В первых веках нашей эры в Китай из Индии через Среднюю и Центральную Азию начинает проникать буддизм со своей развитой мифологической системой.
Приспосабливаясь к местным условиям, буддизм в Китае начал включать в свое учение некоторые идеи даосизма и конфуцианства и использовать старинные китайские сюжеты восходящие к древней мифологии. Постепенно происхождение тех или иных буддийских персонажей стало связываться с китайскими героями.
Так, появляется предание о том, что бодхисатва Авалокитешвара (кит. Гуаньинь), известная в Китае (видимо, после 7 века) главным образом в женской ипостаси, есть перерождение принцессы Мяошань, дочери одного из китайских князей (12 столетие), которая отказалась выйти замуж и ушла в монастырь вопреки воле отца.
Пройдя через многочисленные испытания, связанные с местью отца, и побывав даже в преисподней, Мяошань встретилась с Шакьямуни и была препровождена на гору Сяншань на острове Путо (существуют разные варианты этой легенды), где стала бодхисатвой Гуаньинь.
В средние же века происходит «натурализация» и других буддийских персонажей, например Кшитигарбхы (Дицзанван), в качестве которого, по одной из версий, будто бы был обожествлён некий буддийский монах из корейского царства Силла.
Под непосредственным влиянием буддизма происходит и развитие мифологических представлений китайцев о строении внешнего мира.
Так, даосские три сферы высшего мира Сань Цин («Три Чистоты») — Юйцин («нефритовая чистота»), Шанцин («верхняя чистота») и Тайцин («великая чистота») соотносятся с буддийской концепцией «трех тел» (Трикая): Дхармакая - высшее из трёх тел Будды, абсолютное проявление духовной сущности, Самбхогакая «тело блаженства» и Нирманакая («феноменальное тело»), Будда, проявляющий себя в обыденном мире.
Сфера Юйцин доступна совершенномудрым, сфера Шанцин — святым, сфера Тайцин — бессмертным.
Правитель сферы Юйцин Нефритовый император Юйди есть духовная природа Будды, правитель сферы Шанцин, бог Тайшан Лаоцзюнь - мистическая природа Будды, а правитель сферы Тайцин Лаоцзы— исторический Будда (принц Сиддхартха Гаутама).
Гуань-Инь (кит. перевод санскр. имени Авалокитешвара) «Та, кто слышит крики Мира» - китайская богиня милосердия и сострадания, созданная по образцу бодхисаттвы Авалокитешвары. Она помогала всем земным существам достичь духовного озарения. Гуаньинь почитается во всех соседствующих с Китаемстранах, представителями практически всех конфессий. В японской буддийской мифологии она известна как Каннон, помощница будды Амитабхи.
В китайской мифологии она выступает как божество, спасающее людей от всевозможных бедствий; подательница и покровительница детей, родовспомогательница, покровительница женской половины дома. Любой человек, покликавший ее в беде, получит от нее помощь и защиту. Она несет духовное просвещение всему живому.
Гуаньинь также почитали как богиню домашнего очага, помогающую продолжить род, поэтому иногда можно встретить ее изображения с ребенком на руках. Она стала покровительницей людей, которые постоянно сталкиваются с опасностью.
Гуаньинь приписывали способность освобождать заключенных от цепей, лишать змей их яда, а молнию — силы, а также исцелять все болезни Гуаньинь научила людей выращивать рис, который стал питательным, потому что каждое зернышко она наполняла своим молоком. Богиня приходила на помощь, если угроза исходила от воды, демонов, огня или меча.
Она, как символ сансары, нескончаемого круга земного существования, стояла на скале посреди бушующих волн и спасала потерпевших кораблекрушение.
Однако властитель мертных Яньван увел Гуаньинь в свое подземное царство, где она утешала проклятых и превратила ад в рай.
Согласно преданию она была третьей дочерью императора Мао Чжума.. Когда Гуань-инь решила отдать свою жизнь во имя служения богам, император сильно разгневался и приказал убить ее. Узнав об этом Янь-ван, владыка мертвых, забрал ее в подземное царство. Гуань-инь осталась у него утешать проклятых и тем самым превратила ад в рай.
После этого Янь-ван, по некоторым легендам Будда, возродил ее. Гуань-инь вернулась на землю и застала императора очень больным. Тогда она, чтобы исцелить отца, приготовила снадобье из своей плоти. По одной из версии, отец Гуань-инь заболел и ослеп. Гуань-инь отдала ему свои глаза.
Тронутый этим самоотверженным поступком, правитель исправился и обратился к добру. Как только это случилось, Гуань-инь вновь прозрела.
С тех пор богине приписывают дар исцеления от всех болезней. Что бы Гуань-инь простила его, император приказал изготовить тысячерукую скульптуру своей дочери. В центре ладони каждой из тысячи рук находился глаз. Этими глазами она видит каждого, кто нуждается в ее помощи.
Основой для представлений о Гуань-инь является «Саддхамапундарика-сутра». Из указанных в сутре 32 обликов, которые принимает Гуань-инь в зависимости от личности того, к кому Гуань-инь обращается с проповедью, в Китае первоначально наиболее распространены облики брахмана и воителя — цзиньгана.
Гуань-инь является в разных обликах — и в мужских, и в женских.
Гуань-инь выступает, часто под именем Гуань-цзы-цзай, как в милостивом, так и в грозном обличье.
Наиболее частые варианты изображения Гуань-инь четырёхрукий, восьмирукий и одиннадцатиликий, тысячерукий. У тысячерукого изображения на ладони каждой руки глаз. С помощьюсвоих многочисленных глаз Гуань-инь видит одновременно всех находящихся в беде в бесчисленных мирах вселенной, руками спасает их.
Свободные от атрибутов руки слагаются в мудра (жесты пальцев и рук) бесстрашия и исполнения желаний. Каноном предусмотрены и другие, более сложные изображения Гуань-инь, вплоть до 84000-рукого и 84000-ликого.
Ее изображают в виде женщины в юбке из тигровой шкуры (символ бесстрашия), которая держит в руках ивовую веточку, веревку (символ спасения от бед), и книгу («Праджняпарамита»), а также кувшин, четки, посох, трезубец.
У-Шэн Лаому ("почтенная матушка, вышедшая из перевоплощений") в китайской народной мифологии - божество. Богиня очень тесно связанна с буддизмом, и почитается в основном именно теми, кто верит в перевоплощения и просветление.
Одна из главных женских божеств буддизма в его китайском отражении. В нем она выполняет роли многих более древних женских божеств.
Она является матерью всего сущего и является правительницей огромного и прекрасного сада божественного бессмертия. Это отражение тех функций, которые ранее выполняла Си-ванму.
Ее любовь к своим детям да и то, что она может быть милостивой и даровать благословение в любви является отражением передачи ей в поздних традициях функций Гуанинь.
По преданию, Ушэн Лаому является матерью для девяноста шести миллионов сыновей, посланных ею на землю. Они называются изначальными и были порождены ею еще очень давно. На земле они погрязли в пороках бренного мира, утратили свою изначальную природу и она затем пожалела о своем решении.
Ушэн Лаому представляется как хозяйка персикового сада Паньтао. Из Золотого дворца девяти лотосов она взирает на своих детей то гневно, то с состраданием. Но сострадание берёт верх и Ушэн Лаому посылает на землю учение, чтобы спасти своих детей из моря страданий и вернуть их в родной дом. Учение проповедуется тремя буддами в течение трёх периодов: буддой прошедшего Жаньдэном (Уцзи шэнцзу), буддой настоящего Шакьямуни (Тайцзи гуфо) и буддой грядущего периода Майтреей (Хуанцзи гуфо), которому предстоит спасти оставшихся "изначальных сынов".
Данай Фужэнь («Госпожа Великая Бабушка») в китайской мифологии богиня-родовспомогательница, божество, помогающее родам.
Своим рождением Данай Фужэнь обязана бодхисаттве Гуаньинь, которая превратила один из своих пальцев в луч, вошедший в чрево матери Данай Фужэнь и оплодотворивший ее.
За помощь императрице, благополучно родившей наследника, Данай Фужэнь была награждена многими титулами и впоследствии канонизирована под именем Цуйшэн няннян («Матушка, ускоряющая роды»). Ее обычно изображали с ребенком в левой руке и веткой коричного дерева в правой. Помощницы Данай Фужэнь — Пэйтай няннян («Матушка, помогающая зачатию») и Инмэн няннян («Матушка, приносящая детей»).
Янгуан - богиня, целительница зрения, охранительница от глазных болезней. Ее рисовали с человеческим глазом в руках или в чашке, стоящей у нее на коленях. Янгуан входит в свиту Бися Юаньцзюнь, а иногда и Гуаньинь.
Дицзанван - у китайских буддистов один из наиболее популярных бодхисаттв, спасающий души умерших из преисподней, китайский «вариант» индийского бодхисаттвы Кшитигарбхи. В народной мифологии Дицзанван — владыка подземного мира, которому подчинены правители 10 судилищ преисподней. Его обычно изображали в облике человека в монашеской рясе; в одной руке у него металлический посох, в другой — жемчужина, свет которой рассеивает мрак преисподней.
Боги, которые были приняты в китайскую религию, но которые имеют свое происхождение на индийском субконтиненте или в индуизме:
Эрлан-шэнь («бог — второй сын») — божество китайского даосско-буддистского пантеона, бог-драконоборец, контролирующий разлив рек, и величайший воин Небес. Персонаж ряда классических легенд, включая «Возвышение в ранг духов» и «Путешествие на Запад». Основной атрибут — всевидящий третий глаз.
По происхождению — обожествлённая версия нескольких полумифических героев, восходящих к легендам династий Цинь, Суй и Цзинь.
Поздние буддистские источники описывают его как второго сына Северного Небесного Царя Вайшраваны, что до некоторой степени ассоциирует его с Мучжа, вторым братом малолетнего божества Нэчжа.
В мифороманах династии Мин «Возвышение в ранг духов» и «Путешествие на Запад», а также в легенде о Лотосовом Светильнике, Эрлан-шэнь предстаёт как племянник Нефритового императора, причём в последних он является вторым сыном от запрещенной связи сестры Нефритового императора со смертным человеком. Эрлан Шень — бог красивых молодых людей.
Будай-Хэшан («монах с мешком»), Да дуцзы Милэ («толстобрюхий Майтрея»), в китайской буддийской мифологии божество радости и счастья, благополучия и богатства, «ипостась» будды Майтрейи (кит. Милэ), один из 18 архатов (кит. лоханей) первоначальных последователей Будды.
По легенде, под этим именем был обожествлен буддийский китайский монах Цицы, живший в конце эпохи Тан, считавшийся воплощением Майтрейи.
Все свое время он проводил не в монастыре, а на многолюдных базарх, скитаясь по Китаю и зарабатывая на жизнь предсказанием погоды. Из имущества у него были лишь посох и мешок для подаяний, называемый хотэй, от которого монах и получил своё прозвище. Закреплению данного прозвища также способствовал второй «мешок» — огромный живот, такой же как и у Бодхисаттвы Майтреи, который не могла закрыть никакая ряса и в котором по представлениям китайцев была сосредоточена жизненная энергия ци.
Будай-Хэшан полюбился людям за веселый характер и легкий нрав, став героем множества легенд и историй. По легенде там, где он появлялся, к людям приходила удача, здоровье и благосостояние. Если кто-нибудь спрашивал, что находится в его мешке, он отвечал: «Там у меня весь мир».
Изображается обычно в образе улыбающегося жизнерадостного толстяка с обнаженным животом («смеющийся Милэ»). Также распространены изображения сидящего Будай-хэшана держащим различные предметы: слитки золота, монеты, посох, жемчужину, персик, веер, четки, отгоняющий горе, или мешок.
Он всегда присутствует на картинах, изображающих сонмы буддийских и даосских святых на пирах, устраиваемых богиней Сиванму.
В XVII веке в японской мифологии предстает как Хотэй, один из «семи богов счастья», бог общения, веселья и благополучия.
Считается, что Будай-Хэшан предопределяет людские судьбы и помогает в осуществлении желаний.
Симианшен - "четырехликий Бог", Четырехликий Будда, бог безграничной власти и владения земной славой и богатством. Является метафорой "вездесущего Бога", культ берет свое начало у индуистского бога Брахмы. Популярен во всей Юго-Восточной Азии, особенно в Таиланде. Этот также эпитет коренного китайского бога Хуанди.
Сянгтоушен - "Бог с головой слона", индийский бог Ганеша - бог мудрости и преодоления препятствий в индуизме и индуистской мифологии. Он добр и благожелателен по характеру, но смел и решителен в войне.
Дашичжи - бодхисатва, считавшаяся (наряду с Гуаньинь) одним из помощников Будды Амитабы.
Дицзан-ван - бодхисатва, глава подземного царства, отождествляемый иногда с божеством земли.
Ли Тяньван («Небесный Князь Ли») - в китайском буддизме бог — охранитель небес, позднее почитался как защитник монастырей.
Пусянь - у китайских буддистов бодхисаттва Самантабхадра, распространитель и защитник учения Будды. Согласно «Сутре лотоса сокровенного закона», он объезжает на белом слоне земли всех остальных бодхисаттв и читает эту сутру для всех живых существ.
Гуйцзыму («мать бесенят»), которую Шакьямуни обратил в свою веру, и она стала монахиьей. Изображения Гуйцзыму были в каждом буддийском женском монастыре, её просили о ниспослании сыновей и избавлении от напастей.
Вэйто - в буддийской традиции небесный воин, охранитель монастырей, страж дхармы (закона). Согласно мифу, будда Шакьямуни перед своим уходом в нирвану поручил Вэйто блюсти закон и повсюду преследовать злых духов.
Гуаньди - в народной мифологии и в позднем официальном культе бог войны и богатства. Среди конфуцианцев Гуаньди почитался как покровитель литераторов, даосы именовали его усмирителем демонов, а буддисты почитали Гуаньди как охранителя монастырей.
Сунь Хоуцзи (Сунь Укун) («царь обезьян») — в китайской мифологии непослушная каменная обезьяна, рожденная из скалы. Она обладала весьма необычной внешностью: из глаз обезьяны исходили золотые лучи, заливающие светом дворец Северной полярной звезды. Он мог прыгать и достигать самых высоких горных вершин. Как и олень, Король Обезьян мог проводить ночи на горных склонах, а днем спускался к подножьям гор и отдыхал в пещерах. Король Обезьян отличался скверным и очень шаловливым характером, чем досаждал всем жителям земного и небесного миров. Через некоторое время все затеи и шутки обезьяны стали известны строгому Нефритовому Императору.
После подобных проделок Обезьяны Нефритовый Император послал Небесную армию, чтобы уничтожить Обезьяну раз и навсегда. Однако армия потерпела сокрушительное поражение, так как ничто не могло противостоять этой могущественной силе. Кроме того, Большая Каменная Обезьяна — бессмертный, наполненный Небесными сущностями — был не только неуязвим, но также и довольно ловок в борьбе.
Тогда император обратился за помощью к Будде, чтобы тот усмирил проказника. Будда придумал хитрый план, который и привлек внимание Короля Обезьян. Будда предложил Обезьяне заключить соглашение: если Обезьяна сможет преодолеть расстояние больше ладони Будды, то она станет правителем Неба. Самонадеянная Обезьяна согласилась с предложением Будды и тотчас устремилась в космос.
Добравшись до границ неба — пяти огромных красных столбов, — Обезьяна написала свое имя на одном из них. Каково же было ее удивление, когда она увидела сделанную ей надпись на одном из пальцев Будды. Король Обезьян так и не смог преодолеть его ладонь. Будда тотчас схватил обезьяну, перенес его с неба и превратил пять его пальцев в пять элементов: металл, дерево, воду, огонь и землю. Эти стихии тут же образовали пять высоких гор, прилегающих друг к другу и получивших название Вусиншань. Туда, в их глубину, Будда и поместил Обезьяну.