І. Творчество как реализация и конструирование идеального Целого |
|
Движение к идеалу, целостности осуществляется одновременно по двум встречным направлениям: путем развертывания, проявления некоторой изначально заданной совершенной структуры и поэтапного накопления, собирания и трансформации опыта. |
|
Развертывание |
Конструирование |
1. Мистическая теория -творчество понимается как развертывание и проявление на субъектном уровне некоторого идеального Целого; как мистическое чувство единства со Вселенной, Космосом, Высшим Разумом, Мировой Душой, ноосферой, которое переживается как вдохновение, озарение, инсайт, творческий экстаз, пиковые, трансцендентные переживания. |
3. Перфекционистская (аккумулятивная) теория - творчество рассматривается как “собирание сущностей”, накопление” крупиц идеала”, аккумуляция и сжатие материала; творческие открытия совершаются серией последовательных шагов и творческих усилий, посредством поэтапного совершенствования - перфекционизма. |
2. Рекурсивная модель творчества. Творчество понимается как сложная форма рекурсии, то есть генерирование некоторой базовой системой бесчисленного количества своих копий. Само универсальное Целое проявляется на любом уровне сложности, наполняясь новым, специфическим содержанием, но сохраняя свою базовую структуру А.В.Анисимов (1988). Н.Хомски (1967) предложил модель творческой генеративной грамматики, позволяющей на основе определенной совокупности правил, порождать бесконечное число предложений. |
4. Творчество как трансформация. Творчество понимается как фундаментальный трансформативный процесс преобразования целостной системы в качественно новую целостность. Универсальная способность к преобразованию окружающего мира проявляется как умение создавать новые формы, реорганизовывать чувственный опыт, реструктурировать знания, переформулировывать проблемы. Творчество предстает как одновременная трансформация внешнего мира и его внутренней модели. |
ІІ. Творчество как развивающее взаимодействие |
|
Субъект-объектное и субъект -субъектное взаимодействие, которое рассматривается с точки зрения действующего субъекта. |
Объект-объектное взаимодействие которое отражает пространственную, временную и содержательную структуру творческого акта. |
1. Творчество как диалог личности с миром, обществом, культурой, другими людьми, самим собой. Творческий рассматривается процесс как результат открытости миру, встречи и активных взаимоотношений с ним. |
4. Творчество как взаимодействие левого и правого полушария, сознания и подсознания, логики и интуиции, рационального и иррационального, дискурсивного и эмоционального, абстрактного и образного. |
2. Творчество как процесс поиска, постановки и решения проблем, продуктивного разрешения лежащих в их основе противоречий. Творчество понимается как чувствительность к пробелам в знаниях, определение несовершенств, недостатков, а также поиск неординарных путей их устранения. |
5. Творчество как комбинирование, взаимодействие моделей, образов и идей, как процесс диссоциации, перекомбинирования и новой ассоциации элементов, как создание полезных комбинаций, как образование новых связей и отношений, как агглютинация -соединение несовместимых в реальности частей и элементов. |
3. Творчество как мышление, продуктивное решение проблем и задач. Дивергентное мышление, которое определяется как способность мыслить в различных направлениях и генерировать различные варианты решений при встрече с проблемой. Латеральное мышление, заключающееся в способности изменять контекст, переключаться с обыденных представлений на необычные. |
6. Творчество как создание ассоциаций и бисоциаций. - как процесс соединения отдаленных ассоциаций. При этом чем больше взаимно отдалены элементы новой ассоциации, тем более креативным является процесс или решение. - как процесс бисоциации, которая состоит в мысленном одновременном объединении двух обычно несовместимых контекстов и матриц значений. |
ІІІ. Творчество как продуктивная деятельностьТворчество понимается как целенаправленная продуктивная деятельность, направленная на созидание принципиально новых, социально значимых, эстетически совершенных продуктов; как реализация сознательно поставленных глобальных целей, идеальных планов и сверхзадач. |
|
ІV. Творчество как самореализация, самоутверждение и саморазвитиеВ этом смысле творчество представляет собой саморазвертывание универсальных творческих потенций, свободную самореализацию субъектом своих внешних и внутренних возможностей, открытое спонтанное и искреннее самоосуществление, ответственный выбор и сознательное духовное усилие. |