В конце 12 века в Японии, на основе проникшего из Китая чань буддизма, созрело самобытное учение дзэн, которое было представлено двумя школами Риндзай и Сото, первая из которых была создана Эйсаем (1141–1215) на основе чань-буддистской школы Линьцзи, основоположником которой выступил Линьцзи Исюань (810\815 — 866\867), а вторая Догэном (1200–1253), который опирался на чань-буддистское учение Цаодун, заложенное Дуньшанем в IX веке. Таким образом японский дзэн, как и предшествующий ему чань-буддизм были самым тесным образом связаны с даосизмом, с его фундаментальными идеями динамичной порождающей пустоты, гармонии с природой и спонтанности.
С.Л. Марков
Эстетические идеалы и категории японского искусства, выражают основные принципы художественного мировоззрения дзэн-буддизма и выступают как модусы отражения и способы видения открывающейся реальности. В то же время они проявляются как формы переживания изначальной красоты (фуга-но макото), а также как художественные приёмы и средства выражения духа вещей.
Подробнее: Художественные принципы и эстетические идеалы дзэн-буддизма
Дзогчен: видение, медитация и действие
С.Л. Марков
Дзогчен представляет собой практическое учение, одну из наиболее развитых и совершенных традиций древнейшей школы тибетского буддизма Ньингма и национальной религии Бон. Само слово Дзогчен (от тиб. дзог – завершенность, чен – полное) «полная завершенность», означает великое совершенство, которое одновременно является предельным изначальным состоянием каждого человека и самой реальности, спонтанно раскрывающееся в живом, недвойственном присутствии и в созерцании.
С.Л. Марков
Чань представляет собой, сложившуюся в начале 6 в. самостоятельную школу китайского буддизма, интегрирующую учение махаяны с базовыми положениями китайской философии и сосредотачивающуюся на созерцательной и медиативной практике. На приоритет психопрактики в данной школе указывает само ее название, так как слово чань, представляющее первый иероглиф «чань-на» (санскр. «дхьяна», яп. дзэн.) означает созерцание, отстранённость, медитацию, «медитативной состояние» или «чань дин» - «сосредоточение» и «поглощенность».
Чаньская поэзия и живопись эпохи Сун (960 - 1279)
С. Л. Марков
В Сунскую эпоху, делящуюся на периоды Северная (960 – 1127) и Южная Сун (1127 – 1279), продолжился период расцвета китайского искусства, внутри которого окончательно сформировалась чаньская поэзия, выдающимися представителями которой были поэты, которые прямо или опосредованно руководствовались в своем творчестве идеями чань-буддизма: Су Ши (1037—1101), его ученики Хуан Тин-цзянь (1045—1105), Чжан Лэй (1054—1114), чань-буддийские монахи-поэты Хун Цзяофань (1071—1128), Хун-чжи Чжэн-цзюэ (1091-1157), а в период Южная Сун - Лу Ю (1125 — 1210), Фань Чэн-да (1126—1193) и Ян Вань-ли (1127-1206). В это же время была окончательно, как самостоятельный художественный феномен, сформирована чаньская живопись, славу которой принесли Су Ши (1037 – 1101), Ми Фу (1051—1107), Ли Тан (1050 – 1130), Лю Суннянь (ок.1150 — после 1225), Ма Юань(ок.1160-1225) и Ся Гуй (ок. 1180—1230) и особенно буддийские монахи-художники и живописцы Ши-кэ (10в.), Лян Кай (1140 - 1220) , Инь Юй-цзянь (1127-1219) и Му Ци (ок. 1210—1270).