В основу теоретического анализа творчества и его механизмов может быть положена изначальная, ничем не обусловленная, самодостаточная триединая структура первосущностей«Бытие - Абсолют - Ничто».
Положение в основу предельных, безусловных и максимально емких метафизических оснований, позволяет предположить, что все существующие, а также любые новые и возможные концепции творчества будут гармонично вписываться в три взаимосогласованные парадигмы, которые представляют собой экспликации изначальных фундаментальных сущностей. Систематическая конкретизация предельно абстрактных первосущностей и последовательное расщепление универсных механизмов творчества позволит не утратить полноты содержания и приблизиться к открытию глубинной сущности живого, прагматически –экзистенциального творчества.
1. Бытие. Творчество как созидание и порождение вещей актом реализации творческой воли Демиурга «Да будет!» и их последующая трансформация.
2. Ничто. Творчество как недеяние, «у-вэй», как взращивание, «забота», позволение вещам самопорождаться и саморазвертываться, следуя своей внутренней природе.
3. Абсолют. Творчество как сотворчество с Универсумом, как синергетическое развертывание единого созидательного начала, структурообразующего принципа и творческого потенциала.
Доминирующая парадигма Запада. Творение как свободный акт воли Демиурга, а не спонтанное излучение творческих энергий первоначала. Творчество понимается как процесс порождения и производства чего-то нового, как приращение бытия и привнесение новизны в существование. Данная парадигма вмещает ряд взаимосвязанных определений творчества:
1. Деятельность. Творчество это особая форма человеческой активности, направленная на создание оригинальных и уникальных продуктов культуры, качественно новых духовных и материальных ценностей, а также самого человека как творца, на открытие ранее неизвестных закономерностей реальности, на достижение новых, эстетически совершенных и социально значимых результатов.
Творчество понимается как созидательная, продуктивная, конструктивная, предметно-практическая деятельность, направленная на преобразование природного и социального мира в соответствии с целями и потребностями человека.
2. Диалог. Творчество –это процесс продуктивного взаимодействия, диалога, встречи человека с миром.
3. Решение проблем. Творчество – это процесс эффективного и элегантного решения проблем с рождением нового качества и результата.
4. Самоактуализация. Творчество как универсальный способ самотворчества и самореализации личности.
Творец понимается как созидатель, преобразователь как «фаустовская личность», которая руководствуется девизом: «Вновь переплавить сплав творенья, ломая слаженные звенья, задача вечного труда» (Гете).
Основной критерий творчества – новизна, проявляющаяся в оригинальности, уникальности, неповторимости, неожиданности его результата.
Доминирующая Парадигма Востока. Дао не создает мир, мир порождается сам собой и спонтанно развивается из самого себя. Дао порождает мир абсолютно свободным и необусловленным дей¬ствием, не прилагая усилий. Содержание творчества в данной парадигме определяется следующей системой взаимосвязанных сущностных характеристик:
1. Недеяние. Творчество–как принятие и освобождение мира, как придание ему спонтанности и позволение выявить собственную природу, путем приостановки внутреннего диалога, достижения внутренней пустоты, тишины и покоя.
Пи этом достижение внутреннего постоянства и совмещение «Я-центра» с «осью мира», оживляет действительность, побуждает все объекты спонтанно меняться, двигаться и осуществляться. Остановка, занятие чистого центра невозмутимости: «не-Я» (anatman), «не-ум» (acitta), «не-желание» (apranihita), «не-усилие» (anabhogacarya), «не-деяние» (у-вэй), вызывает неожиданную динамизацию мира, все неподвижное, неподатливое вдруг начинает двигаться и осуществляться.
Самоочищение, приостановка внутреннего диалога, достижение внутренней пустоты, тишины и покоя позволяет всем вещам свободно следовать своей внутренней природе. При этом мир создается сам, свободно произрастая из самого себя. Все рождается само, когда наступает его время. Важно знать, ожидать и не мешать миру проявлять себя.
«Космическая пустота есть природа будды. Природа будды есть недеяние. К Небытию можно приблизить только недеянием, это значит слитьем с природой. Освободить ум и сердце, стать спокойным и вещи начнут сами развиваться (Чжуан-Цзы).
2. Гармонизация со Вселенной.Творчество понимается как ощущение, подстроение и подчинение ритму Вселенной, следование закону соответствия и подвижного равновесия. Оно предстаеткак гармонизация, балансирование, приведение миров в порядок, возвращение к центру и идеальной траектории. Дух художника входит в резонанс с космическим ритмом и его действия совпадают с этим ритмом, согласуются с природой и не нарушая естественного хода вещей, подчиняются всеобщему закону причинности.
Главное для творца не нарушать ритм мирового развития, но меняться в соответствии с ним, не трансформировать, но совершенствовать, не создавать новое, но взращивать. Творчество понимается как чуткое улавливание состояний и действование сообразно им, как искусное использование случая, как умение ловить момент и поступать по обстоятельствам.
Согласно восточному взгляду на творчество, создавать новое - это нарушать гармонию. Надо просто извлечь нужное из Небытия, которое уже содержит в себе все и проявить его в новом контексте. Красота (фурю) рождается сама в соответствующий момент. Важно уловить этот момент, не упустить момент рождения Красоты, ощутить ее дыхание, биение сердца – тогда и рождается Искусство (Т.П. Григорьева).
3. Творчество как произростание,взращивание, культивирование. «Бог создает мир актом творения (вэй), а дао создает его несотворением, что приблизительно соответствует нашему слову «произрастание» (А.Уоттс). Творчество понимается как пробуждение как высвобождение, позволение вещам развёртываться изнутри по своим собственным внутренним законам, как забота, как предоставление и создание условий. Творчество предстает как расколдовывание мира, как размораживание целостных самостоятельных структур, архетипов, как пробуждение самопорождающихся структур, как бросание семян в благодатную почву, как пробуждение чего-то в душе другого, открытие и прояснение глубинных, сокровенных смыслов. Творчество это не созидание, конструирование и не построение. Все искомое, должное, необходимое, уже есть в зародыше, его надо выявить, высвободить из Небытия, выростить и укрепить.
Творчество понимается как освобождение от запутанного, мешающего, наносного, как расчищение мест и путей. Взращивание, «кормление», создание условий, позволение вещам следовать своим путем, формироваться по своим свернутым внутренним законам. Позволение всем вещам спокойно, спонтанно и свободно реализовывать свой естественный потенциал и внутреннюю природу.
4. Творчество как процесс самопробуждения, самоосвобождения, самопроявления, самораскрытия, спонтанного и естественного произрастания изнутри. Освобождение собственного ума, непривязанность и искреннее выявление собственной, истинной и природы. Творчество понимается не как простая имитация, но следование своей уникальной природе, глубинному духу сродненному с духом вещей.
Творец– Благородный муж, мудрец, учитель.
Критерий творчества - Соответствие изначальной природе.
Творчество понимается как способ существования и самооткровения Абсолюта, как самопроявление вечно нового первоначала, свернутого порядка и смысла Универсума.
При этом реализация «абсолютной точки зрения» позволяет естественно согласовать восточную и западную парадигмы творчества.
Творчество предстает как переход из небытия в бытие (Платон), как выявление и проявление объектов из пустоты. В то же время, восточная философия утверждает, что: «Пустота бесформенна, но основа всего сущего. Сделав небытийное бытийным – это и есть акт творчества» (Судзуки )
1. СОТВОРЧЕСТВО.Уподобление, слияние и сотворчество человека и универсума.
1.1. Творчество как универсная экзистенция, надличностная идентификация, как растворение и овладение потоком сверхсознания, пропускание через себя универсного потока творческой энергии и смыслов. Творчество понимается как сфера соприкосновения творческой личности с Абсолютом Творца (Шеллинг) и как индивидуальное утверждение и реализация вечных и абсолютных, трансцедентальных принципов. Эта могучая трансцендентальная сила предстает как Бог, Абсолют, Универсум и Вселенная. Творцы с благовением и мистическим трепетом открываются Универсуму и идеи сами, самостоятельно возникают в сознании, так что им остается только записывать и воспрозводить.
1.2. Творчество, как предельная созидательная свободатворящего самого себя индивида, как самостоятельное раскрытие и реализация скрытых в глубинах дущи сокровенных творческих смыслов. Творчество как «стояние в себе самом» и, в то же время самообновление, постоянное несовпадение с самим собой, прирост творческого бытия, обретение новых возможностей и степеней свободы. Творчество как мужество быть, быть самим собой, как способность открытия в себе своей уникальной версим универсности.
1.3. Творчество как слияние с потокомсамопорождаемых изменений, как растворение в Высшем Разуме исходная интенция которого проявляется в человеке в виде стремления к новому, в эволюционном развитии методом проб и ошибок.
Согласование и гармонизация с Творческим потоком эволюции проявляется как гармония со своей глубинной сущностью, врожденной творческой силой, представляющей свернутое отражение космического творчества.
Любое творческое усилие глубинного творческого Я, содержащеего свернутые и сконцентрированные универсальные законы космогенеза, его самораскрытие и продвижение к Абсолюту, сопровождается его встречным распахиванием и движением к человеку. Каждый акт творчества мгновенно сопровождается развертыванием навстречу Творческой Сущности мира, творчество человека происходит внутри встречного потока Творчества. Мир непрерывно творится и пересотворяется человеком, вступившим и слившемся с потоком самопорождаемых изменений.
Восток.Творчество понимается как преодолевание границы между внутренним и внешним, человеком и миром, как достижение состояния недуальности, нераздельного единства, при котором внутренняя природа становится подобной пространству Универсума. Творчество предстоит как уподобление человека "природному началу" вещей, как слияние с преобразуемым материалом и совместное творчество с природой. Произведения искусства самостоятельно и спонтанно рождаются в непрерывном потоке измененений и непроизвольно вырастают в руках творца, который повинуется внутреннему зову вещей. "Прекрасное родится само в соответствующий момент. Важно уловить этот момент" (Кёрай).
2. ТВОРЧЕСТВО КАК СОЗЕРЦАНИЕ, ВИДЕНИЕ. Творческое видение в западной парадигме понимается как удивление миром, порождение непрерывной самодостаточной новизны, созидание свежей и непосредственной актуальности, независимой от прошлого и будущего. Демиург творит мир сообразно образцу (παράδειγμα) творения, который не является внешним создателю, а познается внутренним созерцанием. Высшей формой активности является самосозерцание, а способность творить подчинена ему и есть лишь проявление той полноты совершенства, которая заключена в созерцании (Платон, Tim. 29A).
Творчество состоит в открытии нового взгляда, новых смыслов, подходов, точек зрения.
Видение позволяет по-новому, творчески подойти к той или иной проблеме, взглянуть на нее с неожиданной, непривычной точки зрения и обнаруживать новые взаимосвязи
Творческое видение понимается не только как беспристрастное свидетельствование и даже не как сердечное духовное или умное созерцание, а также как и спонтанное, мощное, рассыпающееся на множество разноуровневых тонких усилий упругое движение.
Творческое видение реализует ведущий принцип восточной парадигмы творчества- соединенять вечное и преходящее, сохранять дух прошлого, но находить новый способ, неожиданный оригинальный метод оживления старого. Главное не создавать что-то новое, а выявлять то, что уже заложено в природе, сохранять сущности и выражать их новым способом, по-новому видеть, объяснять, истолковывать, описывать. "Цель рэнга - старую, хорошо известную истину выразить новым способом… Конечное назначение рэнга - оживить неизвестное" (Нидзё Ёсимото)
Творчество предстает как достижение состояния просветления в котором окружающий мир начинает видится в совершенно новом, неожиданном свете. Именно свежесть и чистота восприятия, стремление увидеть невидимое, открытость к потенциальной красоте делает каждое мгновенье новым.
Видение как свободный поток контекста, смысловой ветер, ни к чему непривязанный, непрекращающийся и неустранимый перенос пространства в пространство, перенос пустоты в пустоту, «читоты» в «чистоту», возможностей в возможности, свойств в свойства, одного пространства смыслов в другой.
Творчество как Совидение,как совпадение, глубинное самосогласование высвечивающих потоков видения человека и Универсума. "Око, которым я вижу Бога, – это то же самое око, которым бог меня зрит. Мое око и Божье око – это одно, и лик един, и мудрость, и любовь едины" (Экхарт). Целостное видение как "око, направленное внутрь", позволяющие увидеть Бога в глубинах своего Я (Яков Беме).
3. ТВОРЧЕСТВО КАК СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ, как открытие универсных и создание новых творческих смыслов. Творческое конституирование (от лат.constituo–устанавливать, формировать) понимается как специфическая творческая активность сознания, в процессе которой оно не только воспринимает мир, но и активно продуцирует его из своих составляющих, воссоздает его в себе, из себя и для себя. Этот процесс творческого осмысления и смыслообразования, который развертывается внутри видения. Креатологическое конституирование понимается как смыслоутверждение, смыслонасыщение, как открытие универсных и универсальных смыслов, наделение объектов и явлений окружающего мира развивающими креатологическими смыслами. Конституирование понимается не как рецептивность, а продуктивная активность, построение и восхождение смыслов, как существование, познание и переживание мира в потоке его самостоятельного ежесекундного сотворения.
Творчество состоит в видении и раскрытии глубинных внутренних смыслов предметов и явлений, отражающих универсальные принципы, законы и тенденции реальности, а также их последующее воплощение.
Соконституирование– понимается как одновременная, творческая смыслообразующая активность человека и Универсума. Творчество понимается как бытие-в-мире, как движение пламени-в-свету, как активное смыслообразование и конституирование мира внутри сетки универсных смыслов, в пространстве креатологических априори которые делают вещи и феномены возможными.
Восток.Творчество понимается как поиск и открытие духа, фундаментальных смыслов, внутренней формы вещей, очищение, высвобождение красоты структурирующего принципа, как следование универсальному кредо восточного творчества "Не сотвори, а найди и открой". Творчество проявляется в открытии фундаментальных смыслов, а не их временных внешних воплощений, в проникновении вглубь текстов, за плоскость видимостей. "Не иди по следам древних, но ищи то, что искали они" (Кукай). При этом все вещи вертикально интегрируются, нанизываются на найденные единые смыслы, связываются едиными состояниями, сплавливаются космическим принципом взаимнмного сострадания.
При этом художественное творчество проявляется как наделение смыслом обыденных рукотворных предметов и объектов природы, как внесение старого в новый контекст, в результате которого старое самопроизвольно обретает новые качества, связи, структуры и свежие смыслы.
Творец– предстает как поток сотворчества, как разворачивающийся из глубин внутреннего мира универсный, живой порядок, как живое тело творческого видения, динамическое самопорождающееся креатологическое пространство, взаимопроникающими полюсами которого являются творческое Я и Универсум.
О критерияхвысшей формы творчества говорить бессмысленно, как нельзя говорить о критериях чистого самодостаточного существования, о критериях дыхания, жизненности и естественности. Вопрос о критериях творчества так же бессмысленен как и вопрошание: Задаю ли я вопрос?
Субъективный критерий творчества – радость вдохновения, качественно высшее переживание абсолютного счастья, самодостаточности и всевластия.
Само понятие «механизмы творчества» в определенном смысле является оксюмороном. Так механизм традиционно понимается как обездушенный, повторяющийся паттерн, как устойчивая система жестко сцепленных звеньев, в то время как творчество рассматривается как свободное преодоление стереотипов и автоматизмов, как непрерывное генерирование новизны. Ряд исследователей, особенно представителей экзистенциально-феноменологического направления (Л. Бинсвангер, Р.Мэй), проявляют осторожность в изучении механизмов творчества, считая, что механистические доктрины абсолютно слепы ко всему истинно новому и творческому. Сквозь сеть механизмов проскальзывает самое глубинное, сущностное содержание творчества, а излишняя рефлексия замораживает и приостанавливает поток свободной творческой активности.
В данный момент дверь в область знаний истинных механизмов творчества только приоткрывается, поэтому любой механизм должен смело рефлексироваться, реализовываться, автоматизироваться и использоваться как площадка, трамплин для новых взлетов и открытий.
Раскрытие механизмов функционирования и осуществления основных закономерностей системы является конечной ступенью развития любой науки, высшей степенью проникновения в сущность изучаемых явлений. При этом завершающий этап теоретического анализа диалектически соединяется с наивысшей практической направленностью науки и проявляющейся в сознательном использовании механизмов деятельности в качестве приемов, поддающихся регуляции и управлению.
В наиболее общем случае под механизмом понимается структурно устойчивая и повторяемая комбинация процессов или операций лежащих в основе определенного вида активности. Механизм всегда имеет развернутую временную структуру и представляет собой повторяющиеся паттерны изменений, автоматически возникающие при соответствующей стимуляции.
При изучении механизмов творчества необходимо говорить о целостной, многоуровневой, развернутой в ряд последовательных этапов динамической системе взаимосогласованных, взаимодействующих и взаимоусиляющих друг друга механизмов.
Выявление универсных, универсальных и психологических механизмов творчества – это наиболее эффективный путь раскрытия глубинной сущности творчества, и ее последующей практической реализации посредством простых, понятных, естественных и предельно эффективных приемов творчества.
Исследование сущностных механизмов творческой активности может происходить двумя путями, во-первых посредством фиксирования наиболее удачных, эффективных приемов, свободного, развертывающегося изнутри потока творчества и во-вторых, путем сведения всего многообразия существующих механизмов в самосогласованные системы. При этом в обоих случаях в качестве организующих рамок будут выступать изоморфные, голографические порождающие матрицы, отражающие наиболее глубокие закономерности строения и развития мира.
В настоящее время проблемное поле разноуровневых механизмов творчества представляет собой неупорядочное множество, характеризующееся перекрывающимися кластерами, лакунами и контаминациями значений, множество, которое требует нахождения простых и емких способов своей репрезентации.
Выбор такого способа в первую очередь зависит от задачи, которую ставит перед собой исследователь. Для того, чтобы изначально гарантировать предельную полноту описания имеющегося и возможного пространства значений, целесообразно применить метод системного описания или метод пентабазисов В.А. Ганзена (1984).
Данный метод позволяет представить систему механизмов в простой, полной, удобной для восприятия и мысленного манипулирования форме. Кроме этого метод имеет высокий эвристический потенциал, так как помогает раскрыть "центры конденсации" значений, проявляющие сущностное ядро явлений, а так же обнаружить "белые пятна", «активные места», властно требующие своего заполнения.
В качестве исходной, организующей матрицы выбирается понятийный Пентабазис, состоящий из четырех рядоположенных и одного объединяющего понятия. Так как предельными характеристиками любого объекта являются пространственные, временные, информационные и энергетические характеристики, то в качестве фундаментального Пентабазиса предлагается Матрица, состоящая из четырех рядоположенных, связанных в пары понятий (Энергия - Информация, Пространство- Время) и одного объединяющего (Субстрат).
Таблица 1. Исходный пентабазис строения материального мира
Информация | Пространство | |
Субстрат | ||
Энергия | Время |
В то же время ассоциативная и семантическая мощность метода проявляется в возможности совмещения и наложения различных базисов, отражающих различные содержательные срезы и уровни организации мира. Данная простая операция помогает раскрыть новые неожиданные взаимосвязи и смысловые общности между топологически согласованными понятиями и тем самым насытить их новыми свойствами и смыслами.
Творческое видение личностью мира представляет собой сложную иерархическую систему, включающую ценностные и мировоззренческие установки, эмоциональное отношение к миру, а также творческий метод, понимаемый как многоуровневая система приемов, как инструмент и средство его преобразования.
В основе целостного творческого видения мира лежит творческое взаимодействие с ним, которое имеет сложный, многоуровневый характер, отражающий универсальную структуру всех целостных объектов. Эта фундаментальная, сквозная структура находит свое отражение в творческом отношении личности, которое включает аксиологический, когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты, где первый компонент является не высшим уровнем структуры, но ее основным системообразующим фактором, ядром и центром организации. Каждый из этих компонентов проявляется с помощью соответствующих пар противоположных, взаимодополняющих механизмов творчества:
Таблица Комплементарные пары механизмов творческого видения
Компоненты |
Пары механизмов |
Аксиологический |
Идеализация - Проблематизация |
Когнитивный |
Децентрация - Симплизация |
Эмоциональный |
Идентификация – Медитация |
Поведенческий |
Самоактуализация – Персонификация |
Необходимым условием творческого взаимодействия личности с внешним миром является реализация единой системы взаимосвязанных механизмов:
Идеализация понимается как видение, поиск и раскрытие идеальной сущности объекта и мысленное конструирование его идеального образа , в котором гармонично сочетаются высшие ценности, продуктивно разрешаются ключевые и наиболее назревшие противоречия. Это формирование и реализация идеального плана и сверхзадачи, создание смелых гипотез, воплощение прагматичного и эстетического идеала, реализация идеального конечного результата.
Проблематизацияпредставляет собой выявление и обострение ключевых противоречий объекта, процесс поиска и определения проблемы. Это восприятие и поиск недостатков объекта, его пробелов, дисгармоний, асимметрий и несовершенств. Это стремление к расщеплению целостного объекта, нахождение его противоположных качеств, видение его темных сторон и "теней".
Децентрацияпроявляется как процесс создания различных подходов к объекту, изменение своих установок и принятие во внимание различных точек зрения. Этот механизм представляет собой процесс мысленной замены привычных связей на необычные, отклонение от традиционных моделей мышления, разрушение традиционных представлений, преодоление инертности мышления и стереотипов. Это процесс cоздания различных нестандартных идей и необычных образов.
Симплизацияпонимается как избавление от всего сложного, несущественного, запутанного, незначительного, как достижение ясности и элегантность формы и в то же время глубины и точности содержания. Это способность сосредоточиться на сущности объекта, выражать всю его сложность с помощью простых и ясных понятий. Это способность выбирать наилучшие сочетания на основе критериев скрытого порядка, гармонии и красоты.
Идентификацияосуществляется с помощью активного погружения и воплощения в объекты и их обстоятельства, слияния с ними и переживание эмоционального резонанса. С помощью этого механизма, личность погружается в объекты живой и неживой природы, перевоплащается в них и познает их внутренние импульсы, обстоятельства и логику развития.
Медитация проявляется как отстранение и чувственная изоляция от внешнего и внутреннего мира, как дистанцирование от объектов взаимодействия, бесстрастное и свежее восприятие их сущностей, связей, красоты и симметрии. Это видение мира и себя в новом свете, с помощью приема "остранения", путем представления привычных вещей и явлений незнакомыми.
Самоактуализацияпонимается как процесс наиболее полного раскрытия и развития потенциала личности, как продуктивная и целостная самореализация творческих возможностей. Механизм самоактуализации отражает не только свободное и спонтанное самовыражения субъекта, но и его внутреннюю активность, способность прилагать усилия, направленные на самомобилизацию и предельную реализации собственного творческого потенциала. Целостная самореализация предполагает реализацию идеальных проектов, планов и моделей, спонтанное самовыражение, самостоятельного развертывания, самоопределения и самоутверждения.
Персонификацияпредставляет собой оживление и одухотворение объектов, наделение их человеческими свойствами и характеристиками субъекта, признание их независимости и права на самоопределение и саморазвитие. Это позволение объектам двигаться по собственным траекториям, предоставление им права на свободную деятельность. Кроме того, этот механизм проявляется в создании самостоятельных и саморазвивающихся структур, способных самостоятельно продвигаться к идеальной цели, построение целостных, сбалансированных систем, способных к самостоятельному поиску и продуктивному разрешению противоречий.
Творческое взаимодействие с миром имеет не только иерархическую содержательную, но и временную структуру, включающую ряд последовательных этапов: восприятие и переживание объектов действительности, их анализ и осмысление, манипуляцию и оперирование ними.
Последовательная и в то же время симультанная реализация этих этапов и составляет действенную основу творческого видения. Творческое видение конституируется структурированным потоком определенных мысленных усилий, сбрасывающих с мира плотную пелену обыденности, разрушающих мысленные шаблоны и стереотипы, дающих возможность видеть все богатство связей, голографическую глубину смыслов и подлинные сущности вещей.
Творческое восприятиедействительности начинается с освобождения от традиционных представлений, стереотипов и фиксированностей, с возвращения в первозданное незнание, в "ничто", в тишину и начало мира. Безмолвие разума и чувств, отключение от внешних и внутренних импульсов создают условия свободного развертывания внутренних глубинно-творческих структур и проявления автохонной активности внешних объектов. Полное отречение от своего "Я", с его искажающими внутренними импульсами и грузом наличных знаний, рождает мир во всей его чистоте, свежести и первозданности и вызывает состояние озарения восторга и удивления перед богатством и разнообразием Мира. При этом с помощью направленных и систематических творческих усилий снижается порог ощущений и повышается их интенсивность, акцентируется и обостряется каждое из них, при отключении действия остальных, а также одномоментно активизируются все вместе, синтезируясь в яркий целостный образ. Творческая визуальная манипуляция с объектами позволяет рассматривать их с различных оптических точек зрения: снизу, сверху, изнутри, видеть в них новое, необычное, таинственное различать тонкости и детали, воспринимать гармонию и красоту, угадывать их будущее и идеальную сущность.
Творческое переживание.Восприятие действительности имманентно насыщено переживанием, наслаждением от игры красок, звуков и линий окружающего мира. Особым видом трансперсональных переживаний является слияние с объектами восприятия, вживание и погружение в них, интуитивное постижение их уникальной сущности. Полное, насыщенное пиковыми переживаниями, "растворение" в объекте закономерно сменяется когнитивным отстранением, бесстрастным созерцанием его структуры, гармонии и красоты. Отрешенность и дистанцированность от объекта активизирует и раскрепощает подсознательные процессы, ведет к разрушению стереотипов, спонтанному переструктурированию наличного опыта, к установлению новых связей, сближению отдельных, часто противоположных структур.
Творческий анализ.Если творческое восприятие начинается с избавления от фиксированностей и стереотипов, то творческий анализ и осмысление действительности - с сомнения, избавление от плена здравого смысла и отрицания наличных теоретических концепций. Важнейшим свойством творческого мышления является проницательность, способность проникнуть в сущность объекта, умение разложить его на признаки и выделить из них сильные, противоположные, а также скрытые, но полезные. Творческий анализ объектов окружающей действительности предполагает свободный переход к их над- и подсистемам, видение причин и следствий их проявления, развертывание временных структур и определение траекторий развития. Объемное, полифоническое видение объектов достигается путем генерации различных подходов к их исследованию, наложением разнообразных позиций, включающих точки зрения профессионала, дилетанта, гения, женщины, ребенка, объектов живой и неживой природы. Творческий анализ предполагает выявление всех противоречий системы, выделение и обострение главного, ключевого, определяющего истинную причину и линию ее развития.
Творческое осмыслениеобъектов и явлений действительности предполагает понимание их основных тенденций развития, предвидение и прогнозирование их будущих состояний, мысленное конструирование их идеальных признаков, свойств и обстоятельств. Творческое осмысление объекта включает его ресакрализацию, принятие его безусловной ценности, понимание его как необходимого звена во Вселенской цепи событий, видение в нем сгустков человеческого духа, труда и эмоций, распознавание в нем структуры и сущности Абсолюта. Познание структуры и законов Вселенной, растворение своего "Я" в Высшем Разуме ведет к качественно новым трансперсональным переживаниям, к формированию космического, планетарного сознания, к выработке способности воспринимать пространственно-временные вибрации и энерго-информационные потоки из более высоких миров.
Творческая манипуляция.Творческое взаимодействие с миром включает не только отражение и познание его идеальной сущности и подчинение его основным законам, но и спонтанное и экспрессивное самораскрытие, стремление поиграть сущностями и формами мира, разорвать привычные связи, преодолеть причинность и время, ощутить его податливость и пластичность.
Творческое отношение к миру всегда предполагает игру, риск и юмор, обретение"сказочного всевластия", способности свободно манипулировать его объектами, идеями и законами. Творческая личность сознательно вносит в свое отношение к Миру интригу, тайну и парадоксы, насыщает его проблемностью, обостряет конфликты, наделяет объекты субъектностью и определяет правила игры. Она оживляет объекты, уcиляет и концентрирует их сущности, насыщает их признаками и свойствами идеала, включает их в необычные парадоксальные обстоятельства, свободно манипулирует с их свойствами, состоянием, формами и временем, разлагает их многочисленные признаки, создавая из них новые и полезные сочетания и узоры.
При этом стремление к творческой манипуляции с объектами окружающего мира основывается на осознании того, что реальная действительность уже имплицитно содержит в себе свое будущее, что в природе все уже существует, только в предельно увеличенном или уменьшенном, развернутом или свернутом во времени виде, что все уже связано со всем и только естественная эволюция или произвольное экспериментирование с реальностью позволяют пробуждать и создавать новые связи, сущности и формы.
Сложное, многостороннее и информативно насыщенное взаимодействие личности с миром сжимается, обобщается и структурируется с помощью специального метода, представляющего разворачивающийся алгоритм, который включает в себя ряд последовательных операций и направленных умственных усилий.
1. Очищение. Возвращение к Началу: остановить время, разорвать все связи, погрузиться в первозданное незнание, в "ничто", в тишину и пустоту мира.
2. Яркое, острое, чистое восприятие признаков объекта.
2.1. Звуки:
а). воспринимать только звуки, поглощать их, растворяться в них. Существуют только звуки и больше ничего;
б). выделять поочередно каждый звук, произвольно повышать его интенсивность;
в). слышать новые неизвестные шумы, тонкие вибрации космоса.
2.2. Краски (а, б, в):
а). воспринимать только краски;
б). выделять каждую краску и произвольно повышать ее интенсивность;
в). видеть мерцание красок Космоса.
2.3. Запахи (а,б,в). 2.4. Вкус (а,б,в). 2.5. Тактильные ощущения (а,б,в).
2.6. Формы (а,б,в). 2.7. Движение (а,б,в).
2.8. Воспринимать все признаки сразу.
а) синтезировать все ощущения, создать целостный полифонический образ б) Преодолеть границы между собой и миром, открыться его ритмам, чувствовать себя его нераздельной частью.
2.9. Удивление и восторг. Заново открыть мир, взглянуть на него как на незнакомый, новым и свежим взглядом. Видеть вещи такими как они есть.
3. Выделение и восприятие отдельных качеств объекта.
3.1. Видеть только новое.
3.2. Видеть только красивое и гармоничное.
3.3. Видеть тайну, загадку.
3.4. Видеть тонкости, детали, нюансы.
4 . Оптическая децентрация
4.1. Воспринимать объект:
а). сверху; б). снизу; в). сбоку; г). изнутри...
4.2. Восприятие объекта с позиции: а) маленького насекомого, б) огромной горы. с) любого другого объекта и субъекта.
5. Временная децентрация:
а). видеть объект в прошлом и будущем;
б). видеть в объекте ростки будущего и следы прошлого.
6. Расширение видения
a). Видеть одновременно все существующие в комнате объекты, б) одновременно видеть все события происходящие в доме в данный момент, в) ... в городе, г) ... в вашей стране, д) ... на Земле , е) ... во Вселенной.
b). Видеть на застывшем развернутом экране рождение, кульминацию и окончание функционирования объекта.
1. Переживание игры красок, звуков и линий, наслаждение красотой и гармонией объекта.
2. Эмоциональная децентрация. Относиться к объекту:
а). с любовью; б). с ненавистью; в). с апатией; г). с иронией; д). со смехом;
е). с точки зрения вечности...
3. Идентификация с объектом, вживание в него, переживание своей связи с ним, интуитивное предчувствие и постижение его таинственности, уникальности и неповторимости.
4. Когнитивное самоотрстранение от объекта, целостное и одновременное восприятие связей объекта, его гармонии и симметрии.
5. Наслаждение от игры с объектом: манипуляция его качествами и восприятие его неожиданных проявлений.
6. Трансперсональное, пиковое переживание его изначальной, безусловной ценности.
1. Подвергнуть все сомнению. Критически взглянуть на очевидное. Открыться новому опыту, избавиться от стереотипов.
2. Определить сущность объекта.
2.1. Какую функцию он выполняет.
2.2. Какие его цепи и потребности.
2.3. Что он производит.
2.4. Представить объект максимально просто, отбросить все несущественное, второстепенное, оставить чистую функцию, выразить его сущность одним:
а). словом; б). символом; в). метафорой; г). формулой; д). схемой; е). рисунком;
ж). краской; и). звуком; к). запахом.
3. Разделить объект на признаки. Выделить:
а). существенные; б). противоположные; в). слабые, но полезные.
4. Определить структуру объекта.
4.1. Выделить содержательную структуру:
а). какая надсистема и ее цели; б). каковы подсистемы и их цели (определить как система преобразовывает материю, энергию, информацию);
в). какая антисистема и ее цель.
4.2. Определить временную структуру:
а). представить объект в прошлом, определить его цепи;
б). представить объект в будущем, определить его цели;
в). определить линию развития объекта, в какой точке траектории он находится.
5. Смысловая децентрация объекта.
5.1. Представить точку зрения на объект в философии, экономике, психологии, биологии, математике...
5.2. Наложить точки зрения на объект:
а). гения; б). профессионала; в). дилетанта; г). ребенка; д). женщины; е). животных;
ж). неодушевленных объектов.
5.3. Помещение объекта в парадоксальные, фантастические ситуации.
5.4. Содержательное "вращение" объекта с помощью различных списков вопросов.
6. Определить основные противоречия объекта:
а). между идеалом и реальностью;
б). между целями системы и надсистемы;
в). между целями системы и подсистемы;
г). между целями системы и антисистемы;
д). между целями подсистем;
е). между настоящим, прошлым и будущим системы;
ж). между наличием потенций и их использованием;
з). между противоположными признаками.
1. Видение идеальной сущности объекта, мысленное конструирование его Идеального образа и условий существования.
2. Ресакрализация объекта, принятие его безусловной ценности, распознавание в нем сгустка человеческого духа, труда и эмоций.
3. Понимание объекта как необходимого звена истории, ведение в нем отражения Абсолюта.
1. Свободное, глубокое и искреннее самовыражение, экспрессивное утверждение своей сущности, переживание уникальности своего существования, наслаждение свободой творить, преодолевать причинность и время, усиливать сущность объектов и приближать их к идеалу. Головокружительное осознание того, что "Все возможно" и "Все достижимо".
2. Свободное оперирование объектом.
Пространство |
Время |
Содержание |
Идеализация |
||
1. Вложить части |
1.Видеть процесс в |
1. Представить, что все уже достигнуто, все |
Проблематизация |
||
1. Придание структуре |
1. Разведение |
1. Увеличение и обострение различий. |
Децентрация |
||
1. Изменить |
1. Взглянуть на объект из |
1. Помещать объект в самые неожиданные ситуации. |
Симплизация |
||
1. Избавление от |
1. Принцип " замены |
1. Избавление от внутренних и внешних ограничений. |
Идентификация |
||
1. Занять позицию объекта в пространстве. |
1. Чувствовать |
1. Вжиться, перевоплотиться в объект. |
Медитация |
||
1.Удаление от объекта в пространстве. |
1. Дистанцирование от прошлого и будущего. |
1. Анаксиоматизация - временное обесценивание проблемы, привычных способов и приемов ее решения. |
Актуализация |
||
1. Разложить объект на части и перемешать: |
1. Разложить время на этапы и перемешать: |
1. Разложить объект на признаки, функции, свойства и перемешать: |
Персонификация |
||
1. Принцип минимизации, интервенции. |
1. Принцип динамизации: сделать недвижимые объекты или их части движимыми. |
1. Создание такой структуры, которая сама, самостоятельно разрешает возникшие противоречия. |
6. Творческое самовыражение.Свободное, глубокое и искреннее самовыражение, экспрессивное утверждение своей сущности, переживание уникальности своего существования, наслаждение свободой творить, преодолевать причинность и время, усиливать сущность объектов и приближать их к идеалу. Головокружительное осознание того, что "Все возможно" и "Все достижимо".
Описанный выше метод может служить как форма творческого самотренинга или медитации, где последовательность, значение и время реализации этапов может быть изменена в зависимости от условий и качественного характера взаимодействия. С помощью механизмов погружения, коагуляции и автоматизации его присвоены личности, консолидированной и превратилась в устойчивый личный состав творческой позиции личности.
В то же время этот метод является способом целостного творческого видения реальности, служит основой для выявления и определения ключевых противоречий объекта и представляет возможность создания различных методов решения конкретных жизненных проблем.
Марков С.Л. Формування творчого бачення особистості як універсальний метод активізації творчості /С.Л. Марков //Актуальні проблеми психології -Том 1: Організаційна психологія. Економічна психологія. Соціальна психологія: зб.наук.праць /за ред.. С.Д. Максименка, Л.М. Карамушки. – К: Вид-во «А.С.К.», 2011. -Вип.32. –С.374-380.
Markov, S.L. Mechanisms of Creative Dialogue With the World //The 105 th Annual Convention of the American Psychological Association in Chicago, Illinois, August 17, 1997.
Понимание феномена и внутренней природы творчества требует предельного распахивания смысловых контекстов, радикального расширения методологических рамок его изучения, нахождения надежных объяснительных принципов, базирующихся на универсальных структурах и законах существования мира. Эмпирические исследования творческой активности должны сопровождаться раскрытием фундаментальных оснований и сверхопытных начал реальности, которые определяют необходимые условия, истоки и саму возможность существования творчества и творческих потенций личности.
В наиболее широком смысле творчество определяется как способ существования некоторой абсолютной, изначальной и безусловной первосущности, которая конституируется и проявляется с помощью изначальных универсалий: свободы, возможности, целого и взаимодействия.
Данные универсалии пустотны, невидимы и неизмеримы. Они вычерчивают координирующие смысловые рамки и представляют собой универсальные, качественно своеобразные «места», некоторые независимые, существующие по законам самопробуждающегося вакуума, «втягивающие» пространства. В то же время их архитектоника может быть проявлена и увидена путем построения их обобщенной топологической модели или «Карты сущностей».
С.Л. Марков
В статье предложены модель и метод построения единой теории творчества, в основу создания которой положен универсальный принцип центрированной пента-структуры. Данный принцип позволяет выделить систему взаимосогласованных измерений и категорий творчества, а классическую модель представить в виде 4Ps/S - процесс (process), продукт (product), личность (person), среда (place), а также порождаюший и интегрируюший их смысл (sense). Развертывание данных центральных, организующих категорий приводит к созданию соответствующих частных теорий, представляющих творчество, как процесс решения проблем, продуктивную деятельность, самоактуализацию, творческий диалог, а также творческое видение и смыслотворчество.
Ключевые слова: единая теория творчества, методологические основания, квинтологический подход, пентабазис, модель творчества.
Подробнее: Квинтологический подход к построению единой теории творчества
Мозговой штурм и его разновидности как эффективные инструменты решения управленческих проблем
С.Л.Марков
Аннотация. В статье рассматриваются сущность, принципы и основные вариации мозгового штурма. Предлагается классификация основных разновидностей мозгового штурма, их преимущества и ограничения, а также оптимальные условия их эффективного применения. Подчеркивается роль лидера, как основного резерва совершенствования техники мозгового штурма.
Ключевые слова: Мозговой штурм, разновидности мозгового штурма, лидер-фасилитатор, условия эффективности, преимущества и ограничения мозгового штурма.