Достижение и поддержание внутренней духовной связи со святым Абсолютом представляет собой основу любой религии. По словам Вл. Соловьева: «Религия есть воссоединение человека и мира с безусловным и всецелым началом…». На своей высшей стадии развития религия предполагает живое мистическое единство личности с Абсолютом, обожение, достижения состояния абсолютного видения, переживания и действования.
1.1. В монотеистических религиях, религиозно-философских и теологических концепциях понятию Абсолюта соответствует представление о едином Боге, Творце и Абсолютном духе. (Иудаизм, Христианство, Ислам, Индуизм, Сикхизм)
1.2. В религиях пантеистического типа отсутствует понятие персонифицированного Абсолюта, личностного антропоморфного Бога или Бога-Творца, а сам Абсолют понимается как Абсолютная реальность, безличная и всемогущая вселенская сила. (Даосизм, Буддизм, Джайнизм, отчасти Индуизм и Суфизм)
1.3. Абсолют проявляет себя и выступает для человека в виде воплощенного Бога, сохраняющего трансцендентные качества: Ишвара (Вишну, Кришна, Шива, Шакти), Иисус Христос.
Атон, воплощение Амона –Ра, невидимый универсальный дух, единый бог солнца, который сотворил мир по своему желанию.
Религия Древнего Египта (14 в. до н. э)
Ахура –Мазда - Единый бог в зороастризме, Святой Дух, безначальный творец, создатель всех вещей, устроитель и властитель мира, владыка мысли, всеведущий, податель всего благого, глава всех сил добра. Зороастризм, Зороастр, 7-6 в. до н. э.
Брахман – надличностный Абсолют, верховное существо и всеобщий дух, создатель Вселенной, бог творения, изначальный, трансцендентный и вездесущий, абсолютный вечный и бесконечный, отличный от всего существующего и несуществующего, первооснова всех вещей и явлений, свет всех светов, совокупность всего что когда-либо было, есть или будет, безличный аспект личностного Бога, проявляющегося в форме Ишвары, Вишну, Кришны, Шивы или Шакти.
Индуизм. Веды (16 в. до н.э. 5 в.до н.э.), Упанишады (нач. I тыс. до н. э.)
Шива - единый Бог, Абсолют, представляющий собой вечный и бесконечный, всецело блаженный творец, вседержитель и разрушитель всех миров, обладающий божественной творческой силой или энергией –Шакти (телом Абсолюта), которая и не тождественна Шиве и не отлична от него.
Шиваизм. «Шветашвата́ра-упаниша́да» (5 в. до н.э)
Вишну - «проникающий во всё», «всеобъемлющий», вечно обновляющийся, создатель всего, всемогущий, всеведущий, трансцендентный, неизменный, ни от чего не зависящий, причина всего, управляющий всеми.
Вайшнавизм. Вайшнавские Упанишады (5 в. до н.э.)
Ади-Будда «Первоначальный Будда» – вневременное единство всех будд и бодхисаттв, символическое представление единой подлинной природы и абсолютного сознания Будды.
Ади-Будда воплощает собой дхармакаю, абсолютное проявление духовной сущности мироздания, из которой происходят все будды медитации и созерцания Дхьяни-будды, а также земные будды и вся вселенная. Все эти трансцендентные будды проявляются как воплощение высших космических принципов. Ади-Будда в буддизме Ваджраяны представлен как Ваджрадхара, метакосмический мистический Будда, персонифицирующий единство беспредельной пустоты и блаженного осознавания, в японских школах Сингон (Ваджраяна) и Кэгон (кит. Хуаянь) в виде вселенского будды Вайрочаны, универсального аспекта исторического Будды Гаутамы.
Буддизм, 6 в. до н.э; Ваджраяна, 5 в.; Кэгон 8 в; Сингон 9 в.
Дао - безличностный Абсолют, изначальная, глубинная основа всех вещей и высший закон бытия, всемогущая воля вселенной, всепроницающая всемирная сила, порождающая и наполняющая тысячи вещей и все сущее. Дао выступает как порождающее лоно, богиня-мать Поднебесной, «матерь всех вещей», первопричина всех изменений и «корень всего». Оно бесконечно и вечно единое, неизменно, непреходяще, бесформенно, бестелесно, но совершенно, пусто, но неисчерпаемо, невидимо и неосязаемо, безымянно и невыразимо. Дао находится в состоянии покоя и непрерывного движения и проявляется как спонтанная и гармоничная самоорганизация мира.
Даосизм (2 в. до н. э)
Яхве - (др.-евр. «Он жив», «Я есть Тот, Кто Я есть»; лат. Ego sum qui sum). Живой Бог, единый и святый, Бог Творец и Создатель, который на небесах и на земле творит все, что хочет, Причина и Господин всей действительности, Владычествующий, Всевышний, всемогущий, вечный и безначальный, неизменный, абсолютно независимый, неименуемый, сокровенный и невидимый. Бог Отец, человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый.
Иудаизм.Танах (14 – 4 вв. до н. э.)
Эйн соф - (Беспредельное, Бесконечное) - безграничная, чистая божественность, вечное бытие потенциальной множественности творческих сил в едином Боге. Чистое Ничто, которое отражает мистичную, непознаваемую, отстраненную от мира часть Бога Творца. Формой пространственно-временного присутствия Абсолюта в мире, его имманентным ликом, является Шехина.
Каббала (13 в.), религиозно-мистическое течение в иудаизме, Исаак Слепой (1160—1235)
Бог Отец, Творец, верховный и могущественный Владыка, чистейший Беспредельный Всесовершеннейший Дух, всесовершенный Дух, духовный личный Абсолют. Единое Божество, Бог Троицы, представляющий три ипостаси и лица одной сущности — Бог Отец, Бог Слово (Бог Сын) и Бог Святой Дух. Иисус Христос как единородный Сын Отчий, Бог, равный Отцу, тождественный с Ним по Божеству и отличный от Него по Лицу
Бог Абсолют как Безусловное бытие, Высшее Абсолютное Благо, Божественная сущность, трансцендентная и запредельная миру, но и имманентная ему Своих Божественных действиях. Он Сам определяет законы своего бытия и Сам сознает Себя как абсолютную Личность. Основные атрибуты бытия Бога: беспредельность, всесовершенство и святость, всемогущество, всеведение и премудрость, независимость и высочайшая свобода, вечность, неизменяемость и самобытность, самобытность, неизмеримость и вездесущность.
Христианство (1 в.)
Универсальное единение личности и божественного Абсолюта, единение с Богом во Христе, обожение, уподоблении Богу и обретение мистического совершенства, но не тождественности с Богом, по существу. Образ Божий в каждом человеке в его способности человека творить. Спасение возможно благодаря синергизму – содействованию, сотрудничеству, взаимодействию человеческой воли и усилий с божественной благодатью. Исихазм. Восточнохристианская традиция. Макарий Египетский – IV в. Григорий Нисский (IV в.), Максим Исповедник (VII в.) Григорий Палама (XIV в.)
Аллах - Творец мироздания, Единый Бог, включающий свое творение, «Абсолют всех абсолютов», духовная Первопричина всех причин. Творец и всё многообразие Его Творения существовал до всего сотворенного им мира. Единое начало, вершина и завершение бытия. Аллах един, вечен и бесконечен, самотождественный и равный самому себе, всевидящий, ничем неограниченный, живой, но невидимый, не является ни телом, ни личностью, не двигается и не стоит на месте, он непреходящий, бессмертный, неуничтожимый, всезнающий и всемогущий. В исламе Абсолют как единство трансцендентности и имманентности, абсолютная реальность (ал-хакк), открывающаяся во внутреннем откровении. Целью человека является достижение божественного абсолютного совершенства, путем памятования, понимания и переживания себя частью Абсолюта.
Ислам (6 в.)
Абсолют как Сифат или единство Творца и всего многообразия Его Творения. Бог, единственная истинная реальность, которая носит надличностный и апофатический характер. Провозглашается мистическое единство личности и Абсолюта, полное слияние с Аллахом путем любовного погружения, растворения и пребывания в Творце, Его непосредственного восприятия, «лицезрения» (мушахада), и постижения Его и своей истинной сущности. Акт познания Абсолюта в акте мистической сверхчувственной интуиции тождественен акту самопознания Абсолюта. Человек, существо и вещь есть «таджалли», явление или самообнаружение Абсолюта. Суфизм, Абу Хашим (ум. в 776 ), аль-Мухасиби (781-857), аль-Харраз (ум. в 899 г.), Ибн Араби (ум. в 1240 г.) Ислам
Единый Бог, Всемогущий и Всепронизывающий Творец, имя которого никому неизвестно. Ниргун - Абсолют и Саргун - персональный Бог внутри каждого человека.
Сикхизм, Гуру Нанак Дэв (15 апреля 1469 — 22 сентября 1539)
Пача-камак (Пача Камак-Виракоча) (пача - вселенная, камак — оживлять душу) – творец мира и всех вещей, тот, кто дает жизнь вселенной и поддерживает ее, (неизвестный бог, которого никто, никогда не видел).
Религия инков (15 -16 век).