С.Л. Марков
В конце 12 века в Японии, на основе проникшего из Китая чань буддизма, созрело самобытное учение дзэн, которое было представлено двумя школами Риндзай и Сото, первая из которых была создана Эйсаем (1141–1215) на основе чань-буддистской школы Линьцзи, основоположником которой выступил Линьцзи Исюань (810\815 — 866\867), а вторая Догэном (1200–1253), который опирался на чань-буддистское учение Цаодун, заложенное Дуньшанем в IX веке.
Таким образом японский дзэн, как и предшествующий ему чань-буддизм были самым тесным образом связаны с даосизмом, с его фундаментальными идеями динамичной порождающей пустоты, гармонии с природой и спонтанности.
С.Л. Марков
Чань представляет собой, сложившуюся в начале 6 в. самостоятельную школу китайского буддизма, интегрирующую учение махаяны с базовыми положениями китайской философии и сосредотачивающуюся на созерцательной и медиативной практике. На приоритет психопрактики в данной школе указывает само ее название, так как слово чань, представляющее первый иероглиф «чань-на» (санскр. «дхьяна», яп. дзэн.) означает созерцание, отстранённость, медитацию, «медитативной состояние» или «чань дин» - «сосредоточение» и «поглощенность».
С.Л. Марков
Общность Дзогчена и Махамудры основывается на признании всеохватывающей и всепронизывающей светоносной природы ума, который постигается путем непосредственным пребыванием в его истинной природе, на исходном узнавании и осознании своей изначальной природы Будды, на единой практике непосредственного вхождения в состояние недвойственности с Ясным Светом истинной реальности собственного ума, проникновением и воссоединением со своей подлинной природой или потенциальностью.
Зигмунд Фрейд. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: Сборник. СПб., "Алетейя", 1998. / Фрейд З. Вытеснение. С 108 - 123.
Какому-нибудь стремлению, может быть, суждено наткнуться на сопротивление, которое направлено на то, чтобы лишить его активности. При некоторых условиях, подробное исследование которых теперь нам предстоит, это влечение приходит в состояние "вытеснения". В случае внешнего вытеснения самым действительным средством избавления было бы бегство от него. Но в случае раздражения, исходящего от внутреннего влечения, помочь бегством нельзя, потому что "Я" не может убежать от самого себя. В дальнейшем найдется верное средство против импульсов влечения в виде рассудочного отказа от
Фрейд З. Психоаналитические этюды: Попурри; Минск; 1997
I
Во времена, которые мы могли бы назвать преднаучными, люди не затруднялись в объяснении сновидения. Вспоминая его по пробуждении, они смотрели на него как на хорошее или дурное предзнаменование со стороны высших божественных или демонических сил. С расцветом естественнонаучного мышления вся эта остроумная мифология превратилась в психологию, и в настоящее время лишь весьма немногие из образованных людей сомневаются в том, что сновидение является продуктом психической деятельности самого видящего сон.