Выделение одного чистого приема, лежащего в основе остроты или анекдота, является определенной научной абстракцией. Как правило, остроумие проявляется с помощью комбинации нескольких приемов, которые, в свою очередь, должны соответствовать выражаемому содержанию.
Приближение и даже слияние творчества и остроумия осуществляется в остротах, которые по своей сути являются удачным, красивым и эффектным решением разноплановых проблем и задач. В большей мере эти решения носят символический, условный характер и представляют собой удачный выход из ситуации, часто уход от проблемы, представление её в комическом свете. Они больше связаны с находчивостью, безобидной хитростью, с сохранением своего лица, защитой "Я", выполнением тенденции и достижением часто эгоистической цели.
Остроумие традиционно рассматривают как условное, фантастическое, игровое решение проблем. В то же время можно назвать остроумными - вызывающими смех удовольствия, следующие эффективные решения реальных проблем.
В Парижском театре женщины сидели в шляпках и администрация нашла способ заставить их снять их. Было вывешено объявление: "Администрация заботиться об удобстве пожилых женщин. Им разрешается не снимать шляпки". Все шляпки тут же были сняты.
Писатель дал в газетах такое объявление: "Молодой миллионер хочет связать свою судьбу с девушкой, похожей на героиню романа "...". Он написал название своей новой книги.
Отправляясь в Германию, французский химик Гей-Люссак захватил с собой и провез через границу химическую посуду, за которую требовалась уплата большой пошлины. Гей-Люссак нашел выход из положения. Запечатав колбы, он наклеил на них ярлыки "Немецкий воздух". По инструкции воздух не облагался налогом и чиновники пропустили груз бесплатно.
А.Н.Лук считает, что наклейка создала у пограничников функциональную фиксированность, заставляющую рассматривать посуду как тару. Остроумие и творческое усилие Гей-Люкка заключалось в изменении точки зрения на объект, в видении полифонической картины его признаков и использовании из них одного слабого, но нужного в данной ситуации.
С целью уменьшения автомобильных катастроф был создан спидометр, на котором при повышении скорости появлялась фотография семьи водителя.
Отдельно можно выделить сострумные способы решения проблем, в основании которых лежит механизм творчества, проявляющийся как прием остроумия.
1. Диалог, взаимодействие. Комические изобретения - гибриды: Комар и светлячок - чтобы было легче бить в темноте. Голубь и попугай - чтобы можно было передавать устные сообщения.
2. Идеализация - прием "предварительное действие".
Данный механизм является сквозным и универсальным приемом остроумия и проявляется в виде "включения данного сообщения или явления в контекст".
Для создания удачной остроты или анекдота необходимо видеть место данного конкретного противоречия или комического сюжета в высшей смысловой надсистеме, в более широком общечеловеческом контексте. При этом необходимо целостное видение ситуации, включающее мгновенное представление ее над и подсистем, симультанное понимание ее многочисленных причин и следствий.
Часто данный механизм реализуется посредством своих частных, механических и структурных приемов.
Например, "принцип матрешки" или "рекурсия"( Ежи Лец : "Снился мне Фрейд. Что бы это значило?") или "предварительное действие" , лежащие в основе анекдотов про габровцев:
1. Угощая гостей чаем, они ставят на стол хлеб и масло, и нагревают ножи, чтобы нельзя было брать ими масло. 2. Снимая квартиру, смотрят, чтобы перед окнами был уличный фонарь. 3. Оставляя на столе сахарницу, запускают под крушку муху, чтобы узнать не брал ли кто-то сахар. 4. Останавливают на ночь часы, чтобы не изнашивался механизм. 5. Едят воблу, чтобы пить много воды и тем самым экономитьна еде. 6. Отрубают кошкам хвосты, чтобы зимой, когда их запускают в дверь выходило меньше тепла. 7.покупают на топку только сучковатые пленья, чтобы погреться два раза: сначала - когда их колешь, а потом - когда они горят".
Проблематизация направлена не столько на разрешение, сколько на вскрытие сути проблемы. Сущность проблемы наиболее ярко выражается в форме парадокса. Особой эффектностью отличаются короткие фразы, которые сами отрицают себя и это внутреннее противоречие создает бессмыслицу, рождающую новый смысл. Подобное строение имеет мнение Вольтера о кофе: "Вот скоро 80 лет, как я отравляюсь этим ядом".
Е.Лец: “Будь реалистом - не говори правды”, ”Чтобы быть собой, надо быть кем-то”, ”Будь альтруистом, уважай эгоизм других”, “До глубокой мысли надо подняться”, “Интеллектуальная узость ширится”, “Стройте мосты от человека к человеку. Разводные конечно”, “Проблему надо взвешивать "брутто", вместе с нами”, “ Многих вещей нет, потому что их не смогли назвать”.
Самоактуализация: Ларашфуко сформулировал психологический прием борьбы с манимуляциями: “ Иногда достаточно быть грубым, чтобы избегнуть ловушки хитреца”.
Персонификация заключающаяся в использовании активности объекта проявляется в действиях габровцов: " Чтобы не платить трубочисту, они бросают в трубу кошку с привязанной к хвосту горящей газетой".
Остроумие и творчество. В то же время раскрытие во временной структуре остроумия таких чередующихся этапов как усложнение - упрощение, запутывание - прояснение позволяет рассматривать его как специфическую разновидность познания, понимания, приближать его к процессу решения познавательных задач, разгадывания разнообразных шутливых загадок. В этом смысле остроумие предстает как раскрытие тайны, "как выхватывание чего-то спрятанного и скрытого". (К.Фишер).
Существует глубокая внутренняя связь между творчеством и остроумием, которая проявляется в их направленности на поиск и разрешение пусть и условное противоречий, на внезапности обнаружения скрытых неожиданных связей. Они могут рассматриваться как свободное минипулирование и игра моделями, внезапное разгадывание тайны, эффективное разрешение проблем и конфликтов.
Если комическое направлено на вскрытие недостатков, проблем и противоречий, их осмеяние и даже уничтожение путем осмеяния, юмористическое отношение к жизни на элиминацию и саморазрешение проблем, то остроумие, как языковая модель творчества, направлено не на разрешение проблем реальной действительности, а на совершенствование и оттачивание самих языковых средств, на оптимизацию самого процесса отражения и овладения действительностью. Остроумие оттачивает приемы осмысления, познания и освоения действительности, ищет способы эффективного представления сущностей.
В связи с этим, если в случае комического в основе смеха лежит противоречие, отклонение от нормы, глупость, неуклюжесть, наблюдаемая в реальной жизни, то в остроумии чувство удовольствия вызывает, напротив, изящество, совершенство, легкость, эффективность остроты.
Таким образом, взаимосвязь остроумия и творчества состоит в том, что они представляют:
1. Качественно-высший, активный, специфически человеческий способ отношения к миру, к другим, к себе.
2. Специфические виды активности, которые определяются, энергетизируются и направляются имплицитными представлениями об идеале, в направленности на открытие, вычерпание и создание новых глубоких смыслов.
Занятие позиции вненаходимости, преодоление ситуации, духовное усилие, позволяющее взглянуть на объект с точки зрения идеала.
3. Отличаются направленностью на высвечивание (комическое), разрешение, пусть и условное (юмор), проблем, а также на совершенствование самодеятельности, ее методов и средств (остроумие).
4. Самодостаточностью активности, наслаждением самим процессом, игрой интеллектуальных, духовных и творческих сил.
5. Выраженным игровым и диалогическим характером активности.
6. Единством механизмов функционирования и в свою очередь когнитивной системы, состоящих: в увеличении разнообразия и выборе, продуцировании ассоциаций и их отборе, в нарушении правил, шаблонов и стереотипов, в лаконичности, простоте и содержательной сжатости.
7. Решающей ролью подсознательных процессов, в интуитивном, неожиданном нахождении удачных решений.
8. Эмоциональной насыщенности, переживании высших эмоций, переводящих в новое состояние сознание.
9. Активная позиция самоутверждения, превосходства, самореализации творческих сил.
10. Созданием совершенного продукта, отличающегося новизной, гармоничностью формы и эффективностью.
В то же время между творчеством и остроумием существуют определенные отличия:
1. Смеховое отношение к жизни высвечивает лишь одну грань идеала и отстраняется, отрицает драматичность, трагичность, глубинную серьезность бытия, которые являются мощным стимулом творчества.
2. Разрешение жизненных противоречий и проблем с помощью остроумия носит условный характер, который проявляется в виде таких средств как отстранение от проблемы и ее элиминация.
3. В остроумии акцент делается на форме мысли, первостепенное значение придается технике и приемам ее выражения.
Остроумие проявляется как особая форма мысли, направленной преимущественно на эмоциональный эффект, на пробуждение эмоций.
Остроумие как сотворчество. Именно достижение высшего уровня творческого сознания, выход за пределы субъект-объектного смехового взаимодействия с миром. Их моделирование и представление в виде комического продукта, позволяет личности достичь нового качественного состояния и включиться в более сложный и широкий диалог с другими людьми. Мыслителю и мысли становится скучно наедине с миром и они устремляются навстречу другому мыслителю и другой мысли. Сама мысль осознает себя, ей становится стыдно за свою громоздкость или неряшливость и она облекается в изящные формы. Мысль пытается пробудить эмоцию, родившись из эмоции, она возвращается к ней.
Остроумное высказывание, в отличие от обыкновенного информационного сообщения, вызывает у читателя определенное эмоциональное состояние, побуждающее как можно скорее поделиться прочитанным.
При этом часть острот представляют собой загадку, проблему, парадокс, побуждающие к уяснению скрытого смысла, разгадыванию тайны, достроение до пропущенного содержания.
Остроумие является особой, высшей формой мышления, изначально прорывающееся за свои пределы, изначально большего, чем задумывает автор, изначально направленного на другого. Она направлена на эмоциональное воздействие, оно продуцирует мысли, пробуждающие эмоции.
На сущностную диалогичность остроумия, на его изначальную ориентацию на определенный социальный и конкретный контекст и конкретного собеседника, обращают внимание многие исследователи проблемы комического. "Смешное, - писал А.Бергсон, - не может оценить тот, кто чувствует себя одиноким. Смех словно нуждается в отклике. ... отзвук его не уходит в бесконечность. Место его действия очерчено кругом какой-угодно величины, но он всегда остается замкнутым. Наш смех - это всегда смех той или иной группы / с. 13/.
Острота, шутка, анекдот, юмористический рассказ представляют собой сообщение, которое автор адресует читателю или слушателю. В основе этого сообщения может лежать изящный творческий прием, расшифровка и распознание которого доставляет читателю эстетическое удовольствие, которое дополняется комическим содержанием.
Это может быть искусный розыгрыш слушателя, намеренное введение его в заблуждение и неожиданное раскрытие смысла ситуации. Цель автора - оказать на слушателя эмоциональное воздействие.
Для правильного понимания остроты, шутки, анекдота слушатель должен обладать необходимым запасом знаний, быть знакомым с терминологией, возможными метафорами и символами, понимать комизм ситуации. Наиболее смешными будут мысли или ситуации близкие и понятные слушателю, возможно им самим переживаемые в реальности. Подобная актуальность остроты создает повышенный эмоциональный фон, пристрастность, вызванную проекцией собственных недостатков и конфликтов на предлагаемую языковую модель.
Слушатель реконструирует остроту, сам заново творит ее, вкладывая в нее свой личностный смысл. Это не пассивное восприятие, а творчество, воссоздание остроты.
Основной целью остроты анекдота является не передача сообщения, а эмоциональное воздействие на слушателя, возбуждение у него комического чувства им эстетического переживания. Эмоциональное воздействие оказывается либо ориганальностью, красотой формы или же новизной и неожиданностью сообщаемой информации. Часто шутка, острота намекают, обозначают сообщение и слушателю необходимо достраивать остроту, заново переживать процесс ее творения.
Воздействие шутки, остроты:
1. Общий духовный строй, уровень развития личности, уровень культуры, шкалу ценностей, направленность на идеал или же на поиск недостатков, осмеяние.
2. Интеллектуальный уровень, эрудиция, степень осведомленности.
3. Тип характера, соотношение когнитивной, эмоциональной и поведенческой подсистем.
4. Экзистенциальный опыт.
5. Актуальная значимость.
6. Актуальное состояние.
7. Общая атмосфера: музыка, фон, эмоциональный заряд.
Проблема сотворчества перекликается с проблемой воздействия автора на читателя, то есть воздействующим, влияющим потенциалом остроты.
Существует явный контраст между эмоциональной реакцией автора и реципиента шутки: первый редко смеется. Он выстраивает ловушки, применяет приемы для того, чтобы вызвать эффект удивления. Автор сам переживает его в малой степени, когда две несовместимые матрицы соединяются в парадоксальном синтезе. В то же время для реципиента один, ожидаемый контекст неожиданно стлкивается с другим и эта коллизия, а не смышивание рождает вспышку смеха.
Автор переживает восторг вдохновения, самоудовлетворения, но ему не над чем смеяться. Переживания автора и реципиента сравниваются при остроумии, когда процесс восприятия остроты превращается в сотворчество.