Сити Фукудзин (яп. Сики- семь, Фуку -удача, Дзин - бог) это группа божеств, почитаемых в японской культуре за их способность приносить удачу и благополучие. Эти боги имеют различные происхождения, они прибыли из Китая и Индии и лишь один из них Эбису – японский. Все семь богов были названы японскими именами, однако некоторые китайские божества, носили традиционную одежду своей культуры.
Согласно легенде, японский военачальник Токугава Иэясу (1543 — 1616), уничтожив всех своих врагов, создав централизованное государство и добившись вершины славы, не ощущал себя счастливым человеком. Он поручил придворным ученым составить комплекс самурая «Бусидо», а своему духовному наставнику, буддийскому монаху Тэнкаю разработать теорию счастья, и собрать семь человек, которые представляли бы высшие добродетели.
Тэнкай определил семь видов счастья: это справедливость, материальное благополучие, благожелательное отношение, великодушие, известность, долгая жизнь, достоинство. Монах предложил сегуну семь богов из Японии, Китая и Индии. Каждому из великолепной Семерки была отведена своя роль, за каждым закреплен свой вид счастья.
По другой версии - группа берет свое начало в известной буддийской сутре "'Shichinan Sokumetsu Shichifuku Sokushō" , что можно перевести как "семь бед исчезнет, и семь удач возникнет".
При этом японцы, как и большая часть остального мира, считают цифру "семь" магической.
Семь богов включают трех индуистских богов: Бензайтен (Сарасвати), Бисямон (Кубера) и Дайкоку (Шива). Три бога попали из китайской даосской и буддийской традиций - Хотэй (Hotei), Дзюродзин (Jurōjin) и Фукуродзю (Fukurokuju) и только Эбису божество синтоистской мифологии.
1. Эбису — покровитель рыболовов, торговцев и здоровья маленьких детей. Это бог Удачи и Ежедневной пищи, трудолюбия и честного труда. Предполагают, что культ Эбису основан на поклонении вещам, которые приносят морские волны в Японию, со всех сторон окружённую морем.
Первоначально он был известен как Хируко - первый ребенок Идзанаги и Идзанами. Согласно мифам, из-за несоблюдения свадебного ритуала, они родили некрасивого ребенка. Говорят, что он родился без костей, но в конце концов преодолел свои недостатки и стал веселым и благоприятным Эбису (отсюда один из его титулов - "Смеющийся бог").
Они положили его в лодку и выпустили в море. Однако там, где его выбросило на берег, его вырастили с любовью, и в конце концов он стал богом удачи.
Эбису был немного глуховат, но жизнерадостен и доброжелателен, поэтому его часто называют смеющимся богом.
Изначально Эбису поклонялись рыбаки и жители рыбацких деревень. Бога молили об изобилии рыбы в море и спокойном ветре, удаче в плавании. Со временем этот персонаж стал в Японии божеством торговли и покровителем различных ремесел. В сельских районах его почитают как бога рисовых полей. Морякам Эбису помогает в плавании, купцам в торговле, а домашним хозяйкам - на кухне.
Его часто изображают с удочкой и рыбой тай, большим красным морским лещом или морским окунем. Медузы также ассоциируются с этим богом.
2. Дайкоку (Дайкокутэн)— бог богатства, достатка, благополучия и изобилия. Он является покровителем крестьян и дарителем пропитания, божеством урожая, домашнего хозяйства и кухни. Изображается с крестьянским капюшоном, золотым молотком счастья, исполняющим желания, и с большим мешком за спиной или в руках, символизирующим мешок сокровищ. Также его часто изображают сидящим на двух мешках риса, рядом с мышами, что означает обильность запасов пищи. Первоначально был божеством тантрического буддизма Махакалой, буддийской версии индуистского божества Шивы. В связи с этим он иногда изображается шестирукий и трехликий бог, гневное божество и страж веры.
Дайкокутэн стал популярным среди купцов и торговцев, поскольку его почитают как покровителя бизнеса и удачи в делах.
3. Бисямонтэн (Тамонтэн) — бог богатства, сокровищ, процветания и военной удачи. Позже он стал также богом-воином, защитником в широком смысле, покровителем военных, врачей и юристов, а также карателем преступников.
Изображается в виде могучего воина с копьем и в полном самурайском доспехе, и с маленькой пагодой в руке, башни сокровищ и подарков, которые он раздает людям. Во многих сюжетах он управляет кораблем сокровищ Такарабунэ. Первоначально бог индуизма и буддизма, японский эквивалент индийского Куберы и буддийского Вайшраваны. Попал в Японию через Китай.
4. Бэндзайтэн (или Бэнтэн) — богиня удачи (особенно на море), искусств, музыки, мудрости, красноречия и тяги к знаниям. Покровительствует изящным искусствам, музыке, ораторскому искусству, «всему, что течёт», так как в индуизме она была богиней текущей воды. В народном фолькльоре она выступает божеством женственности, красоты и любви.
Она единственная женщина из семи богов и изображается в виде девушки с бива — национальным японским инструментом и шёлковой лентой над головой. Иногда предстает с оружием и с несколькими парами рук, в которых держит различное оружие, такое как мечи и луки, а также со свернувшейся в высокой прическе змеей — что связано с культом Белой Змеи — владычицы речных вод. Как покровительница гейш, она предстает в диадеме, украшенной драгоценными камнями.
Первоначально богиня индуизма и буддизма, Сарасвати, почитаемой в Ведах как богиня рек и супруга верховного бога Брахмы.
5. Фукурокудзю — бог богатства, счастья, долголетия и мудрых поступков. Дарует мудрость, интуицию, помогает сделать ученую карьеру, символизирует известность. В своей человеческой форме он может жить без еды и как бог может воскрешать мертвых.
Изображается в виде старика с очень вытянутой головой, высоким лбом и длинной белой бородой. В руке держит посох, к которому крепится свиток с сутрами. Первоначально китайское даосского божество, повелитель южной Полярной звезды и звездного неба.
6. Хотэй (кит. Будай)— бог удовольствия, счастья, удачи и хорошего здоровья, бог добродушия, сострадания, щедрости и великодушия. Вдохновляет людей на обильную еду и питье, поэтому особенно популярен среди представителей ресторанного бизнеса. Изображается веселым толстяком с огромным животом и с мешком продуктов и сокровищ. Согласно мифологии дзен, сумка на самом деле пуста, так как он умеет довольствоваться тем, что уже есть. На вопросы, что у Хотэя в мешке, легендарный монах отвечал: «Весь Мир!»
Существовало поверье, что если потереть живот, которой на Востоке пристанище души, фигурки Хотэя 300 раз, думая о чём-то хорошем, то загаданное обязательно исполнится.
Отождествляется с китайским богом благополучия и счастья Будаем, реинкарнацией индийского бодхисаттвы Майтрейи, а прототипом Будая, введенного в японский пантеон в 15 веке, послужил странствующий чаньский монах Ци Цы (9-10 вв.), носящий большой полотняный мешок.
7. Дзюродзин — бог долголетия и пожилых людей, бессмертия и мудрости, символизирует долгую жизнь. Также, как и Фукурокудзю, изображается старцем с длинной белой бородой, с посохом-сяку, к которому прикреплен свиток мудрости, содержащий всю мудрость мира, но в отличие от первого, носит шапочку, характерную для ученых. По некоторым версиям, в данном свитке записаны сроки жизни всех существ, обитающих на нашей планете. Иногда изображается с журавлем, черепахой или оленем, которые тоже являются символами долголетия и пьющим саке. Его прототипом считается даос-отшельник, согласно легенде искавший и нашедший эликсир бессмертия.
Два божества долголетия Фукурокудзю, Дзюродзин оказались практически неотличимы друг от друга. Говорят, что Фукуродзин и Дзюродзин когда-то жили в одном теле, отсюда и частая путаница между этими двумя богами.
В 18 веке в список в Семь Богов Счастья включается богиня Китидзётэн, которая заменяет Фукурудзё, устраняя путаницу двух китайских богов.
Китидзётэн или Киссётэн ("Благоприятные небеса") - богиня счастья, и изобилия, женственности и красоты, достоинства и судьбы. Она является покровительницей художников и дарительница блага всему живому.
На своих изображениях Китидзётэн держит в руке Нёиходзю, драгоценный камень исполняющий желания. Китидзётэн была адаптирована в японскую мифологию через буддизм от индуистской богини Лакшми.
Когда Китидзётэн, заменяя Фукурудзё, причисляется к семи богам счастья, то еще один бог Дайкоку рассматривается в женской форме. Так как представляет аспект Шивы, то его женская форма – это жена Шивы богиня Парвати.
В этом случае все три богини индуистского Тридеви представлены в списке богов счастья: Китидзётэн представляет Лакшми, жену и божественную энергию (шакти) бога Вишну, Дайкоку (Парвати) - супругу и творческую силу Шивы, а Бензаитэн представляет Сарасвати, жену Брахмы, высшего божества Тримурти.
Таким образом японские Семь богов счастья включает в себя вееерховных богов индуизма. Сарасвати – олицетворяет творчество и созидание, Лакшми – силу сохранения, а Парвати – энергию разрушению.
По Японии боги счастья путешествуют вместе на корабле удачи "Такарабунэ". Их часто изображают в виде фигурок нэцкэ.
Корабль нагружен сокровищами, а на его парусе нередко можно увидеть китайских иероглиф "баку", обозначающий мифическое животное, отводящее ночные кошмары. В новогодние праздники корабль заходит в гавани, неся удачу людям. Именно поэтому в канун Нового года японцы кладут изображение этих семерых под подушку: первый сон в Новом году считается вещим, конечно люди надеются на то, что он будет счастливым. Если сон был приятным, не следует о нем никому рассказывать, чтобы не спугнуть удачу. Если же сон не предвещает ничего хорошего, картинку с семью богами следует пустить по реке или предать морским волнам, чтобы божества унесли с собой плохое предзнаменование.