Неокантианство — направление в немецкой философии второй половины 19 – начала 20 века, которое ставило своей целью возрождение ключевых кантовских идейных и методологических установок в новых культурно-исторических условиях.
Коренные сдвиги в общенаучной картине мира, породили сомнение в притязании материализма на абсолютную истину и примата материального над духовным.
Неокантианство было направлено против засилья позитивистской методологии и материалистической метафизики и ставило перед собой цель разработки философии, которая удовлетворяла бы требованиям новой науки их времени.
На теоретические взгляды неокантианства повлияли многочисленные научные открытия конца 19 века, в частности опыты Гельмгольца по зрительному восприятию, которые доказывали, что человек не пассивно отражает окружающий мир, а его органы чувств непросто механически реагируют на воздействия внешних предметов, а активно и целенаправленно формируют предмет зрительного восприятия.
Отто Либман (1840—1912) в своей работе «Кант и эпигоны» (Kant und die Epigonen, 1865), сформулировал ключевой лозунг неокантианцев «Назад к Канту!».
1. Неокантианство акцентировало внимание на эпистемологической стороне учения Канта и апеллировало к трансцендентальной логике. Отождествление объекта научного познания с предметом и отказ от всякого противопоставления субъекта объекту. Замена основной гносеологической проблемы о соотношении «мысли о предмете», исследованием способов теоретической конструктивной деятельности человеческого разума. «Предмет должен согласовываться с мышлением, а не мышление с предметом», (П. Наторп).
2. Основной идеей неокантианства являлся конструктивизм, основанный на возрождении кантовского трансцендентального идеализма с особым упором на рост активности человеческого разума и ее конструктивные функции. Важнейшие теоретические понятия и идеализации в науке – всегда плод головы ученого-теоретика; они не могут быть извлечены непосредственно из опыта. Они делают любое опытное знание возможным.
3. Неокантианцы стремились к аксиологическому обоснованию гуманитарных наук и философскому обоснованию политической теории.
Школы неокантианства
Марбургская школа концентрировалась преимущественно на логико-методологической проблематике естественных наук.
1. Активная конструктивная роль человеческого разума во всех сферах жизнедеятельности и особенно в науке. Разум, которым наделен человек, не отражает мир, а, наоборот, творит его. Он вносит связь и порядок в дотоле бессвязное и хаотичное бытие. «Только само мышление, – писал Герман Коген, – может породить то, что может быть обозначено как бытие».
2. Антиметафизическая установка, призывающая раз и навсегда прекратить заниматься построением различных универсальных картин мира и заняться логикой и методологией науки.
3. Принципиальный антисубстанциализм, отказ от поиска неизменных и общих субстанций и первооснов бытия, будь то материальная субстанция в виде, к примеру, неделимых атомов или, наоборот, идеальная субстанция в виде гегелевской логической идеи или творящего Бога-Абсолюта.
4. Функциональная связь вещей в мире как основа логической связности научных положений. Функциональные связи не объективные характеристики вещей, их вносит в мир сам познающий субъект. Никаких объектов самих по себе нет вовсе, а есть лишь предметности, порожденные актами научного мышления. Законы - это синтетические порождения нашего разума, которые он вносит в хаос окружающего бытия, тем самым придавая ему порядок и смысл.
5. Пространство и время - не априорные формы чувственности, а формы мышления. Это – логическая связь, которую мышление априорно вносит в мир. «В основных определениях пространства и времени типическим образом впечаталось мышление как „функция", а не созерцание...». (П.Наторп)
6. Важнейшая роль логических и теоретических критериев истины в познавательной деятельности, а вовсе не практики, где многие абстрактные теории попросту нельзя проверить.
7. Подчеркнуто рационалистическая установка философствования и категорическое неприятие любых разновидностей философского иррационализма.
8. Выраженный сциентизм, то есть признание науки высшей формой человеческой духовной культуры. Наука рассматривается как высшая форма культурной деятельности человека, как символического существа. Символообразование находится в жесткой связи с познавательной деятельностью разума. (Э.Кассирер).
9. Этические идеи также рационалистичны, они имеют функционально-логическую, конструктивно-упорядочивающую природу, но приобретают форму «социального идеала», в соответствии с которым люди призваны строить свое общественное бытие.
10. История науки не может быть понята вне внутренней логики развития самих научных идей и проблем. Никакой прямой детерминации со стороны культуры и общества здесь нет и быть не может.
Отто Либман (1840—1912) — немецкий философ, представитель раннего неокантианства.
Герман Коген (1842—1918), основатель Марбургской школы неокантианства, занимавший с 1875 по 1912 г. кафедру философии Марбургского университета.
Пауль Наторп (1854—1924), немецкий философ-идеалист, один из основателей и глава Марбургской школы неокантианства.
Эрнст Кассирер (1874—1945), немецкий философ и культуролог.
Ханс Файхингер (1852—1933), немецкий философ, автор «Философии „Как если бы“» (Philosophie des Als Ob, Berlin, 1911), основатель фикционализма.
Йонас Кон (1869 —1947), немецкий философ, преподаватель Фрайбургского университета.
Рудольф Штаммлер (1856— 1938), немецкий философ, теоретик права.
В разное время влияние неокантианских идей Марбургской школы испытали
Никола́й Га́ртман (1882— 1950), немецкий философ, основоположник критической (новой) онтологии.
Эдмунд Гу́ссерль (1859 - 1938) — немецкий философ, основатель феноменологии.
Х.-Г. Гадамер (1900 — 2002), немецкий философ, основатель «философской герменевтики».
Михаи́л Бахти́н (1895 — 1975), русский философ, культуролог.
С. Л. Рубинштейн (1889 — 1960), советский психолог и философ.
Баденская (Фрайбургская) или Юго-западная (нем. Südwestdeutsche Schule) школа, была в основном сосредоточена на проблеме ценностей и методологии гуманитарных наук или «наук о духе».
В отличие от представителей Марбургской школы, ориентирующихся на кантовскую "Критику чистого разума", фрайбуржцы строили свою концепцию на основе "Критики способности суждения".
1. Учение о ценностях. Понятия значимости (Gelten) и ценностей (Wert) были центральными в философии Баденской школы. Лишь благодаря тому, что некоторые объекты для нас значимы или обладают ценностью, а другие – нет, – мы их или замечаем, или не замечаем. Ценность внеположена жизни и самодовлеюща; бытие ценности - в ее фактичности. Сфера смыслов оказывается связана именно с ценностью (Риккерт).
Ценности носят надысторический характер и образуют в своей совокупности идеальный, независимый от людей, вечный трансцендентный мирили царство трансцендентного смысла. Ценностями оказываются те смыслы, которые лежат над бытием, не имея прямого отношения ни к объекту, ни к субъекту. Тем самым они связывают и придают смысл обоим мирам -субъекта и объекта.
Из мира ценностей исходят соответствующие идеи и прежде всего идея трансцендентного долженствования. Она указывает на безусловное, неограниченное временем, абсолютное значение вышеназванных ценностей. Проявление ценности позволяет ей выступить в "ипостаси" блага и оценки. Ценность также связана с долгом и поведением человека. Ценности организуют культуру. А наука о ценностях выделяется в самостоятельную философскую науку –аксиологию.
Вопрос о противостоянии и единстве "мира природы" и «мира культуры» с древнейших времен и до наших дней образует коренную, проблему и загадку философии (Риккерт).
2. Отнесенность индивида к ценностям. Устремление индивида к свободе, к социальной автономии вечно и бесконечно. Отнесенность индивида к ценностям суть наивысшие проявления свободы человеческой личности. Наряду с миром бытия человек свободно и творчески созидает мир должного, значимого. Ценность, в силу которой она становится благом, есть свобода личности внутри общества.
3. Обособление естественных «наук о природе» и гуманитарных «наук о духе» или "наук о культуре". Различие между ними не в разнице предмета исследования, а в специфическом методе, присущем историческому познанию. Так изучение живой природы номотетическим методом в конечном итоге могло дать систематику живой природы, а идиографическими – описание конкретных эволюционных процессов.
Естественные науки используют номотетический метод (от греч. nomos – закон, thesis – полагать, устанавливать), генерализирующий — основанный на выведении законов
Гуманитарные науки— идиографический (от греч. idios – своеобразный, graphein – описывать), индивидуализирующий — основанный на описании эталонных состояний.
Сам метод зависел от типа мышления, которое резко разделялось на
1. Номотетическое - законополагающее, направленное на поиск всеобщих закономерностей в той действительности, которая существовала всегда (природа, понимаемая через универсальность своих законов). Результатом такого поиска является наука о законах.
2. Идиографическое - описывающее особенное, направленное на отдельные исторические факты в той действительности, которая случилась однажды и в результате создающее науку о событиях.
4. Отношение к истории. Приоритет в исследовании мира отдавался идиографическому методу, то есть изучению индивидуализированного или исторического познания. Основным в истории общества провозглашается духовное начало. Историк стремится воссоздать прошлое в его наглядной индивидуальности и в этом смысле дает возможность как бы пережить прошлое заново. В данном отношении "историческое воссоздание событий близко к художественной деятельности" (Риккерт).
Социальная философия представляет собой исследование методов познания и истолкования исторических событий, составляющих культурную жизнь народов разных стран и исторических эпох.
Вильгельм Виндельбанд (1948–1915), немецкий философ-идеалист, глава Баденской школы
Генрих Риккерт (1863–1939), немецкий философ, один из основателей Баденской школы.
Эмиль Ласк (1875–1915), немецкий философ, автор концепцию взаимоотношения категориальной формы и материи.
Ри́хард Кро́нер (1884 — 1974), немецкий философ и религиовед, близкий к неокантианству и гегельянству, автор работы «От Канта к Гегелю».