Позитивизм (от лат. positivus - положительный) – философское направление, зародившееся в 30-е – 40-е годы XIX в. и утверждающее, что подлинное, надёжное и ценное знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук. При этом философия, опираясь на достоверные научные знания, выполняет лишь роль их синтетического объединения.
По мнению позитивистов, философия должна исследовать только факты, а не их внутреннюю сущность, освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств, опираться на научный метод.
Позитивизм основывается на эмпиризме, восходящим к Ф. Бэкону и является прямым наследником эпохи Просвещения, которая
рассматривает науку как квинтэссенцию разума. Такие мыслители, как Анри де Сен-Симон (1760-1825), Пьер-Симон Лаплас (1749-1827) считали, что общая наука и есть положительная философия, а научный метод , должны заменить метафизику.
Успехи науки конца 18 и начала 19 вв. привели к утверждению сциентизма, представляющему научное знание наивысшей культурной ценностью, а идеалом научного знания результаты и методы естественных наук.
Позитивизм, возникает как альтернатива двум идейным течениям:
1. Классической философии познания, перегруженной такими метафизическими конструкциями, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”, “идеальное”.
2. Чистому механицизму и упрощенному детерминизму
Основоположником позитивизма явился француз, ученик Сен Симона, Огюст Конт (1798-1857), который в своём «Курсе позитивной философии» (1830-1842) провозгласил разрыв позитивной науки с умозрительной философией.
О. Конт сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой стадии все явления объясняются на основе религиозных представлений, на второй сверхестественные факторы в объяснении природы заменяются сущностями и причинами. На третьей позитивной стадии на первый план выходит деятельность отдельных наук, эмпирическим путём изучающих конкретные области действительности.
Последователями О. Конта были английские философы Дж. Милль и Г. Спенсер.
1. Антиметафизическая установка. Неприятие абстрактных сущностей и "метафизики", под которой понималась вся классическая философия Нового времени. Отказ от метафизического, интроспективного и интуитивного знания которое не может быть проверено чувственным опытом. Метафизические рассуждения, являются устаревшим и бесплодным типом мышления, от которого нужно очистить как науку, так и человеческое мышление.
2. Подлинное знание дают только позитивные науки. Наука имеет дело лишь с конкретными предметами, изучать которые можно лишь конкретными методами. Знание основано на природных явлениях и их свойствах и отношениях.
3. Отрицание причинности, в природе её нет, есть лишь регулярности, с которыми события одного рода следуют за событиями другого рода. Наука не должна быть связана с вопросом «почему», она долж¬на лишь устанавливать законы того, «как» ведут себя явления и вещи.
4. Наука должна описывать и регистрировать факты, а не объяснять их. Объяснения не играют важной роли, они помогают только уяснить и организовать данные. Наблюдения и факты обла-дают приоритетом перед теоретическими положениями, которые являются гипотетическими.
5. Обоснованное несомненное или истинное знание может быть только апостериорным. Знания должны быть основанными на наблюдениях, данных опыта и на ощущениях.
6. Упор на верификацию. Любое высказывание должно отсылать к опыту, который мог бы подтвердить его. Истина понимается как совпадение высказываний с непосредственным опытом человека. Высказывания должны иметь ясный критерий своей истинности.
7. Тезис о единстве наук. Общество, как и в физический мир, функционирует в соответствии с общими законами. Все науки, как естественные, так и социально-гуманитарные, должны использовать единые научные методы наблюдения и обобщения данных, выдвижения гипотез и их эмпирической проверки.
1. Первый, классический позитивизм
Огюст Конт (1798 - 1857), французский философ, родоначальник позитивизма
Джон Милль (1806 — 1873 ), британский философ и социолог, экономист, основатель утилитаризма
Герберт Спенсер (1820 - 1903), английский философ и социолог
2. Второй позитивизм. Эмпириокритицизм.
Эрнст Мах (1838—1916), австрийский физик, механик, один из основателей эмпириокритицизма (махизм).
Рихард Авена́риус (1843—1896), швейцарский философ, один из основателей эмпириокритицизма.
Пьер Дюгем (1861 — 1916), французский физик, механик, математик, философ
Лю́двиг Бо́льцман ( 1844 — 1906), австрийский физик-теоретик, доктор философии
Анри Пуанкаре́ (1854 — 1912), французский математик, механик, физик, астроном и философ.
3. Третий позитивизм: Неопозитивизм. Логический позитивизм, логический эмпиризм.
Первый Венский кружок:
Ханс Хан (1879—1934), австрийский математик.
Отто Нейрат (1882 — 1945), австрийский философ, социолог и экономист.
Ри́хард фон Ми́зес (1883—1953), математик и механик австрийского происхождения.
Филипп Франк (1884 - 1966), физик, математик, философ.
Второй Венский кружок:
Мориц Шлик (1882 — 1936), немецко-австрийский философ, один из лидеров логического позитивизма.
Курт Гёдель (1906—1978), австрийский логик, математик и философ математики, известный сформулированной и доказанной им теоремой о неполноте.
Рудольф Ка́рнап (1891 — 1970), немецко-американский философ и логик, ведущий представитель логического позитивизма.
Ханс Хан, Отто Нейрат, Филипп Франк, участники первого Венского кружка.
Ка́рл Гу́став Ге́мпель (1905 — 1997), немецкий и американский философ.
Ханс Ра́йхенбах ( 1891 — 1953), немецко-американский философ.
Герберт Фейгль ( 1902 – 1988, австрийский философ.
Фридрих Вайсман (1896 - 1959), австрийский математик , физик и философ.
Виктор Крафт (1880 - 1975), австрийский философ.
Эдгард Цильзель (1891 – 1944), австрийско-американский философ, социолог, историк.
Бела Юхос ( 1901 -1971), австро-венгерский философ.
Феликс Кауфман (1895— 1949), австро-американский философ, теоретик права.
Карл Ме́нгер (1840 - 1921), австрийский экономист.