Трансверсальность (от лат. transversus - «поперечный», trāns- «пере-, сквозь» + vertere «поворачивать)–современная версия постпостмодернизма, новая парадигма глобального мира, вариант философского отражения усложняющейся реальности и многочисленных изменений на современном этапе развития.
Концепция трансверсальности адекватно отражает непрерывные трансформации, происходящие в современном социо-культурном пространстве, вводя и осмысливая такие новые константы как целостная всеобщность и единство.
Математическим аналогом трансверсальности является описание прямой, пронизывающей и пересекающей пространственную кривую, прямой, являющейся противоположной касательной.
В философский дискурс понятие трансверсальности впервые ввел Жан-Поль Сартр в эссе «Трансценденция Ego», представляя ее как метафору, позволяющую «схватить» единство сознания. Он рассматривал трансверсальность как пространство, служащее местом «сборки сознания», которое само объединяет «себя», удерживая и сохраняя в себе прошлые сознания.
Феликс Гваттари развил теорию трансверсальности, определяя ее как измерение «максимальной коммуникации между различными уровнями и, прежде всего, в разных смыслах», одновременно преодолевающее тупик чистой вертикальности модернизма и чистой горизонтальности постмодернизма.
Немецкий философ Вольфганг Вельш (Wolfgang Welsch, род. 17 октября 1946) в работе «Наш постмодерный модерн» (Unsere postmoderne Moderne, 2002) теоретически обосновал концепиютрансверсальности с помощью идей трансверсальной рациональности и трансверсального разума.
Основываясь на коммуникативной концепции немецкого философа и социолога Юргена Хаберманса (род. 18 июня 1929), он пришел к аналогичному пониманию роли коммуникативной теории в попытке восстановления единства разума.
Так, Ю. Хаберманс считал, что обретение целостности и единства социокультурных форм возможно на основе развертывания имманентного коммуникативного разума, фундирующего все сферы человеческого бытия.
Согласно его концепции, преодоление дуализма субъект-объектных отношений осуществляется путем достижения взаимопонимания или консенсуса коммуницирующих субъектов. Сам консенсус оказывается возможным на основе идентичности их ценностей, но не преднаходимых, объективно существующих в виде понятий, норм и традиций, а вырабатываемых в жизненном мире в процессе коммуникативного дискурса субъектов.
По мнению В. Вельша, задача пост-постмодерного разума состоит в том, чтобы найти формы единства коммуницирующих субъектов, то есть некоторых «других», которые в этом единстве не потеряли бы собственной идентичности. коммуникативный разум применительно к современной ситуации должен стать трансверсальным, то есть учитывающим как различия, так и единства между рациональными комплексами.
Трансверсальный разум способствует взаимному признанию и гарантирует право на существование противостоящих друг другу парадигм. Он «пронизывает» культурные различия и «проникает» между ними, что и дает возможность философствовать «сквозь» культурные границы и жизненные миры. При этом новое трансверсальное понимание разума, представляет трансверсальность не как форму рефлексии, а как форму жизни.
Трансверсальным разумом пользуются тогда, когда обычный, предметноориентированный разум оказывается недостаточным, чтобы разрешить конфликты и разногласия, возникающих между рациональностями.
Его эффективность заключается в том, что он ведет себя как гносеологически нейтральная способность, анализирующая содержательные взаимосвязи только средствами логики.
Без трансверсального разума невозможна и «удачная субъективность», поскольку в современных условиях, заданных плюрализмом, тождество субъектов выражается трансверсальностью.
Наряду с «трансверсальным разумом» одним из наиболее продуктивных понятий концепции В. Вельша является «транскультурность».
В мире мультикультуризма, принимается во внимание различие и разнообразие, так как без различия «множество» становится толпой. При этом отмечается невозможность слияния различий, гибридизации, креолизации всевозможных этнических принадлежностей и культурных ценностей.
Американский философ Кэлвин Шраг (Calvin O. Schrag, род.1928) в работе «Конвергенция среди различий: философские дискуссии через национальные границы» (2004), применил понимание трансверсальности к способу преодоления оппозиции и дихотомии между модернизмом и постмодернизмом, раскалывая по диагонали различие между чистой вертикалью "трансцендентализма" модерниста и горизонтальным "историзмом" постмодерниста. Признавая значимость постмодернистских постулатов «чувствительности к различиям» и недоверия к метанарративам и диктатуре тотальности, К. Шраг, однако говорит о необходимости выработки философского проекта «спасения целостности различий».
Именно трансверсальная рациональность как объединяющее пространство, и трансверсальный логос, как несущая ось, определяют некие общие основания для интеграции «диверсифицированных дискурсов и социальных практик».
Кэлвин Шраг в своей концепции Трансверсальности проходит
средний путь между "Сциллой главного объединения" и гегемонистской универсальности с одной стороны и "Харибдой хаотического плюрализма" и релятивизма особенностей, с другой.
Он понимал трансверсальность как диагонально-диалогическую встречу, как объединение, и обогащение поперечных различий, а концепцию истины представил как пространственно-временной путь коммуникабельности.
Трансверсальное единство предстает как достижение коммуникации, поскольку она объединяет разнообразие точек зрения, перспектив, систем веры, и областей беспокойства."
К трех культурным сферам Макса Вебера: науке, морали и искусству, он добавляет религию в качестве законной четвертой культурной сферы.
Трансверсальность рассматривалась как путь интеркультурного, межвидового, интерсексуального, межчувствительного, и, прежде всего, междисциплинарного, как процесс перманентного пересечения дисциплинарных границ между различными областями познания с целью синтезирования необходимого знания.
Так, универсальное приобретает смысл, только тогда, когда оно размещено в каждой индивидуальной культуре. В настоящее время назрела необходимость перехода к диалогу и синтезу философских культур Востока и Запада, Севера и Юга.
В своей ранней книге «Человеческое Я после постмодерна» (The Self after Postmodernity, 1997) К. Шраг изображает человеческое «я», ориентированное на действия, определяемые способами, которыми оно общается. «Я» открыто для понимания через свой дискурс, свои действия, свое бытие с другими «я» и свой опыт трансценденции.
Кэлвин Шраг критикует теорию самости как метафизической субстанции, так и на современную эпистемологическую конструкцию самости как прозрачного разума, однако он утверждает, что недопустимо отказываться от самости, конститутивных черт самообразования и самопонимания.
Он переосмысливает понятие разума как трансверсального, а не универсального. И при этом рассматривает
трансверсальность сознания, где различия совмещаются и бинарность мышления уходит в прошлое.
Концепция трансверсальности находит свое применения и в современном образовании. Образовательное пространство можно условно разделить на несколько координатных сфер - плоскостей: социальную, духовную, биологическую, технологическую и научную, что объясняется современным пониманием единства человека, природы и общества. Эти пространства взаимодействуют трасверсально (пересекаются), ищут единства и обобщения, интеграции, но одновременно и порождают новые сферы, требующие рефлексии.
В программных документах «Трансверсальные компетенции в образовательной политике и практике» (2015) и «Белая книга. Будущее Европы» ( 2017) образовательная политика и учебные программы включают четыре широкие области, домены навыков, ценностей определяющих универсальные компетенции: 1) критическое и новаторское мышление; 2) межличностные навыки; 3) внутриличностные навыки и 4) глобальное гражданство.
К необходимым трансверсальным компетенциям и поведенческим навыкам относятся способность работать в команде, эффективно общаться, владеть иностранными языками, быть предприимчивым, уметь творчески мыслить и решать проблемы. К ним также относят способность лидировать, способность разрешать проблемы, креативность, способность оценивать степень риска, межкультурные навыки и глобальная осведомленность, гибкость и адаптивность; стратегическое и инновационное мышление, способность принимать решения, способность работать в команде, эмпатия и умение строить отношения.
В менеджменте, деловом взаимодействии трансверсальностью называют такие горизонтальные и диагональные связи между отдельными сотрудниками, подразделениями и компаниями внутри группы компаний, которые обеспечивают высокоэффективную работу всей группы компаний
Трансверсальность как преодоление дихотомии и биполярность полюсов.
1. Трансверсальность является парадигматическим способом преодолеть все дихотомии и поляризации. Этот новый мир - последствие трансверсалей времени и места или хронотопических пересечений.
2. Трансверсальность преодолевает все ограничения метафизических оппозиций: универсальности против особенности и идентичности против различия.
3. Трансверсальность это не просто средний пункт между биполярными противоположностями, она представляет собой способность преодолевать и выходить за их пределы. Трансверсальность прорывается через саму биполярность полюсов: теории и практики, философии и не философии, мнения и тела, женственности и мужественности, человечества и природы, Европы и не-Европы.