Связка «Свобода –Возможность» |
|||||
Освобождение от жестких установок, правил мышления и нахождение новых возможностей. Состояние свободы, непривязанности и восприятие случайных возможностей. Интуиция направлена не на факт, но на скрытые в нем возможности. «Факт имеет значение лишь постольку, поскольку он открывает новые возможности, уходящие за пределы самого факта и освобождающие от него индивида» (К.Юнг). |
|||||
1. Интуиция как свобода |
2. Интуиция как возможность |
||||
1. Интуиция как «сверхсознание», как прорыв в пространство свободы, в котором достигается независимость от навязанных ценностей, стереотипов мышления, авторитетов и мнений окружающих, от логических построений, эмоций и ощущений. 2. Интуиция как восприятие информации бессознательного, которое избавлено от правил, жестких ограничений, законов логики и напрямую связано со свободой и творческим поиском. |
1. Интуиция как видение возможностей объекта, схватывание их предельной полноты. 2. Восприятие и воссоздания возможностей, скрытых в архетипе. «Интровертная интуиция захватывает те образы, которые возникают из основ бессознательного духа, существующих априори, то есть в силу наследственности (К.Юнг). 4. Интуиция, в отличие от воображения, направлена не на внешние, но внутренние возможности, на свои сокровенны отклики на влияния внешнего мира. |
||||
Связка «целое –взаимодействие» |
|||||
1. Интуиция как целое |
2.Интуиция как взаимодействие |
||||
1. Объединение, синтез, “синергия”: целостное симультанное восприятие структуры сигналов среды, как синестезия чувств и ощущений; достижение полной личностной интеграции, достижение некоторого “интуитивного центра”, который является имплицитным проявлением высшего целого. 2. Трансценденция, преодоление наличного опыта и узкого ограничения Я, растворение в высшем целом, вхождение в резонанс с наиболее глубинными законами мира. |
1. Интуиция - это всегда диалог с миром это ответ на сознательно или подсознательно поставленный вопрос. “Интуиция,- пишет Л. Дэй (1996),- это просто получение ответа на вопрос”. 2. Интуиция как диалог со своим истинным, глубинным, внутренним “Я”, восприятие слабых сигналов тела. 2. Интуиция как резонанс внешней информации и информации, заложенной в архетипах бессознательного. |
||||
На аксиологический уровне интуиция проявляется как видение или неосознанное построение идеального образа объекта, представление целостной временной структуры его развития. Представление идеального образа объекта обусловлено влиянием, имманентно присущих "сверхсознанию", универсальных принципов строения мира и обобщенных высших ценностей, а также требованиями конкретной уникальной ситуации. Концепции “чистой интуиции” Платона, Гуссерля, Канта, Юнга, мистические и трансперсональные теории интуиции |
|||||
Идеализация |
Проблематизация |
||||
трансцендентальное озарение, одномоментное видение целостной, конечной, идеальной структуры объекта. |
мгновенное схватывание ключевого противоречия, и сжатая формулировка проблемы в форме вопроса. |
||||
В когнитивном плане интуиция представляет собой интеллектуальное созерцание чистых сущностей предметов в их взаимодействиях и связях, прямое усмотрение истины, мгновенное понимание чего-либо без всякого предварительного размышления. Теории интуиции Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбниц. |
|||||
Децентрация |
Симплизация |
||||
манипуляция разнообразными признаками предмета, рассмотрение его с разнообразных точек зрения. Данный механизм подготавливает и пробуждает интуицию. |
получение несомненных, отчетливых и самоочевидных знаний. Частные механизмы: акцентуация - мгновенная концентрация на сущности явления; детализация - представление сущности явления, через яркую деталь, слово, жест; визуализация- представлении сложных идей и ситуаций в виде простых схем, графиков, моделей, символов. |
||||
Эмоциональный компонент интуиции выражается в таких ее конкретных проявлениях как смутная догадка, необъяснимое предчувствие, неясное ощущение, чутье, инстинктивное влечение, "внутренний голос". Теории вчувствования, эмпатии и антиинтеллектуалистские теории интуиции (А.Бергсон,1908, медиативные восточные теории). |
|||||
Идентификация |
Медитация |
||||
вчувствование, погружение в предмет, переживание симпатии и даже подражание ему, интуиция предстает, как вид интеллектуальной симпатии, непосредственное, мгновенное, полное и целостное созерцание сущности мира, как вживание и растворение в предметах, как ведущий в недра жизни инстинкт. |
чувственное отстранение от внешнего и внутреннего мира, как разотождествление с конкретными объектами и с собственными субличностями, избавление от искажающих эмоций, что ведет к обретению истинного, глубокого единства с сущностью мира. |
||||
Поведенческий компонент интуиции представляет собой воздействие индивидуального опыта субъекта на процессы оценивания, диагностирования и принятия решений. Терия побочного продукта действий (Я.А.Пономарев, 1983) |
|||||
Самоактуализация |
Персонификация |
||||
доверие к своему истинному, внутреннему Я, активное самоосуществление и неосознанное накопление экзистенциального опыта, уважение к своим озарениям и решениям. |
личное созидательное обращение, направленное изнутри вовне, путем придания явлению значения. (C.H.Keyserling); центрация или использование универсального резервуара глубокого осознания, состояние потока, балансирование с потоком и следование за ним (П.Эйнстайн,1997). |