальности, духовной свободы и самоусовершенствования, идею сопричастности человека миру и другим людям. Человек должен выйти из мира целесообразности, благоразумия, соглашательства и подняться к звездным высотам божественного закона, героизма и мудрости. Отдельный человек, «единственный и верховный деятель», наделен частицей Сверхдуши и находится в центре «мироздания». В человеке ценятся опора на собственное "я", гражданское мужество, индивидуальный моральный выбор. «…способов жить существует столько же, сколько можно провести радиусов из одного центра» (Торо).
3. Принцип «Доверия к себе» (self-reliance), который состоит в том, чтобы «верить своей собственной мысли, верить, что-то, что для тебя в глубине твоего сердца представляется истинным, истинно для всех людей» (Эмерсон). В основе данного принципа лежала возможность приобщения к «сверх-душе», отождествление совести с голосом Бога в душе человека.
4. Принцип «доверия к себе» наделял человека духовной самостоятельностью, внутренним достоинством, абсолютной автономией по отношению ко всем явлениям внешнего мира. Данный принцип лежал в основе нонконформизма и героизма личности, ее освобождения от тягостных традиций прошлого и отживших религиозных догматов. Человек должен идти непроторенными путями, преодолевая робость мысли и чувства, вырабатывая собственный взгляд на вещи, поступать так, как диктует совесть. «…нет другого пути, ведущего к совершенному миру и довольству, кроме следования советам собственного сердца».
«Действие, которое я всю жизнь желаю совершить, вот действие, согласующееся с моими способностями, ему и надобно посвятить все свои силы» (Эмерсон).
5. Теория «Сверх-души» (over – soul), которая является внутренней основой всего конечного и представляет собой живой, динамичный дух, источник и вместилище бесконечно разнообразных феноменальных форм бытия. Она не только мыслящий дух, но скорее живое единство сущности и существования, идеального и реального — познания, любви, красоты. Сверх-душа связывает воедино все предметы и явления как материального, так и нематериального мира В сверх-душе «частное бытие всякого человека заключено и объединено с бытием всех других». Природа — это своеобразная эманация сверх-души, но ее порождение опосредовано человеческой душой. Между ними находится мир идей, которые являются порождающими моделями мира явлений.
6. Наделение природы неисчерпаемой духовной силой и нравственным смыслом. Вера в божественное начало, разлитое в природе и присутствующее в душе человека. Близость к природе открывает возможность мистического общения с присутствующим в ней Богом, что ведет к погружению в мир добродетели и святости и моральному совершенствования. «…природа — это основа, установить прочную связь с которой является задачей всей человеческой жизни» (Эмерсон). Природа является отражением высшего начала, источником Красоты, Истины и Добра, приобщиться к сверх-душе можно вслушиваясь в звуки леса и пение птиц. В то же время природа неиссякаемый источник жизненной силы и вдохновения. «Потоки жизни бурлят и проносятся сквозь нас; своей силой они зовут нас к действию, соразмерному с силой природы» (Эмерсон).
7. Теория соответствия(correspondence) в познании мира. Согласно теории соответствия, все явления природы суть символы, или эмблемы, явлений высшего порядка, поскольку между чувственным и духовным мирами существует аналогия.
Душа человека несет в себе врожденные и интуитивно осознаваемые истины, что обусловлено изначальной и вселенской связью человека с космическим духом.
«Вещи познаваемы, ибо, происходя из единого, все в мире соответствует друг другу. Существует аналогия между небом и землей, материей и духом, частью и целым, и это должно служить нам проводником в области знаний» (Эмерсон).
Сквозь природные объекты на уровне разума проступает верховное начало — «сверх-душа» (over-soul). Человек обладает возможностью выходить за пределы чувственного опыта так как индивидуальный дух не противоположен «сверх-душе», а составляет ее органическую часть.
Природа есть божественное откровение, выраженное на некотором символическом языке, понять который возможно только с помощью интуиции и воображения. Интуитивное переживание и «разгадывание» потаенного символического смысла «сверх-души» ведет к достижению нравственного очищения в человеческой повседневности. Если Бог создает природу, то мы, изучая ее, следуем по пути Бога, испытывая то, что испытывал он. Способностью расшифровывать эти символы и видеть красоту природы обладают художники и поэты, которые преображают природу в своих творениях проникают в сущность явлений и постигают истину интуитивно. «Что нового! Насколько важнее было бы узнать что-нибудь такое, что вечно остается новым!»(Торо).
8. Философия любви и дружбы. Утверждение религии любви, которая заставляет забыть себя в служении человечеству. "Давайте любить друг друга, и величайшая из революций совершится в один день" (Эмерсон).
Теория эротического пути познания Платона соединяется с христианской доктриной совершенствования посредством любви. Жизненный путь человека представляется как восхождение по лестнице ("лестница Диотимы"), соединяющей землю с небом: от первой ступени познания чувственной любви, которая благодаря усилиям души и воли превращается в дружбу, (интеллектуальное совершенство), а далее перерастает в любовь к Богу.
Дружба понимается как бескорыстное, возвышающее душу общение, основанное на духовном родстве и взаимной симпатии, как своеобразная точка опоры, с помощью которой можно изменить отношения между людьми.
9. Идеализм как синоним культуры, как способ видения мира и средство воспитания души. "представляет мир таким, каким его угодно видеть уму". Идеалист освобождается от "деспотизма чувства", постигает высшую реальность, скрытую в природе, которая предстает как «откровение духа". Доктрина "мелиоризма", вера в возможность бесконечного совершенствования человека и мира, которые следуют заранее предустановленным целям Творца.
10. Мистицизм, основывающийся на убеждении, что человек способен вступить в непосредственное сверхчувственное общение с Богом. Мир представляет собой огромную картину, "нарисованную Богом в единый миг и навечно для того, чтобы ее созерцала душа". Человек испытывает состояние мистического экстаза, озарения, приобщаясь к растворенному в природе духовному началу, а также познавая собственную природу. «Высочайшим проявлением духовной жизни, раскрытие душой своей природы мы обозначаем словом откровение» (Эмерсон).
11. Теория искусства как единство эстетики и этики. Искусство носит активный и интуитивный характер, и реализует слиянность трех высших ценностей Истины, Красоты и Добра. Кроме этого прекрасное выводится из морального, а полезность является непременным условием художественного. Искусство должно воспитывать. Цель его - не в развлечении, а в нравственном призыве и примере. Искусство сливается с природой и становится ее новой «органической» частью. Только оно, посредством воображения и интуиции поэта, может раскрыть тайные связи между внешним и внутренним миром.
12. Представление о поэзии как высшем виде художественного творчества. Мистическая концепция поэта как пророка и провидца, которая представляла поэта, как и художника, посредниками между миром божественным и земным. Душа поэта нераздельна со Вселенной и с высшей сущностью и способна воспринимать трансцендентные истины. Поэт предстает как «сосуд, до краев наполняющийся божественным". Выше всего ценились идеальные устремления, воображение, независимость и оригинальность суждений.
13. Создание и применение органического художественного метода, повторяющего метод природы. Его использование и применение законов природы к литературному творчеству, позволяет поднять искусство до царства природы.
Универсальными критериями художественности являются: движение, развитие, переход из одного состояния в другое, цикличность, взаимосвязанность, единство в многообразии, функциональность ( соответствие формы содержанию), целесообразность, незавершенность, таинственность.
Развитие художественной мысли осуществляется от природного факта к его символическому значению, а сами символы преимущественно заимствуются из природы: вода, шар, круг.
14. Общество. Социальное равенство «равных перед Богом» людей. Аболиционизм - борьба за отмену рабства, за такое социально-политическое устройство общества, которое обеспечивает равенство всех людей на основе раннехристианских принципов.
Если на космическом уровне существует только благая воля Бога, то на социальном уровне человек может определить свою свободу и судьбу. Идеалом является состояние гармонично развитого общества, где индивидуальное и общественное связаны между собой, отсутствует принуждение во всех сферах жизни. Идеалистическая теория коллективности как трансцендентального единства душ, а не как единства людей, связанных материальной, практической деятельностью.
Противопоставление природы обществу, отшельнический образ жизни, созерцательные размышления, любовь к труду и скромной жизни. Упрощайте же, упрощайте. Идеализация физического труда. Бедность и простая жизнь целительны для души.
Природа и общество — саморазвивающиеся организмы, чем и объясняется их целесообразность и прогресс человечества. Движущей силой истории является сила идей, субъектом исторического процесса не классы, гении, герои и выдающиеся личности. «Что такое история, как не развитие идей, свидетельство бесконечной мощи, которою божественная мысль наполняет человека» (Эмерсон).
15. Духовная независимость и национальное своеобразие. "Мы слишком долго внимали изысканным европейским музам. Дух американцев уже считают робким и подражательным... Но мы встанем на собственные ноги, будем работать собственными руками, выражать собственные мысли". «Есть новые страны, новые люди, новые мысли. Так давайте займемся нашей собственной работой, нашими собственными законами, нашим собственным служением Богу» (Эриксон).
16. Новое понимание религии. Религия — это свод нравственных идеалов, не требующих для своего осуществления института церкви. Она является сугубо личным делом, касающимся только самого человека. Бог – это лежащий в основе бытия абстрактный абсолют, составляющий канон этического и эстетического идеалов. «Наши мысли обращаются и наши сердца тянутся к тому богу, образ которого живет в нашей собственной душе» «бог», где только было возможно, он ставил понятия «красота», «добро», «мудрость». Бог — это дух. Он живет в человеке, сливаясь с всепроникающей «сверх-душой» (Чаннинг). «Абсолютная религия, присущая человеческой природе и постепенно раскрывающаяся в ней, заключается в идее гуманности…(Паркер).
Ральф Уолдо Эмерсон (Ralph Waldo Emerson) (1803 — США), американский философ, поэт, унитарианский пастор, основоположник американского трансцендентализма
Генри Дэвид Торо (Henry David Thoreau) (1817 – 1862), американский писатель, философ, друг и сподвижник Ральфа Уолдо Эмерсона
Эймос Бронсон Олкотт (Amos Bronson Alcott) (Амос) ( 1799 — 1888), американский писатель, философ один из основателей Трансцендентального клуба
Джордж Рипли (George Ripley ) (1802—1880), американский философ, унитарианский священник
Теодор Паркер (Theodore Parker) (1810—1860), американский философ, унитарианский священник
Маргарет Фуллер (Sarah Margaret Fuller Ossoli) (1810-1850), американская писательница, первый редактор трансценденталисткого журнала The Dial (1840)
Элизабет Пибоди (Elizabeth Palmer Peabody) (1804—1894), американская писательница, редактор журнала The Dial
Фредерик Хедж (Frederic Henry Hedge) (1805 –1890), американский философ, унитарианский священник
Уильям Генри Чаннинг (William Henry Channing) (1810—1884), американский унитарианский священнослужитель, писатель и философ.
Орест Аугуст Браунсон (Orestes Augustus Brownson) (1803 - 1876), американский общественный деятель, мыслитель и католический проповедник,
Джеймс Фриман Кларк (ames Freeman Clarke) (1810—1888), американский писатель, мыслитель, унитарианский проповедник
Натаниэль Го́торн (Nathaniel Hawthorne) (1804 — 1864), американский писатель
Ге́нри Уо́дсворт Лонгфе́лло (Henry Wadsworth Longfellow ) (1807 - 1882), американский поэт
Уолт Уитмен (Walt Whitman) (1819-1892), американский поэт, оригинальный мыслитель