Космогенез в неоконфуцианской философии представлялся как циклическое развёртывание вселенского бытия, происходившее в строго определенном порядке и представляющее собой цепь “порождений” одних структур универсума другими.
Концепция космогенеза принадлежит философу и толкователю сочинений Конфуция, Чжоу Дуньи (1017—1073), известному как Чжоу Цзы, и его ученику Чжу Си (1130—1200), известному как Чжу Цзы.
При этом Чжоу Дуньи считается основоположником неоконфуцианства, учение, которое при доминировании конфуцианской метафизики И-Цзин, интегрировало в себя элементы даосизма и буддизма.
Чжоу Дуньи впервые выдвинул концепцию взаимосвязи и нераздельности принципа (ли), природы человека (син) и судьбы (мин), которая легла в основу различных интерпретаций неоконфуцианства. В его основном труде «Тай цзы ту Шо» – «Разъяснение плана великого передела». (XI в. н.э.), были изложены основные принципы неоконфуцианской космологии и космогенеза.
Чжоу Дуньи показал, что великое начало и предел Тайцзы производит инь и ян, они – пять элементов и так далее, пока не образуются мужская и женские особи (дао), а также другие предметы и существа. При этом схема Великого предела позволяет объединить космологию и этику. Чжоу Дуньи восхвалял «Книгу Перемен», утверждая, что Схема Великого Предела призвана объяснить ее смысл.
Изображение Великого предела Тайцзы стало символом китайской философии и космогенеза в неоконфуцианстве. Автором данного символа считается даос Чэнь Туань (ок. 906—989), который, использовал более раннюю диаграмму, приписываемую буддийскому монаху Цзунми (780—841).
На диаграмме, выражающей концепцию мироздания в китайской философии, представлено уцзи в виде пустого круга, а тайцзи — в виде круга с волнистыми линиями и центральной точкой (мировой зародыш) или двоицы образов инь и ян. Единство уцзи и тайцзи , создает движение, жизнь и «десять тысяч превращений» (вещей). Ууцзи – это безграничная пустота, в то время как Тайцзи – это предел, поворотный пункт, начало и конец мира.
В даосизме и конфуцианстве У-цзи понималось как отсутствие предела (разделения) изначальное единство, относящееся к бесконечности, Пустоте, Ничто и отсутствию бытия. У-цзи потенциально хранило в себе двойственность и дуальность мироздания и непрерывность изменений. В неоконфуцианской космологии У-цзи стало означать «изначальную вселенную» до Великого предела. Графически оно изображалось в виде пустого (белого) круга.
Тайцзи — Великий предел (разделение), предельное состояние бытия, второй этап исходного космогенеза, начало времени и всех начал, причина выделения двух сил: инь — женской и ян — мужской. В древнекитайской мифологии и натурфилософии («Тай Цзи», Великий Предел) — символ созидательного единства противоположностей во Вселенной.
Еще в конфуцианском тактате, каноническом комментарии к «И цзинь», «Си цы чжуань» (4 в. до н. э.) впервые упоминалоссь понятие Тайцццзи " В Переменах есть Великий предел. Он рождает двоицу образов. Двоица образов рождает четыре символа. Четыре символа рождают восемь триграмм. Восемь триграмм определяют счастье и несчастье. Счастье и несчастье рождают великое деяние".
В даоской философии считалось, что тайцзи метафизически предшествует уцзи, последнее отождествляется с Дао, а неоконфуцианцианстве считается, что тайцзи и есть Дао. Великий Предел и есть вечный Корень и Источник (бэнь юань) всего сущего, наполняющий все жизненной силой и энергией.
В неоконфуцианской интерпретации Схемы Великого Предела Чжоу Дуньи утверждается, что внутри Беспредельного Тайцзи в деятельности порождает ян, а в тишине при истощении ян он порождает инь.
На пределе неподвижности он также активен. Активность и тишина чередуются, а активная деятельность и покой взаимно порождают друг друга. Каждый из них является основой другого.
Чередование и сочетание ян и инь, в гармонии пяти фаз ци, порождает пять элементов: воду, огонь, дерево, металл и землю. Когда Беспредельное, две формы, пять элементов таинственно объединяются, возникает мужское и женское, а они в свою очередь порождают тьму вещей.
Беспредельное, а затем - Великий предел!
Великий предел приходит в движение, и порождается ян. Движение доходит до предела, и наступает покой. В покое рождается инь. Покой доходит до предела, и снова наступает движение. Так, то движение, то покой являются корнем друг друга.
Разделяются инь и ян - поэтому устанавливаются два образа.
Ян превращает, инь соединяет - происходит рождение воды, огня, дерева, металла, почвы. Пять пневм распространяются в должном порядке - четыре времени совершают свой ход.
Но пять стихий - это только инь и ян, инь и ян - это только Великий предел, а Великий предел коренится в Беспредельном!
Когда пять стихий рождаются, каждая наделяется своей природой.
Истинное в Беспредельном, эссенции двух и пяти таинственным образом соединяются, и происходит затвердевание.
"Небесное дао устанавливает мужское, земное дао устанавливает женское" (цитата из "Си цы чжуани"). Две пневмы взаимно возбуждаются и производят 10 тысяч вещей. 10 тысяч вещей рождаются и рождаются, и превращениям нет конца.
Только человек приобретает все это в совершенстве и наиболее одухотворен. Его тело оформляется, дух начинает познавать, пять природ приходят в движение, добро и зло разделяются - возникают 10 тысяч дел.
Совершенномудрый упорядочивает это с помощью срединности, прямоты, милосердия, справедливости (разъяснение Чжоу-цзы: "Дао совершенномудрого - это только милосердие, справедливость, срединность и прямота"), и главенствует покой (разъяснение Чжоу-цзы: "Отсутствие желаний - причина покоя"). Этим устанавливается предел человека.
Поэтому совершенномудрый "с Небом и Землей согласует свою благодать, с Солнцем и Луной согласует свою прозорливость, с четырьмя временами согласует свой распорядок, с демонами и духами согласует свое счастье и несчастье" (цитата из "Вэнь янь чжуани"). Благородный человек совершенствуется в этом и счастлив, низкий человек идет против этого и несчастлив.
Поэтому сказано: "Установили дао Неба - инь и ян, установили дао Земли - мягкое и твердое, установили дао Человека - милосердие и справедливость" (цитата из "Шо гуа чжуани").
И еще сказано: "Истоки начала есть оборотная сторона конца - в этом познается объяснение смерти и рождения" (цитата из "Си цы чжуани").
О, как велики "Перемены"! В этом их совершенство!
Чжоу Дуньи (Перевод В. Е. Еремеева)
Человек получает и усваивает все элементы схемы Великого Предела и благодаря этому, становится совершенномудрым.
Чжоу Дуньи считал искренность источником пяти добродетелей: гуманность, долг-справедливость, долженствование, мудрость, верность. Истинность представала как основа мудрости, а совершенномудрие понималось как искренность. Подлинная искренность проявлялась как недеянная движущая сила, совпадающая со срединным путем, следование и отклонение, от которого определяло добро и зло.
Спокойствие, беспристрастность и объективность являются свойствами совершенномудрого, для которого образцом выступали Небо и Земля, которые беспристрастно относятся ко всем вещам.
В неоконфуцианстве были предложены и другие концепции космогенеза.
Шао Юн, основоположник нумерологического направления в неоконфуцианстве, создал целостное учение о «прежденебесной» структуре Вселенной. В начало всего он помещал Великий Предел, далее возникали две жизненные силы ян и инь, из их слияния возникала новая нуминозная, невидимая и божественная сила – дух, дух порождал числа, из чисел возникали формы, а из форм возникали все вещи.
Чжан Цай китайский философ, один из основоположников неоконфуцианской школы ли сюэ («учение о принципе»).
При построении своей космологической системы философ стремился исследовать проявления Небесного и Земного духа и основывался на концепции измененений, изложенных в классическом тексте «И Цзин».
Чжан Цай отождествлял Великий Предел с силой – энергией, пневмой Ци. По его словам, ци или «жизненная сила» — это фундаментальная субстанция, позволяющая объяснить все явления во Вселенной. Именно понятие Ци, он положил в основу построения своей космологии. Даже такие ключевые понятия китайской философии как Инь, ян, пять элементов (у син) он считал не творческими силами, а просто видоизменения изначального ци. Ци постоянно меняется и преобразуется в результате активности инь и янь и все во вселенной объясняется этой двойной активностью ци. Хотя создание и преобразование многих вещей можно свести к единому повторяющемуся шаблону (взаимодействию инь и янь), ничто во вселенной не является повторением другого.
Чжан Цай утверждал, что все элементы мира состоят из изначальной субстанции, называемой ци. Рассеянная ци невидима и не имеет конкретной формы, но когда она конденсируется, она превращается в твердое или жидкое и приобретает новые свойства. Все материальные объекты состоят из конденсированной ци: камни, деревья и даже люди. Нет ничего, что не образовалось бы из ци. Следовательно, все вещи имеют одну и ту же сущность.
Он считал, что Вселенная Едина, но проявлений ее множество. В ней существует одна пневма Ци, которая подчиняется одному космическому принципу тянь Ли. Вечное движение физического мира не вызвано внешней силой. Космос не зависит от первопричины, поскольку ци — это жизненная сила, которая развивается сама по себе и, таким образом, сама по себе делает возможным любое изменение. Ци существует в состоянии Великой Пустоты еще до возникновения единства Вселенной. У Ци существует еще одно проявление или функция- великая Гармония, в которой соединяются активность и покой, соединение и разъединение, возвышение и падение.
Изначальная пневма Ци развертывается от Великой Пустоты к Великой Гармонии, которая охватывает все процессы взаимодействия разноплановых противоположностей. Единение Великой Пустоты и Великой Гармонии и есть Путь (Дао), Единое или моральный закон. Человеческая природа тесно связана с искренностью, которая является не только человеческим качеством, но космическим принципом, заложенным в основание действительности.
Согласно концепции Чжан Цая, мудрец «един со вселенной», что предполагает взаимодополняемость, идентичность микрокосма и макрокосма. Исследуя вещи, - писал философ, - мы совершенствуем свою природу, совершенствуя природу мы исследуем мир.
Такую фундаментальную для конфуцианства идею рен или человечности, Чжан Цзай положил в основу своей концепции человеческой жизни и интегрировал ее с моральной структурой вселенной. Так, искренность понималась им не только как сущностное свойство человека, но как космический принцип, заложенный в основании действительности.
Таким образом, Чжан Цзай предложил свой путь, традиционной для китайской философии, цели достижения единства с вселенной. Мудрец принимает высшую реальность ци и присущую ей доброту, признает вездесущность человечности - рен, как в своей душе, так и в самой вселенной и, таким образом обретает с ней сродненность и единство.
Чэн Хао (1032-1085) и Чэн И (1033-1107) представители неоконфуцианства, основатели школы синли сюэ (изучение природы и принципа), от изучение(сюэ) природы человека (син) и принципа (ли).
В своей космогонической теории они не упоминали понятия Тай цзи и опирались на почерпнутый из «И-цзин» принцип перемен, как непрерывного порождения (шэн шэн) вещей.
Согласно их концепции, сущность природы космоса заключается в непрерывном порождении жизни и порождении самого порождения. Это и есть благой первопринцип, влияющий на все произведенное. Процессы взаимопорождения и изменения вещей неустранимы, непрерывны и не знают остановок.
Чэн И утверждал, что в основе космоса лежит «пустое и неподвижное, нет и признака жизни, а между тем отсюда пышно расцветают все вещи».
Важным и оригинальным вкладом братьев Чэн было утверждение о отсутствии временной последовательности стадий космогенеза и порождения сущностей. Они считали, что невозможно утверждать, что в начале была пустота, а затем пневма или, что инь предшествует ян. Все они возникают и взаимопорождаются одновременно. Для это они удачно использовали метафору тени человека, которые всегда существуют вместе.
Непрерывность и неделимость процесса взаимопорождения, распространяется на процессы самосовершенствования и самореализации личности. Чэн Хао писал, что между ними нет временного промежутка и их нельзя разделить. Чэн И утверждал, что постижение принципа (ли), самореализация или реализация своего предназначения (мин) и самосовершенствование это одно.
Чжу Си также считается одним из основоположников неоконфуцианства и является автором знаменитого трактата «Высший принцип (ли) и Первичная материя (чжи)».
Философское учение Чжу Си осуществляет идентификацию конфуцианской трактовки Тайцзи с даосской доктриной.
Он считал, что Беспредельное и Великий Предел являются фазами развития одного и того же Единого, а активность и спокойствие нераздельны.
Чжу си утверждал, что действительность образована двумя оппозиционными началами ли и ци, лежащими в основе каждой «вещи», при этом ли и ци едины. При этом Ли – это регулирующий закон, принцип, образец, идея или форма всего существующего, а Ци – это двойственная (инь-ци, ян-ци) пневма, источник телесного бытия вещей, материя, наполняющая форму.
Ли присуще всем живым и неживым вещам и логически предшествует ци, однако без ци вещи не могли бы проявиться и, даже существование само ли было бы невозможно.
Так, всем людям присуще ли человечности, а ци делает каждого человека уникальным и непохожим друг на друга.
Тай цзи – представляет собой высший принцип, управляющий Вселенной. Тай цзи включает в себя все принципы Вселенной, пронизывает все сущее и присутствует в каждой вещи. «В мире есть только одна луна, однако ее лучи отражаются во всех озерах и реках».
В теории космогенеза Чжу Си Великое начало Тайцзи порождает движение (ян) и покой (инь), а ли рождает ци.
Порождая инь-ян, тайцзи существует внутри них, а ци существует внутри ли.
Тайцзи и есть ли, и они недоступны восприятию человека, ибо не имеют формы, каких-либо качеств.
Движение ли порождает ян, покой ли порождает инь. Движение и покой постоянно чередуются. Комбинация инь-ян порождают пять энергий (у син) и все вещи.
Хотя тайцзи и не обладает телесной формой, содержит в себе все вещи, пребывая в совершенном покое.
«В пространстве между Небом и Землей существует и Высший принцип, и частицы. Высший принцип – путь, не имеющий телесной оболочки, а частицы – материал, из которого образуются предметы. Нет первичной материи, которая была бы освобождена от Высшего принципа, и нет высшего принципа отдельного от первичной материи».
В то же время Высший принцип, как объясняет Чжу Си, предшествует форме, в то время как первичная материя следует за формой.
Нематериальный, и материальный принципы являются различными проявлениями одной и той же таинственной силы, из которой вытекают все явления.
Человек, - считал Чжу Си,- обладает чистым образцом - ли и по своей природе добр. Синь – сердце или сознание, это одно, и его разные значения зависят от контекста. Существует и Космическое сознание - Синь, роль которого производить, взращивать и содействовать всему живому. Космическое Синь – альтруизм и любовь.
Цель самосовершенствования человека заключается в обретении высшего принципа ли и избавлении от лишних наслоений, искажающих изначально чистую, добрую природу человека.