В китайских представлениях о мироустройстве доминирующую роль занимает феномен Неба (Тянь 天, которое является обителью солнца и воплощением великого духа Янь, олицетворяющего мужское начало.
При этом ведущие боги китайского пантеона представляют собой энергии или принципы, раскрывающие и распространяющие Небесный путь (Тянь ).
Правитель, получающий мандат Неба, есть великое проявление [воли] Неба…Ныне Небо явило себя в великом проявлении… Поэтому [пришедший к власти] государь меняет лишь имена в системе управления, но сохраняет сущность Пути. (Дун Чжуншу, «Чунь-цю фань-лу», глава «Чуский Чжун-ван»).
Отличительной чертой древнекитайской мифологии была историзация мифических персонажей, которые рассматривались как реальные исторические деятели и герои. При этом реальные герои и правители обожествлялись, а боги заявлялись историческими личностями.
В первом китайском историческом трактате «Ши цзи («Записи историографа») ханьского писателя Сыма Цяня (145 – ок. 86 до н. э.), были представлены классические представления о Пяти императорах (У ди), правивших во второй половине III тыс.до н. э., а также Три эпохи (сань дай) истории Китая: Ся (2070—1600 до н. э.), Шан (1600—1046 до н. э.) и Чжоу (1046—256 до н. э.).
Немного позже Лю Синь (46 г. до н. э. – 23 г. н. э.), в своем трактате «Ши цзин» («Канон поколений»), представил стандартную последовательность восьми древнейших правителей: Трех властилей (Сань хуан) Фу-си, Шэнь-нун, Хуан-ди и Пяти и мператоров (У ди), правивших в 2852—2070 гг. до н. э.). При этом датировка и сведения о правления первых легендарных Императоров - божеств не отражали реальных событий и носили скорее мифологический характер.
Мифологическая история Китая начинается с божеств – супругов Нюйва и Фу Си (2852—2737 до н.э.), двух существах с человеческими головами и телами дракона, изображаемых с тесно переплетенными хвостами.
Им наследовал «Божественный Земледелец» Шеньнун (2737—2698 до н.э), научивший людей обработке земли и торговле, а преемником Шеньнуна стал «Желтый Владыка» Хуан-ди (2698—2598 до н.э).
От Хуан-ди престол перешёл к Шао-хао, затем — к Чжуань-сюю, потом к Ди-Ку, дальше — к Ди-чжи и, наконец, к Яо, который был едва ли не наивысшим воплощением добродетели и мудрости правителя. Преемником себе Яо выбрал добродетельного Шуня. Особой популярностью, наряду с первыми божествами-первопредками, пользовались два последних императора Яо и Шунь.
Яо (2358 — 2255 до н.э) - совершенномудрый правитель и легендарный к император, сочетавший в своём образе божественные и человеческие черты. Отцом Яо считался верховный владыка Ди-ку, а по некоторым версиям сам Ди-цзюнь, а матерью богиня Яо Му, дочь повелителя огня Ходи, родившаяся во время грозы из камня.
Царствование Яо представлялось конфуцианцами как «золотой век» древности. А даосский философ Чжуан-цзы (ок. IV века до н. э.) так характеризовал его правление : «Император Яо много трудился и воображал, что правит идеально. После того как он посетил Четырех Хозяев на отдалённом острове Тью Ше , населённом „настоящими людьми“ Чен Ян, он понял, что только всё портил. Идеал — это безразличие сверхчеловека, который позволяет крутиться космическому колесу».
Также Яо, совместно с Небесным стрелком И, усмирил взбунтовавшихся духов ветров. Яо также повелел астрономам Си и Хэ начать регулярное наблюдение за небесными телами, что положило начало китайской астрономии. Яо уступил престол Шуню, не желая передавать его своему непутевому сыну Дань-чжу. Впрочем, Мэн-Цзы так описывал процесс передачи власти: «Сын Неба не может дать никому Поднебесную. Яо представил Шуня Небу, и оно приняло его. Небо дало Шуню Поднебесную».
Шунь (2317—2208 гг. до н.э.) — Сын Неба, был последним из 5-ти императоров легендарного периода истории Китая. Он отличался большой мудростью и в китайской мифологии прослыл как мудрый правитель. Отцом Шуня был слепой старик Гу-соу. Однажды Гу-соу приснился волшебный феникс с зёрнышком риса в клюве, старик проглотил это зёрнышко, и в положенный срок у его жены, до этого бездетной, родился сын. При этом мать Шуня зачала его, увидев на небе большую радугу. Его назвали Шунем («Зорким»), потому что в каждом глазу у него было по два зрачка.
Повзрослев, Шунь ушел из дома и занимался земледелием, рыболовством, а затем гончарным ремеслом. Слух о добродетельном Шуне дошел до правителя Яо, и тот вознамерился уступить ему свой престол, но прежде решил испытать Шуня, отдав ему в жены двух своих дочерей. Сводный брат Шуня – Сян, узнав о намерениях Яо, решил погубить Шуня, чтобы завладеть его красавицами-женами и всем имуществом, полученным Шунем от Яо.
Однажды отец велел Шуню починить крышу амбара, а Сян поджег строение. Но Шунь из двух соломенных шляп смастерил крылья и, подобно птице, спустился вниз.
Шуню также приписывают усмирение четырех мифических злодеев (Сы сюн) – Хуньдуня, Цюнци, Таоу и Таоте. Он сослал их в отдаленные окраинные земли, повелев охранять границы от призраков и бесов, нападавших на людей. Только после успешного завершения всех этих деяний Яо уступил престол Шуню. В день, когда Шунь взошёл на престол, в небо поднялись одновременно 10 солнц, на земле началась страшная засуха, и лишь с помощью Небесного стрелка И, отстрелившего 9 из них, Шуню удалось справиться с этим бедствием.
Троичная классификация божеств
Сань хуан — Три Покровителя (или Знамения) или Санчай — Три Потенции. Они являются "вертикальным" проявлением Небес, пространственно соответствующим Трем Сферам (Саньцзие), представляющим инь и ян и посредником между ними, то есть человеком.
Сань хуан («три государя») —триада мифических правителей
Представление о сань-хуан — трех мифических государях являлось отражением классической троичной классификационной системы, принятой в Китае. При этом существовало несколько вариантов классификаций, которые менялись в зависимости от времени и места возникновения мифов.
1. Фуси - небесный покровитель (Тяньхуан), первопредок, также называемый даосами Багуазши ("Почтенный изобретатель Багуа" – Восьми триграмм), является божественным человеком, который, как считается, научил человечество письму, разведению скота, рыбной ловле и охоте.
2. Нюйва - покровительница земли, богиня, прародительница, которой приписывается сотворение человечества и восстановление порядка в мире, когда он был нарушен.
3. Шеньнун - крестьянский Бог, бог земледелия, покровитель человечества), иногда предстающий как Янди ("Божество пламени" или "Огненное Божество"), божественный человек, который обучал людей методам ведения сельского хозяйства и врачеванию.
По другой классификации в триаду входили,
1. Фу-си - государь неба (Тянь-хуан).
2. Суй-жэнь - государь земли (Ди-хуан).
Суй-жэнь носивший титул Суй-хуан (Юй-вэнь) выступает в качестве древнего монарха, научившего людей добывать огонь трением.
3. Шень-нун – государь людей (Жэнь-хуан).
Шэньнун ("божественный земледелец"), в древнекитайской мифологии бог земледелия. Считалось, что у него змеиное тело, человечье лицо, бычья голова и нос тигра; цвет кожи — зеленый (цвет растительности).
Существовали и другие версии:
Фуси, бог огня Чжужун, Шэнь-нун.
Иногда вместо Шэнь-нуна в древних сочинениях упоминается бог воды Гун-гун.
Во время династии Шан существовала такая классификация:
Сань-юань («три первоначальных»).
Кроме, Верховного владыки Шан-ди, почитались еще два его брата – бог земли Чжун-юань и бог вод Ся-юань, вместе их называли сань-юань («тремя первоначальными»).
1. Шан-ди - Верховный владыка
2. Чжун-юань - бог земли.
3. Ся-юань - бог вод.
В различных дополнениях к классическим текстам, которые создавались на протяжении I–VI вв. н. э., были предложены различные варианты классификаций восьми древнейших правителей, легендарных императоров и божеств.
Первыми правителями, по версии «Мин ли сюй», приписываемого Конфуцию, но составленному в сер. II в. н. э., были Трое августейших (сань хуан)
Трое августейших
1. Тянь-хуан, бог Неба («Небесный августейший»)
2. Ди-хуан, бог земли («Земной августейший»)
3. Жэнь-хуан, бог людей («Человеческий августейший»)
В более поздней традиции, начиная с конца XIII века, Сань хуан рассматривается как три мифических государя: Фуси, Шэнь-нун и Хуан-ди, которые воспринимаются уже не как первопредки и культурные герои, а как покровители лекарского искусства.
1. Фуси (Тайхао ) - легендарный предводитель ранних восточных племён, проживавших на территории Китая.
2. Шэньнун (Янь Ди) легендарный предводителеь южных племен, обитавших в районе реки Цзян.
3. Хуан Ди (Хуан –желтый, Ди – император), «Отец человеческой культуры», так как считается, что он изобрел письменность, музыку, ввел в культуру использование колеса и телег и изобрел арифметику и медицину.
Множество богов китайской мифологии складываются в единую систему и упорядачиваются троичной и пятиричной классификациями, отражающих Порядок Небес.
Необходимо подчеркнуть, что мифология, как и вся культура Китая, основываются на 3 базовых классификациях или понятийных конструкциях:
1. Двоичная классификация: фундаментальное единство инь-ян,
2. Троичная классификация: Три силы (сань цай) - Взаимосвязь Неба, Земли и Человека.
3. Пятеричная классификация : Пять стихий (у син) вода – огонь – дерево – металл –земля.
Универсальными методологическими матрицами использовавшимися для представления любых понятийно-образных категорий китайской мифологии и философии являлись схемы Хэ Ту и Ло Шу («План реки» и «Письмена из реки Ло»).
Эти троично-пятеричные схемы, магический крест и магический квадрат были образованы образованы по квадратно-девятиклеточной модели «канона» (цзин).
В религиозно-мифологических представлениях Хэ ту и Ло шу изначально определяли культурное развитие и знаменовали наступление вселенской гармонии и общественного благоустройства.
Эти схемы выражали основу мироздания и символизировали всеобщую гармонию трех начал – Неба, Земли и Человека.
Согласно одной из легенд, мифический создатель китайской цивилизации Фуси увидел Хэ ту на боках дракона-лошади, появившегося из реки ХуанХэ, а Ло шу - на панцире чудесной черепахи из река Лошуй. Появление этих знаков вдохновило Фуси на создание восьми триграмм.
В основе универсальной понятийной системы Древнего Китая, лежала пятеричная классификация пяти стихий (у син).
Китайский образ универсума конструируется космологической пятеркой, включающей в себя круглое Небо, покрывающее квадратную квадратную Землю, которые біли соединены, проходящей через центр вертикальной осью, замкнутой в четыре стороны света.
Жители Поднебесной были уверены, что Китай расположен в Центре Мира, столица посредине страны, царский дворец в центре столицы, а император в самом центре реализует связь между Землей и Небом.
Хуан-Ди – Жёлтый Император, Верховный бог Поднебесной и Владыка Центра. В конфуцианстве он представа как наследник Шэнь-нуна, и император, который жил в 2698-2598 гг. до н.э.
В III в. до н.э Хуан-ди был интегрирован в пятичленную космологическую схему у-син как владыка центра и высочайший правитель в царстве богов.
Хуан-ди упорядочил пять стихий, насадил пять видов злаков, успокоил народ, навел порядок в четырех частях страны, обучил воинов, как черных и бурых медведей, барсов, леопардов, ягуаров и тигров. Если кто-нибудь в Поднебесной не подчинялся, Хуанди выступал и карал его, а успокоив, уходил оттуда.
Он предстал «Жёлтым императором», поскольку в свое время появилось благовещее знамение стихии земли, с которой, как и с фениксом, ассоциировался желтый цвет.
В китайской мифологии сложилось представление о мире как о пятичастной системе, которую составляли четыре стороны света и центр. Каждая из этих пяти частей имела свое божество или мифического государя.
Впервые представления о Пяти императорах были зафиксированы на рубеже нашей эры в трудах Сыма Цяня «Ши цзи» и Лю Синя «Ши цзин» которые предложили схему, ставшую классической.
Сым Цянь «Записи историографа». 1 в. до н.э. |
Лю Синь. «Канон поколений». 1 в. до н.э.-1 в. н.э. |
1. Хуан-ди 2. Чжуань- сюй 3. Ди-ку 4. Яо 5. Шунь |
1. Фу-си 2. Шэнь-нун 3. Хуан-ди 4. Чжуань-сюй 5. Шао-хао |
Хронологическая классификация императоров
Согласно хронологической классификации все пять императоров были наследниками великого правителя Хуан-ди, правившими один за другим с 2698 по 2208 гг. до н.э. Эти даты являются приблизительными и основаны на легендарных источниках.
1. Шао-хао. Сын Хуан Ди. предводитель восточных племён.
2. Чжуань Сюй. Внук Хуан Ди, племянник Шао-хао.
3. Ди Ку. Правнук Хуан Ди «Белый император. При нём расцвела культура и, в частности, музыка. Считается, что он изобрёл многие из музыкальных инструментов.
4. Яо. Управлял объединёнными племенами, населявшими Китай.
5. Шунь. Последний из 5-ти императоров легендарного периода истории Китая. Назначил регентом и преемником Юя Великого, основавшего следующую династию Ся.
Традиционная пятерка богов, императоров
1. Хуан-ди -Верховный владыка центра, его помощник - бог земли Хоу-ту.
2. Тай-хао (он же Фу-си)- повелитель востока, его помощник - зелёный дух дерева Гоу-ман,
3. Янь-ди (он же Шень-нун), бог огня и солнца, правитель юга, его помощник - красный дух огня Чжу-жун,
4. Шао-хао -император запада, его помощник - белый дух Жу-шоу,
5. Чжуань-сюй - владыка севера, его помощник - чёрный дух Сюань-минь.
В плане генеалогической мифологической классификации, древнейшим правителем был считаться Фу-си, за которым следовали Янь-ди (Шэнь-нун), Хуан-ди, Шао-хао, Чжуань-сюй.
Универсальная схема Хэ-ту («магический крест»), в основе которой лежит структура девятиклеточного квадрата, может быть положена в основу упорядочивания отношений между пятью мифическими императорами. Обращает внимание инвертированный характер отображения сторон света на этой схеме.
Современная схематизация Хэ ту
7 2 Огонь Юг |
||
8 3 Дерево Восток |
5 10 Земля Центр |
4 9 Металл Запад |
1 |
Иерархическая система богов и элементов мира
Юг Янь-ди (Шень-нун) бог огня, солнца и лета Огонь Красный цвет Марс Чжу-цяо «красная птица» Символ – феникс (птица фэнхуан). горькое |
||
Восток Тай Хао (Фу-си) Дерево Весна Зелёный цвет Юпитер Цин-лун «зелёный дракон» дракон кислое |
Владыка Центра Хуан-ди Земля Желтый цвет Сатурн Тай-и «великая единица» сладкое |
Запад Шао-хао Воздух Осень Белый цвет Венера Бай-ху «белый тигр» Тигр острое |
Север Чжуань-сюй Вода Зима Черный цвет Меркурий Сюань-у «тёмная воинственность» черепаха соленое |
1. Хуан-ди (Жёлтый император) — легендарный правитель Китая и мифический персонаж, который считается также основателем даосизма и первопредком всех китайцев.
По преданию, Хуан-ди был зачат от луча молнии, родившись, сразу начал говорить. Хуан-ди был высокого роста (3 метра), имел лик дракона, солнечный рог, четыре глаза или четыре лица, позволяющих видеть, что происходит в четырех царствах, знаменующих четыре стороны света. Согласно легендам, он имел 1200 жён и наложниц. Великий правитель жил 300 лет и от разных жен имел 25 сыновей, 14 из которых стали родоначальниками известных китайских кланов.
2. Тайхао (Фу-си). Владыкой Востока был первопредок и устроитель жизни людей Тайхао (Фу-си) (зеленый), у которого было квадратное лицо и тело птицы. Его помощником был дух дерева Гоуман, который держит в руках циркуль и повелевает весной. Фу-си был известен как первопредок племён, живших в районе нижнего течения реки Хуанхэ. Ему приписывалось изобретение рыболовных сетей, гадательных триграмм. Он научил людей охоте, рыболовству, приготовлению пищи (мяса) на огне. Будучи первоначально культурным героем племён и, тотемом у которых была птица, Фу-си, представлялся в виде человекоптицы.
3. Янь-ди. Владыкой Юга был Янь-ди (красный). Его помощником был дух огня Чжужун, державший в руках весы и управляющий летом.
В древнекитайской мифологии Янь-ди был богом солнца и лета, покровитель земледелия. При этом он не отождествлялся со светилом, но обладал «силой Солнца». Он правил южными землями совместно со своим потомком богом огня Чжужуном.
Помощником Ян-ди называют Чжумина, который управлял летней погодой. Считается, Ян-ди и его единоутробный брат Хуан-ди – дети мифического правителя Шао-дяня, правившие под знаком разных стихий и имеющие разные родовые фамилии. Сохранился также сюжет, который приписывает богу огня и начало земледелия: согласно преданиям, при Ян-ди появилась красная птица с девятью колосками злаков в клюве, которая роняла их на землю. А Ян-ди шел за ней, подбирал зернышки и сажал в землю. Тот, кто съедал выросшие злаки, становился бессмертным.
4. Шао-хао. Божеством Запада считался Шао-хао (белый), его помощник – дух металла Жу-шоу, держащий в руках плотничий угольник и управляющий осенью. Шао-хао был сыном Хуан Ди. На западе он только родился, а правил на востоке, где основал удивительное птичье царство. Государство при нём процветало, и он находился у власти порядка 80 лет.
Вероятно, образ Шао-хао возник в глубочайшей древности, когда объектами поклонений были звери и птицы, и изначально он сам был богом-птицей. Его мать была небесной феей, прилежно ткущей полотно.
5. Чжуань-сюй. Севером управлял Чжуань-сюй (Черный) «первый государь», внук Хуан Ди, «истинный человек» или мудрец, «человек, следующий по истинному пути». Помощник Чжуань-сюя - дух воды Сюаньмин, называемый еще Юйцян, что означает «дух моря и ветра».
Существует предание о его появлении на свет из радужного луча звезды, который пронзил луну.
У Чжуань-сюя было человеческое лицо, а тело птицы или рыбы, в зависимости от того, какую из двух стихий он представлял; в руках он держал гири и повелевал зимой. Его правление проходило под владычеством магии стихии воды.
Чжуань Сюй воспитывался у своего дяди Шао-хао, который специально для развлечений племянника сделал музыкальные инструменты: цитру цинь и гусли сэ. Когда Чжуань Сюй стал владыкой Севера, он бросил эти инструменты, как ненужные игрушки, в море. В Китае существует поверье, что с тех пор в лунные ночи из морских глубин доносится печальная и таинсвенная музыка.
Он стал императором в 20 лет находился у власти 78 лет. Чжуань-сюй почитается как первопредок и как бог Полярной звезды. Он изобрёл календарь, основанный на движении небесных тел. Он провел реформы против шаманизма и запретил близкородственные браки.
Императору Чжуань Сюй приписывают сочинение одного из самых первых китайских музыкальных произведений «Ответ облакам».
Помощник Чжуань-сюя - дух воды Сюаньмин или Сюань-у («темная воинственность»), в древнекитайской мифологии выступал как бог, покровитель Севера. Изображался в виде черепахи, обвитой змеей. Так как Север в представлениях о пяти стихиях был связан с водой, то Сюань-у стал считаться и божеством воды.
В средние века повелитель Севера изображается с распущенными волосами, ниспадающими на плечи, в черном халате, с золотой кольчугой и нефритовым поясом, с мечом в руке, но босым, стоящим на черепахе, увитой змеей. Обычно позади него рисовали оруженосца, держащего черное знамя.
В китайской народной традиции его также считали гонителем злых духов, поэтому неслучайно в храмовых изображениях вокруг Сюань-у изображались восемь разбойников, ставших его учениками, а также шесть демонов, им побежденных.
В соответствии с пятеричной классификацией была построена упорядоченная, сложная иерархическая система взаимодействующих разноуровневых элементов, находящихся в определенных отношениях к друг другу.
Так, каждому из мифических владык как повелителю стороны света соответствовал и определённый первоэлемент, а также время года, цвет, животное, часть тела и небесный дворец (гуна)
Классическая «Книга истории» (Шу-цзин, ред. Конфуция (551–479 BC)
Пять первоэлементов. По китайским представлениям, основой мира являются пять первоэлементов, или сил (у син): земля, вода, огонь, дерево, металл.
Эти первоэлементы обозначают не конкретные вещества, а силы, которые определяют всю человеческую жизнь.
Соответственно выделяют по пять видов различных сущностей или объектов:
• пять злаков: просо, конопля, рис, пшеница, бобы;
• пять благ: долголетие, богатство, здоровье, добродетель, смерть;
• пять добродетелей: человеколюбие, справедливость, пристойность, знание обрядов, верность;
• пять составляющих организма: мускулы, мясо, кости, кожа, волосы;
• пять частей тела: сердце, печень, желудок, легкие, почки;
• пять вкусов: кислый, сладкий, горький, острый, соленый;
• пять металлов: золото, серебро, медь, свинец, железо.
Пять небесных дворцов (гун), которые соотносятся с символами этих направлений:
Тай-и («великая единица»),
Цин-лун («зелёный дракон»),
Чжу-цяо («красная птица»),
Бай-ху («белый тигр»),
Сюань-у («тёмная воинственность)
Свое главенствующее положение Хуанди приобрел, победив в схватке остальных четырех правителей; как говорится в трактате «Сунь-цзы», «четыре способа выгодного расположения войск и обеспечили Хуанди победу над четырьмя императорами».
Он искусно владел щитом и копьем и собрался покарать тех владык, кто не явится к нему с данью, но, узнав о его намерениях, пришли с богатыми дарами.
Битва Хуанди и Яньди
Один только правитель юга — бог солнца Янь-ди не пожелал подчиниться и попытался отвоевать верховный трон у Хуан Ди.
Тогда Хуан-ди собрал тигров, барсов, медведей и других хищных зверей, сразился с Янь-ди и вышел победителем.
Янь Ди промграл, так как в войне он побоялся применять силу Солнца, чтобы не испепелить всю землю. Хуанди победил Яньди с помощью Дракона,повелителя воды, которым сам и являлся. . Этот миф символизирует равновесие инь и ян.
Янь -это пламя, обжигающий огонь или его избыток. Поскольку избыток огня приносит разрушение земле, он должен контролироваться правящим принципом. Ничто не является хорошим само по себе, без ограничений; хорошие результаты зависят от пропорции в составе вещей и их взаимодействий, а не от крайностей в абсолютном выражении.
Хуанди и Яньди являются взаимодополняющими противоположностями, необходимыми для существования друг друга, и они являются силами, которые существуют вместе в человеческом существе.
В филосовских текстах эта война интерпретировалась как война между водой (Хуан-ди) и огнем (Янь-ди). Впоследствии Янь Ди удалился куда-то на север и потерялся там.