Марков С.Л. Психология творчества: Учебник для вузов.— К.: Электронный учебник, 1997.
I. ТВОРЧЕСКОЕ ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ МИРА |
|||
I. ТВОРЧЕСКОЕ ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ |
|||
1. Очищение сознания. Возвращение к Началу: остановить время, разорвать все связи, погрузиться в первозданное незнание, в "ничто", в творческий, освежающий Хаос, в тишину и пустоту мира. |
|||
2. ТВОРЧЕСКОЕ ОЩУЩЕНИЕ |
|||
Яркое, острое, чистое восприятие признаков объекта. 2.1. Звуки: а) воспринимать только звуки, поглощать их, растворяться в них. Существуют только звуки и больше ничего; 2.2. Краски: а) воспринимать только краски; б) выделять каждую краску отдельно; в) видеть новые, неизвестные краски. 2.3. Запахи: а) только запахи; б) выделять каждый запах; в) ощущать новые, неизвестные запахи. 2.4. Вкусы: а) только вкусовые ощущения; б) выделять отдельные вкусы; в) ощущать новые, неизвестные вкусы 2.5. Тактильные ощущения: а) только тактильные ощущения; б) выделять отдельные ощущения; в) чувствовать новые, неизвестные ощущения. 2.6. Синестезия. Видеть цвета звуков, слушать краски и запахи, вдыхать прикосновения, обонять все сигналы среды, осязать краски и звуки. 2.7. Синтез ощущений. Использовать все органы чувств одновременно. Воспринимать все признаки сразу, синтез яркого, полифонического образа. |
|||
3. ТВОРЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ОБЪЕКТА |
|||
3.1. Очистить и опустошить ум, позволить ему быть гибким и свежим. Освободиться от предвзятой селективности константности и осмысленности восприятия, от перцептивных шаблонов и стереотипов. Запрет на всякую селективность, создание связей и паттернов, обобщения, оценку. |
|||
3.2. Увидеть объект вдруг! Испытать удивление и восторг. Увидеть объект как в первый раз, как событие, словно незнакомый, созданный в других цивилизациях предмет. Заново открыть мир, взглянуть на него как на незнакомый, новым и свежим взглядом. |
|||
3.3. Чистое, первозданное, амодальное, акатегориальное, беспредметное и синкретичекое восприятие мира, до знаний и желаний. |
|||
3.4. Восприятие форм объектов. а) воспринимать только формы объектов; |
|||
3.5. Восприятие движения объектов. 3.5.1.Внешнее 3.5.2. Внутреннее |
|||
3.6. Восприятие признаков и деталей объекта. |
|||
4. ВООБРАЖАЕМОЕ ВОСПРИЯТИЕ (ВНУТРЕННЕЕ ЗРЕНИЕ) |
|||
4.1 . Оптическая децентрация. |
|||
4.2. Временная децентрация. |
|||
4.4. Смысловое восприятие: «видение как-бы». |
|||
1. Видеть в объекте только новое. |
|||
II. ТВОРЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ |
|||
1. Переживание игры красок, звуков и линий, наслаждение красотой и гармонией объекта. |
|||
2. Эмоциональная децентрация. |
|||
3. Идентификация с объектом, вживание в него, переживание своей связи с ним, интуитивное предчувствие и постижение его таинственности, уникальности и неповторимости. |
|||
4. Трансперсональное, пиковое переживание изначальной и безусловной ценности объекта. |
|||
III. ТВОРЧЕСКИЙ АНАЛИЗ |
|||
1. Подвергнуть все сомнению. Критически взглянуть на очевидное. Избавиться от стереотипов, освободиться из плена общепринятого мнения и здравого смысла. Откинуть догмы, привычные концепции и открыться новому опыту. |
|||
2. Феноменология объекта: накопление информации. а) накопление опыта. Актуализировать и собрать всю известную информацию об объекте: факты, события, термины, понятия, ключевые слова; |
|||
3. Выделить признаки объекта. |
|||
4. Видеть связи со всеми остальными объектами и целым. |
|||
1. Ассоциации. Свободно генерировать ассоциации, которые вызывает объект. Дать свободу ассоциациям. Перенести свойства произвольно выбранной ассоциации на рассматриваемый объект и развить их в практические идеи. 2. Сравнения. Применить формулу - Объект как… Перенести свойства нового объекта на основной. 3. Аналогии. На что похож объект, а) по функции, б) по форме, в) по структуре; г) по образу (краски, звуки…). Найти аналоги в других сферах реальности. Выбрать похожий объект и перенести его свойства на рассматриваемый. 4. Случайный стимул. Выбрать случайным образом любой образ, слово или объект, перенести его свойства на рассматриваемый объект и генерировать новые идеи. 5. Метафора. Нахождение или создание подобия между двумя принципиально различными объектами. Выбрать объект или сферу (военная, музыкальная, спортивная метафора) перенести его значения, смыслы на рассматриваемый объект, увидеть его в новом свете и выразить это видение. |
|||
5. Содержательная децентрация объекта: аккумуляция точек зрения. |
|||
1. Представить точку зрения на объект в философии, экономике, психологии, биологии, математике... 2. Наложить точки зрения на объект: а) гения; б) профессионала; в) дилетанта; г) ребенка; д) женщины; е) животных; ж) неодушевленных объектов. 3. Помещение объекта в парадоксальные, фантастические ситуации. 4. Содержательное "вращение" объекта с помощью различных списков вопросов и действий. |
|||
6. Определить сущность объекта. |
|||
1. Какую ведущую функцию он выполняет. |
|||
7. Определить структуру объекта |
|||
1. Определить содержательную структуру объекта: 2. Видеть связи объекта со всеми другими объектами, все внешние поля и взаимодействия. 3. Определить временную структуру: |
|||
8. Определить основные противоречия объекта |
|||
а) между идеалом и реальностью; |
|||
IV. ТВОРЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ |
|||
1. Видение идеальной сущности объекта, мысленное конструирование его Идеального образа и условий существования. |
|||
V. ИНТУИТИВНОЕ УСМОТРЕНИЕ И СХВАТЫВАНИЕ |
|||
1. Сосредоточение на своих предчувствиях, экстрасенсорных ощущениях, слабых сигналах, тонких вибрациях объекта. Прислушиваться к себе. |
|||
VI. ТВОРЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОМ |
|||
Операции и приемы |
|||
Механизмы |
Пространство |
Время |
Содержание |
Идеализация перфекционизация, антиципация, |
1. Совместить центр и периферию. 4. Перейти к сфероидальности. 6. Перейти в высшее |
1. Видеть процесс в целом: 2. Создание идеального плана, Приемы: б) "принцип заранее |
1. Представить, что все уже достигнуто, все противоречия разрешены, все уже есть, и задача решена. 2. Наделить объект способностью самостоятельно разрешать противоречия, представить, что все выполняется само собой, как в сказке. Приемы: б) “универсальное действие” - объект выполняет функции любых других объектов, может быть всем, чем угодно. |
Проблематизация агглютинация, драматизация, |
1. Придание структуре объекта асимметрии. |
1. Разведение противоположностей Ощущать разновременность объекта: а) между временами б) между разными временными Разбить на периоды и Прием: |
1. Намеренное разведение противоположностей, обострение противоречий и усиления различий. 2. Сознательное столкновение двух вредных факторов, 3. Принцип парадокса, драматизации, «взрыва», инцидента, катарсиса. Усилить, обострить, довести противоречие до предела. 4. Увидеть все недостатки, дефекты, искажения, пробелы, несовершенства объекта 5. Формирование оппозиций. Автоматическое создание противоположных идей. |
Связка: проблематизация –идеализация (творческая рекомбинация и трансформация) |
|||
1. Разложить объект на части и перемешать: а) между собой; б) с частями других объектов. 2. Превратить форму одного объекта в форму другого. |
1. Разложить время на этапы а) между собой; б) с этапами других объектов. 2. Превратить время одного объекта во время другого. |
1. Разложить объект на признаки, свойства, функции и перемешать: а) между собой; б) с признаками других объектов. 2. Превратить качества одного объекта в качества другого, видеть точки перехода между качествами объектов. |
|
Децентрация |
1. Изменить размерность объекта. 2. Перевернуть объект. 3. Изменить размеры объекта и его частей от 0 до 4. Фрагментизировать, раздробить на части. 5.Сжимать и расширять, заставить пульсировать. |
1. Взглянуть на объект из 2. Повернуть время назад. 3. Изменить время от 0 до 4. Принцип “проскока" 5. Изменить причину и следствие. |
1. Помещать объект в самые неожиданные, экстремальные, фантастические, ситуации. Приемы: а) сделать наоборот; |
Симплизация |
1. Избавление от ненужных не работающих на цель, частей и деталей. 4. Схематизация - Принцип повторяемости (соты, кристаллы, кольца, циклы). |
1. Принцип «замены дорогой долговечности на дешевую недолговеч ность” |
1. Упростить, очистить объект, проблему или ситуацию от всех второстепенных деталей, сконцентрировать внимание на самой сути. 2. Избавление от ложных допущений и избыточной информации. Ближе к сути. 3. Избавление от привычной терминологии, создание неологизмов. 4. Избавление от лишних, затратных по времени и стоимости функций. |
Идентификация имитация, |
1. Занять позицию объекта 2. Принять форму и размерность |
1. Использование принципов 2. Чувствовать ритм, |
1. Вжиться, перевоплотиться в объект. Приемы: |
Медитация |
1. Удаление от объекта в пространстве. |
1. Дистанцирование от 2. Остановка времени. . |
1. Анаксиоматизация - временное обесценивание объекта и проблемы, привычных способов и приемов ее решения. |
Свободное, глубокое и искреннее самовыражение, экспрессивное утверждение своей сущности, переживание уникальности своего существования, наслаждение свободой творить, преодолевать причинность и время, усиливать сущность объектов и приближать их к идеалу. Головокружительное осознание того, что "Все возможно" и "Все достижимо". |
|||
Самоактуализация |
1. Сократить интервалы. 2. Соединить перо и бумагу» – |
1. Действовать здесь и сейчас. 2. Думать быстро и стремительно. 3. Стремительно передвигаться |
1. Искренне, мощно и свободно выражать все свои идеи, ассоциации, решения, планы, желания. Приемы: |
Персонификация |
1. Принцип минимизации, интервенции. 2. Принцип невмешательства. |
1. Принцип динамизации: 2. Заставить объекты вращаться вокруг центра Я. |
1. Создание такой структуры, которая сама, самостоятельно разрешает возникшие противоречия. 2. Реализация принципа “не-деяния”. 3. Создавать помогающие события и использовать энергию потоков, движения и обстоятельств. 4. Реализация принципов самообслуживания, самокоррекции, самостоятельного использования отходов вещества и энергии. |
В таблице использованы отдельные приемы методической системы ТРИЗ.