Представление о Восьми бессмертных сложилось в первых веках н.э., но как канонизированная группа даосских святых увердилась примерно в конце 11 века. Состав и иерархия восьмерки несколько раз менялись, так первоначально главным персонажем был Ли Тегуай, а позднее ее возглавил Люй Дунбинь.
К наиболее почитаемым Посленебесныv (хоу тянь) божествам, которые обрели вечную жизнь, относятся восемь святых даосского пантеона, «восемь бессмертных» (ба сянь) — Люй Дунбинь, Ли Тегуай, Чжунли Цюань, Чжан Голао, Цао Гоцзю, Хань Сянцзы, Лань Цайхэ, Хэ Сяньгу.
Известны многочисленные предания о восьми бессмертных — об их путешествии за море, о посещении ими богини Сиванму. Так, часто изображаются на пересекающими море на лодке.
Все они обладали различными чудесными способностями, например умением превращаться в различные предметы и в животных , вызвать дождь и снег, выращивать в снегу цветы, ходить по воде. Согласно мифам, они не едят злаков, пьют росу, вдыхают ветер, ездят на облаках, управляют крылатыми драконами и странствуют за пределами Четырех морей -Китая.
Каждый из Ба сянь олицетворяет одно из состояний человеческого существования: мужской пол, женский пол, старость, юность, бедность, богатство, благородство и ничтожество.
1. Люй Дунбинь (呂洞賓) (Люй Янь) — даосский патриарх, а также легендарный исторический персонаж, считается главным из Восьми Бессмертных, хотя и оспаривает эту позицию с Чжунли Цюанем.
Его изображают с мечом, рассеивающим зло и мухогонкой, отгоняющей злых духов. Также встречаются изображения Люя с младенцем на руках; такие картины означают пожелания иметь сыновей, и он ассоциируется с Фу-сином.
Его описывают также как очень доброго старика с чайником, продающего растительное масло. Он является также покровителем литературы и парикмахеров.
По легенде, в момент зачатия к его матери спустился белый журавль, благодаря чему Люй «от рождения имел шею журавля, спину обезьяны, туловище тигра, лик дракона, глаза феникса, густые брови и черную родинку под левой бровью. Эта удивительная внешность помогала ему близко подбираться к злым духам и успешно бороться с ними.
Люй Дунбинь родился в 796 году и в момент его появления на свет, вокруг появился аромат благовоний.
Он жил во время династии Тан (618 — 907) и называл себя Мастером Чистого Ян (Чуньян-цзы). В своей жизни Люй Дунбинь был учёным, служил окружным судьёй, но вскоре разочаровался и удалился в горы Лушань.
Там он и встретил бессмертного Чжунли Цюаня, который десять раз испытал Люя, после чего признал его своим учеником. Там же Люй Дунбинь проходил свои знаменитые Десять испытаний, чтобы заслужить право на бессмертие.
Однажды он встретил Чжунли Цюаня, и стал учить магии, фехтованию и искусству становиться невидимым. Даос владел чудесным мечом, с помощью которого усмирял демонов, побеждал драконов и тигров. Он помог многим другим стать бессмертными
Согласно легенде, Чжунли Цюань дал ему свою подушку. Однажды Люй поставил вариться кашу из жёлтого проса, положил голову на подушку и задремал. Ему приснился знаменательный сон, как он женился на дочери уважаемого богача, у него родились сын и дочь. Потом он дослужился до премьер-министра, однако завистники стали обвинять его в преступлениях, он вынужден был уйти в отставку, жена его обманула, дети его были убиты разбойниками и он потерял всё своё состояние. Умирая нищим на улице, он вдруг проснулся.
Восемнадцать лет жизни вместилось в сон, который длился несколько минут, пока варилась каша. Чжунли Цюань объяснил ему через этот сон тщетность и пустоту повседневной жизни.
На горе Хэ, ему был вручён «Меч чудесного могущества», и после этого он стал осваивать секретные формулы даосской школы Шанцин (Высшей Чистоты).
В 50 лет Люй достиг бессмертия, а затем долгое время странствовал по свету, с помощью меча избавляя людей от горя и зла.
Он владел чудесным мечом, с помощью которого усмирял и карал демонов, притеснявших простой народ, побеждал драконов и тигров.
Кроме того, у Люй Дунбина была великолепная память. За один день он мог запомнить десять тысяч иероглифов.
Люя часто изображают с мальчиком на руках, потому что, встречая мужчин и женщин, он всем желает сыновей.
2. Ли Тегуай (李鐵拐) - (Ли Железный Посох), также «Железная клюка Ли», самый древний из Восьми бессмертных и один из наиболее популярных персонажей народного даосизма. Известен как врач и учёный, защитник больных, покровитель магов и астрологов, который изображался с волшебной тыквой-горлянкой и железной клюкой.
По легендам, он является учеником и современником Лао-цзы, однако его сопоставляют с реально существовавшим человеком, жившим в VII—VIII веках. Известный также под именами Пустоглазый Ли.
В народе Ли Тегуай известен как врач, носящий свои снадобья в тыкве-горлянке. Нефритовый император даровал ему бессмертие за многочисленные благородные поступки.
По легенде, Ли Тегуай оставил своё физическое тело в пещере Даншань (Dangsban), в провинции Аньхой на попечение ученика, и отправился к Лао-цзы, а свою телесную оболочку оставил на попечение ученика; перед уходом он предупредил, что будет отсутствовать семь дней (алхимический цикл превращения), а если не вернется, его тело следует сжечь. Ученик ждал шесть дней, но на седьмой получил известие о тяжкой болезни своей матери; как и подобает почтительному сыну, он поспешил домой, а тело учителя сжег.
Вернувшись, Ли Тегуай обнаружил, что его тело сожжено. В это время недалеко умер от голода хромой нищий, и Ли Тегуай перешёл в его тело. С тех пор он приобрел вид хромого нищего. По некоторым легендам, именно Лао-цзы воскресил его из пепла и повязал ему лоб золотым обручем.
Внешне он выглядит как одноногий нищий-попрошайка с черным от грязи лицом, круглыми глазами, всклокоченной бородой и волосами, схваченными золотым обручем, полученным от его наставника.
В руках он держит железный посох, на который опирается, поэтому получил прозвище «Железная клюка Ли». Железный посох Ли мог превращаться в различные предметы и в животных: так, когда Ли переплывал реку на листке бамбука, посох превратился в дракона и вынес своего хозяина на берег.
Еще одним постоянным атрибутом Ли служила тыква-горлянка; в этой тыкве он носил чудесные снадобья и лекарства, излечивавшие от всех болезней. Ли Тегуая почитали как покровителя аптекарей и магов, а его изображения использовались как вывески аптекарских лавок и даже питейных заведений.
Считалось, что чем больше кажутся его физические страдания, тем более действенными становятся его лекарства.
По другим сведениям, он родился во времена династии Чжоу, его звали Ли Юань, и он учился у Лао-цзы и богини Сиванму. Он 40 лет занимался практикой и медитациями, не зная сна и отдыха. Он мог уменьшаться так, что ночевал в своей тыкве-горлянке.
3. Чжунли Цюань (鐘離權) (Хань Чжунли), - один из старейших из восьмерки даосского пантеона. По одной из версий, считается главным в группе и является обладателем эликсира бессмертия. Изображается с опахалом, красивым, высокого роста весь покрытый татуировкой и с курчавыми волосами. Он был почитаем не только как бессмертный маг, но и как охраняющий от любых неприятностей на военной службе и попавших в трудную ситуацию.
Он является обладателем эликсира бессмертия и владеет волшебным опахалом, считается, что с помощью его он может возвращать жизнь умершим.
Его называют также Ханьский Чжунли, так как он родился во время династии Хань.
В преданиях говорится, что его мать получила благую весть-пророчество, что родит необыкновенного ребёнка, который станет «великим бессмертным».
Ребёнок родился на вид как трёхлетний. Голова была большой и круглой, кожа — цвета киновари, уши толстые, брови длинные, руки тоже длинные. Ребёнок первые семь дней после своего появления на свет ни разу не заплакал и ничего не ел.
В даосизме его звали также Чжэньян Цзуши первый мастер Истинного Ян. Он также назывался Мастером Облачного Зала Чжунли Цюань является одним из основателей даосской школы Цюаньчжэнь.
Во время династии Хань Чжунли Цюань был генералом и поэтому считается покровителем солдат. Чжунли Цюань познал даосизм во время службы в действующей армии императора эпохи Сун. Он был непобедим, но однажды другой бессмертный, хромой Ли Тегуай, подсказал противнику, как одолеть полководца. Сам же, опираясь на железную клюку и размахивая тыквой-горлянкой, в которой хранил целебные снадобья, ушел к реке. Там сел на листок бамбука и спокойно переплыл на другой берег.
Когда победоносный генерал потерпел поражение в сражении с племенами Цян, он, не перенеся позора, ушел в горы. Там Чжунли Цюань встретил Владыку Востока Ван Сюанпу, который обучил его даосской алхимии, боевым искусствам и врачеванию.
Однажды перед ним раскололась каменная стена, и он увидел нефритовую шкатулку, где оказались наставления о том, как стать бессмертным.
Однажды ему было небесное знамение, перед ним распахнулась каменная стена, и в пещере он обнаружил нефритовую шкатулку, а в ней — наставление, как сделаться бессмертным. Чжунли понял, что получил знак посвящения в бессмертные от самого Нефритового Императора. Когда он исполнил в точности это наставление, к нему спустился журавль сяньхэ и унес Чжунли на небо.
4. Хань Сян-цзы (韓湘子) (Хань Сян), китайский философ, один из Восьми бессмертных в даосском пантеоне. Его учителем был патриарх Люй Дунбинь. Считается, что Хань Сянцзы был волшебником и обладал магическими знаниями.
Он отличался веселым нравом и привлекательной внешностью. Его изображают красивым юношей, который играет на флейте. За эту красоту Хань Сянцзы ассоциировался с женщиной, и на изображениях ему придавались женские черты.
Родился и жил при династии Тан. Известен как внучатый племянник или внук знаменитого государственного деятеля, учёного и поэта Хань Юя (768—824). Хань Юй однажды посвятил три стихотворения своему племяннику Хань Сяню, где и прозвал его «Цинфу».
Хань Юй возлагал большие надежды на своего племянника. Согласно одной из легенд Хань Сян служил в качестве чиновника в министерстве юстиции. Дядя поручил своему внучатому племяннику изучать конфуцианства, но Хань Сян вместо этого совершенствовался в учении даосизма и, в конце концов, сбежал из дома и отправился искать истину в дао.
В различных источниках содержатся разные рассказы о Хань Сяне и его дяде Хань Юе.
В одном из них говорится, что Хань Юй женил своего племянника на Линь Луин, дочери ученого Линя, в надежде, что Сян-цзи забудет своё стремление к даосизму и будет больше интересоваться мирскими делами. Однако Хань Сян-цзи даже не дотронулся до своей жены, и через несколько лет сбежал из дома, чтобы стать учеником бессмертных даосов Лю Дунбиня и Чжунли Цюаня. Когда Хань Сян-цзи стал, наконец, бессмертным, он вернулся на родину, чтобы освободить своего дядю, тетю и жену, то есть помочь им тоже стать бессмертными.
После нескольких неудачных попыток сломить конфуцианское упрямство Хань Юя, Сян-цзи, наконец, избавил его после того, как спас ему жизнь во время метели в Лангане. Позже он спас жизнь и своей тёте, и своей жене.
В литературе упоминается, что однажды на банкете, когда Хань Юй увещевал Хань Сяна, чтобы тот оставил даосизм, Хань Сян продемонстрировал мощь дао, выпив огромное количество вина до конца и не пьянея. В другом случае, Хань Сян продемонстрировал перед Хань Юем свою особую способность менять цвета пионов.
Однажды он по просьбе императора во время засухи вызвал дождь и снег. А в другой раз во время пира он наполнил таз землей и на глазах у присутствовавших вырастил чудесные цветы, на которых виднелись золотые иероглифы, образующие пророческое двустишие.
Говорится, что Хань Сян ходил всё время с волшебной флейтой, и от его флейты расцветало всё вокруг. Хань Сян умел делать вино из воды и выращивать зимой цветы. Его обычно изображают с корзиной цветов в руках и почитают как покровителя садовников.
Он также считается покровителем музыкантов и флейтистов.
Однажды он пытался взобраться на священное дерево за персиком бессмертия, однако упал и разбился — и в тот же миг превратился в бессмертного.
Мудрый не тот, кто много размышляет о великом, - говорил Хань Сян-цзы, - а тот, кто мало думает о мелочах.
5. Цао Гоцзю (曹國舅) или Королевский дядя Цао даосский бессмертный- родной дядя императора Сун.
Цао Гоцзю изображают в красной форме и головном уборе чиновника высокого ранга с кастаньетами (пайбань) в руках и с нефритовой табличкой.
Он но мечтал о познании Дао и однажды отправился странствовать по свету.
Цао Го-цзю, жил при дворе, но презирал богатство и знатность и мечтал лишь о «чистой пустоте» даосского учения, однажды попрощалсяс и отправился странствовать по свету. Когда Цао покидал дворец, император предложил ему золота, чтобы он мог содержать себя в пути, но Цао с достоинством отказался. Тогда правитель дал ему золотую пластину с печатью и надписью: «Гоцзю повсюду может проходить, как сам государь».
Переправляясь как-то через реку Хуанхэ, Цао Гоцзю предложил лодочнику эту пластину вместо оплаты. В лодке находился странствующий даос, который укорил Цао за гордыню.
Цао Гоцзю понял, что перед ним не обычный человек, и выбросил пластину в реку. Этим даосом оказался сам Люй Дунбинь, он увидел чистоту помыслов Цао и взял его с собой странствовать.
Цао Гоцзю просто бродил по стране. Но однажды Лань Цайхэ подарил ему свои кастаньеты. И Цао стал петь, плясать, строить удивительные рожи. Eго почитают как покровителя актеров и мимов.
6. Чжан Голао (張果老) (Чжан Го), – один из Восьми Бессмертных даосского пантеона, учитель и совершенный мастер. Это самый старший по возрасту из бессмертных. Чжан Голао являлся волшебником, предсказателем будущого и покровителем стариков. Он готовил настойку из трав, которую давал другим бессмертным
Чжан Голао ассоциируется с реальным человеком, жившем при династии Тан. Уже при танской императрице У-хоу (684—705) ему было несколько сотен лет. Он утверждал, что был министром при легендарном императоре Яо.
Однажды императрица У пригласила Чжан Голао ко двору, и он принял приглашение, но, не желая посещать двор, он разыграл сцену своей смерти. Он также отказался взять в жёны дочь императора Сюань-цзуна и получить от него титул министра.
Согласно легендам, Чжан Голао человек, который «никогда не рождался» — его никто не знал ребенком, никто не встречал его родственников; по одной из легенд, маг Шэ Фашан поведал танскому императору Сюаньцзуну, при дворе которого подвизался Чжан, что этот даос — дух белой летучей мыши, возникшей из хаоса в пору сотворения мира, во время разделения мира Пань-гу. О Чжане рассказывали, что он время от времени умирал, его оплакивали и хоронили, но потом его гроб чудесным образом оказывался пустым и он воскресал.
Он обычно изображается верхом на своём белом муле, сидящим лицом назад, то есть спиной к направлению движения. У него длинная белая борода а в руках бамбуковый барабан или трещотки в форме трубки и с двумя железными прутьями или молотками. Также его рисуют с пером феникса или персиком, символизирующим бессмертие.
Чжану приписывались способности предвидеть будущее и помнить о событиях далекого прошлого, поэтому со временем он стал почитаться как покровитель молодоженов (хранитель народной памяти, воплощенной в браке и детях). Услугами мага пользовались все императоры, ибо он мог предсказывать будущее и все помнил о прошлом.
Чжан ездил на белом муле, способном пробежать за день 10 000 ли (5000 км), причем сидел он на своем животном лицом к хвосту. В конце дневного пути Чжан слезал с мула и складывал животное в бамбуковую трубочку, как если бы оно было из бумаги, а не из плоти и крови. Следующим утром он доставал сложенного мула из трубочки, брызгал на него водой — и мул оживал. Чжан садился на него почему-то лицом к хвосту и продолжал путь.
Чжан Голао жил на горе Тяошань около Хэнчжоу . Ему даровал бессмертие Ли Тегуай. Чжан Голао оставил своё физическое тело в районе горы Хэншань (恒山), где был построен храм Цися в его честь.
Поскольку бессмертный Чжан - старец, он является покровителем стариков.
В даосской традиции принято размещать его статую в доме или спальне пожилого человека, в помощь прожить долгую жизнь и получить естественную смерть.
Его изображение на муле с бамбуковой трещоткой в руках — или подносящим младенца, принято было вешать в покоях молодожёнов. молодых.
Также изображение Чжан Голао на муле можно найти в даосских брачных часовнях.
7. Лань Цайхэ (藍采和) — один из Восьми Бессмертных в даосизме, наиболее экстравагантный персонаж восьмерки. Почитается он как покровитель музыкантов, торговцев цветами и садовников.
Предполагают, что он жил в поздние года эпохи Тан (618 – 907). По одной версии в прежней «земной» жизни он был сановником, по другой – актером.
Обычно изображается как мужчина или как женщина с корзиной цветов, но чаще как молодой юноша несколько женственного вида с бамбуковой корзиной цветов. В корзине за спиной — различные цветы, хризантемы, ветки бамбука или персиков, выражающие идею бессмертия .Существуют изображения, на которых он — человек в возрасте.
Он бродил по стране в синем рваном платье, на одной ноге был сапог, а другая — босая. Летом он ходил в шерстяной рубашке и утеплял халат ватой, а зимой валялся и спал на снегу.
Он бродил по городским базарам, распевал веселые песни, которых он знал великое множество, сочинял стихи и пил вино. Он игнорировал всё вокруг и постоянно веселился. Его веселье охватывает всех окружающих.
За это люди подавали ему монеты, которые Лань Цайхэ нанизывал на длинный шнур и таскал за собой, волоча монеты через пыль и лужи. Когда верёвка обрывалась, Лань Цайхэ идёт дальше как ни в чём не бывало. Когда у него появлялись деньги, он покупал вино и угощал всех вокруг.
Были у него еще и кастаньеты. Но, встретившись с другими бессмертными, он подарил им свои кастаньеты, оставив себе только корзину с хризантемами. Поэтому он и стал покровителем садоводов.
Легенда рассказывает, что он напоил всех бессмертных, и они перешли от внешней алхимии к поиску бессмертия, исходя из внутренних сил.
Лань достиг просветления около озера Хаолянь. Однажды, когда он кутил в лавке близ озера, за ним прилетел журавль, с которым он исчез в облаках, сбросив с себя единственный сапог, рваное синее платье и бамбуковые трещотки.
8. Хэ Сяньгу (何仙姑) (Бессмертная Хэ) - единственная среди бессмертных женщина. Она почитается как богиня девственности и чистоты, как покровительница садоводства, домашнего очага и домохозяек.
Обычно Хэ Сяньгу изображают юной девой с цветком белого лотоса (символа чистоты) на длинном стебле, изогнутом подобно жуи - священному жезлу исполнения желаний или корзиной цветов и с флейтой из персикового дерева. Также встречаются изображения Хэ с бамбуковым черпаком
Она родилась в богатой семье в городе Джэнчен провинции Гуандун.
В пятнадцать лет она увидела вещий сон: во сне ей явился святой и научил питаться слюдяной мукой, чтобы сделаться лёгкой и подготовить тело к обретению бессмертия. После этого она поклялась не выходить замуж. Повзрослев, она покинула дом и отправилась странствовать по свету, ревниво блюла девственность.
Хэ повстречалась с Люй Дунбинем, который стал за ней ухаживать, на самом деле желая приобщить к Дао. Позднее, получив от него учение, она смогла перелетать через горы и собирать дикие фрукты, зарабатывая себе и своей матери на жизнь. Впоследствии Люй Дунбинь подарил ей персик с острова бессмертных Пэнлай и обучил, как надо владеть энергиями, используя женское начало инь. По просьбе Люя Нефритовый император причислил Хэ к Восьми бессмертным.
Став бессмертной, она подметала персиковые лепестки у ворот дворца на островах бессмертных Пэнлай: там росло персиковое дерево, которое цвело раз в 300 лет, и лепестки во время цветения засыпали проход через небесные врата. Поработав на небе, она снова спускалась на землю. Она умела обходиться без еды, предсказывала судьбу и покровительствовала домашнему хозяйству.
В городе Гуанчжоу имеется храм Хэ Сяньгу, где ей поклоняются на седьмой день третьей луны китайского календаря.
Каждый из бессмертных жил сам по себе, но иногда они собирались вместе. Однажды их пригласила царица Запада Си Ванму. Там они всласть попировали и отправились в гости к владыке Востока.
На пути их было Восточное море. Но даже водная бездна была бессмертным нипочем. Каждый пустился вплавь на том, чем владел: кто на кастаньетах, кто на железной клюке, кто на корзине, кто на осле. Все это оказалось непотопляемым.
Изображения Восьми бессмертных – один из самых излюбленных мотивов искусства Китая,