Китайская мифологическая система включает древнекитайскую, даосскую, буддийскую и народную мифологию и отличается большим количеством богов, божеств и легендарных правителей.
Тянь («Небо») - в архаической традиции абстрактное верховное божество, наделяющее царя, а позднее императора правом управлять на земле от своего имени и дарующее ему титул «Сын Неба».В народной мифологии небо — место обитания пантеона во главе с Нефритовым императором Юйди
Боги понимаются как энергии или принципы, раскрывающие, имитирующие и распространяющие путь верховного бога небес Тянь и являющиеся проявлениями Ци, силы Неба.
В текстах конфуцианства утверждается, что «Небо — владыка сотен божеств».
Тяньди (Тянь-ди) - (Тянь – небесный, ди - правитель, государь и император), «Божество Неба», «Император Неба» и активный Бог Небес, в китайской народной мифологии верховное божество, глава божеств и духов. Тяньди является одновременно трансцендентным и имманентным, находится в центре Неба и приводит в движение творение. Как абстрактное существо Тяньди играл менее значительную роль, как объект поклонения и религиозных обрядов, чем подчинённые ему божества, приближенные к реальной жизни.
В разные времена верховное божество Тайди (Тай – великий, ди – правитель), носило название Шанди, Юди и Тайи ("Великое Единство"), который в мифических образах держит ковш Большой Медведицы , обеспечивающий движение жизни в мире.
Тай-и (Тай – великая, и – единица), Великое единство, Великий единственный —абстрактное верховное божество.— В наиболее раннем упоминании о Тай-и, Цюй Юаня (IV в. до н.э.), он описывается как небесное божество, держащее в руках длинный меч, ножны которого украшены сверкающим нефритом.
Космические боги и верховные божества Древнего Китая
1. Паньгу — в древнекитайской мифологии мифический первопредок, первый человек на земле, рожденный вследствие взаимодействия верховных сил вселенной инь и ян. Мифы о Пань-гу зафиксированы письменно только в III в. н. э.
Согласно китайским мифам Пань-гу топором раделил землю (Инь) и небо (Ян), а затем из его тела возникла Вселенная и все сущее.
2. Фуси — повелитель Неба, представлялся существом с телом змеи или дракона, но с человеческой головой.
Рождение Фу Си было чудесным. Его мать забеременела, ступив ногой в след духа грома, великана Лэй Шэня, по дороге к берегу озера Лэйцзэ.
В мифах о пяти императорах, Фу Си — легендарный первый император Китая, божество — повелитель Востока. Его временем года была весна, помощником был дух дерева Гоуман, державший в руках циркуль, который Фу Си изобрёл. Цветом Фу Си был зелёный.
Супругой Фу Си была его сестра, богиня Нюйва. Согласно принятой конфуцианской модели летоисчисления, Фу Си правил 115 лет с 2852 по 2737 год до н. э. Он правил Фуси считается одним из основных культурных героев Китая, научившего людей рыболовству и создателем первых 8-ми триграмм, заложившим основу китайской иероглифической письменности.
3. Нюйва - великая богиня китайского пантеона, правительница земли, женское божество – прародительница человечества, избавительница мира от потопа, богиня сватовства и брака. Нюйва часто изображается вместе с Фуси в виде женщины и мужчины, с головой и руками человека и переплетенными драконьими хвостами. В руках, на одних рисунках, она держит циркуль, на других – луну с изображением жабы.
В китайской транскрипции её имя читается как «Ню Гуа» (женщина Гуа), где Гуа обозначает некое улиткообразное существо. Согласно древнекитайским воззрениям, некоторые моллюски, насекомые и рептилии, способные менять кожу или панцирь (домик), обладают силой омоложения и даже бессмертия. Поэтому и Нюйва (женщина Гуа), переродившись 70 раз, преобразовала этими своими изменениями Вселенную, а образы, которые она принимала в своих перерождениях, дали начало живущим на земле существам. Божественность Нюйвы была так сильна, что даже из её внутренностей родились 10 божеств.
Супругом и братом Нюйвы был бог-первопредок Фуси. В силу их кровной родственной связи они не сразу связали себя узами брака. По одной из версий, соединение спасшихся от всемирного потопа брата и сестры Фуси и Нюйвы в супружескую пару произошло для возрождения погибшего при потопе человечества. Юноша предложил сестре выйти за него замуж и родить детей. Сначала она отказалась, но потом согласилась при условии, что он должен ее догнать. Так появился древний обычай в Китае – жених должен догнать невесту. Нюйва хорошо бегала, и Фуси никак не мог ее догнать. По совету мудрой черепахи он повернул назад, а Нюйва оказалась в его объятиях. Согласно другой версии предания, и юноша и девушка хотели пожениться и иметь детей, но должны были получить разрешение богов, так как брак брата и сестры является кровосмешением. На вершине горы каждый из них разжег костер, и дым костров соединился. Фуси и Нюйва решили, что это добрый знак, и поженились. Вскоре Нюйва родила кусок плоти. Фуси топором разрубил его на множество маленьких кусочков и по лестнице взобрался с ними на небо. Однако резкий порыв ветра разнес куски плоти по всей земле. Упав, они превратились в людей. Таким образом на земле появился человеческий род.
Согласно китайским космологическим и антропологическим мифам Нюйва создала из глины первых людей и все живое на земле.
Ей же принадлежит и разделение людей на высших и низших. Те, кто были вылеплены руками богини из жёлтой глины (жёлтый цвет в Китае — цвет небесного и земного императоров) и их потомки образовали впоследствии правящие классы в стране. Те, кто появился из кусков глины и грязи, разбросанных Нюйвой с помощью верёвки — это крестьяне, рабы и прочие подчинённые.
Нюйва спасла Землю от гибели во время светопреставления, когда небесный огонь и потоп могли уничтожить всё живое. Когда дух огня Чжу-жун, разрушил гору, поддерживающую земное равновесие, Нюйва собрала разноцветные камни, расплавила их и залепила небесные дыры, через которые на землю изливались вода и огонь. Затем она обрубила ноги гигантской черепахе, и этими четырьмя ногами, как столбами, укрепила небосвод.
А однажды она убила воплощение зла и нечисти – черного дракона, освободив тем самым землю от наводнения. Эта великая богиня также помогала избавиться от бесплодия и обрести наследников, заключала брачные союзы. В её честь строились храмы, где во втором месяце весны приносились обильные жертвы и устраивались праздники в её честь, как богине любви и бракосочетаний.
3. Шэнь-нун, в переводе «божественный земледелец», является одной из центральных фигур древнекитайской мифологии. С его именем связывается начало земледелия. Кроме того, он считается мудрым правителем.
По легенде, мать Нюй-дэн зачала сына после того, как впервые увидела чудесного дракона. Сам Шэнь-нун был очень похож на других мифических существ, таких как Нюй-ва и Фу-си. У него были лицо человека, тело змеи, голова быка и нос тигра. Шэнь-нун был зелёного цвета, что являлось олицетворением цвета растительности.
После его рождения в земле внезапно появились девять колодцев. С неба выпало просо в виде дождя, и Шэнь-нун сразу же начал пахать землю и сеять просо. Шэнь-нуна считают также родоначальником сельскохозяйственных орудий.
4. Хуанди - «божественный правитель-первопредок» , первый император Китая и олицетворение магических сил природы. Хуан-ди был владыкой Центра и высочайшим правителем в царстве богов. У него было четыре лица, это было очень удобно для него как для верховного правителя Центра, так как он мог одновременно наблюдать за всеми четырьмя странами света. Хуан-ди жил в центре небесного дворца, где его помощником был бог земли Хоу-ту, который держал в руках верёвку и управлял всеми частями света. Он не только распоряжался царством богов, но и управлял царством бесов, царём которого был Хоу-ту.
Считалось, что Хуан-ди был огромен и необычайно умело владел копьем и щитом. Древние представляли, что Хуан-ди был необыкновенно высокого роста, у него было четыре глаза или четыре лица и солнечный рог.
Согласно поверьям, великий Хуан-ди прожил 300 лет. В конце его правления на земле появились два знака мудрого правителя – единорог и феникс.
В китайской мифологии Хуан-ди представал как культурный герой, изобретатель множества инструментов и ремесел. Так как он обладал магическими силами природы, он стал первым лекарем и положил начало медицине.
5. Лэй-цзу, известная как Си Линши - небесная государыня, легендарная китайская императрица и жена «Жёлтого императора» Хуан-ди.. Согласно традиции, ей приписывается открытие в XXVII век до н. э. шёлка, шелководство и изобретение шёлкового ткацкого станка.
Лэй Цзу открыла тутового шелкопряда во время полуденного чаепития, когда куколка шелкопряда упала в её чай и теплота напитка развернула шёлк. Нить растянулась по всему её саду и она смогла намотать эту мягкую и красивую нить вокруг пальца.
В народной мифологии Лэйцзу — бог грома, глава небесной управы грома. Обычно его изображали в облике человека с третьим глазом на лбу. Его помощники — Цзютянь лэйгун («Громовник девяти небес») и Уфан лэйгун («Громовник пяти сторон света»), а также богиня молнии Дяньму, громовник Лэйгун, бог дождя Юйши и бог ветра Фэнбо.
6. Шан-ди (Шанди). Во время правления династии Шан (1600-1027 до н.э.), в государстве Шан-Инь существовал культ Верховного первопредка Шан-ди, почитающегося как «Верховный первопредок», «Высшее божество», «Верховный правитель». Правление династии Шан знаменует собой переход от предыстории к истории Древнего Китая, характеризующейся возникновением письменности, появлением городских центров и различных самостоятельных царств.
Вначале божество Шанди, не было персонифицировано и отождествлялось во многом с умершими предками правителей и служило объектом поклонения. В древних текстах Шанди также именуется просто ди и является обозначением первопредка и покровителя всего государства. Божество Ди повелевало космическими ритмами и явлениями природы, обеспечивало богатый урожай, даровало победу и поражение в войне.
В годы правления династии Чжоу (ок. 1045–256 до н. э.) Шанди был заменен божеством, которое носило имя Тянь, и понималось как верховый бог, символизирующий небеса и космический порядок. Чжоузцы по происхождению были монголами, у которых Небо всегда было верховным божеством. У чжоузцев Небо (Тянь) осталось неизменным покровителем династии, а император носил титул - "Сын Неба".
Первоначально Бог Неба Тянь приобрел черты антропоморфного и персонифицированного бога, обитающего в самом центре неба в созвездии Большой Медведицы. Он обладал человеческими чертами и считался всевидящим, всеведущим и держащим все под контролем. видит и слышит все, он всеведущ и проникает в будущее, его веления непогрешимы и непреложны, все в мире находится под его надзором.
Его персонификацией выступал Тяньди "Божество Небес" или "Император Небес", приводящий в движение творение. Позже во время зарождения трёх основных китайских философских учений: конфуцианства, даосизма и легизма, он приобрел характер трансцендентного, обезличенного и абстрактного Неба Тянь. Под влиянием философов различных школ, Бог Неба постепенно утратил свою религиозную природу, становясь основополагающим принципом мирового порядка и гарантом нравственного закона.
Однако в период Сражающихся царств (476–221 до н. э), Шанди вернули в пантеон и ему вновь стали поклоняться.
В даосизме, начиная с "Хуайнань-цзы" (2 в. до н.э.), божество Шанди начало отождествляться Дао, и использоваться применительно к персонификациям высших божеств, сил. В начале 12 века император Хуэй-цзун пожаловал титул Шанди верховному божеству даоссов Юй-ди (Юди).
Шан-ди считался родоначальником и покровителем людей. Согласно антропологического мифа он был предком первого человека первого Се.
«Мать иньского Се — женщину из рода Ю-сун — звали Цзянь-ди, она была второй женой императора Ку. Как-то три женщины отправились купаться и увидели, как пролетавшая ласточка уронила яйцо. Цзянь-ди взяла его и проглотила, вслед за чем понесла и родила Се». Этой ласточкой был именно Шанди, воплотившийся в птицу».
В то же время во время правления династии Восточная Чжоу (770 до н. э. — 256 до н. э.), в народной мифологии и религии место Верховного божества первопредка заняло зооморфное божество Дицзюнь.
7. Дицзюнь - верховный владыка и государь-первопредок, отец главных небесных светил, которого представляли с головой птицы и телом человека. В его облике отразились традиционные первоначальные тотемические представления о божествах.
В некоторых мифах его отождествляли с императорами божествами Ди-Ку и Шунем.
В архаической традиции верховный правитель, культ которого после утверждения династии Чжоу был вытеснен культом Хуанди.
Согласно мифу, он так быстро и чудесно родился, что успела вырасти только одна нога и, поэтому Ди-цзюнь передвигался, опираясь на палку. У него было три жены, первая, из которых, прекрасная богиня Сихэ, полюбила его за мудрость и доброту и родила ему 10 сыновей солнц. Вторая жена Чан-си, родила ему 12 дочерей-лун, а Э-хуан стала родоначальницей страны трёхтелых.
Согласно древнему трактату «Шань хай цзин» («Книга гор и морей»), Ди-цзюнь опускался с неба на землю и дружил с пятицветными птицами, которые следили за его жертвенным алтарем.
Согласно другому мифу, каждое утро одно из солнц купается в источнике со сладкой водой, потом поднимается на священное дерево фусан, которое является другим представлением космической вертикали и мирового дерева.
На дереве фусан живут солнца - десять золотых воронов. Все они - дети Ди-цзюня и матушки Си-хэ, живущей за Юго-Восточным морем.
Солнечное дерево фусан, растет на востоке, и с него на колеснице, запряженной драконами, солнце совершает свой путь по небу. По некоторым версиям, солнце везёт по небу в колеснице сама Си-хэ. Вечером оно садится на ветви другого священного дерева-жо, растущего на крайнем западе. Цветы дерева жо освещают землю, как лучи вечерней зари.
Очередность появления братьев-солнц на небе — одно из условий благополучия мира. В одном из мифов рассказывается о катастрофе, которую повлекло за собой нарушение космического равновесия и одновременного появления десяти солнц, в результате чего наступила страшная засуха. Посланный с небес стрелок И (Я) поражает из лука лишние девять солнц.
8. Си-ван-му - женское божество, дарующая здоровье и насылающая болезни, обладательница снадобья бессмертия, Владычица и Хозяйка Запада.
В архаических мифах Си-ван-му была богиней страны мертвых, которая располагалась на Западе.
В древнем описании («Шань хай цзин» — «Канон гор и морей», кон. III — нач. II вв. до н.э.), Си-ван-му похожа на человека, но имеет хвост барса и клыки и когти тигра; она любит свистеть, в ее растрепанных волосах торчит заколка-шэн; она ведает небесными карами и пятью наказаниями. Она сидит на треножнике в пещере, а пищу ей приносят три синие трехногие птицы.
В комментариях Го Пу (III–IV вв.) к «Шань хай цзину», Си-ван-му является божеством, насылавшим эпидемии, болезни и стихийные бедствия.
В некоторых текстах рубежа н.э. ее уже изображают красавицей, царицей западной страны.
Она сидит на центральном пике горы, а ниже находится тигр Бай-ху — дух Запада, и зайцы, толкущие в ступах снадобье бессмертия.
В даосской мифологии Си-ван-му превращается в небесную красавицу и становится воплощением женского начала инь, родившегося из эфира. Она изображалась в виде красивой молодой женщины, часто в сопровождении павлина.
9. Доу-му («матушка ковша») – женское божество, ведающее жизнью и смертью и обитающее на звёздах Большой Медведицы. Она имеет четыре лица и восемь рук, в которых держит лук, копьё, меч, флаг, голову дракона, пагоду, солнце и луну.
У неё три глаза, один (посредине лба) поставлен вертикально – благодаря этому она видит всё, что совершается в мире.
Доу-му молились, прося охранить от преждевременной смерти и от тяжелых болезней
В даосских сочинениях у неё есть муж Доу-фу («батюшка ковша») и девять звёзд-сыновей. Двое из них — божества Северного и Южного полюсов, один в белом одеянии ведает смертями, другой в красном — рождениями.
Доу-му почитается как даосами, так и буддистами. У даосов существуют и специальные храмы Доумугун (Дворец Доу-му) или Доумугэ (Павильон Доу-му). У буддистов Доу-му считается божеством света и охранительницей от войн. Под влиянием буддизма Доу-му стали изображать сидящей на лотосе с короной бодхисаттвы (пуса) на голове.
10. Янь-ван («князь», «царь чистилища), – владыка загробного мира, китайского ада (Диюя). В его подчинении находятся стражники, чиновники и главы различных адских управ. Считалось, что он расследует земную жизнь мертвых, а затем направляет их для наказания к одному из десяти царей-судей, каждый из которых имеет свое судилище. Восемь царей наказывали души, а попадающих к двум другим судьям ожидали новые тела для реинкарнации.
Однако, согласно другим версиям мифа, всякая душа непременно должна была пройти через все десять судилищ. Древние китайцы верили, что ужасные пытки ждут великих грешников: продажные чиновники всех рангов глотают расплавленное золото, а самых закоренелых в грехе варят в кипящем масле, перетирают огромными каменными жерновами или разрубают пополам. Яньван изображается как крупный мужчина с хмурым красным лицом, выпученными глазами и длинной бородой. Он носит традиционную мантию и судейскую шапку или корону, на которой написан китайский иероглиф, означающий «король» (王).
Яньвану помогает Хэйбай Учан («Чёрно-белое непостоянство»), олицетворяющий чередование принципов инь и ян. Вместе с два стражами Бычьей Головой и Лошадиной Мордой, которые имеют тела людей, но Бычью и Лошадинную Морды, он сопровождают духов в его царство.
1. Лэйгун — древнекитайский бог грома, который первоначально представлялся в зооантропоморфном виде. Возможно, он считался отцом первопредка Фу-си.
Лэйгуна представляли существом с телом дракона, человечьей головой, который бил по своему животу, как по барабанам. Согласно «Шань хай цзину» («Книга гор и морей», 3- 2 вв. до н. э.), в болоте грома (Лэй-цзэ) живёт дух грома; у него тело дракона, человечья голова, он бьёт по своему животу, как по барабану
Иногда его описывают как свиноподобное крылатое существо чёрного цвета, с рогами и двумя когтями на передних в задних лапах. Его часто изображали с крыльями черной летучей мыши, с птичьей головой и когтями, а туловище человеческое синего цвета.
Обычно Лэйгун был одет только в штаны, на плечах его связка барабанов, по которым бьет деревянным молотком держащим в правой руке. Бог отправлялся путешествовать в повозке, в которую были впряжены свиньи и бараны..
Крылатый бог бил в барабаны (возможно от сюда раскаты грома) и насылал молнии. Лэйгун почитался как бог, который помогает людям, поскольку был связан с божествами дождя, от которых в свою очередь зависел урожай.
В сказаниях малых народов Юго-Западного Китая Л.-г. выступает персонажем, устроившим великий потоп.
В древнекитайском языке само понятие «удар грома» (чжэнь) этимологически связано и с понятием «забеременеть».
2. Дянь-му ( «Мать молний») — богиня молнии, cупруга бога грома Лэй-гуна. В просторечии её называют Шаньдянь Няннян («Сверкающая молниями матушка»).
Дянь-му изображается в разноцветном платье с двумя зеркалами в поднятых над головой руках. По легендам она вызывает молнии, стоя на облаке и то сводя, то разводя зеркала.
Вместе с другими богами она создает гром. Ей помогают Юн Тонг («Облачная молодость»), подбрасывающий облака, и Юй-Ши («Мастер дождя»), который вызывает ливни, опуская свой меч в горшок. Ревущие ветры вырываются из мешка из козьей шкуры, который использует Фэн-бо («Граф Ветров»), который позже превратился в Фэн По По («Леди Ветер»).
По приданиям считается, что Дянь-му освещает своей молнией сердца грешников, перед наказанием бога грома, именно поэтому богиню прозвали «Зеркалом бога грома».
В древности Дянь-му представляли в облике мужчины и именовали Дянь-фу («отец-молния»). Замещение мужского образа женским произошло, по-видимому, под влиянием средневековых представлений, согласно которым молния связана с землёй и соответственно с женским началом (инь).
3. Си-хэ — Великая Богиня Солнца, Мать Десяти Солнц и их возница, поднимающая по очереди своих сыновей на небо на колеснице, запряженной шестью драконами. Она была женой верховного владыки Ди-цзюня.
В «Шань хай цзи-не» («Книге гор и морей», 4-2 вв. до н. э.) говорится: «Среди сладких источников есть страна Си-хэ, там живёт женщина Си-хэ, там солнца омываются в сладком источнике.
4. Гунгу́н, или Гун-гун — бог воды, изображающийся с телом змеи, лицом человека и красными волосами на голове. В некоторых рассказах он описывается как человек с хвостом змеи вместо ног. Помощники Гунгуна – жестокий и жадный Сянлю (Сианьяо), с телом змеи и девятью человечьими головами, а также злой Фую, превратившийся после смерти в медведя.
В древней поэме Чу Ци «Небесные вопросы» говорится, что его борьба с богом огня Чжужуном, завершилась победой последнего. С досады от того, что он проиграл богу огня Чжужуну битву за небесный трон, он в ярости ударился головой о гору Бучжоу, которая была одним из восьми столбов, что удерживали небо.
Гун-гун сбил ось Земли, заставив её наклониться на юго-восток, а небо — на северо-запад. Богиня Нюйва отрезала лапы гигантской черепахи Ао и использовала их вместо упавшего столба, положив конец наводнениям и страданиям; однако она не смогла полностью вернуть небо и землю на место.
Этот осевой наклон используется для объяснения того, почему реки Китая обычно текут на юго-восток, в частности реки Янцзы и Хуанхэ, и почему солнце, луна и звезды движутся в направлении северо-запада.
Гунгун также пытался помешать великому Юю усмирить всемирный потоп.
5. Чжужун или Чжу-юн, также известен как Чонли – божество огня в китайской мифологии и китайской народной религии.
В «Книге гор и морей» Чжужун описывается как существо с телом зверя, но лицом человека. В некоторых источниках у него глаза пчелы и свиное рыло. Он часто разъезжает на своей колеснице, запряженной парой драконов.
Образ Чжужуна иногда контаминируется с повелителем огня Ли. Его также почитали в качестве божества лета, помощника бога солнца Янь-ди, и божества Южного моря. Считался правителем юга, так как юг связан с огнём.
В «Шань хай цзин» о Чжужуне рассказывается, что имя его отца значило «Игра с горшками», и имя дедушки Чжужуна переводилось как «Умелый горшок». Это подтверждает взаимосвязь между культурой и керамическими технологиями Китая[2].
Считается, что Чжужун – сын (по другим сведениям внук) Чжуань-сюя, почитаемого как одного из Пяти императоров, первопредка или как бога Полярной звезды.
6. Юйши - в китайской мифологии бог дождя. Почитался как божество созвездия Би. Иногда Юй-ши отождествлялся с одноногой птицей Шан-ян, которая могла то увеличиваться, то уменьшаться. А когда она втягивала в себя воздух, то пересыхали моря.
Древние верили, что, выпив целое море, Шан-ян затем отпускает воду на землю в виде дождя. По другим источникам, повелитель дождя похож на шелковичного червя. У него есть наложница с черным лицом, которая всегда держит в руках по змее. Со всех сторон ее окружают красные и синие змеи.
В более поздней трактовке Юй-ши представляется как могучий военачальник в желтых доспехах, с черной бородой, держащий в левой руке чашу, в которой находится дракон, а правой рукой он как бы разбрызгивает дождь.
7. Саоцин-нян (Матушка разметающая тучи) — в древнекитайской мифологии богиня хорошей погоды. Саоцин-нян описывается как женщина, засучившая рукава, поднявшая подол нижней одежды и орудующая веником. Согласно более поздним источникам, в период затяжных дождей изображения Саоцин-нян , представляющие вырезанные из бумаги силуэт женщины с веником, вешали под стрехой дома и молили его о хорошей погоде.
8. Юйцянь (Юйцзин) – бог моря, по некоторым версиям, также ветра, внук Хуан-ди. По преданию, изложенному в "Книге гор и морей" (4-2 вв. до нашей эры), Юйцянь жил в море на севере. Представлялся он с человечьим лицо, но туловищем птицы. У него было чёрное тело, руки и ноги, из ушей у него свешивалось по зелёной или тёмно-синей змее. Изображался он стоящим на двух красных змеях.
На средневековых рисунках Юйцянь изображался как антропоморфное существо с крыльями, восседающее сразу на двух парящих в небе драконах.
9. Тянь-хоу Мацзу ("небесная императрица") - богиня моря. Сначала она была простой девушкой, дочерью рыбака. Однажды ей привиделось, что лодка ее отца перевернулась. Душа Тянь-хоу полетела туда, где это случилось, и спасла отца. Эта удивительная девушка умела усмирять штормы: для этого ей было достаточно закрыть глаза. Позже ей был присвоен титул «Небесная наложница». Рыбаки в Южном Китае до сих пор высоко чтят Тянь-хоу.
Культ её зародился в 10-11 вв. в прибрежных районах Фуцзяни в результате обожествления, видимо, реальной девицы по фамилии Линь, жившей в 8 или 10-11 вв. По легенде, она не издала ни звука в первый месяц своей жизни, и потому была названа Линь Монян , то есть «молчаливая девочка Линь». Она могла плавать по морю на циновке и переправляться на острова на облаках. Она летала спасать братьев, терпящих бедствие на море. После того, как в возрасте 28 лет она вознеслась на небо, ей стали полностью подвластны все движения вод. Если Мацзу прикажет, утихнут наводнения и тайфуны. Но если ей будет угодно, стихия может снова разбушеваться.
Тянь-хоу изображается восседающей на волнах, на облаках или на троне. У неё два помощника: у первого рука приложена к уху, у другого поднесена к глазам.
10. Фэй Лянь (Фэй - «летать», а Лянь - «бескорыстный») – бог ветра. В изображении некоторых мифов Фэй Лянь являлся драконом с телом птицы, головой оленя, хвостом змеи и пятнами барса. Иногда он предстает, как дракон с телом оленя, головой птицы, с рогами, хвостом змеи и пятнами барса.
Магические силы связывают Фэй Ляня как с морем, так и с небом. Ветры находятся в большом мешке, из отверстия которого они устремляются в направлении, указанном им богом ветра. С властью Фэй Ляня связывают также действие как засухи, так и его способность управлять дождевыми тучами. Во время великой войны за власть над миром между Небесным императором Хуанди и великаном Чи Ю бог ветра помогал последнему.
За это преступление против Небесной власти Фэй Лянь был превращён в чудовище, однако он сумел отомстить тем что, бежав на юг Поднебесной, выпустил на волю ужасающие ураганы и бури.
Фэн Бо - дядюшка-ветер, антропоморфная ипостась бога ветра. Он изображался в виде старика с длинной белой бородой, в жёлтой (божественного цвета) мантии и красно-синей шапочке.
11. Хэ-бо (дядюшка реки) - бог рек, в древнекитайской мифологии дух реки Хуанхэ, которого представляли в виде существа с человечьим лицом, но рыбьим туловищем.
Считается, что имя Xэ-бо первоначально было Бин-и, уроженца местности Тиншоу в Хуаяне, к-рый принимал особое снадобье, чтобы свободно плавать в реках. Приняв восемь мер снадобья, он превратился в водяного духа.
По другой версии, он переправлялся через реку, утонул и превратился в духа реки.
Хэ-бо ездил по воде в колеснице, запряженной двумя драконами (лун) в сопровождении еще двух драконов.
В «Тянь вэнь» («Вопросы к небу») Цюй Юаня упоминается жена Хэ-бо по имени Ло-пинь (Ло-шэнь). Там говорится, что стрелок И убил из лука Хэ-бо и женился на Ло-пинь.
Хэ-бо любил женскую красоту и всегда был окружен красивыми девушками.
В древности существовал обряд жертвоприношения (в жены) Хэ-бо красивейшей девушки.
12. Хоу-ту – божество (позже богиня) земли в китайской мифологии, символизирующее землю, плодородие, урожайность и загробный мир. Он является Повелителем Юду – столицы подземного мира, расположенной на крайнем севере.
Его изображали с веревкой в руках, символизирующей его власть над сторонами света.
Хоу-ту также считается правителем подземного мира и защитником умерших. Первоначально жертвоприношения Хоу-ту совершал император, позднее, видимо, после Х в. в народе стали обращаться к Хоу-ту с молением о долголетии, жертвоприношения Хоу-ту входили и в похоронный обряд.
В более поздние времена (после эпохи Тан) Хоу-ту стал восприниматься как женское божество.
13. Чанъэ – жена знаменитого героя, стрелка И. Однажды стрелок И решил добраться до богини Сиванму у которой хранится лекарство бессмертия и попросить у нее снадобье.
Стрелок И проник через препятствия, окружающие гору, и взобрался на её вершину. Когда он рассказал богине о своих несчастьях и объяснил цель своего прихода, та почувствовала сострадание к нему и передала Хоу И эликсир, сказав, что если содержимое сосуда выпьет один человек, то он станет богом, а если двое, то они обретут бессмертие. И отдал сосуд с эликсиром на хранение жене, решив употребить его вместе с ней позже, во время праздника.
Отправившись к гадательнице Юхуан, она получила от неё предсказание о том, что её ждёт великое процветание. Тогда, решившись, в один вечер, когда И не было дома, Чанъэ взяла сосуд и проглотила всё лекарство. Её тело стало легким, и она вылетела наружу через окно. Когда стрелок И вернулся домой, он обнаружил отсутствие жены и пустой сосуд из-под снадобья. Испуганно кинувшись к окну, он увидел, как его жена возносится на небо. Он достал лук, но не смог выстрелить в собственную жену. Она унеслась на луну и стала её богиней. На луне Чанъэ превратилась в трёхлапую жабу – чань, которая вместе с живущим там же зайцем Юэ Ту вечно толчёт эликсир бессмертия в ступе.
Чанъэ (Чан Э) в даосизме почитается как богиня Луны.
14. Ли Бин – бог года, опасный для людей и требующий жертв. Считался сыном Чжоу Синя, жестокого тирана, последнего государя династии Инь, низвергнутого основателем рода Чжоу. Император убил мать Ли Бина из-за козней своей наложницы, и подослал убийц и к сыну, но тот убежал к мудрецу и магу Цзянтайгуну и стал его учеником. Согласно одной из легенд, он как военоначальник потерпел поражение в одной из битв, но Будда спас его, а маг Цзян-тайгун возвел его в ранг бога года. Ли Бин считался свирепым божеством, ему приносили жертвы чиновники в начале весны, с которой на Дальнем Востоке начинается год.
По другой версии, Ли Бин почитается как воинственный герой, победитель бога реки Янцзы. Его прообразом послужил реальный персонаж – исторический правитель местности Шу на юго-западе Китая (ок. III века до н. э.).
Став правителем, он прекратил человеческие жертвоприношения богу Янцзы, вступив с ним в схватку в облике быка или дракона. Все увидели на берегу схватку двух зеленых быков — Ли Бина и бога реки. Сподручные Ли Бина помогли убить быка — воплощение бога реки.
По некоторым вариантам, речной дракон был схвачен живьем и прикован цепями к проходу, который прорубил в скалах Л. Б., чтобы отвести воды.
Победив божество, Ли Бин изготовил три каменные статуи, поставил их посредине реки и договорился с божеством реки, что в период засухи вода не будет опускаться ниже ног статуй, а во время половодья – подниматься выше их плечей. Подвиги Ли Бина продолжил его сын Эрлан.
15. Жу Шоу - божество осени и металлов, сын мифического правителя Шаохао.
Жу Шоу, в древнекитайской и даосской мифологии божество осени. В комментарии к "Книге обрядов" (VI-II столетия до нашей эры) объясняется его имя: "Осенью все растения созревают (жу) и начинается сбор (шоу) урожая".
Жу Шоу считался также духом металла, а поскольку металл связывался с западом, то божество Жу Шоу помещали в западной части храма. Его изображали с угольником в руках. Он ведал также наказаниями на небе. В этих случаях его изображали существом с человеческим лицом, белыми волосами, когтями тигра, в которых он держит секиру. Согласно мифу, жил на горе Юшань, откуда наблюдал за заходом солнца и отражением закатных лучей, отсюда и прозвище Хун Гуан ("Алый блеск").
1. Цай-Шэнь - бог процветания, в поздней китайской народной мифологии бог богатства. которому поклоняются также в даосизме.
Его изображают в виде сидящего богатого человека в шелковом одеянии сановника и обеими руками держащего в руках монеты. Иногда его сопровождают двое служителей, несущих чаши с золотом.
Цай-Шэнь бог не только материальных благ, но и счастливой жизни, которая подразумевала хорошую семью и стабильную работу. Цай-Шэнь щедр к последователям, но он никому зря не раздавал свое богатство. Получить благословение этого бога может только тот человек, который докажет, что достоин щедрости.
Почитатель должен усердно трудиться и регулярно молиться и благодарить его за дары.. Ученые предполагают, что в Древнем Китае чаще всего возводили храмы именно Цай-Шэню.
Изначально бог богатства был один, но впоследствии он превратился в нескольких. Это было вызвано разделением китайских чиновников на две группы: гражданских и военных.
Чжао-юань-шуай военный тип Цай-шэня. На картинах он изображался в виде ужасного человека с оружием в руке и сидящем на драконе или тигре.
На народных картинах старались изображать обоих Цай-шэней: одного в одеяние сановника, а другого в одежде полководца. Считалось, что такая картина принесет владельцу двойное богатство.
Иногда его представляли в виде божества сидящего за жертвенным столом со слитками серебра и курильницей. К основным атрибутам Цай-шэня относятся дракон с монетами, ваза с драгоценностями, серебро, денежное дерево из монет, жемчужины. Часто денежное дерево изображается вместе с мальчиками, которые его трясут и монеты падают на землю.
У-лу Цай-шэнь особенный тип Цай-шэня. Некоторые считают, что человек по имени У-лу стал божеством после того, как был убит разбойниками. Другие полагают, что речь идет о 5 сыновьях евнуха Гу Си-фэна, которые стали божествами. Нередко Цай-шэней рассматривают как особый вид богов/духов, так как их часто вывешивают на дверях в честь Китайского Нового года.
Цай-Шэнь это один из самых почитаемых богов в Древнем Китае, вплоть до сегодняшнего времени. Его статуи стоят во многих домах китайцев по всему миру.
2. Бигань – гражданский бог богатства, один из цай-шэней, наряду с военным богом богатства Гуань-ди. Сначала Бигань был человеком и прославился своей великой мудростью. Он приходился родственником жестокому императору Чжоу Синю и выступал против произвола. Услышав поговорку, гласящую, что в сердце мудреца должно быть семь отверстий, император, разгневанный поведением Би-ганя, приказал вскрыть ему грудную клетку, дабы осмотреть его сердце.
Впоследствии Бигань в конфуцианской традиции признан за образец бесконечной преданности долгу и стойкости в убеждениях. Превращение Биганя в бога богатства произошло явно позднее. Это, видимо, объясняется тем, что он стал почитаться в народе в паре с Гуань-ди, который тоже прославился своей верностью, но только на поле брани. Торжественная встреча Биганя как бога богатства устраивалась в старом Китае обычно в первые дни Нового года, особенно почитали его торговцы.
3. Лю Хай (Лю Хар, Лю Хайчжань) – бог монет, входящий в свиту богов богатства. Он держит в руках шнур с нанизанными на него монетами, за нижнюю из них держится ртом трёхлапая жаба.
У даосов бог монет, входящий в свиту бога богатства Чжаобао. Даосские легенды называют его сановником императора Тайцзуна, под влиянием одного из Восьми бессмертных Люй Дунбиня обратившимся к истинному учению и сумевшим изготовить пилюли бессмертия. Этого бога обычно изображали в облике смеющегося человека с распущенными волосами (эмблема отрешения от мира) и со шнуром, на который нанизаны монеты, в руках. Под ногой у бога жаба — злейший враг Лю Хая, переродившийся жабой за свою алчность; также трехлапая жаба — эмблема наживания денег.
Хэ-Хэ ("согласие и единение") - божественные двойники, входящие в свиту бога монет Лю Хая.
У даосов и в народной мифологии божества из свиты бога монет Лю Хая. По преданию, эти божества — братья от разных отцов, которые вели совместное дело, приносившее большую прибыль. Один из братьев присвоил эту прибыль себе, и началась жестокая вражда, продолжавшаяся «семь перерождений», пока некий небожитель не примирил братьев и не превратил их в богов согласия и благополучия.
4. Сы-мин («повелитель судьбы») — в древнекитайской мифологии бог, от которого зависит жизнь человека и который определяет срок жизни людей, а также название звезды, дарующей долголетие и бессмертие.
По даосским представлениям, Сы-мин живет в нефритовом дворце, ведет список заслуг и проступков людей, сокращая жизнь тем, кто много грешит, и продлевая ее тем, кто творит добрые дела. Сы-мин представляется сидящим на троне в нефритовом дворце, со списками заслуг и грехов, совершенных людьми.
Согласно старинным комментариям, мелкие духи и бесы, живущие в мире людей, следят за людскими ошибками и доносят о них Сы-мину. Стоит кому-либо совершить плохой поступок, как мелкий бес летит с доносом к Сы-мину, живущему во дворце нефритовой пустоты. Сы-мин немедленно записывает донос в таблицы проступков и заслуг. Сведения о хороших поступках приносят добрые духи.
Записи свои Сы-мин ведет неспроста. Время от времени он, как и положено небесному чиновнику, идет на доклад к нефритовому государю и советует, кому из людей сократить жизнь за грехи, а кому за добрые дела продлить.
5. Си-шэнь («Дух Радости») — в древнекитайской мифологии бог радости и наслаждения, входящий в свиту бога богатства, покровитель бракосочетании и новобрачных. Отождествлялся с последним государем династии Шан, Чжоу-ваном, отличавшимся любвеобилием.
Си-шэнь изображался в зеленых одеждах, с иероглифом «радость» в руке или сгребающим с улыбкой золотые и серебряные слитки в большую корзину. Существовал также еще один вариант его изображения в виде человека, несущего корзину или решето с тремя стрелами из персикового дерева, которыми отгоняли злых духов. Си-шэня часто рисовали на народных лубках в свите бога богатства.
6. Сунцзи Нянниян — в поздней народной китайской мифологии богиня, приносящая детей. Считается обожествленной супругой полулегендарного правителя династии Чжоу Вэнь-вана, у которого будто бы было более ста сыновей. Женщины, желающие иметь детей, приносят ей в качестве дара куклы.
7.Венди — Божество культуры, или Венчанди - Божество, которое способствует Процветанию Культуры, Венчангван — Король, который способствует процветанию Культуры.
В южных провинциях это божество принимает облик разных исторических личностей, в то время как на севере он чаще всего совпадает с Конфуцием. В Лючжоу , Гуанси находится Храм Конфуция, где Конфуцию поклоняются как Венди «богу культуры».
8. Вэнь-чан (вэнь - "литература", чан - "блестящий") - в поздней китайской мифологии бог литературы, отождествляющийся с одной из звезд Большой Медведицы.
Вень-чан как ипостась Венди, являлся покровителем ученых, писателей, вел отчеты о том, насколько хорошо писатели использовали свои таланты при жизни.
Он ведал всеми литературными делами, в том числе и экзаменами, сдача которых давала право на чиновничий пост. Сначала он был простым смертным и жил в провинции Сычуань в эпоху династии
Тан. В дальнейшем, благодаря своим блестящими способностями, занимал высокие должности.
Его часто изображают с карпом — рыбой, символизирующей удачу при сдаче экзаменов на получение ученой степени. Также его изображали сидящим в одеянии чиновника со скипетром в руке, символизировавшим исполнение желаний. Рядом двое помощников - Куй-син и Чжу-и, считалось, что последний тайком подсказывает экзаменующимся.
9. Чжу-и ("красное платье") земной представитель Вэнь-чана. Получение учёной степени, как считали, зависит главным образом от судьбы, которой и ведал Чжу-и - старик с длинной бородой, одетый во всё красное. Он подглядывал через плечо экзаменующегося и тайно кивал головой, указывая, что следует писать в сочинении.
10. Куйсин - Главная Звезда, (звезда Куй; первая звезда или первые четыре звезды Большой Медведицы), божество культуры и литературы в китайской мифологии и народной религии, покровитель сдающих экзамены на государственную должность, один из богов литературы (часто ассоциируемый с Вэньчаном. При жизни выдержал первым экзамен на ученую степень, но из-за своего безобразного лица не был удостоен аудиенции у государя.
Куйсин часто изображён стоящим на спине черепахи или рыбы, которая, по преданию, спасла его после попытки утопиться в море, связанной с отказом императора видеть его после сдачи экзамена из-за отталкивающей внешности. В руках он держит каллиграфическую кисть и слиток золота или серебра, как символ вознаграждения, получаемого в результате успешной сдачи экзамена. С именем Куйсина также отождествляется созвездие Большая Медведица Полярная звезда.
Он также является олицетворением человека, который пробуждается к порядку Великой Колесницы.
Мэн Тянь – бог кистей для письма. Обожествленный знаменитый полководец, который служил объединившему Китай императору Цинь Ши-хуанди и считался изобретателем писчей кисти.
11. Цзао-ван ("князь очага"), Цзао-шэнь ("бог очага") - Бог кухни, который жил на кухне над плитой в каждом доме. Он представлялся бумажным изображением, сделанным самой уважаемой женщиной в доме, при этом, хранился в одном и том же месте в течение всего года.
Цзао-Шэнь отвечал за счастье в доме и процветание семьи. Если люди вели себя хорошо, ему было сказано увеличить их богатство и счастье; если люди вели себя плохо, ему велели забрать богатство и счастье.
«Богатство» означало не только материальное богатство, но ещё комфорт, благополучие, которые, кроме того, обеспечивались отражением злых духов.
Он наблюдает за поведением всех обитателей дома, а в конце года предстает с докладом перед Нефритовым императором Юй-ди.
Поэтому перед бумажной статуей зажигали больше благовоний, чем обычно, а его рот смазывали медом, чтобы только сладкие слова о семье передавались богам.
Перед ним делались подношения прекрасной еды и хорошего вина, чтобы поблагодарить его за защиту. Затем бумажную фигуру жгли, запуская петарды, чтобы ускорить его путь. На следующее утро, в первый день Нового года, делали новую бумажную статую, которую ставили над плитой. Считалось, что Ц. возвращается обратно 1-го числа Нового года.
Происхождение Цзао-вана объяснялось таким образом: в ответ на жалобы духов о том, что им трудно уследить за делами людей, Верховный Нефритовый государь - Юй-ди пригласил святого Чжан Чжаня с горы Куньлунь и повелел ему стать Цзао-ваном. Получив это повеление, Чжан преобразился в 5 владык очага, соответствующих 4 сторонам света и центру, те в свою очередь превратились в 10 тысяч Цзао-ванов, которые и стали наблюдать за людьми во всех домах.
12. Ню Ланг и Чжи Ну - Бог и богиня любви. Чжи Ну была богиней ткачества богов и дочерью Шанти. Каждый день она ткала прекрасные одежды, которые носили боги, смотрела на землю со своего места среди звезд, и ей хотелось посетить ее. Наконец, отец дал ей разрешение, Чжи Ну спустилась на землю, где оставила одежду на берегу ручья, а сама пошла купаться. Пастух по имени Ню Ланг увидел ее и влюбился, поэтому украл ее одежду, чтобы Чжи Ну не могла убежать от него. Когда Чжи Ну вышла из воды, стала возмущаться, что ее одежда исчезла, но когда Ню Ланг объяснил ей почему взял её одежду, она влюбилась в него.
Она полностью забыла о своем небесном доме, своих обязанностях божественного ткача и осталась на земле с Ню Лангом. Они были очень счастливы вместе, с каждым днем все больше любя друг друга, поэтому у них было много детей. Однако Шанти стал недоволен, как другие боги, поэтому отправил солдат, чтобы вернуть Чжи Ну домой. Ню Ланг попытался последовать за ней, но Шанти бросил стену из звезд, преградившую ему путь; эти звезды известны на Земле, как Млечный Путь.
Ежегодно сороки летают с земли на Млечный Путь, образовывая мост, который они могут пересечь, чтобы провести друг с другом вечер, известный, как Седьмая ночь Седьмой Луны.
Миф стал основой Фестиваля седьмой ночи седьмой луны, официально посвященного женскому искусству шитья и ткачества, но неофициально — ночью романтики. Чжи Ну — звезда Вега среди созвездия Лиры, а Ню Ланг — звезда Альтаир созвездия Аквилы, отделенная Млечным путем, за исключением одного раза каждый год.
13. Меньшен, стражи дверей, известные как «Боги мирного сна», защищающие комнату, дом либо здание от злых духов и призраков.
Божество Меньшэнь появляется в китайском пантеоне во времена правления династии Тан (618–901 гг. н.э).
Согласно легенде, императора Тай-цзуна (626-649) по ночам стали мучить кошмары, отчего правитель плохо спал. Кошмары были настолько реальными, что Тай-цзун думал, будто ужасы происходят наяву.
Император обратился к лекарю за помощью, врач объяснил, что причина плохого сна в злых духах. Тогда император приказал двум лучшим воинам охранять двери своих покоев во время сна, владыка думал, что солдаты защитят его от злых духов. Это помогло, Тай-цзун стал лучше спать. Через некоторое время правитель повелел заменить живых солдат нарисованными — нанести на дверь покоев цветные изображения стражей, так как считал, что рисунки обладают магической силой и способны противостоять духам не хуже настоящих воинов. Весть о стражах императорских покоев распространилась по Китаю, и люди стали повторять за императором: рисовать на дверях комнат изображения свирепых воинов.
14. Сань син («три звезды») - скопление трех астральных богов благополучия. в китайской народной мифологии триада звездных духов, связанных с определенными небесными телами и благополучием в человеческой жизни.
К этой триаде относятся бог карьеры Лу-син, бог счастья Фусин и бог долголетия Шоу-син.
1. Лу-син (от лу «чиновничье жалованье», син «звезда»), бог карьеры, Звезда Твердости, бог твердости и успеха в жизни и экзаменах.
В поздней китайской мифологии Гуань-сйн («звезда чиновников»), покровитель чиновников. Его изображали в виде старца верхом на олене. Лу-син изображается в виде старца верхом на олене (лу «олень» и лу «чиновничье жалованье», «карьера»,– омонимы). Лу-син может поспособствовать в достижении счастья, успеха в бизнесе, богатства и изобилия, карьерного роста, благополучия семейных отношений
Лу-син – обожествленный исторический Ши Фэн (2 в. до н. э.), сподвижник Лю Бана, основателя династии Западная Хань. Иногда его отождествляют с богом литературы Вэнь-чаном.
2. Фу-син (звезда процветания и счастья»), в поздней китайской мифологии божество счастья. В народных верованиях образ Фу-син нередко отождествляется с образом небесного чиновника Тянь-гуаня, ниспосылающего счастье. В таких случаях Фу-сина изображают в одеянии гражданского чиновника с развёрнутым свитком в руках, на котором написано «Небо ниспосылает счастье».
3. Шоу-син — Звезда долголетия, которая выступает за здоровую и долгую жизнь, бог долголетия и покровитель медицины, живущей на одноименной звезде (Канопус), самой яркой в созвездии Киля («Нань-доу» — Южный ковш). На изображениях Шоу-син держит в одной руке посох из корня женьшеня с привязанными к нему тыквой-горлянкой, символизирущей процветание потомства и бумажным свитком, символом долголетия, а в другой – волшебный персик, дарующий бессмертие.
По восточному учению Фен-Шуй «Шоу-Син» это символ приносящий здоровье, исцеление от тяжелых недугов, символ долголетия и спокойной жизни, счастливой старости в окружении детей и внуков.
В древнекитайской мифологии мифическим героям приписывались черты и функции реальных людей, императоров и правителей. В средние века, напротив, реальные исторические деятели превращаются в богов – покровителей ремесел и человеческих добродетелей. При этом обожествленные исторические деятели иногда вытесняли аналогическких божеств древней мифологии.
1. Конфуций (Кунцзы) - покровитель ученых и чиновников, народной мифологии «ипостась» бога долголетия Шоусина. Конфуций (ок. 551–479 до н. э.), был знаменитым философом, основоположником конфуцианства, учения оказавшего глубокое воздействие на китайскую культуру. Он был обожествлен во II веке до н.э., а в 267 году императорский указ предписал совершать в честь Конфуция жертвоприношение тай-лао — тройственную жертву быка, барана и борова. Позже в каждом городе страны появились храмы в честь Конфуция. В эпоху Сун Конфуция официально признали покровителем ученых и чиновников.
2. Го Цзын - в народной мифологии бог счастья, обожествленный сановник-конфуцианец, прославившийся своим благочестием, удачной карьерой и семейным счастьем. Обычно Го Цзына изображали в облике почтенного старца, окруженного семью сыновьями и множеством домочадцев.
3. Лю Бэй - бог плетенщиков. Прототипом божества послужил реально существующий могущественный полководец эпохи Троецарствия и основатель царства Шу государь Лю Бэй (162—223), который, согласно его жизеописанию, в юности плел циновки и соломенные туфли и продавал их.
Сподвижником Лю Бэя, был полководец Гуань Юй (160-219 гг.), известный своей верностью, благородством и бесстрашием. Впоследствии он был обожествлен в качестве бога – стража монастырей, затем могущественного покровителя демонов, а примерно с XVI века – бога войны Гуань-ди.
4. Гуань-ди –бог войны, торговли и богатства, покровитель чиновников, торговцев сыром и литераторов. Согласно мифу Гуаньди прославился тем, что отвращал демонов. Его принято изображать в сопровождении оруженосца и сына, в зелёном облачении и с изобретённым им холодным оружием, похожим на алебарду, глефой — «гуань дао». В руке он держит исторический трактат «Цзо-чжуань», заученный им наизусть. Этот атрибут позволяет считать Гуань-ди покровителем не только воинов, но и писателей.
Обычно Гуань-ди изображается краснолицым, объяснение чему дается в широко известном мифе.
Начальник уезда, в котором жил Гуань-ди, сделал некую женщину своей наложницей против ее воли. Возмущенный Гуань-ди убил этого начальника и освободил женщину. Чтобы его не схватили, он укрылся в храме, а когда стражники подожгли храм, он выпрыгнул из окна и перебил всех своих преследователей. Однако пламя опалило его лицо, и оно стало темно-красным.
По другой версии Гуань-ди вымыл лицо водой из источника, и оно сразу же стало тёмно-красным, еще по одной версии, лицо его было красным от рождения, так как чашу с кровью дракона, где шло превращение, открыли на день раньше срока.
В молодости Гуань-ди жил продажей соевого сыра (доуфу), вот почему торговцы доуфу почитали его и своим богом-покровителем. В 1594 году он был официально обожествлён как бог войны под именем Гуань-ди. Тысячи храмов появились в его честь по всей Поднебесной. В таких храмах обычно хранился меч, которым казнили преступников.
5. Сунь Бинь — в поздней китайской народной мифологии бог — покровитель сапожников, чеботарей и шорников.
В основе образа находилось реальное историческое лицо, китайский военачальник и стратег Сунь Бинь (? -316 году до н. э.) Его считают также учеником мага и философа-затворника Гуйгу Цзы, подарившего Китаю немало значимых трудов.
Согласно преданию, Сунь-бинь, обучавшийся военному делу, был ложно обвинен в измене и приговорён к наказанию, которое заключалось в нанесении на лицо татуировки и вырезанию коленных чашечек, что сделало его инвалидом на всю жизнь. Позднее, используя стратагему, Сунь Бинь бежал из княжества Вэй и добился больших успехов в карьере на службе у князя удела Ци в качестве генерала и военного стратега и советника. Сунь Бинь привёл войско царства Ци к победе над войсками Вэй в битвах при Гуйлин и Малин.
Сунь-бинь сам изготовил сапоги-протезы, заменившие ему отрубленные ноги, и следовал за войском в повозке. Поскольку на коня все равно было трудно вскакивать, впоследствии он, а изобрел еще и седло.
На народных картинах его изображали опирающимся на костыли и в сапогах с высокими голенищами.
Существует гипотеза о том, что настоящим автором Искусства войны Сунь-цзы является именно Сунь Бинь и, что полулегендарный Сунь-цзы (Сунь У) и исторический Сунь Бинь на самом деле одно и то же лицо.
6. Бао-гун - судья загробного мира. Изображается с чёрным лицом, цветом, считающимся символом неподкупности. Существуют предания о его сошествиях в подземное царство (Диюй) для расследования преступлений, совершённых на земле, и он стал почитаем и как один из судей загробного мира, наказывающий там духов.
При жизни - прославившийся своей справедливостью, мудростью и неподкупностью и судья Бао Чжан (999 — 1062). Провёл немало судебных процессов против чиновников-расхитителей и коррумпированных госслужащих, в том числе и аристократического происхождения или даже родственников императора, причём не колеблясь приговаривал особо виновных к смертной казни. Он добился увольнения ряда некомпетентных чиновников, получивших свои назначения по принципу непотизма — включая дядю любимой наложницы императора.
После смерти Бао Чжан был обожествлён как Бао-гун («князь Бао» или «владыка Бао»).
7. Цинь Шубао и Ху Цзиндэ – полководцы, жившие в 7 столетии, охранявшие двери императорской спальни от бесов, были обожествлены в 12-14 столетиях и стали богами дверей, то есть, мэньшэнь.
8. Вэй Гу - один из богов-покровителей медицины. Прообразом бога Вэй Гу являлось историческое лицо. Реальный Вэй Гу явился в китайскую столицу Чанъань между 713 и 742 годами. Он был одет в шерстяную одежду. У него был посох и дюжина фляжек из тыквы-горлянки с лекарствами, висевшие на поясе и за спиной. Он щедро и бескорыстно раздавал свои снадобья больным. Император призвал его ко двору и пожаловал ему титул Яо-ван ("князь лекарств"). Под этим титулом, однако, известны и другие лекари, прежде всего Сунь Сы-мяо. Обожествленный Вэй Гу считался воплощением бодхисатвы Бхайшаджьяраджи («царь исцеления»); доасы называли его Гуй-цзан.
9. Сунь Сымяо - бог - покровитель лекарей, аптекарей и торговцев снадобьями. В реальной жизни Сунь Сы-мяо (581 – 682) знаменитый медик, врач времен империи Тан, автор трактата "Тысяча золотых рецептов с комментариями".
Он внес большой вклад во многие области традиционной китайской медицины. Сунь Сы-мяо отличался не только превосходными знаниями медицины, но и праведностью, честностью и благородством. Он обладал титулом «князь лекарств». В поздней китайской народной мифологии обожествлён, став покровителем лекарей, изготовителей снадобий и торговцев лекарственными средствами.
10. Хуа То - божество медицины, самый знаменитый медик Древнего Китая, жил в последние годы существования империи Хань (206 до н. э. — 220 н. э.), и первым стал использовать анестезию (вино, сдобренное коноплёй). Слава Хуа То достигла правитель империи Хань Цао Цао, который страдал от мучительных головных болей. С помощью приёмов иглоукалывания, Хуа То облегчал его мучения и Цао Цао безвыездно держал его при себе.
Когда Хуа То поехал навестить больную жену домой и замедлил с возвращением, обезумевший от болей Цао Цао велел взять его под стражу и предать казни. Перед смертью Хуа То изложил своё искусство в трактате, однако тюремщик побоялся принять от него свиток, и Хуа То в негодовании сжёг своё бесценное сочинение.