Sub specie Absolutus - С точки зрения Абсолюта

Творческий Абсолют

Мирогенные теории творчества

Мирогенный подход к классификации теорий творчества

Проявление творчества в феноменальных мирах

Таблица 2. Основные мирогенные теории творчества

Символический мир
Творческое решение 
проблем

Процесс (Process)

 

Социальный мир

 Творческий диалог

Среда (Place)

 

Культура


Реализация творческой позиции,
 творческая рефлексия
и смыслотворчество

Смысл (Sense)

 

Предметный мир
Творческая 
деятельность

Продукт (Product)

 

Внутренний мир

 Творческая 
самореализация

Личность (Person)

 

1. Творчество как реализация творческой позиции, стратегий, методов и стилей, как творческая рефлексия, метакогнитивная регуляция и смыслотворчество

Творчество как управление с помощью образца и добродетели, приведение вещей в порядок (Конфуций, 6-5 вв. до н.э.);  Занятие позиции центра «Оси Дао», балансирование, сохранение открытости, пустотности, восприимчивости (Лао Цзы, 6-5 в. до н.э., Чжуан Цзы, 4-3 в. до н.э); Примененение 36 стратагем, тактик и приемов (Сунь Цзы, 6.в. до н.э, Сунь Бинь, 4в. до н.э); Творчество как  реализация Метода - "Новый Органон" (Ф.Бэкон, 1620); Метод рассуждения и открытия правды (Р. Декарт, 1637); Бессознательная установка, на решение задачи (О. Кюльпе, 1883); Особая психологическая установка (Г. Уатт, 1906); Детерминирующая тенденция направляющая течение мыслей в решении задач (Н. Ах, 1910); "Антиципирующая схема" О.Зельц (1924); Реализация творческой доминанты (А.А. Ухтомский, 1922); Творческая установка и активизация бессознательного (Д.Н. Узнадзе, 1949); Творчество как особое состояние души, творческая установка, способность воспринимать мир (Э. Фромм, 1959,1970); Творческие диспозиции (Г. Оллпорт,1961; D. Perkins, E. Jay, S. Tishman,1993; A. Galdova, A. Nelicki,1993); Творческий аттитюд (А. Маслоу,1963; R. Taft, M.B. Gilchrist,1970; C.E. Schaefer,1971; R.C. Schank, P. G. Childers, 1988; R. Harris,1998); Творческая позиция (Stance) (S.J. Parnes,1967; K. Szmidt, 1997);  
Творческий метод (А. Осборн,1953; У. Гордон,1961; Г.С. Альтшуллер,1961;  С. Парнеc,1967; Э. де Боно, 1967; Т. Бюзен, 1972; Д.Коберг, Дж. Багнал, 1976; Артур ванГанди,1983; Роджер ван Оих, 1983; М. Михалко, 1991);   
Творческий когнитивный стиль M.J. Kirton, 1976; L.D. Noppe, J.M. Gallagher, 1977; S. Messick, 1984; R.E. Goldsmith,1987; S.F.Isaksen, 1987; G.J. Puccio,1987; S. J. Guastello, J. Shissler, J. Driscoll, T. Hyde ,1998;  I. Al-Sabaty, G. A. Davis, 1989; R.Schulz,1989; E.Zilevich,1988; K.B. Dorval, G. Kaufmann, 1991; S.F. Isaksen, G.J. Puccio, D.J. Treffinger, 1993; E. L. Grigorenko,  R. J. Sternberg, 1995; C.W. Allinson, J. Hayes,1996; K. Szmidt,1997; O. Martinsen, G. Kauffman,1999; Jos Lemmink, Allard C.R. van Riel, Hans Ouwersloot, 2006; L.F. Zhang, R.J. Sternberg, 2006, E. Cools, H.van den Broeck, 2007);  Интуитивный стиль бессознательной обработки информации и решения проблем (А. Пункаре, К. Юнг, 1921; K.S. Bowers, G. Regehr, C. Blthazard, 1990; E. Policastro, 1995; R. Sternberg, T. Lubart, 1995; C. W. Allinson, E. Chell, J. Hayes, 2000; A.M. Baulor, 2001; D.J. Myers, 2002; J. Langan-Fox, D. Shirley, 2003; E. Necka,2003; M. Karwowski, 2008); Творческий (законодательный) стиль мышления (R.J. Sternberg, T. Lubart, 1995); Когнитивные стили, метакогнитивная регуляция интеллектуальной активности (М.А. Холодная, 2004); Стратегии творчества и гениальности (Г. С Альтшуллер, И. М. Верткин, 1994; Р. Дилтс, 1994); Творческая рефлексия, метакогнивная регуляция и осознание мыслительных стратегий (J. H. Flavell, 1976, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов,1983; A.L. Costa,1987; R. Sternberg, 1988; В.Г.Богин, 1993; A Demetriou, S. Kazi, 2006). 
Творчество как создание новых смыслов. Введение нового смысла путем интерпретации ( Ф. Ницше, 1988);  Смыслонаделение как предание смысла и ценности (Макс Вебер, 1904); Смыслообразование и конституирование сознанием новых смыслов (Э.Гуссерль, 1913); Синхроничность творческий принцип, упорядочивающий несвязанные события на основании  их общего смысла (К. Юнг, 1920); Вслушивание в Бытие и усматривание истинных сущностей (М. Хайдеггер,1927);  Придание значений и осмысление восприятие (Л.С. Выготский, 1931, 1934);  Выбор первопроекта источника поливалентных смыслов (Ж.П.Сартр, 1943);  Порождение смыслов «экзистенциально-априорными структурами» (Л. Бинсвангер,1958;  Р.Мэй, 1969); Поиск и нахождение новых смыслов (В. Франкл, 1959); Потенцирование текста, умножение его смысловых возможностей (Ж. Батай, 1949); Спонтанное порождение смыслов текстом, «систематическое высвобождение смысла» (Р. Барт,1964);  Деконструкция как разрушение стереотипов,  включение в новый контекст, процесс разложения структур, генерация и рассеивание смыслов (Ж. Даррида, 1967); Творческий хаос и «ризомность» как условия смыслопорождения (Ж. Делез, 1969); Порождение новых смыслов посредством сложной аналогии (У. Гордон, 1961);  Творческое художественное восприятие как раскрытие заложенных в объектах смыслов и значений (Р. Арнхейм, 1969); Наделение объектов новыми значениями (Дж. Гилфорд,1970); Осмысленное истолкование сгустков чувственных восприятий (К. Кастанеда, 1971); Смыслотворчество как  «Нескончаемое обновление смыслов во всех новых контекстах» (М. Бахтин, 1975 ); Спонтанная распаковка заложенных в мире смыслов (В.В. Налимов 1978); Спонтанное, самопроизвольное порождение допонятийных смыслов (Ю. Джендлин, 1981); Порождение смыслов как лингвизация мира (Р. фон Экартсберг, 1981); Интертекстуальность и  символическое воображение как источники образование и обновления смыслов (У. Эко, 1983); Рефрейминг содержания и рефрейминг контекста (Р. Бендлер, Дж. Гриндер, 1983);  Творение смысловых горизонтов и контекстов,  активизация нераспечатанных смыслов (К.А. Свасьян, 1987); Смыслопорождение (Б.С. Братусь,1994; Д. Леонтьев, 1999; С.В. Дмитриев,2001), Cмыслостроительство (Ф. Е. Василюк, 1984); Творческое понимание как извлечение, трансляция и порождение новых смыслов (В.П. Зинченко, 1997); Смыслотворчество ( А.А. Осанов, 2002);  Потенциация как метод и процесс умножения смыслов (М. Эпштейн, 2001);
Создание новых смыслов посредством метафоры: (M. Black, 1962; M. Hester, 1967; C. M. Turbayne,1970; Ю. Лотман, 1973; N. Goodman, 1976; D. Davidson, 1978; G. Lakoff , M. Johnson, 1980; R.Tourangeu, R. Sternberg,1982; E. Winner, 1988; G. Lakoff, M. Tuner, 1989; Н. Д. Арутюнова, 1990; R. W. Gibbs, 1994; D. Ambrose, 1996; C.Tilly, 1999; C. Schank ,V. John-Steiner, 2001; G. Fauconnier, M. Tuner, 2002; R. N. St. Clair, 2002;  A. Deignan, 2003 K. Weick, 2005; T. Grisham, 2006; D.F.N.Jensen, 2006; J. Gaddefors, 2007; G. Leder, 2007; B. Indurkhya, 2007; T. Veale, Y. Hao, 2008; E.Senino. 2008; R. B.Van Engen, 2008;  Z. Kovecses, 2009;  M.J.Landau, B.R.Meier, L.A.Keefer ,2010; J. Ox, J. Van Der Elst, 2011; L. Cameron, 2011).
Создание значений (смыслов) (Meaning-making) (M.A. Boden, 1990; O. Sacks,1995; V. John-Steiner, 1997; R.S. Prawat, 1999; S. Moran, V. John-Steiner,2003; J. Hawkins, 2004;  B. Best, A. Blake, J. Varney, 2005;  M.Narey;  M. Evans, M.J. Atkins, 2007; D. Hofstadter, 2007; J. E. Maisel, 2008; J. Haldane, 2008, B. J. McNely, 2009).
Творение смыслов (Sense creation) (H.H. Clark, R. J. Gerrig,1983; M Daneman, I. Green, 1986; R.S. Anderson, 1990; E. M. Zelinski, J.C.Hyde, 1996; M. Sanborn, 2001).
Создание смыслов (Sense making), как придание смыслов переживаемому опыту и ситуациям (K. Weick1979; J. Bruner, 1991, M.S. Cohen, J.T. Freeman,  S. Wolf,  1996; N. Shedroff, 2000; B. Dervin, 2003; K., Weick, K. M Sutcliffe, D. Obstfeld, 2005;  D.J. Snowden, 2005, G. Klein, B. Moon,  R.F. Hoffman, 2006; D. Russell, P. Pirolli, 2009; J. Watson, 2009. Jon Kolko, 2010). 

2. Творчество как продуктивная деятельность

Деятельность, активность человека, перманентное совершение чистых, лишенных привязанностей и желания плодов, действий («Бхагавадгита», 2в. до н.э.-2 в. н.э.); Изобретательность (inventio) (Лоренцо Вала, Леонардо да Винчи, 15 в.);  Творческая самодеятельность (И. Кант, 1781); Творческая мощь человека, реализующаяся в непрестанной деятельности, примат практики над созерцанием (Г. Фихте, 1794); Метод проб и ошибок (Т. Торондайк, 1911); Манипулирование  материальными и идеальными объектами (Дж. Уотсон, 1928); Творчество  как  продуктивная, преобразовательная  деятельность (С.Л.Рубинштейн, 1946), Манипуляция внешними символами или объектами с целью создания необычного или необыкновенного продукта (L. Fliegler,1959); Создание новых произведений, которые оцениваются как надежные, полезные и удовлетворяющие группу (M. Stein, 1953);  Процесс, в результате которого производится что-то новое – идея, объект, форма (Л. Хармон, 1955); Бихевиористская модель творчества (Б.Ф. Скиннер, 1976);  Предметно-практическая, преобразующая деятельность, направленная на целесообразное изменение и преобразование мира (Э.Г.Юдин, 1978); Творчество как создание творческого продукта (Д. МакКиннон,1978); Серия мыслей, актов и функций, которые приводят к возникновению продукта с атрибутами новизны и позитивной ценности (А. Ротенберг, 1979); Продуктивная активность, направленная на творческий результат (H. Gruber, 1981); Направленность на задачу, на цель (D. Simonton, 1984; H. Gruber, 1986), Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, нового, социально значимого  продукта (А.П. Шептулин,1983; Т. Шумилин,1989); Способность человека производить новые идеи, инсайты, изобретения или артистические объекты, имеющие ценность (П.Вернон, 1986),   «Производство новых социально значимых продуктов и изделий» (М. Мамфорд и С. Густафсон, 1988); Творчество как инновация, воплощение творческих идей в практику ( A.H. Van de Den, 1986; R. Kanter,1988;  M. Mumford, S. Gustafson,1988, T. Amabile, 2000, M.A. West, 2002); Связь творческих стилей и творческих продуктов (G.J. Puccio, D.J. Treffinger, R. J. Talbot, 1995).
Творческий продукт как модель творчества (Д. Маккиннон, 1978; К. О’Quin, 1990; S.G. Iskaksen, K.B. Dorval, D.J. Treffinger, 1994); Творчество, как производство продукта, характеристиками которого являются: 
1. Новизна (D.N. Morgan,1953, C.R. Hausman, 1987;); редкость (Р. Милгрэм, 1976), новизна как  а)оригинальность, подлинность, своеобразие, непохожесть (Г.Кауфманн, 1993, 2004); б) континуум: коррекция-качественное преобразование (M.Kirton,1989; Г.Кауфманн,1993; Л. Новелли, 1993);  Субъективная ( Психологическая) Новизна и Общественная ( Историческая) Новизна (М.А. Боден, 1994; Г.Айзенк, 1994); непредсказуемость, неожиданность, непредвиденность Ф.Баррон,1995); эффективная новизна (A.J. Cropley, 1999; M. D. Mumford, 2003);Творческое решение: новое и полезное, отрицающее старые идеи, результат сильной мотивации и упорства, результат прояснения проблемы (А.Newell, I.Shaw, H.Simon,1962); новое, ценное и элегантное (T.Amamile, 1987).

2. Новизна и соответствие  (appropriateness – соответствие, уместность, целесообразность) сочетание новизны и полезности (usefulness), (K. Gilhooley,1982, Ф.Баррон,1995), новизна и ценность (M.  Rhodes, 1987); новизна и “соответствие” (appropriateness – признание экспертов) ( T.Amamile, 1983; Л. Новелли, 1993); оригинальность,  неожиданность и соответствие требованиям задачи (Р.Стернберг и Т. Любарт, 1996); новизна, соответствие, ценность (Л.Брискман,1980; С.Hausman, 1987); ”пригодность, эффективность, высокая степень выполнения цели” (C.Pearlman, 1983), новизна и социальная значимость (M.Mumford, S.Gustafson, 1988), оригинальность и адаптивность (соответствие, полезность,  уместность) (Ф. Баррон,1995);  новизна и адаптивность (Т. Любарт, 2001); локальная полезность для группы и глобальная для человечества (J.Rensulli,1990); новизна–традиция в контексте эффективности (И.Магиари-Бек, 1993); новизна и понятность (intelligibility)  C. Hausman (1985).
3. Эстетичность, эмоциональность: гармоничность,  красота и полезность (А.Пуанкаре, 1908), "эффективное удивление" - "effective surprise",  "шок узнавания" - "shock recognition" (Дж. Брунер, 1962, 1968); эстетическая ценность (М.Чиксзентмихайи, Дж.Гетцелс, 1971); таинственность (L.Briskman, 1980);  высококачественность (Р.Стернберг, 1985,1988), а). уникальный, оригинальный, новый, б). хороший: адаптивный, полезный, эстетически приятный, соответствующий стандартам (S. W. Russ, 1993); оригинальность, адаптивность, эстетичность (М.Ранко, 1994); непредсказуемость, неожиданность, непредвиденность, способность вызывать удивление (Ф. Баррон,1995).  
4. Комплекс критериев творчества: необычность, уместность, трансформативность и конденсированность (J.S. Dacey, G.F.Madaus,1969); Популярность, продуктивность, степень реконструкции понимания Универсума, широта влияния, степень новизны, общественная ценность (Я.А. Пономарёв,1976); синергетическое взаимодействие многих факторов (С.Pearlman, 1983; М.Чиксзентмихайи, 1990); Новизна, конвенциональность,  эстетичность, достроение до целостности (Т. Amabile, 1982, 1983), новизна (оригинальность, удивительность), степень разрешения проблем, доработка и синтез (элегантность, мастерство)  Матрица Анализа Творческого Продукта” (CRAM) (S. Besemer, D.Treffinger, 1981);  Семантическая Шкала Творческого Продукта (СРSS) новизна (оригинальность, трансформирование видения реальности, зародыш нового), полезность, совершенство (элегантность, соединение сложности-простоты, понятность, искусность (S.Besemer, K.O’Oquin,1987); Модель творческого продукта: а). новизна, статистическая редкость; б). адаптивность, решение проблемы, соответствие ситуации, достижение цели; в) оригинальность, достроение, совершенствование, развитие в целое,  (Д.Харрингтон, 1990);  структура  критериев продукта творчества:  новизна, уместность (соответствие) и элегантность (М.Мардок, С.Исаксен, С.Восбург, Д.Луго,1993), триада критериев творчества: черты продукта, реакции реципиента, черты мыслительного процесса (Э. Нецка, 1994); новизна (удивительность, оригинальность), разрешимость (логичность, полезность, ценность, понятность), стиль (органичность, элегантность, искусность) (S.P. Besemer, 2006).

3. Творчество как  обнаружение и решение проблем

Творческое мышление как внутренняя деятельность по решению задач (О. Кюльпе,1895; Н. Ах,1905; К. Марбе, 1922;  О. Зельц, 1924); Творчество как процесс преобразования проблематической ситуации в решенную  (Дж. Дьюи,1910); Творчество как решение задач и проблем (В. Келер, 1925; К. Дункер, 1945; М. Вертгеймер, 1945); Бихевиористские механизмы решения проблем (N. R. F. Maier, 1940; I. Maltzman,1955); Чувствительность к проблемам (Дж. Гилфорд,1950); Творческий процесс решения проблем (CPS), Модель Osborn-Parnes: 1. Изучение вызова (нахождение целей, нахождение фактов, нахождение решений). 2. Генерация идей (нахождение идей). 3. Подготовка к действиям (нахождение решений (оценка идей), нахождение признания (внедрение идей) (А. Осборн, 1953, S.J. Parnes, 1967); Теория решения проблем и творческое мышление (A Newell, J.C., Shaw, H.A. Simon (1958, 1962); Чувствительность к проблемам, определение несовершенств, проблем и поиск путей их устранения, выдвижение и проверка гипотез (Е.Торренс, 1962, 1967);  Метод решения творческих проблем ( S. J Parnes, A. Meadow,1959, 1960; A. Meadow, S. J. Parnes,  H.W. Reese, 1959, S. J.  Parnes, 1963); Структура Интеллектуального решения проблем (Structure of Intellect Problem Solving) Дж. Гилфорд,1967); Процесс решения проблем  (J. Kozielecki, 1969); Творчество как процесс  решения задач, проблем и разрешения противоречий (Г.С. Альтшуллер, 1964, 1979; Б.В.Кедров, 1969; О.К. Тихомиров, 1969; Д. Б. Богоявленская, 1971; А.Ф. Эсаулов, 1972; А. М. Матюшкин, 1972; Я. А. Пономарев, 1976; А.В. Брушлинский, 1979;  Г.Я. Буш, 1974; В.А.Моляко,1983; В.А. Яковлев, 1989); Процесс обнаружения проблем, интеллектуальное видение отсутствующих элементов (problem finding) (M. Czikszentmihalyi, J. W. Getzels, 1965, 1970, 1976, J.A. Glover,1979, R. Weisberg, J. Alba,1981; M. T. Moor, 1983; S. J. Parnes, S. G.Isaksen, 1985;  R. Ochse, 1990; M. T. Moore, M. C., Murdock, 1991; М. Runco, I. Chund, 1992; T. Amabile, 1996; D. Perkins,1997); Пять этапов, включающих «Нахождение проблем» и «Нахождение признания» (S. J., Parnes, R. B., Noller,  A. M. Biondi, 1977);  Решение творческих проблем и задач (Д. Перкинс,1981), Идентичность процессов мышления, решения проблем и творчества (К.Тейлор,1959, 1963;  Э. Боно,1970; Е.Торренс,1976, 1995;  Дж. Гилфорд (1977,1979), D.W. MacKinnon, 1978; H. Simon,1985; G. Kaufmann,1988), J.F. Voss (1989)   M. T. Moore, M. C. Murdock, 1991; M. Runco, 1994); 
Решение проблем и когнитивные процессы (D.M. Johnson, 1972;  P.K.Arlin, 1974; G. S. Welsch, 1975;  J. H. Flavell, 1976;   J. G. Greeno, 1980;  J. Davidson, R. Sternberg, 1982; H. Gardner, 1985;   R.E. Mayer,1983); Интуиция в творческом решении проблем (H. H Anderson, 1959; K. Raaheim, 1976, 1984;    M. Polanyi, 1981); Когнитивные стили в решении проблем (S G. Isaksen, G. J. Puccio,1988; S. G. Isaksen, K.B. Dorval, G. Kaufmann, 1991); Методы и приемы творческого решения проблем (J.L. Adams, 1974; Р. Акофф, 1978; A. B. VanGundy, 1988);  
Творческое решение проблем в обучении (
Дж. Дьюи,1910; J. H. Flavell, 1976;  D. T. Tuma,  F. Reif, 1980; O.K. Duell, 1986; L.B. Resnick, L.E. Klopfer;  S. R. Yussen, 1985,  S G. Isaksen, D. J. Treffinger, 1991; W.J. Stepien, S.A. Gallagher, D. Workman, 1993; G. D. Shack, 1993; W. J. Stepien, S. A Gallagher, D. Workman, 1993; B.L.Gramond, 2009; Проблемное обучение (А.М. Матюшкин, 1968;  И. Я. Лернер, 1974; М. И. Махмутов, 1977;  А. В. Брушлинский, 1983, В. Т. Кудрявцев, 1991); Развитие способностей к творческому решению проблем (M. S Basadur, G. B Graen, S. G. Green, 1982). 

Универсальный сквозной характер решения проблем (H. Gardner, 1985; Matlin, 1989;  Wakefield, 1992; M. Runco, G. Dow, 1999); Решение проблем и творческое мышление (R. E. Mayer, 1983; R. W. Weisberg, 1988); Процесс конструирования проблем (M. D. Mumford, R. Reiter-Palmon,  M. R. Redmond, 1994); Модель  творческого решения проблем (TRoP) как взаимодействие цели и создаваемых пробных структур, вариантов ее достижения Эдвард Нецка (1994, 2003).
Модель Творческого решения проблем CPS (Buffulo Group):
Творческое решение проблем (CPS) (D. J. Treffinger, S. G. Isaksen, R. L. Firestien, 1982); Концепция CPS: разумный динамический баланс между дивергентным и конвергентным мышлением (S. G.Isaksen,  D. J. Treffinger, 1985); Экологический подход к CPS (S. G., Isaksen, G. J., Puccio, D. J.Treffinger, 1993); Понимание проблемы, генерирование идей и планирование действий (S. G., Isaksen, K. B. Dorval,  D J. Treffinger,  1994); Модификация CPS, в сторону упрощения в освоении и использовании (J.Vehar, Р. Firestien, Б. Миллер, 1999; Модель трех концептуальных стадий СПС: Разъяснение, преобразование, реализация (G. J. Puccio, M.C Murdock, M. Mance, 2007).

Интеграция знаний и решение проблем (S. Hélie, R. Sun,2002); Процесс оценивания в решении проблем (Hiroaki Suzuki, 2004); Процесс нахождения проблем (W.P. Hu, Q. Han 2006; L. M. Surhone, 2010); Решение проблем с помощью модели Продуктивного мышления (T. Hurson, 2007); Стили решения проблем (J.C. Houtz, E.C. Selby (2009); Творческое решение проблем, инсайт и инкубация (S. Hélie, R. Sun, 2010).
Этапы творчества и творческого решения проблем (Модель творческого процесса): 1. Насыщение (подготовка), 2. Инкубация 3. Озарение (Вдохновение) (Г. Гельмгольц,1891,1896); 1. Случайные  комбинации. 2. Выбор (А. Пуанкаре, 1908); 1. Подготовка. 2. Инкубация. 3. Озарение. 4. Проверка. (Г. Уоллес, 1926); Триакт творчества: 1. Возникновение идеи. 2. Логическое оформление идеи. 3. Реализация (П.К.Энгельмейер, 1910; М.A. Блох,1920);  1. Изобретение. 2. Изучение (К. Поппер, 1934; Г. Рейхенбах, 1938); 1.  Обнаружение необходимости. 2. Анализ. 3. Обзор информации. 4. Формулировка  всех объективных решений. 5. Критический анализ решений. 6.Рождение новой идеи. 7. Экспериментирование, выбор и совершенствование (Дж. Россман, 1931); Два этапа творчества:  вдохновение и разработка (E. Kris, 1952); 1.Ориентирование. 2. Подготовка. 3. Анализ. 4. Идеация. 5. Инкубация. 6. Синтез. 7. Оценка (А. Осборн, 1953); 1. Нахождение фактов. 2. Нахождение идей. 3. Нахождение решений (А. Осборн, 1963); Генерирование гипотез и их проверка (А.Т. Шумилин, 1969);  1. Логический анализ. 2. Интуитивное решение. 3. Вербализация интуитивного решения. 4 Формализация вербализованного решения (Я. Пономарев, 1976); MG Taylor Models: 1. Установление (понимание). 2. Видение. 3. Намерение. 4. Инсайт. 5. Разработка. 6. Построение. 7. Использование  (М. Тейлор, Ричард Геринг, 1979); 1. Принятие  ситуации как вызова. 2. Анализ. 3. Определение. 4. Идеация. 5. Выбор. 6. Применение 7. Оценка (D. Koberg, J. Bagnall, 1981); 1. Случайные  изменения 2. Естественный отбор (Д. Кэмпбелл, 1960; D.K. Simonton, 1988): 1. Нахождение целей. 2. Нахождение Фактов. 3. Нахождение проблем 4. Нахождение идей. 5. Нахождение решений. 6.Нахождение признания  (S. J. Parnes, 1967; S. G., Isaksen, D. J.Treffinger, 1985); 1. Замысел. 2. Созревание (беременность). 3. Роды 4. "Воспитание ребенка" (Ф. Баррон, 1988): 1. Создание замысла 2. Видение. 3. Погружение в  реальность. 4. Принятие мер. 5. Настройка, обучение, оценка, коррекция. 6. Создание импульса. 7. Завершение 8. Жизнь с произведением (R. Fritz, 1991); Управляемый цикл творчества: Синтетическая модель творческого процесса: 1. Подготовка (наблюдение, анализ) 2. Воображение (генерация, собирание) 3. Разработка (усиление, развитие) 4. Действие (внедрение, жизнь с творением) (P.E. Plsek, 1996): 1. Подготовка. 2. Инкубация. 3. Инсайт. 4. Оценка. 5. Разработка (М. Czikszentmihalyi, 1996); 1. Прояснение. 2. Трансформация. 3. Осуществление. (G.J. Puccio, M.C Murdock, M. Mance, 2007).
Решение проблем как целостный процесс, перекрытие  и наложение этапов (М. Вертгеймер, 1945; Ж. Адамар, 1945; J.E. Eidhoven, W.E. Vinacke,1952; W.E.; Chiselin,1963; T. Amabile, 1966; J. W. Getzels, M. Czikszentmihalyi, 1976; Т. Любарт, 2003). 

4. Творчество как самоактуализация и реализация специфических свойств и черт личности

Творчество как спонтанное, самопроизвольное, действие, как проявление внутренней естественной силы Дэ (Лао Цзы, 6 в. до н.э.); Произвольные и спонтанные поступки, которые осуществляются по внутренним мотивам и  «по своей воле» (Аристотель, 4 в. до н.э.); Творчество как спонтанность, естественность, таковость и искренность ( Го Сян, 3в. до н.э.); Стремление личности к спонтанному, самопроизвольному, определяемому внутренней активностью, развитию ( Ж.Ж. Руссо, 1762); Мышление и воображение как проявления самодеятельной активности (И. Кант,1781); Творчество как самополагание, саморазвитие и самоутверждение (Г. Фихте, 1801); Патология и отклонения от нормы как источники творчества (Ч. Ламброзо, 1863); Наследственный творческий потенциал (Ф. Гальтон, 1869); Творчество как поток сознания и проявление свободной воли (У. Джеймс, 1890); Самодвижение, целеустремлённость, саморазвитие, творческая активность целостной личности (В. Штерн, 1906, 1918); Принцип творческой самодеятельности: созидание себя в процессе творчества (С.Л. Рубинштейн, 1922), Спонтанная реализация сущностного-Я (Э.Фромм, 1941); Сверхкомпенсация,  стремление к развитию, достижению успеха, превосходству и совершенству (А. Адлер, 1956); Творчество как самореализация, самодетерминация и самоосуществление личности (К. Роджерс, 1954, 1965); Творчество как самоактуализация и трансцендентная самоактуализация (А. Маслоу, 1954, 1968,1971); Творчество, как спонтанное поведение и поток "тотальности", как выражение индивидуального своеобразия и уникальности (Х. Андерсон, 1965); Проявление сильного Еgo (Ф. Баррон,1969, 1990; H. G. Goug, 1979; L. Briskman, 1980; D.M. Harrington,1981, G.F. Feist, 1999); Творчество как саморазвитие и самоусиление личности  (Р. Мэй, 1975; В.Ф. Овчинников,1984; Н. Роджерс, 1990; Ф. Баррон,1990); Творчество как «жизнетворчество» (Л.В.Сохань и др.1982,1985,1988).  

Творческая активность  как реализация специфических свойств и черт личности. 
Проявление творческого  интеллекта
(Л.Л. Терстоун, 1952); Творчество как свойство интеллекта: трехмерная модель интеллекта (Дж. Гилфорд, 1956, 1959, 1975); Гипотеза интеллектуального порога (J. W. Getzels,  P. W. Jackson, 1962, Е.Торренс, 1962, 1974, Дж. Гилфорд,1973; J. S. Renzulli,1986); Теория множественного интеллекта (Г. Гарднер, 1983), Структура творческой одаренности (А.М. Матюшкин, 1989); Триархическая (трехкомпонентная) теория интеллекта (Р. Стернберг, 1995);  Эмоциональный интеллект и творчество (J.D., Mayer,  P. Salovey, 1997);  Пять видов связи между интеллектом и творчеством (L.A. O'Hara,  R.J. Sternberg, 2000); Структура творческого интеллекта: интуиция, воображение, инновация, вдохновение (A.J. Rowe, 2004).

Взаимосвязь эмоций и творчества. Целостное эмоциональное самоосуществление индивидуальности (Т. Рибо,1906; J. Rossman, 1931; A. Lowen, 1970); Фасилитирующее влияние эмоций на мыслительные процессы и творческую деятельность (R.S.Lazarus,  1991; A. Abele,1992, 2001; T.P. Palfay, P. Salovey, 1993;  G. L. Clore, N. Schwarz, M. Conway, 1994; M.P.Shaw, M. Runco, 1994; H.E.Hruber, 1995; S.T.Murphy, 2001; J.D. Mayer, 2001). Влияние эмоций на легкость ассоциаций (A.M. Isen, 1987); на активность фантазии (M. Eckblad, L.J. Chapman, 1986; D. Schuldberg, 1990); гибкость и широту мышления (A.M. Isen, M.S. Johnson, E. Mertz, G.F. Robinson, 1985, T. Amabile, 1985, 2005; A.M. Isen, K.A. Daubman, G.P. Nowicki, 1987; B.L. Fredrickson,1998, 2001; T. M. Amabile, S. G. Barsade , J. S. Mueller, 2005). Эмоциональное творчество как переживание и выражение оригинальных, аутентических эмоций (J. R. Averill, C. Thomas-Knowles, 1991); Связь игры, эмоций и творчества (S.W.Russ, 1993, 2009); Модель эмоционального резонанса (T. Lubert, I. Getz, 1997). Стимулирующее влияние на творчество негативных эмоций и настроений (A. M. Walker, R. Koestner,  A. Hum, 1995; M. Runco, 1999; Z. Ivcevic, M. A. Brackett, J. D. Mayer, 2007); Взаимоотношение между эмоциями и творчеством по модели инвертированной U–образной кривой (K. James, M. Brodersen, J. Eisenberg, 2004). Эмоции в художественном творчестве (G.J. Feist, S.Z. Dudek, R. Richards, K.A. McCarthy, 1999); Влияние позитивных  эмоций и настроений на творчество (M. Csikszentmihalyi, 1975, 1996; N. H. Fridja, 1986; G. Kaufmann, S. Vosburg,1997; G. Kaufman, 2003; E. R. Hirt, E. E. Devers, S. M. McCrea, 2008). 
Взаимозависимость творчества, самодетерминации и внутренней мотивации. (E. Deci, 1971,1975; M. Ross,1975; М. Чиксентмихайи, 1975,1996; T. Amabile, 1976,1983,1996; J. Condry, 1977; E. L Deci, R.M. Ryan, 1985,1987; B.J. Zimmerman, 1985; R. Eisenberger, S.Armeli,  J. Pretz, 1998; T.M. Amabile, K.G. Hill, B. A. Hennessey, E.M. Tighe,1994; K.M. Sheldon,1995; M.A. Collins, R.S. Nickerson, 1999; R.J. Sternberg; T.I. Lubart, 1999; B.A.Hennessey, 1999; G.J. Feist, 1999; R. Eisenberger, L. Rhoades, J. Cameron, 1999; G.B. Moneta, F.H.Y. Wong, 2001; R. Eisenberger, L. Shanock, 2003; M. Mumford, 2003. Теория самодетерминации (E. Deci, R.M. Ryan, 2000, 2008; M. Vansteenkiste, W.Lens, E. Deci, 2006; K.M. Sheldon,T. Kasser, 2008; H. Weisberg, 2010; B.A. Hennessey, T. Amabile, 2010; Внутренняя мотивация, увеличивающая оригинальность, но не полезность (A.M., Grant, J.W. Berry, 2011).

Проявление специфических черт личности.  (С.M. Cox,1926; A. Roe, 1952, 1958; R. B. Cattell, J. E. Drevdahl, 1955; C.W. Taylor, 1958; D.W. MacKinnon, 1962; F. Barron, 1963, A. Маслоу, 1970; R. B Cattell, 1971; G. Domino, 1970,1979; P. Kline, C. Cooper, 1986; H.J. Eysenck, 1993:  G.J. Feist,1998; J.A. Plucker, J.S. Renzulli, 1999; L. Sundarajan, 2004; B.S. Folley, 2006; M. Batey, A. Furnham, 2006; C.G. Boeree, 2006;  G. Burch, 2006; R.J. Stenberg, 2006; М.Ранко, 2007; B. W. Roberts, D. Mroczek, 2008;  G.J. Feist, J. Feist, 2009; Z. Ivcevic, 2009). 
Черты творческой личности: Открытость новому опыту: R. R. McCrae, 1987,1994; G.J. Feist, 1987; гибкость: H.G. Gough, 1961, 1979; G.J.  Feist, F. Barron, 1996; стремление к новизне: J. P. Houston, S. A Mednick; амбициозность, стремление к достижениям: B. S. Bloom, 1956; R. S., Mansfield, T. V Busse, 1984; S. Z. Dudek, 1991; толерантность к неопределенности: P.E. Vernon, 1970, A. Furnham,1994; независимость: A. Roe, 1952; Ф. Баррон, 1968, M.B. Parloff ,1968;  R. Helson, 1971; нонконформизм: W. B. Hall, D. W MacKinnon, 1969; доминантность, самоуверенность:R.H. Van Zelst,  W. A. Kerr, J. A. Chambers, 1964; K.E. Kelly, 2005; склонность к риску: Р. Стернберг, Т. Любарт, 1995;  настойчивость и выносливость: J. Rossman, 1931, Р. Стернберг, 1999;  K. H. Kim, 2004; J.A. Glover,1989; R.W. Weisberg, 1993; M.I. Stein, S.J. Heinze, 1990; патологические черты, психотизм (K. O. Götz, K. Götz,1979; G.J. Feist,1989; R., Richards, D. K Kinney;  Г.Айзенк,1993, 1994; E. Woody, G. Claridge; G.Burch, D.R. Hemsley, Ch. Pavelis, Ph. Corr, 2006; R.A. Chavez-Eakle, M. Lara, A. Cruz-Fuentes, 2006). Проявление парадоксальной  и диалектической структуры личности (A. M. Biondi, S. J. Parnes;  М. McMullan, 1976; М. Чиксентмихайи, 1996). Творчество и черты личности  Большой пятерки (G.J. Feist, 1998; U. Wolfradt, J. E. Pretz, 2001; E.N. Cholas, N.R. Perri, M. Brodersen, 2005; M. Batey, A. Furnham, 2006; Z. Ivcevic, M. A. Brackett, J. D. Mayer,2007; P.J. Silvia, 2008; A. Furnham,  V. Bachtiar, 2008; M. Batey, 2009). 

5. Творческий диалог, любовь и эмпатия

Продуктивный диалог и майевтика - метод содействия рождения нового знания (Сократ, 5 в. до н.э.); Эрос, любовь и влечение к подлинно Прекрасному (Платон, 5-4 вв. до н.э.;  Плотин, 3 в. н.э.);  Любовь как фундаментальный принцип Бытия (Мон-цзы, 5 в. до н.э.); Пробуждение творчества с помощью коанов и притч-вопросов (Эйсай, 12-13 вв.);  Гуманность (дзин) как творческий принцип: непосредственная связь между гуманностью в людях, творческим взаимодействием между людьми и процессом порождения в природе (Кайбара Эккен,1708); Творчество как развивающее общение, любовь и страсть (Л. Фейербах,  1843); Агапическая, заботливая  и творческая любовь, как принцип развития  и эволюции (Ч. Пирс, 1893); Взаимопомощь как фактор эволюции (П. А. Кропоткин, 1902);  Теория социального действия и социогенная теория творчества (М. Вебер, 1904); Универсальная энергия жизни: либидо (З. Фрейд, 1905), оргонная энергия (В. Райх, 1927);  «Консубстанциональность», тождество субстанциональных деятелей внутри творческой силы (Н.О.Лосский, 1917); Диалог как свободная, плодотворная, порождающая активность (М. Бубер, 1923), Подлинно реальная, всемогущая творческая сила любви (С.Л. Франк,1924); Проявление диалектического Эроса, “ars amandi, искусство любви” (Б.П. Вышеславцев, 1931), Тождество любви и творчества (Н.А. Бердяев, 1931); Коммуникация и "бытие с другими" как изначальный феномен человеческого бытия (К. Ясперс, 1935); Творчество как любовь продуктивная и созидательная сила ( Э. Фромм, 1956); Результат отношений субъекта со средой и другими людьми (V. Lowenfeld, 1957); Творчество как любовное приключение с миром (Ph. Greenacre, 1957); Результат открытости миру, встречи и активных взаимоотношений с ним (G. Schachel, 1959); Взаимоотношения между индивидуумом и материалами, людьми, обстоятельствами (К. Роджерс, 1962); Проявление диалогического сознания (М. Бахтин, 1964); Сотворчество автора и читателя, интерактивность как воздействие реципиента на художественный объект (Р. Барт, 1971); Диалогическая природа мышления, творчества и культуры (В.С. Библер, 1975, 1990); Коллективное творчество и эффект фасилитации (А. Осборн, 1952, E. Necka,1985);  Встреча человека и его мира (R. May, 1975);  Творчество как способность задавать вопросы (C.J. Kasperson, 1978;  J.A. Glover, 1979; N.L. Artley, R. Van Horn, D.D. Friedrich, J.L. Carroll, 1980);  Творчество как функция трансанктных отношений между индивидом и окружением ("Contricipation") (M. Stein,1974);  Социальный контекст творчества: теория конвенциональности творческого продукта (T. Amabile, 1982, 1996); Бесконечно изменяющееся чередование “восприятия и ответа” (Р .Вайсберг,1986); Взаимодействие с экспертами, профессиональной сферой и культурой (M. Csikszentmihalyi, 1988; H. Gardner, 1993); Творчество как процесс влияния (Д. Саймонтон,1988); Процесс сотворчества в научном открытии, резонанс и совместное создание смыслов (D.E. Rumerhart, 1990, 1996); Сообщества создающие знания: коммуникация сфокусированная на создание теорий, решений, открытий (C. Bereiter, M. Scardamalia, 1993); Творчество как диалог и взаимное участие (D. Bohm, 1992,1996); Сотворчество, взаимность, встреча и сотрудничество (Ф. Баррон,1995);  Диалог как средство духовного преображения личности» (Т.А. Флоренская, 1995); Творчество как эмпатия (Е.Я. Басин, 1999, 2000); Стимулирующее влияние на творчество «Систем групповой поддержки» Group Support Systems (GSS) (E.L. Santanen, R.O. Briggs, G.J. de Vreede, 2000, 2006); Трансформативные высказывания, меняющие отношения между участниками диалога (М .Эпштейн, 2004);  Диалог как форма и средство научного творчества (А.С. Майданов, 2008).

Творчество как диалог с полисферной средой: Влияние на креативность семейных условий: (D. M. Harrington, J. H.Block, 1987, M.D.Mumford, S.B. Gustafson,1988, J. Lautrey, T.I. Lubart,1998); школьной среды (R.J. Sternberg, T.I. Lubart, 1991, S.Z. Dudek, M. Strobel, M.A. Runco,1993;  профессиональной среды: W.M. Williams,  L.T. Yang, 1999, I, Getz, A.G. Robinson, 2003; технологической среды: T. Proctor,1999, M. Edwards, 2000, T. Lubert,2003; социо-культурной среды: A.M. Ludwig,1992;  М. Чиксентмихайи, 1988, 1996;  D.K. Simonton,1997, R.J. Sternberg, J.C. Kaufman, J.E. Pretz, 2002, R. Florida, 2002; E. Rudowicz, 2003; K. Coessens, 2006; M. Stern, S. Siefert, 2002; T. Paris, 2007; организационной культуры: Модель соответствия (The Fit Model) актуализация творческого потенциала сотрудников  в организационной культуре конгруэнтной их ценностям, интересам (B.W. Schneider, 1975, 2001); W. M. Cohen, D.A. Levinthal; C.A. O’Reilly, 1991; F. Damanpour, 1991; D.A. Levinthal, J. G. March, 1993; T. Amabile, 1996, 2000; M.A. Glynn, 1996; S.G. Scott, R.A. Bruce, 1994; S.L. Brown, K. M. Eisenhardt, 1998; A. H. Van de Ven, E.D. Polley, R. Garud, S. Venkataraman, 1999; K. E. Weick, 2000; A.E.M. Van Vianen, 2000; M.A. West, 2002; E. Miron, M. Erez, E. Naveh, 2004); Теория творческого лидерства: способность производить изменения (G.J. Puccio, M.C. Murdock, M. Mance, 2007); Оптимальные сетевые связи, стимулирующие творчество (J.E. Perry-Smith, 2006; M. Baer, 2010).

С.Л.Марков

Творческий Абсолют

Сайт о психологии творчества
------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Творческие люди

Творческий Абсолют

Творчество

Креативный менеджмент

 

Тесты и материалы

Развитие остроумия

Творческая экзистенция

Работы авторов

 

Добавить работу

О проекте

Творчество в таблицах

Мифы о творении