С.Л. Марков
Феноменологическое богатство, сложность и многоуровневость процесса творчества послужили причиной возникновения большого количества методов его изучения и оценки. Как правило, различные методы и методики связаны или с исследованием определенной формы его проявления или с изучением качественных и количественных особенностей реализации отдельных компонентов творчества. Анализ всей совокупности существующих методик вызывает естественное стремление к их творческому синтезу, сведению их к единой системе, позволяющей уловить и исследовать глубинную системную сущность творчества.
Выбор и создание конкретных методик исследования творчества определяются методологическими подходами и теоретическими концепциями, на которые ориентируются отдельные авторы.
По мнению Х. Трика (1968), в современной литературе можно выделить четыре направления исследования креативности, основывающихся на различных теоретических подходах к творчеству и рассматривающих его со стороны: а) продукта; б) процесса; в) способности; г) черт личности.
В то же время, опираясь на основные методологические и философские принципы изучения творчества, можно выделить три большие группы методов, исследующих его как продуктивную деятельность (продукт), как развивающее взаимодействие, комбинирование и решение проблем (процесс), как качества творческой личности (субъект).
Сторонниками рассмотрения творчества через призму его результативности являются М. Ферсон (1963), Д.Тейлор (1963), К.Тейлор (1964), которые оценивают креативность на основе таких критериев творческого продукта как количество, качество, значимость.
Оценка творческого продукта должна производиться по более сложному комплексу критериев, включающих как новизну, красоту и пользу, так и его влияние на развитие творческих способностей как потребителей продукта, так и самого субъекта творчества. В то же время оценивание продуктов творческой деятельности по данным критериям сопровождается определенными трудностями. Так, по мнению К.Роджерса (1961), хотя наиболее сущностным критерием творчества является новизна, ее объективных стандартов оценки до сих пор попросту не существует.
Наиболее распространенными методами исследования творчества как конструктивной деятельности является метод экспертной оценки и изучение продуктов деятельности.
В.И. Андреев (1988) считает, что творческие достижения студентов можно оценивать на основе трех групп критериев: а) новизна и социальная значимость результата (ново и значимо для группы - 6 баллов; для факультета - 7; для института - 8); б) оригинальность и качество (оценка по 3-х бальной системе); в) трудоемкость и трудность (оценки по 3-х бальной системе).
Исследование процессов творчества
Наибольшее количество методик исследования творческой активности представлено при изучении творчества как процесса и как продуктивного мышления. При этом, принимая во внимание сущностное единство структуры и функции любого вида деятельности, необходимо отметить, что данный класс методик одновременно исследует как процесс, так и способность, как творческое мышление, так и его структуры, и факторы.
Среди методик этого класса можно выделить ряд тестов, исследующих влияние познавательных, интеллектуальных способностей на креативность, изучение процессов комбинирования и образования новых ассоциаций, а также изучение закономерностей протекания подсознательных процессов.
Традиционные тесты интеллекта не в состоянии измерить некоторый особый тип интеллектуальных способностей, связанных с успешным решением проблем. Это особое качество интеллекта Дж. Гилфорд (1967) назвал дивергентным мышлением, которое он отождествлял с креативностью.
В его основе, по мнению автора, лежат 4 фактора:
1. Оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы.
2. Семантическая гибкость - способность преодолевать функциональную фиксированность, выделять полезную функцию предмета и предлагать его новое использование.
3. Образная адаптивная гибкость - способность изменить форму, структуру, задачу, чтобы увидеть в ней новые возможности.
4. Семантическая спонтанная гибкость - способность самостоятельно, без инструкций продуцировать разнообразные идеи.
Повторный факторный анализ позволил выделить кроме оригинальности и гибкости 4 фактора беглости: словесная беглость, беглость идей, беглость ассоциаций (Терстон, 1938), беглость выражения (К.Тейлор, 1947). Кроме этого, способности к дивергентному мышлению дополняются выдвинутой Бергером (1957) способностью к детальной разработке, понимаемой как умение тщательно разрабатывать идеи и наполнять их деталями.
Таким образом, основными критериями и факторами продуктивного, дивергентного мышления являются беглость - общая продуктивность процесса, оригинальность - необычность идей, детальная разработка - способность к усовершенствованию.
Трехмерная модель интеллекта представляется Дж. Гилфордом в виде куба, измерениями которого являются: операции (мышление, память, оценка), продукты (элементы, классы, отношения) и содержание (фигурное, символическое, семантическое, поведенческое мышление). При этом каждой “ячейке” куба соответствовала определенная группа тестов, наиболее известными из которых являлись:
1. Фактор ФЭ (содержание - фигурное, продукты - элементы)
1. Тест “Наброски”.
Дана простая фигура (круг). Предлагается получить как можно больше реальных продуктов путем подрисовки к фигуре минимума добавочных линий.
2. Тест “Конструирование фигур”.
Дается два или три элемента. Требуется нарисовать как можно больше фигур, составленных из этих элементов.
2. Фактор С и Э (символическое, элементы) - “словесная беглость”.
1. Тест “Первая и последняя буква” - требуется написать, как можно больше слов с определенной первой и последней буквой.
2. Тест “Рифмы” - требуется написать как можно больше слов, рифмованных с заданным словом.
3. Фактор Се Э (семантическое, элементы).
1. Тест “Полезность” - требуется составить как можно больший список употреблений различных предметов. Например, стакана, кирпича, карандаша.
4. Фактор Се О (содержание - семантическое, продукты - отношения).
1. Тест “Контролируемые ассоциации” - требуется написать как можно больше слов, сходных по смыслу с 8-ю предложенными словами.
2. Тест “Вставка сравнений” - требуется выбрать из готового списка как можно больше подходящих сравнений, заканчивающих данное предложение. Пример: “Его улыбка так широка, как ...”
5. Фактор Се С (семантическое - системы).
1. Тест “Конструирование предложений” - даны 4 заглавных буквы и требуется построить предложения со словами, начинающимися на эти буквы. Например, М, Л, Е, О - “Мы любим есть орехи”.
2. Тест “Употребление слов” - даны несколько слов, например: звезда, книга, яблоко, летать. Требуется составить как можно больше предложений, включающих эти слова.
6. Фактор Се Т (семантическое, трансформация) “оригинальность”.
1. Тест “Быстрые ответы” - устно предъявляются 50 стимульных слов. Испытуемый дает ответ по ассоциации на каждое слово за 5 секунд.
2. Тест “Определенные следствия” - требуется назвать как можно больше следствий от данного необычного явления. Например: “Все люди разучились читать”.
3. Тест “Альтернативные обозначения” - требуется нарисовать идею, определенную стимульным словом, с помощью символов выразить абстрактные понятия.
4. “Ассоциативный тест” - требуется назвать простое слово по ассоциации с двумя данными. Например: индеец - цент, ответ - медь; кино-рыбалка, ответ-катушка.
Время, предлагаемое для выполнения данных тестов, варьируется от 2 до 10 минут. Качественная оценка результатов тестов проводится по критериям: “беглость” - количество подходящих ответов, “гибкость” - число различных сфер и категорий применения, “оригинальность” - число необычных, нестандартных ответов.
Приведенные выше факторы - тесты Дж. Гилфорд дополняет 12 способностями к конвергентному мышлению. В них входят способности к классификации, обобщению, умение устанавливать аналогии, группировки, способности к упорядочиванию, комбинированию, трансформации, к дедуктивным умозаключениям.
Конвергентное мышление ориентируется на известное, стандартное решение проблем. Дивергентное мышление направлено на определение, переформулирование проблемы, на поиск нового, нестандартного способа ее решения.
Е. Торранс (1966) в своих исследованиях творчества опирался на батарею тестов, предложенную Дж. Гилфордом, которую он впоследствии усовершенствовал и дополнил.
Так как под креативностью он понимал восприятие недостатков и пробелов, формулирование гипотез относительно отсутствующих элементов, а также проверку и модификацию этих гипотез, Е. Торранс пытался создать тест, который бы измерял способность к каждой из этих операций.
Оценка креативности в тестах Е. Торранса производится по критериям беглости, гибкости, оригинальности и совершенства.
Тесты Е. Торранса разделяются на два типа:
І. Вербальные тесты
1. Тест “Спроси и догадайся”. Предлагается рисунок, к которому необходимо придумать как можно больше вопросов, определить причины и последствия (15 мин.).
2. Тест “Совершенствование продуктов”. Предлагается найти пути усовершенствования детской игрушки (10 мин).
3. Тест “Просто предположи”. Предлагается неправдоподобная ситуация: “К облакам привязаны веревки, которые опускаются до земли”. Необходимо сказать, что из этого получится (5 мин.).
ІІ. Образные тесты
1.“Создание картин”,
2.“Дополнение рисунка”,
3.“Линии” .
Данные тестовые задания заключаются в предъявлении некоторого стимульного материала, который необходимо усовершенствовать.
Батарея тестов Е. Торранса включает также множество дополнительных методик, направленных на изучение особого качества личности - креативности.
Ассоциативные тесты Дж. Гилфорда были усложнены и модифицированы С. Медником (1962).
В тесте (RAT) “Отдаленные ассоциации” испытуемому предлагается 30 словесных триад, в которых каждое слово взято из различных содержательных областей. Необходимо установить ассоциативную связь между ними и найти четвертое слово, которое относится к каждому из них и объединяет стимульные слова в единую систему.
Пример:
цветок - Берлин - газета; ответ - стена;
маска - магистраль - воля; ответ - железная;
Т.В. Галкина и Л.Г. Алексеева (1991) предложили адаптированный вариант теста С. Медника, состоящий из 20 словесных триад.
Тест № 1.
Инструкция: объедините предложенных Вам три слова четвертым так, чтобы можно было составить словосочетания из Вашего слова с каждым из трех предложенных. При составлении словосочетаний Вы можете менять грамматическую форму слова, части речи, использовать предлоги. Постарайтесь, чтобы Ваши словосочетания были яркими, образными, оригинальными. Вы можете дать любое количество вариантов и если у Вас имеется несколько ответов, подчеркните наиболее оригинальный. Время проведения теста не ограничивается.
Пример: предлагаются слова “далеко”, “стол”, “очки”. Объединяющее слово может быть “смотреть”: “смотреть далеко”, “смотреть на стол”, “смотреть через очки”.
1. мрамор краска ходить
2. вне кошка белый
3. земля воздух молния
4. вечность лава гасить
5. яблоко ясные дно
6. матовая удачно сверток
7. кратер чувство завязнуть
8. глубока плюшевый старый
9. солнце грусть высший
10. устно закрыть женский
11. кот черный гусар
12. железная дорога девушка класс
13. оружие жидкий голос
14. батарея закат любить
15. мутное кривизна старая
16. хрустальный коровий звук
17. быстрый зеленый полный
18. фотография собака кровоточить
19. колесо электрический высокий
20. летающая мелкая старинная
При оценке полученных результатов используются следующие критерии:
1. Количественный: индивидуальный ассоциативный индекс - среднее число предложенных вербальных ассоциаций на все стимульные триады.
2. Качественный: а) индивидуальный индекс оригинальности - показатель, определенный как отношение правильных, уникальных ответов к общему числу высказанных ассоциаций; б) индивидуальный индекс селективного процесса - представляет собой отношение числа совпадений оригинальных ответов, выбранных экспертами и самими испытуемыми к числу предъявленных стимульных триад.
3. Временной: а) индивидуальный индекс патентного времени - время пассивного состояния перед решением задачи; б) индивидуальный индекс рабочего времени - среднее время работы над задачей.
Авторами был разработан детский вариант теста, состоящего из двух серий задач, который был апробирован на старшеклассниках.
Тест № 2.
Инструкция: К двум предложенным словам необходимо подобрать третье слово, которое бы их объединяло, и составить с каждым словосочетание. Вы должны сохранять грамматическую форму предложенных слов, то есть их нельзя менять по времени, родам. Ваши словосочетания должны быть яркими, образными, оригинальными. Постарайтесь подобрать как можно больше слов к каждой паре.
Пример: “белый”, “бумажный”; ответ голубь (белый голубь, бумажный голубь).
1. мутное кривое
2. деревянная пионерская
3. горячий выравнивающий
4. верный затерянный
5. популярный летящий
6. фирменные рекордные
7. хрустальный коровий
8. летающая мелкая
9. каменный полевой
10. искусственный слаборазвитый
Тест №3
Инструкция: Предложенные Вам слова необходимо объединить четвертым словом таким образом, чтобы можно было составить словосочетание из Вашего слова с каждым из предложенных. Теперь Вы можете менять грамматическую форму слова, части речи, использовать предлоги.
Пример: “часы”, “единство”, “скрипка”; ответ- “мастер” (часовой мастер, единственный мастер, скрипичный мастер).
Дополнительная часть инструкции, а также критерии оценки результатов одинаковы для всех трех тестов.
1. колесо электрический высокий
2. вне кошка собака
3. железная дорога девушка класс
4. мрамор краска ходить
5. кот черный гусар
6. зеркало жизнь жареный
7. земля воздух молния
8. солнце грусть высший
9. яблоко ясные дно
10. вечность лава гасить
А.Н. Лук (1978), оставаясь в рамках парадигмы творчества, понимаемого как дивергентное мышление, дополняет приведенные тесты креативности следующими методиками:
Зоркость в поисках проблем - предлагается определить как можно больше проблем, связанных с привычным объектом.
Быстрота мышления - необходимо назвать слова, которые одновременно обладают тремя признаками, например - мягкий, белый, съедобный.
Легкость ассоциирования - назвать слова, противоположные по смыслу данному слову.
Легкость речи - придумать как можно больше слов, начинающихся с данной приставки или включающих данный суффикс.
Способность устанавливать категории - необходимо перечислить все предметы, к которым применимо данное определение. Например: назвать все круглые предметы.
Множественные группировки - испытуемому предлагается длинный список слов. Необходимо сгруппировать эти слова, выделив как можно больше классов.
Воображение - необходимо сочинить небольшой рассказ, включающий в себя что-то необычное. Например, “летающий крокодил”.
В.В. Богословский (1990) предлагает также такие способы исследования воображения:
1. Испытуемые прослушивают начало рассказа, который неожиданно заканчивается словом “Вдруг...” Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа.
2. Испытуемому предлагают ряд отдельных слов, например: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дожди. Необходимо, используя их, составить связанный рассказ.
На работу отводится 10 минут.
В качестве критерия оценки рассказов используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.
Исследование креативности с помощью творческих задач
С помощью определенного типа задач, требующих преодоления стереотипных мыслительных операций, можно диагностировать такие творческие качества личности как сообразительность, способность к нестандартному, гибкому и образному мышлению, как умение эффективно и продуктивно решать разноплановые проблемы.
Примеры задач:
1. В книжном шкафу стоят два тома собраний сочинений. В первом томе 300 страниц, во втором - 200. Книжный червь прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько страниц прогрыз книжный червь?
2. Автомобиль с установленным в кузове контейнером едет по дороге, ведущей под железнодорожный мост. Перед самым мостом водитель останавливается и замечает, что контейнер не может пройти под мостом, причем он не вмещается всего на 2 см. Что предпринять водителю?
3. Один поезд идет из Киева, другой- из Одессы навстречу. У первого поезда скорость в три раза больше, чем у второго. Какой из поездов будет дальше от Киева, когда они встретятся?
4. Археологи нашли монету, датированную - 5 тысяч пет до н.э. Возможно ли это?
5. Сколько девяток от одного до ста?
6. Можно ли так бросить мяч, чтобы он, пролетев некоторое расстояние, остановился и начал двигаться в обратном направлении?
7. Как можно хранить универсальный растворитель?
8. Один человек уронил кольцо в чашку с кофе и тут же достал его без помощи посторонних предметов и не касаясь чашки, не замочив при этом пальцев. Как это ему удалось?
9. С потолка свисают две нитки. Они так коротки и расположены на таком расстоянии, что невозможно, держа в руке одну из них, дотянуться до другой. Как связать их вместе, если в Вашем распоряжении имеются только ножницы?
10. Как уравновесить весы, не прикасаясь к их чашкам, если в распоряжении имеются только гирьки, кратные нечетным числам, и свеча?
Возможные правильные ответы:
1. Червь не мог прогрызть ни одной страницы, так как первую страницу 1-го тома при обычной расстановке книг разделяет с последней страницей 1-го тома только переплет.
2. Необходимо спустить шины.
3. Они будут находиться на одном расстоянии.
4. Нет. В то время понятие нашей эры не имело смысла.
5. Двадцать.
6. Бросить вверх.
7. При сверхнизкой температуре в твердом состоянии или в электромагнитном поле.
8. В чашке был сухой кофе.
9. Необходимо привязать ножницы и раскачать их как маятник.
10. Необходимо поставить свечу на чашку и зажечь ее.
Исследование качеств и черт творческой личности
Особое направление эмпирических исследований творчества составляют тесты, ориентированные на изучение творческой личности. Наиболее известными среди этой группы методик являются тесты, определяющие уровень самоактуализации личности POJ Э.Шострем (1963) и SJ А.Джонса, Р.Крэндэпла (1986). Хотя данные опросники не исследуют специфические творческие черты личности, однако имплицитно подразумевают их, так как самоактуализация и креативность традиционно отождествляются.
POJ (Personal Orientation Inventory) "Опросник личностных ориентаций "содержит 150 вопросов, построенных по принципу вынужденного выбора и направленных на выявление двух базовых и десяти дополнительных факторов самоактуализации.
Пример:
80. а) Я доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно.
б) Я не доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно.
116. а) Мое чувство самоуважения во многом зависит от того, чего я достиг.
б) Мое чувство самоуважения в небольшой степени зависит от того, чего я достиг.
В первом случае самоактуализирующейся личности свойственно утверждение, а), во втором - б).
Базовые шкалы представляют собой шкалу ориентации во времени и шкалу поддержки. Высокий балл по первой шкале свидетельствует о способности субъекта жить «здесь и сейчас", переживать полноту настоящего, его неразрывность с прошлым и будущим. Вторая шкала измеряет уверенность субъекта в своих силах, веру в свои возможности и способности справиться с трудностями, осознание своей безусловной ценности, доверие к своему "Я".
Дополнительные шкалы включают: шкалу ценностных ориентаций, гибкости поведения, сензитивности, спонтанности, самоуважения, самопринятия, представления о природе человека, синергии, принятия агрессии и контактности.
Тест SJ (Short Index) "Краткий индекс самоактуализации" содержит 15 пунктов, представленных в виде отдельных утверждений. Испытуемому необходимо проранжировать их в непрерывном континууме от полного принятия до полного несогласия.
Тест H D Y T (How Do You Think Test) "Ваш образ мышления" Дж.Дэвиса, М.Сабковяка (1975) содержит 100 утверждений, описывающих интересы, предпочтения и аттитюды, присущие творческой личности. Каждое утверждение оценивается по пятибалльной шкале.
Шкала Интересов содержит 24 пункта и включает такие утверждения, как: "У меня много различных увлечений". Шкала Самоуверенности и гибкости содержит 37 пунктов (" Я очень независим ", " Мне нравится некоторая неопределенность в моей жизни "). Шкала Оригинальность содержит 18 пунктов (" Я часто увлекаюсь новыми идеями"). И, наконец, шкала Риска содержит 21 утверждение ("Я испытываю игровое отношение ко многим вещам ").
Тест Ф. Баррона. Среди тестов, изучающих качества творческой личности, можно выделить тест Ф.Баррона, с помощью которого исследовались различия в предпочтении сложных и простых объектов. Стимульным материалом теста служил набор черно-белых рисунков.
Критерием креативности является предпочтение сложных, неправильных, ассиметричных рисунков. Реальная творческая деятельность имеет сложную многоуровневую содержательную и временную структуру, что делает проблематичным создание одного единственного теста, способного исследовать и объективизировать ее сущность. Каждый тест претендует на создание миниатюрной, целостной модели творчества, но на самом деле отражает ее отдельный аспект или этап. Исследование такого сложного феномена как творчество должно включать реализацию целостного, хорошо структурированного блока методик, направленных на изучение результатов и процесса творчества, а также черт и психологических особенностей личности, способствующих ему.
Метод креативного поля Д.Б. Богоявленской (1971) позволяет измерять специфическую интеллектуальную активность личности и ее сущностный механизм, интеллектуальную инициативу, состоящую в самостоятельном выходе за пределы заданной проблемной ситуации. Имитация в эксперименте жизненной ситуации с ее многослойностью и неограниченным и возможностями проявления активности была произведена с помощью " сказочных " шахмат, доска которых представляла собой цилиндр. Именно это обстоятельство позволяло существенно расширить вариативность предлагаемых решений и сделать диагностический эксперимент непрерывным. Испытуемому предлагалась несложная шахматная задача.
При этом эмпирически найденная идея заданной проблемной ситуации становилась у творческой личности не конечным пунктом мыслительного процесса, а новой проблемой, самостоятельной целью исследования.
Метод позволял выявить три уровня интеллектуальной активности:
1. Стимульно - продуктивный, пассивный уровень определяет деятельность, детерминированную каким-то внешним стимулом.
2. Эвристический уровень характеризуется самостоятельным поиском и открытием новых, эвристических методов решений.
3. Креативный уровень состоит в дальнейшем, инициативном движении вглубь экспериментального материала, попытках обнаружить и осмыслить общие закономерности, лежащие в основе решений.
Целостная и полифоническая модель творчества, основанная на системе разно уровневых, в то же время, противоположных, взаимно-проникающих механизмов, предполагает исследование таких взаимосвязанных особенностей творческой личности как: чувствительность к проблемам и способность к их разрешению, то есть к совершенствованию и идеализации объекта; способность к гибкому, дивергентному мышлению и, в то же время, к упрощению, прояснению и упорядочиванию; к вживанию во внутренний мир объекта и к отстранению от него; способность к самоактуализации и умение активизировать объекты и позволять им самостоятельно двигаться к идеалу согласно своим внутренним за конам. Только одновременная реализация всех этих методик и исследование взаимосвязей между полученными результатами позволит исследовать глубинное системное качество, уловить скрытую сущность творчества.