|
Механизм - группа психических процессов или операций, лежащих в основе определенного вида активности, устойчивые звенья связей, повторяющиеся паттерны изменений, которые возникают автоматически при соответствующей стимуляции. |
|
Механизмы |
1. |
Процесс генерации гипотез и их верификация; реорганизация опыта и создание на основе его элементов новых комбинаций (3.Петросинский, 1961); создание комбинаций и их отбор (А.Пуанкаре,1903); как спонтанность и направленные трансформации Д.Фелдман (1988), случайные изменения и их отбор D.K.Simonton (1988) (при этом выбор осуществлялся по некоторым стабильным критериям, вытекающим из требований адаптации). |
2.
|
В качестве центрального, наиболее обобщенного психологического механизма творчества выдвигается взаимодействие логического и интуитивного уровней познания мира (Я.А.Пономарев, 1976, 1987). |
3.
|
Ритм - понимается как временной паттерн, универсальный механизм, средство формообразования, основанное на закономерной повторяемости в пространстве или во времени аналогичных элементов. |
4. |
Ассоциация которая представляет собой установление взаимосвязей между психическими явлениями, бисоциация – соединение не связанных друг с другом идей сведение воедино двух прежде не связанных матриц мышления, аналогия – открытие новых связей и сходства между неисследованными признаками объектов на основе их сходства по другим, известным признакам, метафора - перенесение свойств, значений и смычлов с одного предмета (явления) на другой на основании их сходства, |
5. |
Связка анаксиоматизация-гипераксиоматизация (Н.М.Розет,1991) Анаксиоматизация представляет собой обесценивание той или иной информации или способа действия. Она проявляется в отбрасывании, опускании тех или иных ограничений, в пренебрежении отдельными, несущественными признаками, в игнорировании "общепринятых" шаблонов и стереотипов. Гипераксиоматизация проявляется в повышенной оценке и выборе определенной информации и способа действия, в ограничении числа вариантов и сужении, и стабилизации и процесса поиска. |
6. |
Когнитивные механизмы творчества: рефлексия, анализ через синтез, мысленный эксперимент, моделирование. |
7. |
Операциональные механизмы творчества: саморегуляция, антиципация, компарация. |
Обобщённые механизмы |
|
группировка, центрирование, реорганизация, решение задач, комбинирование, сравнение, рекомбинирование |
|
Идеализация |
Проблематизация |
стремление к "хорошему гештальту", синтез, абстрагирование, комплектация, включение в контекст, заполнение пробелов, достраивание |
контраст фигуры и фона, анализ, разделение, разложение на признаки |
Децентрация |
Симплизация |
исправление, изменение акцента и смещение центра ориентировки, перемещение, вращение, растяжение, развертывание, выворачивание наизнанку |
выбор, схватывание существенных черт, упрощение свертывание, сжатие. |
Самоактуализация |
Персонификация |
активное зондирование |
наделение чужими признаками |
Обобщенные механизмы |
||
Замещение (substitution), сублимация |
||
Универсальные механизмы творчества: идеализация - проблематизация, децентрация - симплизация, идентификация -медитация, самоактуализация - персонификация | ||
Идеализация |
Проблематизация |
|
Грёзы, символизация |
Драматизация |
|
Децентрация |
Симплизация |
|
Инверсия, возмещение (restitution), исправление (undoing), рационализация, компенсация, формирование реакций |
Регрессия, инструментальная регрессия, смещение |
|
Идентификация |
Медитация (отстранение) |
|
Эмпатия, симпатия, компатия (compathy), имитация, симпатизм |
Вытеснение (repression), подавление (suppression), отстранение, отмежевание - (detachment), мисидентификация, отрицание (denial), отчуждение (alienation), отклонение (deflection), удаление (withdrawal), отречение (renunciation), подавление, эмоциональная изоляция, диссоциация, деперсонализация, интеллектуализация |
|
Самоактуализация |
Персонификация |
|
Бегство в реальность |
Проекция, атрибуция |
Обобщенные механизмы |
|
Сгущение, конденсация, сложная ассоциация, бисоциация. |
|
Идеализация |
Проблематизация |
Символизация, символическая трансформация, |
Драматизация, расщепление символов, биполярязация, дублирование |
Децентрация |
Симплизация |
Трансформация, отсроченное послушание, |
Смещение, конденсация |
Идентификация |
Отстранение |
Отождествление |
Абреакция |
Самоактуализация |
Персонификация |
Конкретизация |
Олицетворение |
Обобщенные механизмы |
|||
Целое |
Взаимодействие |
||
трансценденция, трансформация |
бисоциация, диалог |
||
Аксиологический компонент |
|||
Идеализация |
Проблематизация |
||
видение и раскрытие идеальной сущности объекта, мысленное конструирование его идеального образа, предвидение кульминационной точки его развития |
выявление, осознание и определение ключевых противоречий объекта, восприятие и поиск его недостатков, пробелов, дисгармоний и несовершенств |
||
символизация, бьютификация, перфекционизм, антиципация |
драматизация, катарсис |
||
Связка: идеализация - проблематизация. Определение сущностной проблемы, в основе которой лежит противоречие между идеалом и реальностью, и ее решение по идеальному плану с ориентацией на идеальный конечный результат. Обостренное осознание противоположностей и представление их одновременного функционирования в единой целостной связке |
|||
Когнитивный компонент |
|||
Децентрация |
Симплизация |
||
процесс мысленной замены привычных связей на необычные, расшатывание, разрушение традиционных представлений, преодоление инерции, функциональных фиксированностей и стереотипов; способность генерировать разнообразные подходы к объекту взаимодействия, умение изменять свою позицию и принимать в расчёт всевозможные точки зрения на объект |
предельное упрощение объекта, избавление от всего несущественного и запутанного, достижение легкости, ясности и прозрачности формы и в то же время глубины, сжатости и точности содержания; представление сложных явлений с помощью моделей, рисунков, графиков, таблиц и схем, содержательное сжатие и формализация и упрощение сложности; оценка и выбор по заданным критериям |
||
Дивергенция, мультипликация, инверсия (реверсивность), генеративность |
Схематизация, формализация, свертывание |
||
Связка: Отбор, как универсальный механизм развития и творчества состоящий в генерации разнообразия и выборе оптимальных вариантов. Пульсирующие взаимопереходы между сложностью и простотой, симметрией и асимметрией. Гротесковый тип мышления, который представляет одновременное преувеличение и концентрацию внимания на главном |
|||
Эмоциональный компонент |
|||
Идентификация |
Медитация (остранение) |
||
отождествление себя с другими людьми и объектами окружающего мира, активное вживание в них, а также переживание своих связей и отношений с ними; погружение в объекты живой и неживой природы, перенесение себя в их время, пространство и причинность, переживание и познание их внутренних импульсов, обстоятельств и логики развития |
отрешенность и чувственная изоляция от внешнего и внутреннего мира, отстранение и дистанцирование от объектов взаимодействия, бесстрастное и свежее восприятие их сущностей, связей, красоты и симметрии; достижение состояния углубленной сосредоточенности, потеря временной и пространственной ориентировки, появление чувства растворения во Вселенной и Вечности, освобождение от своего субъективного "Я" и его зависимости от объекта |
||
Эмпатия, компатия |
Отстранение, очуждение |
||
Связка: Сложное движение и полициклические переходы сознания от отождествления себя с объектом к отстранению от него. “Занятие позиции вненаходимости” - одновременное вживание в объект и сохранение своего “Я”, умение “не отрекаться от себя, но и не замыкаться в изоляции” (М.М.Бахтин,1929). Сохранение эстетической дистанции, "проницаемость" которой, позволяет идентифицироваться с объектом, переживать эффект сопричастия и присутствия, совмещать условный и реальный планы действительности (Э.Баллоу). Реализация аттитюда "отсоединенная принадлежность" (detached attachment), позволяющая быть ответственным и безответственным одновременно(D.Riesman,1996). Полициклическое вживание и остранение от объекта, лежит в основе “Синектики”, цель которой - делание незнакомого знакомым, а знакомого чужим. (Гордон) |
|||
Поведенческий компонент |
|||
Самоактуализация |
Персонификация |
||
наиболее полная и свободная реализация личностью своих внутренних возможностей, целостное осуществление универсальных творческих резервов и потенций, воплощение замыслов и реализация планов |
сознательное наделение объектов внешнего мира субъектностью, самостоятельностью и активностью, придание им способности саморазвертывания, подчинение миру и использование внешних возможностей. |
||
Самоутверждение, самовыражение, импровизация, индивидуализация |
Анимизм, олицетворение, принцип «не-деяния" |
||
Связка: Чередование свободного самовыражения и использования энергии объекта, совершение преобразовательных усилий и позволение миру быть, спонтанная активность и “активное не-деяние”, самоутверждение и самоотречение, завоевание среды и подчинение ей. |