Sub specie Absolutus - С точки зрения Абсолюта

Творческий Абсолют

Философия процесса А. Н. Уайтхеда

Философия организма

Основы современной концепции «процесс-философии», «метафизики процесса» или «процессуального панентеизма» были заложены в работах британского философа и математика Альфреда Норта Уайтхеда (1861 -1947), главного представителя данного направления в ХХ веке.

В своих работах «Понятие природы» (1920), «Наука и современный мир» (1925), «Религия в процессе развития» (1926), «Символизм, его значение и действие» (1927), «Функция разума» (1929), «Приключения идей» (1933), «Способы мышления» (1938) и, главным образом, в своем основном «Процесс и реальность» (1929), он разработал философскую концепцию, получившую название "Философия процесса" или "Философия организма".

Основные принципы философии процесса А.Н. Уайтхеда

Вместо онтологии субстанций он предложил онтологию, основанную на «процессах», единицы которых – действительные сущности, случаи или события, являются первичными элементами, динамичными единицами на которых строится вселенная.

В то же время поскольку «событие» имеет временной характер и постоянно изменяется, оно органично. Поэтому понятие статичной материи, было заменено понятием организма.

1. Приоритет процесса и события над субстанцией

Субстанции как главные компоненты реальности в концепции А. Уайтхеда заменяются действительными сущностями (actual entities) или действительными случаями или событиями (actual occasions). Процесс провозглашается субстанцией (cause sue) мира, а действительные события, ставятся на место независимых частиц материи.

Реальность включает как процесс и становление так и элементы статичного бытия мира, жесткие и упрямые факты существования. «В неизбежном потоке есть нечто, что пребывает; в подавляющем постоянстве есть элемент, который ускользает в потоке» (А. Уайтхед, 1929). Понятие субстанции не должно быть полностью упразднено, так как существует единство бытия и становления.
Однако бытие объясняется становлением и порождается своим становлением. …«то, как действительная сущность становится, составляет то, чем эта действительная сущность является». Ее «бытие» конституируется ее «становлением». (А. Уайтхед, 1929).
Вселенная состоит не из одной субстанции, а из неопределенного числа субстанций, и, более того, из постоянно возникающих новых субстанций. «Понятие “субстанции” трансформируется в понятие “действительной сущности”» (А. Уайтхед, 1929).

2. Онтологический принцип

Фундаментальность и сквозной характер онтологического принципа служит причиной того, что в различных содержательных частях концепции он находит свое специфическое определение.
2.1. Онтологический принцип: действительные сущности и случаи как кирпичики Вселенной
Любая реальность, в том числе и абстракции, происходит от действительных сущностей (actual entities), на которых она основана и из которых она состоит.
В качестве фундаментальных строительных блоков Универсума и конечных составляющих реальности А. Уайтхед предлагает действительные сущности (actual entities), представляющих собой действительные случаи (actual occasions).
«Действительные сущности», также называемые "действительными случаями", — это конечные реальные вещи, из которых состоит мир. Нет смысла продвигаться за действительные сущности, чтобы найти что-то более реальное. Между собой они различаются: Бог — реальная сущность, как и самая легкая дымка существования в далеком пустом пространстве (and so is the most trivial puff of existence in far-off empty space).
Действительные сущности представляют собой не кусочки материала, не субстанцию с атрибутами, а случаи опыта или события (occasions of experience or events) (А. Уайтхед, 1925).
Уточнение базовых понятий.
Данные понятия требуют уточнения в связи с тем, что сам А. Уайтхед на протяжении создания своей концепции искал свои собственные термины, наиболее точно выражающие процессуальные единицы реальности.
Еще в работе «Понятие природы» (1920), А. Уайтхед писал: «Первое утверждение о случайном происшествии с человеком касается того, что мы можем назвать «происшествием», «случаем» или «событием». Я буду использовать термин «событие», потому что он самый короткий» (The first statement about the accident to the man is about what we may term an ' occurrence,' a 'happening,' or an 'event.' I will use the term 'event' because it is the shortest).
В работе «Наука и современный мир» (1925), он пишет: «…действительные сущности в своей основе определяются как события (…actual entities are fundamentally defined as events).
В работе «Религия в процессе развития» (1926), он использует термины эпохальный случай (epochal occasion) и творение (creature). Мир состоит из множества эпохальных случаев (world is comprised of multiple epochal occasions).
В своем основном труде «Процесс и реальность»(1929) А. Уайтхед называет события (events) также «действительными сущностями» (actual entities) или «действительными случаями» (actual occasions), которые являются предельными компонентами реальности.
Термин «событие» (event) используется им в более общем смысле, как соединение действительных случаев (actual occasions), взаимосвязанных определенным образом.
По словам А.Уайтхеда, действительный случай представляет собой единичное, ограниченное событие с участием только одного участника. В предельном случае событие может проявляться как конкретный случай становления, но, как правило, оно представляет собой группу или множество действительных случаев, называемое также нексусом (nexus) «особым фактом единения действительных сущностей».

Объединение элементов-случаев, не только по смежности, но по «определяющей характеристике» представляет собой действительное общество (actual society). Действительный случай (actual occasions) это процесс и единичный факт становления, а «событие», которое связано с «обществом», представляет собой временную серию таких случаев.
Случаи как индивидуальные становления суммируются в события, в связанные действительные общества или объекты, примером которых может служить каменный обелиск Игла Клеопатры. «В любой момент моя встреча с Иглой сама по себе является событием» (А. Уайтхед, 1920)

С другой стороны, фундаментальность и смысловая насыщенность данных терминов ведет к различным вариантам их перевода.
В переводе избранных работ А. Уайтхеда (1990) базовые для концепции термины представлены таким образом: «действительные существования (actual entities), также именуемые действительными происшествиями» (actual occasions).
При этом actual occasions также переводился как «действительное явление», а в издании 2009 года и во многих современных работах как «актуальный случай».
В свою очередь, термин actual entities переводится с помощью целого спектра значений и представляется в литературе как реальные, актуальные, фактические, действующие или действительные сущности.
Слово «реальные» охватывает всю широту проявлений бытия и включает абстрактные сущности и будущие события, термин «фактические» подчеркивает конкретность сущностей, их существование в факте, «актуальные» - отражает их временной аспект, современность и текучесть, а выбранный нами термин «действительные» объединяет все значения, выражает их подлинность и наиболее точно отражает содержание вложенное в данное понятие А. Уайтхедом.
Так во фразе А. Уайтхеда «восприятие мира современных действительных сущностей» (perception of the world of contemporary actual entities), термин «contemporary» скорее имеет значение «современные, актуальные, происходящие одновременно в настоящем», а соответсвенно «actual» выражает действительность и фактичность сущностей.
По словам А. Уайтхеда «”Действительность” означает не что иное, как окончательное вхождение в конкретное… («Actuality» means nothing else than this ultimate entry into the concrete). Таким образом термин «actual» синонимичен понятию «concrete», то есть в большей мере передает такие значения как материальный, осязаемый, реальный, действительный.
Таким образом термин «actual occasions» целесообразно переводить как действительные случаи. Сам А. Уайтхед различал единичные, индивидуальные случаи (occasions) и события или происшествия (events, occurrence), представляющие собой сообщества и серии отдельных случаев.
В то же время и сам объективный, действительный случай или действительная сущность, в более широком и свободном контексте, может пониматься как событие, пролонгированное во времени. Любую сложную вещь в действительном мире можно назвать событием, так как она является синтезом множества факторов.

Действительные сущности
Действительные сущности представляют собой пространственно-временные протяженные события или процессы. Действительные сущности, как и события, не могут быть разбиты на отдельные части и поэтому являются основными составляющими реальности.
Сам А. Уайтхед, так характеризует действительные сущности:
(xxi) Сущность действительна, когда имеет значение для самой себя… Таким образом, действительная сущность совмещает самотождественность (self-identity) с саморазнообразием (self-diversity).
(xxii) Действительная сущность, взаимодействуя с собой, играет разнообразные роли в самоформировании (self-formation) без потери самотождественности. Она творит саму себя; и в процессе самотворения преобразует свои разнообразные роли в одну согласованную роль. Таким образом, «становление» есть преобразование несогласованности в согласованность, и в каждом отдельном случае оно прекращается по достижении последней.
(xxiii) Это самофункционирование есть реальное внутреннее строение действительной сущности. Это «непосредственность» действительной сущности. Действительная сущность называется «субъектом» своей собственной непосредственности.
(xxiv) Функционирование одной действительной сущности в самотворении другой есть «объективация» первой для второй действительной сущности. Функционирование вечного объекта в самотворении действительной сущности есть «вхождение» (ingression) вечного объекта в действительную сущность.

Таким образом, действительная сущность обладает тройственным характером : (i) она имеет характер, «данный» ей прошлым; (ii) он имеет субъективный характер, на который направлен процесс его срастания; (iii) оно имеет суперъективный характер, что является прагматической ценностью его специфического удовлетворения, квалифицирующего трансцендентное творчество.

 Отношение как базовая категория, как единство всех возможных меняющихся характеристик в процессе взаимосвязей вещи с другими вещами. Отношения первичны по отношению к вещам, а каждый объект - это не просто сумма его отношений, но также их оценка и реакция на них. Отношения и связи способствуют изменению восприятия вещи и делают возможным творчество.
Одним из элементов органического механизма является то, что все части связаны со всеми остальными. Между действительными сущностями существуют реальные внутренние отношения

Связи, соединения ("Nexus") состоит из действительных сущностей, взаимосвязанных посредством их схватывания друг с другом. Особым типом соединения элеменов-случаев, по «определяющей характеристике» представляют собой общества (societies).
Соединение (Nexus) состоит из множества действительных случаев. Когда единство соединения приобретает решающего значения возникают соединения разных типов, таких как общества, личности, живые организмы, устойчивыми объектами. Соединения – это такие вещи повседневного опыта как книги, люди, деревья, стулья, камни, обелиски, планеты, облака и салюты, а также более сложные сущности: революции, экзамены, победы, которые представляют собой события. «Действительный мир — это соединение (nexus); и действительный мир одной действительной сущности опускается до уровня подчиненной связи в действительных мирах за пределами этой действительной сущности».
Связь обладает «социальным порядком», когда существует общий элемент формы, каждой из включенных в нее действительных сущностей. «Такая связь называется «обществом», а общая форма является «определяющей характеристикой» общества». (А. Уайтхед, 1929). 

Вечные объекты
Наряду с действительными сущностями, А. Уайтхед вводит понятие «вечных объектов». «Вечный объект» - это абстракция, возможность или чистый потенциал. Он может быть составной частью какой-то действительной сущности. Это принцип, который может придавать особую форму действительной сущности.
Определенный характер опыта-события есть результат выборочного присвоения действительной сущностью вечных объектов, чистых форм или возможностей.
Примеры вечного объекта: число «два», цвет, округлость.
Вечные объекты находятся в потенциальной сфере, это «чистые возможности», «абстрактные возможности» или «реальные возможности».
Действительные сущности и вечные объекты - два основных типа сущностей в мире. Все остальные типы - лишь их комбинации, выражающие то, каким образом все сущности этих двух фундаментальных типов сообщаются друг с другом в действительном мире.

И вечные объекты, и действительные сущности включены в процесс сращения («concrescence»). Любая действительная сущность детерминирована каждым элементом вселенной, и поэтому можно сказать, что она включает в себя вселенную в качестве детерминанты. С одной стороны, вечные объекты входят в актуальные сущности, а с другой – действительные сущности объектифицируются. Эти процессы представляют собой единое целое. Процесс есть такое состояние мира, в котором вечный объект определяет индивидуальность или действительную сущность.
«Но, хотя существуют градации важности и различия в функциях, тем не менее в принципах, примером которых является действительность, все они находятся на одном уровне. Окончательные факты в равной степени являются действительными сущностями; и эти актуальные сущности суть капли опыта, сложные и взаимозависимые (А. Уайтхед, 1929).
Вечные объекты трансцендентны реальным сущностям и, следовательно, абстрактны. Поэтому как вещи, вечные объекты не могут быть поняты вне их отношений с действительными случаями. Скорее, каждый вечный объект имеет отношение к каждому случаю, называемому его «вхождением в этот случай» (ingression into that occasion) (А. Уайтхед, 1925).
Ингрессия (от лат. Ingressio - вхождение), относится к способу, которым потенциальность вечного объекта реализуется в определении актуального события. Через свое проникновение в действительную сущность вечные объекты предоставляют возможности или потенциалы, которыми может стать сущность.
Вечный объект может быть описан только с точки зрения его потенциальной возможности «вхождения» в становление актуальных сущностей; и что его анализ раскрывает только другие вечные объекты. Это чистый потенциал (А. Уайтхед, 1929).
Действительные сущности (actual entities) — это конечные реальные вещи мира. Хотя вечные объекты имеют состояние реальности, они не действительны. То есть, что сами по себе они не могут существовать, а действительны только в своем отношении к действительным сущностям.

Вечный объект всегда является потенциальностью для актуальных сущностей; но сам по себе, как концептуально ощущается, он нейтрален по отношению к факту своего физического вторжения в какую-либо конкретную актуальную сущность временного мира.
Ингрессия вечного объекта в актуальную ситуацию не есть вызов бытия из небытия;
«это пробуждение детерминации из неопределенности. Потенциальность становится реальностью и, тем не менее, сохраняет свое послание об альтернативах, которых фактическая сущность избегала» (А. Уайтхед, 1929).
Вечные объекты идеальны в своем представлении возможности для действительности. Это чистые потенциалы. Таким образом, только их проникновение в актуальные сущности позволяет им достичь состояния актуальности. Это необходимо из-за онтологического принципа.

2.2. Действительные сущности как причины реальности
«Онтологический принцип можно резюмировать так: нет действительной сущности, значит нет и причины» (А. Уайтхед, 1929).
В данном случае онтологический принцип или «принцип действенной и конечной причинности» (efficient and final, causation) означает, что действительные сущности являются единственными причинами; так что искать причину - значит искать одну или несколько действительных сущностей.
«Все, что претендует на существование, должно быть либо действительной сущностью, либо иметь особое отношение к действительной сущности». «Согласно онтологическому принципу нет ничего, что всплывает в мир из ниоткуда. Все в действительном мире соотносимо с какой-либо действительной сущностью» (А. Уайтхед, 1929).

2.3. События опыта
Онтологический принцип: все существующее должно являться частью опыта – индивидуального для конечных вещей, божественного для мира в целом.
Общая концепция события как процесса предполагает единство опыта, внутри которого происходит индивидуализация отдельных вещей. Понятие “опыт” освобождается от статичности и формализма, а сам процесс понимается как становление субъективного опыта.

В «Философии организма» понятие «опыт» понимается предельно широко и включает в себя как живые так и неодушевленные процессы. Даже столкновения электронов, проявляют некоторую степень опыта, что и позволяет устранить разделение существования на материальное и ментальное.
«Все конечные индивидуальные реальности имеют метафизический характер событий опыта» (А. Уайтхед, 1933).

Основными и единственными компонентами и процессами опыта являются «действительные случаи» – индивидуальные акты и факты жизни, а их сращение с идеальными «вечными объекты» придаёт им ценностную и содержательную нагруженность и качественную специфику.
Мировой процесс понимается как «опыт бога», в котором осуществляется переход «вечных объектов» из идеального мира в физический, обеспечивающий качественную определённость действительных случаев и событий, которые представляют собой процессы опыта или индивидуальные акты.
Дискретные случаи и события опыта, накладываются друг на друга во времени и пространстве и вместе составляют общества, личность или предмет.
Принцип субъективности в данном случаи состоит в том, что вся вселенная состоит из элементов, раскрываемых в анализе опыта субъектов. Сущность или субстанция представляются в виде бесконечно многих перекрывающихся событий опыта и само человеческое существо состоит из бесконечно многих случаев опыта.

2.4. Изменчивость как онтологический принцип. Изменчивость, процессуальность идея становления могут быть рассмотрены как самостоятельный онтологический принцип. Мир и Бог раскрываются в изменчивости. Бог изменяется в своем отношении к изменяющемуся миру, не ослабляя вечной завершенности своей изначальной природы, чем и поддерживается «онтологический принцип».

3. Метафизика процесса

Метафизическую согласованность мира обеспечивает космология одной субстанции. Материальное и ментальное подмножества и аспекты истинной действительности, представляют собой единое событие и являются его полюсами и абстракциями. Физическое или материальное — это повторение, например повторяющиеся молекулы, а ментальное — это введение и координация новизны в событии.
Действительные сущности «диполярны», физическое и психическое составляют разные полюса одного и того же события опыта. Физическое и ментальное подмножества подлинно действительны, потому что являются действительным событием (actual event), обосновывающую космологию одной субстанции.
Нет онтологической разницы между тем, что мы обычно называем физическими объектами, и тем, что мы обычно называем ментальными или субъективными актами. мысли в конкретном мире состоят из того же материала, что и вещи». Само материальное существование Иглы Клеопатры - событие; и таково мое восприятие Иглы.
Картина мира, преодоливающая удвоение природы, представление природы как единство преходящих, текучих «событий» позволяет понять природу как «процесс».
«Высшим метафизическим принципом является продвижение от разъединения (disjunction) к соединению (conjunction), создание новой сущности, отличной от сущностей, данных в разъединении. Новая сущность есть одновременно совокупность «многих», которые она объединяет, и одной из дизъюнктивных «многих», которые она оставляет…Многие становятся одним и увеличиваются на единицу. По своей природе сущности представляют процесс перехода дизъюнктивного «множества» в конъюнктивное единство». (А. Уайтхед, 1929).

«Принцип относительности» имеет метафизический смысл и формулируется таким образом:
«...природе бытия присуще, что оно содержит в себе потенцию для каждого случая становления».
Данны метафизический принцип гласит: «каждое «бытие» представляет собой возможность для «становления». Актуальный мир есть «объективное содержание» каждого нового творения».
При этом Бытие рассматривается как широчайшая сфера возможности, а действительность, как — область реализованных возможностей. Бытие становится действительностью в том случае, если отторгаются все другие возможности, кроме одной, которая и реализуется.
Божественное
«Оба множества связаны вещью, которая объединяет актуальность временного с вечностью потенциального. Эта конечная сущность есть божественный элемент мира». (А. Уайтхед, 1929).
Бог или божественное представляется как «Изначальное», «универсалия универсалий», как реализация «абсолютного богатства потенциальности».
Бог изначален, однако Он существует до всякого творения: он вместе со всяким творением. Бог объективен и входит в каждую временную действительную сущность. Бог – это единственная исключительная действительная сущность, которая одновременно и временная и вневременная, всесовершенная и имманентная миру.

«Правильно утверждать, что Бог постоянен, а Мир изменчив, и что Мир постоянен, а Бог изменчив. Правильно утверждать, что Бог един, а Мир множествен, и что Мир един, а Бог множествен. Правильно утверждать, что Мир имманентен Богу, и что Бог имманентен Миру. Правильно утверждать, что Бог трансцендентен Миру, и что Мир трансцендентен Богу. Правильно утверждать, что Бог создает Мир, и что Мир создает Бога»
«Природа Мира есть изначальный факт для Бога, а природа Бога есть изначальный факт для Мира. Процесс творения достигает примирения неизменности и потока, когда подходит к последней стадии - вечности, Апофеоза Мира».
Активность Бога заключается в действии Его всемогущей рациональной гармонизации. Он не творит мир, Он спасает его и ведет его к красоте. (А. Уайтхед, 1929).
Идея силы –это творческое начало мира. Сила – то, что толкает процесс мысли от абстрактного к конкретному. 

4. Творчество

А. Уайтхед ввел в науку понятие «Creativity» (креативность) в своей работе «Процесс и реальность, 1929), а до этого в своих работах он использовал термин «Creativeness».

4.1. Метафизика творчества
Во всех монистических философских концепциях существует изначальное высшее понятие, выходящая за пределы того, что приписывается какой-либо из его акциденций. 
В метафизике «философии организма» высшая реальность, изначальное или предельное (Ultimated) называется творчеством (креативностью), а божество выступает первоначальной, вневременной, вечной и действительной сущностью. Последнее основание бытия, изначальное, высшее и «предельное называется творчеством» (the ultimate is termed creativity”).

Творчество (creativity), отождествляется с созидающей силой, неотъемлемой от самого факта существования. Именно творчество является для А. Уайтхеда тем ключевым понятием, которое позволяет объяснить качественную определённость процесса, раскрыть фундаментальную роль новизны и сами механизмы возникновения нового.

«Творчество не имеет собственного определения ... Это окончательное понятие высшей общности, лежащее в основе действительности. Его нельзя охарактеризовать, потому что все его типы более специфичны, чем оно само»…. «Творчество лишено собственного характера точно в том же смысле, в каком аристотелевская (материя) лишена собственного характера». (А. Уайтхед, 1929).

Бог и творчество
В философии организма предельное называется «творчеством», а Бог есть его изначальная вневременная акциденция. Первозданная природа Бога служит причиной первозданности творчества.

Бог не является творцом мира. Истинная метафизическая позиция состоит в том, что Бог есть первоначальный образец этого творчества и, следовательно, начальное условие, определяющее его действие…нет смысла у «творчества» вне его «творений», и у «Бога» нет смысла вне «творчества» и «временных творений», которые не имеют смысла вне «'творчества» и «Бога». 
Бог созидателен, но он не творец мира, но только соавтор порождающихся новых событий. Бог «рассматривается как результат творчества, как основа порядка и как залог новизны». «В основах своего бытия Бог безразличен как к сохранению, так и к новизне».
Творческий процесс создания вселенной Богом есть процесс символический, Бог есть смысл, а мир есть символ.
Бог выступает как изначальная потенциальность новизны, которая актуализируется в творческом соучастии с миром.
«…божественный порядок сам по себе является фактом, тем самым обуславливая творчество. Таким образом, возможность, выходящая за пределы реализованной временной материи факта, имеет реальное отношение к творческому продвижению (creative advance)».
Изначально присущей мирозданию творческой энергией действующая причина (efficient causal), выражающаяся в актах "схватывания". 
Бог и Мир суть противопоставленные оппозиции, в рамках которых Творчество достигает своей высшей задачи преобразования разрозненного множества в срастающееся единство. 

4.2. Онтология творчества
Творчество не имеет собственного царства, реальности или субстанции. Творчество — это не внешняя сила со своими скрытыми целями. Это не какой-то свободно плавающий дух или энергия, которые могут быть использованы благословенными или одаренными людьми. Творчество рассматривается как универсалия универсалий, но «это не означает, что факты, вещи или люди могут быть помещены в творчество или опираться на него. Скорее наоборот. Нам нужно объяснить, как абстрактное возникает из конкретного».
«Творчество действительно в силу его акциденций. То есть он существует только в проявлениях творчества в мире; он не существует отдельно от этого». (А. Уайтхед, 1929).
«Творчество», «многое», «единое» — это предельные понятия, входящие в значение синонимичных терминов «вещь», «бытие», «сущость». Эти три понятия дополняют Категорию Предельного и включаються во все более частные категории».

Индивидуальный факт - это творение (creation), а творчество - это конечное за всеми формами, необъяснимое формами и обусловленное его творениями.
«Определённость факта произрастает из его форм; но индивидуальный факт есть творение (creature), и творчество (creativity) лежит в основе всех форм, неизъяснимо посредством форм и обусловлено своими творениями».
Творчество как абсолютный принцип существования, предполагающий, что каждая сущность имеет некоторую степень новизны, не полностью определена и реагирует на другие сущности индивидуальным и уникальным образом (А. Уайтхед, 1929).
Творчество — это природа Вселенной которая состоит из многих действительных случаев.
Поскольку «креативность» присуща самим «действительным случаям», то возникновение нового и есть их самосотворение, самопорождение. 
Никакая действительная сущность не может быть отделена от понятия креативности.

Тем не менее, каждый действительный случай также самотворен, или causa sui, в силу нового способа, которым он обрабатывает эти уже существующие данные или предшествующие случаи.
Следовательно, ни один случай не может быть таким же, как любой другой; каждый случай привносит в мир что-то новое.
Становление не является непрерывным, потому что каждый случай, каждый акт становления уникален: «производство новизны», которое также является новой формой «конкретного единения» или сращением.
Что-то новое было добавлено во вселенную; это знаменует собой радикальный разрыв с тем, что было раньше. Объект может выживать только постольку, поскольку он обновляется или создает себя заново, снова и снова.
«Вселенная - это… творческое продвижение к новизне. Альтернативой этой доктрине является статическая морфологическая вселенная». "Процесс творчества является формой единства универсума".

Творчество – это принцип новизны, абсолютный принцип реального существования. Фундаментальность творчества и свобода всех сущностей означает, что всегда будут оставаться непредсказуемые явления. Творчество никоим образом не должно ограничиваться человеческой деятельностью или сознанием и что необходимо признать более широкое понимание творчества, основанное на относительности потенциального и актуального.
Tворчество как процесс. Творчество предстает как временная концепция потока действительности. Творчество объясняет, каким образом процесс проявляется в мире и , по сути, является синонимом процесса.
Понятие «протекание», «передача» (passing on)» является более фундаментальным, чем понятие индивидуального факта. Процесс становится «креативностью» в словарном смысле глагола «creare»—«вызвать, породить, произвести».

4.3. Творчество как Единство многообразия
«Креативность»" означает в традиционном смысле слова «единство многообразия».
Единство многообразия не есть статическая характеристика мироздания, а живое, постоянно возобновляющееся единство в процессе возникновения все новых и новых «действительных событий».
Единство многообразия есть также многообразие единств, непрерывно обновляющих Вселенную.

«Творчество» есть универсалия универсалий, характеризующая предельную основу действительности. Это тот предельный принцип, благодаря которому многое, являющееся дизъюнктивной вселенной, становится одним действительным событием, которое есть вселенная конъюнктивно. В природе вещей заложено то, что многие входят в сложное единство» (А. Уайтхед, 1929).
«Творчество» есть принцип новизны. Действительный случай это новая сущность, отличная от любой сущности во множестве, которое она объединяет. Таким образом, «творчество» привносит новизну в содержание многих, которые дизъюнктивно образуют вселенную. «Творческое продвижение» (creative advance) есть применение этого предельного принципа творчества к каждой новой ситуации, в которой оно возникает (to each novel situation which it originates ) Многое становится единым и обогащается единым». (А.Уайтхед, 1929).
Единство многообразия есть также многообразие единств, непрерывно обновляющих Вселенную. Поскольку «креативность» присуща самим «событиям» как их общий атрибут, то возникновение нового или, вернее, новых, поскольку действительностьесть многообразие отдельных, хотя и взаимосвязанных существований, есть их самосотворение, само порождение.
Творчество — это процесс становления многого в единство. каждое достижение единства — это то, чего никогда не существовало. Действительное событие», конечный продукт творческого процесса». Это есть становление организма, а любое «становление» есть творческое продвижение (creative advance) новизны.
Творческий процесс ритмичен: он колеблется от множественности вещей к индивидуальности и обратно. Первое колебание определяется конечной причиной, второе - причиной действенной.

Творчество как сращение
«Таким образом, «производство нового единства» является окончательным понятием, воплощенным в термине сращение «конкресценция».
Процесс сращения завершается достижением вполне определенного «удовлетворения»; и творчество тем самым переходит в «данную» первичную фазу сращения других действительных сущностей.
Интеграция физической и ментальной сторон в единство опыта есть самообразование, представляющее собой процесс сращения, который по принципу объективного бессмертия характеризует творчество, превосходящее его.
Творчество как переход
Творчество, в силу которого любой относительно совершенный действительный мир по природе вещей является данным для нового сращения, называется переходом. Таким образом, по причине перехода «действительный мир» всегда является относительным термином и относится к той основе предполагаемых действительных событий, которая является данными для нового сращения.
«Переход» становится «творчеством» в словарном значении глагола «творить», «порождать, производить». Таким образом, согласно третьему принципу, ни одна сущность не может быть оторвана от понятия творчества.
Особая возможность трансцендентного творчества в смысле его продвижения от субъекта к субъекту — эта особая возможность, которая была выбрана, поддержана и представлена эмоциями.
Творчество проявляется в мире как сращение и как переход. Сращение — это внутренний процесс каждой действительной сущности. Переход относится к постоянному появлению новых действительных сущностей. 

4. 4. Творчество как переход из возможности в действительность
«Креативность» понимается также как «принцип новизны» или «качественный скачок из возможности в действительность.
"Креативность есть актуализация потенциальности, а процесс актуализации - это и есть событие опыта".
«Креативность предполагает порождение ценностного опыта
путем притока бесконечного в конечное, получая свой особенный характер от отдельных деталей и всей конечной модели. Это и есть абстракция, участвующая в творении актуальности, со своим собственным единством конечности и бесконечности».
Вечные объекты, понимаемые как чистые возможности являются постоянными и остаются потенциальными, даже если они актуализируются. Возможности могут быть актуализированы снова и снова, не исчерпываясь по мере их актуализации.
С одной стороны, вечные объекты входят в действительные сущности, а с другой - действительные сущности объектифицируются. Эти процессы представляют собой единое целое. Процесс есть такое состояние мира, в котором творческая идея определяет индивидуальность или действительную сущность.
«Реальная» потенциальность связана с тем, что творчество можно найти только в тех случаях становления, которые присутствуют в мире.
Творчество — это акт соединения множества различных элементов, таких как прошлые действительные сущности, вечные объекты и Бог.

4.5. Творчество и ценность
Порождение есть творение, в то время как ценность реализуется в модификации творческого действия. Творение направлено к ценности, тогда как ценность спасается от бесполезности абстракции благодаря своему влиянию на процесс творения.
Мир Ценности не есть Мир Деятельной Креативности. Он
представляет собой необходимую координацию существенного многообразия творящего действия. Таким образом, Бог, чье существование основывается на ценности, необходим для координации Идей.

4.6. Социальный характер творчества
Творчество обусловлено социальной средой, а каждая действительная сущность ограничена социальной структурой существования то есть своими отношениями.
Организмы могут творить свое окружение. Но отдельного организма для этой цели недостаточно. Для этого нужны сообщества совместно действующих организмов. 

5. Принцип процесса

Вслед за онтологическим и метафизическим принципом выдвигается «принцип процесса»: «Каждую действительную сущность можно описать только как органический процесс. Этот процесс в микрокосме повторяет то, что Вселенная представляет собой в макрокосме. Этот процесс протекает от фазы к фазе, и каждая предыдущая фаза подготавливает последующую вплоть до завершения».
Самой «природе "бытия" принадлежит то, что оно является возможностью "становления"» «Действительный мир — это процесс, а… процесс — это становление действительных сущностей». ("The actual world is a process and ... process is the becoming of actual entities")
Процессуальность опыта и переживания предполагает, что «то, как действительная сущность становится, составляет то, чем эта действительная сущность является»… Ее бытие конституируется ее «становлением». Это «принцип процесса». (А. Уайтхед, 1929).

Это значит, что действительность лишь там, где есть процесс, а все неподвижное и вечное иллюзорно и так или иначе абстрагировано из процесса. Изменения, становление, новизна и процесс являются неотъемлемыми элементами как бытия, так и нашего опыта существования. Фактически существующий мир - это множество действительных сущностей, случаев и событий накладывающихся друг на друга. Любое событие внутреннего или внешнего мира, можно рассматривать как проявление динамических, постоянно меняющихся созидающих процессов. 
Реальность больше похожа на постоянный поток событий, которые сливаются в объекты, а не на совокупность взаимосвязанных субстанциальных объектов. 
«Действительный мир есть процесс, и этот процесс есть становление действительных сущностей. Таким образом, действительные сущности есть творения (creatures); они также называются «действительными случаями».
В то же время изменение предполагает сравнение и в отличие от немедленного возникновения и исчезновения действительных случаев, включает переход между случаями или «путь наследования» от одного случая становления к другому.
Следовательно, изменение является признаком события. «Фундаментальное значение понятия « изменение » - это разница между действительными случаями, заключенными в определенное событие». “The fundamental meaning of the notion of ‘change’ is the difference between actual occasions comА. Уайтхед, 1929ised in some determinate event” (Уайтхед, 1929).

5.1. Механизмы процесса: Сращение и переход
А. Уайтхед использует в своей концепции два вида становления, сращение и переход, предложенные еще Джоном Локком (1632-1704).
Процесс становления действительных сущностей состоит из последовательных фаз сращения и перехода, которые продолжаются в новой связке сращения и перехода.
Первый вид становления внутренне присущ процессу конструирования отдельной сущности. Второй вид становления описывался как переход от одной отдельной сущности к другой.
Джон Локк определял «сращение (concrescence)», как реальное внутреннее конструирование отдельно существующего, а переход как «вечное исчезновение», являющееся одним из аспектов понятия времени; а также возникновение настоящего в соответствии с «силой» прошлого.

Сращение («concrescence»)– это название процесса, в котором универсум вещей приобретает индивидуальное единство в результате подчинения многих сущностей созданию одной конкретной сущности. Процесс формирования конкретности представляет собой «сращение», которое сохраняет оттенок процессуальности.
Один вид — текучесть присущая конституции конкретного сущего. Этот вид я назвал «сращение».
Сращение процесс совместного формирования действительной сущности или события, которые не имели ранее формы
Сращение объясняет текучесть (fluidity) затвердевания в реальности бытия. Он объясняет как вещи срастаются, чтобы сформировать единство. В конечном счете, становление действительного существования есть сращение «многого» в «единое».
Так дерево является конъюнктивным единством дизъюнктивного разнообразия, которое состоит из фотонов света, воды, углекислого газа, минералов в почве. Эти фотоны света, молекулы воды, углекислого газа и минералов сами по себе являются действительными событиями. Дерево в результате сращения отдельных действительных сущностей, становится новой сущностью.
Процесс сращения можно рассматривать как процесс субъективации.
Действительное событие есть «сращение», обусловленное процессом чувствования (feeling). В процессе «сращения» различные чувствования переходят в более широкие всеобщности интегрального чувствования.
Процесс интеграции чувствования продолжается до тех пор, пока не обретается конкретное единство чувствования. Подобное окончательное единство называют «сатисфакцией (satisfaction)». «Сатисфакция» есть кульминация «сращения» сущностей в совершенно определенную реальность. В то же время «сатисфакцией» называется достижение индивидуального идеала, который является конечной причиной «сращения».
Эмоциональное чувствование, несмотря ни на что, подчиняется третьему метафизическому принципу: «Быть чем-то означает иметь возможность достигнуть реального единства с другими сущностями».
В сращении присутствуют также целеполагание и свободный выбор. Сращение движется к своей целевой причине, которая есть ее субъективная цель.

Переход (transition) представляет собой вид становления, понимаемый как переход от одного отдельно существующего к другому.
«Это текучесть (fluency), при которой прекращение процесса в случае формирования отдельно существующего конституирует это существующее как изначальный элемент конституирования других отдельно существующих, которые выявляются при повторении процесса».
Став однажды вполне конституированным и определенным, событие наполняется "бренностью", теряет активность. Однако вполне сложившееся событие остается действительным во втором, не менее важном, смысле - как действующее.
В результате нового сращения потенциальная действенность объективированных действительных сущностей может произвести новую действительную сущность. Каждая определившая себя вещь в свою очередь служит в качестве данной или элемента для построения последующих активных случаев опыта.
Переход является механизмом действующей причины, которая есть бессмертное прошлое. "Вещи, протекающие во времени, возникают благодаря своей причастности к вещам, которые вечны".
Ту креативность, в силу которой любой относительно завершенный действительный мир есть по самой своей природе основание (datum) для нового «сращения», называют «переходом».
Нет природы вне перехода, и нет перехода вне временных длительностей (temporal durations.)
Как только действительный случай достигает своего окончательного «удовлетворения», он больше не имеет никакой жизненной силы.
А исчезнувший случай существует только как «данное»: своего рода сырье, которое любое последующее случай может использовать в свою очередь, чтобы преобразовать его в новый процесс самотворения.
«Действительный случай ... никогда не меняется». «Он только становится и погибает» (А. Уайтхед, 1933).
Процессы сращения и перехода взаимозависимы, взаимовлияют и взаимопереходят друг в друга. Они представляют собой ряд последовательных этапов: за сращением следует фаза перехода, которая переходит в сращение.
Есть два вида процесса, макроскопический процесс и микроскопический процесс.
Макроскопический процесс есть переход от достигнутой действительности к действительности в достижении; тогда как микроскопический процесс есть превращение просто реальных условий в определенную действительность.
Первый процесс затрагивает переход от действительного к «просто реальному»; и последний процесс вызывает рост от реального к действительному. 

5.2. Причины процесса: Действующая (efficient) и конечная (final) причинность.

Существует два вида причин: «действующая (производящая) причина» и «причина конечная (целевая)». Действующие причины — это актуализированные сущности. Каждая действительная сущность выбирает вечные объекты (чистые потенциалы, идеи, теории) и актуализирует их в процессе творчества.
Творческий процесс ритмичен: он колеблется от множественности вещей к индивидуальности и обратно. Первое колебание определяется конечной причиной, второе - причиной действующей. 
Сращение движется к своей конечной (final) причине, представляющей его субъективную цель; «переход» же является механизмом действующей (efficient) причины, которая есть бессмертное прошлое.
Сращение происходит благодаря конечной причине, которая «определяет внутренний процесс» становления самой действительной сущности, в результате которого, она становится самой собой. Внешний переход от одной действительной сущности к другой осуществляется посредством действующей причины.
Вектор передачи действующей причинности остается в пределах настоящего, при этом «будущее просто реально, не будучи действительным». 
Конечная причина (видение) есть телеология (цель), которая воздействует бы на выбор по типу вечных объектов (возможностей) и служит ориентиром для выбора изменений и новизны.
Конечная причина определяет атрибуты новизны, поскольку она является идеалом, к которому стремится действительная сущность.

6. Фундаментальность и идеи процесса восприятия

Процесс восприятия носит всеобщий характер и не ограничивается только живыми, самосознательными существами. Для обозначения вида восприятия, которое может быть осознанным или бессознательным, применимым как к людям, так и к электронам А. Уайтхед вводит термин «схватывание» (англ. Prehension и лат. Prehensio - «схватывать»).

Данный термин позволяет преодолеть узость теории репрезентативного восприятия, согласно которой разум отражает только частные представления о других сущностях. Понятие «схватывание» указывает на то, что воспринимающий сознательно и бессознательно фактически включает в себя аспекты воспринимаемой вещи.

6.1.Схватывание
Схватывание (Prehension) – это онтологическая структура, оно понимается как более общий термин, который действует для всех сущностей и их соединений без исключения.
Прототипом схватывания является термин Р. Декарта «когитация» (от лат. cogito - «мыслю»), работа сознания, основными формами которой являются восприятие и мышление, в процессе которых схватываются и фиксируются в сознании объекты внешнего и внутреннего мира.
В наиболее общем понимании схватывание это процесс сцепления действительной сущности с другими сущностями и способ формирования ее самой себя из других сущностей.
Противоположный процесс схватывания одной действительной сущности другой действительной сущностью, называется её объективацией или внешним схватыванием.
Термин «схватывание» относится к отношениям между действительными сущностями или к тому, как одна сущность или событие извлекает аспекты из другого действительного события в своем становлении или процессе.
Схватывание – это способ связи между событиями, при котором характеристики одного события присутствуют в другом, простейшее схватывание свойственно всем событиям.
Схватывание – отражает процессуальную связь между двумя действительными сущностями, это способ, которым то, что есть, становится чем-то здесь. Оно показывает, как старый действительный случай входит в структуру нового, а новое событие втягивает в себя прошлое событие. «Схватывание воспроизводит в себе общие характеристики действительной сущности: отсылает к внешнему миру, и в этом смысле будет говориться, что оно имеет векторный характер; включает в себя эмоцию, цель, оценку (valuation) и причинность.» (А. Уайтхед, 1929).
Превращение возможности в действительность, или становление «действительного события», есть по своей общей сущности тот же самый процесс «схватывания» объекта субъектом.
Сразу же после завершения процесса формирования «действительной сущности» она становится «данностью» для других схватываний, составляющих следующее по времени действительное событие. Прежняя действительность становится реальной возможностью для возникновения новой действительности, в составе которой и сохраняет свое объективное содержание.
Действительный случай состоит из процесса схватывания других действительных случаев и реакции на них. Действительные сущности состоят из восприятий и отношений.
Однако помимо действительных сущностей схватываются еще и вечные объекты. В то время как физические чувства схватывают прошлые действительные сущности как объекты, концептуальные чувства схватывают «вечные объекты».
«Схватывание действительных сущностей, т. е. схватывания, данные которых включают в себя действительные сущности, называются «физическими схватываниями»; а схватывания вечных объектов называются «концептуальными схватываниями». Сознание не обязательно вовлечено в субъективные формы любого типа схватывания». (А. Уайтхед).

6.2. Виды схватывания
Схватывание могут быть как физическими, так и концептуальными, а также могут быть их комбинациями, то есть смешанными схватываниями (hybrid prehensions).
Физические схватывания проявляются по отношению к реальным сущностям, концептуальные схватывания по отношению к вечным объектам и смешанные схватывания по отношению к Богу.
В то время как на начальной стадии сращивания имеется соответствие с прошлым, вторая стадия сращивания должна объясняться введением новизны. Первая стадия сращивания состоит в физических схватываниях, второй этап состоит из концептуальных схватываний.
«Концептуальное схватывание — это прямое видение некоторой возможности добра или зла — некоторой возможности относительно того, как действительность может быть определена (А. Уайтхед).
Все действительные сущности биполярны. Это означает, что у них есть два полюса действительности: физический и ментальный. Концептуальное схватывание составляет ментальный полюс действительной сущности. «Ментальное» в общем смысле пронизывает всю природу, хотя и не эквивалентно сознанию.
Концептуальные схватывания отличаются от физических тем, что объективным данным для них является «чистый» вечный объект, а его субъективной формой является оценка.
Ментальное схватывание вещи действует так, что оно вкладывает субъектную форму в сам процесс постижения вещи. Субъект пронизывает объект и эта фундаментальная структура выражается термином «забота». Субъект имеет прямое отношение и «заинтересован» в объекте, что делает его компонентом опыта субъекта.
Сращивающаяся сущность выбирает, какие потенциалы актуализировать в своем становлении, исходя из релевантности возможности. Эти оценки являются эмоциональными и эстетическими реакциями на ценность или ценность возможностей, которые вечные объекты представляют для схватываемой сущности. Таким образом, в идеале действительная сущность будет реализовывать те возможности, которые прекрасны и хороши.

6.3. Модусы восприятия
Само восприятие осуществляется в двух модусах: физическое восприятие (каузальная действенность) и сознательное восприятие (презентационная непосредственность).
У высших организмов эти два способа восприятия объединяются в «символическую референцию». «Разгадка сложного взаимодействия между двумя модусами восприятия — каузальной действенность и презентационной непосредственностью — является одной из главных проблем теории восприятия»(А. Уайтхед).

1. Физическое восприятие (physical perception)– это восприятие установившегося в прошлом мира, составленного его чувственными тонами и действенного благодаря этим чувственным тонам. Восприятие в этом смысле термина будет называться «восприятием в модусе каузальной действенности» (perception in the mode of causal efficacy.)
Это ощущение причинно-следственных связей между сущностями, ощущение влияния и воздействия окружающей среды, не опосредованного чувствами . Каузальная действенность дает нам осознание объективности мира посредством наследования наших предшествующих телесных состояний.
Каузальная действенность «относится к способу, которым мы воспринимаем объекты в отличие от чувственного восприятия». По сути, это базовый, нечувственный, бессознательный опыт, в котором прошлое проецируется на настоящее. Чем ниже ранг организма, тем сильнее проявляется этот модус.
Оно представляет собой «опыт, господствующий над примитивными живыми организмами, у которых есть чувство судьбы, из которой они вышли, и судьбы, к которой они идут».

2.Сознательное восприятие (conscious perception) представляет собой обычное восприятие с помощью органов чувств, осуществляющееся в модусе презентационной непосредственности (presentational immediacy).
Это «чистое чувственное восприятие», не опосредованное какой-либо причинной или символической или даже бессознательной интерпретацией . На практике чувственное восприятие сужается до зрительного восприятия, которое является результатом более поздних стадий сращения воспринимаемого события.
Это физическое чувство сложного типа, в формировании которого в процессах интеграции сыграли свою роль понятийные чувства, более примитивные физические чувства и трансмутация.
Сознательное восприятие является наиболее примитивной формой суждения. Восприятие актуальных «образов» в модусе «презентативной непосредственности» есть «нечистое» схватывание, аналогично интеллектуальным чувствам второго вида, а именно интуитивным суждениям.

3. Смешанное восприятие (символическая референция) представляет собой «схватывание» всех аспектов воспринимаемой вещи, сочетающее причинные отношения с чисто чувственными восприятиями, с преобладанием последних. Когда речь идет о человеческом опыте, «восприятие» почти всегда означает «восприятие в смешанном модусе символической референции.
Так, художник, преодолевает автоматические восприятия о предмете и созерцает красоту его цвета и формы.
Каждая встреча с обелиском Игла Клеопатры - это новое событие, каждый раз я его воспринимаю по новому. Каждое из «я», с которым это происходит, также является новым событием. Восприятие иглы - это не что-то, что происходит со мной как уже созданным субъектом, а, скорее, что-то, что заново конституирует меня как субъект. (А.Н.Уайтхед, 1929).

6.4. Структура схватывания
Действительная сущность состоит из схватываний, а «… каждое схватывание состоит из трех факторов: (а) « субъект» (действительная сущность) который схватывает (b) «данные», которые схватываются; (c) «субъективная форма», то, каким образом этот субъект схватывает это данное.

Субъект.
Субъект — это действительная сущность, которая становится. Исходные данные — это прошлое. То есть действительные сущности, которые перешли от становления к бытию. Текущее непосредственное состояние актуальной сущности является субъектом.
«Суперъект». Если субъект действительной сущности объединяет в себе субъекты своих схватываний, то суперъект представляет собой сплав объективных данных и субъективных форм, которые входят через различные схватывания в данную действительную сущность.
Если субъект занимает активную позицию, то за счёт «-ъекта» в составе «суперъекта» любая действительная сущность приобретает черты вещности, объективности и пассивности. Действующая и претерпевающая стороны одинаково важны, так как ничто не может действовать на других, не испытывая при этом обратного влияния.
Субъект и суперъект, это две стороны единой действительной сущности, и их черты скорее взаимодополнительны, чем противоположны. Связка субъект-суперъект детерминирует процессы в самих схватываниях и даёт им новый уровень единства, благодаря которому сущность становится больше похожей на организм. Эти действительные сущности, которые когда-то были субъективными, теперь стали объективными данными для новых субъективных сущностей. 
“…Бог и действительный мир совместно определяют характер творчества для начальной фазы нового сращения. Субъект, конституированный таким образом, есть автономный хозяин своего собственного сращения в субъект-суперъект. Он переходит из субъективной цели в сращении в суперъект с объективным бессмертием». (А. Уайтхед).

Субъективная форма
Важнейший вид субъективной формы – субъективная цель, которая есть у всех живых сущностей. Субъективная цель обладает побудительной силой в формировании действительной сущности. Она исходит из двух источников: самого субъекта и будущего, которое в значительной степени формирует само себя через настоящее. Эта субъективная форма при последующей интеграции определяется субъективной целью так, чтобы получить «удовлетворение» в завершённом субъекте.
Существует много разновидностей субъективных форм, таких как эмоция, оценка, цель, внимание, отвращение, сознание и др. «Субъективная форма — это непосредственная новизна; это то, как субъект чувствует это объективное данное» (А. Уайтхед, 1929).
Разделение между физическим и ментальным зависит от внесения новизны в событие. Действительная сущность, которая просто повторяет прошлое, является физической. Действительная сущность, которая отображает атрибуты ментальности, будет иметь новую субъективную форму. То есть субъективная форма, которая не просто повторяет прошлое, но добавляет что-то новое. Этот новый элемент вошел бы через свои концептуальные предпосылки.

7. Субъективность и личность
7.1. Субъективность — это просто непосредственное настоящее, из которого постигаются объекты. Таким образом, субъективность лишается своей синонимичности с сознанием. Сознание есть лишь очень частный случай субъективности. Следовательно, различие между субъектом и объектом есть временное различие. Все субъекты возникают из прошлых объектов, которые являются их данными и становятся объектами для будущих субъектов.
Если из восприятия вычесть сознание, то останется лишь голый акт принятия, включения объекта в некое субъективное единство, которое на ступени человека называется «я»,
Субъективность как всеобщая онтологическая характеристика не может целиком совпадать с человеческой субъективностью, которая представляет собой лишь частную форму ее.
Субъективность есть результат процесса и вместе с тем—его предпосылка, чтобы процесс имел начало, объективность должна стать «данностью», но «данностью» можно стать только «для» какого-либо субъекта.

7.2. Субъективистский принцип - становление есть становление субъективного единства, вбирающего в себя объективную данность, "стягивающуюся в единство опыта". Как только этот процесс заканчивается, событие теряет свое субъективное единство, действительность становится возможностью, данностью для нового становления. Таким образом, подлинная действительность проявляется в процессе самостановления, в ходе формирования опыта субъектов.
Носитель опыта как физическое существо бессознательно ощущает окружающий мир как что-то причинно воздействующее на него; как ментальное существо он отвечает новой (опять-таки не обязательно сознательной) интегрирующей реакцией, так что отчасти это самопорождающийся процесс, индивидуальное эстетическое достижение.
Не существует никакой неизменной субстанции, которая бы лежала в основе этого процесса становления, и не существует процессов, лишенных внутренней ценности, т.е. структуры чувства.

Сама причинность работает подобно восприятию. В восприятии есть много объектов, которые вызывают видение. Однако есть и субъективность в том, как эти объекты сведены воедино. (А. Уайтхед, 1929)
«Субъективистский принцип состоит в том, что данное в акте опыта может быть адекватно проанализировано исключительно в терминах универсалий» (А. Уайтхед, 1929).
Такое понимание восприятия опирается на онтологию качества субстанции. Онтология качества субстанции постулирует независимые субстанции, которые познаются через их причастность к универсальным качествам. Такое восприятие состоит в «схватывании универсального качества в акте определения конкретной субстанции».
Например, рассмотрим красный мяч. Мяч, который является субстанцией, является частным случаем ряда различных универсальных качеств, таких как качество сферической формы и красный цвет. Таким образом, знать мяч — значит осознавать конкретную реализацию мячом этих универсальных качеств.
Субъективистский принцип заключается в том, что субъекты, а не объекты, предоставляют первичные данные для восприятия. Так, первичной отправной точкой является субъективное переживание опыта, например «мое переживание этого камня как серого».
Чувства каузальной действенности обеспечивают ощущение непосредственности представления и вначале ощущаются точно так же. Субъект возникает из своего прошлого; субъективность производна от объективности.
Субъект, таким образом, должен пониматься как самосозидающий, продукт его собственного конструктивного функционирования, но это функционирование начинается с полностью зависимой деятельности по принятию в себя наследия отдельных существующих в своем прошлом. Метафизически это описывает начальную фазу сращения, посредством которой действительные событие наследует свое прошлое в форме физических восприятий.

7.3. Чувство как синоним схватывания.
Схватывание описывает как действительная сущность чувствует данные или объекты и представляет собой способ почувствовать данные в опыте. Положительное схватывание есть определенное включение объекта как данного во внутреннюю структуру субъекта.
Чувство становится синонимом схватывания. «Чувство, т. е. положительное схватывание, по существу есть переход, производящий сращение… «чувство — это присвоение некоторых элементов во вселенной компонентам реального внутреннего строения его субъекта». (А. Уайтхед).
Каждая действительная сущность понимается как акт опыта, возникающий из данных (datum). Это процесс чувствования многих данных, чтобы поглотить их в единстве одного индивидуального «удовлетворения». «Конечная фаза процесса сращения, составляющая действительную сущность, есть одно сложное и полностью определенное чувство. Эта последняя фаза называется «удовлетворение» (satisfaction)». (А.Уайтхед).
Процесс сращения состоит из «схватываний». Результат сращения схватываний - сатисфакция.
«Процесс продолжается до тех пор, пока все схватывания не превратятся в компоненты единой детерминированной интегральной сатисфакции» (А. Уайтхед).
Здесь чувство — это термин, используемый для основной родовой операции перехода от объективности данных к субъективности рассматриваемой действительной сущности (А. Уайтхед, 1929).
Это означает возникновение «стремления», которое в его высших проявлениях мы называем «видением». Всегда есть ментальность в форме «видения» и не всегда—ментальность в форме осознанной «интеллектуальности».
Схватывания предоставляют реальным существам связь с любым другим объектом во вселенной.
Схватывание это не жестко детерминированной процесс и Вселенной присуща свобода воли.
Процесс, есть процесс чувствования, и мышление - лишь особая форма чувствования. Конечным результатом сращения схватываний является сатисфакция. «Процесс продолжается до тех пор, пока все схватывания не превратятся в компоненты единой детерминированной интегральной сатисфакции».
Жизнь направленной на увеличение собственного удовлетворения, что делает возможным подъем жизни. Активность субъекта направлена на достижение тройной цели - жить, жить хорошо и жить лучше.

7.4. Личность. 
Категория свободы и определенности. Сращение каждой индивидуальной актуальной сущности определено изнутри и свободно снаружи. В каждом сращении все, что определяемо, определено, но решение (decision) насчёт данного сращения всегда остаётся за «субъект-суперъектом» (subject-superject)
За пределами этого синтеза «субъект-суперъек» ничего нет – он и есть весь универсум. Это окончательное решение есть реакция единства целого на собственную внутреннюю определённость. Эта реакция есть конечная модификация эмоции, оценки и цели. Но решение целого возникает из определения частей так, чтобы строго соответствовать им.

«Ведение человеческих дел полностью зависит от нашего признания предвидения, определяющего цель, и цели, вытекающей из поведения» (А. Уайтхед, «Функции разума», 1929).
Необходимо, чтобы были представлены реальные, но иные возможности для настоящего момента. И эти различные возможности должны быть испытаны с точки зрения их ценности или ценности для настоящего момента. Кроме этого, должно быть решение, в котором возможность предвидения становится целью или задачей на данный конкретный момент.
Для того, чтобы цель воплотилась в поведении, субъект должен быть свободен для той оценки и решения, которое приводит к действию. Это говорит о том, что в человечестве существует стремление к новизне.

8. Высшие формы жизни и ценности

«Наличие сознания в значительной степени является эмпирическим вопросом; там, где есть новизна в событии (event), а не простое повторение прошлого, там есть ментальность, и у некоторых, более высоких форм жизни, этот ментальность может в конце концов образовать особое выражение сознания. Этот взгляд на природу требует, чтобы событие создавало себя, то есть события самотворны (self-creative)». (А. Уайтхед).
Отличительной чертой высших форм жизни является то, что они активно участвуют в изменении своего окружения. Все сущности обладают некоторой степенью свободы или творчества , даже небольшими, что позволяет им хотя бы частично быть самоуправляемыми.
Идеал, сам ощущаемый, определяет, какое «я» должно возникнуть из данного; и идеальное также является элементом самости, которая возникает таким образом.
"Субъективные формы концептуальных схватываний несут энергию Вселенной, посредством которой каждое событие частично переносит себя в будущее".
Субъективность настоящего события (present event) cхватывает как объекты в его прошлом, представляющие данность его положения, так и возможности его будущего, и объединяет их в новое бытие. Это немедленно вводит ценность и цель в природу.

Ценность вводится потому, что необходимо сделать выбор в отношении того, каким образом прошлое будет перенесено в будущее. Необходимо сделать выбор в отношении ценности определенных возможностей для будущего мероприятия. Эти выборы основаны на их значимости для существа.
Однако среди всех возможностей, существующих для возникающей действительности, одни возможности должны быть лучше других.
Ценности как идеалы или "вечные объекты" божественной природы, приобретающие свое значение в отношении к миру фактов, получающих завершение, воплощаясь в "действительных сущностях", что превращает ценность во внутреннюю реальность явления, связанную не только с человеческим деянием.
Красота - это внутренняя конформация различных предметов опыта друг с другом, для производства максимальной эффективности. Таким образом, красота касается взаимосвязей различных компонентов Реальности, а также взаимоотношений различных компонентов Видимости, а также отношений Видимости с Реальностью. Таким образом, любая часть опыта может быть красивой. Телеология Вселенной направлена на производство Красоты. (А. Уайтхед, 1933)
Цивилизованное общество проявляет пять качеств истины, красоты, приключений, искусства, мира.

9. Философия организма

Поскольку «событие», поставленное на место статичной субстанции, имеет временной и процесуальный характер, то оно органично. Поэтому понятие материи, подлежит замене понятием организма.
«Организм» предстает, как понимаемый в духе панпсихизма акт, в котором задействована и живая, и считающаяся неживой, материя, субъективное и объективное.
Философия субстанции предполагает наличие субъекта, который затем встречает данные и затем реагирует на данные. Философия организма предполагает данное, встречающееся с чувством и постепенно достигающее единства субъекта (А. Уайтхед, 1929).
Любая действительная сущность есть органический процесс. Она есть то же самое для микрокосма, что и вселенная для макрокосма. Становление мира есть процесс. Единство вселенной и каждого ее элемента повторяют себя в креативном процессе; «каждое создание включает в себя полноту истории».

«В философии организма считается, что понятие «организм» понимается в двух смыслах взаимосвязанных, но интеллектуально разделимых, а именно: микроскопическом и макроскопическом. Микроскопический смысл связан с формальным конституированием действительного случая, рассматриваемого как процесс реализации индивидуального единства опыта. Макроскопический смысл связан с данностью действительного мира, рассматриваемого как упрямый факт, который одновременно и ограничивает, и обеспечивает возможность действительного случая». (А. Уайтхед, 1929).

Если в философии Канта, мир происходит из субъекта, то в философии организма, наоборот, субъект происходит из мира. «Философия организма переворачивает этот анализ и объясняет этот процесс как движение от объективности к субъективности, от объективности, благодаря которой внешний мир есть данность, к субъективности, посредством которой возникает индивидуальный единый опыт».
В философии организма «субъект возникает из мира, а само понятие «субъекта» заменяется понятием «суперъекта». Этот суперъект - остаток, который оставляет после себя случай.
Действительная сущность одновременно представляет собой и испытующий субъект и суперъект испытываемого. Она есть субъект-суперъект (subject-superject), и ни одна половина этого описания не должна быть потеряна из виду.
Действительную сущность следует рассматривать как субъект, управляющий своей собственной непосредственностью становления, и как суперъект, являющийся атомарным творением, осуществляющим свою функцию объективного бессмертия. Он стал «творением»; и он принадлежит природе каждого «бытия», и является потенциалом для каждого «становления». (А. Уайтхед, 1929).
Гносеология «философии организма».
Разум в мире должен проявлять себя не только "прагматически" (как средство целесообразной практической деятельности), но и "спекулятивно", исходить из "незаинтересованного любопытства", позволяющего "прорваться" к подлинной реальности: поставить пределы умозрению означает предать будущее".
Систематизируя само накопленное знание, мы способны раздвигать границы собственных возможностей, выходить в область идей, рожденных силой воображения.
Цель научного мышления- видеть общее в частном и вечное в преходящем.
Наука имеет заложенные к этому синтезу интенции, но сама не способна его осуществить. Отсюда необходимость метафизики, "спекулятивной" философии, которая должна дать интерпретацию каждому элементу опыта, объяснить значение абстракций, установить связи между концептами посредством выявления их подлинного эмпирического содержания, выработать систему общих идей, т.е. завершить усилия разума постигнуть природу Вселенной. Наука невозможна без философского мышления, как бы она не противилась этому. 

 

 

 

Творческий Абсолют

Сайт о психологии творчества
------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Творческие люди

Творческий Абсолют

Творчество

Креативный менеджмент

 

Тесты и материалы

Развитие остроумия

Творческая экзистенция

Работы авторов

 

Добавить работу

О проекте

Творчество в таблицах

Мифы о творении