Описание возникновения мира и его первоначальных сущностей, отражено в эпосах "Илиада" (IX—VIII вв. до н. э) и "Одиссея" (VIII в. до н.э.). Хотя космогония и не является основной темой этих поэтических произведений, в них содержатся важные космогонические элементы, которые раскрывают мировоззрение ранних греков.
В космогоническом мифе, описанном Гомером в «Илиаде в качестве "прародителем всего" и отца всех богов почитают Океана, «глубокие льющего воды». Это опоясывающая землю пресноводная река, которая питает ключи, колодцы и другие реки. Одним из своих рукавов Стиксом, Океан протекает через подземное царство.
Океан не только изначальная стихия и первоначало всего сущего, но и божество, «предок богов», отец Метиды — мудрой супруги Зевса. Океан был известен своим миролюбием и добротой. Так, являясь титаном, он не участвовал в войне титанов против Зевса и, как известно, пытался безуспешно примирить Прометея с Зевсом.
Все боги и все живые существа возникли в потоке Океана, от «древней реки Океана, от коего все родилося. При этом матерью всех его детей была Тефида (Тефиса или Тетис), жизнесообщающая сила, которая соединилась с водой и вознеслась над водами.
Таким образом, мир был порожден божественной парой: Океаном, почтенным родителем богов, выступающим символом оплодотворяющей водной стихии и его супругой Тефисой. При этом супруги родили также три тысячи дочерей — океанид и столько же сыновей — речных потоков.
Державная Гера говорит Афродите:
Я отхожу далеко, к пределам земли многодарной,
Видеть бессмертных отца Океана и матерь Тефису,
Кои питали меня и лелеяли в собственном доме,
Юную взявши от Реи, как Зевс беспредельно гремящий
Крона под землю низверг и под волны бесплодного моря.
Илиада, Песнь 14. 193 -199. Перевод Н. И. Гнедича
Одним из важных элементов космогонии Гомера является идея первобытных сил, таких как Гея (Земля) и Уран (Небо), которые олицетворяют фундаментальные элементы мироздания.
Вначале из первобытной водной стихии родились Гея – Земля.
Гея - богиня Земли, хранительница древней мудрости. Земля, в лице богини Геи, играет ключевую роль как основа существующего мира. В представлениях древних греков она считалась стабильной и неизменной, тогда как другие элементы, такие как вода и воздух, были динамическими и изменяющимися.
Согласно мифам, Гея произвела во сне небо - Урана, от которого затем родила всё живое.
Уран – бог Неба, отец титанов и богов-титанов, который первым стал править всем миром. Одной из главных черт Урана была его бесконечная плодовитость.
От Геи и Урана родился Кронос - бог времени, а от него уже Зевс и другие боги.
Кронос - верховное божество, первоначально — бог земледелия, в эллинистический период – из-за созвучия имён отождествляли с богом времени.
В ранние времена, согласно мифам, Кронос сверг своего отца Урана, чтобы править миром. Период верховенства Крона считался золотым веком.
Крон женился на своей сестре Рее, с которой они родили таких будущих олимпийских богов Гестию, Деметру, Геру, Посейдона, Аида и Зевса.
Кронос боялся предсказания Урана, по которому кто-то из его детей, рождённых ему Реей, свергнет его, а поэтому проглатывал их одного за другим. Так проглотил он Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона.
Супруга Кроноса Рея, беременная Зевсом, дала Кроносу проглотить камень и родила Зевса в глубокой пещере на Крите.
Когда Зевс вырос и возмужал, он начал войну с отцом, потрясшую Вселенную до основания. После десятилетней войны Кронос был свергнут Зевсом.
С помощью Геи Зевс заставил Крона изрыгнуть поглощённых им своих братьев и сестёр, которых затем сделал олимпийскими богами: Гестию — богиней домашнего очага, Геру —своей женой и богиней семей и родов, Деметру — богиней полей и плодородия, Аида — богом подземного царства мёртвых и Посейдона — богом морей.
Зевс и его братья Посейдон и Аид, после победы над Кроносом и титанами разделили мир между собой: Зевс получил небеса и Олимп, Посейдон — море, а Аид — подземное царство. Этот момент можно считать окончательным упорядочением мира, где каждому божеству назначена своя сфера влияния.
Земля - неподвижная круглая плоскость, а Небосвод медный и позже железный. Пространство между небосводом и землей наполнено вверху эфиром, а внизу - воздухом. Небосвод поддерживается столбами, которые охраняет титан Атлант.
Таким образом, в основе этой космологической модели, представленной в мифологии Гомера, лежит мир, разделённый на несколько уровней: Олимп — жилище богов, Земля — обитель людей, и подземное царство Аид — место для мёртвых.
В космологии Гомера главенствуют Олимпийские боги, которые обитают на горе Олимп, символизирующей высший порядок и власть. Олимп управляется Зевсом — верховным богом, который контролирует не только людей, но и самих богов.
В число 12-ти классических олимпийских богов третьего поколения, которые также являлись членами совета богов входили: Аполлон, Арес, Артемида, Афина, Афродита, Гера, Гестия, Гермес, Гефест, Деметра, Зевс, Посейдон.
Они могут быть представлены как Крониды дети Кроноса и Реи:
Зевс – бог неба, грома, молний, ведающий всем миром третий сын титана Кроноса и титаниды Реи. Он выступает гарантом космического порядка (греч. κόσμος) и справедливости. Его власть не абсолютна, но он способен контролировать судьбу и вмешиваться в дела смертных. Зевс — грозная карающая сила, иногда его ассоциируют с судьбой, иногда он сам выступает как существо, подвластное богиням Мойрам — судьбе, року. Он также страшится богиню Ночи Никс, которая является матерью всех богов и богинь. Так, Сон, сын Ночи, говорит Гере, как он спасся от гнева Зевса:
«Если бы Ночь не спасла, и бессмертных и смертных царица.
К ней я, спасаясь, прибег. Укротился, как ни был разгневан,
Зевс молнелюбец: священную Ночь оскорбить он страшился».
Илиада. Песнь XIV, строки 259-261
(пер. Н.И. Гнедича)
Помимо Зевса, на Олимпе живут другие важные боги-олимпийцы:
Посейдон - брат Зевса, бог водной стихии, верховный морской бог, первый среди древних местных богов моря: Нерея, Океана, Протея, один из трёх главных богов-олимпийцев вместе с Зевсом и Аидом.
Гестия - сестра Зевса, юная богиня домашнего очага и жертвенного огня. Она была неподвластна Афродите, она отвергла предложения Посейдона и Аполлона, дала обет целомудрия и жила у своего брата Зевса
Деметра – сестра Зевса, богиня плодородия и покровительница земледелия. «Благая богиня», хранительница жизни, одна из наиболее почитаемых божеств олимпийского пантеона. Деметра была прекрасного облика, с волосами цвета спелой пшеницы и считалась покровительницей чародеев.
Гера - верховная богиня, супруга Зевса, третья после Метиды и Фемиды, богиня брака и покровительница женщин, которым предлагала помощь во время родов. Согласно мифам, Гера отличается властностью, жестокостью и ревнивым нравом. Каждый год Гера купалась в источнике Канаф у города Навплии и становилась вновь девой.
Афина — богиня мудрости и военной стратегии, богиня знаний, искусств и ремёсел, дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и мастерства, ума, сноровки, изобретательности, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции. В отличие от других женских божеств, она одета в доспехи, носит высокий шлем, держит в руках щит (эгиду) и копьё.
Аполлон — бог света и искусства; бог света (Феб — «лучезарный», «сияющий»), покровитель искусств, предводитель и покровитель муз, предсказатель будущего, бог-врачеватель, покровитель переселенцев, олицетворение мужской красоты. Один из наиболее почитаемых античных богов. Сын Зевса и Лето, олицетворяет Солнце.
Артемида — вечно юная богиня охоты, образ девичьей стройности (у Гомера). Богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны. Дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона, который был олицетворением Солнца.
Арес — бог войны, который отличался вероломством и хитростью, предпочитал войну коварную и кровавую, войну ради самой войны. Сын Зевса и Геры. Изображался Арес обычно в виде могучего и зрелого воина в доспехах с мечом в руке и шлемом на голове. Арес участвовал в Троянской войне на стороне троянцев и был побеждён Афиной.
Афродита — богиня красоты и любви, почиталась как богиня плодородия, вечной весны и жизни. Иногда почиталась как богиня браков и даже родов, а также как «детопитательница». По версии Гомера была Афродита была дочерью Зевса и богини дождя Дионы.
Гефест — бог огня, самый искусный кузнец, покровитель кузнечного ремесла, изобретений, строитель всех зданий на Олимпе, изготовитель молний Зевса.
Он сын Зевса и Геры. Когда Гефест появился на свет, он оказался больным и хилым ребёнком, к тому же хромым на обе ноги. Гера, увидев своего сына, отказалась от него и скинула с высокого Олимпа. Но море не поглотило юного бога, а приняло его в своё лоно. Приёмной матерью Гефеста стала морская богиня Фетида.
Гермес - бог торговли и богатства, счастливого случая и удачи, плодородия, хитрости, красноречия и путешествий. Сын Зевса и плеяды Майи. Гермес — вестник и посланник горы Олимп, самый юный из главных олимпийских богов, покровитель детства и юношества. Гермес известен своим творческим поведением и любознательностью.
Дионис - бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза, а также театра. Младший из олимпийцев. В списке 12 олимпийцев вытеснил Гестию.
Аид - бог подземного царства, старший сын Кроноса и Реи, брат Зевса и старейший из Олимпийских богов сам стерег своё царство и не входил в число олимпийцев. Гомер называет Аида «щедрым» и «гостеприимным», его считают милосердным, невидимым, неведомым, таинственным, мрачным.
Персефона — богиня плодородия и царства мёртвых, владычица преисподней. Дочь Деметры и Зевса, супруга Аида. Чтобы успокоить Деметру, Зевс решил, что Персефона будет проводить две трети года на Олимпе, треть — в царстве Аида
Античные боги — это мифологические личности, находящиеся в кровном родстве. Они человекообразны, хотя некоторые из них могут превращаться в различных животных. Каждый из этих богов обладает своей областью влияния и взаимодействует с миром смертных в зависимости от своих целей и предпочтений.
По словам А. Ф. Лосева: «Гомеровская мифология — это красоты героических подвигов, поэтому она и выражена в свете и сиянии солнечных лучей, блеске золота и великолепии оружия. В мире этой красоты мрачные хтонические силы заключены в тартар или побеждены героями. Чудовища оказываются смертными».
Одной из ключевых особенностей космологии Гомера является тесная связь между богами и людьми. Боги постоянно вмешиваются в человеческие дела, принимая активное участие в военных конфликтах, политических решениях и судьбах отдельных героев.
В "Илиаде" роль богов в Троянской войне имеет особое значение: на стороне ахейцев (греков) выступали Гера, Афина, Посейдон, Гефест, Гермес, а на стороне троянцев — Афродита, Арес, Аполлон, Артемида. При этом Зевс стремится сохранять баланс сил. Это отражает идею, что мир богов и мир людей взаимосвязаны и неразрывны.
В результате браков Богов и смертных рождались боги, герои и люди, обладающие необыкновенными качествами.
От связи Зевса и простой женщины Семелы родился Дионис, впоследствии ставший богом, а от Зевса и Алкмены — герой Геракл.
У богини Деметры и Иадиоса родился бог Плутос, а от богини Фетиды и Пелея — герой Ахиллес.
Важным аспектом космологии Гомера является концепция судьбы (греч. μοῖρα). Хотя Зевс и другие боги обладают значительной властью, они не могут изменить предначертанную судьбу, которая управляется мойрами — богинями судьбы, которые определяют жизненный путь каждого человека. В этом контексте боги выступают как агенты исполнения судьбы, но они не в силах её отменить.
Космология Гомера представляет сложную, многослойную картину мира, где боги, «люди и силы природы находятся в постоянном взаимодействии. Олимпийские боги» занимают центральное место в поддержании космического порядка, но они ограничены судьбой и природными законами. Взаимоотношения между богами и людьми в поэмах Гомера отражают древнегреческое понимание мира как системы, управляемой божественной волей, но ограниченной непоколебимыми законами судьбы.