Утилитари́зм (от лат. utilitas – польза) — направление в моральной философии или этике, утверждающее в качестве главной ценности – счастье, а в качестве главной цели действия – достижение «наибольшего счастья наибольшего числа людей». В основе морали и единственно правильного поведения лежит «принцип полезности», понимаемый как достижение наибольшего счастья наибольшего числа индивидов. Полезным может быть признано только то действие или явление, которое способствует достижению счастья.
Некоторые идеи утилитаризма просматриваются еще в учениях Эпикура, Аристотеля и Цицерона. Первые концепции, в которых мораль опирается на принцип, полезности были предложены Дж. Беркли и К.А. Гельвецием, У. Палеем.
Утилитаризм был основан Дж. Бентамом (1748 — 1832), положившего в основу морали «принцип полезности», общее благо, понятое как «наибольшее счастье наибольшего числа людей».
В своем классическом виде утилитаризм был развит Дж. С. Миллем (1806 —1873) в его в одноименном сочинении («Утилитаризм», 1861).
Два типа оснований оценки поступков: результат, к которому привёл поступок, и правило, которому он должен соответствовать, легли в основу возникновения двух течений – утилитаризма действия и утилитаризма правила.
Основные принципы и характеристики утилитаризма
1. Принцип Наибольшего Счастья. Утверждение счастья, как высшей, самодостаточной ценности, главной цели действия – достижение большего счастья наибольшего числа людей. Счастье понимается как «существование, наивозможно свободное от страданий и наивозможно богатое наслаждениями». Стремление к счастью является фундаментальной данностью человеческой природы, единственно истинной и должной целью. Высшая цель… — это жизнь, по возможности свободная от страданий и полная удовольствий, как в смысле количества, так и качества.
2. Принцип Гедонизма. «природа поставила человечество под управление двух верховных властителей, страдания и удовольствия» (Бентам). Удовольствие является не только фактической конечной целью действий людей, и обобщается в категории счастья: «Под счастьем подразумевается удовольствие и отсутствие боли …Удовольствие и свобода от страдания являются в конечном счете единственными вещами, которых желают люди…» Счастье отождествляет с получением удовольствий, причем это могут быть удовольствия любого типа, без каких бы то ни было качественных разграничений (Бентам).
3. «Качественный утилитаризм». Некоторые виды удовольствий являются более предпочтительными и ценными, чем другие» (Милль). Духовные, интеллектуальные и моральные удовольствия в большей мере способствуют нашему счастью, чем сами по себе физические наслаждения. «Лучше быть недовольным человеком, чем довольной свиньей, недовольным Сократом, чем довольным глупцом»,
4. Принцип пользы (полезности). Полезным является все то, что приносит счастье. Польза – это счастье, но не личное, а «величайшая сумма общего счастья всех». Принцип пользы – это принцип выбора действий и оценки поступков, ориентирующий на максимально большее счастье. Принцип полезности является единственным принципом, которому необходимо следовать, поскольку только он обладает объективной принудительной силой.
Принцип полезности, который состоит в стремлении к достижению наибольшего счастья для наибольшего числа людей, является высшим критерием нравственности
5. Нравственность и мораль может существовать лишь как средство достижения счастья, Мораль определяется как «такие правила для руководства человеку в его поступках, через соблюдение которых доставляется всему человечеству существование, наиболее свободное от страданий и наивозможно богатое наслаждениями». Критерием морали выступает «достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья». Каждый человек в условиях выбора должен руководствоваться достижением наибольшего счастья для наибольшего числа людей, вовлечённых в ситуацию поступка.
6. Иерархия моральных принципов. Структура морали, задается высшим принципом пользы и производных, второстепенных принципов, которыми, и руководствуется человек в конкретных поступках. Среди них принцип справедливости, правила «не вреди», «противодействуй несчастью», «соблюдай интересы ближних» а также «Десять заповедей».
7. Принцип консеквенциализма (лат. consequens — «следствие, результат»), утверждающий, что моральная правильность действия определяется характером его последствий, а критерием нравственной оценки является результат поведения. Расчет долгосрочных и общественно значимых последствий своих действий — суть правильного поведения с точки зрения утилитаризма.
8. Принцип индивидуальной миссии. В определении пользы принимаются во внимание частные интересы человека и призыв к достижению личного преуспеяния, увеличивающего общую сумму счастья. «Цель подавляющего большинства хороших поступков состоит не в увеличении мирового блага, а в получении полезных результатов для конкретных людей, что и дает в совокупности увеличение мирового блага».
9. Единство принципов пользы и справедливости: «что справедливо, то и полезно». Принцип пользы является высшим по отношению к моральному долгу. Противоречие между долгом и желаниями преодолевается за счет «возвышения» желаний до масштаба общего блага и встраиванием долга в стремление к пользе. Общественное благо встраивается в границы индивидуального интереса, посредством просвещенности (Бентам) и сознательности (Милль). Способность поставить общественное благо в приоритет над своим частным интересом, оставаясь в рамках индивидуального свободного выбора, есть одновременно вершина рациональности и этический идеал утилитаризма.
10. Выбор, принятие решения и совершение действия осуществляется на основе анализа возможных результатов действия и количественных характеристик порождаемого им удовольствия и следование интересам большинства (Бентам), принятие во внимание норм, как результата многовекового морального опыта человечества, в качестве основы для совершения правильного поступка (Милль).
11. Агрегация счастья и суммирование полезности. Счастье, полезность могут быть измерены и подлежат суммированию. Приращение суммированной полезности делает мир лучше. Упор на счастье всего человечества и «мировой пользе», «наибольшем счастье», увеличении счастья большинства. Не существует никаких абсолютных ценностей, помимо ценности достижения возможно большей степени счастья возможно большим количеством людей.
Представители утилитаризма
Иеремия (Дже́реми) Бентам (1748 — 1832), английский философ-моралист, социолог и юрист, родоначальник утилитаризма.
Джон Стюарт Милль (1806 —1873), британский философ, социолог, экономист, создатель классического утилитаризма.
Генри Сиджвик (1838 — 1900), английский философ и экономист, автор концепции «универсальный гедонизм».