1. Потребности нужды. |
1. Витальные потребности. а) Потребность в деньгах, комфорте, материальных благах. Сами по себе они редко выступают в качестве самостоятельных мотивов творчества, однако часто сопровождают и усиливают другие побуждающие стимулы. б) Потребности либидо: сексуальная энергия часто отождествляется с творческой. в) Потребность в экономии сил, которая побуждает искать наиболее короткие, простые, легкие и изящные пути достижения цели. |
2 . Социальные потребности. а) Потребность в эмоциональном контакте, в любви, в сопереживании, в созвучии с окружающими, в искреннем самовыражении эмоций. б) Потребность в общении и в принадлежности группе, школе, направлению в искусстве, потребность в связях, переписке с единомышленниками. в) Потребность во внимании, в признании ценности, в славе |
3. Познавательные потребности. а) Потребность в новой информации, новых знаниях, фактах. б) Потребность в знаниях о путях и способах достижения целей. в) стремление к новому, неизвестному, к познанию сущностей и связей объектов окружающего мира. |
4. Идеальные (духовные) потребности. а) Потребность в смысле жизни, в осознании своей миссии, предназначения, в формировании своей собственной позиции, своего кредо, мировоззрения (В. Франкл,1905). б) Метапотребности - стремление к присвоению и реализации высших ценностей Бытия, к которым относятся: 1) Истина. 2) Добро. З) Красота. 4) Целостность) единство противоположностей). 5) Жизненность. 6) Уникальность. 7) Совершенство. 8) Завершенность. 9) Справедливость. 10) Простота. 11) Богатство. 12) Легкость (изящество). 13) Игра. 14) Самодостаточность (А. Маслоу, 1964). в) Потребность в красоте, гармонии, симметрии, порядке, совершенстве, идеале. г) Потребность в предельных, пиковых переживаниях: - в переживании творческого озарения, инсайта, вдохновения, полноты бытия, восторга, экстаза, любви, внезапных потрясений от произведений искусства, радости, успеха и удачи, счастливых и неожиданных подарков судьбы, уникальности и неповторимости своего существования, загадочности и таинственной гармонии мира; - мистического, трансперсонального единства с космическим, высшим Разумом, переживание своей абсолютной свободы, сверхъестественных способностей и безграничных возможностей; д) Потребность в персонализации, проявляющаяся в стремлении делать позитивные вклады в жизнь общества, в других людей, быть идеально представленным в них, запечатлевать, продолжать себя в них, жить в них и изменять в положительном направлении (А.В. Петровский, 1982). е) Потребность в трансценденции, состоящая в стремлении к выходу за пределы себя, в стремлении к слиянию с Природой, Историей, Абсолютом, к их персонификации и реализации. |
2. Потребности развития и роста (функциональные или субъектные потребности) |
Особенности: - антигомеостатичность - направленность не на редукцию, а на поиск напряжений; - гуманистичность - врожденность стремлений к любви и симпатии; - целостность - функционирование целостной личности; - динамичность - развитие потребностей от низших к высшим. |
1. Стремление к самосохранению, самоутверждению и самоусилению, к росту и саморазвитию: а) потребности в доминировании, власти, авторитете, престиже, лидерстве, занятии высокого социального положения; б) потребности в самоуважении, в высокой самооценке, в росте собственной самоценности, в осознании своей значимости, ценности, уникальности; в) потребность в достижении, успехе, в выигрыше и победе; г) потребность в мастерстве, компетентности, вооруженности методами и приемами, стремление к накоплению сип, средств и знаний, потребность уметь и управлять событиями и контролировать внешнюю среду; д) стремление к саморазвитию, самовоспитанию, самосовершенствованию и самотворчеству. |
2. Стремление к самоосуществлению и самовыражению. а)"осмысленному саморазвертыванию личности как целого" (В. Штерн, 1931), б) самореализации и самоактуализации (К. Гольдштейн, 1939; А. Маслоу, 1954; Г. Олпорт, 1964; К. Роджерс, 1965). |
3. Потребность в игре является самостоятельной, пронизывающей все остальные творческие мотивы личности. потребности роста являются выражением и утверждением субъектного полюса взаимодействия личности с миром, а потребности нужды отражают его зависимость от внешних объектов, потребность в игре объединяет обе группы потребностей. |
Специфические мотивы творческой активности: 1. Стремление к раскрытию идеальной сущности объекта взаимодействия, к его улучшению и совершенствованию, к созданию его завершенного целостного, гармонического идеального образа. 2. Стремление к выделению ключевых противоречий и недостатков объекта. 3. Стремление к генерированию различных точек зрения на предмет, к его содержательному "вращению", к увеличению разнообразия подходов, к выходу за пределы, к избавлению от ограничений, фиксированностей и стереотипов. 4. Стремление к простоте, ясности, стройности и изящности. 5. Стремление к вживанию в объекты внешнего мира, к переживанию своих связей с ними. 6. Стремление к отстранению от объектов, к их бесстрастному восприятию. 7. Стремление к спонтанному самовыражению. 8. Стремление к активизации объекта взаимодействия, к предоставлению ему права на свободную активность и использование его энергии. |