Древнекитайская мифология включает в себя даосские, буддийские и народные мифы, а также краткие космогонические рассказы и легенды. Космогонические мифы древнего Китая уже содержались в ряде таких философских сочинений: «Книге преданий» («Шуцзин») (14-11 вв. до н. э.); «Книге песен» («Шицзин» в XI—VI вв. до н. э), «Книге перемен» («Ицзин»), (8-7 вв. до н. э.); «Чжуан-цзы», (4-3 вв. до н. э.); «Ле-цзы», (4 в. до н. э.- 4 в. н. э.); «Хуайнань-цзы», (2 в. до н. э..). Наибольщее количество мифов было собрано в трактате «Шан хай зынь» («Книга гор и морей»), который составлялся многими авторами с VIII по I в. до н. э., а также в поэзии Цюй Юаня (IV в. до н.э.).
Одна из отличительных черт древнекитайской мифологии является историзация (эвгемеризация – от имени др-греч. философа Эвгемера, который считал, что Зевс был великим воином, древним царём Крита,) мифических персонажей, которые рассматривались как реальные исторические деятели и герои. При этом герои и правители обожествлялись, а боги заявлялись историческими личностями.
Кроме этого китайскую мифологию отличает установка на конкретное действие, на безупречное соблюдение персонажами существующих норм и добросовестное исполнение своего долга.
Так, китайские боги и герои были мудрыми правителями, совершали воинские подвиги, а также выступали изобретателями письменности, музыкальных инструментов, различных ремесел и искусств.
Китайские мифы и легенды лаконичны и не отличаются яркостью воображения. Их сюжеты во многом основываются на священных текстах и поэтому схожи.
Большинство космогонических мифов возникли в Китае только в начале первого тысячелетия н.э., хотя именно мифы о создании мира являются у всех народов самыми древними по происхождению.
В самых древних космогонических мифах присутствует традиционный сюжет о сотворении мира из бесформенного хаоса или «первоначальной субстанции». Однако здесь явно артикулируется возникновение двух противоположных взаимодействующих начал Инь и Ян.
Первое из них связывается с землей, женским началом, севером, луной, смертью, четными цифрами, а второе с небом, мужским началом, югом, светом, солнцем, нечетными числами.
Миф «Хуайнаньцзы» (2 в. до н. э.)
«В давние времена, когда еще не было ни земли, ни неба и в глубокой тьме блуждали бесформенные образы, из хаоса возникли два божества. Они создали небо и землю, и тогда отделились женское (инь) и мужское (ян) начала и определились восемь сторон света».
Миф о Хаосе-хуньдунь
Хаос, имеющий яйцеобразную внешность, являлся владыкой мира. Однажды к нему пришли Владыки Севера и Юга – Ху и Шу, которые в благодарность за оказанное гостеприимство решили сделать «безвидному» Хаосу семь отверстий, по одному в день, как у всех остальных живых существ. Так за семь дней они ему сделали органы чувств. Но на восьмой день Хаос умер, а на его месте образовалась Вселенная, которая навсегда разделила Ху и Шу. Так, по мнению древних китайцев, в мире стал наводиться порядок.
В многих китайских космогонических мифах творцом Вселенной считается бог и первочеловек Пань-гу. Мифы о нем были распостранены в основном у южных племен Китая, а на северо-западе в качестве первопредка и культурного героя почитался легендарный Хуан-ди.
В Древнем Китае, по-видимому, не существовало даже упоминаний о Паньгу. Они появились лишь в в «Записках о поисках духов» 4го века или династийной «Истории поздней Хань» 5го века.
Рождение Паньгу из Хаоса
В самых древних мифах говорится, что он возник из хаоса, чем-то чрезмерно слипшимся, неразделённым. После этого он он разрубил топором и бесформенную массу, развел части, создав Небо и Землю. Осознав, что он выполнил свою миссию, Пань-гу умер, а из его тела возникло все сущее.
Рождение Паньгу из яйца
В народной мифологии Пань-гу родился из космического яйца, а из его тела возникли элементы мира.
В то время, когда земля и небо еще не отделились друг от друга, Вселенная представляла собой сплошной хаос, и по форме напоминала огромное яйцо, в котором и зародился и вырос предок Паньгу. Его расстроило наличие мрака вокруг него, и он разрубил яйцо. Выйдя из яйца, он был прекрасным псом. Лишь много тысячелетий спустя, уже после того, как на свете появились звери и люди, Паньгу принял образ человека, но голова его навсегда осталась собачьей…
Паньгу изображают как карлика, одетого в медвежью шкуру или с передником из листьев с двумя рогами на голове. В некоторых мифах Паньгу имел голову дракона и тело змеи, своим дыханием он вызывал ветер, открывая глаза, начинал день, а голосом производил гром.
В даосской мифологии Пань–гу (пань» - блюдо и «гу» – тыква), вырастили в тыкве, из которой он появился в образе собаки, и лишь позже он обрел человеческие черты, сохранив собачью голову.
Рождение из тыквы под блюдом
В трактате «Исторические записи о трех правителях и пяти императорах» Сюй Чжэна, в «Саньу лицзи» и в «Разделе о толковании Небесных знаков» созданных в период Троецарствия древнего Китая с 220 по 280 год содержится следующий миф о Паньгу.
«В древние времена, когда правил Гаосинь-ван, у его жены неожиданно заболело ухо. Потом оттуда выскочил маленький золотистый червячок, и болезнь прошла. Женщина посадила этого червячка в тыкву-горлянку и прикрыла блюдом. Там он превратился в прекрасного пса. А так как он появился в тыкве-горлянке под блюдом, ему дали имя Паньгу (пань — «блюдо», гу – «тыква»). Гаосинь-ван, увидев Паньгу, не отпускал его от себя ни на шаг. В то время князь Фан-ван неожиданно поднял мятеж. Гаосинь-ван испугался за судьбу государства и обратился ко всем сановникам со словами: «Если найдётся человек, который принесет мне голову Фан-вана, я отдам ему в жёны свою дочь». Тогда Паньгу отправился в стан врага, вцепился зубами в горло Фан-вана и отгрыз голову. Гаосинь-ван не хотел выдавать дочь замуж за пса, но тот попросил на семь дней посадить его под колокол, чтобы он смог превратиться в человека. Принцесса на шестой день захотела посмотреть на будущего мужа, и приподняла колокол. Тело Паньгу уже успело превратиться в человеческое, а голова оставалась собачьей, и уже не смогла превратиться в человеческую. Паньгу и принцесса поженились, а от их детей возник народ, который стал почитать Паньгу, как общего предка».
Паньгу как первопредок, отделивший небо от земли.
В книге Чжоу Ю «Сказание о сотворении мира», написанной в начале 17 века, говорится, что Паньгу разделил небо и землю с помощью зубила и топора. Именно с этими предметами пса изображали в позднее средневековье.
В некоторых мифах он представал как творец мира с солнцем в одной руке и луной в другой, а как демиург и культурный герой он изображается с молотком в правой руке и стамеской в левой, что символизирует его созидательную миссию.
Пань-гу создает Небеса и Землю
Небо и земля пребывали в хаосе, подобном содержимому куриного яйца, тогда-то и родился Паньгу. Спустя восемнадцать тысяч лет начала создаваться вселенная, чистое начало Ян образовало небо, мутное начало Инь образовало землю.
Паньгу же находился в середине и менял свой облик по девять раз в день. На небе он стал духом, на земле — святым. Небо каждый раз поднималось на один чжан (около 3 метров. — Ред.), и земля становилась толще на один чжан, и Паньгу тоже вырастал на чжан в день. Так продолжалось восемнадцать тысяч лет, пока небо не поднялось очень высоко, земля же опустилась очень низко, а Паньгу не вытянулся до огромных размеров.
«Паньгу вытянулся, и небо постепенно стало подниматься вверх, а земля тотчас опустилась вниз. Однако небо и земля все-таки были связаны между собой. Тогда Паньгу взял в левую руку долото, а в правую топор. Он рубил топором, бил долотом, и поскольку он обладал божественной силой, то в конце концов земля и небо разделились».
Пань-гу трудился восемнадцать тысяч лет, за это время он создал солнце, луну и звезды, Небеса и Землю.
Наконец завершив свои земные труды, он умер, продолжая жить в своих творениях. Его голова стала горами, дыхание преобразилось в ветер, реки и облака, голос в гром; плоть стала землей, конечности – четырьмя частями; кожа и волосы превратились в травы и деревья, зубы, кости и мозг стали металлами, скалами и драгоценными камнями, пот – дождем, ползавшие по его телу насекомые обернулись людьми; таким образом, он отдал всего себя тому, чтобы созданный им мир был богатым и прекрасным.
Миф о Пань-гу
Когда не было ещё ни неба, ни земли, бесформенные образы блуждали в кромешной тьме. Но так долго продолжаться не могло, и постепенно эти образы начали мутировать во что-то более осмысленное.
Так возник Пань-гу ─ огромный великан и предок всего сущего. Посмотрев вокруг себя и увидев, что творится что-то страшное, Пань-гу решил навести порядок. Для этого силой мысли он сотворил себе огромный топор, дабы принести мир и спокойствие на планету.
Страшным ударом этого топора Пань-гу разрубил мироздание на две части, на земной Ян и небесный Инь. И далее несколько сотен лет Пань-гу стоял и отталкивал Инь и Ян друг от друга, дабы те не слиплись обратно. И лишь удостоверившись, что такое им больше не грозит, Пань-гу с чувством исполненного долга умер.
Паньгу рубит дерево
Когда Паньгу разрубил полное хаосом яйцо, в котором он родился и вырос, тогда все светлое и чистое поднялось вверх, образовав небо – ян, а все темное опустилось вниз, образовав землю – инь.
Чтобы небо и земля больше не соединились, Паньгу поднял небо очень высоко, но одно дерево все еще соединяло небо и землю. Испугавшись объединения темного и светлого, Паньгу начал рубить это дерево, а, закончив это занятие, погиб.
После его смерти вздох его сделался ветром и облаками, вскрик – громом, левый глаз – солнцем, а правый – луной. Туловище Паньгу превратилось в пять священных гор, руки и ноги – в четыре страны светы, кровь – в реки, жилы – в дороги, кожа и волосы стали лесами и травами, зубы и кости преобразовались в драгоценные камни и металлы, а спинной мозг стал священным камнем нефритом, и даже пот, выступивший на его теле, казалось бы, совершенно бесполезный, превратился в капли дождя и росу.
Буддийский миф о Паньгу
Солнце и луна
Пань-гу наведя порядок в нижнем мире, не смог расположить светила подобающим образом, поэтому они погрузились в Китайское море, а людям пришлось жить в темноте.
Земной владыка послал чиновника, Земное Время, за светилами, чтобы они заняли свое место на небесах и одарили мир днем и ночью. Но те отказались выполнить распоряжение.
Тогда Пань-гу, руководствуясь божественным указанием Будды, написал иероглиф «солнце» на своей левой руке и «луна» на правой, а затем отправился к Ханьскому морю.
Вытянув вперед левую руку, Пань-гу позвал солнце, а затем, вытянув правую руку, обратился к луне. Одновременно он семь раз произнес заговор. Тогда светила поднялись вверх, и сутки разделились на день и ночь.
Предание рассказывает, что в Южном море есть могила Паньгу длиной триста ли. Считается, что Пань-гу до сих пор где-то существует, спит и видит сны. Когда сны его хороши, то и погода хорошая, если же во сне он печалится или гневится, то погода портится.
Пань-гу совершал свои подвиги в окружении четырех мифологических существ: единорога, феникса, черепахи и дракона
Мифы о Пань-гу и его творениях имеет даосское происхождение, однако они пользовались популярностью и в конфуцианских, буддийских кругах и в простонародье.
В позднем религиозном даосизме Паньгу — один из верховных персонажей, член триады (первоначально вместе с Лао-цзы и Хуан-ди, а затем вместе с Юй-ди и Лао-цзы).
В некоторых мифах упоминается, что Нюй-ва была сестрой и предком Фу-си – легендарного императора, правившего примерно в 2953—2838 годах до н. э.
У нее было тело змеи и голова человека, согласно другой версии - «тело змеи и голова быка» или человеческая голова и роги быка. Нюй-ва была наделена божественной мудростью и считалась также хранительницей лесов. Нюй-ва называют не создавшей, а починившей Небеса. Согласно легенде, Нюй-ва также вылепила первого человека из глины.
В Древней китайской книге «Ле-цзы», приписываемой даосскому мудрецу Ле Юйкоу ( V -IVв. до н. э.) приводится космогонический миф о Нюй-ва (Нюй-гуа), которая починила Небо с помощью пяти разноцветных камней.
Нюй-ва, починившая Небо (Спасение Поднебесной)
Однажды один жестокий и честолюбивый человек по имени Гунгун взбунтовался и стал заливать водой её владения. Против него Нюйва отправила войско, и мятежник был убит. Но перед смертью Гунгун ударился головой о гору Бучжоушань и снес ее. От этого толчка обвалился один из углов земли и обрушились небесные столбы, державшие небо. Всё на земле пришло в смятение, и Нюйва занялась наведением порядка.
У гигантской черепахи она отрубила ноги и подпёрла ими землю, чтобы восстановить её равновесие.
Она собрала и камни пяти цветов и разожгла огромный костёр и, когда камни расплавились, закрыла этим сплавом зияющее отверстие в небесном своде.
Когда костёр потух, она собрала пепел от сожженных камышей, она остановила текущие воды и таким образом спасла Поднебесную (древнее название Китая) от затопления.
В результате её огромных трудов на земле снова воцарились мир и благополучие. Однако с тех пор все реки текут в одном направлении — на восток; так объясняли себе древние китайцы эту особенность рек в Китае.
Нюй-ва считается создательницей человека во времена, когда земля впервые возникла из Хаоса.
Создание человека
В то время, когда Земля полностью возникла со всеми ее прелестями в виде рек, гор, лесов, животных, людей еще не существовало. И Нюйва стала ощущать одиночество и тоску. Однажды ради забавы она вылепила из лёссовой глины фигурку, которая вдруг ожила. Нюйве так понравилась эта фигурка, что она решила слепить еще несколько, которые тоже ожили и разбежались в разные стороны. Для сохранения человеческого рода Нюйва каждого мужчину наделила женщиной, установила порядок бракосочетания, а чтобы людям не было скучно, изготовила для них свирель, тем самым став создателем музыкального искусства.
Создание Неба и Земли богами
Некогда люди и боги свободно общались, поднимаясь на небо и спускаясь на землю, в результате чего в мире наступил беспорядок. Верховный правитель Чжуань-сюй повелел своим внукам Ли и Чжуну перерезать путь между небом и землёй.
Выполняя это повеление, Ли поднял небо вверх, а Чжун прижал землю книзу.
Согласно другим мифам в создании мира участвовали небесный глухой Дянь-лун и земной глухой Ди-я – помощники Вэнь-чана, бога литературы, книжности.
В результате появились Небо и Земля, человек и все другие живые существа.
В космогонических главах трудов Лао-цзы, Конфуция, Мо-цзы на первое место выступила абстрактная идея, а не конкретный герой.
Лао-цзы (604 — 531 до н. е.) "Дао дэ цзин"
Мир происходит из неименованного абсолютного целого, неделимого и неопределимого Дао.
«То, что не имеет имени, есть источник Неба и Земли; То, что имя имеет, — Мать десяти тысяч существ».
«Дао породило Одно, Одно породило Два, Два породили Три, а Три дали начало десяти тысячам существ».
«Разделяясь, дао остается в то же время целостным и неделимым. Оно - пустота, но пустота, наполненная потенциальными возможностями».
Вначале была Великая Простота,
потом появилось Великое Начало,
затем появилась Великая Основа,
после чего появилась Великая Вещественность.
В Великой Простоте еще не было дыхания.
Великое Начало было началом дыхания,
Великая Основа была началом всех форм,
Великая Вещественность – начало всех вещей.
Дыхание, форма и вещь еще не разделились, что и называется Хаосом. Всматривайся – и не увидишь, вслушивайся в него – и не услышишь. Название этому – «Простота».
Простое не имеет ни формы, ни границ. Претерпев превращение, оно стало Единым, а из Единого – Семью, Семь же превратилось в Девять. На этом превращения исчерпываются и снова приходят к Единому.
А это Единое есть начало превращений всех форм. Чистое и легкое поднялось вверх и образовало Небо, грязное и тяжелое опустилось вниз и образовало Землю, а дыхание, пронизавшее то и другое, породило человека. Вот так Небеса и Земля заключили в себе семя всего живого, и все сущее обрело жизнь».
Мо-цзы (475—395 гг. до н. э.)
В философии Мо Ди более известного как Мо-цзы или Учитель Мо, соединились элементы гуманистического и утилитаристского подхода.
Как пишет Мо-цзы, изначально было Небо (которое рассматривалось им как антропоморфное Высшее существо), «создавшее солнце, луну и множество звезд». Система внешне близка к христианским представлениям.
Мэн-цзы (372 —289 до н. э.) и его учение о первооснове
Мэн-цзы считал основой мироздания Небо, ибо создать мир усилиями людей невозможно. При этом он не рассматривал Небо как нечто антропоморфное, а соединял в одно целое сознание, природу и космос. Он не приписывал Небу космогоническую функцию, а лишь считал его носителем Высшей силы. По его мнению, все великие герои являлись «людьми Неба», должны были выполнять его волю и «возложенные на них великие обязанности».
Чжоу Цзы (369 - 286 до н. э)
Чжоу Цзы в своей книге «Тай цзы ту Шо» – «Разъяснение плана великого передела» писал:
Великое начало ничего не значит, но оно производит инь и ян, они – пять элементов и так далее, пока не образуются мужская и женские особи, а также другие предметы и существа.