Конфуций в своем учении попытался дать ответ на самые острые вопросы своего времени, а именно сосредоточился на нахождении принципов построения и управления стабильным обществом и могущественным государством. В связи с этим, его мало занимала проблема происхождения мира и в своих трудах он не размышлял над проблемами происхождения сущего. «Боги, - говорил философ, - стали настолько далеки от нас, что уже даже нет смысла рассуждать о них». "Я не говорю о сверхъестественном, о насилии, о смуте и о духах".
Единственным текстом, действительно представляю¬щим его идеи, был «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), который был записан и составлен его учениками.
Космологические представления в философии Конфуция переносились на закономерности строения и функционирования общества и государства. «Правящий с помощью добродетели подобен полярной звезде, которая занимает свое место в окружении созвездий». («Лунь юй» Гл. 2:1). Высшим принципом управления является инстинктивное, врожденное чувство жэнь (гуманность, человеколюбие), а практикую¬щий этот принцип правитель является образцом для всего народа. Для наведения порядка в обществе, пребывающем в состоянии хаоса, следу¬ет использовать «исправление имен» (чжэн мин), то есть использование вещей в соответствии с их «именами», с их истин¬ной природой или утверждения высшего принципа справедливости и.
Для Конфуция дао было установлено велением Неба. "Если дао осуществляется, значит, на то есть воля Неба". Небо и Небесный порядок лежали в основе всех вещей, и их воля осуществлялась спонтанно и неумолимо. «Учитель сказал: «Разве небо говорит? А четыре времени года идут, и вещи рождаются. Разве небо говорит?» («Лунь юй» Гл.17:18). Эти законы действуют как во вселенной, так и в обществе, и в отношениях между людьми. «Учитель сказал: «Если мое учение проводится в жизнь, на то воля [неба], если мое учение отбрасывается, на то воля [неба]...» (Гл.14:36).
В конфуцианстве в качестве первоначала выступал не первозданный Хаос, а совершенство изначальной природы (син), Небесный порядок (Небесный узор – тянь вэнь), Небесный закон (тянь ли), Гармония (хэ), и проявляющиеся в той форме и в тот момент, в который и должны проявиться, сообразуя все между собой.
При этом все в Поднебесной должно осуществляться согласно принципу «срединного пути» или «золотой середины».
Учитель сказал: «Такой принцип, как «золотая середина», представляет собой наивысший принцип. Люди [уже давно не обладают] им» (Гл.6: 7).
Таким образом высшей целью человека является совершенствование жэнь (человеколюбия), посредством практики ли (социальных норм). Однако, так как ли может меняться в зависимости от обстоятельств, они регулируются высшим принципом и «долг-справедливость». Просто развивая свое природное жэнь, с помощью ли и руководствуясь и, человек может влиять на природу и общество и устанавливать порядок в Поднебесной.
В конфуцианском трактате «Да сюэ» («Великое учение») сказано:
«Когда человек совершенствует свою добродетель, регулируются семейные отношения, когда семейные отношения урегулированы, в государстве воцаряется порядок, когда же в государстве воцаряется порядок, наступают порядок и спокойствие во всей Поднебесной».
«Чжун юн» («Срединное и неизменное»), наиболее философский из всех конфуцианских трактатов, он был созданный, согласно преданию, внуком Конфуция Цзысы (ок. 481-402 до н. э.), но в действительности, составленный в 3-2 вв. до н.э.
В трактате «Чжун юн», было сказано, что Чжун – Центр, представляет собой Середину, Великий корень (Великую основа – да бэнь) Поднебесной.
Юн означает постоянный, а «Чжун Юн» понимается как «Срединный путь» или «Гармония срединности».
"Великий корень (основа) – откуда все появляется; гармония – совершенный путь, которому все следует. Если осуществляется Середина и Гармония, счастье воцаряется на земле и все процветают". Все есть воплощение – дао".
"Великая основа – это то, откуда все произрастает, – изначальная природа, небесное веление, Закон Поднебесной (ли).
"Изначальная природа и есть Закон (ли). Благодаря взаимодействию инь-ян и пяти энергии (усин) Небо порождает и преобразует все вещи; ци воплощается в форму".
Человек и Небо.
В конфуцианской философии человек и Небо представляют собой неразрывное единство, а то, что в человеке от Неба, называется природой человека. Небо (Тянь) — это высшее безличное божество, духовная реальность, небесное Дао, которое пронизывает природу и таится в каждом человеке. "Воля неба (тянь мин) и есть изначальная природа (син).
Гармония (уравновешенность – хэ) – совершенный Путь Поднебесной". В каждом человеке таится небесное Дао, которое и является сутью его природы. Путь Неба является путем человечества и каждого отдельного человека. Когда человек следует своей природе, это называется Путем (дао). Только тот, кто до конца раскроет свое сердце, может понять собственную природу.
Путь Неба и человека передается термином «Чэн», который понимается как реальность, истинность или искренность.
Высшее Чэн – неисчерпаемо, неистощимо, неограниченно, оно является фундаментом бытия и основой непрерывного становления.
На него опираются все вещи, и оно способствует их полной реализации. Это активное начало, чистая креативность, источник перемен и активная меняющаяся реальность.
«Человеку свойственно стремится к состоянию чэн. Тот, кто достиг его, поступает правильно, не прилагая особых усилий, и понимает, не прилагая особого труда».
Человек, который обладает «чэн», достиг особого состояния сознания, искренности, истинности, своей подлинной природы, заложенной в нем Небом. Для того, чтобы достичь совершенства и самореализации, необходимо достичь просветления или состояния чистой искренности.
Совершенный человек (Цзюньцзы достигает гармонии с ситуацией, обществом, природой, своей судьбой и не отклоняется от нее, не отходит от Срединного пути. Он чувствует себя непринужденно и следует своей судьбою. Его дух непоколебим!
«Го Юй» (IV—III вв. до н. э.)
В конфуцианском трактате «Го Юй» (Речи Царств) (IV—III вв. до н. э.), говориться о фундаментальной концепции У-син (пять элементов), которым присущи два основных циклических взаимодействия: взаимопорождение и взаимопреодоление, в результате которых порождаются все вещи в мироздании:
«А ведь гармония фактически рождает все вещи (соединяя в себе субстанции с разными свойствами)… Так, древние мудрецы смешивали Землю с Металлом, Деревом, Водой и Огнём, создавая, благодаря этому, все вещи»
Ли Цзы «Книга установлений» (IV по I в. до н. э.) толкование к "Книге Перемен"», одно из основных произведений конфуцианского канона. Трактат был составлен учениками Конфуция.
В Ханьскую эпоху (I в. до н. э.) вместе с «Книгой перемен» («И цзин»), «Книгой истории» («Шу цзин»), «Книгой песен» («Ши цзин») и летописью «Вёсны и осени» («Чуньцю») оно было включено в состав конфуцианского «Пятикнижия».
В трактате представлена следующая космологическая модель мира:
«Когда же источник — небо и земля, то родится все сущее; когда первопричина — светлое и темное, то чувства становятся понятными; когда времена года — правило, то начинания успешны; когда солнце и звезды служат путеводной нитью, то начинания обретают последовательность; когда луны — мерило, то успехи есть с чем сравнить; когда духи и души — помощники, то [все] начинания имеют своего блюстителя; когда пять стихий — исходный материал, то все имеет свое повторение».
Человеку присущи качества земли и неба, в нем совокупляются светлое и темное, сливаются дух и душа, смешиваются совершенные ци пяти стихий. Человек — средостение земли и неба, в нем — крайность пяти стихий, он живет, ощущая вкус пищи, различая звуки и одеваясь в цветное.
«Когда не проявляют удовольствия, гнева, печали и радости, это называется [состоянием] середины. Когда их проявляют в надлежащей степени, это называется [состоянием] гармонии. Середина является наиважнейшей основой [действий людей] в Поднебесной; гармония – это путь, которым должны следовать [люди] в Поднебесной. Когда удается достигнуть [состояния] середины и гармонии, в природе устанавливается порядок и все сущее расцветает».
Здесь за основу берется знаменитое изречение Конфуция: «Благородный муж действует в соответствии с учением о середине, низкий человек своими действиями нарушает учение о середине».
Мэн-цзы (372 —289 до н. э.) китайский философ, писатель, представитель конфуцианской традиции.
Следуя учению великого Конфуция, он предпочитал не затрагивать вопрос о происхождении Вселенной.
Мэн-цзы считал основой мироздания Небо, ибо создать мир усилиями людей невозможно. При этом он не рассматривал Небо как нечто антропоморфное, а соединял в одно целое сознание, природу и космос.
Он являлся автором концепции „Смены Мандата“. Небо может лишить недостойного государя своего мандата, права на царствование и заменить его другим, достойнейшим человеком в Поднебесной.
Он не приписывал Небу космогоническую функцию, а лишь считал его носителем Высшей силы. По его мнению, все великие герои являлись «людьми Неба», должны были выполнять его волю и «возложенные на них великие обязанности».
Ян Сюн (53 до н. э. — 18 н. э.)
Древнекитайский философ-конфуцианец, литератор, поэт Ян Сюн (53 до н. э. — 18 н. э.) был автором трактата Тай сюань цзин» («Канон великого сокровенного») был создан в подражание «И цзин», но вместо системы 64 гексаграмм Ян Сюн предложил систему из 81 тетраграмм, которые были составлены из четырех черт каждая, и включали три рода черт: целая, прерванная и дважды прерванная. В Главах о тайном, своего рактата Ян Сюн, предложил следующую картину мироздания:
О согласная тайна!
Как хаос действует и не имеет конца,
Непосредственно отображается небом.
Свет и Тьма стоят рядом как два и три.
Коль скоро единый Свет стоит над всем развитием,
То все сущее обретает телесность через него.
Миры и страны, царства и домы
В троичной развернутости находят свершение.
Китайские мыслители предлагали различные варианты развития жизни из безначального Начала.
Китайский философ-конфуцианец Ван Фу (76-157) автор трактата "Цянь фу лунь" (Суждения сокровенного человека). Следуя материалистическим и рационалистическим взглядам Ван Чуна (1 в.), Ван Фу считал истоком всего сущего "изначальную пневму" (юань ци), которая сначала находилась в состоянии "Великой первозданности" (тай чу), представлявшем собой лишенное "форм" (син) хаотическое единство "тьмы семенных эссенций (цзин)", а затем благодаря самотрансформации дифференцировалась и образовала мироздание с человеком в центре.
"Дао - корень пневмы (ци), пневма - миссия (ши) дао". Дао человека состоит в "деянии" (вэй), посредством которого он связывается с силами инь ян и воздействует на Небо (тянь) и Землю (ди), "регулируя" (ли) и реализуя идущие от них импульсы. Человеку не присущи врожденные знания и способности, он обретает их в учении, делающем его носителем "благодати/добродетели" (дэ) и "должной справедливости" (и). Именно эти качества, а не законы (фа) и правовые нормы, по Ван Фу, прежде всего необходимы для достижения обществом идеального состояния "Великого равновесия" (Тай пин).
"В древнем-древнем мире во времена великой пустоты существовало без формы и признаков изначальное ци состоявшее из слитых воедино субстанций. Его нельзя было обуздать, им невозможно было управлять. Так продолжалось долго, но потом оно вдруг начало изменяться, оно разделилось на чистое и мутное, которые превратились в инь и ян. Инь и ян уже обладали формой; упорядочиваясь в мире, они сформировали небо и землю. Когда небесное ци и земное ци соединились, зародилось все сущее. Гармоничное слияние инь и ян породило и человека, чтобы он управлял всем сущим".
Влиятельный конфуцианский философ и исследователь канонических текстов Чжэн Сюань (127 – 200) один из первых в конфуцианской традиции определил понятие «Великий предел» (Тай цзи) как «изначальную пневму» (юань ци, Ци).
Разворачивая картину космогенеза, Чжэн Сюань отождествляет Тай цзи 太極 — Великий Предел, начало всех бинарных оппозиций — с «чистой гармоничной неразделённой субстанцией»
В комментарии к «И вэй» (собранию апокрифических текстов, имеющих отношение к «Канону перемен», 1 в. до н. э. – 2 в. н. э.) называл изначальное хаотическое, не воспринимаемое чувствами состояние пневмы Великими переменами (Тай и), сближая их с отсутствием/небытием, а Великий предел – с наличием/бытием. При создании комментариев к «Книге Перемен» Чжэн Сюань активно использовал терминологию «Дао дэ цзина».
В связи с этим его космологическая концепция оказала влияние на становление неодаосизма, в частности «учения о сокровенном» (сюань сюэ). Был сторонником концепции «взаимного отклика Неба и человека»; Небо отождествлял с личным божеством, гневающимся на дурное управление государством и нарушающим в этом случае равновесие природных сил.