Ключевой вопрос, на основе которого должна строится и наполняться содержанием система диагностики творчества, заключается в том, что мы понимаем под творчеством, креативностью, творческими способностями и универсальным творческим потенциалом личности.
Именно предельно широкое и точное определение природы, сущности и структуры творчества, позволяет выстроить объективный фундамент исследования, который трансформируется в конгруэнтную систему принципов, правил, приемов и диагностических действий.
Необходимо изначально утвердить понимание творчества как универсального, вселенского феномена, как формы истинного существования и проявления уникальной индивидуальности. Данный подход к творчеству позволяет объединить научный и описательный методы его изучения и поставить проблему создания интегрального, многоуровневого метода исследования , обладающего скрытым эвристическим потенциалом.
Построение такого метода может быть катализатором открытия новых знаний о объективной реальности, квинтесенцией которой являются творческие процессы и послужить основанием нового методолого-гносеологического прорыва. При этом создание совершенного метода, не просто подстраивается к реальности, а привносит новые знания о ней и, по сути, создает новую, более реальную реальность.
Так, в творчестве, которое представляет собой чистую, качественно высшую реальность, понятия тестовая методика, игра, тренинг, метод активизации и сам процесс продуктивного творчества часто совпадают, становятся единым видом и потоком активности, который можно интерпретировать и использовать в зависимости от поставленных задач.
При этом проведение исследования творчества должно проводиться в ситуациях, максимально приближенных к реальной жизни и специфике деятельности, в которых, при решении конкретных творческих проблем, испытуемому предоставляется полная свобода действий и доступ к необходимой информации.
Методы исследования творчества должны с максимальной точностью предсказывать творческие достижения и жизненный успех личности во всех сферах человеческой деятельности.
В связи с этим система творческих тестов должна измерять некоторую всепронизывающую, чистую творческую эссенцию, а также ее носителя, воплощающего в себе единство духовности, творческой позиции, креативных способностей, качеств и черт личности, а также творческого стиля мышления и деятельности.
Универсальный творческий, духовно-культурный потенциал личности представляет собой многоуровневую личностную систему, отражающую всю совокупность внутренних и внешних безграничных возможностей человека.
В качестве его ключевого динамического проявления, выступает Творческое видение личности, которое понимается как единство Позиции, Состояния и Метода.
Именно творческое видение является тем фундаментальным, исходным, интегрирующим и генерирующим началом, которое порождает всю полноту и многообразие проявлений творческой личности, все единство ее творческих структур и процессов.
1. Проблема узкого понимания сущности и природы творчества.
2. Проблема измерения частных характеристик творческой личности, некоторых фрагментарных условий, предпосылок и проявлений творчества, отсутствие понимания его исходного, интегрирующего и порождающего феномена.
3. Проблема творческой позиции и направленности, уровня понимания личностью ценности и универсальной природы творчества, осознания своего истинного творческого «Я» и своих безграничных возможностей.
4. Проблема состояния личности при прохождении тестов, умения достигать творческого вдохновения.
5. Проблема владения творческим методом, многоуровневой системой приемов творчества, направленных как на искусное решение практических жизненных проблем, так и на стимулирование творческой активности и индуцирование высших творческих состояний.
6. Проблема актуально измеренных качеств и способностей и потенциальных возможностей личности.
7. Проблема различения приобретенных умений и природных способностей, осведомленности и врожденных умений, уровня компетентности и таланта.
8. Проблема уровня знакомства с тестом, опыта прохождения и умения выполнять тест.
Творчество как проявление духовного, культурно-созидательного потенциала личности может быть исследовано с помощью особого, в настоящее время конструируемого психодиагностичекого инструментария. Исследование творчества, ставится в ряд с изучением культурно-созидательного духовного потенциала человека, его мировоззренческой направленности, эстетических идеалов и универсной творческой сущности.
Углубляющееся понимание сущности творчества требует создания новых методов его исследования, а все попытки проникнуть в сущность этого безгранично богатого феномена стимулирует творческое развитие самой теории и практики психодиагностики.
В настоящее время созрела острая необходимость создания нового, многоуровневого и полиэтапного метода изучения творчества открывающего возможность его комплексного, системного и междисциплинарного исследования, а также раскрытия универсальной, чистой эссенции творчества, пронизывающие все сферы виды активности личности.
1. Творческая позиция. Направленность, ценностно-мотивационная структура личности, а также место самостоятельной ценности «творчество» в этой структуре. Единственным отличием успешных и продуктивных сотрудников фирмы, выявшемся в результате исследования, оказалось то, что все они признавали первостепенную ценность творчества и оценивали себя как творческих личностей.
2. Творческие состояния. Пребывание в потоке творческого вдохновения. Способность сознательно входить и индуцировать высшие состояния сознания. Успешность творческой деятельности напрямую связана с эмоциональным состоянием и умением вводить себя в состояние творческого вдохновения, с обладанием специальных методов, техник стимуляции творчества, в том числе и самогипноза. Таким образом способность к искусственному введению себя в высшее состояние сознания и вхождению в состояние творческого вдохновения, оказывает существенное влияние на результативность творчества и может рассматриваться как составляющая творческого потенциала личности и служить объектом самостоятельного изучения.
3. Индивидуальный творческий Метод или устоявшаяся система используемых приемов творчества.Творческие приемы могут применяться на сознательном уровне, а также реализовываться посредством погруженных в подсознание, автоматизированных способов действий. Среди таких, измеряемых умений можно выделить:
1. Умение балансировать и взаимодополнять противоположности и преодолевать их генерируя новизну и приращивая ценности.
2. Умение потенциировать действительность – создавать и использовать новые возможности.
3. Владение приемами разрушения стереотипов, выхода за пределы ситуаций и когнитивных матриц.
4. Умение целостно видеть мир, обладание приемами воспринимать и создавать завершенные целостности
5. Владение приемами комбинирования, совмещению различных содержательных областей и матриц.
Х.Трик (1968), выделил четыре направления исследования креативности, основывающихся на различных теоретических подходах к творчеству и рассматривающих его со стороны: а) продукта; б) процесса; в) способности; г) черт личности.
В то же время творчество укоренено в культуре, человеческой практике, социальном мире, текстовой реальности и в неповторимом экзистенциальном опыте.
Творчество – это не только и не столько процесс, способность, продукт или особо организованная среда, сколько универсальное начало, многомерное динамическое пространство, самодостаточная порождающая первосущность, проявляющаяся в феноменальных мирах в форме продуктивной деятельности, эффективного решения проблем, творческого диалога, свободной самореализации, а также интегрирующего и пронизывающего из процесса смыслотворчества.
Табл. Проявление творчества в феноменальных мирах
Символический мир Процесс Творческое мышление |
Социальный мир Среда Творческий диалог |
|
Культура Ценности, смыслы Смыслотворчество |
||
Предметный мир Продукт Творческая деятельность |
Внутренний мир Личность Самоактуализация |
Таким образом, проблема исследования творчества в феноменальных мирах сводится к поиску и созданию целостной, взаимосвязанной системы методов, измеряющих проявления творчества как:
1. Продуктивной творческой деятельности (Продукт).
2. Творческого мышления и решения проблем (Процесс).
3. Творческого диалога (Среда).
4. Качеств и черт творческой личности и особенностей ее самоактуализации (Личность).
5. Смыслотворчества (Смысл).