Будда - индийский духовный учитель, основатель и ключевая фигура буддизма. Исторически он рассматривается как реально существующий философ и как всезнающее активное божество.
Так в Буддизме Тхеравады (Хинаяне) Будда выступает как простой человек, который подвергся глубокой духовной трансформации. Напротив, в Махаяне Будда рассматривается как космическое существо, которое время от времени проявляет себя в человеческой форме. Имя Будда значит (просветленный или пробужденный) происходит от санскритского корня 'budh", что означает пробудиться. Слово Будда является эпитетом тех, кто достиг просветления (бодхи) - основной цели буддийской религиозной жизни. После достижения просветления, его первая проповедь - "Первый Поворот Колеса Дхармы", содержала основные доктрины буддизма: Четыре Благородные истины и Восьмеричный Путь.
Четыре Благородные Истины:
1. Страдание является неотъемлемой частью существования.
2. Причиной страданий является страстное желание чувственных удовольствий.
3. Привязанности и страсти могут быть преодолены через «успокоение, прекращение, отказ, отъединение, освобождение с отдалением от самого страстного желания».
4. Следование Благородному Восьмеричному Пути приведет к преодолению привязанностей и страстей и, следовательно страданий.
Благородный Восьмеричный Путь включает:
Правильное понимание, правильную мысль, правильную речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильную внимательность и правильное сосредоточение.
Будда говорил, что Нирвана или спасение не могут быть достигнуты с помощью самоистязания. Он открыл Срединный Путь - путь умеренности, отказывающийся как от крайностей удовлетворения чувственных желаний, так и от умерщвления плоти.
Существуют две основные школы буддизма: Тхеравада и Махаяна.
Тхеравада "учение старейшин" ("Малая колесница"), интеллектуальное учение, которое утверждает, что понимание должно достигаться посредством личных переживаний и рассуждений, а не в следствии слепой веры.
Основные понятия учения Тхеравады являются: Аничча - Все вещи являются непостоянными.
Дуккха - Все существа страдают во всех ситуациях, в связи с неясностью ума. Анатта: Ощущение постоянного "я", является иллюзией. Камма (карма) (намеренное действие): закон причинно-следственных связей, в соответствии с которым добродетельные действия создают в будущем радость, а безнравственные действия страдания. Нирвана: Это состояние высшего освобождения, совершенного состояния ума, свободного от страстей, гнева и других страдательных состояний. Конечной целью буддийской практики является достижение нирваны, выход из Сансары и избавление от страданий. Сансара: Колесо жизни, круг перерождений рассматривается в качестве пространства страдания. Целью буддизма тхеравады является достижение состояния Архата, человека, который свободен от страданий. Будда учил избавлению от привязанностей и говорил, что мудрец смотрит на все объективным, независимым взглядом.
Махаяна. В основе Махаяны (''Большая колесница'') лежит сострадание к близким и стремление к самоусовершенствованию. Махаяна носит более этический, социальный и мистический характер. Здесь Будда - высший принцип единства всего сущего, он везде, всегда и во всем, в том числе в каждом из бесчисленных существ. Человек, который решил найти путь освобождения от страданий и показать этот путь другим, называется бодхисаттвой. Человек, который нашел этот путь, прошел его до конца, и поделился опытом со всем миром, являются Буддой.
Этические принципы Махаяны подчеркивают принятие обязательства содействовать развитию дружбы и согласия и включают понятия: сострадания (Каруна), любви (Майтри), ненанесения вреда (Ахимса) для живых существ.
Учение Будды гуманистично и наполнено оптимизмом. Будда считает, что каждый человек, независимо от его социального положения и прошлой жизни способен своими силами получить власть над собой, своими идеями, страстями и своей судьбой. Блаженство пробужденного состояния - нирвана, согласно буддизму, доступно всем существам. С точки зрения буддийской доктрины, буддой является любой, открывший дхарму и достигший просветления посредством накопления достаточного количества положительной кармы, через правильные мысли, слова и поступки.
Странствования. После глубокого переживания в 29-ти летнем возрасте «Четырех знамений», он отказался от своего богатства и комфорта, покинул свою жену и маленького сына и стал странствующим монахом.
Вначале Сиддхартха изучал йогическую медитацию и после освоения ее техники, осознал, что она не может привести к вершинам самореализации. Он отправился на юг, и в течении шести лет искал истину в практиках жесткого самоограничения, самоистязания и умерщвления плоти. Но после шести лет странствий и поста, приведших его в состоянии полного истощения, он принял из рук миловидной крестьянской девушки Суджаты молочную рисовую кашу. Восстановив свои силы, он пришел к выводу, что умерщвление плоти, не является путем к освобождению от страданий.
Клятва. Однажды, сидя под деревом - смоковницей, сейчас известного как дерево Бодхи у городка Бодх Гая в Индии, он поклялся не вставать с места, пока не найдет Истину и достигнет высшего просветления.
Большое сражение с Марой. Демон, чье имя Мара означает «разрушение», напал на Гаутаму, посылая на него ветер, дождь, горячие угли и пепел, грязь и мрак. Затем он послал своих трех прекрасных дочерей – Вожделение, Страсть и Неудовлетворенность – соблазнить принца, но Гаутама оставался сильным и бесстрастным. В конце концов Мара и его демоны бежали.
Просветление. Вдруг светло зеленная утренняя звезда сверкнула в небе и вызвала в нем чувство совершенной ясности понимания. После 49 дней медитации, в ночь майского полнолуния, он достиг Просветления и в возрасте 35 лет стал Буддой . В это же мгновение Будда понял свое предназначение: донести это откровение любви и истины до всех людей.
Основание буддизма. После своего духовного пробуждения он посвятил свою жизнь утверждению своего учения. Он привлек группу последователей и основал монашеский орден. Последние 45 лет своей жизни, он путешествовал и проповедовал свою доктрину преподавая при этом самым разным людям, в том числе сторонникам различных религий. Его учение было открыто для всех рас, этнических групп, классов и отрицало кастовую структуру.
Он родился в Лумбини (город, расположенный в местности, находящейся в настоящее время в Непале, недалеко от границы с Индией), и вырос в маленьком царстве или княжества Капилвасту. Его имя данное при рождении было Сиддхартха.
При рождении ему было предсказано, что он станет либо великим правителем, либо учителем Вселенной. Поэтому его отец, который хотел видеть Сиддхартху в качестве своего преемника и правителя страны, пытался оградить его от всех жизненных проблем. Он построил специальный дворец, в котором окружил его предметами роскоши. Принц рос в атмосфере заботы и любви, уважении и радости. В 16 лет Сиддхартха женился на Ясодхаре и она родила сына Рахула.
В возрасте 29 лет он решился выйти за пределы дворца и и там он увидел: «четыре знамения: старика, больного человека, труп и нищего монаха. Первые три знака открыли ему неизбежность страданий, болезней и смерти, а в безмятежности монаха он увидел свою судьбу.
Будда был красив, приятен на вид, с черными, как уголь волосами и золотисто-коричневым цветом лица. Он был хорошо сложен и имел рост около 184 см (6 футов). Впоследствии его жена Яходшара и сын Рахула стали последователями Будды.
В возрасте 80, Будда объявил, что вскоре он достигнет Паринирваны или окончательного бессмертного состояния и отказа от земного тела. Его миссия была выполнена, Будда умер после, нескольких месяцев болезни и избежав цикла перерождения.
Он был кремирован и его останки распределены между 8 группами учеников, которые поместили их в храмах в основании специально воздвигнутых ступ.