В китайской космологии отсутствует идея сотворения мира антропологическим богом, Творцом. Так, в даосизме, конфуцианстве и неоконфуцианстве в качестве источника порождения мира выступает не Демиург, а абстрактное первоначало или предельный принцип: Небо, Дао, первозданный Хаос,У-цзи, Тай-цзи или Юань Ци.
Характеризуя китайскую космогонию, Ε. Α. Торчинов писал: «В основе сущего находится Беспредельное (у цзи), которое есть не что иное, как Изначальный Дух (юань шэнь), ци в его тончайшей форме. Это первоначало может быть также названо Хаосом (хунь-дунь) или Единым (и) или Изначальным Ци (юань ци)».
По его мнению, не небытие-бытие, а отсутствие (у) - наличие (ю) образуют базовую метафизическую оппозицию китайской мысли.
В. А Малявин, писал, что даосы именуют первозданный Хаос «Единым дыханием (и ци), Изначальным дыханием (юань ци) или Великой пустотой (тай сюй), еще точнее — пустотой материнской утробы, внутри себя вскармливающей все сущее.
Традиционная Космогоническая схема китайской философии содержит стройную систему последовательно меняющихся символов: Беспредельное или Единая Сила; спонтанная самополяризация и формирование базовой бинарной оппозиции инь и ян, которые непрерывно переходят в друг друга: "Один раз инь, один раз ян – это и есть Дао-Путь"; возникновение трех начал: трех пневм (сань ци) Изначальной (ши) (Отсутствие), Первоначальной (юань), (Пещера), Сокровенной (сюань), (Пустота), которым соответствуют Небо, Человек, Земля; порождение у син «пяти фаз», «пяти процессов», «пяти стихий», которые взаимопорождают друг друга: дерево порождает огонь, огонь порождает землю, земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево; далее, в числовом, символическом отношении возникают восемь триграмм и 64 гексаграмм.
Данная система символов интериоризируется и тансформируется в систему символов внутреннего опыта, формируя новую структуру личности адепта. При этом космологические схемы не являлись исключительно элементами картины мира, но служили вспомогательными средствами визуализации и медитации, алхимическими символами и этическими парадигмами. Так, в китайской философии, и особенно в даосизме, космология сливалась с практикой обретения совершенномудрия, личного совершенствования или, «питания жизни» (ян шэн), реализации истинной природы и учением о «спасении».
В то же время практически все философские течения и даже их отдельные представители предлагали свои оригинальные космогонические концепции, которые служили порождающим ядром их учений.
«И-цзин» (Книга перемен) является древнейшим историческим документом, исходным философским трактатом, на многочисленных комментариях к которому строились основные учения китайской философии (16 – 4 вв. до н.э.)
Отдельные трактаты из 7 текстов философской части «Книги перемен»
«Си цы чжуани» - Конфуциантский трактат, наиболее философский среди канонических комментариев к Книге перемен. «И цзин».Традиционно приписывался Конфуцию, но датируется предположительно 4-м в. до н. э.
"Шо гуа чжуань" ("Традиция объяснения триграмм")
«Сюй гуа чжуань" ("Традиция о последовательности гексаграмм").
1. "Дао дэ цзин". Лао-цзы (6 - 5 в. до н. э.) «Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа».
2. «Ле-Цзы» (450 -375 до н. э.) Даосский философ подвижник Ле Юйкоу (Ле-Цзы) в своей книге «Ле-цзы», предположительно составленной его учениками, представил целостную картину космогенеза.
3. «Чжуан-цзы». Космогония даосского философа Чжуан- Цзы (369 - 286 до н. э).
4. «Тайпин цзин» (Книга Великого Спокойствия, Трактат о Великом Мире). Традиция приписывает авторство этой книги даосскому мудрецу Юй Цзи (ок. 110-200 гг.),
Космогонии Дао цзан (Даосского канона) (4 -11 вв. н.э)
Антология даосских канонических сочинений философа Чжан Цзюньфана, под названием «Юньцзи цицянь» («Семь извлечений ияз Облачного Книгохранилища» или «Семь Книг Из Облачной Библиотеки». (1012—1019).
5. Второй цзюань “Юнь цзи ци цянь” («Семь грамот из Облачного хранилища»).
6. «Девять удержаний» из («Семь Книг Из Облачной Библиотеки») Доосский философ и врачеватель Лао Цзюнь.
7. “Тай ши цзин” (“Книга великого изначального”).
8. «Тай шан Лао-цзюнь кай тянь цзин» («Канон Великого Высочайшего Лао-цзюня об отверзании Неба»).
9. «Иньфу цзин» «Книга о единении сокрытого». Ли Цюань (VIII в.), комментатор и возможно автор трактата.
10. 70-й цзюан компендиума «Дао цзана», даоса Чжэнь И-цзы (Пэн Сяо) (X в.)
1. Конфуций (551—479 гг. до н. э.)выдающийся мыслитель и философ Китая. Главный трактат "Лунь Юй" ("Беседы и суждения"), составленный учениками на основе бесед и "Чуньцю" ("Весна и Осень").
2. «Чжун юн» («Срединное и неизменное»), наиболее философский из всех конфуцианских трактатов, согласно преданию, созданный, внуком Конфуция Цзысы (ок. 481-402 до н. э.), но в действительности, составленный в 3-2 вв. до н.э.
3. Ли Цзы «Книга установлений» (IV по I в. до н. э.) толкование к "Книге Перемен"», одно из основных произведений конфуцианского канона. Трактат был составлен учениками Конфуция.
4. Мэн-цзы (372 —289 до н. э.) китайский философ, писатель, представитель конфуцианской традиции.
Древнекитайский философ-конфуцианец, литератор, поэт Ян Сюн (53 до н. э. — 18 н. э.) был автором трактата Тай сюань цзин» («Канон великого сокровенного») был создан в подражание «И цзин», но вместо системы 64 гексаграмм Ян Сюн предложил систему из 81 тетраграмм,
Моизм
Мо-цзы (Мо Ди или Учитель Мо) (475—395 гг. до н. э.)
известен как критик конфуцианства.
«Хуайнань-цзы» - философский «Трактат Учителя из Хуайнани», созданный не позднее 139 г. до н. э., представлял собой сплетение даосских, конфуцианских и легистских концепций.
Натурализм
Космология китайского философа Ван Чуна (27-97).
Сюань Сюэ ("Учение о таинственном", "учение о сокровенном") - философское течение 3-4 вв., которое объединяет элементы даосизма, конфуцианства, буддизма и "школы имен".
1.Ван Би (226—249), китайский философ, один из основоположников философской школы Сюань-сюэ.
2.Сян Сю (227-272) в своем трактате «Чжуан-цзы инь цзе» ("Изъяснения сокрытого в "Чжуан-цзы").
3.Го сян (252—312) один из создателей “учения о сокровенном” (Сюань Сюэ), созданного на основе его комментарии к «Чжуан-цзы».
Космогенез в неоконфуцианской философии как циклическое развёртывание вселенского бытия.
1. Концепция космогенеза принадлежит философу и толкователю сочинений Конфуция, Чжоу Дуньи (1017—1073 гг. н. э.), известному как Чжоу Цзы, основные труды «Тай цзы ту Шо» – «Разъяснение плана великого передела». (XI в. н.э.), «И тун» – («Проникновение в Книгу перемен»).
2. Шао Юн (1011—1077) основоположник нумерологического направления в неоконфуцианстве.
3.Чжан Цзай (1020-1077) отождествлял Великий Предел с силой –энергией, пневмой ци.
4. Братья Чэн
Чэн Хао (1032-1085) и Чэн И (1033-1107) представители неоконфуцианства, основатели школы синли сюэ (изучение природы и принципа).
5. Чжу Си (1130—1200) известный как Чжу Цзы, также считается одним из основоположников неоконфуцианства и является автором знаменитого трактата «Высший принцип (ли) и Первичная материя (чжи)».