Сюань Сюэ ("Учение о таинственном", "учение о сокровенном") - философское течение 3-4 вв., которое представляет собой своеобразный синтез даосизма, конфуцианства, буддизма и «школы имен», и часто называемое "неодаосизмом". Осуществлялось это главным образом в форме комментариев к конфуцианской и даосской классике. Трактаты Чжоу и, Дао дэ цзин и Чжуан-цзы в эту эпоху назывались "Тремя Таинственными" (сань сюань).
Основные представители школы — Хэ Янь (190—249), Ван Би (226—249), Сян Сю (227 -272) и Го Сян (252—312). Данное учение заложило метафизические основы стиля жизни и творчества "ветра и потока" (фэн лю), оказавшим значительное влияние на китайскую, в том числе и чаньскую, поэзию и живопись.
Данный культурный стиль, который в III — VI вв. распространился в Китае был основан на представлении, что все находится в непрерывном движении, изменении, в связи с чем необходимо жить и творить, осознавая текущий момент и ощущая природную гармонию.
Давшая название "учению о таинственном" категория "сюань" ("тайна, таинственное, сокровенное, непостижимое") восходит к первому параграфу Дао дэ цзина, в котором она означает сверхъестественное "единение" (тун) "отсутствия/небытия" (у) и "наличия/бытия" (ю), а также взаимодействие «телесной сущности» и «деятельного проявления».
Данное понятие восходит к первому параграфу Дао дэ цзина, в котором сказано:
"Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну Дао, а кто имеет страсти, видит его только в конечной форме. Оба они (безымянное и обладающее именем) одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими. Переход от одного глубочайшего к другому – дверь ко всему чудесному". ( §1. Дао дэ цзин).
В этом фрагменте закладывается идея о двух аспектах дао – как сокровенного лона и как матери-кормилицы (ши му) всего сущего или Дао у мин и Дао ю мин.
Кроме этого, Сюань как сверхъестественное единение небытия (у) и бытия (ю), проявляется во взаимодействии «телесной сущности» и «деятельного проявления». Таким образом подчеркивается процессуальность этого понятия, выражающая непрерывные изменения и превращения.
В даосском медицинском трактате Хуан-ди нэй цзин ("Канон Желтого императора о внутреннем", 3-1 вв. до н.э.) говорилось: "Превращение (хуа) рождает пять вкусов, дао рождает разумность (чжи), таинственное рождает дух (шэнь)".
Саму категорию "сюань" ввел еще Ян Сюн (53 до н.э. - 18 н.э.), который стремился к примирению конфуцианства и даосизма, которые "суть одно".
Он трактовал дао, "пустое по форме и определяющее путь вещей", в качестве ипостаси "тайны", понимаемой как "предел деятельного проявления" (юн чжи чжи).
Основателями учения Сюань Сюэ являлись братья Хэнь Янь (195 - 249) и Ван Би (226—249). Они являлись представителями «партии пустоты», отстаивающей принципиальную пустотность изначального, лежащего в основе происхождения всех вещей. Они создали «теорию небытия», согласно которому небо, земля и весь мир вещей происходят из всеобщего, повсюду распространенного и безатрибутного Небытия. Так, для Хэнь Яня Дао нематериально, это ву, отсутствие всего сущего), слово, имя, форма или звук. При этом Хэ Янь рассматривал ключевое понятие естественности (цзы жань) или самопорождения вещей, не как атрибут, а непосредственное тождество дао.
Ван Би еще в большей мере углубил представление о Дао, как бесформенном, беспредметном и безымянном, беззвучном и неоткликающемся начале, необладающему никакими бытийными качествами, что и объясняет его всепроницаемость и всеобщность.
«Бытие имеет свое начало в небытии. И вот в то время, когда оно еще не имеет ни формы, ни имени, оно является началом всех вещей. А когда оно достигает времени обладания Формой и именем, тогда оно взращивает их, воспитывает их, укрепляет их, губит их и является их матерью. Значит Дао, не обладая ни Формой, ни именем, зачинает и завершает все вещи. Оно зачинает, завершает, и мы не знаем его источника. Это глубочайшее из глубочайших. Сокровенно глубокое есть предел мельчайшего. Все вещи начинаются в мельчайшем и затем завершаются; они начинаются в небытии и затем рождаются.»
В этом фрагменте проявляются две формы Дао, две разные ступени его проявления, раскрытые в Даодэдзине: «Безыменное есть начало неба и земли, Обладающее именем есть мать всех вещей» (гл. I).
Дао небытийное, пустотное и Дао, как мать всех вещей, порождающее видимые формы Бытия. Дао пустотно, небытийно, но таит в себе зерна всех вещей. И поэтому оно представляет собою тождество бытия и небытия и является единственным абсолютно действительным бытием. В то же бытие происходит из небытия, которое при возникновении бытия, продолжает существовать.
«Начало (всех вещей) и матерь их вместе исходят из глубочайшего. Глубочайшее— темно; скрыто в нем и бытие и небытие», -писал Ван Би.
У-небытие понимается как сущность всех вещей, а Дао как совокупность всех космических принципов, следование которым приводит человека к успеху.
При этом подчеркивается архетипичное возвращение и успокоение всего оформленного мира вещей к Дао. «возвращение есть путь движения Д а о». «Вещи мира рождаются в бытии. В начале бытия основой является небытие. Если мы стремимся охватить бытие, нужно вернуться к небытию. Множество вещей — множество Форм; они возвращаются к единому. Откуда исходит единое? Из небытия Исходящее из небытия и есть единое... »
«Мир изменяется, но ему не угрожает хаос... В мире — изменчивость, но вещи не могут нарушить главного». По мнению Го Сяна источником изменений является чередование Света и Тьмы, двух сил, стремящихся друг. Они сталкиваются друг с другом и порождают движение вперед и движение назад. Их ритмическое чередование и есть путь мира. Крайние противоположности должны согласовываться, крайние различия должны взаимопроникать. Путь должен быть единым.
Путь и практический образ поведения совешенномудрого заключается в в следовании самоестественности и недеянии, которые являются отражением даосского метафизического Небытия. В самоестественности нет ничего противоречащего ей. Самоестественность есть выражение невыразимого, определение неисчерпаемого...
Главным критиком Ван Би и всей «партии пустоты» и «уважения к небытию» выступил китайский философ Пэй Вэй (267 - 301). В своем трактате "Чун ю лунь" (Рассуждение об уважении к бытию) он, раскритиковал основное положение Ван Би "небытие - это корень", и утвердил онтологический примат наличия/бытия над отсутствием/небытием. По его мнению именно Бытие представляет собой ти (тело, основа) и все в мире возникает благодаря "самопорождению" (цзы шэн) из этой телесной сущности.
Два представителя учения Сюань Сюэ философы Сян Сю и Го Сян заняли компромиссную позицию между школами «уважения к небытию» и «уважения к бытию».
С одной стороны, они признавали тождественность дао с отсутствием/небытием: «Дао везде, и везде оно ничто», но, с другой, отрицали исходное порождение наличия/бытия из отсутствия/небытия.
Сян Сю в своем трактате «Чжуан-цзы инь цзе» ("Изъяснения сокрытого в "Чжуан-цзы"), который оказал большое влияние на взгляды Го Сяна, признавал существование некоего таинственного "корня порождений и превращений", который "не рождается и не превращается", что может свидетельствовать о влиянии на его взгляды концепции "ценить небытие" (гуй у).
Однако он отвергал идею единого порождающего начала и отстаивал тезис о спонтанном и бесконечном "самопорождении" (цзы шэн) всего сущего.
Он доказывал, что даосское учение о "естественности" (цзы жань) и конфуцианское "почитание имен" (мин цзяо) вполне совместимы.
Ян Сюн считал, что «Принцип естественности» (цзы жань), как основополагающее структурообразующее начало, присущее мировой спонтанности, отражается в человеке и пронизывается воздействием "пяти элементов" (у син), представляющих принципиальную систему отношений между вещами и явлениями.
Даосский философ Го сян, был известен как один из создателей “учения о сокровенном” (Сюань Сюэ), а также как первый комментатор “Чжуан-цзы”, придавший этому тексту более упорядоченный, систематический характер и глубокий, философский смысл. В своих коментариях, он концептуализировал свободный стиль Чжуан-цзы и превратил метафоры и притчи, присутствующие в произведении, в рассуждения и аргументацию.
Хотя Го Сян в своем учении развивал многие положения "Чжуан-цзы", в частности теорию спонтанности, или естественности всех вещей (цзы жань), однако расходился с основными положениями даосизма, касающихся источника происхождения мира. Он отрицал первичность Безначального и саму реальность "отсутствия/небытия" как истока всего сущего.
По его мнению, небытие, отсутствие (у), это ничто, и оно не способно породить нечто сущее.
Абсолютное Единство Дао "скрывается" и "хранится" миром множественного. Единое проистекает не из "Небытия", а из "Утонченного", "Совершенного (чудесного) единого".
В Комментарии к шестой главе «Чжуан-цзы» «Основной учитель говорится:
Дао само по себе пусто. Как же оно может произвести из себя Поднебесную и наделить богов сверхъестественными способностями? Не оно наделяется их способностями, они и само по себе чудесны. Дао делает их такими, не прилагая усилий. Дао не порождает мир, мир порождается сам собой. Так что дао порождает его, не прилагая никаких усилий…Дао – повсюду, а раз повсюду, то, значит, и нигде, вот почему говорится, что оно пусто.
По мнению Го Сяна вообще не имеет смысла поиск первопричины сущего: «Если мы заявим, что нам известна первопричина всех вещей, то нас могут спросить: а какова же причина этой первопричины? Если продолжать отвечать в том же духе, то так и не сможешь остановиться, назвав что-то первичное и породившее само себя».
Го сян подчеркивал, что Дао не Бог и не первопричина, не особая сущность, а способ взаимосвязи.
Если не существует первопричины, значит нет и первопрядка, это просто термин внесенный человеком. Отдельность вещи, это отдельная точка зрения, выделяющая вещь в сети взаимодействий.
Каждая вещь сама по себе существует как сеть взаимосвязанных процессов, как результат взаимодействия, взаимопроникновения различных вещей в ходе непрерывного процесса космических превращений.
Для обозначения характера этого процесса используется категория цзыжань, понимаемая как «таковость», «спонтанность», «естественность».
В «Комментарии» развиваются популярные в учении сюань сюэ понятия «спонтанности», или «естественности», «таковости» (цзы жань) и «самопревращения» (ду хуа).
В природе вещей – естественность и способность к спонтанным самопревращениям. Естественность (цзы жань) представляет собой результат взаимозависимости, взаимодействия и взаимопроникновения различных вещей в ходе непрерывного процесса космических превращений.
Как отмечает Джеймс Д.Селлман, в самом тексте «Чжуан-цзы» термин естественность встречается всего семь раз. Зато в «Комментарии» естественность (цзы жань) из самых повторяющихся терминов.
В тексте «Чжуан-цзы» употребляется только термин превращения, термин духуа (самопревращение) вводится в работах Го Сяна.
Каждая вещь благодаря своей естественности или спонтанности (цзы жань), благодаря постоянной взаимосвязи с мириадами других вещей в процессе непрерывного изменения и превращения.
В данном учении одновременное признание всепроникающей мощи отсутствия/небытия и наличия/бытия как самопорождения вещей приписовали совершенномудрому "недеяние" (у вэй) и "непреднамеренное" (у синь), следование вещам в согласии с их "естественным" (цзы жань) самодвижением.
Таким образом ключевые понятия даосизма тесно связаны, взаимопроникают друг в друга, привнося в единый поток самоосуществления всего сущего свой уникальный смысловой оттенок.
Так, недеяние (у вэй), с одной стороны, понимается как особое состояние вхождения в поток существования, объединение своего "я" с энергетическими волнами ци, проносящимися по Вселенной.
С другой, оно основывается на таких важных понятиях, как беспредпосылочность, или безопорность (у дай) всего сущего, которые, в свою очередь обуславливают спонтанность самодвижения, поведения и реакций. “Нет Владыки, творящего вещи, и вещи сами творят себя; вещи сами творят себя и пребывают в беспредпосылочности: такова истина Неба и Земли”.
Субъективным, внутренним аспектом недеяния является такая важнейшая категория как «таковость», «естественность», «своетакость» и «самоестестественность» (цзы жань), в свою очередь тесно связанная с «своеприродностью» (цзы син). Каждая вещь спонтанно своетака, не знает, почему она такова, но является таковой». Каждая вещь—существо есть манифестация своетакости, которая, в конечном итоге, суть та же самая вещь. Своеприродность (цзы син), говорит Го Сян, это “таковое, благодаря которому есть то, что есть”. Поэтому природой каждой вещи оказывается ее спонтанная «своетакость» или “самоестественность” – цзы жань).
Можно предположить, что именно «Своетакость» (цзы жань) выступает важнейшей категорией даосизма, своеобразным абсолютом, смысловым центром узора взаимопересекающихся понятий.
Человек берет за образец Землю.
Земля берет за образец Небо.
Небо берет за образец Дао.
А Дао берет за образец свою своетакость.
("Дао-Дэ цзин" Гл. 25) (Пер. Е.А.Тоpчинова)
Для человека образец — Земля.
Для Земли образец — Небо.
Для Неба образец — Путь.
Для Пути образец — самопроизвольная естественность.
(Пер. Б. Б. Виногродского)
Человек следует законам земли. Земля следует законам неба. Небо следует законам Дао, а Дао следует самому себе. (Пер. Ян Хин Шуна)
Своетакость является атрибутом Дао, и совершенный мудрец, следуя Дао, берег за образец его своетакость. Высшая цель человека достичь единства с подлинной реальностью, которая и есть превращения, и путем непрерывных самопревращений, в которых каждая вещь обретает самотакость, достичь предела своего существования, и обрести гармонию со всем сущим.
Го Сян выдвинул теорию о “самопорождении” (цзы шэн) сущего.
«Дао не порождает мир, - писал Го сян, - мир порождается сам собой. Так что Дао порождает его не прилагая усилий… Дао повсюду, а раз повсюду, то значит и нигде, вот почему говориться, что оно пусто».
Спонтанное возникновение вещей не чудо, но следствие непрерывных взаимодействий. Все самопорождается, вследствие постоянных процессов преобразований и превращений.
Не только отсутствие не может породить наличие, но и одна наличная сущность не может породить другую; каждая вещь спонтанно и безосновно рождается из себя самой.
Вещь не может быть произведена ни неким “творцом” (цзао у чжэ), будь это Дао—Путь, если под ним понимать некий принцип, отличный от самой вещи, или Бог—Творец), ни отсутствием, ни какой-либо другой вещью.
Поскольку каждая вещь своетака, обладая своей собственной природой, отличной от природы любой другой вещи, постольку она не может быть порождена ничем внешним для нее, ибо одна сущность не может породить другую, иную, нежели она сама, сущность.
Согласно Го Сяну, вечно и постоянно существующее наличие/бытие представляет собой естественно и спонтанно гармонизированное множество «самодовлеющих» (цзы дэ) вещей, которые, обладая «собственной природой» (цзы син), «самопорождаются» (цзы шэн) и «самостоятельно превращаются» (ду хуа)./Каждая из них, представляет собой абсолютно независимую "самопорождающую" (цзы шэн) единичность или самодовлеющую манифестацию собственной, совершенно самостоятельной природы" (цзы син).
“Все внезапно самопорождается”. Все вещи же рождаются "внезапно", " одной массой", не имеют основы и "являются тем, что они есть сами по себе".
Вторым важным вкладом Го Сяна в метафизику явилась теория самостоятельного изменения или самопревращения (ду хуа).
По мнению Го Сяна, нет ничего сильнее и величественнее перемен и превращений, а древность никуда не исчезла – она просто изменилась. Не следует подражать тому, что уже сделано, все это было давно и сейчас неприменимо.
Он утверждал, что каждая вещь является самостоятельной, обособленной, самодостаточной, ничем, кроме своей собственной природы не обусловленной сущностью, манифестирующей себя в серии непрестанных перемен—метаморфоз. Каждая вещь порождает сама себя (цзы шэн) и каждая вещь самостоятельно самоизменяется в сфере чудесного и сокровенного» (ду хуа).
Третьей оригинальной идеей и вкладом Го сяна, является понятие “самопредустановленной гармонии”.
Своеприродность, естественность (цзы жань) вещи определяется и проявляется в естественно-спонтанном, своетаковом, непринужденном самоизменении (ду хуа), в вечном следовании собственной природе и в согласованности с самостоятельной своеприродностью других вещей. Так как самостоятельное самоизменение имеет императивный характер для любого существа, постольку оно предполагает установление глубокой “самопредустановленной гармонии” между всем сущим.
Множество самопорождающих сущностей, каждая из которых трансформируется согласно своей природе, сообразуется с аналогичными трансформациями любого другого элемента, образуя сеть взаимоткликающихся сущностей и взаимосвязанных процессов.
«Действие недеянием». Го Сян вводит новый для даосизма термин – «действие недеянием» (вэй увэй), который означает спонтанно и естественное действие, позволение всем вещам развиваться так, как они должны развиваться, и тогда все достигнет своего расцвета.
Действие недеянием (вэй увэй), это форма описывающая состояние человека, когда он действует легко и просто, не следуя каким-то жестким целям или требованиям социальных норм.
При действии недеянием, необходимо понимать, что все в мире уникально и каждая вещь «своетакова» и имеет свою собственную природу. Так, при управлении ложадью, не следует навязывать свою волю, но и не следует отпускать поводья, необходимо действовать в соответствии с природой лошади, ее таковостью.
Цель концепции Го Сяна обосновать образ жизни настоящего человека и выявить условия обретения им высшей просветленной мудрости. Всякая вещь, существо, каждый реализуется тем успешнее, чем в большей степени его осуществление и поведение совпадает с его «изначальной природой».
Настоящий (истинный) человек (чжэнь жэнь) возвращается к своему подлинному существованию путем следования и слияния с Дао, безмятежно плывет вместе с потоком жизни, достигая гармонии между «изначальной природой» и «судьбой».