Основные персонажи древнекитайской мифологии культурные герои — первопредки, представленные в древних памятниках как реальные правители и сановники глубокой древности.
Они выступают как создатели культурных благ и предметов. Источником их изобретений являлось наблюдение за явлениями природы, мистическое созерцание, «видение незримого» и божественные откровения. Более архаичным способом их приобретения считается получение в виде дара или похищение чудесных предметов у их хозяев из иного мира.
Ведь наставления, полученные без слов, и видение незримого — вот что Фу Си и Шэньнун считали своими учителями. (Хуайнань-цзы. Глава 9. Искусство владычествовать).
В разных вариантах мифа одно и то же деяние приписывается разным персонажам. Это показывает, что связь между определенным героем и соответствующим культурным деянием окончательно определилась не сразу, что разные этнические группы могли приписывать изобретения своим героям.
Так, такой важнейший культурный подвиг как добывание огня, в разные эпохи и в разных частях страны, приписывался разным божествам.
Во многих древних мифах этот подвиг приписывают первопредку Фу-си.
В древнем трактате «Гуань-цзы» ( IV—III веках до н. э.) огонь трением дерева о дерево добывает Хуан-ди.
В трактате «Хань Фэй-цзы» (III в. до н. э.), открытие способа добывания огня закрепляется за Суй-жэнем, за которым в последующей традиции и закрепляется этот важнейший культурный подвиг.
Кроме этого, создание китайской письменности — набора пиктограмм, приписывается Фуси, а также мифическому культурному герою Цан Цзе.
Фуси (伏羲), (Баоси) считают первым предком человечества, создателем культурных и социальных институтов и родоначальником китайской цивилизации.
Впоследствии первопредок Фуси, был оттеснён другими верховными божествами.
«Фуси взглянул вверх и увидел форму Неба, посмотрел вниз и понял устав Земли. Благодаря этому установил брак и привел в порядок пять первоэлементов, первый установил правила поведения людей, начертал триграммы для управления Поднебесной».
В «Комментарий привязанных слов», приписываемого Конфуцию, говорилось:
«В древности Бао Си (Фу Си) был правителем Поднебесной. Когда смотрел вверх, тогда наблюдал образы в небе. Когда смотрел вниз, тогда наблюдал образцы земли. Наблюдал узоры птиц и зверей и соответствия земли. Близкое брал у себя. Далёкое брал у вещей. Исходя из этого, в начале создал восемь триграмм, чтобы проникнуть в добродетель просветлённого духа и распределить по родам (классифицировать) суть десяти тысяч вещей. Создал узелки на верёвках (узелковое письмо), сплёл сети и силки, чтобы охотиться и ловить рыбу».
Первопредку, божеству и культурному герою Китая Фуси приписывается два важнейших культурно-цивилизационных открытия –освоение огня и изобретение письменности.
1. Освоение огня. Согласно китайской традиции, люди обязаны Фу Си умением приготовлять на огне пищу, варить мясо.
Фу-си, который ведал ростом деревьев, однажды своей силой, он призвал своего отца бога грома Лэй-шэня и молнией поджег большое дерево. Вначале люди испугались и убежали, но когда ураган закончился, один юноша заметил, что огонь разогнал диких зверей. Он осторожно подошел к горящему дереву и заметил, что вокруг дерева лежали погибшие в огне животные и от них исходил удивительный запах. Почувствовав тепло, он позвал своих соплеменников. Люди, попробовав жаренное мясо, начали поддерживать огонь, добавляя в него хворост. Они поддерживали огонь, но однажды он потух.
Однако бог Фу Си, которого ещё называли Пао-си, что значит «мясо, жаренное на огне», не оставил людей. Он видел, что произошло и решил вмешаться еще раз. Во сне он явился юноше, который первым подошел к огню. Фу Си сказал ему, что в стране Суймин, расположенной на западе, есть искры огня. Проснувшись, юноша отправился в путь.
Он добрался до страны Суймин и сел под дерево, чтобы отдохнуть. Неожиданно в глубине леса он увидел искры. На высоком дереве Суйму он увидел несколько больших птиц, которые ударяя своими прочными клювами о кору дерева высекали искры. Юноша решил повторить действия птиц. Он взял несколько веток и стал тереть ими о ствол дерева, пока наконец-то ему удалось получить огонь.
Когда он вернулся на родину, он рассказал людям о способе получения огня. Народ, пораженный его настойчивостью, умом и мужеством назвал юношу своим правителем. В честь того, что он добыл огонь его стали называть Суй Жэнь (букв. «человек, добывший огонь трением»).
Огонь, который добыл Фу-си, был, природным огнем, возникшим в результате пожара в горном лесу после грозы, а Суй-жэнем изобрел способ добывания огня трением.
Данный миф удивительно точно отражает эволюцию овладения огнем первобытным человеком. Так, согласно археологическим исследованиям, около 1,5 миллиона лет назад, Homo erectus начал использовать огонь, 500 - 350 т. л. назад научился его поддерживать, и примерно 50 т. л. назад - добывать его треним.
2. Изобретение письменности. Фуси считают изобретателем китайской иероглифической письменности, создавшим первые 8 триграмм, ставших основой для письма и китайской учёности. Эти письменные знаки Фу Си начертал, увидев схожие рисунки и узоры на спине крылатого дракона, выплывшего из реки Хуанхэ.
Фуси, увидев универсальные символы Хэ ту на боках дракона-лошади, Ло шу - на панцире чудесной черепахи из река Лошуй. Вдохновился на создание первых восьми иероглифов «Ба гуа», -триграмм, которые составили основу 64 гексаграмм «Книги перемен» и послужили началом Китайской иероглифической письменности.
Кроме огня и письменности, существуют и другие изобретения Фуси, дарованные людям:
1. Рыбная ловля. Фу Си первым сплёл из верёвки рыболовные сети.
2. Охота, изготовление силков, сетей для ловли птиц.
3. Изобретение музыки и избретение музыкальных инструментов. Согласно китайской традиции, Фуси изобрёл музыку, создал цитру и сочинил песню «Цзябянь». Он создал первые музыкальные инструменты, гусли, дудки и колокольчики.
4. Создание измерительных инструментов и циркуля.
5. Изобрел шелководство и научил людей изготавливать шелк.
6. Создал первый календарь.
7. Изобрел плуг и ковш для полива.
8. Изобрел игральные кости.
9. Гадательные триграммы и гадания.
10. Первый установил правила поведения людей.
11. Создал институт брака, различные свадебные обычаи
В древних мифах Фу Си и его сестра-жена Нюйва (Ню Гу) считаются первыми людьми, которые вступили в брак. Их союз символизирует установление семейных отношений и института брака в человеческом обществе.
Шэнь-нун
2. Шэнь-нун (神农) – «Божественный земледелец» и «царь лекарств» — в китайской мифологии один из важнейших культурных героев, покровитель земледелия и медицины. Он изобрел заступ-лэй и положил начало земледелию, рытью первых колодцев, организовал меновую торговлю, определил целебные свойства трав.
В трактате «Мин ли сюй» Шэнь-нун предстает как «Августейший Божественный земледелец» и описывается как «божественный человек» (шэнь жэнь) «зелёного цвета с большими бровями», который «носил [в волосах] нефритовую шпильку» и ездил на шести драконах. Утверждается, что он «впервые установил рельеф местности и измерил протяжённость земель в пределах Четырёх морей».
Когда Шэнь-нун родился, в земле сами собой появились девять колодцев. При нём с неба стало падать просо и Шэнь-нун тут же стал пахать землю и сеять его.
Шэнь-нуну приписывают создание сельскохозяйственного календаря и изобретение сельскохозяйственных орудий.
С именем Шэнь-нуна также связывают начало торговли, потому что он организовал первые базары, где совершался обмен продуктов.
Шэнь Нун научил людей обмениваться вещами и возвращаться домой, получив то, что каждому было нужно.
В поздней китайской мифологии Шэнь-нуна относят также к покровителям медицины. Иногда его называют Яо-ван («царь лекарств»).
и классического фармологического сочинения о травах и лекарственных препаратах.
Шэнь-нун также открыл все лекарственные средства. У него была красная плётка, которой он стегал стебли трав, определяя их свойства вкусовые качества. По другому мифу, он пробовал отвары всех растений и много раз в день отравлялся, но выживал благодаря магическому средству. На его специальном треножнике кипели целебные отвары.
По древнему преданию, жители страны Баймин-го («Страна белых людей») поднесли Шэнь-нуну животное яошоу («лекарственный зверь»). Когда кто-нибудь заболевал, достаточно было погладить яошоу по спине и сказать ему об этом, чтобы зверь принёс с поля нужную для исцеления траву.
Шэнь-нуну приписывают открытие чая как лекарственного средства и бодрящего напитка.
Однажды Шэнь Нун очень устал от трудов и развел костёр, чтобы нагреть воды. Листья с дерева упали в котелок с водой для питья. Выпив получившийся напиток, который на вкус был одновременно горьким и сладким, Шэнь Нун почувствовал себя освежённым и полным сил.
В некоторых мифах говорится, что он создал пятиструнные гусли сэ.
После этого он умножил восемь триграмм, превратив их в шестьдесят четыре гексаграммы.
3. Хуан-ди (黃帝) вошел в историю как мудрый и суровый правитель и великий воин, справедливый судья, а также как культурный герой и даритель культурный благ.
Хуан-ди никогда не пребывал в покое, он все время путешествовал по Куньлуню, расчищал горные склоны для посевов, прокладывал дороги.
Он изобрел топор, лук и стрелы и различные хозяйственные инструменты - ступку и пестик, зернотерку, создал средства передвижения - лодки и весла, колесницы, научил людей отливать колокола и треножники, бурить колодцы, прокладывать дороги и добывать металлы, готовить землю под посевы и разделять земли на наделы.
Он создал некоторые музыкальные инструменты, сделал чудесный барабан из шкуры бога грома, он придумал новую одежду, платья и туфли, причем ввел различия в ней для мужчин и женщин.
Хуан-ди продолжил деятельность Шэнь-нуна по изучению лекарственных растений и положил начало врачевания и медицины как науки медицина стала наукой. Он способствовал развитию ранней визуальной диагностики, науки о лекарственных растениях и иглотерапии.
В конце правления Хуан-ди на земле появились священные животные: единорог – символ благодати и феникс – знак мудрого правления. Ступая, единорог не сломает травинки, не раздавит букашки, не тронет ни одну живую тварь.
Перед тем, как покинуть мир, Хуан-ди собрал медь на горе Цзиншань, отлил треножник, затем оседлал спустившегося дракона и отправился на небеса. Люди видели его взлетающим на драконе и, желая удержать, стреляли в чудовище из лука, но промахнулись. Некоторые указывают даже могилу Желтого владыки, но даосы, в чей пантеон входит Хуан-ди, как один из родоначальников учения, считают, что там находится лишь одежда царя, сам же он, постигший путь дао, стал бессмертным.
Среди его сподвижников был четырехглазый Цан-цзе. Наблюдая за следами, оставляемыми на земле птицами и зверями, он проник в их тайный смысл и изобрел иероглифы и письменность.
4. Цан-цзе (倉頡)- мифический культурный герой, сподвижник Хуан-ди, по другим версиям, Фу-си или Шэнь-нуна, имел четыре глаза, что являлось символом особой прозорливости.
Согласно некоторым свидетельствам он является создателем китайской письменности — набора пиктограмм, ставших основой для дальнейшего возникновения иероглифов, что послужило причиной отказа от узелкового письма. «Проникнув в глубинный смысл следов птиц и зверей, изобрел иероглифическую письменность», писал о нем Сюй Шэнь в «Предисловии к словарю «Шо вэнь» (1 в. н. э).
В поздних легендах Цан-цзе упоминается в качестве члена Небесной медицинской управы (Тянь-июань), завершившего дело Шэнь-нуна по определению лекарственных свойств растений.
5. Жун Чэн (容成)— древнекитайский мудрец, культурный герой, в китайской мифологии мудрец, владевший секретом бессмертия и возвращения молодости.
Согласно некоторым свидетельствам был наставником легендарного Хуан-ди (Желтого императора) и Лао-цзы, а также специалистом по сексуальным вопросам в древности.
Он известен как изобретатель способа достижения бессмертия посредством акта половой жизни, восполнении мужской силы ян за счёт женского начала инь. Считается, что Жун Чэн обладает секретом возвращать молодость, восстанавливать цвет волос у стариков и вставлять обратно выпавшие зубы. По некоторым преданиям, он считается создателем календаря.
6. Суй-жэнь (燧人氏) — в древнекитайской мифологии культурный герой, научивший людей добывать огонь трением. В древних памятниках добывание огня приписывалось Фуси, а также Хуан-ди. Однако уже в трактате «Хань Фэй-цзы» (III в. до н. э.), это открытие закрепляется за Суй-жэнем.
Путешествуя по стране Суймин, где растёт огромное дерево суй, вариант мирового дерева, он увидел как сова своим клювом долбит дерево, и из него исходит огонь. Это и навело Суй-жэня на мысль взять маленькую веточку и, буравя дерево, добыть огонь.
Согласно одному из трактатов, в глубокой древности люди часто болели от сырой пищи, и тогда появился святой мудрец, который добыл огонь трением. Народ обрадовался этому и поставил его править Поднебесной, и дали мудрецу имя Суй-жэнь-ши.
В средневековой китайской традиции есть упоминание и о четырех помощниках Суй-жэня: Мин-ю («понимающий причины»), Биюй («непременно обучающий»), Чэнбо («установившийся в обширных знаниях») и Юньцю («низвергнутый холм»), или Юньли («низвергнутый и стоящий»). Считается, что в отличие от Суй-жэня, спустившегося будто бы с неба, его помощники вышли из-под земли.
7. Стрелок И (后羿)(Хоу И; Охотник) - в архаической традиции культурный герой, сын верховного бога Дицзюня, посланный на землю для избавления людей от стихийных бедствий и чудовищ. По «Хуайнань-цзы», левая рука И была длиннее правой, что помогало при стрельбе, а небо пожаловало И перстень для натягивания тетивы. Согласно легендам, каждая его стрела попадала в цель.
В ряде текстов («Мо-цзы», «Люйши чуньцю») И выступает как культурный герой, который изобрел лук и стрелы и обучал этому искусству людей. В «Шань хай цзин» подчеркивается, что И не был изобретателем лука и стрел, а получил от Цзюня (Предка Выдающегося) или небесного правителя Дицзюня, красный лук и стрелы с белым оперениям, чтобы избавить землю от бедствий.
Хоу И был послан спасти землю от чудовищ, он сбил из лука девять из десяти солнц, угрожавших погубить всё живое на Земле.
По мифологическим представлениям, десять солнц (дети Си-хэ, которых называли трёхлапыми золотыми воронами) жили на ветвях древа фусан и выходили на небо поочерёдно. Однако однажды, в правление Яо, они появились на небе все сразу, и на Земле наступила страшная жара. От чудовищного жара расплавились скалы и засохли растения и посевы хлеба и народ стал голодать. Но лучник И спас землю от гибели, поразив стрелами девять лишних солнц.
Хоу И застрелил из лука водное существо Цзоин с девятью головами (Девять младенцев), убил кабана Бо-фэна или Фэн-си («Великий кабан»), и принес его в жертву, победил быка-людоеда, одолел птицу дафэн.
В «Вопросах к небу» говорится, стрелок И убил из лука Xэ-Бо (духа реки), согласно одной версии, выбил один глаз у Xэ-Бо, и женился на его супруге Ло-пинь (речной царице) или Ло-шэнь («фее реки Ло»).
Однако позже Дицзюнь разгневался на своего сына и лишил его бессмертия. Тогда И отправился к Владычице Запада богине Сиванму и получил от нее эликсир бессмертия.
Но жена стрелка Чанъэ (Ло-пинь ) похитила этот эликсир, выпила снадобье и улетела, скрываясь от мужа, на луну.
Стрелок И остался на земле и впоследствии был убит своими слугами, которых подкупил его лучший ученик.
При жизни пара больше так и не увиделась, Хоу И после своей смерти вознесся на Солнце, а Чанъэ продолжила жить на Луне. После смерти стрелка И стали почитать как божество, отгоняющее бесов.
8. Юй (大禹) - в архаической традиции культурный герой, усмиритель потопа,которого особо почитали за трудолюбие. В древности Юя изображали наполовину драконом, поскольку его отцом считался дракон Гунь, а позднее — в облике человека.
Юй трудился 13 лет, чтобы прекратить потоп. Он направлял воды, прорезая в горах каналы, создавая реки, родники и устья. Его руки и ноги покрылись мозолями, он был истощен и едва мог ходить. Однако Юй продолжал трудиться, создавая ирригационную систему, чтобы отвести воду в море.
Усмирив потоп, он разделил территорию Поднебесной на 9 областей (цзю чжоу).
В результате его деятельности земля стала пригодной для выращивания урожая, и все девять провинций Китая объединились.
Император Шунь, был настолько благодарен Юю, что отрекся от престола и уступил ему трон. Так Юй стал первым императором мифической династии Ся.
Считается, что Юй правил с 2205 по 2197 г. до н. э., а каждый последующий император является инкарнацией дракона Юя.
Известен миф о том, как Юй превратился в медведя, чтобы успеть выполнить работу. Когда наступало время обеда, он принимал облик человека и бил в барабан. Тогда жена приносила ему еду. Однажды Юй разбил скалы, а жене почудился барабанный бой. Она принесла уставшему мужу обед, но, увидев медведя, в страхе убежала. Юй бросился за ней; жена ожидала ребенка, и ей было тяжело бежать. Она упала и превратилась в камень, который начал расти. Когда наступили роды, Юй разбил камень, и оттуда появился его сын Ци.
9. Хоузци (后稷) (Государь Просо), первое имя Ци - одно из божеств земли, легендарный прародитель чжоусцев, культурный герой, который «первым начал сеять и жать», после чего мудрый правитель Яо (или Шунь) пригласил его к своему двору на должность «министра» земледелия.
Ци обладал природным любопытством, любознательностью и изобретательностью. Он закапывал зёрна проса, семена тыквы и косточки фруктов. Плоды его экспериментов были лучше, больше и вкуснее дикорастущих. Он придумал нехитрые инструменты из камня и дерева для обработки земли и сбора урожая.
От отличался щедростью и благородством, охотно делился своими находками и научил людей обрабатывать землю. Они бросили собирательство и охоту и занялись земледелием. Весть об этом достигла государя Яо. Он приказал Ци ведать полевыми работами и даровал ему область Тай, самую плодородную область в стране.