В основе античной мифологии, тесно переплетающейся с религией, философией и культурой, лежат в первую очередь древнегреческие, а также производные от них римские мифы и легенды.
В древнегреческой мифологии существует несколько, иногда пересекающихся, вариантов зарождения мира, описанных в произведениях Гомера, Гесиода и последователей тайного учения орфиков, а также в их более поздних пересказах и толкованиях драматургами и философами.
Первыми письменными произведениями, содержащие мифы были поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» (9 - 8 вв. до н. э.), который обобщил и придал поэтическую форму древним преданиям. Гомер предложил мифологический и поэтический взгляд на происхождение космоса, однако космогонические представления не являлись основной темой его произведений.
Немного позднее Гесиодом (8 — 7 вв. до н. э.) была создана мифологическая поэма «Теогония», в которой повествуется о зарождении мира и происхождении богов. В данной поэме впервые предпринимается попытка установить логические связи между мифами, выявить их внутреннюю логику и смысл, что делает "Теогонию" важным этапом в развитии древнегреческой мифологии.
Среди следующего поколения мифологов, наиболее известными являются древнегреческий поэт Эвмел Коринфский (ок. 8–7 века до н. э.), произведения которого включали элементы раннегреческой мифологии, а также историк и мифограф Акусилай Аргосский (6 в. до н. э.), который первоначалом полагал Хаос, из которого вышли Эреб (Мрак) (мужское начало) и Ночь (женское начало). От совокупления Эреба и Ночи родились Эфир, Эрос и Метис, а от них — множество других богов.
Намного позже древнегреческий писатель и мифограф Аполлодор Афинский (ок. 180–120 до н. э.) в своем 3-х томном труде («Библиотека» или «Библиотека мифов»). подробно излагал происхождение богов (теогонию) и события, связанные с греческими мифами и героями вплоть до приключений Одиссея.
Различные мифы содержатся в произведениях греческих драматургов VI – V вв. до н.э: Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, а также Аполлония Родосского (ок. 270 - 200 г. до н.э.), в поэмах древнеримских авторов "Энеиды" Публия Вергилия (70 -19 до н. э.), "Метаморфозы", Публия Овидия (43 до н.э. – 17 н.э.). и «Мифы», писателя Гая Юлия Гигина (1в. до н.э. - 17 г. н.э.).
При этом авторы этих поэтических произведений не стремились к точному воспроизведению событий и персонажей, но использовали мифологические сюжеты для реализации своих художественных замыслов, стремясь тем самым очистить и возвысить души, вызвать у читателей и зрителей переживание катарсиса.
Кроме этого существует еще и ряд орфических теогоний, изложенных в «Теогонии» поэта, жреца и предфилософа Эпименида Критского (7–6 вв. до н. э.), предложивший собственное космогоническое учение, в котором первоначалами всего сущего являлись Аэр и Ночь и труде «Космогония», мифографа и первого греческого прозаика Ферикида Сиросского (ок. 600–550 до н. э.), у которого в качестве первоначала была выступала троица богов: Зас (Зевс), Хтония (Гея) и Хронос (время), а также выдвинуто учение о метемпсихосе (превращениях душ).
Элементы и мотивы орфических теогоний также содержатся во фрагментах философских трудов Гераклита, Парменида и Эмпедокла, Пифагора, Платона, Аристотеля, Эвдема Родосского и стоика Хрисиппа (III в. до н.э), а также в трудах неоплатоников, в частности Прокла (V в. н. э).
Древнегреческая мифология развивалась в течение нескольких веков и прошла через ряд этапов, начиная с архаичных верований до появления систематизированной мифологии классического периода.
Основные этапы её эволюции можно рассмотреть следующим образом:
1. Эгейская цивилизация: Ранние культуры Эгейского мира
1.1. Минойская цивилизация — одна из основных эгейских цивилизаций бронзового века, существовавшая на Крите в 2800—1450 год до н. э. В XV веке до н.э., и пришедшая в упадок после извержения вулкана Санторин.
В 1450 год до н. э. произошло вторжение на Крит греков-ахейцев. При этом это завоевание Крита микенцами привело не к упадку культуры, а к новому этапу в её развитии — возникновению смешанной крито-микенской культуры, влияние которой распространялось на материковую Грецию.
Минойско-критская мифология переплетается с религиозно-мифологические системами и демонстрирует теологическую иерархию, в которой доминируют женские божества, в основном проявляющиеся в концепции Великой Богини-Матери.
Минойская космология основывается на традиционной трехуровневой космической структуре, охватывающей небесную, земную и хтоническую сферы.
Большое количество сложных символических элементов, таких, как образы быков, утвари, лабрисов в святилищах и отсутствие фигур богов-воинов, свидетельствует о том, что минойские мифы были ориентированным на природу и женское начало. Отсутствие письменных мифологических повествований, позволяет предположить, что они передавались устно, как части религиозных ритуалов
1.2. Кикладская цивилизация существовала на архипелаге Киклады в южной части Эгейского моря ( 3—2 т. до н. э.) и развивалась одновременно с родственными минойской и элладской культурами, впитывая их элементы культур, искусство и мифологию.
Общими чертами этих культур является подчеркивание женского начала, природных и морских элементов, которые они включали в свои ранние мифологические системы.
Согласно Гесиоду на одном из ее островов Дилосе, Лета, скрываясь от ревнивой Геры, родила от Зевса бога солнца Аполлона, после чего пустынный остров сразу расцвел.
1.3. Элладская цивилизация, эпохи бронзового века существовавшая на территории материковой Греции.
Пеласгийский период (2800 до 1700 г. до н.э.)
Этот этап связан с религиозными представлениями пеласгов — предгреческого населения Эгейского региона, которые жили на территории Греции до прихода индоевропейцев (ахейцев). У Гомера
В «Илиаде», пеласги впервые упоминаются как союзники Трои в Троянской войне (1194—1184 годы до н. э.)
Пеласгийские верования характеризуются культом Матери-Земли, почитанием природы и многочисленными богинями, связанными с плодородием, земледелием и материнством.
Богини, такие как Гея (Земля), представляли собой центральные фигуры этого периода, а космология отражала гармонию между природой и божественным началом. Среди этих мифов выделяется миф о Эвриноме, которая воспринималась как первичная сила всего сущего.
Все три ранние цивилизации прекратили свое существование после прихода греков (ахейцев) на Балканы и основания ими Микенской цивилизации.
2. Микенский период (ахейский этап) (1700 -1200 г до н.э.).
В некоторых периодизациях данный этап определяют как Позднеэлладский период.
Микенская культура являлась воинственной и централизованной цивилизацией на материковой Греции, которая была известна мощными крепостями, такими как Микены и Тиринф. Микенцы активно участвовали в торговле и войнах, их влияние распространилось по Эгейскому региону
Крито-микенская культура (1450 по 1200 гг. до н.э.). В 1450 году ахейцы подчинили Крит, что послужило основанием крито-микенской культуры Греки переняли от Крито- минойской культуры ее богатое наследие, древние мифы и первый греческий алфавит. Они разработали линейное письмо и раннюю форму греческого языка.
Ахейцы сохранили элементы предшествующих легенд и верований, постепенно интегрировали с ними свои новые мифы. В микенской, микено-критской мифологии появился новый пантеон богов, отражающий изменение структуры общества и переход от матриархата к патриархату. Мифология становится более структурированной и в ней упоминания о богах войны и героических эпопеях, таких как мифы о Троянской войне, появляются мужские верховные боги, включающие Зевса, Посейдона и Аида, и героев, таких как Персей и Геракл.
Мифология микенцев оказала глубокое влияние на последующую греческую традицию.
Мифы первоначально формировались как устная традиция более 1000 лет, с момента появления греков в Греции вплоть до Гомера, который в 8-ом веке до нашей эры, уже после упадка древних Микен, записал их в своих знаменитых поэмах "Илиада" и "Одиссея".
3. Темные века(ок. 1200–800 гг. до н. э.) и гибель крито-микенской культуры.
Примерно в 1200 г. до н.э. в Грецию вторгается новая племенная группа — дорийцы, что влечёт разрушение многих центров микенской цивилизации. Крах бронзового века в Восточном Средиземноморье знаменует начало греческих тёмных веков и начала нового исторического периода. Данный исторический этап характеризовался упадком микенской цивилизации, утратой письменности, упрощением материальной культуры и сокращением торговых связей.
Гомеровский период (около 9–8 вв. до н. э.).По мнению большинства историков, Гомер жил и творил в конце Темных веков Греции. Это период формирования эпической мифологии, благодаря поэмам Гомера («Илиада» и «Одиссея»). Греческая мифология, сформировавшаяся на сказаниях крито-микенской эпохи, вступает в олимпийский, героический этап своего развития.
4. Архаический период (ок. 750—480 гг. до н. э.)
Данный период является временем формирования городов-государств (полисов) и первых форм демократии, а также развития философии и искусства.
В начале этого периода, благодаря теогоническим текстам Гесиода («Теогония»), происходит систематизация мифологии, установление генеалогий богов и их функций. В это время творили первые философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор, Ксенофан, которые часто использовали сюжеты из греческих мифов в своих учениях.
Концом архаического периода считается вторжение Ксеркса I в 480 г. до н. э.
5. Классический период (около 500–323 гг. до н. э.)
Золотой век Афин: Классический период характеризуется расцветом философии и драматургии, которые оказали существенное влияние на развитие и обогащение мифологических представлений. Мифология становится объектом философского осмысления и литературной обработки. В произведениях Эсхила, Софокла и Еврипида мифологические сюжеты получают новую этическую и художественную интерпретацию, а в трудах Сократа, Платона и Аристотеля мифы находят глубокое философское осмысление. Боги и герои становятся символами человеческих страстей и моральных дилемм. Мифы начинают использоваться для объяснения философских концепций, таких как судьба, этика, справедливость.
Все известные лирические поэты Древней Греции часто использовали мифологические сюжеты, образы богов и героев в своих стихах, одах и поэмах. Так, Стесихор (ок. 630—570 гг. до н.э.) в своих произведениях, например в «Песнях о Трое», пересказывал мифы с авторскими интерпретациями и даже предлагал их альтернативные версии, а Пиндар (ок. 518—438 гг. до н.э.) умело вплетал мифологию и легенды о героях в свои оды, чтобы подчеркнуть такие добродетели, как мужество и справедливость. При этом Сапфо (ок. 630—570 гг. до н.э.) в своем знаменитом «Гимн Афродите» и Анакреон (ок. 582—485 гг. до н.э.) в «Песни о любви и вине», свободно использовали в своих стихах такие мифологические персонажи как Афродита и Дионис, но не для пересказа событий, а скорее для создания атмосферы и эмоционального фона.
6. Эллинистический период (323–30 гг. до н. э.)
Данный период начинается с завоеваний Александра Македонского и заканчивается римским завоеванием Египта. В это время происходит активное распространение греческой культуры на восток. В Грецию хлынули огромные богатства, а также многочисленные восточные культы Великой Матери, Изиды, Адониса.
Происходит слияние греческих и восточных верований, а мифология становится более космополитичной. Это время характеризуется развитием аллегорических и философских интерпретаций мифов. Боги становятся более удалёнными от человеческой жизни, а интерес смещается на эзотерические и мистические аспекты.
7. Поздний эллинизм. (I в. – 529 г.)
В период поздней античности мифы получили новые интерпретации, приобретя философско-символический характер. С III века неоплатоники трактовали орфические мифы как аллегории, объясняющие космический порядок и божественную природу.
Философы искали в мифах скрытые структуры, такие как единства, диады и триады. Орфизм стал ключевым элементом синтеза философии и религиозных практик, где через изучение мифов и мистические ритуалы неоплатоники стремились к духовному единению с Божественным началом, Первоединым и Абсолютом.
Древнегреческие мифы существовали в разных вариациях, отражая региональные и философские особенности. Мифология не представляла собой единой системы, и космогонические мифы интерпретировались по-разному с течением времени. Теогония и космогония, описывающие происхождение богов и мироздания, стали уникальным культурным явлением, стремящимся объяснить устройство мира. Эти мифы заложили основу для западной культуры и философии, являясь важной частью религиозного наследия древних греков.
1. Космогония и происхождение мира: Древнегреческие космогонические мифы начинаются с Хаоса, как первозданного беспорядка из которого возникают первичные силы — Гея (земля), Тартар (подземный мир), Эрос (любовь). Это отражает древнее представление о том, что мир родился из хаотического состояния и развивался через борьбу и взаимодействие сил к упорядоченному космосу. Космогония включает в себя не только происхождение богов, но и создание мира в целом, включая небесные тела, природу и законы мироздания. Это подчеркивает взаимосвязь между мифами и философскими концепциями древних греков.
2. Персонификация природы: Древнегреческая мифология наделяла силы природы человеческими чертами и эмоциями. Природные явления в греческой мифологии олицетворяются богами: Зевс —молния и гром, Деметра -отожествлялась с циклами природы и дарами земли, Аполлон: связывался с солнцем. Греческие боги не были сотворены высшим существом. Они возникли из стихий: Земли (Геи), Неба (Урана), Моря (Понта) и других первоначальных сил. Это отражает древние представления о том, что божественное присуще самой природе.
3. Антропоморфизм богов: Греческие боги обладали человеческими качествами, достоинствами и слабостями: они любили, ненавидели, завидовали, мстили. Это делало их более близкими и понятными людям. Такое представление позволяет мифам отражать человеческие переживания и создаёт тесную связь между миром богов и людей.
4. Олимпийский пантеон и божественная иерархия: Греческая мифология создала сложную иерархию богов и космических сил, где каждое поколение богов отражает борьбу за власть и порядок. Структура, основанная на родственных связях, помогает объяснить моральные и социальные концепции. Центральное место в мифологии занимает Олимпийский пантеон, состоящий из 12 главных богов во главе с Зевсом. «Теогония» Гесиода систематизирует генеалогию богов, показывая их взаимосвязи и роли, от первичных сил до олимпийцев.
5. Роль судьбы: Судьба играла ключевую роль в греческой мифологии, влияя как на людей, так и на богов. Три богини, олицетворяющие судьбу: Мойры управляли судьбой каждого человека и бога, что подчеркивало предопределенность и неизменность Судьбы. Немезида как богиня возмездия и справедливой мести, напоминала, что ни одна несправедливость не остается безнаказанной. Понятие судьбы (Мойра) и идея справедливого воздаяния (Немезида) иллюстрируют моральные законы мироздания и служат напоминанием о том, что каждое действие имеет свои последствия.
6. Героический эпос: Греческая мифология богата историями о героях, совершающих подвиги во имя славы и бессмертия. Их подвиги отражали идеалы общества и служили образцами для подражания. Мифы о Троянской войне и возвращении греческих героев объединяются в единый цикл, отражающий представления древних греков о героизме, чести и долге.
7. Эволюция богов и персонажей: Образы и значения богов, а также сюжеты мифов эволюционировали вместе с культурой, отражая изменения в обществе и его ценностях. Так Аполлон изначально почитался как бог света и солнца и выступал покровителем музыкантов и поэтов. В Классическую эпоху он ассоциируется целительством и пророчеством, ьлагодвря владению им храма в Дельфах, в Эллинистический богом порядка, закона и гармонии, Римский -становится символом императорской власти, а вв Позднюю античность его свзывают с Истиной, Разумом.
8. Эсхатология и идея цикличности времени: Греческие мифы включают представления о конце мира и его возрождении и циклическом характере времени. Греческие мифы описывают несколько великих циклов: смену поколений титанов, олимпийцев и предполагаемых будущих богов. Цикличность времени в греческой мифологии выражалась в представлении о вечном возвращении, о том, что все события повторяются снова и снова.
9. Борьба как движущая сила космогонии: Непрерывные войны, такие как Титаномахия и Гигантомахия, символизируют борьбу за власть и переход от старых богов к новым богам с установлением нового порядка в мире. Войны в греческой мифологии часто имели космогоническое значение, то есть были связаны с сотворением мира и отражали более глубокие процессы: столкновение различных сил природы, борьбу добра и зла.
10. Многообразие мифов: Греческая мифология насчитывает множество мифов, рассказывающих о самых разных богах и героях, о их борьбе, любви и приключениях. Она охватывает огромное разнообразие сюжетов, которые объясняют моральные уроки и природные явления, рассказывают о подвигах полубогов и смертных, которые спасают мир или совершают великие поступки. Мифы о любви и страсти отражают сложные человеческие отношения.
11. Мифы как объяснение мира: Греческие мифы составляли сложную и взаимосвязанную систему, объясняющую происхождение мира, богов и людей. Они представляли первичную, целостную картину мира, позволяющую понимать природные феномены, общество и человеческие страсти через действия богов и космических сил. Миф служил для древних греков моделью мира, помогая им осмыслить сложные явления и процессы.
12. Универсальность, адаптивность и гибкость: Универсальность греческих мифов их удивительная адаптивность и повествовательная гибкость позволяла им легко вписываться в любой культурный контекст. Это связано с тем, что мифы затрагивают фундаментальный человеческий опыт и такие вечные сюжеты как любовь, предательство, амбиции и судьба.
13. Эстетическая привлекательность: Греческие мифы не только объясняли мир, но и вызывали эстетическое наслаждение, формируя основу для искусства и литературы Запада. При этом мифы выделялись не только своим содержанием, но и исключительной художественной выразительностью, богатством воображения, красотой и поэтичностью. Разнообразие, психологическая глубина и драматичность сюжетов, красочность и символизм образов послужили источником вдохновения для художников, писателей и композиторов.
14. Влияние на западную культуру: Древнегреческая космогония сыграла ключевую роль в формировании ранней философии, способствуя переходу от мифологического мировоззрения к рациональному осмыслению реальности. Так, мифологические образы и события являлись отправной точкой для становления первых философских систем, мыслителей и послужили фундаментом, на котором была построена западная культура в целом. Благодаря своему глубокому символизму, античная мифология продолжает оказывать влияние и на современную науку, психологию и массовую культуру.
Архаические космогонии Древней Греции представляют собой один из самых ранних и фундаментальных пластов греческой мифологии, отражающих первобытные представления о космосе и его происхождении.
период архаики в греческой традиции формируется несколько основных космогонических концепций. Одной из наиболее древних являлась пеласгическая (миф о богине всего сущего Эвриноме, восставшей из Хаоса, и великом змее Офионе). В ней отсутствуют еще боги, а только универсальные богини. Причем женщины считались главенствующими. Отцовство еще не признавалось, поэтому причиной зачатия мог признаваться ветер, случайно проглоченное насекомое.
Следующей является орфическая концепция (Ночь снесла яйцо от Ветра, из которого появляется Эрос и приводит в движение всю Вселенную), которая складывается на основании мистического учения о любви (Эросе).
Пеласги были одним из древнейших народов, населявших Грецию В III—II тыс. до н. э. до возникновения Микенской цивилизации (XVI по XI век до н. э), которая была основана греками-ахейцами.
происхождении.
Пеласги пришли в материковую Грецию из Малой Азии. Пеласгами называли всех доэллинских обитателей Греции. Согласно мифам, пеласги были рождены из земли и возникли из зубов Офиона. Их мифы передавались преимущественно в устной форме.
Основные черты пеласгической космогонии или мифа об Эвриноме:
Доэллинский миф об Эвриноме считается одним из древнейших греческих мифов, отражающих доиндоевропейские верования. Эвринома выступает в нем как первоначальное божество, которое появляется из Хаоса и создает мир, часто в паре с Офионом, первобытным змеем. Офион, или Борей, — это змей-демиург из древнееврейских и египетских мифов. В предметах древнего средиземноморского искусства богиня часто изображалась вместе с ним.
Эвринома играет центральную роль в сотворении мира, отделяя небо от земли, создавая свет и тьму. Она ассоциируется с природными силами, особенно с землей и плодородием.
Однако вскоре из четырнадцати титанов осталось всего семь, причем обоих полов. За планетами закреплялись следующие функции: Солнце — для освещения, Луна — для колдовства, Марс — для роста, Меркурий — для мудрости, Юпитер — для законов, Венера — для любви, Сатурн — для мира.
Астрологи классической Греции, как и вавилоняне, посвятили планеты Гелиосу, Селене, Аресу, Гермесу (или Аполлону), Зевсу, Афродите и Крону. Латинские имена легли в основу названий дней недели на всех языках романской группы: итальянском, французском, испанском, румынском и других, а также на кельтских языках: ирландском, валлийском, бретонском, гэльском (шотландском). Названия дней недели на латыни: Воскресенье — dies Solis (день Солнца), Понедельник — dies Lunae (день Луны), Вторник — dies Martis (день Марса), Среда — dies Mercurii (день Меркурия), Четверг — dies Jovis (день Юпитера), Пятница — dies Veneris (день Венеры), Суббота — dies Saturni (день Сатурна).
a. Вначале Эвринома, богиня всего сущего, восстала обнаженной из Хаоса и обнаружила, что ей не на что опереться. Она отделила небо от моря и начала свой танец над волнами. В танце она двигалась к югу, и за ее спиной возник ветер, который ей показался подходящим для начала творения. Обернувшись, она поймала северный ветер, сжала его в ладонях, и перед ней предстал великий змей Офион. Чтобы согреться, Эвринома танцевала все сильнее, пока не пробудила в Офионе желание, и он обвил ее чресла, чтобы обладать ею. Вот почему северный ветер, который также зовется Бореем, оплодотворяет: вот почему кобылы, поворачиваясь задом к этому ветру, рождают жеребят без помощи жеребца. Таким же способом, Эвринома зачала дитя.
b. Затем превратилась она в голубку, села, подобно наседке на волны и по прошествии положенного времени снесла Мировое яйцо. По ее просьбе Офион обернулся семь раз вокруг этого яйца и высиживал его, пока оно не раскололось надвое. Из появились из него все то, что существует на свете: солнце, луна, планеты, звезды, земля и ее горы, реки, деревья, травы и живые существа.
c. Эвринома и Офион обосновались на Олимпе, но он обидел ее, объявив себя творцом Вселенной. За это она ударила его пяткой по голове, выбила ему все зубы и изгнала в мрачные подземные пещеры.
d. После этого богиня создала семь планетных сил, поставив во главе каждой титаниду и титана. Тейя и Гиперион владели Солнцем; Феба и Атлант — Луной; Диона и Крий — планетой Марс; Метида и Кой — планетой Меркурий; Фемида и Эвримедонт — планетой Юпитер; Тефия и Океан — планетой Венера; Рея и Крон — планетой Сатурн.
Но первым человеком стал Пеласг, предок всех пеласгов; он вышел из земли Аркадии, а за ним пришли другие, которых он научил строить хижины и питаться желудями, а также делать одежду из свиных шкур, в которых до сих пор ходят бедняки Эвбеи и Фокиды.
(Роберт Грейвс "Мифы Древней Греции", 1955)
Этот миф о создании мира отражает важные темы древнегреческой мифологии, включая идеи о первоэлементах и циклах жизни. Эвринома и Офион символизируют взаимодействие мужского и женского начал и процесс творения через любовь и единство.